РћСЃРёРїРѕРІ Р’.Рџ.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Психологические аспекты онкологических заболеваний: жизнеутверждение vs жизнеотрицание

Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)

 

 

Арпентьева Мариям Равильевна

Арпентьева Мариям Равильевна

–  доктор психологический наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры психологии развития и образования; Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, ул. Ст. Разина, 26, Калуга, 248023, Россия. Тел.: +7 (4842) 57-80-38.

E-mail: mariam_rav@mail.ru

 

Аннотация. В статье отмечается важность исследования психологических и социальных проблем онкологических пациентов в медицинских учреждениях и оказания им психологической помощи. Диагноз «рак» часто становится одним из тяжелейших моментов жизни, рождающих многочисленные страхи. Многие больные раком полагают, что диагноз «рак» — это конец их жизни. Конечно, этот диагноз, так или иначе, означает изменения в жизни. Они начинаются с момента постановки диагноза, продолжаются в период лечения и потом на протяжении всей жизни. Лечение рака может быть очень трудным и, возможно, одним из наиболее стрессовых периодов в жизни. Поэтому с онкобольными могут и должны работать специалисты в области психологии и психиатрии, имея дело как непосредственно с такими больным, так и их семьями. Эта специализация называется психоонкология, психосоциальная онкология или поведенческая онкология. Она рассматривает психологические, социальные и поведенческие аспекты рака. Процесс исцеления включает решение ряда проблем и преодоление серии препятствий. Взрослые и даже дети начинают понимать, что не может быть краткосрочной и простой «коррекции», напротив, все неоднозначнее и труднее, чем они думали. Большинство исследований указывают на то, что значительная часть взрослых и детей на самом деле являются психологически устойчивыми в борьбе с раком. Однако симуляция оптимизма может стать дополнительным стрессовым фактором. Вполне естественно грустить и злиться, а также радоваться и жить обычной жизнью, стремясь к достижимым целям. Для многих людей хорошей копинг-стратегией является выяснить как можно больше информации о раке. Кроме того, важна поддержка окружающих и специалистов.

Ключевые слова: рак; здоровье; больной раком; психосоциальная онкология; рецидив; ремиссия; устойчивость.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Психологическая онкология, онкопсихология — область знаний, начинающая активное развитие. Это развитие во многом связано со спецификой раковых заболеваний: полиэтиологичностью их возникновения, непредсказуемостью течения, отсутствием гарантий исцеления [50; 66; 67; 68; 70; 72; 92]. В этих неопределенных, малопредсказуемых, разрушающих привычное стабильное существование и сопровождающихся терминальной угрозой ситуациях, контроль над которыми снижен или отсутствует вовсе, у человека, наряду с активными и продуктивными, реализуются пассивные и деструктивные формы жизнедеятельности, отношений к себе и миру. Обыденные и даже профессиональные представления об онкологических заболеваниях часто напоминают мифы. Неосведомленность о прогрессе в лечении рака, незнание приемов раннего выявления и типов новообразований, небрежное отношение к своему здоровью (физическому и психологическому) способствуют сохранению страха перед этой болезнью и перед больными. Стигматизация в целом связана с тем, что онкологический больной часто и независимо от стадии заболевания воспринимается как умирающий человек: окружающие боятся «заразиться» этой болезнью и интенсивными негативными переживаниями больного, испытывают страх соприкоснуться с переживаниями, опытом смерти, умирания. Нередки и моменты, связанные с «упрощенной» психологической моделью рака в быту: «сам виноват» («неправильно жил»), что разрушает отношения пациентов с окружающими. Эти отношения осложняются переживаниями больным обиды и раздражения, вины и стыда, одиночества и отчуждения, непонимания и бесплодного, вне осознания смысла болезни и смысла жизни в целом, переориентации с жизнеотрицания на жизнеутверждение, стремления отстоять правоту. Это еще более обостряет изоляцию и стигматизацию в целом [51; 80; 83; 85; 87; 91; 95].

Среди этих мифов особенно опасны те, которые причисляют данные заболевания к однозначно смертельным или неизлечимым: диагноз является серьезным стрессогенным фактором для пациента и его семьи даже в том случае, когда возникает лишь намек на его возможность [3; 38; 39; 89]. Человек, так или иначе, переживает состояние растерянности перед лицом нового этапа своей жизни, нового экзистенциального кризиса. Однако сегодня общество в целом и профессионалы в частности воспринимают болезнь менее угрожающей и в большей мере готовы видеть в болезни не только «зло»; налицо и общее снижение стигматизации онкологических больных, активизация большинством пациентов поиска стратегий совладания-исцеления, оказывающих меньшее травмирующее воздействие и позволяющее достигнуть внутренней согласованности переживаний и осмыслений личностью себя и мира, смысла болезни и исцеления [64; 79]. Более того, активно ставятся вопросы психологического, социального и духовно-нравственного сопровождения онкологический больных [4; 5; 6; 7; 8; 9; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 25; 26; 27; 28; 29; 36; 37; 40; 41; 42; 44; 48], отмечается важность исследований проблем стратегий совладания и качества жизни онкологических пациентов и их семей; однако мало исследований, посвященных роли жизнеутверждения и благоговения перед жизнью в контексте лечения и исцеления больных [50; 66; 70; 87; 92; 95].

Метод и цель исследования

Метод исследования — теоретический анализ психологических аспектов онкологических заболеваний и возможностей коррекции психологических состояний и особенностей личности в процессе профилактики и лечения онкологических заболеваний. Особое внимание уделяется такой характеристике личности, как жизнеотрицание и/или жизнеутверждение. Выбор той или иной характеристики является важнейшим условием исцеления. Цель работы — исследование психологических аспектов онкологических заболеваний и возможностей коррекции психологических состояний и особенностей личности в процессе профилактики и лечения онкологических заболеваний, в том числе посредством развития жизнеутверждающих тенденций в отношении личности к себе и миру.

Основные результаты исследования и их обсуждение

В контексте проблем организации и осуществления психологического сопровождения онкологических больных наиболее распространены исследования, посвященные изучению психологических трудностей и психических нарушений у больных [21; 22; 38; 39; 55; 58]. Целый ряд практиков и теоретиков отмечает не только влияние факта заболевания и лечения онкологической патологии на психическое состояние пациента и его семьи, но и влияние психических факторов на возникновение, течение и исход заболевания [63; 70; 90; 99]. На основе разных исследований можно составить психологический профиль онкологического больного, который включает ряд черт: доминирующая детская позиция в общении, тенденция к экстернализации локуса контроля, высокая нормативность в ценностной сфере, высокий порог осмысления негативных ситуации, сложность понимания сущностных признаков происходящего, часто — присутствие доминантной/отчужденной/потерянной матери и негативные, жизнеотрицающие семейные концепции. Особенно негативны семейные концепции типа «Что с того?» или «Все это все равно не имеет смысла», «Нужно принимать все так, как есть», «Здоровье — это все, жизнь без здоровья — это ничто», которые приводят к тому, что больные видят будущее закрытым и безнадежным, они не отличают желания и потребности (нужды) и обычно вообще не воспринимают или игнорируют потребности, при этом проблемы будто «въедаются» в них [53; 54; 57; 61; 62; 77; 82; 88; 89]. Часты исследования, предметом которых являются способы совладающего поведения пациентов с онкологическими заболеваниями [56; 71; 78; 81; 84] и исследования качества жизни онкологических больных, в том числе их удовлетворенности жизнью, жизнеутверждения и жизнеотрицания [42; 56; 63; 86].

Уже в русской медицине XVIII века указывалось, что «дальняя причина рака есть долгая печаль», которая провоцирует негативное отношение к жизни, жизнеотрицание в его самых разных формах, включая психосоматические и психические реакции, суицид и самоизоляцию и т.д. [19]. Дж. Педжет констатировал, что депрессия и присущее ей жизнеотрицание, недовольство жизнью играют главную роль в возникновении рака [76]. Психические факторы в развитии злокачественных новообразований отмечал и Н.И. Пирогов, который писал о влиянии «угнетающих душевных переживаний» на развитие данной патологии [19]. Современные исследователи [15; 17; 20; 24; 31; 38; 40; 59; 79; 86; 88] часто отмечают роль стресса и отношений к нему в профилактике и лечении онкологии, а также, говоря о наличии в организме «спящих» опухолевых клеток у относительно здоровых людей и прогрессирования опухолевого процесса у пациентов со сниженным иммунитетом (в случае стрессов или направленного медицинского воздействия), подчеркивают этот факт как доказательство причастности иммунитета к патогенезу опухолевого роста: иммунная система играет критическую роль в возникновении, прогрессировании онкологического заболевания, а также в качестве жизни онкологических больных. В многочисленных исследованиях онкологических больных показана взаимосвязь психологических особенностей их личности и состояния и физиологических состояний, в том числе состояния иммунной системы: человек перестает защищаться от болезней и смерти на психологическом, духовном и телесном уровнях.

Кроме того, у раковых больных часто обнаруживаются ранняя утрата важных лиц близкого окружения, а также сохранение «пуповины» с кем-либо из родителей, которая приводит к неспособности больного открыто выражать враждебные чувства, к сексуальным и репродуктивным нарушениям. Часто незадолго до начала болезни многие из больных раком теряют значимые для них связи, будучи склонны к привязанностям и связям с ограниченным кругом людей, жизненных ситуаций и ориентиров, не развивающими собственную индивидуальность. Поэтому при угрозе потери или при потере пациенты оказываются в одиночестве и в состоянии отсутствия навыков, позволяющих справляться с подобными ситуациями [55; 56; 71; 74; 75; 76; 86; 90]. Больной часто психологически «не родился» или «не созрел», он существует между утверждением и отрицанием жизни. В качестве «психологических канцерогенов», запускающих или активизирующих раковые болезни, исследователями выделены травмирующие жизненные события, трудности в связи с утратой объекта и обусловленные этим страхи, нарушение способности к выражению переживаний и трудности в преодолении конфликтов, длительно существующее состояние безнадежности, подавленности и отчаяния, отрицания жизни, ее ценности и ее целостности. Многие ученые связывают риск онкологии с наличием отягощающих переживаний в детстве: утраты одного из родителей, отчуждённым отношением со стороны близких и жестокостью окружающих. Часто рак свидетельствует о том, что есть «нерешенные проблемы», усилившиеся из-за серии стрессовых ситуаций, которые человек прошел в период 0,5—1,5 года до возникновения/активизации рака. Бывает, что такие стрессы накапливаются, и человек заболевает не сразу: после серии «жизнеотречений» и «богоборчества». Типичная реакция больного на эти проблемы и стрессы связана с переживанием беспомощности, отказа от борьбы, что подавляет естественные защитные механизмы организма и создает условия для возникновения и развития опухоли.

В.Д. Тополянский и М.В. Струковская [41] также развивают классическую психоаналитическую концепцию «утраты объекта» («object loss») как фактора, снижающего толерантность личности к стрессу и повышающего вероятность психосоматического заболевания. Л. ЛеШан пишет, что юность многих пациентов была отмечена чувством одиночества, покинутости, отчаяния, а близость с другими людьми вызывала трудности и казалась опасной; в ранний период зрелости пациенты либо установили глубокие, значимые для них отношения с каким-то человеком, иногда перераставшие в сильную ревность, либо получали большое удовлетворение от своей работы, гордились ею. Работа или отношения такого типа становятся смыслом их существования, заслоняя иную жизнь, Бога. Затем эти отношения и работа были потеряны: смерть любимого человека, переезд на новое место жительства, уход на пенсию, начало самостоятельной жизни ребенка и т.д., в результате чего вновь возникло отчаяние, которое не имело выхода, они переживали его «в себе» и были не способны излить свою боль, в том числе гнев потери или враждебность невозможности прежней жизни [50; 51; 66; 72; 73; 80; 83]. При этом сами по себе личностные особенности, психотравмирующие ситуации не являются пусковым механизмом опухолевых заболеваний. Они являются лишь факторами риска, причем при длительном взаимодействии между собой и в сочетании со средовыми влияниями (воздействие стрессоров окружающей среды). Защитные силы организма ослабляются душевными травмами, безнадежность пациента может быть преодолена при обсуждении вопросов типа «Откуда я / Зачем я?» и вопросов о смысле жизни, смысле болезни. Социальную изоляцию легче преодолеть, если настроить пациента на общение — в зависимости от конкретной ситуации. Стрессовую ситуацию можно преодолеть и/или уменьшить ее негативные последствия, осмыслив травматически влияющие на пациента актуальные аспекты. Стабилизацию физического состояния можно, с одной стороны, обеспечить медицинскими методами, в том числе релаксационными методиками и правильным образом жизни, с другой — сбалансированностью отношений в психологической и социальной сферах.

Рак, как и многие другие иммунные заболевания, связан с желанием самоуничтожения, стремлением человека «поедать» самого себя; он отражает противостояние его способностей (бороться или сдаваться, раскрывать себя миру или прятать себя). Пациент обычно понимает заболевание как угрозу всему своему существу. Он боится не только болей, угасания и ранней смерти, но и физических дефектов (например, удаления части тела или органа, облысения из-за химиотерапии), а также социальной изоляции вследствие длительного пребывания в больнице и тревоги у близких, ограничения контактов. Для пациентов типичны фрустрация (переживания и поведение, вызванные непреодолимым препятствием на пути к цели), ригидность (затрудненность в изменении стиля поведения), низкий уровень социальной чувствительности и саморефлексии, нерациональные способы самозащиты, фрустрационная интолерантность, бегство «в работу» и «болезнь», поиск виновных и социальная дезадаптация [10; 94]. Отмечается неконгруэнтность смыслов личности, проявляющаяся в несоответствии декларируемых и глубинных смыслов личности, при этом наблюдается противоречие между повышенным самоуважением, граничащим с конформностью, и зависимостью от социальных норм, аутосимпатией и самоуничижением [35].

Б. Хеллингер и его школа отмечают важность завершения незавершённых «объектных» отношений: важно простить и принять друга друга на уровне души, испытать чувства солидарности (единства). Иногда этого достаточно для благополучного завершения отношений и исцеления. Однако в некоторых случаях необходимы дополнительные меры, например, если отношения резко оборвались, в том числе закончились переживаниями душевной боли: обиды, вины или страха, мести, осталась неуравновешенность или в отношениях «замешаны» дети. Тогда желательны помощь специалиста или кропотливая работа семьи по изучению и осмыслению родовых сценариев. Важно, что по так называемому «закону равновесия» потомки призваны завершить незавершённое их предками, прожить что-то за кого-то, то есть часто заниматься решением не своих жизненных задач, а решением задач предков («кармой»), которые перекрывают доступ к собственному предназначению («дхарме»). Указаниями на продуктивность расстановки или иных процедур исследования семейного опыта являются:

• 

наличие повторяющихся сценариев, в том числе тяжелый «рок», передающийся из поколения в поколение;

• 

неустроенные партнёрские отношения, в том числе супружеские (одиночество, неполный брак), бесплодие/бездетность;

• 

постоянные конфликты супругов, измены, «любовные треугольники», разводы);

• 

тяжелые заболевания, психосоматические и психологические нарушения и травмы, несчастные случаи, инвалидность, наркомания;

• 

конфликтные и напряжённые отношения, проблемы с родителями, детьми, в том числе проблемы близости/дистанции, насилия, нарушения иерархии семейных отношений;

• 

переживания безнадежности, уныния, необъяснимые с точки зрения реальности;

• 

нарушения социального взаимодействия — семьи и окружающего мира (судимость, нетрадиционные браки, например, «гражданский», гомосексуальный, полигамный);

• 

наличие в семье родственников с тяжелой судьбой (рано умершие члены семьи, аборты, самоубийства, инцесты и т.д.).

Препятствуют психологическому завершению проблемных отношений:

1)

отсутствие опыта завершений;

2)

нежелание завершения по причине привязанности — к человеку или к тому, что приносят или «должны» приносить отношения;

3)

негативные переживания (обида, злость, страх) и стремление к мести, реваншу или сублимация, игнорирование проблем отношений;

4)

смерть человека, страх ответственности и уход от ответственности.

Часто завершение отношений с помощью создания других отношений приводит к хождению «по кругу» одних и тех же проблем. Рак — повод «разомкнуть круг» взаимных претензий и обид, какими бы тяжелыми они не были: инцест или измена, убийство или оговор и т.д. [45; 46; 47]. Б.А. Хеллингер полагает, что «переплетения внутри рода могут вести к раку. Тяжелые, частые или неизлечимые болезни при исследовании в расстановке нередко оказываются следствием особой роли заболевшего внутри его семьи. Люди с диагностированными онкологическими болезнями часто полны ярости и гнева. В бессознательном монологе этих больных появляется утверждение, что «прежде чем сделаю что-то кому-то другому, сам себя убью»: болеющий человек защищает других людей. При этом при опасных и смертельных болезнях, включая аутоимунные и им подобные (болезни почек, сахарный диабет и т.д.), у человека возникает стремление к смерти, желание воссоединиться с умершими близкими людьми. Душа ждет заболевания, которое окажется смертельным: однако путем к избавлению от подобных мыслей является выявление личности умершего человека из семьи, после чего нужно принять этого человека в свое сердце, отдав ему дань уважения, принять, что у мертвого — своя судьба, у живого — своя, а происходящее предопределено судьбой. Нужно признать величие смерти, так же, как и величие жизни. Часто также онкологический больной представляет кого-то из своей семьи, например, какую-то жертву. Если эта жертва не получила уважения в семье, то больной хочет искупить эту вину или стать таким же, как эта жертва. С одной стороны, это действие коллективной совести, которая не осознаваема. С другой стороны, коллективная совесть действует рука об руку с личной совестью». По его мнению, многие раковые больные отрезаны от «Великой Души»: эта душа выходит за пределы души рода, и для ракового больного важно снова прийти в гармонию с чем-то большим, чем семья и род, — с Богом. И тогда эта связь выступает как духовное измерение — ощущение связи с чем-то большим и принадлежности к нему. На пути к такому воссоединению полагается необходимым остановить внутренний диалог: пациент становится тихим, спокойным, а защитные механизмы, которые работают через традиционное описание проблемы, отступают. Душа человека получает пространство и время, чтобы открыть себя и вывести наружу истинно важное. Это можно назвать так: «сдаться важнейшей истине» или «отдать себя важнейшей истине», в результате которой человек приходит к глубокой собранности и покою. Специалист при этом выступает как посредник, который остается внутренне собранным, осознавающим, что что-то происходит. Контакт с Великой Душой исцеляет изнутри, человек просто возвращается к Бытию. При этом многие вопросы связаны с матерью, но не столько реальной, сколько символической: мать в этом контексте — это образ большего, она — символ жизни, врата жизни. Когда глубокая связь с нею внутренне достигнута, когда человек смог внутренне поклониться матери, увидеть ее и отца, стоящий за ними род и принять их как данность, как источник своей жизни и ее часть, тогда налаживается связь с Великой Душой. Это нельзя назвать «работой души», скорее, речь идет о «наблюдении за душой», благоговении (немецкое «andacht», английское «awe»), которое вводит душу в пространство глубокой преданности: за переделами активности и пассивности, «добра» и «зла» [9, с. 31–38; 11; 45; 46; 47; 71; 73].

С. и К. Саймонтоны сформулировали психофизиологическую модель развития онкологических заболеваний, указав психологические характеристики пациентов: выраженная склонность таить обиду и заметная неспособность к прощению; тенденция к самосожалению и самооплакиванию, самонеэффективности и беспомощности; неспособность к поддержанию долгих и значимых отношений; неприятие себя (например, ощущение своей греховности у религиозных людей). Основа онкологии — его «единая матрица» — фундаментальное отрицание, которая особенно сильно проявляется из-за утраты горячо любимого, значимого человека в период 16—18 месяцев до диагностирования заболевания. Помимо утраты близкого человека (развод, разлука, смерть и т.д.), важным «пусковым» моментом являются и неприятности на работе или судьбе в целом, а также выраженное неблагополучие в жизни детей и внуков у взрослых, родителей и прародителей — у детей. Они выделяют пять этапов развития психологического процесса, предшествующего возникновению рака [37].

1.

Детские переживания, приводящие к формированию особого типа личности, который мы могли бы назвать жизнеотрицающим.

2.

На человека обрушиваются интенсивные и длительные драматические события, вызывающие у него стресс или, точнее, дистресс.

3.

Возникшие стрессовые ситуации ставят перед человеком проблему, с которой он не может справиться — ни внешними, ни внутренними ресурсами, но должен «сходить в лес жизни и смерти», чтобы приобрети новые ресурсы, выбрав то или иное.

4.

Не видя возможности изменить правила своего поведения, человек чувствует свою беспомощность и неразрешимость создавшейся ситуации. Он не готов к долгому и утомительному путешествию, активному поиску и добыче ресурсов совладания, он ленится, откладывает на потом и избегает решения, перекладывая их на врачей и саму болезнь.

5.

Человек отказывается от решения проблемы, теряет гибкость, способность изменяться и развиваться: он выбирает жизнеотрицание, не требующее усилий и развития.

С. Фанти, создатель микропсихоанализа, рассматривает рак и психоз как проявления «танатоса», инстинкта разрушения и смерти: при психозе осуществляется перемещение «танатоса» на «психический полюс», при раке — на «соматический полюс» [43]. Рак — проявление аутодеструкции, сопровождающееся потерей интереса к миру и к себе, к жизни. Потеря интереса к жизни играет решающую роль в воздействии на иммунную систему и может привести к повышенному производству атипичных клеток. Человек, выбирающий позицию жертвы, придает повышенное значение событиям, которые подтверждают безнадежность его положения. Поэтому такие социальные факторы (профессиональная стабильность, постоянство взаимоотношений), в отличие от психических, характерных для «раковой личности», имеют большое значение для выживания, ремиссии и реабилитации. А такие психосоциальные стрессоры, как социальная неустроенность, изменения социального статуса, места жительства, недовольство работой, урбанизация, географическая и социальная мобильность, неблагоприятная ситуация трудовой занятости, драматические жизненные события и жизненные кризисы, включая кризисы потери близких, скорбь, отчаяние, депрессию и безнадежность, у таких людей часто становятся пусковыми факторами в развитии онкологических заболеваний. Рост заболеваемости наблюдается при смещении психологического равновесия пациентов, при котором они воспринимают свою жизненною ситуацию как неудовлетворительную, угрожающую, невыносимую, конфликтную и не в состоянии самостоятельно справиться с ней [53]. Заболевают раком преимущественно люди, обладающие высокой подверженностью стрессу и/или находящиеся в длительном и интенсивном стрессе («длительный пассивный стресс»), который они не в состоянии принять и переработать: провоцируется развитие переживаний беспомощности, покинутости и страха потери источника удовлетворения. Стрессовые ситуации («длительный пассивный стресс») сопровождаются возбуждением гипоталамуса и лимбической системы, что связано с ростом активности коркового и мозгового слоев надпочечников, способствует выбросу катехоламинов и глюкокортикоидов. Иммунодепрессивный эффект этого роста приводит к повышению вероятности нарушений деструкции бластогенных клеток.

В целом, качественный анализ взаимосвязей психологических параметров личности больных злокачественными новообразованиями позволил учёным выделить совокупность значимых предикторов онкологической патологии: 1) сохранение зависимости от значимого человека («пуповинная связь» с кем-либо из родителей, созависимость либо инфантильность, личностная незрелость); 2) ранняя/тяжело переживаемая (как «предательство», крах жизни, «смерть личности» и т.д.) утрата значимого близкого человека, являющегося объектом глубокой привязанности и любви, значимым «объектом» незавершенных отношений; 3) неспособность открыто выражать враждебные и иные чувства, наряду с общей озлобленностью, мстительностью и недоброжелательностью, подавляемыми внешними «добротой» и «воспитанностью»; 4) сексуальные и репродуктивные нарушения и проблемы близких отношений, страх включения в глубокие отношения из-за опасности «предательства», «использования», «крушения иллюзий», чрезмерности материально-физических и духовных желаний и т.д. Таким образом, пациент живет «на границе» жизни и смерти, балансируя, но не приближаясь ни к тому, ни к другому полюсу. Он боится и хочет узнать их, но ему «запрещено»: культурой, родом (семьей) и обстоятельствами. Он не инициирован, потому что инициацию — опыт смерти-возрождения — не прошли его родители. В результате они не выбрали между жизнеутверждением и жизнеотрицанием: жизнь их неполна, духовно бедна [51; 80; 85; 91; 95].

В философско-религиозной концепции «благоговения перед жизнью» А. Швейцера жизнь как реальность требует от человека недюжинных способностей не только в понимании себя и мира, особенно в отношении к тем трудным жизненным ситуациям, с которыми он сталкивается в своей жизни, но и жизни окружающих его людей. Она требует от него жизнеутверждения как глубоко разделяемого и транслируемого окружающим нравственного идеала и целостной жизненной стратегии «благоговения перед жизнью». Понятие жизнеутверждения и дополнительное к нему понятие жизнеотрицания помогают раскрыть глубинные процессы и диалектику взаимодействия человека с окружающим миром. Обращаясь к понятию «жизнеутверждение», А. Швейцер, в рамках концепции «благоговения перед жизнью», выделяет его как компонент благоговения, наряду со смирением (принятием жизни) и нравственным отношением к ней. Говоря о структуре жизнеутверждения, А. Швейцер отмечает, что оно этично, то есть опирается на важнейшие ценностные основания жизни человека и общества, а также «содержит в себе оптимистические волю и надежду, которые никогда не могут быть утрачены. Поэтому оно не боится повернуться лицом к мрачной реальности и увидеть ее такой, какова она на самом деле» [1; 2; 49]. Жизнеутверждение, согласно А. Швейцеру, — зависящая от ценностей личности тенденция к самореализации, к развитию («воля к прогрессу»), а также конкретное событие духовного акта, в момент которого человек перестает жить бездумно и посвящает себя жизни, служению ей, с благоговением возвышая жизнь до истинной ценности, углубляя и расширяя одухотворенную и усиленную волю к жизни. Нравственные основы жизни придают субъекту проницательность, позволяющую отличить истинно ценное, преобразующее, развивающее — каждого в отдельности и всех людей. В психологии жизненных кризисов близкими понятию жизнеутверждения являются понятия жизнестойкости и совладания, самоактуализации, противостоящие жизни текущего по течению и тайно или явно отрицающего жизнь потребителя, отрицающего сакральные, вечные ценности человеческой жизни и значимость жизни и человека, склонного отчаиваться и отказываться от саморазвития. Вслед за ними и А. Швейцером мы полагаем, что основы жизнеутверждения (нравственные, содержательные, инструментальные) человек черпает из опыта семьи, развития в семье. Развитие личности предполагает конструирование определенной модели своей жизни, включающей в себя ценности и цели жизни, представления о себе и окружающих, способы их достижения в общении и деятельности, опыт защитного, совладающего и самореализационного поведения, его диахроническую и синхроническую трансмиссию. Потенциал жизнеутверждения определяет особенности профилактики, проживания и преобразования повседневных и кризисных трудных жизненных ситуаций, возможности помогать себе и другим. Феномен этот связан с принятием-отвержением человеком как себя и других людей, с оказанием и принятием помощи и поддержки, пониманием себя и мира, с открытостью опыту и риску, с рефлексией опыта и взаимоотношений, с переживанием себя как субъекта, контролирующего свою жизнь и участвующего в жизни [1]. В понятиях жизнеотрицания и жизнеутверждения выражены пафос страданий человечества и мощь человеческого духа, развивающегося и реализующего себя там, где даже «просто» выживание кажется невозможным, открывающего новые горизонты и возможности там, где, как кажется, нет ничего, кроме «стен» и тупиков, ограничений «конца» жизни. Жизнь требует от пациента, стремящегося исцелиться, жизнеутверждения как глубоко разделяемого и транслируемого окружающим нравственного идеала и целостной жизненной стратегии «благоговения перед жизнью». Помогая самому себе, а также другим людям, обучая их и самообучаясь, воспитывая себя и других в процессе «сражения» за жизнь, человек развивает ресурсы собственной личности и делится ими с людьми, вольно или невольно транслирует свое отношение к себе и миру, свою склонность так или иначе вести себя в трудных жизненных ситуациях, свою веру в Бога, его любовь и заботу, милость и прощение, всеприсутствие и в гармонию жизни, ее уроки и вызовы: развиваться и утверждать жизнь, ее ценность, казалось бы, вопреки обстоятельствам, или отчаиваться и отрицать ценность своей жизни и жизни окружающих. Человек, благоговеющий перед жизнью, выздоравливая сам, также стремится помогать другим людям жить, учить их и воспитывать так, чтобы они могли справляться с невзгодами и проблемами. Это — насущная необходимость и потребность человека, обладающего глубокой верой в Бога и высоким потенциалом жизнеутверждения. Напротив, люди неверующие или верующие формально — часто люди с низким потенциалом жизнеутверждения, склонные отчаиваться и отрицать жизнь, ее ценность, — часто нуждаются в помощи и/или создают ситуации, приводящие к тому, что в этой помощи нуждаются окружающие, они не решают проблемы, заложенные в диагнозе «рак», но оставляют их решать своим близким. Поэтому, как пишут К. и С. Саймонтоны, «физическая болезнь — это только проявление лежащих в ее основе психосоматических процессов, которые вызываются различными психологическими и социальными проблемами. Пока эти проблемы не будут решены, пациент не излечится, несмотря на то, что рак может со временем пройти» ([33; 37, с. 34] и др.).

Однако не все психологические реакции при онкологии являются негативными: многие больные, особенно в ремиссии, находят особый смысл в своем заболевании, например, новое понимание жизни, повышение самопринятия и чувство превосходства [35; 52]. Происходит «смыслостроительство», обнаружение новых жизненных смыслов — наиболее эффективное копинг-поведение, которое существенным образом способствует улучшению адаптации к болезни и качества жизни пациента.

Еще У. Уолш в середине XIX века писал: «Моральные эмоции вызывают дефективную иннервацию, что, извращая трофику, в свою очередь, приводит к образованию рака» [99]. И. Тен-Бойл отмечает роль религиозности или духовности в процессе совладания со стрессом: религиозность или духовность влияют как на когнитивный (восприятие пациентом болезни как части божественного плана), так и на поведенческий (молитвы или обращение в церковь) аспекты копинга [97]. Эффективный религиозный копинг — выражение поддерживающих отношений с Богом. Он позволяет найти значение болезни, обрести чувство контроля и комфорта в ситуации заболевания. Обращение к Богу за поддержкой является значимым ресурсом для пациентов. Заболевание приводит к изменению жизненной позиции человека, трансформации мотивов: на диагностическом этапе смыслообразующим мотивом становится мотив выживания; на этапе лечения часто доминирует мотив сохранения здоровья и выживания; в дальнейшем — мотивы социального выживания и социального становления [30; 96].

С. Филимонов пишет: «Каждая болезнь имеет свой смысл. Господь посылает болезнь, а вернее, попускает, в том месте, органе или системе, где страсть, поражающая душу человека, проявляется максимально. Болезнь же тогда является лекарством, пресекающим дальнейшее развитие страсти» [45, с. 3]. «Онкологическое заболевание… с религиозных позиций имеет своим назначением «извещение» человека о том, что ему предстоит путь в Царствие Небесное, время жизни его исчислено, отмерено… При этом неважно, сколько времени … Важно, что свыше прозвучал удар в колокол, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь.» [Там же. С. 4]. По его мнению, «для неверующих людей диагноз «рак» … как правило, становится настоящей трагедией жизни. …Человек… может пойти по одному из трех путей: 1) разгульный: взять за оставшееся время от жизни все, что только возможно… 2) рациональный: больной приходит к врачу, осуществляет попытку излечения, … т.е. стремится помочь своему телу; 3) духовный: больной воспринимает свое заболевание именно как извещение о времени подготовки к вечности, не как наказание, а как милость Божию, как предупреждение Божие о грядущей вечности» [Там же. С. 6]. При этом он отмечает, что, поскольку «неясность этиологии онкологических заболеваний, сомнения больных в возможности излечимости рака, калечащий характер многих видов лечения, угрожающая инвалидность, наконец, истинные трагедии, которые переживают больные и близкие им люди… создает в любом онкологическом учреждении… особенную психологическую атмосферу, предъявляющую свои исключительные требования к искусству общения с больным», — постольку необходимо особенно внимательно строить отношения с больными и их семьями на всех этапах лечения. Кроме того, поскольку «это положение усугубляется тем, что сдвиги в душевном состоянии пациентов, реакции страха, гнева и т.д. являются проявлениями самой болезни, которые врач должен понимать и стараться снимать всеми доступными средствами», нужно отделять проблемы и поступки больных, возникшие в связи с лечением и последствиями заболевания, и те, которые явились причиной заболевания [Там же. С. 20]; «неоправданный оптимизм и запугивание, резко пессимистическое отношение врача к возможному исходу болезни…не должно иметь места, особенно при разговорах с больными» [Там же. С. 22]. При этом «обычно излечение связано с внутренними изменениями человека, наступающими в Таинстве Покаяния. Очищение души ведет к выздоровлению тела» ([Там же. С. 40] и др.).

Я. Гоулер пишет: «Диагноз «рак» не означает, что нужно готовиться к смерти. Он означает, что нужно учиться жить полноценно, используя весь заложенный природой потенциал здоровья. Для начала следует понять, что рак — не нелепая случайность, не причуда жестокой судьбы, а длительный процесс, имеющий свою историю и свои причины. …первоочередную роль в интересующем нас процессе играют именно духовные факторы. Большинство мыслящих людей, а тяжелобольные в особенности, задумываются рано или поздно над главными вопросами бытия: «Кто я? Что есть жизнь? Откуда я пришел? Куда я иду?» Для онкологического больного эти фундаментальные духовные проблемы нередко выступают на первый план» [19, с. 3–4].

С.Н. Лазарев и Л. Виилма, рассматривая духовно-нравственные и психологические аспекты онкологических заболеваний, отмечают наличие сделанных больными ошибок осмысления себя и мира. Это, в первую очередь, ошибки «гордыни» собственным трудом и достижениями, привязанностью к труду в ущерб другим аспектам и ценностям жизни. При столкновении с ситуацией «ненужности» и «бесполезности» усилий по исправлению мира она перерастает в жизнеотрицание и самоотрицание: человек не смог или не захотел понять гармонию «несовершенного» мира и принять его таким, какой он есть, без ненужных «исправлений» и жертв». Это часто приводит к депрессиям, суицидам или — особенно при наличии длительного стресса «несправедливости» и фрустрации иных желаний пациента (контролировать мир и себя, быть любимым и получать благодарность, быть продуктивным и «строить на века» и т.д.) — к онкологии. Человек теряет любовь по дороге труда и успеха: смысл последних выхолащивается, отрывается от жизни, человек находится в состоянии недовольства собой и миром, особенно если его работа оказалась «разрушенной», «ненужной», его «несправедливо» оклеветали, отстранили, перевели на новый участок, вызывающий у него негативное отношение и ощущение тупика и бессмысленности, оскорбленности его «лучших намерений» и т.д. Человеческая воля вступает в конфликт с волей Бога, и, вместо того чтобы принять жизненный урок с любовью и «отпустить ситуацию», человек пытается настаивать «на своем», упорствует, задерживая в себе и негативные переживания, и сами «бесплодные» намерения. Кроме того, в возникновении и развитии раковых заболеваний большую роль играют и ошибки «ревности», привязанности, со временем перерастающей в ненависть из-за «слишком большой» любви к ближнему, ушедшему, изменившему или умершему, не оправдавшему «надежд» на вечность и «безусловность» любви. Эти ошибки связаны с нежеланием и неумением постичь и принять противоречивость и временность жизни и отношений людей как спутников, стремление поставить отношения с людьми выше отношений с Богом и жизнью, стремление реализовать желание любить и быть любимым вместо способности осознавать и реализовывать нужды любви, что препятствует потоку любви как естественной части жизни, оставляя человека наедине с иллюзией ненужности, отверженности и страха близких отношений [13; 24]. Как пишет Л. Виилма, «болезнь, физическое страдание человека, есть состояние, при котором негативность энергии превысила критическую черту, и организм, как целое, вышел из равновесия. Тело информирует нас об этом, чтобы мы могли исправить ошибку… Прощение — это единственная возможность освободиться от плохого и открыть себя для хорошего. Это наивысшая освобождающая сила» [13, т. 1, с. 6–10, 55, 334; 13, т. 2, с. 5–8].

Первопричиной каждой болезни является стресс, степень которого определяет характер болезни. Чем больше накопилось стрессов, тем серьезнее болезнь. Главные триггеры и «враги» здоровья человека — страх и злоба, перерастающие в ненависть, чувство вины и критицизм, ревность и горделивость, обиду и завистливость, стремление обладать и властвовать, чрезмерные желания быть хорошим, нужным, любимым, сильным и т.д. Осознаваемые и неосознаваемые, они создают «клетки» напряжения — стресса, — так что тело и душа человека теряют способность развиваться свободно, а, значит, оставаться полными жизни, здоровья. Чтобы выпустить стресс на волю, необходимо найти и понять, какой именно стресс возник в результате той или иной ситуации, какое переживание/проблема или, в терминах психоанализа, — «объект», «удерживаются», а затем простить себя и людей и попросить прощения — у себя (в том числе своего тела) и мира. Гордыня, пробивание себе дороги ценой любых усилий и настаивание на своем вопреки окружению, а также высокомерие и стыд за ошибки «пробивания», самообвинение и непрощение от того, что «сам изгадил себе жизнь», огромная злоба против себя и других, презрение и обвинения вместе с недобрыми намерениями — пожеланиями зла («плохим» и «хорошим» людям), передающимися из рода в род, переходящими из ситуацию в ситуацию, наряду со «смиренным», горделивым страданием и озлобленностью, самоуверенностью и доказыванием превосходства, переживанием нелюбви и недостаточного «качества» окружения; либо выраженная зависть к тем, у кого «получается лучше», разочарованность и униженность и стремление доказать, что пациент — идеален, что он «личность»/«настоящий мужчина/женщина» и т.д., огромность желаний и переживаний стыда и вины, долга и ответственности, гордости и неполноценности — основные психологические «предикторы» онкологических заболеваний разных органов. Прощение, как пишет Л. Виилма, не означает, что человек оправдывает произошедшее. Оно означает освобождение, а освобождается только тот, кто понимает, что он совершил ошибку, и через это понимание развивается. Человек не владеет даром совершенной любви, а значит, делает ошибки и поэтому нуждается в прощении…» [Там же. Т. 1, с. 325–327]. Важно понимать, что прощение есть весомая и серьезная, святая работа, которая лечит душевные и телесные раны, а также дает жизненный опыт или мудрость, если человек научается «пропускать» через себя все переживания: осмысливать их, но не задерживать и не игнорировать.

Важно понимать, что, если человек создал болезнь, то он же может ее преодолеть [18; 37]. Для этого нужно понимать, как человек ее создал. Рак — одна из наиболее трудно осмысляемых болезней потому, что требует открытия в себе и мире «слишком многих» тайн и признания «слишком многих ошибок: начиная с базового жизнеотрицания, закрепившегося в семейном сценарии, и заканчивая повседневными обидами и мелкими «грехами», переполняющими «кармический сосуд», опустошение которого позволяет человеку сохранять иммунитет и общее здоровье. «Опустошение» жизнеотрицания возможно лишь там, где человек стремится понимать себя и мир, исправлять ошибки, занимая позицию «вечного ученика», радующегося и благоговеющего перед жизнью» [1; 2; 49]. Там, будучи взрослым и ответственным, он готов рисковать и терпеть, проявлять упорство и отказываться от самосожалений повседневной лени, развиваться и реализовывать данное ему, помогая реализовывать себя окружающим.

Рак называют иногда болезнью печали, при которой человек никак не может или не хочет отпустить что-то, ему совсем не нужное, что приводит к формированию парадоксального состояния: с одной стороны, человек продолжает внешне жить преимущественно духовными ценностями, снаружи становится нежнее и печальнее, а внутри нарастают озлобление, уныние и недовольство собой и судьбой, самоедство и неприятие окружающего мира. «Зацепленность за способности» и чрезмерная ориентация на будущее рождают высокомерие и презрение к менее способным, ревность как повышенное чувство собственности, «зацепленность» за отношения с близкими ведет к зависти, презрению и ненависти. Любовь к земному, при которой внутренняя наполненность любовью умирает и ведет к осуждению, презрению и ненависти, а также чрезмерное пестование духовных «начал» и гордыня ведут к раку. С.Н. Лазарев полагает, что гордыня и неприятие травмирующей ситуации — основной принцип жизни раковой клетки. Клетка же обязана подчиняться организму. Рак возникает, когда неверная, жизнеотрицающая — отрицающая или искажающая жизненные ценности — ориентация человека сталкивается с «волей» Вселенной, Бога. Жесткое неприятие ситуации или человека внутри — будущая тяжелая болезнь. Чем большую любовь к Богу человек может испытывать, тем активнее душа обращается к Нему, и болезнь становится ненужной. Для облегчения установки связи с Богом, блокады жизнеотрицающих стратегий помогают техники остановки сознания: это и наркомания, и болезни, и иные «неприятности». Однако эффективнее правильное понимание себя и мира, жизнеутверждение как ограничение деланий и постижение нужд в процессах уединения и осмысления, поста духовного и физического, очищающего и помогающего понять происходящее, а также покаяние и благодарность, медитация и молитва. По мнению С.Н. Лазарева, люди жизнерадостные, жизнеутверждающие раком, как правило, не болеют. Наполнение любовью помогает рак исцелить. Погоня за здоровьем без духовного развития, воспитания чувства любви и благодарности от рака не спасает [13; 24]. Лечение раковых заболеваний необходимо сопровождать процедурами (техниками) «перепросмотра» сделанных ошибок и их «прощения» («отпускания») [Там же].

Чтобы подготовить себя к перепросмотру и осуществить его, нужно создать определённое намерение, направленное на отслеживание негативных способов реагирования на трудные ситуации, включая переживания собственной важности и жалости к себе, гордыни и превосходства, неприятия и неудовлетворенности и т.д. Нужно быть готовым к различного рода «опровержениям» понимания самого себя, других людей и мира в целом, поначалу даже болезненным. Драматические эпизоды перепросмотра способны вызывать ситуации, символизирующие смерть/тупик/фрустрацию, которые нужно пережить с любовью, поставив на первое место жизнеутверждение, отказавшись от отрицания и неприятия. При глубоком перепросмотре оживляются уроки далёкого прошлого и предвосхищаются события будущего, и в настоящем это может вызывать трансформацию и даже ломку (разрывы) обстоятельств и отношений. Перепросмотр помогает достичь внутреннего безмолвия, отстраненности от желаний, давая возможность понять истинные нужды и ситуацию, как она есть в реальности, а не в иллюзиях человека. Внутреннее безмолвие предполагает изменение уровня сознания (отличающегося от привычного): прекращение внутреннего навязчивого «диалога», бесконечно продуцирующего желания, неполноценность и гордыню, озлобленность и разочарования.

К. и С. Саймонтоны выделяют четыре психологических этапа, выводящих человека из кризиса к здоровью: 1) когда человек узнает, что болен и что его заболевание может быть смертельным, он начинает по-новому видеть свои проблемы; 2) человек принимает решение изменить свое поведение, стать другим; 3) физиологические процессы, происходящие в организме, реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появившееся желание жить; образуется новая, положительная зависимость физиологических процессов и психологического состояния пациента; 4) выздоровевший больной чувствует себя «лучше, чем просто хорошо» [38]. Таким образом, изменение часто происходит как результат более или менее «спонтанного» перепросмотра. В жизни каждого человека, перед самым важным событием в его жизни — смертью, перепросмотр становится одним из самых последних занятий. Кроме того, те, у кого за плечами имеется опыт пребывания на грани жизни и смерти, отмечают, что перед ними «проносились» эпизоды прошлого и/или будущего: в сознании мелькают все события жизни — во всей полноте переживаний и осознаний. Техника целенаправленного, осознанного перепросмотра и техника «прощения» включают ряд действий:

1)

выбрать из личной истории событие/переживание/человека для перепросмотра, на которое человек сначала или постоянно реагирует негативно;

2)

представить эту ситуацию, переживание или человека, других людей, с которыми они связаны, и вспомнить/ощутить, с какими мыслями и чувствами они связаны;

3)

понять урок, которому научили ситуация/человек, что мир и тело хотели/хотят этим уроком сказать;

4)

принять ситуацию и поблагодарить Бога и себя (тело) за этот урок, выразить это принятие, благодарность — себе и миру;

5)

выбрать отстранённо-любящую, принимающую форму реагирования на событие/человека и переживание, транслировав ему возможность «жить своей жизнью» («отпустить его» и/или выбрать позитивную реакцию на него как на феномен жизни, мира).

«Отпустить» имеет два основных модуса: 1) «уйдет — так уйдет, останется — так останется»; 2) «уйдет — так уйдет, вернется — так вернется». В некоторых случаях человеку важно научиться жить с болью, неопределенностью и двойственностью. Однако, если он потратит время на ее исследование, сможет увидеть, что может «отпустить» не только боль и страдание, выбранное им как «центральное», но и множество «периферических» болезненных переживаний. При этом боль, скорее, «не останется», она уйдет, забрав в собой множество других «спутников»: в результате, начав с задачи исцеления одного фрагмента жизни, болезни, человек, рискнув и не поленившись, может исцелить всю жизнь. Таким образом, с одной стороны, исцеление, будучи центральным феноменом, приводит к возникновению целого ряда феноменов переферийных, вторичных. С другой стороны, как отмечает С.Н. Лазарев, отсутствие стремления к избавлению от страдания ценой дальнейших нарушений истинных ценностей жизни, отношений любви с миром, Богом помогает преодолеть болезнь: изначально фокусируясь на «увеличении любви», человек получает как вторичный результат исцеление от болезни [24]. При этом, как показывает практика, «исцеляются» стрессы и в семье, послужившие основой заболевания и казавшиеся непреодолимыми [33].

Если у человека «все рушится», но он не боится разрушений и знает, что нужен миру и себе, если он способен почувствовать свою беззащитность, а через неё — любовь к миру, который «разрушает» его иллюзии и/или жизнь, тогда ситуация и понимание себя и мира будут трансформироваться как картинки в калейдоскопе, и в один прекрасный момент, несмотря на внешние обстоятельства, человек почувствует себя счастливыми, выздоровеет.

Выводы

Обобщить психологические аспекты онкологических заболеваний мы можем в таблице № 1.

 

Таблица 1

Психологические аспекты онкологических заболеваний (начало)

 

Как видно из таблицы, многие «симптомокомплексы» и рекомендации по оздоровлению пересекаются друг с другом и совпадают: лечение рака, с точки рения психолога, предполагает лечение всего человека и, в первую очередь, его души: первичных и вторичных душевных ран, нанесенных повседневной жизнью человеку, не сумевшему найти правильное применение своим способностям, переоценившему фиктивные цели и поставившему отношения с людьми выше отношений с Богом, жизни и, таким образом, выбравшему жизнеотрицание. Оно также предполагает трансформацию родовых (семейных) сценариев, формирование опыта инициаций, закрытие «незаверенных» отношений и проблем в жизни человека [51; 66; 82; 83; 94; 96; 97; 98; 99].

 

Таблица 1

Психологические аспекты онкологических заболеваний (окончание)

 

Первой задачей психотерапии является необходимость помочь пациентам поверить в эффективность лечения и способность своего организма сопротивляться заболеванию, а также развитие жизнеутверждающих аспектов отношений и бытия. После этого пациентов можно и нужно научить оптимально справляться со стрессовыми ситуациями. Особенно важно, чтобы они изменили понимание себя и проблем, с которыми столкнулись. Больные должны поверить в собственные силы, знать, что они могут разрешить все свои проблемы более эффективно, в том числе с помощью близких, принимая и оказывая помощь. Появившаяся у пациента вера в возможность поправиться и новое отношение к проблемам формируют жизненную позицию, в которой есть место надежде и вере в будущее: в результате механизмы, которые способствовали превращению негативных переживаний в онкологическое нарушение, могут быть использованы для восстановления и развития здоровья [50; 67; 68; 70; 72; 80; 85; 87; 91; 92; 95]. Опыт исцеления рака — важный опыт на пути развития мудрости и понимания себя и жизни, опыт развития вопреки всему, опыт внимательности к себе и миру, опыт радости  и трансформации к счастью («cancer with joy») [67; 68; 70], опыт обретения истинных отношений с людьми и Богом, с собой. Поэтому не случайно, что этот опыт так востребован пациентами и настолько активно передается и собирается теми, кто его пережил.

 

Литература

1.   Арпентьева М.Р. Понимание себя и мира в раннем детстве и жизнеутверждающий потенциал личности // Психолог в детском саду. – 2014. – № 2. – С. 3–30.

2.   Арпентьева М.Р. Клинико-психологическое консультирование в развитии жизнеутверждающего потенциала личности // Клиническая и медицинская психология:  исследования,  обучение,  практика:  электрон. науч. журн. – 2016. – № 1(11) [Электронный ресурс]. – URL: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 16.04.2016).

3.   Березкин Д.П., Зырянова Н.Г. О перспективах психосоматических исследований в онкологии // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. – Л., 1976. – C. 16–18.

4.   Блинов Н.Н., Демин Е.В., Чулкова В.А. О качестве жизни онкологических больных после радикального лечения // Вопросы онкологии. – 1989. – Т. 35, № 6. – С. 643–648.

5.   Блинов Н.Н., Комяков И.П., Чулкова В.А. Роль психотерапии в повышении качества жизни онкологических больных: пособие для врачей. – СПб.: Медицина, 1998. – 19 с.

6.   Быкорез А.Н., Рубенчик Б.Л. Причина рака: факты и гипотезы. – Киев: «Наукова думка», 1997. – 118 с.

7.   Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. – 192 c.

8.   Васютин А.М. Спасение есть – оно в тебе! Рак как психосоматоз. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 160 с.

9.   Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. – Издательство Института Психотерапии, 2001. – 304 с.

10.   Великолуг А.Н., Дрегало А.А., Великолуг Т.И. Влияние социальной сферы на личность онкологического больного в процессе реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2000. – № 1. – C. 6–10.

11.   Веселаго Е. Современные системные расстановки: история, философия, технология. – Киев–Бостон: Толиман, 2013.

12.   Сирота Н.А. Совладание с онкологическими заболеваниями (на модели исследования копинг-поведения больных раком яичников) // Труды конференции «Клиническая  психология  в  здравоохранении  и  образовании».  –  М.,  2011.  – С. 247–251.

13.   Виилма Л. Прощаю себе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – Т. 1. – 720 с.; 2007. – Т. 2. – 640 с.

14.   Врач – пациент: общение и взаимодействия / пер. с англ. Р.А. Евсегнеева. – Женева–Амстердам–Киев: Ассоциация психиатров Украины, 1996. – 54 с.

15.   Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. – СПб.: Речь, 1992. – 162 с.

16.   Гнездилов А.В. Качество жизни больных пограничными и психосоматическими расстройствами // Качество жизни в психоневрологии: тезисы докл. международной конференции. – СПб., 2000. – C. 42–45.

17.   Гнездилов А.В. Психические изменения у онкологических больных // Практическая онкология. – 2001. – № 1. – C. 5–13.

18.   Гнездилов А.В., Губачев Ю.М. Терминальные состояния и паллиативная терапия. – СПб.: Речь, 1998. – 57 с.

19.   Гоулер Я. Вы можете победить рак. – М.: Салюс. 1997. – 122 с.

20.   Дуброва В.П., Егоров К.Н. Этико-психологические аспекты работы врача общей практики с онкологическими больными // Медицинские новости. – 2003. – № 2. – С. 3–11 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=2274 (дата обращения 10.06.2016)

21.   Именитов Е.Н. Спорные аспекты фундаментальной онкологии // Практическая онкология. – СПб., 2014. – Т. 15. – С. 49–60.

22.   Касимова Л.Н., Жиряева Т.В. Психопатологическая и социально-психологическая характеристика больных со злокачественными новообразованиями // Психические расстройства в общей медицине. – 2009. – № 1. – С. 16–19.

23.   Касимова Л.Н., Илюхина Т.В. Результаты психопатологического и психологического исследования онкологических больных // Психические расстройства в общей медицине. – 2007. – № 3. – С. 71–74.

24.   Лазарев С.Н. Воспитание родителей. – СПб.: ИПК ООО «Ленинградское издательство». – 2008. – Т. 1. – С. 232 с.; 2009. – Т. 2. – 272 с.; 2009. – Т. 3. – 224 с.; 2010. – Т. 4. – 256 с.; 2010. – Т. 5. – 256 с.; Ответы на вопросы. – 2009. – 240 с.

25.   Левин Т., Киссане В.Д. Психоонкология: состояние на 2006 г. // Психические расстройства в общей медицине. – 2007. – № 2 (3). – Р. 10—24.

26.   Лекции по фундаментальной и клинической онкологии / под ред. В.М. Моисеенко, А.Ф. Урманчеевой, К.П. Хансона. – СПб.: ООО «Издательство Н – Л», 2004. – 704 с.

27.   Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. – СПб.: НИПИ им. В.М. Бехтерева, 1994. – 245 с.

28.   Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.

29.   Мерта Дж. Справочник врача общей практики. – М.: Практика, 1998. – 1230 с.

30.   Моисеенко В.М., Чулкова В.А. Психоонкология: пособие для врачей. – СПб., 2007. – 38 с.

31.   Незнанов Н.Г., Карвасарский Б.Д. Клиническая психотерапия. – СПб.: Питер, 2008. – 523 с.

32.   Непомнящая Н.И. О психологическом аспекте онкологических заболеваний // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19, № 4. – С. 132–145.

33.   Николаев В. Из рода в род. – М.: СофтИздат, 2010. – 208 с.

34.   Онкопсихология / Н.В. Тарабрина, О.А. Ворона, М.С. Курчакова [и др.]. — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 176 с.

35.   Петровская Л.А., Минигалиева М.Р. Изучение психологии и самопознание (самопонимание) личности // Личность и образование: психологическая поддержка развития / под ред. Е.С. Гуртового, Б.Б. Коссова. – Шуя: Изд-во «Весть» ШГПУ, 1999. – С. 84–93.

36.   Психолог в здравоохранении: вопросы диагностики, коррекции и супервизии / Н.И. Мельченко, Р.Ф. Исханов, О.С. Исаева [и др.]. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 189 с.

37.   Русина Н.А. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. – 2002. – № 4. – С. 152–160.

38.   Саймонтон К., Саймонтон С. Психотерапия рака. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

39.   Сидоров П.И. Психосоматическая медицина. – М.: МЕД-пресс-информ, 2006. – 564 с.

40.   Смулевич А.Б., Андрющенко А.В., Бескова Д.А. Психические расстройства в онкологии (результаты мультицентровой программы «СИНТЕЗ») // Психические расстройства в общей медицине. – М., 2007. – № 3. – С. 4–11.

41.   Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986. – 384 с.

42.   Урванцев Л.П. Психология в соматической клинике: учебное пособие. – Ярославль, 1998. – 160 с.

43.   Усманова Е.Б. Психологические факторы качества жизни больных с опухолевым поражением костей: дис. … канд. мед. наук. – СПБ.: СПбГУ, 2016. – 220 с.

44.   Фанти С. Микропсихоанализ. – М.: АО Аслан, 1995. – 351 с.

45.   Филимонов С., протоиерей. Православный взгляд на онкологию. – СПб.: «Свет Христов», Благословение, 2013. – 144 с.

46.   Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. – 308 с.

47.   Хеллингер Б. Порядки Любви. – М., Изд-во Института психотерапии, 2007. – 348 с.

48.   Хеллингер Б.. Богомысли. Их корни и их воздействие. – М.: Институт Консультирования и системных решений, 2008. – 192 с.

49.   Чулкова В.А. Психологические исследования личностных реакций на болезнь при раке молочной железы: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 1999. – 19 c.

50.   Швейцер А. Жизнь и мысли. – М.: Республика, 1996. – 528 с.

51.   Bauer-Wu S. Leaves falling gently: living fully with serious and life-limiting illness through mindfulness, compassion, and connectedness. – New York: New Harbinger Publications, 2011. – 160 p.

52.   Becton R. Everyday strength: a cancer patient's guide to spiritual survival. – New York: Baker Books, 2006. – 160 p.

53.   Benedict C., Penedo F.J. Psychological interventions in cancer // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and psychological consequences of cancer, their causes and their management / ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2013. – P. 221–248.

54.   Blohmke M. Psychosoziale Faktoren und Krankheit // Medizin, Mensch, Gesellschaft. – 1976. – № 1. – Р. 116–121.

55.   Carlson L., Speca M. Mindfulness-based cancer recovery: a step-by-step mbsr approach to help you cope with treatment and reclaim your life. – N.Y.: New Harbinger Publications, 2011. – 200 p.

56.   Chronically depressed mood and cancer risk in older persons / B. Penninx, J.M. Guralnik, R.J. Havlik [et al.] // Journal of National Cancer Institute. – 1998. – Vol. 90. – P. 1888–1993.

57.   Derogatis L.R., Morrow G.R., Fetting J. The prevalence of psychiatric disorders among cancer patients // Journal of American Medicine Association. – 1983. – Vol. 249. – P. 280–289.

58.   Do stress-related psychosocial factors contribute to cancer incidence and and survival? / Y. Chida, M. Hamer, J. Wardle [et al.] // National Clinical Practice of Oncology. – 2008. – Vol. 5. – P. 466–475.

59.   Evans E.A. Psychological Study of Cancer. — New York: Dodd, Mead & Co, 1926. – 326 p.

60.   Fagundes C.P., Lindgren M.E., Kiecolt-Glaser J.K. Psychoneuroimmunology and cancer: Incidence, Progression, and Quality of life // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and psychological consequences of cancer, their causes and their management / ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2013. – P. 1–11.

61.   Felton B.J., Revenson T.A., Hinrischen G.A. Coping and adjustment in chronically ill adults // Social Science and Medicine. – 1984. – Vol. 18. – P. 889–898.

62.   Folkman S. Stress, coping, and hope // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and psychological consequences of cancer, their causes and their management / ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2010. – P. 119–127.

63.   Friedman S.H. A problem-solving conceptualization of coping: Theory, research, and relevance to cancer // Helping cancer patients cope: A problem-solving approach / ed. by A.M. Nezu, C.M. Nezu, S.H. Friedman. – Philadelphia University of the Health Sciences, 1998. – P. 26–68.

64.   Hamilton А. Intelligence and fertility. – London, 1999. – 345 p.

65.   Heidrich S.M., Forsthoff C.A., Ward S.E. Psychological adjustment in adults with cancer: The Self as mediator // Health Psychology. – 1994. – Vol. 13 (5). – P. 346–353.

66.   Hellinger B. On Consciences. 2007. – 18 р. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cf-evajacinto.pt/wp-content/uploads/2013/02/On-conciences-Bert-Hellinger-2007.pdf (дата обращения 10.07.2016).

67.   Holland J., Lewis Sh. The human side of cancer: living with hope, coping with uncertainty. – Harper Perennial. – 2001. – 368 p.

68.   Huber J. Cancer with Joy: how to transform fear into happiness and find the bright side. – N.Y.: Morgan James Publishing, 2012. – 174 p.

69.   In fluence of psychological response on survival in breast cancer: a population-based cohort study / M. Watson., J. Haviland, S. Greer [et al.] // Lancet. – 1999. – Vol. 354. – P. 1331–1336.

70.   Kabat-Zinn J. Full catastrophe living (revised edition): using the wisdom of your body and mind to face stress, pain, and illness. – N.Y.: Bantam, 2013. – 720 p.

71.   Kelly A. Radical remission: surviving cancer against all odds. – N.Y.: HarperOne, 2015. – 336 p.

72.   Kübler-Ross E. On Death and Dying. – Routledge, 1969. – 199 р.

73.   Lemole G., McKee D., Mehta P. After cancer care: the definitive self-care guide to getting and staying well for patients after cancer. – N.Y.: Rodale Books; 2015. – 304 p.

74.   LeShan L.L. You can fight for your life. – New York: M. Evans & Company, 1977. – 235 p.

75.   Murphey C. When Someone You Love Has Cancer: Comfort and Encouragement for Caregivers and Loved Ones. – N.Y.: Harvest House Publishers, 2009. – 64 p.

76.   Paget J. The Morton Lecture on Cancer and Cancerous Diseases // British Medical  Journal.  –  London,  Longmans,  Green  and  Company.  –  1887. – № 2. – Р. 1091–1095.

77.   Palesh O., Butler L.D., Koopman C. Stress history and breast cancer recurrence // Journal of Psychosom Resource. – 2007. – Vol. 63. – P. 233–239.

78.   Passik S.D., Grummon K.L. Posttraumatic Stress Disorder // Psychooncology / ed. by J.C. Holland. – N.Y.: Oxford University Press, 1998. – P. 595–607.

79.   Patterns of coping with cancer / C. Dunkel-Schetter, L.G. Feinstein, S.E. Taylor [et al.] // Health Psychology. – 1992. – Vol. 11(2). – P. 79–87.

80.   Porcelli P., Sonino N. Psychological factors affecting medical conditions: a new classification for DSM-V. – Basel: Karger Publishers, 2007. – 186 p.

81.   Psychological correlates of survival in advanced malignant disease / B.R. Cassilieth, E.J. Luck, D.S. Miller [et al.] // National Engl. Journal of Medicine. – 1985. – Vol. 312. – P. 1551–1555.

82.   Psychological depression and 17-year risk and death from cancer / R.B. Shekele, W.J. Raynor,  A.M. Ostefeld  [et al.]  //  Psychosom.  Med.  –  1981. –  Vol. 43(1).  – P. 117–125.

83.   Psychological Distress in Post-Surgical Women with Breast Cancer / E.S. Breslau, B.A. Curbow, J.R. Zabore [et al.]. – Baltimore: John Hopkins School of Medicine&Oncology Center, 2001. – 210 р.

84.   Quality of life among young women with breast cancer: Study from a tertiary institute in south India / B. Dubashi, E. Vidhubala, S. Cyriac [et al.] // Indian Journal of Cancer. – 2010. – Vol. 47. – P. 142–147.

85.   Rosenbaum E. Being well (even when you're sick): mindfulness practices for people with cancer and other serious illnesses. – N.Y.: Shambhala Publications, 2012. – 144 p.

86.   Rosenbaum El. Here For now: living well with cancer through mindfulness. – N.Y.: Satya House Publications, 2007. – 200 p.

87.   Ross K. Mapping pathways from stress to cancer progression // Journal of National Cancer Institute. – 2008. – Vol. 100. – P. 914–920.

88.   Rossman M.L. Fighting Cancer From Within: How to Use the Power of Your Mind For Healing. – N.Y.: Holt Paperbacks, 2003. – 288 p.

89.   Rowland J.H., Massie M.J. Breast cancer // Psycho-oncology / ed. by J.C. Holland. – N.Y. – Oxford: Oxford University Press, 1998. – P. 380–402.

90.   Sadock B.J., Virginia A., Ruiz P. Kaplan & Sadock’s Comprehensive Textbook of Psychiatry. – Lippincott Williams & Wilkins, 2009. – 420 р.

91.   Satin J.R., Linden W., Phillips M.J. Depression as a predictor of disease progression  and  mortality  in  cancer  patients  //  Cancer.  –  2009. –  Vol. 115. – P. 5349–5361.

92.   Servan-Schreiber D. Anticancer: a new way of life hardcover. – N.Y.: Viking, 2009. – 274 p.

93.   Shapiro D. And in health: a guide for couples facing cancer together. – N.Y.: Trumpeter, 2013. – 240 p.

94.   Spiegel D., Diamond S. Psychological interventions in cancer // Psychological interventions for cancer. – Washington, 2001. – P. 215–233.

95.   Stressful life events and risk of breast cancer in 10,808 women: a cohort study / K. Lillberg, P.K. Verkasalo, J. Kaprio [et al.] // Amirican Journal of Epidemiology. – 2003. – Vol. 157(5). – P. 415–419.

96.   Temoshok L. Personality, coping style, emotion and cancer: towards an integrative model // Cancer Surv. – 1987. – Vol. 6. – P. 545–567.

97.   Thuné-Boyle I.C.V. Religiousness and Spirituality in coping with cancer // Psychological aspects of cancer: A guide to emotional and psychological consequences of cancer, their causes and their management / ed. by D.I. Carr, J. Steel. – Springer science, 2013. – P. 129–150.

98.   Waisman A., Worden J.W. The existential plight in cancer: Significance of the first 100 days // International Journal of Psychiatry in Medicine. – 1977. – Vol. 7 (1). – P. 1–15.

99.   Walsh N.H. Nature and Treatment of Cancer. – London: Taylor and Walton. – 1846. – 210 р.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:616-006

Арпентьева М.Р. Психологические аспекты онкологических заболеваний: жизнеутверждение vs жизнеотрицание // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2016. – N 4(39) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player