Редакция журнала от всей души поздравляет профессора Андрея
Владимировича Гнездилова с 75-летним юбилеем. Решением оргкомитета
А.В. Гнездилову в 2016 году присвоена Премия журнала
«Медицинская психология в России» «Раненый
Целитель» — За выдающиеся достижения в области
отечественной медицинской (клинической) психологии.
Фото: Тамара Ларина
Слово о враче-волшебнике
Добряков И.В. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Добряков Игорь Валерьевич
– кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры
детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ГБОУ ВПО
«Северо-Западный государственный медицинский университет имени
И.И. Мечникова» Минздрава России, ул. Кирочная, 41,
Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: (812) 303-50-00.
E-mail: dobriakov2008@yandex.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В одном из обычных старых петербургских домов под самой крышей
поселился врач-психотерапевт Андрей Владимирович Гнездилов, он же
— сказочник-волшебник Доктор Балу. Поселился, окружил себя
куклами, скульптурами (некоторых создавал, некоторые откуда-то
появлялись), старинными вещами и превратил свою квартиру в полный
секретов и тайн, неожиданностей замок с башенкой.
Рис. 1. Квартира А.В. Гнездилова даёт приют самым необычным
персонажам.
Все своё искусство, знания, мудрость он отдает людям, и они учатся
меняться, ценить жизнь, получать от неё радость, а также и бороться с
болезнью, справляться с болью; безнадёжно больные — смиряться
с неизбежностью смерти и принимать её.
Рис. 2. Психотерпевтический инструментарий доктора А.В. Гнездилова
сродни произведениям искусства, а иногда это так и есть —
произведения искусства призываются выполнять психотерапевтическую
роль.
Более 10 лет Андрей Владимирович работал психотерапевтом в
Онкологическом институте, в 1990-м году организовал в Приморском районе
Санкт-Петербурга первый в России хоспис, консультации в котором проводит
и по сей день.
Доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета
(Великобритания), председатель Ассоциации онкопсихологов России —
автор многих сказок, которые порой сочиняет вместе со своими пациентами,
нескольких десятков научных и популярных книг.
Рис. 3. Психотерапия по А.В. Гнездилову — союз истории культуры
и магического переживания действительности.
В книгах «Авторская сказкотерапия», «Встречи на
дорогах», «Ключи от забытых дверей», «Дым
старинного камина», «Лабиринты души», «Музыка
рассвета», «Пути пилигримов», «Сундук старого
принца» и др. читатель находит удивительные сказки, помогающие
людям справиться с проблемами в семье, с потерей близких, лучше
узнать себя и обрести внутреннюю гармонию. В другой книге —
«Петербургские сновидения» — сказки-сны, притчи.
Научные монографии — «Психология и психотерапия потерь»,
«Путь на Голгофу» и др. — результат многолетнего
опыта работы и научных исследований психотерапевта в онкологической
клинике и хосписе.
Рис. 4. А.В. Гнездилов стремится как можно больше успеть передать
коллегам, его дом всегда открыт гостям.
В феврале Андрей Владимирович Гнездилов принял активное участие в
проведении Всероссийского психологического фестиваля «Куклы и
маски», провел мастер-класс, пригласив участников в гости в
свою волшебную квартиру-замок.
Рис. 5. А.В. Гнездилов — участник фестиваля «Люди и
маски» (ИМАТОН, 2015)
Есть возможность хотя бы немного окунуться в необыкновенную
атмосферу мира Андрея Владимировича Гнездилова, прочитав его новую
сказку, посмотрев видео-интервью с ним.
Видеосюжет 1 (100 Мб): История жизни
— история создания психотерапевтического подхода
Видеосюжет 2 (продолжение интервью — 96 Мб):
Мои учителя
Видеосюжет 3 (завершающая часть интервью — 151 Мб):
«В горах поселился колдун
…»
Андрей Гнездилов
Сказка для Сказочника
Часть 1
В горах поселился колдун. Как-то ветер принес в своем шёпоте эту
весть. Эта весть пронеслась над всеми близлежащими селениями. Она
рождала пересуды, страхи, удивления, насмешки молодых и бравых юношей.
Никто его не видел — этого колдуна, ничего не знал о нем, даже
не знал точно, а есть ли там кто-либо в действительности или нет. Но
ветер ничего так просто не приносит. Вскоре пересуды затихли, люди
зажили своей трудовой жизнью.
В одном предгорном селении жила-была старуха. Вроде до могилы ещё
рано: ноги — ходят, руки — дрожат, но горшок нести могут,
что-то даже память ещё удерживает из прошлой жизни и истории. К ней
приходили иногда тайком молодые девушки посоветоваться о женихах,
поговаривали, что у старухи зоркий глаз был, да и то не часто случалось.
Был у старухи дед, всю жизнь он работал, мухи не обидел, а сейчас
лежал на верхней лавке и курил закрученные листья местных дубов.
Было у нее и трое сыновей: не сказать, чтобы удаль в плечах; не
сказать, чтобы умом или хитростью отличались; ни в пении, ни в плясках
отмечены не были. Все трое были болезненны, трудиться им было тяжело,
жили в глубокой бедности, были они не злы и не добры, смеялись,
подтрунивали друг над другом, всё чего-то ждали: то дождя, то солнца,
то лета, то зимы. Ни одна девушка за них не собиралась выйти замуж, а
какая бы и собралась, так им не нравилась.
И жила в сердце у старухи печаль. Неужели так — бесплодными,
бессмысленными — и проживут её сыновья эту жизнь? А как помочь
им — она не знала. Сколько жить ей осталось — не ведала.
Потому задумала старуха отыскать того неведомого колдуна, может быть
он поможет, подскажет что делать, как помочь сыновьям. Лес, предгорье, и
горы она знала очень хорошо, в молодости все тропинки исходила веселыми
ногами. «Сколько сил хватит, — думала она, — столько
и пройду, не найду, умру по дороге, да и ладно!».
Рано поутру, никому ничего не сказав, ушла она в горы. Лес разросся,
с трудом узнавала она былые рощицы, едва находила любимые деревья, с
которыми разговаривала в юности: с каждым здоровалась, кланялась
каждому, те, как и в былые времена, дарили ей свои силы. Заночевала она
там же, где ночевала в юности — в корнях у большого 200-летнего
дуба. К ней так же приходили белочки и кабаны, ели из рук остатки хлеба,
спали рядом и согревали своим теплом прохладной ночью.
Шла она медленно, выбирала самые пологие тропинки, ноги уже были
не те, к концу третьего дня выбилась из сил и заночевала в незнакомом
месте прямо на тропе. Ночь была тревожной: выли волки, ухали филины,
в каком-то забытьи она провела ночь.
Наступило утро. Открыв глаза, она увидела перед собой сложенную из
бревен, притулившуюся к гранитному камню избушку. Из неё вышел
седовласый старик с длинной бородой. Увидев её обессилившую, он
подхватил её как лёгкое пёрышко на руки и внёс в дом, посадил у очага,
обогрел, накормил, напоил. И молчит, ничего не спрашивает.
Старуха, сразу как увидела его, обрадовалась, поняла, что это тот
самый колдун, о котором ветер весть принёс. Но тут, чем дальше время
идёт, тем больше она тушуется. Почему он всё молча делает, ничего не
спрашивает? Если добр, то почему молчит? Если зол — тоже
— почему молчит?
Он молчит — она молчит. Она молчит — он молчит. От этого
молчания становилось все невыносимее и невыносимее. Казалось, что
дыхание останавливалось. Она начала тихо, потом всё громче и громче
рыдать. А он только вышел из избушки, ничего так и не спросил. Когда
старуха успокоилась, набралась сил, решила, что ничем ей колдун помочь
не сможет, надо домой идти. Наутро она встала, прибралась у него в
избушке, сварила ему варево, зеркало почистила, а когда зеркало чистила,
то посмотрела в него с одной стороны и увидела себя ещё более
уродливой, с перекошенным злобой лицом, и ещё более старой, нежели
была на самом деле. Перевернула его другой стороной и увидела себя
молодой, ещё более красивой, нежели её зеркала в юности отражали.
Дрогнули её руки, упало зеркало и разбилось.
Вошел колдун и говорит:
— Ждал я тебя, ветер мне рассказал, что ты идёшь, быстро ты
дорогу ко мне нашла, а вот зеркало напрасно разбила, теперь трудно
мне будет тебе помочь…
Старуха испуганная, удивлённая, тихо говорит:
— А что же ты молчал, добрый человек. Я не знала, что мне
делать, что мне думать?
— Как же не знала, с чем шла, с тем и пришла, что же
молчала?
— Боялась, не знала, что от тебя ждать… Зол ты или
добр?
— А разве это имеет значение? Сердце матери преодолеет любое
зло, если детей она хочет спасти. Что же сердце твоё такое несмелое?
Сама-то всё можешь преодолеть, что тебе зеркало показало?
— Всю мою боль, усталость и злобу показало, старость и
безнадёжность.
— А ещё что?
— Юность мою и красоту показало!
— Вот видишь: и юность, и красота у тебя есть, и сердце
доброе-заботливое, и руки работящие, а передать это ты не можешь.
Избаловала ты сыновей своих заботой, а слова для них нужного не
нашла. От того и надежду потеряла.
Зеркало, которое ты разбила, непростое. Чтобы его вновь соединить,
нужно собрать все слова, которые ты не сказала, и все те лишние,
которые сказала. Когда всё соберёшь, пусть сыновья твои их мне
принесут. Тогда мы вновь соединим зеркало, через которое я смогу им
помочь.
— Так как же слова лишние и потерянные смогут зеркало
соединить?
— А это уже тайна, не мною положенная… Иди к своим
сыновьям и найди все слова за жизнь сказанные и не сказанные, лишние
и потерянные.
И превратил ее в кошку.
Заметалась кошка по избушке, открыл дверь колдун, кошка выскочила и
побежала по тропинке в селение. Ноги были короче у кошки и побыстрее,
за день добралась старуха-кошка до своего дома.
Часть 2
В это время, сыновья не сразу, но хватились матери. Куда же она
пропала? Сначала думали, что к соседям ушла, потом всем селением
искать начали, так и не нашли. На четвёртый день пришла в дом приблудная
кошка, уже старая, всклокоченная, вся в репейнике и так жалобно мяукала,
что сыновья ей из остатков еды немного дали. Так и стали жить сыновья
без матери. Сначала они немного погоревали для приличия, всё же мать
как-никак, потом даже обрадовались — лишнего рта не стало,
самим еды больше достанется. Потом совсем у них дела под откос пошли.
Нет порядка в доме, некому по голове погладить, некому пожаловаться на
неудачу, не на кого поругаться, не на кого всю вину свалить, а то
бывало и руку на мать поднимали, чтобы не мешалась под ногами и лишнего
не говорила. И стали они между собой ругаться, ссориться.
Старик совсем дряхлеть начал, уже ничего не мог делать, заболел
сначала старший брат, потом младший, кошка всё время то у одного, то
у другого в ногах лежала, старалась их согреть. А потом и средний брат
запил от горя.
Кошка стала в дом мышей носить и на стол складывать. Младший брат
протрезвеет, да поскидывает всех мышей со стола. Прошло несколько
времени, совсем есть стало нечего, работать некому. Пришлось среднему
брату сложить всех мышей и сварить. Ничего бульон, наваристый
получился. Так и пошло дело. Кошка мышей таскает, а они их варят. У
больных сил немного поприбавилось.
Старший сын и говорит:
— Смотрите, а кошка-то как мать: молчаливо делает своё дело,
кормит нас и ничего не говорит».
— Да лучше бы сказала: помню, ударил я её, под тяжёлую руку,
да в плохой день подвернулась. А она молчит. Не плачет, не жалуется.
Хоть бы сказала, что я не хорош. Уж сказала бы хоть что-нибудь,
остановила бы меня. Я бы может быть прощения попросил, а так вроде бы
и не надо. Когда я маленький был, помню, что она много-много говорила,
я молчал, а потом вырос я, стал на неё покрикивать — она и
замолчала.
— А я, — говорит средний, — помню, как она в
детстве мне сказки рассказывала, про сильных и смелых героев, я
мечтал таким быть, но потом почему-то перестал. Она сама всё делала,
а меня берегла, боялась, что я наврежу себе. Я понял, что я не герой,
ничего из меня героического не получится. А как хотелось быть героем!
Теперь-то я понимаю, чтобы героем быть, нельзя себя беречь.
— А я, — говорит младший, — помню её тёплые руки,
и слова мне её и не нужны были, только руки. Хотя нужны, сейчас понимаю,
когда я зазнавался и хвастался, она на меня не смотрела, глаза прятала,
а лучше бы посмотрела, или сказала что-то твёрдое, чтобы не лгал…
Ах, как я любил, когда она меня хвалила, так мне нужны были её слова.
— Да, виноваты мы перед своей старушкой-мамой, только не
вернуть теперь её. Где она, пропала? Во что мы превратились, братья?
Надо срочно за ум браться, хватит нам мышами питаться, что кошка-мать
носит, — сказал младший брат и осёкся, назвав кошку мамой. Взял
её на руки и начал гладить. И почувствовал всё то тепло, которое
чувствовал в детстве.
Ночью снится младшему сыну сон, что кошка и есть его настоящая мама,
только заколдованная, и чтобы её расколдовать, надо пойти к колдуну,
что на горе живёт, и снять с неё чары.
Наутро говорит младший сын:
— Надо нам братья идти к колдуну и снимать чары с нашей
старушки-матери.
Собрались они, и пошли, а кошка-мама им дорогу показывала. К
вечеру добрались они до колдуна. Добрались, а его в доме нет.
Заночевали.
Часть 3
Наутро вернулся колдун — старик с большой седою бородою.
Его братья ждут и кошка.
Он молчит. Входит в дом. Младший брат и говорит:
— Добрый старец, приснился мне сон, что эта кошка —
наша старушка-мать, а ты можешь её расколдовать, помоги нам!
Колдун отвечает:
— Да, это так, только не я могу её расколдовать, не я
её заколдовывал, но вы можете.
— Как же мы сможем? Да мы и не умеем, — говорят
братья.
— Сможете, если вспомните все слова, которые говорила вам
мама.
— Да как же это возможно, старец?
— Возможно, не так много она вам их сказала!
Пока братья стали вспоминать, колдун сказал кошке:
— Ты соберёшь одну сторону зеркала, а сыновья вторую. Словом
и делом живёт человек, вспоминай все сказанные и не сказанные слова,
которые позволили твоим сыновьям стать такими безразличными,
нерадивыми, тщедушными.
Кошка задумалась и стала вспоминать все сказанные и несказанные
слова своим сыновьям. И, мало-помалу, собрались все кусочки волшебного
зеркала воедино с одной стороны.
Стали братья вспоминать все слова матери. И вторая сторона зеркала
собралась воедино. И превратилась мама из кошки снова в старушку-мать.
Обнялись дети с матерью, обрадовались. Всё поменялось в их доме. Стали
они трудиться, заботиться друг о друге, замечать друг друга.
И старушка-мать оказалось разговорчивой, болтливой старушкой-веселушкой,
и друзья в доме появились, и девушки. Старик с лавки сошёл. Скоро три
весёлые свадьбы сыграли, внуки пошли. И колдун к ним в гости ходил и
радовался вместе с ними.
Ссылка для цитирования
Добряков И.В. Слово о враче-волшебнике // Медицинская психология в
России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 2(37)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|