Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской)
Добряков И.В. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Добряков Игорь Валерьевич
– кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры
психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Санкт-Петербургский государственный
университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург,
199034, Россия. Тел.: 8 (812) 328-20-00.
E-mail: dobriakov2008@yandex.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Не стало Ирины Михайловны Никольской… Не верится…
Грустно и больно… Но влияние ее личности на всех, кто ее знал,
кому посчастливилось у нее учиться, с ней работать, дружить, не
ослабевает. Мне посчастливилось.
Ее жизненный путь — прекрасного человека и незаурядного,
бескомпромиссного, талантливого ученого — заслуживает, чтобы
о нем рассказать, чтобы знали и помнили, брали пример…
Ирина родилась в Вильнюсе, который навсегда оставался в ее сердце
любимым городом — малой родиной, о которой она постоянно помнила,
говорила, куда при первой возможности старалась попасть. Блестяще
закончив лучшую в Вильнюсе школу, она в тот же год поступила учиться
на факультет психологии Ленинградского государственного университета
им. А.А. Жданова. Выбрав специализацию по медицинской психологии,
Ира училась легко и увлеченно. Дипломную работу на тему «О роли
глубоких структур мозга в механизмах памяти» готовила, используя
материал, полученный благодаря активному участию в исследованиях
психологических эффектов диагностических и лечебных электростимуляций
у больных эпилепсией. Защитив на «отлично» диплом,
медицинский психолог Никольская в 1978 году была принята на работу в
отдел нейрофизиологии человека Всесоюзного института экспериментальной
медицины (ВИЭМ), возглавляемого академиком Н.П. Бехтеревой.
Участвуя в разработке и клинической апробации нового способа
восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода
электростимуляций, Ирина Михайловна проводила нейропсихологические и
электроэнцефалографические исследования на базе клиники нейрохирургии
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (нач. кафедры
нейрохирургии — проф. В.А. Хилько). В 1989 году она
успешно защитила кандидатскую диссертацию «Нейропсихологическое
исследование динамики функционального состояния мозга у больных с
заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном
периодах» (научный руководитель — проф. А.Н. Шандурина).
С 1989 г. Ирина Михайловна совмещала клиническую работу с
преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях
— от начальной школы до поствузовского образования. В 1990
году кандидат психологических наук Ирина Михайловна Никольская
оставляет работу в ВИЭМе. Ее все больше привлекает детская психология,
в частности специфика психологических защит у детей. Совместно с
Галиной Леонидовной Бардиер Ирина Михайловна работает над монографией
«Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы»,
опубликованной в 1996 году и переизданной в 2004-м. В 2005 году вышла
замечательная книжка этих же авторов «Что касается меня…
Сомнения и переживания самых младших школьников» (СПб.,
«Речь», 2005).
Во время работы в школе происходит знакомство Никольской с доктором
психологических наук, профессором Радой Михайловной Грановской, которое
во многом определило дальнейшую научную жизнь молодого ученого.
В 1994 году профессор Грановская сформировала группу психологов
для обучения представителей партии «Единая Россия». Ирина
Михайловна была включена в эту группу. В процессе работы, продолжающейся
до 2005 года, Раде Михайловне удалось создать коллектив
профессионалов-единомышленников, в котором одну из видных ролей играла
психолог Никольская. Ирина проявила себя не только как грамотный
профессионал, но и как прекрасный организатор, как замечательный
человек. Отношения Рады Михайловны и Ирины Михайловны стали не только
профессиональными, но и дружескими. Результатом их сотрудничества и
дружбы стала публикация в 1999 году издательством «Знание: Свет»
совместной монографии «Защита личности», а в 2001 году в
издательстве «Речь» — первой отечественной монографии,
посвященной проблеме изучения психологической защиты у детей,
впоследствии не раз переиздававшейся. Проведенные авторами
экспериментально-психологические исследования младших школьников
позволили им раскрыть специфику и содержание основных копинг-стратегий
и психологических защитных механизмов у детей. Именно в процессе этого
исследования Ириной Михайловной была разработана технология изучения
системы психологической защиты, основанная на анализе серии детских
рисунков и рассказов.
В декабре 2000 года Ирина Михайловна Никольская была принята на
работу в Санкт-Петербургскую медицинскую академию последипломного
образования (в 2011 году преобразованную в Северо-Западный государственный
медицинский университет имени И.И. Мечникова) на должность доцента
кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии (зав.
кафедрой — д.м.н. Э.Г. Эйдемиллер). В 2001 году она
защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика,
коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших
школьников» (научные консультанты — проф.
Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер). С этих
пор профессиональная жизнь профессора Никольской была тесно связана с
кафедрой. Все эти годы она была помощником заведующего кафедрой по
научной работе, членом Ученого совета педиатрического факультета и
Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни»
Северо-Западного государственного медицинского университета имени
И.И. Мечникова.
В 2003 году выходит учебное пособие для врачей и психологов
«Семейный диагноз», написанное
И.М. Никольской с соавторами (Добряков И.В.,
Эйдемиллер Э.Г.). В нем изложены основные принципы
постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи.
После происшедшего в сентябре 2004 года в школе № 1 г. Беслана
террористического акта Ирина Михайловна, не задумываясь, согласилась
принять участие в реабилитации детей, оказавшихся заложниками
террористов. Работа осуществлялась под эгидой ЮНИСЕФ. Большое
количество жертв разного возраста и пола, частое сочетание психической
травмы с физической, с соматическими расстройствами, этнические
особенности обусловили возникновение при организации и осуществлении
реабилитационной работы специфических трудностей. Кроме того, чем
тяжелее были больные, тем реже они обращались за психологической
помощью, тем чаще уклонялись от ее предложения, тем сложнее было
сформировать у них мотивацию на прохождение реабилитации. Помимо этого,
трудности были связаны с недостаточным количеством квалифицированных
местных кадров, разбирающихся в ПТСР, с отсутствием преемственности в
работе местных и приезжих специалистов. К тому же тесные родственные
связи между пострадавшими и многими местными специалистами приводили к
вторичной травматизации последних, что препятствовало их участию в
реабилитационном процессе. Сложные условия работы способствовали
быстрому формированию синдрома эмоционального выгорания как у приезжих,
так и у местных специалистов. Для решения этих проблем на основе
собственного опыта оказания медико-психологической помощи пострадавшим
была разработана «модель Добрякова — Никольской»,
включающая: 1) обучение местных специалистов; 2) создание у
семьи мотивации на работу; 3) одновременную работу с жертвой
террористического акта и с членами его семьи; 4) одновременную
совместную работу с семьей бригады из двух психологов и двух
психиатров-психотерапевтов, причем двое специалистов — местные,
а двое — приезжие консультанты; 5) командное обсуждение
результатов клинико-психологического обследования,
медицинского и психологического диагноза, постановку цели и
формулирование задач реабилитации, разработку индивидуальной
реабилитационной программы для пациента и членов его семьи;
6) проведение реабилитационных мероприятий местными специалистами
(психологом, психотерапевтом и др.); 7) периодическую заочную и
очную супервизию приезжими консультантами.
Опыт оказания психотерапевтической помощи семьям, пострадавшим во
время террористического акта в г. Беслане, был отражен в публикациях
И.М. Никольской в соавторстве с И.В. Добряковым в сборнике статей по
проекту «Дети Беслана» (2006 год), в Journal of Czech and
Slovak Psychiatry (Prague, 2008), в «Журнале неврологии и
психиатрии им. С.С. Корсакова» (2009 год).
Были сделаны доклады на международных конгрессах World Psychiatric
Association в 2008 году в Праге и в 2010 году в Санкт-Петербурге, на
XXXXIII научной конференции «Чрезвычайные ситуации: организационные,
эколого-гигиенические и эпидемиологические проблемы» в 2010
году в Санкт-Петербурге.
Практика показала, что применение модели Добрякова — Никольской
значительно повышает эффективность реабилитации. В связи с этим Детский
Фонд ООН — ЮНИСЕФ — продолжил сотрудничество с этими
специалистами из Санкт-Петербурга, предложив им заняться разработкой и
осуществлением длительной программы создания социально-психологических
центров в 15 районах Чеченской республики и обучения специалистов,
способных оказывать психологическую помощь страдающим
посттравматическим стрессовым расстройством детям и их семьям. Работа
проводилась более трех лет. В рамках этого проекта большое значение
придавалось созданию волонтерского движения. В 2008 году в качестве
методического пособия Никольской и Добряковым разработана и
опубликована «Рабочая тетрадь волонтера
социально-психологической программы ЮНИСЕФ» (The United
Nations Childrens Fund, 2008). Доклад «Особенности проведения
семинаров-тренингов ЮНИСЕФ «Консультирование по травме»
для психологов Чеченской Республики» был сделан в СПбГУ на
Ананьевских чтениях (2009 г.) и опубликован в материалах
конференции.
В мае 2010 года в Таджикистане в г. Куляб произошло землетрясение
и сход селей. Всемирная организация здравоохранения (World Health
Organization — WHO) пригласила экспертов ЮНИСЕФ психолога
И.М. Никольскую и врача-психиатра И.В. Добрякова для оказания
экстренной психологической помощи пострадавшим в результате
чрезвычайной ситуации. Работа проходила в тесном сотрудничестве с
местными специалистами. Опыт работы был отражен в изданных на
таджикском языке методических рекомендациях (Добряков И., Никольская
И., Юнусова Н. Ташкил ва расонидани ёрии психологй дар минтакаи холати
фавкулодда Дастури таълимй.-метод. — Душанбе: "Контраст",
2010).
В 2012—2013 годах И.М. Никольская вместе с И.В. Добряковым
участвовали в разработке и реализации нового проекта ЮНИСЕФ
«Оказание социально-психологической поддержки подросткам и
молодежи, пострадавшим в результате конфликта в Нагорном
Карабахе». Основной целью проекта было улучшение
социально-психологического состояния подростков и молодежи, являющихся
вынужденными переселенцами вследствие конфликта в Нагорном Карабахе и
проживающих с семьями в местах компактного поселения, в общежитиях. В
процессе работы осуществлялась экспресс-оценка
социально-психологического состояния подростков, молодежи и их семей в
городах Баку, Барда, Агджабеди, Агдам. Далее, на основании результатов
экспресс-оценки были сформулированы и решались совместно с
Министерством молодежи и спорта и БГУ задачи повышения квалификации
специалистов, налаживание системы регулярной психологической помощи
подросткам и молодежи. Итоговую статью, включающую материалы этих
поездок, опубликовать не разрешили.
С 2013 по 2015 год профессор Никольская вместе с доцентом Добряковым
периодически привлекались к работе по Grant Contract External actions
of the European Union № 323-264 «Progressiv abolition of
violence against children in detention in Central Asia»
(Договор гранта от Европейского Союза № 540 — PRI)
«Постепенное искоренение насилия против детей в местах
лишения свободы в Центральной Азии». Ими были прочитаны
лекции и проведены тренинги, посвященные проблемам девиантного
поведения у детей и подростков, их индивидуальному и групповому
консультированию. Целью работы было повышение квалификации сотрудников
закрытых учреждений для детей из разных городов Казахстана,
Кыргызстана, Таджикистана.
В г. Бишкеке в 2013 году было издано учебное пособие для студентов
ВУЗов «Оказание психологической и психиатрической помощи при
чрезвычайных ситуациях (Бишкек: «Папирус-Принт»), включающее
главы, написанные Никольской и Добряковым. В 2014 году опубликованы 2
варианта пособия соавторов Никольской и Добрякова: на русском языке
— «Выявление насилия в отношении детей: руководство для
специалистов, работающих в системе защиты детей» и на кыргызском
— «Балдарга карата зомбулукту аныктоо (балдарды коргоо
тузумунде иштеген адистер учун колдонмо)» (Бишкек: «Блиц»,
2014).
Материалы и разработки, полученные в этих поездках, единомышленниками
и котерапевтами были неоднократно представлены на российских и
международных конференциях, в том числе на XVI Всемирном конгрессе
психиатров в Мадриде в 2014 году (ABSTRACTS BOOK "XVI World Congress
of Psychiatry", Madrid, Spain, September 14-18, 2014. Vol. 2. TOPIC 7:
Child and Adolescent Mental and Behavior Disorders). Их статьи были
опубликованы в международных журналах: "Short-Term Crisis
Psychotherapy in Children with Post-Traumatic Stress Disorders in
the Framework of the Dobryakov—Nikolskaya Rehabilitation
Model" 1;
"Crisis psychotherapy in children with post-traumatic stress disorder:
Method of cognitive-metaphorical reconstruction of traumatic
experiences in drawings" (INFAD Revista de Psicologia/International
Journal of Developmental and Educational Psychology / Familia y Education:
aspectos positivos / Año: XXV, N 1. Vol. 1, 2013, pp. 341–346).
Издательство Springer обратилось к авторам с письмом, предлагая
написать главу для планируемой коллективной монографии
«Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress Disorder»,
что и было сделано. Монография с главой "Crisis Psychotherapy
in Children with Post-Traumatic Stress Disorder: Method of
Cognitive-Metaphorical Reconstruction of Traumatic Experiences in
Drawings" 2
вышла в конце 2016 года.
Многочисленные командировки не препятствовали Ирине Михайловне
активно работать на кафедре. В учебнике «Детская психиатрия»,
созданном коллективом кафедры и изданном под редакцией профессора
Э.Г. Эйдемиллера в 2005 году, Ирина Михайловна — автор
трех глав: «Психологическая защита и копинг-поведение у
детей» (гл. 2), «Методы психологического обследования
психически больных детей» (гл. 5), «Арт-терапия —
терапия изобразительным искусством» (гл. 30). В том же году
выходит руководство для врачей под редакцией Н.А. Белякова
«Немедикаментозная терапия», содержащее две главы,
написанные Никольской с соавторами: «Психотерапия»
(соавтор — Эйдемиллер Э.Г.), «Арт-терапия»
(соавторы — Беляков Н.А., Эйдемиллер Э.Г.). В качестве
научного руководителя она сумела подготовить к успешной защите 6
соискателей ученой степени. Темы кандидатских диссертаций ее учеников
были посвящены актуальным вопросам медицинской психологии, психиатрии
и психосоматической медицины.
Помимо этого, И.М. Никольская была членом Диссертационного
совета в Российском государственном педагогическом университете им.
А.И. Герцена, Диссертационного совета психологического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета, членом
Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества
и Ассоциации детских психиатров и психологов, членом редколлегий
журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков»,
«Медицинская психология в России». Многие годы Ирина
Михайловна возглавляла Клуб друзей кафедры детской психиатрии,
психотерапии и медицинской психологии, последние годы была почетным
президентом Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров
и психологов.
Последние годы она вынашивала идею о создании нового раздела
клинической психологии — клинической психологии семьи. Эти идеи
отражены в нашей совместной статье «Клиническая психология семьи
и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической)
психологии», опубликованной во втором номере журнала
«Социальная и клиническая психиатрия» за 2011 год. Не раз
мы обсуждали план коллективной монографии на эту тему.
Две статьи, которые мы начинали писать вместе, мне пришлось заканчивать
одному: «Арт-терапия и ее использование в краткосрочной кризисной
психологической помощи семье, пострадавшей в террористическом акте в
Беслане» в журнале «Медико-биологические и
социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных
ситуациях» (№ 3, 2016. С. 109–118) и
«Использование приемов арт-терапии в процессе консультации
подростка с делинквентным сексуальным поведением» в журнале
«Вопросы психического здоровья детей и подростков» (М.,
2016, № 3. С. 8–18).
Она так и не увидела содержащих написанные ею главы книг, вышедших
в Бишкеке:
1) |
«Mental Health in Emergencies and Crises: Guidelines
for Emergency Responders» (2nd edition, Bishkek, 2016);
|
2) |
«Оказание психологической помощи лицам, пострадавшим от
сексуального/гендерного насилия во время кризисов и чрезвычайных
ситуаций» (Бишкек, 2016);
|
3) |
«Оказание психологической и психиатрической помощи при
чрезвычайных ситуациях: учебное пособие» (Бишкек, 2016).
|
Последняя книга посвящена ее памяти…
_______________________
1 Смотрите:
http://www.springerlink.com/openurl.asp?genre=article&id=doi:10.1007/s11055-011-9398-5
↑
2 Смотрите: Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress
Disorder. Springer International Publishing, Switzerland, 2016. Р. 1349-1365
(
https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-3-319-08613-2_32-1.pdf).
↑
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(092)
Добряков И.В. Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской)
// Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. –
2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|