|
Аннотация. Цель. Обобщение результатов исследований по проблеме взаимосвязи социальной тревоги (СТ), социального тревожного расстройства (СТР) и антивитального, суицидального поведения. Исследование роли психологических особенностей нарушения произвольной регуляции психической деятельности при социальной тревоге в формировании антивитального и суицидального поведения (АП и СП) подростков. Методы. Испытуемые — несовершеннолетние подростки Алтайского края (N = 1163). Авторские диагностические методики: 1) «Склонность к антивитальному и суицидальному поведению и сдерживающие факторы»; 2) опросник социальной тревоги и социофобии; 3) многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при социальной тревоге, а также другие опросники: 4) опросник гелотофобии (Р.Т. Пройер, В. Рух) в адаптации Е.А. Стефаненко и др.; 5) опросник СОРЕ (совладание) (Carver, Scheier и др. в адаптации Е.И. Рассказовой и др.); 6) опросник суицидального риска А.Г. Шмелева (модификация Т.Н. Разуваевой). Результаты. Исследования показали, что при СТ и СТР для человека значимо более характерны суицидальные мысли и попытки суицида, чем при других тревожных расстройствах и в норме. СТ как нарушение произвольной регуляции деятельности в ситуациях оценивания включает в себя страх осмеяния, затруднение социальных контактов, беспомощность при социальном неуспехе и играет значимую роль в формировании антивитальных переживаний, их трансформации в антивитальные действия (готовность к самоповреждению), которые характерны для подростков с высокой социальной тревогой (нарушением регуляции деятельности, опосредования эмоций). 9,9% юношей и 17,3% девушек демонстрируют планирование самовреда и 9% юношей и 15,2% девушек готовы совершать антивитальные действия. Тревога в социальных ситуациях у юношей более связана с угрозой статусу, у девушек — с угрозой разрыва отношений. Для юношей характерна зависимость самооценки от внешнего оценивания при самореализации. Девушки более склонны к антивитальным переживаниям и тревоге, но их компенсаторный стиль (поиск социальной поддержки, учет позиции другого) адаптивнее, чем у юношей (демонстрация превосходства, противопоставление). Зрелость компенсаторного стиля снижает вероятность перехода от антивитальных переживаний и действий к суицидальному поведению, поскольку служит средством регуляции психической деятельности, эмоций в ситуациях оценивания. Выводы. Первичный мотив антивитального поведения (мыслей и действий) — снижение напряжения в динамической системе нарушенной регуляции психической деятельности при тревоге оценивания, «переключение» или «выключение» навязчивого цикла неопосредованных переживаний. Постепенно происходит сдвиг «мотива на цели и цели на средство». Изначальное средство становится целью, а затем и мотивом деятельности, и антивитальное действие перерождается в суицидальное поведение, имеющее свой личностный смысл и побудительную силу намерения. Социальная тревога первоначально отражает актуальные социальные мотивы подростка, но при нарушении регуляции деятельности в ситуациях оценивания их удовлетворение затруднено. Это приводит к изменению в мотивационной сфере подростка (беспомощность, безнадежность, отказ от самореализации). По мере накопления напряжения в регуляционной системе деятельности увеличивается вероятность антивитальных действий. Ключевые слова: произвольная регуляция психической деятельности; социальная тревога; антивитальное и суицидальное поведение.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Работа выполнена при поддержке гранта РНФ (№ 14-18-01174)
Постановка проблемы Анализ основных механизмов СТ и СТР, связь с суицидальным и антивитальным поведением — цель теоретического анализа проблемы. Феномен СТ и СТР подробно изучен в ряде моделей в рамках когнитивно-поведенческого подхода. В некоторых исследованиях (Hudson, Rapee, 2000; 2010; 2007) [23; 24; 38] проверены гипотезы о важной роли генетических факторов в формировании СТР, связи СТР с другими коморбидными расстройствами, суицидальным поведением. Исследователи затрудняются назвать конкретные генетические маркеры СТР и коморбидных расстройств (Rapee, Kennedy и др., 2001; Stein, Chartier и др., 1998; 1994) [9; 10; 32]. Однако установлена связь между наличием у ребенка СТ или СТР и психическими нарушениями у родителей (депрессии, злоупотребление алкоголем, тревожные расстройства, суицидальные мысли, действия) (Lieb и др., 2000) [27]. Большое значение для целей психотерапии и психокоррекции, профилактики сопутствующей тревоге депрессии и суицидальных мыслей имеют модели СТ и СТР: модель представления о себе (Schenker, Leary, 1982) [29], модель когнитивной уязвимости (Beck, Emery и др., 1985) [14]. В модели представлений о себе (1982) обнаружено психологическое рассогласование между целью человека произвести хорошее впечатление и наличием у него сомнений в своих способностях. Тревога возникает от переживания оценки в социальных ситуациях наряду с мотивацией добиться хорошего эффекта и ощущением низкой самоэффективности [29]. В модели Beck, Emery (1985) в основе СТР рассматриваются когнитивные схемы (фундаментальные структуры — способы переработки информации). При СТР пациенты действуют в «модусе уязвимости», полагая, что подвергаются социальным угрозам, и это приводит к росту неуверенности в себе и концентрации на неудаче (механизму «самосбывающихся пророчеств») [14]. Интегративную модель предлагает рабочая группа Heimberg (Juster, Brown, Heimberg, Rapee, 1995; 1997; 2010). На основании результатов исследований, проведенных этой группой, удалось сделать вывод о том, что важным пусковым механизмом СТР выступает «сенсибилизация посредством воздействия окружающей среды» (научение) [16; 22; 28]. Пытаясь придерживаться перфектного поведения, человек неизбежно понимает, что оно невозможно (Stopa, Clark, 1993) [33]. Ожидание угрозы еще больше подкрепляет представление об опасности ситуаций взаимодействия («порочный круг»). Наиболее разработанной на данный момент представляется модель Clark, Wells (1995) [20], Clark и др. (2002) [19], в которой учтены не только когнитивные, но и метакогнитивные переменные, исследована роль когнитивной регуляции (переработки информации) при СТ/СТР. Особое место в модели занимает изучение феномена восприятия себя со стороны «третьего лица», воспринимаемого образа себя «в глазах окружающих» (самофокусировка внимания), вторичное восприятие тревоги и ее признаков как «опасных», «осторожного» поведения, роли искаженных когнитивных допущений. Тревога в ситуациях может быть настолько сильна, представления о воспринимаемых другими симптомах тревоги (покраснение и др.) могут быть столь негативными (страх осмеяния, отвержения, критики), что человек стремится избежать участия в таких ситуациях. Стратегии избегания могут быть радикальными, так как в молодом возрасте отмечается инвертирование значимости биологических и социальных потребностей (суицидальное поведение). В культурно-деятельностной модели СТ и СТР учитывается роль затруднений в протекании регуляционных процессов в значимых ситуациях. Нарушение целевой регуляции деятельности в ситуациях оценивания — первичный фактор, вторично изменяющий мотивационно-личностную основу деятельности (синдромно-факторная патопсихологическая модель, Сагалакова и др., 2014) [5; 8]. В ходе исследования (Kessler и др., 1994; Kessler, Merikangas, 2004) [25; 26] возникновения мыслей о суициде и частоты попыток суицида при СТР (диагноз по критериям DSM-III-R) испытуемым были заданы вопросы: «Вы когда-нибудь серьезно задумывались о самоубийстве?»; «Вы когда-нибудь пытались покончить жизнь самоубийством?». При нечеткости критериев постановки диагноза СТР удалось проследить только тенденцию к значимой взаимосвязи параметров (Sareen, Houlahan, Cox и др., 2005; Sareen и др., 2005) [11; 13]. Диагностированное по критериям модифицированной DSM-IV СТР было значимо связано с вероятностью возникновения обеих переменных (суицидальные мысли и попытки), даже при контрольном сравнении с другими тревожными расстройствами (Cougle, Keough, Riccardi и др., 2008) [12]. В частности, почти 35% респондентов с СТР сообщили о суицидальных мыслях, более 14% признались в попытках суицида. Расхождение в результатах состоит в том, что Sareen, Houlahan и др. (2005) [11; 13] при анализе взаимосвязи учли «ковариату» («три диагноза и более») (Cougle и др., 2008) [12]. Исследование связи СТ и суицидального поведения было проведено и на базе центра психического здоровья и заболеваемости в Нидерландах (Bijl, van Zessen и Ravelli, 1998) [15]. Данные 7 076 взрослых в возрасте 18—65 лет вводили в компьютерную версию опросника CIDI (WHO WMH-CIDI) с целью выявления соответствия критериям диагностики DSM-III-R (Sareen, Cox и др., 2005) [11; 13]. Возникновение мыслей о суициде и попытках суицида в течение жизни оценено с помощью следующих вопросов: «Вы когда-нибудь чувствовали себя настолько плохо, что думали о том, чтобы совершить самоубийство?»; «Вы когда-нибудь пытались покончить жизнь самоубийством?». СТР оказалось значимо связано с возникновением мыслей о суициде, даже после корректировки демографических переменных и устранения из анализа других психиатрических диагнозов. Ровно 25% испытуемых, которых посещали мысли о суициде, соответствовали критериям СТР. У более 27% респондентов, подтвердивших факт попытки суицида, было диагностировано СТР, только 7% отрицали наличие таковой. Диагноз СТР увеличивал вероятность новых эпизодов суицидальных мыслей. Nepon, Belik, Bolton и Sareen (2010) изучили сочетание попыток суицида и тревожных расстройств у 34 653 взрослых, участвовавших в национальном эпидемиологическом обследовании на втором его этапе по поводу алкогольной зависимости (2004—2005 гг.) [34]. Для оценки вероятности возникновения попытки суицида им был задан вопрос: «Вы когда-нибудь совершали попытку самоубийства в течение жизни?». СТ и СТР оказались в значительной степени связаны с вероятностью попытки самоубийства, даже с поправкой на социально-демографические факторы и наличие других диагнозов. Для респондентов характерна высокая вероятность суицидальных мыслей при СТ и СТР, а вероятность попыток самоубийства объясняется наличием у них коморбидных расстройств (Wenzel и Jager-Hyman, 2014) [36]. Необходимость профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте, которому свойственны переживания социальной тревоги, застенчивость и неуверенность в себе, доходящие до субклинических и клинических форм, нарушающих адаптацию, связана с попытками обнаружить склонность к аутоагрессивным тенденциям на ранних стадиях зарождения такой направленности личности и поведения подростка. Для этого необходимо оперировать понятиями, квалифицирующими динамику формирования суицидальной направленности личности: от антивитальных переживаний и действий как способов снизить напряжение в системе регуляции эмоций (и их закрепления) к суицидальным приготовлениям и действиям как особой целевой и мотивированной деятельности либо как результату накопления неразряжаемого напряжения, когда антивитальные действия уже не дают эффекта «разгрузки» аккумулированного аффекта [5; 7; 8]. Проблема исследования психологии АП — антивитального поведения (переживаний и поступков) — диктуется высокой вероятностью риска перехода от АП к СП (суицидальному поведению) у подростков и риском выбора радикальных форм избегания ситуации. Дефиниции «антивитальное» и «суицидальное» поведение не идентичны, но взаимосвязаны. Необходимо исследовать закономерности формирования АП и СП в рамках системного культурно-деятельностного подхода в психологии [3; 8], объясняющего механизмы дисрегуляции психической деятельности подростка. Мы исследовали психологические механизмы формирования АП у современных подростков. До формирования СП у подростка обнаруживаются антивитальные переживания и он предпринимает действия. Антивитальные переживания связаны с потерей смысла жизни, беспомощностью и безнадежностью (А.Г. Амбрумова) [1; 7]. На этом этапе подросток переживает невозможность удовлетворения значимых социальных потребностей, что сопровождается выраженной социальной тревогой. Антивитальные поступки — следующий этап антивитального поведения (действия, направленные против биологических потребностей, но еще не имеющие самостоятельной смысловой основы (Б.В. Зейгарник и др.) [1; 3]). Это способы снизить напряжение в системе регуляции деятельности в социальных ситуациях. Идет постепенное накопление напряжения в системе регуляции аффекта, при этом не сформированы адаптивные средства его «разряжения» [7; 11; 17; 18; 30; 38]. Значимые ситуации в подростковом возрасте — ситуации общения в группе, установления личностных контактов, в которых реализуются социальные мотивы. Суицидальная деятельность сопряжена с постепенным перерождением антивитального действия (первоначальное средство снижения напряжения в динамической системе регуляции) в целевую, а затем и мотивационную плоскость деятельности (истинный суицид, мотив — лишение себя жизни), имеющую смысл и побудительную силу [7; 8]. Суицидальное поведение также может выступать импульсивным способом «разгрузки» аккумулированного аффекта, когда антивитальные действия уже не дают такого эффекта (возникновение патологического мотива) [1; 7]. Пример (2015). Юноша семнадцати лет, находящийся в неблагоприятной социальной ситуации (дисфункциональная неполная семья, конфликты в отношениях с девушкой, несформированные компенсаторные механизмы, отсутствие психологической поддержки, фрустрация мотива профессионального интереса), учащийся училища Алтайского края. До того как совершить попытку суицида, он замыкается в себе, переживает бесперспективность, фрустрацию социальных потребностей (аффилиация, признание), постепенно начинает производить самоповреждения (порезы на руке), через некоторое время в аффекте гнева и беспомощности (невозможности изменить ситуацию, опосредствовать аффект) разбивает руку о стену, ломая кисть руки (гнев, обращенный на себя). Только после этого совершает попытку суицида (юноша перерезал вены). Впоследствии он совершает повторную попытку суицида. Дисрегуляция психической деятельности в ситуации фрустрации значимых социальных мотивов личности при переживании тревоги в отношениях с ближайшим окружением (страх отвержения, угроза социальному статусу) [17; 18], отсутствие «орудий» для опосредствования аффекта приводят к аккумуляции напряжения и переходу от антивитальных мыслей (потеря смысла, беспомощность) к действиям (самоповреждения, аутоагрессия), а затем — к суицидальному поведению (попытка суицида), повтору попытки (его закреплению) [7; 12; 13; 34; 38]. Целью эмпирического исследования выступает анализ роли психологических особенностей нарушения произвольной регуляции деятельности при СТ в формировании антивитального и суицидального поведения несовершеннолетних Алтайского края. Методы эмпирического исследования Испытуемые — подростки Алтайского края (14—17 лет), учащиеся общеобразовательных школ и училищ, техникумов (N = 1163). Тестирование проводилось онлайн с помощью авторской программы в рамках реализации программы по формированию жизнестойкости среди несовершеннолетних в Алтайском крае [7]. Для диагностики параметров применен клинический метод, метод беседы, а также метод тестирования: 1) методика «Склонность к антивитальному и суицидальному поведению и сдерживающие факторы» [Там же]; 2) опросник СТ и социофобии (нарушение регуляции деятельности в ситуациях оценивания) [8]; 3) многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при СТ (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [6]; 4) опросник гелотофобии (Р.Т. Пройер, В. Рух) в адаптации Е.А. Стефаненко и др. [2]; 5) опросник СОРЕ («совладание», «коппинг-стратегии») (Carver, Scheier [17; 18; 19; 30] и др. в адаптации Е.И. Рассказовой и др.) [4]. Обработка данных осуществлена с помощью программы SPSS 22.0, STATISTICA 8.0. Использованы методы математико-статистической обработки данных: метод таблиц сопряженности, факторный анализ, корреляционный анализ (r Пирсона), однофакторный дисперсионный анализ. Основные результаты Факторизация матрицы (метод главных компонент, поворот Varimax Normalized) данных ряда методик позволила определить структуру актуальных переживаний, мотивов и паттернов поведения в подростковом возрасте. Ряд факторов в полученной факторной структуре значимо коррелирует со шкалой СТ (нарушением регуляции в ситуациях оценивания) (см. рис. 1).
![]()
Рисунок 1. Значимые корреляционные связи шкалы социальной тревоги с
паттернами антивитальности/жизнестойкости
|
|||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|