Никольская И.М.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской)

Добряков И.В. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Добряков Игорь Валерьевич

Добряков Игорь Валерьевич

–  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет», Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, 199034, Россия.
Тел.: 8 (812) 328-20-00.

E-mail: dobriakov2008@yandex.ru

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Не стало Ирины Михайловны Никольской… Не верится… Грустно и больно… Но влияние ее личности на всех, кто ее знал, кому посчастливилось у нее учиться, с ней работать, дружить, не ослабевает. Мне посчастливилось.

Ее жизненный путь — прекрасного человека и незаурядного, бескомпромиссного, талантливого ученого — заслуживает, чтобы о нем рассказать, чтобы знали и помнили, брали пример…

Ирина родилась в Вильнюсе, который навсегда оставался в ее сердце любимым городом — малой родиной, о которой она постоянно помнила, говорила, куда при первой возможности старалась попасть. Блестяще закончив лучшую в Вильнюсе школу, она в тот же год поступила учиться на факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова. Выбрав специализацию по медицинской психологии, Ира училась легко и увлеченно. Дипломную работу на тему «О роли глубоких структур мозга в механизмах памяти» готовила, используя материал, полученный благодаря активному участию в исследованиях психологических эффектов диагностических и лечебных электростимуляций у больных эпилепсией. Защитив на «отлично» диплом, медицинский психолог Никольская в 1978 году была принята на работу в отдел нейрофизиологии человека Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ), возглавляемого академиком Н.П. Бехтеревой. Участвуя в разработке и клинической апробации нового способа восстановления зрения при атрофии зрительных нервов с помощью метода электростимуляций, Ирина Михайловна проводила нейропсихологические и электроэнцефалографические исследования на базе клиники нейрохирургии Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (нач. кафедры нейрохирургии — проф. В.А. Хилько). В 1989 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию «Нейропсихологическое исследование динамики функционального состояния мозга у больных с заболеваниями хиазмально-селлярной области в пред- и послеоперационном периодах» (научный руководитель — проф. А.Н. Шандурина).

С 1989 г. Ирина Михайловна совмещала клиническую работу с преподаванием психологии в различных образовательных учреждениях — от начальной школы до поствузовского образования. В 1990 году кандидат психологических наук Ирина Михайловна Никольская оставляет работу в ВИЭМе. Ее все больше привлекает детская психология, в частности специфика психологических защит у детей. Совместно с Галиной Леонидовной Бардиер Ирина Михайловна работает над монографией «Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы», опубликованной в 1996 году и переизданной в 2004-м. В 2005 году вышла замечательная книжка этих же авторов «Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников» (СПб., «Речь», 2005).

Во время работы в школе происходит знакомство Никольской с доктором психологических наук, профессором Радой Михайловной Грановской, которое во многом определило дальнейшую научную жизнь молодого ученого.

В 1994 году профессор Грановская сформировала группу психологов для обучения представителей партии «Единая Россия». Ирина Михайловна была включена в эту группу. В процессе работы, продолжающейся до 2005 года, Раде Михайловне удалось создать коллектив профессионалов-единомышленников, в котором одну из видных ролей играла психолог Никольская. Ирина проявила себя не только как грамотный профессионал, но и как прекрасный организатор, как замечательный человек. Отношения Рады Михайловны и Ирины Михайловны стали не только профессиональными, но и дружескими. Результатом их сотрудничества и дружбы стала публикация в 1999 году издательством «Знание: Свет» совместной монографии «Защита личности», а в 2001 году в издательстве «Речь» — первой отечественной монографии, посвященной проблеме изучения психологической защиты у детей, впоследствии не раз переиздававшейся. Проведенные авторами экспериментально-психологические исследования младших школьников позволили им раскрыть специфику и содержание основных копинг-стратегий и психологических защитных механизмов у детей. Именно в процессе этого исследования Ириной Михайловной была разработана технология изучения системы психологической защиты, основанная на анализе серии детских рисунков и рассказов.

В декабре 2000 года Ирина Михайловна Никольская была принята на работу в Санкт-Петербургскую медицинскую академию последипломного образования (в 2011 году преобразованную в Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова) на должность доцента кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии (зав. кафедрой — д.м.н. Э.Г. Эйдемиллер). В 2001 году она защитила докторскую диссертацию «Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников» (научные консультанты — проф. Р.М. Грановская, проф. Э.Г. Эйдемиллер). С этих пор профессиональная жизнь профессора Никольской была тесно связана с кафедрой. Все эти годы она была помощником заведующего кафедрой по научной работе, членом Ученого совета педиатрического факультета и Проблемной комиссии «Нервные и психические болезни» Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова.

В 2003 году выходит учебное пособие для врачей и психологов «Семейный диагноз», написанное И.М. Никольской с соавторами (Добряков И.В., Эйдемиллер Э.Г.). В нем изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи.

После происшедшего в сентябре 2004 года в школе № 1 г. Беслана террористического акта Ирина Михайловна, не задумываясь, согласилась принять участие в реабилитации детей, оказавшихся заложниками террористов. Работа осуществлялась под эгидой ЮНИСЕФ. Большое количество жертв разного возраста и пола, частое сочетание психической травмы с физической, с соматическими расстройствами, этнические особенности обусловили возникновение при организации и осуществлении реабилитационной работы специфических трудностей. Кроме того, чем тяжелее были больные, тем реже они обращались за психологической помощью, тем чаще уклонялись от ее предложения, тем сложнее было сформировать у них мотивацию на прохождение реабилитации. Помимо этого, трудности были связаны с недостаточным количеством квалифицированных местных кадров, разбирающихся в ПТСР, с отсутствием преемственности в работе местных и приезжих специалистов. К тому же тесные родственные связи между пострадавшими и многими местными специалистами приводили к вторичной травматизации последних, что препятствовало их участию в реабилитационном процессе. Сложные условия работы способствовали быстрому формированию синдрома эмоционального выгорания как у приезжих, так и у местных специалистов. Для решения этих проблем на основе собственного опыта оказания медико-психологической помощи пострадавшим была разработана «модель Добрякова — Никольской», включающая: 1) обучение местных специалистов; 2) создание у семьи мотивации на работу; 3) одновременную работу с жертвой террористического акта и с членами его семьи; 4) одновременную совместную работу с семьей бригады из двух психологов и двух психиатров-психотерапевтов, причем двое специалистов — местные, а двое — приезжие консультанты; 5) командное обсуждение результатов клинико-психологического обследования, медицинского и психологического диагноза, постановку цели и формулирование задач реабилитации, разработку индивидуальной реабилитационной программы для пациента и членов его семьи; 6) проведение реабилитационных мероприятий местными специалистами (психологом, психотерапевтом и др.); 7) периодическую заочную и очную супервизию приезжими консультантами.

 

Опыт оказания психотерапевтической помощи семьям, пострадавшим во время террористического акта в г. Беслане, был отражен в публикациях И.М. Никольской в соавторстве с И.В. Добряковым в сборнике статей по проекту «Дети Беслана» (2006 год), в Journal of Czech and Slovak Psychiatry (Prague, 2008), в «Журнале неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (2009 год).

Были сделаны доклады на международных конгрессах World Psychiatric Association в 2008 году в Праге и в 2010 году в Санкт-Петербурге, на XXXXIII научной конференции «Чрезвычайные ситуации: организационные, эколого-гигиенические и эпидемиологические проблемы» в 2010 году в Санкт-Петербурге.

Практика показала, что применение модели Добрякова — Никольской значительно повышает эффективность реабилитации. В связи с этим Детский Фонд ООН — ЮНИСЕФ — продолжил сотрудничество с этими специалистами из Санкт-Петербурга, предложив им заняться разработкой и осуществлением длительной программы создания социально-психологических центров в 15 районах Чеченской республики и обучения специалистов, способных оказывать психологическую помощь страдающим посттравматическим стрессовым расстройством детям и их семьям. Работа проводилась более трех лет. В рамках этого проекта большое значение придавалось созданию волонтерского движения. В 2008 году в качестве методического пособия Никольской и Добряковым разработана и опубликована «Рабочая тетрадь волонтера социально-психологической программы ЮНИСЕФ» (The United Nations Childrens Fund, 2008). Доклад «Особенности проведения семинаров-тренингов ЮНИСЕФ «Консультирование по травме» для психологов Чеченской Республики» был сделан в СПбГУ на Ананьевских чтениях (2009 г.) и опубликован в материалах конференции.

В мае 2010 года в Таджикистане в г. Куляб произошло землетрясение и сход селей. Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization — WHO) пригласила экспертов ЮНИСЕФ психолога И.М. Никольскую и врача-психиатра И.В. Добрякова для оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. Работа проходила в тесном сотрудничестве с местными специалистами. Опыт работы был отражен в изданных на таджикском языке методических рекомендациях (Добряков И., Никольская И., Юнусова Н. Ташкил ва расонидани ёрии психологй дар минтакаи холати фавкулодда Дастури таълимй.-метод. — Душанбе: "Контраст", 2010).

 

 

В 2012—2013 годах И.М. Никольская вместе с И.В. Добряковым участвовали в разработке и реализации нового проекта ЮНИСЕФ «Оказание социально-психологической поддержки подросткам и молодежи, пострадавшим в результате конфликта в Нагорном Карабахе». Основной целью проекта было улучшение социально-психологического состояния подростков и молодежи, являющихся вынужденными переселенцами вследствие конфликта в Нагорном Карабахе и проживающих с семьями в местах компактного поселения, в общежитиях. В процессе работы осуществлялась экспресс-оценка социально-психологического состояния подростков, молодежи и их семей в городах Баку, Барда, Агджабеди, Агдам. Далее, на основании результатов экспресс-оценки были сформулированы и решались совместно с Министерством молодежи и спорта и БГУ задачи повышения квалификации специалистов, налаживание системы регулярной психологической помощи подросткам и молодежи. Итоговую статью, включающую материалы этих поездок, опубликовать не разрешили.

С 2013 по 2015 год профессор Никольская вместе с доцентом Добряковым периодически привлекались к работе по Grant Contract External actions of the European Union № 323-264 «Progressiv abolition of violence against children in detention in Central Asia» (Договор гранта от Европейского Союза № 540 — PRI) «Постепенное искоренение насилия против детей в местах лишения свободы в Центральной Азии». Ими были прочитаны лекции и проведены тренинги, посвященные проблемам девиантного поведения у детей и подростков, их индивидуальному и групповому консультированию. Целью работы было повышение квалификации сотрудников закрытых учреждений для детей из разных городов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана.

В г. Бишкеке в 2013 году было издано учебное пособие для студентов ВУЗов «Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях (Бишкек: «Папирус-Принт»), включающее главы, написанные Никольской и Добряковым. В 2014 году опубликованы 2 варианта пособия соавторов Никольской и Добрякова: на русском языке — «Выявление насилия в отношении детей: руководство для специалистов, работающих в системе защиты детей» и на кыргызском — «Балдарга карата зомбулукту аныктоо (балдарды коргоо тузумунде иштеген адистер учун колдонмо)» (Бишкек: «Блиц», 2014).

Материалы и разработки, полученные в этих поездках, единомышленниками и котерапевтами были неоднократно представлены на российских и международных конференциях, в том числе на XVI Всемирном конгрессе психиатров в Мадриде в 2014 году (ABSTRACTS BOOK "XVI World Congress of Psychiatry", Madrid, Spain, September 14-18, 2014. Vol. 2. TOPIC 7: Child and Adolescent Mental and Behavior Disorders). Их статьи были опубликованы в международных журналах: "Short-Term Crisis Psychotherapy in Children with Post-Traumatic Stress Disorders in the Framework of the Dobryakov—Nikolskaya Rehabilitation Model" 1; "Crisis psychotherapy in children with post-traumatic stress disorder: Method of cognitive-metaphorical reconstruction of traumatic experiences in drawings" (INFAD Revista de Psicologia/International Journal of Developmental and Educational Psychology / Familia y Education: aspectos positivos / Año: XXV, N 1. Vol. 1, 2013, pp. 341–346).

Издательство Springer обратилось к авторам с письмом, предлагая написать главу для планируемой коллективной монографии «Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress Disorder», что и было сделано. Монография с главой "Crisis Psychotherapy in Children with Post-Traumatic Stress Disorder: Method of Cognitive-Metaphorical Reconstruction of Traumatic Experiences in Drawings" 2 вышла в конце 2016 года.

Многочисленные командировки не препятствовали Ирине Михайловне активно работать на кафедре. В учебнике «Детская психиатрия», созданном коллективом кафедры и изданном под редакцией профессора Э.Г. Эйдемиллера в 2005 году, Ирина Михайловна — автор трех глав: «Психологическая защита и копинг-поведение у детей» (гл. 2), «Методы психологического обследования психически больных детей» (гл. 5), «Арт-терапия — терапия изобразительным искусством» (гл. 30). В том же году выходит руководство для врачей под редакцией Н.А. Белякова «Немедикаментозная терапия», содержащее две главы, написанные Никольской с соавторами: «Психотерапия» (соавтор — Эйдемиллер Э.Г.), «Арт-терапия» (соавторы — Беляков Н.А., Эйдемиллер Э.Г.). В качестве научного руководителя она сумела подготовить к успешной защите 6 соискателей ученой степени. Темы кандидатских диссертаций ее учеников были посвящены актуальным вопросам медицинской психологии, психиатрии и психосоматической медицины.

 

Помимо этого, И.М. Никольская была членом Диссертационного совета в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена, Диссертационного совета психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, членом Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества и Ассоциации детских психиатров и психологов, членом редколлегий журналов «Вопросы психического здоровья детей и подростков», «Медицинская психология в России». Многие годы Ирина Михайловна возглавляла Клуб друзей кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии, последние годы была почетным президентом Санкт-Петербургского филиала Ассоциации детских психиатров и психологов.

 

Последние годы она вынашивала идею о создании нового раздела клинической психологии — клинической психологии семьи. Эти идеи отражены в нашей совместной статье «Клиническая психология семьи и перинатальная психология как разделы медицинской (клинической) психологии», опубликованной во втором номере журнала «Социальная и клиническая психиатрия» за 2011 год. Не раз мы обсуждали план коллективной монографии на эту тему.

Две статьи, которые мы начинали писать вместе, мне пришлось заканчивать одному: «Арт-терапия и ее использование в краткосрочной кризисной психологической помощи семье, пострадавшей в террористическом акте в Беслане» в журнале «Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях» (№ 3, 2016. С. 109–118) и «Использование приемов арт-терапии в процессе консультации подростка с делинквентным сексуальным поведением» в журнале «Вопросы психического здоровья детей и подростков» (М., 2016, № 3. С. 8–18).

Она так и не увидела содержащих написанные ею главы книг, вышедших в Бишкеке:

1)

«Mental Health in Emergencies and Crises: Guidelines for Emergency Responders» (2nd edition, Bishkek, 2016);

2)

«Оказание психологической помощи лицам, пострадавшим от сексуального/гендерного насилия во время кризисов и чрезвычайных ситуаций» (Бишкек, 2016);

3)

«Оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие» (Бишкек, 2016).

 

Последняя книга посвящена ее памяти…

 

_______________________

1 Смотрите: http://www.springerlink.com/openurl.asp?genre=article&id=doi:10.1007/s11055-011-9398-5

2 Смотрите: Comprehensive Guide to Post-Traumatic Stress Disorder. Springer International Publishing, Switzerland, 2016. Р. 1349-1365
( https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/978-3-319-08613-2_32-1.pdf).

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Добряков И.В. Человек, друг, ученый (памяти И.М. Никольской) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 4(45) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player