Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

15 лет факультету клинической психологии СПбГПМУ

Аверин В.А. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

 

 

Аверин Вячеслав Афанасьевич

Аверин Вячеслав Афанасьевич

–  доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, ул. Литовская, 2, Санкт-Петербург, 194100, Российская Федерация. Тел.: +7 (812) 596-34-00.

E-mail: klin_psy@gpma.ru

 

Аннотация. Дана краткая история становления и развития факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Описывается структура факультета, связи с лечебно-научными подразделениями города, обеспечивающие профессиональную подготовку студентов. Приводятся данные о результатах учебно-научной деятельности.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В свое время академик Б.Г. Ананьев, размышляя о месте психологии в системе других наук, писал, что «практическая потребность в управлении ресурсами и резервами целостного человека привела к сближению различных прикладных дисциплин» [1, с. 90]. Особое место среди них принадлежит медицинской науке, ее новым междисциплинарным связям с различными отраслями психологии и прежде всего с медицинской психологией.

Возникновению этих связей, по мнению Б.Г. Ананьева, способствует углубление понимания «относительности границ между гигиеной и воспитанием, оздоровительно-восстановительной практикой и формированием человека, психотерапией и социально-педагогическими воздействиями» [Там же. С. 91].

Осознание углубления связей между медициной и психологией привело к пониманию необходимости подготовки специалиста-психолога широкого профиля, способного в своей практической и научной деятельности решать комплекс задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию его психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Приказом Министерства образования РФ № 368 от 02.03.2000 г. была утверждена специальность «Клиническая психология», а уже 1 сентября этого же года в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии — первой среди медицинских вузов страны — была начата подготовка специалистов по специальности 030302.65 — «Клиническая психология». В этой связи следует особо подчеркнуть роль ректората и, прежде всего, ректора Академии профессора В.В. Левановича, горячо поддержавшего идею создания факультета и активно участвующего в развитии факультета во все годы его существования.

В основу создания факультета были положены результаты многолетнего опыта кафедры психологии и педагогики Ленинградского педиатрического медицинского института. С целью реализации новых учебных и научных задач решением Ученого Совета Академии от 4 апреля 2000 г. кафедра психологии и педагогики была преобразована в кафедру общей и клинической психологии. Силами преподавателей этой кафедры, а также других кафедр Академии и приглашенных педагогов и ученых из СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, НИПИ им. В.М. Бехтерева и других учебных и научных учреждений города в сентябре 2000 года началась подготовка специалистов — клинических психологов. Первый набор студентов на факультет клинической психологии составил составил 20 человек.

С момента организации факультета основной задачей являлось создание и реализация образовательного маршрута студентов с акцентом на естественнонаучную и гуманитарную подготовку будущих специалистов с целью формирования у них антропоцентрического или личностно-ориентированного мировоззрения. Избранная методология подготовки студентов обусловила последующее развитие факультета.

Следующим шагом в его развитии стало образование в 2003 году кафедры клинической психологии, ставшей первой выпускающей кафедрой, обеспечивающей подготовку студентов по ряду специальных дисциплин и дисциплинам специализации. Приоритетным направлением в работе кафедры является изучение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, обеспечивающих гармонизацию психического развития личности. Практическая работа кафедры предполагает охрану здоровья, психологическую профилактику и реабилитацию подрастающего поколения. Специалисты кафедры проводят исследования в области патопсихологии, психологии аномального развития, психологического консультирования и психокоррекции.

В свою очередь, кафедра общей и клинической психологии была преобразована в кафедру общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин. Научно-исследовательская деятельность кафедры связана с изучением психологических особенностей развития детей и подростков. Значимость этой проблемы обусловлена спецификой профессиональной подготовки специалистов в рамках педиатрической медицинской академии. Знание психологии детства формирует гуманистическое мировоззрение и способствует профессиональному становлению будущих специалистов. Важным направлением научной работы является изучение роли и значения психологических факторов в формировании патологии ребенка. Особый акцент в работе кафедры сделан на медико-биологический аспект изучения психологической проблематики. Кафедра обеспечивает учебный процесс по циклам гуманитарных, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

С учетом специфики педиатрической медицинской академии вполне естественным стал и выбор первой специализации в пользу «психопрофилактики, психокоррекции и психотерапии детей и подростков».

Первыми клиническими базами факультета стали клиники детской клинической больницы Академии, другие лечебные, научные и образовательные учреждения города.

В 2007 г. была образована кафедра психосоматики и психотерапии. В разные годы существования кафедры ее научная работа была направлена на изучение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, психосоматической патологии, а также тревожных расстройств детей. Много внимания уделяется специалистами кафедры вопросам семейного консультирования и семейной психотерапии, создаются условия для формирования клинического мышления будущих психологов. Кроме того, кафедра осуществляет учебный процесс по ряду специальных дисциплин и дисциплинам вновь открытой специализации — «Психология кризисных состояний и переживаний». Одновременно с этим в структуре детской клинической больницы был образован психотерапевтический кабинет для психологического обеспечения лечебного процесса в клиниках больницы, а также для образовательного процесса со студентами факультета.

В связи с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения (Приказ Минобрнауки № 2057 от 24.12.2010 г.) с сентября 2011 г. была начата подготовка студентов по следующим двум специализациям: «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье» и «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях». Выбор данных специальностей был не случаен, так как перечень рекомендуемых в стандарте дисциплин в значительной мере совпадал с уже преподаваемыми по прежним специализациям дисциплинами.

В 2013 г. по инициативе Министерства здравоохранения РФ Университету было предложено начать подготовку по новому для него направлению — специальное (дефектологическое) образование, профиль «логопедия». После прохождения лицензионной процедуры и получения лицензии в 2013—2014 учебном году на факультете был осуществлен первый набор студентов по программе бакалавриата. Поскольку Университет имеет соответствующую лицензию, предполагается в 2017—2018 учебному году начать подготовку по программе магистратуры. Руководителем этого направления учебной деятельности является к.м.н., д.психол.н., профессор Корнев А.Н. — хорошо известный в стране и за рубежом специалист в области патологии речи.

Особое внимание на факультете с первого дня его образования уделялось и уделяется научно-исследовательской деятельности студентов. Успешной реализации научной работы в стенах факультета способствует наличие богатого библиотечного фонда. Организованная практически с нуля, сегодня библиотека факультета насчитывает более 10 тысяч экземпляров книг. Студенты и преподаватели могут знакомиться с более чем 40 периодическими изданиями, выписываемыми библиотекой. На факультете учитывается специфика психологического образования, а потому предусмотрен специально оборудованный класс для проведения тренингов с необходимой видеозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой. Факультет располагает компьютерным классом с выходом в Интернет, а все учебные аудитории обеспечены мультимедийной аппаратурой.

Алгоритм научно-исследовательской подготовки студентов включает несколько направлений. Первое из них — участие в работе студенческого научного общества. На протяжении многих лет в рамках ежегодной вузовской студенческой конференции работает секция клинической психологии, на которой, как правило, студенты факультета представлены 8—12 докладами. Второе направление — это участие студентов в научных конференциях других вузов, а также конференциях, проводимых под эгидой Санкт-Петербургского психологического общества. Наконец, третье и, пожалуй, самое важное направление — это написание студентами курсовых и дипломных работ. Важным требованием, предъявляемым деканатом факультета к курсовым работам 3-го курса, является обязательная эмпирическая часть, выполненная по результатам обследования основной и контрольной групп. Еще одно пожелание деканата при выборе студентом темы исследования — это пролонгированный характер исследования, которое продолжается в рамках курсовой работы на 4-м курсе и завершается выпускной квалификационной (дипломной) работой. Подобная организация научно-исследовательской работы позволяет студенту провести полноценное исследование заявленной темы. Некоторые темы потом переформулируются в темы кандидатских диссертаций. В подтверждение этого приведу выдержки из отчета Председателя ГАК профессора С.Л. Соловьевой по результатам первого (2005 г.) выпуска студентов факультета: «Многие выпускные работы содержали в себе элементы научной новизны, а некоторые, как например, дипломы В.С. Тихомировой «Выявление депрессивных проявлений у детей с детским церебральным параличом», Л.Б. Павловой «Образ «Я» и его влияние на систему отношений со значимыми другими у подростков-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата», Е.А. Полоухиной «Влияние наличия ребенка-инвалида на брачно-супружеские отношения», С.А. Куликовой «Разработка и экспертиза программы психологического сопровождения беременных женщин» выполнены на хорошем современном уровне кандидатской диссертации». Такая же высокая оценка была дана в 2006 г. (второй выпуск) диплому А.В. Тагильцевой «Внутренняя картина болезни сексуального здоровья у женщин с сексуальными дисфункциями».

Следует отметить, что все названные студенты стали аспирантами или соискателями факультета или других научных учреждений и по окончании аспирантуры успешно защитили кандидатские диссертации в 2009—2010 гг. На сегодняшний день уже 10 выпускников факультета защитили кандидатские диссертации [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Всего защищено 12 кандидатских диссертаций. Подобный результат говорит о правильности избранного на факультете пути учебной и научно-исследовательской подготовки студентов.

На факультете имеется лицензированная аспирантура по четырем научным специальностям: 19.00.04 — медицинская психология, 19.00.07 — педагогическая психология, 19.00.10 — коррекционная психология и 19.00.13 — психология развития. Акмеология.

Тематика курсовых, дипломных работ и тем кандидатских диссертаций позволяет определить основные научные направления, формируемые на факультете. Во-первых, это «Психология психосоматических расстройств у детей», во-вторых, «Проблемы психосексуального развития и формирования гендерной идентичности», в-третьих, «Вопросы кризисной психологии детства», в-четвертых, «Клиническая логопатология детского возраста».

Наряду с этим студентами выполняются работы по нейропсихологии детского и подросткового возраста, перинатальной психологии и психологии раннего возраста, по психологическим аспектам абилитации детей с особыми нуждами.

Важнейшей частью профессиональной подготовки клинического психолога является его практическая подготовка, осуществляемая в рамках учебных практикумов и практик. Руководителями производственной и педагогической практиками являются к.психол.н., доцент кафедры клинической психологии Н.В. Козина и к.п.н., доцент кафедры общей и прикладной психологии Е.Р. Зинкевич. Практическая деятельность студентов реализуется на клинических базах факультета, в числе которых: Детская клиническая больница Педиатрической Медицинской Академии, Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Институт мозга человека Российской Академии Наук, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов имени Г.А. Альбрехта, «Психиатрическая больница» № 3 им. И.И. Скворцова-Степанова, «Городской центр восстановительного лечения с психоневрологическими нарушениями», Наркологическое отделение детской инфекционной больницы № 3, «Специализированный дом ребенка» № 316 (психоневрологический), «Родильные дома» № 9, № 15», «Центр психолого-медико-социального сопровождения» Выборгского района, «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VI вида) № 9», «Средняя общеобразовательная школа № 594» Московского района. Все это позволяет получить на выходе квалифицированных специалистов, пользующихся спросом у работодателей.

Работа факультета клинической психологии направлена на реализацию долгосрочных инвестиций в образование, социальное и психическое здоровье подрастающего поколения. Как образовательная система факультет имеет свой особый имидж, основанный на идеи педагогического сотрудничества, подразумевающий диалог представителей разных профессиональных школ, что способствует реализации общих образовательных целей, улучшает качество подготовки студентов, создает вектор их личностного и профессионального развития.

 

Литература

1.   Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1968. – 339 с.

2.   Еганян Ш.А. Эмоционально-личностные особенности девочек-подростков с расстройствами гинекологической сферы: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2011. – 22 с.

3.   Зинченко А.И. Влияние психологического ресурса ВИЧ-инфицированных на способность организма противостоять заболеванию: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2009. – 24 с.

4.   Иванов Г.В. Алгоритмическое и программное обеспечение систем диагностики компетенций: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2015. – 24 с.

5.   Капланская И.Л. Взаимосвязь типа семьи, психологических особенностей родителей и детей 7–10 лет, страдающих тревожно-фобическими расстройствами: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013. – 22 с.

6.   Куликова С.А. Реакции эмансипации у подростков с наркозависимостью: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2010. – 22 с.

7.   Павлова Л.Б. Влияние гипогликемических состояний на личностные особенности и систему отношений детей препубертатного возраста и подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2009. – 24 с.

8.   Полоухина Е.А. Влияние наличия ребенка-инвалида в семье на характер брачно-семейных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2009. – 24 с.

9.   Романов А.М. Особенности эмоциональной сферы у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 19 с.

10.   Тагильцева А.В. Внутренняя картина сексуального здоровья у женщин с сексуальными дисфункциями: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2010. – 24 с.

11.   Тихомирова В.С. Психологические особенности матерей детей дошкольного возраста с церебральным параличом: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013. – 22 с.

 

 

Ссылка для цитирования

Аверин В.А. 15 лет факультету клинической психологии СПбГПМУ // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – N 5(34) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р вЂ™ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player