Ковалевский П.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Танатологическая подготовка и отношение к ней
студентов-психологов

Баканова А.А. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Баканова Анастасия Александровна

Баканова Анастасия Александровна

–  доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет им. А.И. Герцена», наб. р. Мойки, 48, корп. 11, 191186, Санкт-Петербург, Россия. Тел.: 8 (812) 571-25-69.

E-mail: ba2006@mail.ru

 

Аннотация

Танатологическая компетентность является в настоящее время значимым компонентом профессиональной подготовки психологов и включает в себя 3 основных компонента: когнитивный, деятельностный и ценностно-мотивационный.

В статье анализируются результаты исследования, целью которого являлось изучение особенностей отношения к танатологической подготовке у студентов-психологов, а также определение содержания каждого компонента танатологической компетентности. В исследовании приняли участие 38 студентов старших курсов вузов Санкт-Петербурга, обучающихся по специальностям «Клиническая психология» и «Психологическое консультирование».

Исследование показало, что с возрастом у студентов происходит накопление танатического опыта, который нуждается в осмыслении и интеграции, что формирует интерес к танатологической подготовке. Примечательно в этой связи, что наличие танатического опыта у студентов может выступать как в качестве ресурсного аспекта для формирования танатологической компетентности, так и в качестве препятствующего, что делает целесообразным предварительное уточнение мотивов и ожиданий студентов от изучения соответствующих дисциплин, а также предъявляет высокие требования к обеспечению психологической безопасности образовательной среды. Важно, что наличие в образовательной программе дисциплин танатологического профиля позволяет студентам не только овладевать соответствующими знаниями, но и ориентирует их на формирование конкретных навыков психологической помощи.

Когнитивный компонент танатологической компетентности психологов должен быть направлен на расширение осведомленности в вопросах гуманитарной танатологии и танатопсихологии.

Основной целью деятельностного компонента выступает освоение навыков и технологий психологической помощи в кризисных ситуациях и ситуациях, связанных с танатической проблематикой.

Ценностно-мотивационный компонент предполагает формирование профессиональной позиции психологов при работе с темой смерти, в том числе — за счет осмысления собственного танатического опыта, проработки страхов, связанных с профессиональной деятельностью, а также поиска внутренних ресурсов, что требует подкрепления соответствующими образовательными технологиями и компетенциями преподавателя.

Ключевые слова: танатологическая подготовка психологов; танатологическая компетентность; отношение к смерти; танатическая проблематика; танатопсихология; танатология.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Актуальность обращения к теме смерти в рамках помогающей деятельности обуславливается целым рядом причин, наиболее широким контекстом для которых являются особенности современного отношения к смерти [4], которые, по мнению ряда ученых, недвусмысленно отражают состояние потери значимых духовных ориентиров, которые могли бы интегрировать представления человека о жизни и смерти в условиях интенсивного роста научного знания, информатизации и усиливающегося воздействия СМИ. Особенности современного танатологического дискурса в социокультурной практике [3] определяют, в свою очередь, необходимость социогуманитарного сопровождения танатической проблематики, которая может актуализироваться не только в кризисной, но и в нормальной ситуации развития личности.

Большинство профессионалов, работающих в сфере помогающих профессий, в разной степени сталкиваются с необходимостью обращаться к танатической проблематике (феноменам смерти, умирания, горевания). Однако профессиональная позиция в отношении смерти у большинства специалистов формируется стихийно, основываясь в большей степени на личном опыте и интуиции. За единичными исключениями, большинство образовательных программ не предполагает целенаправленного формирования профессиональной компетентности помогающего специалиста в сфере гуманитарной танатологии, оставляя это пространство человеческого опыта практически не заполненным.

В то же время целесообразность танатологической подготовки специалистов помогающей деятельности определяется, на наш взгляд, несколькими основными составляющими, — не только профессиональной, но также личностной и социокультурной [2]. Так, прояснение собственной профессиональной позиции (как устойчивой системы отношений личности к различным аспектам профессиональной деятельности) в ситуации, когда экзистенциальная данность смерти попадает в фокус внимания специалиста, является важным аспектом его психологической готовности, а значит (наряду с личной терапией и супервизией) — профилактикой выгорания и вторичной травматизации [1]. Обращение к темам жизни и смерти в процессе профессиональной подготовки позволяет личности не только определить свое отношение к экзистенциальным проблемам, но также укрепить способность совладать с трудными жизненными ситуациями и кризисными состояниями, сориентироваться во внутреннем опыте и актуализировать способность к самопомощи. Обращение к личностному значению смерти может открыть также доступ к внутреннему ресурсу оказания эмоциональной и психологической поддержки человеку, переживающему горе или тревогу перед смертью. А это, в свою очередь, не только усиливает профессиональный потенциал специалиста, но и устанавливает более тесную связь с сообществом.

Таким образом, многообразие различных танатических контекстов и необходимость взаимодействовать с ними в процессе помогающей деятельности определяет значимость владения соответствующими навыками обращения к теме смерти, совокупность которых можно охарактеризовать как танатологическую компетентность. Этот термин впервые появляется в работах зарубежных авторов (Ч. Корр, Р.А. Калиш, Х. Вэсс и др.) и рассматривается как степень овладения танатологическими знаниями, необходимыми для принятия профессиональных решений [Цит. по: 9]. В отечественной научной литературе этот термин использовался в работах Т.А. Гавриловой (2008) [6], а также в работах Юстус И.В. и Трушиной О.Ю. в контексте подготовки студентов медицинского колледжа [9; 11; 12]. Однако, анализируя проблему танатологической подготовки отечественных специалистов и, в частности, психологов, мы сталкиваемся не только с отсутствием методологии, методов и основного содержания этих программ, но также практически с отсутствием научных публикаций в этой области — она остается на уровне частных авторских курсов, основанных по большей части на вдохновении отдельных специалистов [5; 6; 8; 10]. В то же время образование по вопросам смерти (death education) стало развиваться в США, начиная с 60-х годов XX века [13; 14; 15].

Несмотря на то, что модель танатологической подготовки психологов требует тщательной проработки, как на теоретическом, так и на технологическом уровне, уже на этом этапе можно выделить основные компоненты танатологической компетентности [Приводится по: 11]: ценностно-мотивационный (личностное отношение к смерти, формируемое в процессе профессиональной подготовки), когнитивный (знание танатологии как науки о смерти) и деятельностный (как система свойств, качеств и способностей, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности). Взяв за основу предложенную структуру [9], мы поставили цель изучить некоторые особенности отношения к танатологической подготовке у студентов-психологов, а также определить содержание каждого компонента танатологической компетентности.

Методы

Для этого нами было проведено исследование, в котором приняли участие 38 студентов, среди которых — 25 студентов 4 курса (возраст от 19 до 26 лет), обучающихся по специальности «Клиническая психология», и 13 магистрантов 2-го года обучения (от 22 до 50 лет), обучающихся по специальности «Психологическое консультирование». Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» и ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет».

Из студентов, принявших участие в исследовании, 18 отметили, что в их образовательной программе присутствовали дисциплины, направленные на формирование танатологической компетентности. Среди таких дисциплин назывались: в образовательной программе магистра — «Психологическая помощь в кризисных ситуациях», в образовательной программе клинических психологов — «Танатология», «Суицидология», «Психология экстремальных ситуаций».

В соответствии с поставленными задачами была разработана анкета, которая позволила студентам высказать свое мнение по различным аспектам танатологической подготовки. Анкета состояла из целого ряда вопросов, которые можно объединить в 5 основных тем:

1.

Субъективная оценка значимости различных компонентов танатологической компетентности (когнитивного, деятельностного и ценностно-мотивационного) и их содержание в контексте профессиональной подготовки психолога.

2.

Вероятность обращения клиентов с танатической проблематикой и ее предположительный характер.

3.

Особенности танатического опыта студентов.

4.

Особенности профессиональной позиции психолога при взаимодействии с танатической проблематикой.

5.

Требования к личности и профессиональной компетентности преподавателя дисциплин танатологического профиля.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим полученные в ходе исследования результаты в соответствии с выделенными нами темами.

1. Субъективная оценка значимости различных компонентов танатологической подготовки и их содержание в контексте профессиональной подготовки психолога.

В своей анкете мы предложили студентам оценить когнитивный, деятельностный и ценностно-мотивационный компоненты танатологической компетентности с разных точек зрения. Во-первых, насколько каждый компонент вызывает личный интерес; во-вторых, насколько соответствующие знания и навыки необходимы в профессиональной деятельности; и, в-третьих, как бы они оценили уровень сформированности каждого компонента собственной танатологической компетентности. Также мы предложили ответить на вопросы о том, какие знания о психологии смерти и профессиональные навыки им представляются необходимыми для подготовки психолога, и к каким аспектам собственного танатического опыта им было бы важно обратиться в данном контексте.

Рассмотрим полученные нами результаты (см. рис. 1) и начнем с когнитивного компонента танатологической компетентности.

Как видно из данных, приведенных на рис. 1, студенты склонны оценивать профессиональную необходимость в танатологических знаниях несколько больше, чем «просто личную заинтересованность». Об этом же говорит и тот факт, что субъективный уровень сформированности этого компонента большинство студентов отметили на уровне 50%.

 

 

Рис. 1. Субъективная оценка студентами-психологами различных аспектов когнитивного, деятельностного и ценностно-мотивационного компонентов танатологической компетентности.

 

Среди знаний о смерти, которые представляются студентам важными в контексте их профессиональной подготовки, можно выделить 3 основные темы:

1.

«Представление о смерти в различных культурах, исторических эпохах, философских, религиозных, психологических и др. учениях».

2.

«Теоретические аспекты психологии смерти и умирания».

3.

«Теоретические аспекты психологической помощи в ситуации горя и умирания».

Так, первая тема представляет собой знакомство с различными аспектами гуманитарной танатологии, вторая способна более детально раскрыть основные разделы танатопсихологии (например, теоретические аспекты психологии горя и утраты, психологию суицидального поведения, отношение к смерти и умирающим, возрастные особенности формирования представлений о смерти и т.д.), а третья в большей степени ориентирована на знакомство с частными методологическими принципами и технологиями психологической помощи детям и взрослым в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

Следующий компонент танатологической подготовки психологов — деятельностный. Анализируя данные, представленные на рисунке, можно увидеть те же тенденции, которые были описаны нами ранее. Можно отметить и тот факт, что значимость деятельностного компонента оценивается студентами несколько выше, чем когнитивного, а сформированность, наоборот, — ниже. В связи с этим можно предположить, что практические навыки, необходимые для успешного решения профессиональных задач в рамках танатологического контекста, представляются студентам несколько более важными, чем знания, и, соответственно, их нехватка чувствуется острее.

Говоря о навыках, которые могут составить ядро деятельностного компонента танатологической подготовки, можно выделить группу общепрофессиональных навыков, необходимых психологу, и группу частных навыков, имеющих отношение к танатологической компетентности.

К группе общепрофессиональных навыков психолога можно отнести:

1.

Принципы и техники клиент-центрированного (гуманистического) подхода к консультированию: эмпатическое слушание, конгруэнтность, безусловное принятие (забота), а также сострадание, милосердие, интерес к клиенту. В эту же группу можно отнести вербальные и невербальные навыки консультирования (умение слушать, держать паузы, перефразирование и т.д.).

2.

Навыки саморегуляции и стрессоустойчивости.

Эта группа навыков является для психолога базовой и выступает в качестве основы для формирования деятельностного компонента танатологической компетентности.

К группе частных навыков, имеющих отношение к танатологической компетентности, можно отнести следующие: навыки работы с чувствами, возникающими при обсуждении танатической проблематики, а также владение методологией и технологиями психологической помощи в кризисных ситуациях:

1.

Навык рефлексии переживаний, связанных с танатическим опытом. Здесь речь идет не только о психологической готовности взаимодействовать с танатической проблематикой, но и о проработанности собственного танатического опыта, позволяющего психологу иметь некоторые «личностные предпосылки» для обращения к аналогичному опыту клиента.

2.

Навыки работы с чувствами клиента, возникающими при обсуждении танатической проблематики. Несомненно, профессиональные навыки психолога связаны с его психологической готовностью, так как способность психолога выдерживать проявления сильных чувств клиента, говорить с ним о смерти и быть эмпатичным по отношению к чужой боли основана на его способности создать безопасное внутреннее пространство, которое одновременно позволяет чувствовать себя достаточно защищенным в отношении темы смерти и в то же время — восприимчивым по отношению к клиенту.

3.

Навыки психологической помощи и консультирования в кризисных ситуациях, куда можно отнести владение технологиями психологической помощи взрослым и детям в ситуациях горя, суицидальной готовности, умирания (в том числе близкого родственника), постановки диагноза неизлечимого заболевания и т.д.

Таким образом, становление деятельностного компонента танатологической компетентности студента-психолога основано на базовых навыках в оказании психологической помощи, которые должны претерпеть значительное «усложнение», невозможное без опоры на мотивационные и ценностно-смысловые аспекты выбора профессии.

Поэтому, анализируя субъективную оценку студентами третьего компонента танатологической компетентности — ценностно-мотивационного, можно отметить, что, по сравнению с предыдущими компонентами, студенты склонны оценивать более высоко и профессиональную необходимость обращения к этому компоненту, и личную заинтересованность. Можно предположить, что обращение к личному танатическому опыту и формирование осмысленного отношения к жизни и смерти представляются значимым аспектом как для саморазвития, так и для профессионального становления психологов.

Среди аспектов значимого танатического опыта, к которым было бы важно обратиться в процессе танатологической подготовки, студенты называли:

–  

страх смерти (как собственный, так и своих близких) и совладание с ним;

–  

переживание горя и отпускание потерь, связанных со смертью близких;

–  

чувства, связанные с темой смерти и возникающие в процессе рефлексии;

–  

общение с уходящими из жизни.

Таким образом, возможность обратиться к личностно значимому танатическому опыту, позволяющая сформировать (осознать) собственное отношение к смерти и встретиться с теми его аспектами, которые могут оказать влияние на формирование профессиональной позиции, является значимым аспектом танатологической подготовки психологов.

Интересным представляется здесь вопрос о том, какие различия существуют в оценке танатологической компетентности у студентов, имевших в образовательной программе подготовки дисциплины танатологического профиля. Так, опираясь на результаты критерия Манна — Уитни, мы можем судить о том, что наличие в образовательной программе подготовки психологов дисциплин танатологического профиля значимо повышает субъективную оценку студентами понимания профессиональной необходимости соответствующих знаний (p < 0,02) и проработанной личной позиции по отношению к смерти (p < 0,02), а также субъективный уровень сформированности когнитивного (p < 0,003), деятельностного (p < 0,005) и ценностно-мотивационного (p < 0,03) компонентов. Например, среди студентов, у которых в образовательной программе были дисциплины танатологического профиля, средний уровень сформированности деятельностного компонента находится на уровне 55,5%, а у тех, у кого таких дисциплин не было, — лишь 30%.

То есть наличие дисциплин танатологического профиля помогает студентам понимать значимость танатологической компетентности для будущей профессиональной деятельности, а также чувствовать большую уверенность в наличии необходимых для такой работы знаний, навыков и профессиональной позиции.

Кластерный анализ показал, что дисциплины, включающие танатологические аспекты, ориентируют студентов на формирование конкретных навыков психологической помощи в кризисных ситуациях. Отсутствие в программе подготовки соответствующих дисциплин оставляет поле танатологического опыта «закрытым». В этом случае для студентов представляется значимым обращение к целому ряду аспектов, начиная от вопросов культуральных различий в понимании смерти и заканчивая собственными чувствами, связанными со смертью. Это еще раз указывает на тот факт, что обращение к экзистенциальной данности смерти является важным аспектом в подготовке психологов, а также свидетельствует о том, что наличие информации о психологии смерти позволяет студентам быть заинтересованными в овладении профессиональными навыками.

Еще одним важным аспектом наличия в образовательной программе дисциплин танатологического профиля является тот факт, что они могут актуализировать тему страха смерти. Так, сравнительный анализ данных с помощью критерия Манна — Уитни показал, что в этом случае субъективная значимость страха смерти в системе отношения к жизни и смерти возрастает (p < 0,02). Можно предположить, что при наличии соответствующих дисциплин переживания, связанные со смертью, в том числе страх, попадают в фокус осознания студентов, за счет чего значимость данных переживаний становится выше. Это показывает важность создания доверительного и психологически безопасного пространства во время проведения подобных занятий, а также необходимость фасилитации возникающих во время работы над темами переживаний.

Таким образом, можно отметить, что наличие в образовательной программе дисциплин танатологического профиля не только позволяет студентам овладевать соответствующими знаниями, но и ориентирует их на формирование конкретных навыков психологической помощи. Актуализирующийся в процессе подготовки страх смерти может указывать на то, что ценностно-мотивационный компонент программы, позволяющий осознать собственное отношение к смерти и, по возможности, встретиться с личным опытом, нуждающимся в психологической проработке, играет немаловажную роль и должен быть подкреплен соответствующими образовательными технологиями.

2. Вероятность обращения клиентов с танатической проблематикой и ее предположительный характер.

По мнению студентов, вероятность того, что в своей профессиональной деятельности они так или иначе будут взаимодействовать с танатической проблематикой, составляет в среднем 49%. Можно отметить, что в группе клинических психологов средняя оценка этой вероятности составляет 45%, а в группе магистрантов — 56%. В целом, можно отметить, что большинство студентов допускает возможность столкновения с темой смерти и умирания в будущей профессиональной деятельности, что вновь показывает значимость этого аспекта подготовки психологов.

Когда речь идет о предположительном характере обращений клиентов с танатической проблематикой, в большинстве случаев называются ситуации, связанные с переживанием горя в результате смерти близких (20 ответов); на втором месте находятся проблемы инкурабельных больных и высокой суицидальной готовности (по 6 ответов), а также различные ситуации угрозы жизни и их последствий (ПТСР, чрезвычайные ситуации, несчастные случаи, насилие). В ответах магистрантов встречаются также экзистенциальные проблемы, в том числе — страх смерти.

Примечательным в этой связи являются результаты кластерного анализа, который показал связь между тем, как студенты представляют себе проблематику клиентов, с которыми они будут работать, и необходимые им профессиональные навыки. Например, если предположительный характер обращений клиентов лежит в плоскости экзистенциальных проблем, то студент хотел бы овладеть навыками недирективной психотерапии, а если он планирует работать в сфере медицинской психологии, то ориентирован на развитие саморегуляции, толерантности и профессиональной осведомленности в области танатопсихологии. Этот результат может помочь конкретизировать деятельностный компонент программ танатологической подготовки для разных направлений специализации.

Проведенный нами корреляционный анализ показал, что вероятность обращения клиентов с танатической проблематикой имеет прямую связь с личной заинтересованностью студентов в овладении когнитивным (r = 0,38; p < 0,05), деятельностным (r = 0,44; p < 0,01) и ценностно-мотивационным (r = 0,35; p < 0,05) компонентами танатологической компетентности, а также с субъективной оценкой степени сформированности деятельностного (r = 0,34; p < 0,05) и ценностно-мотивационного (r = 0,39; p < 0,05) компонентов.

Сравнительный анализ с помощью критерия Манна — Уитни показал также наличие значимых различий в субъективном уровне оценки личной заинтересованности в овладении деятельностным компонентом танатологической подготовки: у тех студентов, которые более высоко оценивали вероятность работы с танатическим опытом клиентов, личная заинтересованность в овладении соответствующими навыками значимо выше (p < 0,04).

Таким образом, личная заинтересованность студентов в овладении танатологической компетентностью, а также сформированность соответствующих навыков и профессиональной позиции делает работу с танатической проблематикой для них более вероятной. Можно сделать вывод о том, что личная заинтересованность выступает здесь в роли своеобразного ядра, помогающего личности студента овладеть соответствующими компетенциями и, тем самым, чувствовать себя более уверенно с клиентами, имеющими тот или иной танатический опыт.

Поэтому рассмотрим далее, какой именно танатический опыт имеется у студентов-психологов, и каким образом он может «стимулировать» их заинтересованность.

3. Некоторые особенности танатического опыта студентов-психологов.

Для того чтобы описать этот опыт, мы предложили студентам, во-первых, перечислить, с какими танатическими ситуациями они сталкивались на протяжении своей жизни, а во-вторых, оценить субъективную значимость различных аспектов отношения к жизни и смерти.

Говоря о танатическом опыте (см. рис. 2), можно отметить, что у большинства студентов есть опыт столкновения со смертью других людей или животных, а также переживания жизненных кризисов и ситуаций угрозы здоровью, заставляющих задуматься о жизни и ее конечности. Можно обратить внимание и на тот факт, что треть студентов отметила наличие в своем опыте размышлений о совершении суицида, а пятая часть — суицидальных попыток, в том числе у знакомых и друзей.

 

 

Рис. 2. Представленность танатического опыта у студентов-психологов.

 

На рис. 3 можно увидеть результаты, отражающие субъективную значимость для студентов-психологов различных аспектов отношения к жизни и смерти.

 

 

Рис. 3. Субъективная значимость для студентов-психологов различных аспектов отношения к жизни и смерти.

 

Результаты показывают, что в системе отношения студентов к жизни и смерти преобладают страх смерти и переживание горя, а также поиск ценностно-смыслового аспекта собственной жизни (стремление к самореализации, нахождение смыслов и т.д.). Такие результаты отражают как ресурсный, так и травматический аспекты опыта личности, которые, применительно к танатологической подготовке, позволяют говорить о необходимости сохранения в программе баланса между этими двумя составляющими человеческого опыта.

Сравнительный анализ полученных данных с помощью критерия Манна — Уитни показывает: с возрастом у студентов происходит накопление танатического опыта (p < 0,04), который определяет бóльшую субъективную значимость размышлений о смерти (p < 0,02), стремления объяснить и интегрировать свой танатический опыт (p < 0,004), переживания связи с экзистенциальными и духовными аспектами жизни (p < 0,01). Накопленный танатический опыт (как опыт столкновения со смертью) повышает значимость ценностно-мотивационного компонента танатологической подготовки — как в сфере заинтересованности в проработке соответствующего личного опыта (p < 0,02), так и в сфере понимания его значимости для профессиональной деятельности (p < 0,007), что, в свою очередь, повышает готовность студентов овладевать танатологической компетентностью (p < 0,02).

Таким образом, интерес к танатологической подготовке базируется на осознании ее ценностно-мотивационного компонента, что связано с накоплением танатического опыта и потребностью в его интеграции.

Описание личного танатического опыта студентов закономерно ставит вопрос о том, с какими собственными опасениями и тревогами они могут столкнуться в профессиональной ситуации взаимодействия с темой смерти.

4. Особенности профессиональной позиции психолога при взаимодействии с танатической проблематикой.

В анкете мы попросили студентов перечислить их опасения в связи с возможной профессиональной необходимостью взаимодействия с танатической проблематикой, а также назвать вопросы, связанные с профессиональной позицией психолога, которые могли бы быть наиболее значимыми в этом контексте.

Среди страхов можно выделить 2 основных группы: страх некомпетентности (19 ответов) и (20 ответов).

Первый страх отражает опасения студентов не смочь оказать поддержку и психологическую помощь в соответствующей ситуации, что может быть связано с недостаточным уровнем знаний и практической подготовки в области танатопсихологии. Вероятно, понимание принципов и владение технологиями психологической помощи при работе с танатической проблематикой помогли бы студентам чувствовать себя более уверенно в этой области.

Второй страх отражает, на наш взгляд, более глубокий уровень затруднений, которые могут крыться в сфере некорректного понимания методологии психологической помощи и технологий работы с чувствами, а также несформированной профессиональной позиции. Такие примеры, как: «Боюсь горя других людей»; «Боюсь, буду брать их боль на себя», «Боюсь "заразиться" суицидальным настроением», «Боюсь заплакать», — иллюстрируют также опасения столкнуться с собственными непроработанными чувствами и контрпереносными реакциями, препятствующими профессиональной деятельности психолога. В эту же группу попали и такие ответы, как: «Мешает собственный страх смерти», «Я боюсь не успеть проработать эту проблему прежде, чем ко мне придет клиент» и т.д.

Из этих результатов видно, что возможность обращаться в контексте танатологической подготовки к своим переживаниям может стать одним из инструментов формирования профессиональной позиции при работе с танатической проблематикой.

Говоря о вопросах, связанных с профессиональной позицией психолога, значимым представляется не только расширение осведомленности в вопросах гуманитарной танатологии и танатопсихологии, но также проработка собственных страхов психологов в контексте профессиональной деятельности, поиск внутренних ресурсов и способов их активации при работе с танатической проблематикой.

Таким образом, обобщая приведенные выше идеи, можно сказать, что танатологическая компетентность психолога, основанная на 3 основных компонентах — когнитивном, деятельностном и ценностно-мотивационном, — раскрывается через: 1) расширение осведомленности в вопросах гуманитарной танатологии и танатопсихологии; 2) освоение навыков и технологий психологической помощи в кризисных ситуациях и ситуациях, связанных с танатической проблематикой; 3) формирование профессиональной позиции путем интеграции (осмысления, рефлексии) собственного танатического опыта.

Эти цели, заложенные в основу формирования танатологической компетентности, предъявляют целый ряд требований к личности преподавателя.

5. Требования к личности и профессиональной компетентности преподавателя.

Исходя из того, что танатологическая подготовка предполагает не только информирование по вопросам танатопсихологии, но также формирование конкретных практических навыков и, более того, — профессиональной позиции (что немыслимо в данном случае без обращения к собственному опыту рефлексии темы смерти), преподаватель такой дисциплины должен владеть различными технологиями образования: от умения преподнести лекционный материал до способности вести обсуждение в группе и, при необходимости, оказывать психологическую поддержку ее участникам.

Обобщая представления студентов на этот счет (см. рис. 4), можно отметить, что для них являются важными не только навыки преподавания и проработанная собственная позиция в отношении к смерти, но, прежде всего, наличие теоретических знаний и практического опыта в области танатопсихологии, а также целый спектр личностных качеств, среди которых особое место занимают доброжелательность, терпимость, стрессоустойчивость и уверенность.

 

 

Рис. 4. Представления студентов о профессионально важных качествах преподавателя дисциплин танатопсихологического профиля.

 

Такое представление о преподавателе может отражать, на наш взгляд, выраженную потребность студентов в психологической безопасности, актуальную для дисциплины, предполагающей обращение к личному и эмоционально-значимому опыту.

Обобщая особенности танатического опыта студентов, формирования их танатологической компетентности и требований к преподавателю, можно привести результаты кластерного анализа.

Так, кластерный анализ показал, что наличие в танатическом опыте студентов попыток суицида (как собственных, так и среди родственников и знакомых) «усиливает» значимость для них таких тем танатологической подготовки, как: переживание горя и стадии горевания; эвтаназия; суицид и помощь в ситуации высокой суицидальной готовности; общение с уходящими из жизни. В этом случае студенты ориентированы на тренинговую форму занятий, обсуждение личного опыта, а также на семинары, дискуссии и другие активные методы проведения занятий. Важным профессиональным навыком психолога выступает здесь умение работать с чувствами, поэтому к преподавателю предъявляются требования, связанные не только с наличием опыта преподавания, теоретическими знаниями и практическим опытом, но и с проработанной позицией в отношении к смерти. Это становится важным еще и потому, что среди опасений, связанных с танатической проблематикой, студенты называют страх «заразиться эмоциями» и непроработанные чувства в отношении собственной смерти.

Этот кластер показывает, что у студентов-психологов в процессе обучения есть потребность «заземлить» имеющийся травматический опыт и собственные непроработанные чувства в отношении смерти. В этом они ждут помощи от преподавателя, чья профессиональная позиция может выступить своеобразным ориентиром.

Также кластерный анализ показывает, что наличие опыта столкновения с танатическими ситуациями в личной жизни дает студентам основания предполагать, что их клиенты могут обращаться с проблемами переживания горя, что, в свою очередь, актуализирует у них не только страх неоказания помощи в этих ситуациях, но и интерес к теоретическим аспектам смерти и психологической помощи в ситуации горя. В этом случае студенты ориентированы не только на лекции, но и на практические занятия, упражнения, на разбор случаев как на более эффективные способы проведения занятий.

Таким образом, наличие танатического опыта у студентов может выступать как в качестве ресурсного аспекта, так и в качестве препятствующего. В первом случае этот опыт позволяет искать в танатологической подготовке возможности профессионального роста и реализации, а во втором — возможности отреагирования собственных чувств.

Выводы

1.

Личная заинтересованность студентов в овладении танатологической компетентностью выступает системообразующим компонентом, помогающим овладеть соответствующими компетенциями и, тем самым, чувствовать себя более уверенно с клиентами, имеющими танатический опыт. В свою очередь, интерес к танатологической подготовке базируется на стремлении личности объяснить и интегрировать накопленный танатический опыт. Эти особенности показывают, что дисциплины танатологического профиля могут быть более целесообразны на старших курсах и в магистратуре.

2.

Наличие танатического опыта у студентов может выступать как в качестве ресурсного аспекта для формирования танатологической компетентности, так и в качестве препятствующего. В первом случае этот опыт позволяет искать в танатологической подготовке возможности профессионального роста и реализации, а во втором — возможности отреагирования собственных чувств. Это делает целесообразным предварительное уточнение танатического опыта студентов, их мотивов и ожиданий от изучения соответствующих дисциплин, а также предъявляет высокие требования к обеспечению психологической безопасности образовательной среды и созданию возможностей для получения психологической поддержки, в том числе — со стороны преподавателя.

3.

Основной целью когнитивного компонента танатологической компетентности психологов выступает расширение осведомленности в вопросах гуманитарной танатологии и танатопсихологии. Содержательная часть этого компонента может включать в себя знакомство не только с основными разделами этих дисциплин, но и с частными методологическими принципами и подходами к психологической помощи детям и взрослым в кризисных и чрезвычайных ситуациях.

4.

Основной целью деятельностного компонента танатологической подготовки психологов выступает освоение навыков и технологий психологической помощи в кризисных ситуациях и ситуациях, связанных с танатической проблематикой. Среди навыков, которые могут составить ядро деятельностного компонента, можно выделить группу базовых профессиональных навыков, необходимых психологу (например, принципы и техники клиент-центрированного (гуманистического) подхода), а также частных навыков, имеющих отношение к танатологической компетентности: навыки работы с чувствами, возникающими при обсуждении танатической проблематики и владение методологией и технологиями психологической помощи в кризисных ситуациях.

5.

Целью ценностно-мотивационного компонента танатологической подготовки психологов выступает формирование профессиональной позиции, в том числе за счет осмысления собственного танатического опыта, проработки страхов, связанных с профессиональной деятельностью, а также поиска внутренних ресурсов (смыслов, ценностей, связи с духовным опытом, методов самопомощи т.д.) и способов их активации. Среди условно-негативных аспектов значимого танатического опыта, которые могут актуализироваться в процессе подготовки, стоит назвать: чувства, связанные с темой смерти и возникающие в процессе рефлексии над ней; переживание горя и отпускание потерь; страх смерти и совладание с ним. Важной задачей реализации этого компонента подготовки является поддержание баланса между условно-негативным и ресурсным аспектами танатического опыта, что может быть отражено в такой позиции, как «защищенность в отношении темы смерти и восприимчивость по отношению к клиенту с танатической проблематикой».

6.

Наличие в образовательной программе дисциплин танатологического профиля позволяет студентам не только овладевать соответствующими знаниями, но и ориентирует их на формирование конкретных навыков психологической помощи. Актуализирующийся в процессе подготовки страх смерти может указывать на то, что ценностно-мотивационный компонент программы, позволяющий осознать собственное отношение к смерти, играет немаловажную роль и должен быть подкреплен соответствующими образовательными технологиями.

7.

К профессионально важным качествам преподавателя дисциплин танатопсихологического профиля можно отнести наличие теоретических знаний и практического опыта в области танатопсихологии, а также личностные особенности (доброжелательность, терпимость, стрессоустойчивость и уверенность), выступающие базой для создания психологически безопасной атмосферы в группе, позволяющей студентам обращаться к эмоционально значимому опыту, связанному с отношением к жизни и смерти.

 

Литература

1.   Баканова А.А. Профессиональная позиция психолога при обращении к теме смерти // Личность в экстремальных и кризисных ситуациях жизнедеятельности: сборник научных статей III Международной научно-практической конференции / под ред. Р.В. Кадырова. – Владивосток: Морской государственный университет, 2014. – С. 288–296.

2.   Баканова А.А. К вопросу о танатологической подготовке специалистов помогающих профессий // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. – С. 255–265.

3.   Баканова А.А. Основные характеристики современного танатологического дискурса в отечественных социально-гуманитарных науках // Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов / под общей ред. Б.Г. Мещерякова. – Дубна: Гос. ун-т «Дубна», 2015. – С. 35–40.

4.   Баканова А.А., Горьковая И.А. Психология страха смерти: теория и практика. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 160 с.

5.   Вихорев С.А., Дмитриева Л.Ю. Танатическая тревога и субъективное ощущение одиночества // Ананьевские чтения – 2008: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход: материалы науч.-практ. конф., 21–23 окт. 2008 г. / под ред. Л.А. Цветковой, Н.С. Хрусталевой; С.-Петерб. гос. ун-т., фак. психологии. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. – С. 590–592.

6.   Гаврилова Т.А. Актуальность танатологического просвещения в подготовке практических психологов образования // Инновационный потенциал психологии в развитии человека и XXI века: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под общ. ред. проф. В.С. Чернявской; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (25–27 июня 2009 г.). – 2-е изд., испр., доп. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – С. 18–20.

7.   Гаврилова Т.А. Танатологическая компетентность как компонент профессиональной подготовки педагогов-психологов // Экономика и социум: электронный журнал. – 2015. – № 4(17) [Электронный ресурс]. – URL: http://iupr.ru.

8.   Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами // Умирание и смерть: философия, психология, хоспис: сборник материалов двух Конференций «Умирание и смерть: опыт междисциплинарного обсуждения» (1993 г.), «Хоспис» как междисциплинарное медико-социальное учреждение: проблемы и пути развития» (1994 г.) / отв. ред. П.Д. Тищенко, В.В.  Миллионщикова  [Электронный  ресурс].  –  URL:  http://vsem-mirom.narod.ru/
together/conf2_25.htm

9.   Трушина О.Ю., Юстус И.В. Формирование танатологической компетентности студентов медицинского колледжа // Образование в современном мире: роль вузов в социально-экономическом развитии региона: сборник научных трудов Международной научно-методической конференции (Самара, 18 марта 2014 г.) / отв. ред. Т.И. Руднева. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. – С. 420–422.

10.   Щербакова А.М. Подготовка студентов-психологов к работе с терминальными больными (в рамках специализации «Психологическая реабилитация») // Психологическая наука и образование: электронный журнал. – 2010. – № 5. – С. 30–40 [Электронный ресурс]. – URL: www.psyedu.ru

11.   Юстус И.В., Трушина О.Ю. Танатологическое просвещение студентов медицинского колледжа. – Ульяновск, 2012. – 144 с.

12.   Юстус И.В., Трушина О.Ю. Система формирования танатологической компетентности студентов – будущих медицинских работников среднего звена // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 7. – С. 19–23.

13.   Corr C.A. Who want to teach morbid courses? // The Forum. – 2004. – Vol. 30 (January/February/March). – P. 12.

14.   Kalish R.A. Death education // Encyclopedia of death / Ed. by R. Kastenbaum, B. Kastenbaum. – Phoenix (Ariz): Oryx press, 1989. – P. 75–79.

15.   Noppe I.C. Death education and the scholarship of teaching: A Meta-Educational Experience // The Forum. – 2004. – Vol. 30 (January/February/March). – P. 1–5.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9.07 – 052.63

Баканова А.А. Танатологическая подготовка и отношение к ней студентов-психологов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 2(37) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player