Платонов К.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Клинико-психологические подходы к когнитивным и нейрокогнитивным расстройствам при нервно-психической патологии

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

Зверева Наталья Владимировна

–  кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (499) 617-81-47;

–  профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

Рощина Ирина Федоровна

Рощина Ирина Федоровна

–  кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник отдела гериатрической психиатрии; федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научный центр психического здоровья», Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (499) 617-81-47;

–  профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской психолого-педагогический университет», ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: +7 (495) 632-91-99.

E-mail: ifroschina@mail.ru

 

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблем, связанных с историей и современным применением терминов «когнитивный» и «нейрокогнитивный» к различным видам нервно-психической патологии в психиатрии и медицинской психологии по отношению к анализу специфики изменения (нарушений) высших психических функций у больных с соматическими и нервно-психическими заболеваниями на всех этапах онтогенеза. Авторы предлагают краткий экскурс в историю терминов и анализируют специфику когнитивных и нейрокогнитивных расстройств (дефицитов) и их изучения в разных областях клинической (медицинской) психологии: патопсихологии, нейропсихологии. детской клинической психологии. Акцентируется история применения термина «когнитивный» в отечественной психологии: от познавательного к когнитивному и нейрокогнитивному. Более подробно представлены новые термины, касающиеся когнитивных и особенно нейрокогнитивных расстройств. Термин «нейрокогнитивный» относится к сфере комплексных мультидисциплинарных исследований психической деятельности человека, включающих нейропсихологический подход и современные методы нейровизуализации.

В настоящее время проблема когнитивных и нейрокогнитивных нарушений признана одной из наиболее актуальных и значимых в клинической (медицинской) психологии и психоневрологии. Когнитивный подход к диагностике, лечению и нейрореабилитации может осуществляться для пациентов с нервно-психической патологией разного возраста. Для таких видов психической патологии, как деменции разного генеза, нарушения развития в виде умственной отсталости и др., очевидно значение диагностики и квалификации когнитивных и нейрокогнитивных нарушений. Однако и для эндогенной психической патологии (шизофрения и шизоаффективные расстройства, биполярная аффективная патология) подобный подход актуален, когда наряду с позитивной и негативной симптоматикой оцениваются и когнитивные дефициты, выделяются аспекты оценки и реабилитации, касающиеся когнитивного и социального функционирования, в том числе и их взаимосвязи. Рассматриваются общие подходы и выводы отечественных и зарубежных специалистов, обозначается своеобразие методологии исследований. В статье приводятся примеры отечественных подходов к когнитивным нарушениям при шизофрении и в контексте эндофенотипов шизофрении, и в случае выделения патопсихологического синдрома, в структуре которого когнитивная патология занимает свое существенное место. Кроме того, более подробно освещается нарушенное когнитивное развитие (когнитивный дизонтогенез). Показано общее в оценке когнитивных нарушений при шизофрении в отечественной и мировой традиции, при этом сделан акцент на значении отечественного подхода в оценке когнитивных нарушений по сравнению с зарубежным опытом.

Ключевые слова: когнитивные и нейрокогнитивные расстройства; нервно-психическая патология; онтогенез.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В современной клинической (медицинской) психологии наблюдается устойчивый интерес к исследованиям различных аспектов когнитивной сферы у пациентов с нервно-психической патологией. Возрастает число научных работ, в которых используются термины «когнитивный» и «нейрокогнитивный» по отношению к анализу специфики изменения (нарушений) высших психических функций у больных с соматическими и нервно-психическими заболеваниями на всех этапах онтогенеза. С медико-социальной точки зрения проблема когнитивных нарушений в настоящее время является одной из наиболее актуальных и значимых в клинической (медицинской) психологии и психоневрологии. Когнитивный подход к диагностике, лечению и нейрореабилитации может осуществляться для пациентов с нервно-психической патологией разного возраста.

Цель данной статьи — рассмотреть аспекты использования указанной терминологии в научно-практической литературе в медицине и психологии, при анализе результатов клинико-психологической диагностики, а также в современных международных классификациях болезней (DSM V, ICD-10).

В начале статьи обратимся к определению понятия «когнитивный». Согласно определению Философского словаря 1972 г., «когнитивный — совершаемый разумом, мыслительный, познавательный» [44].

С 1960-х до начала 80-х гг. ХХ века в отечественной общей и медицинской психологии использовался термин «познавательный» для обозначения психической сферы, включающей разные высшие психические функции: восприятие, внимание, память, мышление. Свидетельством тому являются монографии классиков советской московской патопсихологической школы: Б.В. Зейгарник «Патология мышления» (1962), С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого школьника» (1970), «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике» (1970), Ю.Ф. Полякова «Нарушения познавательной деятельности при шизофрении» (1974). Также следует отметить известную монографию в двух томах «Познавательные процессы» (Познавательные процессы: ощущения, восприятия / под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М., 1982) [14; 32; 35; 36].

В это время термин «познавательный» применялся ко всем высшим психическим функциям, выступая практически синонимом термина «интеллектуальный». Интеллектуальная деятельность включала в себя внимание, память и мышление. Примером этого являлся адаптированный вариант методики Д. Векслера [30].

С 80-х гг. ХХ века в русскоязычной литературе термин «когнитивный» становится синонимом термина «познавательный» и почти заменяет его. Эти изменения отразились в названии монографии Б.М. Величковского «Современная когнитивная психология» (1982) и соответствовали модусу развития мировой психологии [7]. В 1985 г. была основана Eвропейская ассоциация когнитивной психологии — European Society for Cognitive Psychology (ESCOP), существующая и поныне. Несколько позже в России была создана новая междисциплинарная научная организация МАКИ — Международная ассоциация когнитивных исследований (2004). В 2016 году состоялся уже 7-я Конференция по когнитивной науке, проводимая МАКИ. В изданиях по результатам прошедших конференций печатаются работы специалистов разных научных дисциплин, проводящих исследования, прямо или косвенно связанные с когнитивной сферой человека (смотрите, например, материалы Седьмой международной конференции по когнитивной науке на https://publications.hse.ru/books/184831806).

Один из инициаторов создания в России МАКИ, профессор Борис Митрофанович Величковский, обобщил знания в области когнитивных исследований в психологии в монографии «Когнитивная наука: основы психологии познания» (в 2-х томах. М.: Смысл; Академия, 2006). В этом фундаментальном издании подробно проанализирована история когнитивной психологии ХХ века с учетом общепсихологических, нейропсихологических и других подходов к психологии [8].

Проблемы когнитивного функционирования человека в норме и патологии не раз становились предметом обсуждения на научных конференциях. Это научные конгрессы и конференции, проводимые ИП РАН, МАКИ, Ресурсным центром нейрокогнитивных исследований Курчатовского комплекса НБИКС-технологий (с 2009), конференции отделений РАМН, ФГБНУ НЦПЗ («Конференция по когнитивным нарушениям в психиатрии», 2013), специализированные конгрессы по когнитивным исследованиям (ESCOP), EPA, ESCAP и др.

С конца ХХ века (1990—2000 гг.) в психиатрии формируется представление о когнитивных нарушениях как об особом, третьем виде симптомов наряду с позитивной и негативной симптоматикой у больных с психической патологией. Когнитивные нарушения объединяют расстройства основных мозговых функций: гнозиса, мышления, памяти, внимания, речи и праксиса. Особое внимание обращается на специфику изменений (нарушений) восприятия, внимания, мышления, речи, памяти у пациентов с разными видами нервно-психической патологии [1; 20; 43; 46; 51].

Конец ХХ века ознаменовался появлением широкого спектра исследований когнитивных нарушений при шизофрении с целью выделить «корневой дефект, лежащий в их основе» (М.В. Алфимова, 2011). Решение этих задач осуществлялось с использованием как стандартизованных методик клинической психологии, так и экспериментального метода. М.В. Алфимова выделяет два важнейших направления в когнитивных исследованиях психической патологии при шизофрении. Первое связано с оценкой состояния шести основных когнитивных доменов, нарушенных при шизофрении и выделенных с помощью факторного анализа (скорость обработки информации, внимание, рабочая память, вербальное научение, зрительное научение и мышление — способность к умозаключениям и решению проблем). Национальным институтом здоровья США разработаны специализированные стандартизованные средства диагностики для оценки указанных когнитивных сфер — MATRICS, CNTRICS и др. Второе направление связано с исследованиями так называемых когнитивных эндофенотипов шизофрении, т.е. признаков, отражающих действие предрасполагающего к шизофрении генотипа [5; 6; 49; 50; 52; 54].

Негативным и когнитивным расстройствам при эндогенных психозах посвящена монография «Негативные и когнитивные расстройства при эндогенных психозах: диагностика, клиника, терапия» (СПб, 2008) Н.Г.Незнанова и М.В.Иванова, где последовательно обсуждаются вопросы диагностики, клинических проявлений и терапии этих расстройств [15]. Исследуется соотношение выраженности нарушений когнитивного и социального функционирования на фоне проводимой терапии и реабилитационных мероприятий, а также на разных стадиях заболевания (в остром периоде и в ремиссии) [9; 41; 42].

Уже отмечалось, что в современных научных работах по психиатрии все чаще используются стандартизованные методики, позволяющие оценивать уровень когнитивного функционирования пациента, говорится об экспериментальной психопатологии (experimental psychopathology). Ведущие западные исследователи J.M. Gold и P.D. Harvey предложили типичный когнитивный профиль больного шизофренией, который характеризуется следующими показателями: нормальный или близкий к норме результат теста на чтение; нижний порог простых сенсорных, речевых и моторных функций, снижение примерно на 10 баллов IQ по методике Векслера; снижение на 1—3 стандартных отклонения по тестам памяти и более сложных моторных, пространственных и лингвистических заданий; очень низкие результаты тестов на внимание (особенно на устойчивость внимания) и на проблемно-решающее поведение. Было подтверждено, что нарушение памяти является характерным для шизофрении, особенно это касается нарушения кратковременной, рабочей памяти. Этими же исследователями было отмечено, что в большей степени, чем основные когнитивные функции (память и внимание), у пациентов с указанной патологией нарушены исполнительные (executive) функции: составление и выполнение планов, решение новых проблем, требующих привлечения прежних знаний [48; 49].

Изменение представлений о природе психических нарушений при эндогенной психической патологии в 80—90-х гг. ХХ века стимулировало рост внимания к нейробиологическим основам данной патологии. Возможности широкого использования нейровизуализационных методов исследования головного мозга больных привели к возникновению термина «нейрокогнитивный» в отношении описания специфики психических изменений у пациентов. Термин «нейрокогнитивный» относится к сфере комплексных мультидисциплинарных исследований психической деятельности человека, включающих нейропсихологический подход и методы нейровизуализации [2; 53].

Новые возможности оценки работы мозга с помощью различных средств визуализации (ЭЭГ, ВП, КТ, МРТ, ПЭТ, фМРТ и др.) способствовали выявлению патологически работающих зон мозга, сопоставлению их с клинической, нейро- и патопсихологической оценкой отдельных составляющих психической деятельности и поведения пациента. Одним из результатов применения нейрокогнитивного подхода к изучению шизофрении явилась концепция «гипофронтальности», которая свидетельствовала о снижении функций передних отделов коры больших полушарий у пациентов с этим заболеванием [53].

К настоящему времени методы нейровизуализации используются в научных и практических целях при исследовании психически здоровых испытуемых, при проведении диагностики и лечения пациентов с разными формами нервно-психической патологии (локальной патологии мозга, нейродегенеративных, сосудистых, сосудисто-атрофических, травматических и др. поражений мозга, функциональных психозов, шизофрении, аффективной патологии) [9; 15; 17; 18; 21; 22; 28; 43; 46; 53].

С 90-х гг. ХХ века по настоящее время термин «нейрокогнитивный» встречается в работах психиатров, психологов и др. специалистов в разных аспектах. Приведем некоторые примеры из работ отечественных психиатров: «нейрокогнитивная сфера»  (В.Г. Каледа, И.В. Олейчик, 2015), «нейрокогнитивный симптомокомплекс» (В.Г. Каледа), «нейрокогнитивная уязвимость» (В.Г. Каледа), «нейрокогнитивная дисфункция», «нейрокогнитивный синдром» (М.А. Морозова, 2013) и др. В психологической литературе имеется аналогичное разнообразие применения термина «нейрокогнитивный»: «нейрокогнитивные методы», «нейрокогнитивный дефицит» (М.А. Сидорова, Н.К. Корсакова, 2005), «нейрокогнитивный дефект», «нейрокогнитивный подход»  (О.Ю. Казьмина, И.В. Плужников, Н.К. Корсакова, Ж.М. Глозман), «нейрокогнитивная дефицитарность» (Н.К. Корсакова, И.В. Плужников), «нейрокогнитивные расстройства»  (М.А. Сидорова, 2005), «нейрокогнитивный дизонтогенез» (Л.П. Лассан, 2010), «нейрокогнитивные эндофенотипы» (И.В. Плужников, 2014), «нейрокогнитивные факторы суицидального поведения» (О.Ю. Казьмина, Т.И. Медведева, 2016), «Нейрокогнитивные механизмы речи» (Ю.Ю. Штыров, 2012), «нейрокогнитивная реабилитация» и некоторые другие [2; 9; 17; 22; 28; 31; 39].

В большинстве указанных работ мы не находим четкого определения и раскрытия понятия «нейрокогнитивный», оно используется без специального объяснения. Можно согласиться с мнением Е.Р. Исаевой и Г.Г. Лебедевой, что понятие «нейрокогнитивный дефицит» прочно вошло в словарь современной психиатрии и медицинской психологии. Количество публикаций о когнитивном и/или нейрокогнитивном дефиците выросло за последние два десятилетия в несколько раз (Исаева, Лебедева [25; 26]), хотя термин «когнитивный дефицит» встречался в медико-психологической литературе еще в 70—80-е гг. ХХ века (Т.К. Мелешко и др. [27]).

Следует отметить, что в ныне действующей МКБ-10 (ICD-10) нет отдельного кластера для нейрокогнитивных расстройств. При этом в некоторых рубриках классификатора есть указания и на когнитивные расстройства (когнитивные функции). В принятой в 2013 году в США DSM V нейрокогнитивные расстройства выделяются в специальную рубрику 1.2.16 Neurocognitive disorders (Dementia and amnestic disorder became major or mild neurocognitive disorder (major NCD, or mild NCD)). В этом руководстве учитываются разные степени выраженности нейрокогнитивных расстройств при разных заболеваниях [47].

Рассмотрим в общем виде, как развивались представления о когнитивных и нейрокогнитивных нарушениях при психической патологии в отечественной клинической (медицинской) психологии.

В отечественной нейропсихологической школе, основанной А.Р. Лурией (1902—1977), применяется нейропсихологический метод изучения работы мозга не только при локальной, но и при диффузной органической патологии, при психических заболеваниях, при разных вариантах дизонтогенеза. Нейропсихологические данные эффективно используются в диагностике, лечении и коррекции различных нарушений психической деятельности у детей и взрослых.

Александр Романович Лурия разработал метод синдромного анализа нарушений психической деятельности (когнитивных функций) при органических поражениях головного мозга человека, а также ввел понятия «нейропсихологический фактор» и «нейропсихологический синдром» (как закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с нарушением нейропсихологического фактора). Синдромный анализ нарушений психической деятельности при органической патологии мозга как главный метод анализа результатов нейропсихологического исследования успешно применяется в различных областях медицины (неврология, психиатрия, реабилитация) и в клинической психологии. Он предполагает качественную квалификацию характера нарушений психических функций (оценка не только результата, но и всего процесса деятельности, анализ ошибок, компенсаторных механизмов, стиля психической деятельности), выявление первичных симптомов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных симптомов, возникающих по законам системной организации функций, анализ не только нарушенных, но и сохранных функций (позитивная диагностика). Метод успешно применялся в клинико-нейропсихологических исследованиях пациентов с эндогенной психической патологией в юношеском и молодом возрасте. Описаны особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «юношеской астенической несостоятельностью (ЮАН)», выявлена специфика нейропсихологических синдромов у больных юношеской приступообразной шизофренией и шизоаффективным психозом (Т.В. Филатова, М.А. Сидорова, Н.К. Корсакова, Ю.С. Зайцева и др.) [9; 20; 39]. Применение нейропсихологического подхода к исследованию нормального и патологического старения позволило описать варианты нормального старения на основе принципа выявления наиболее чувствительного фактора, связанного с функциями каждого из трёх функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии (Корсакова [18; 19]), а также дифференцировать когнитивные нарушения при нейродегенеративных и сосудисто-атрофических заболеваниях головного мозга при старении (Корсакова, Рощина [22]). Указанный подход позволяет разрабатывать обоснованные стратегии коррекционной работы с пациентами с синдромом мягкого когнитивного снижения, при начальных формах нейродегенеративных заболеваний, а также для оптимизации когнитивной деятельности у здоровых людей позднего возраста [21; 33; 34].

Обратимся к отечественному патопсихологическому подходу в изучении психической патологии. В работах данного направления клинической психологии синонимично используется термины «когнитивный» и «познавательный». В понятие «патопсихологический синдром» помимо особенностей эмоциональной и мотивационно-личностной сферы включаются и нарушения когнитивной сферы (Ю.Ф. Поляков и др., 1974, 1991 [23; 32]). Так, в структуру «патопсихологического синдрома» вместе с другими параметрами психической деятельности и личности Т.К. Мелешко, В.П. Критская [23] включают познавательный (когнитивный) стиль как устойчивую характеристику патопсихологического синдрома, выделяя и динамические характеристики когнитивных процессов (рис. 1).

 

Рис. 1. Схема патопсихологического синдрома
(Т.К. Мелешко, В.П. Критская, 2015).

 

В работах психологов Ленинградской (Петербургской) школы клинической психологии также уделяется большое внимание проблеме когнитивных нарушений при психической патологии. В исследовании Е.Р. Исаевой и Г.Г. Лебедевой были выделены три базовых варианта когнитивного дефицита, выявляемые при параноидной шизофрении у взрослых. Эти же авторы обсуждают различия отечественного и зарубежного подхода к исследованиям познавательной деятельности у пациентов с шизофренией. Отмечается, что отечественная школа отстаивает принцип качественного, синдромного анализа нарушений психической деятельности, тогда как зарубежные исследователи преимущественно основываются на количественном измерении отдельных базовых психических функций. По мнению Е.Р. Исаевой и Г.Г. Лебедевой, современные зарубежные психометрические тесты (ТМТ, Тест беглости речевых ответов) имеют меньшую специфичность (чувствительность) к выявлению когнитивных нарушений, характерных для больных с расстройствами шизофренического спектра, в отличие от отечественных патопсихологических методов исследования [25; 26; 42].

Кратко остановимся на разработке тематики когнитивной патологии в области клинической психологии детства. Современные направления изучения когнитивной сферы в развитии ребенка — это мультидисциплинарная проблема, требующая усилий разных специалистов — педиатров, неврологов, психиатров, психологов и др. [10; 11; 24; 27; 40]. По мнению медиков, педиатрам необходимо знать варианты и закономерности психического и когнитивного развития в норме, патологии и на их границе; учитывать патологическое развитие когнитивной деятельности, зарождение и трансформацию основных симптомов и синдромов когнитивных нарушений; иметь средства диагностики и лечения когнитивных нарушений с учетом их развития в возрастной динамике. Диагностика рассматривается в междисциплинарном взаимодействии как комплексный осмотр различными специалистами (генетиком, психологом, логопедом, дефектологом, психиатром, сурдологом, окулистом и др.) в рамках динамического параклинического обследования с широким спектром анализа (от методов нейровизуализации до генотипирования) [40].

Реализуется и нейропсихологический подход к когнитивным изменениям при эндогенных заболеваниях и органической патологии мозга у детей и подростков. Э.Г.Симерницкая впервые в отечественной детской нейропсихологии проводила комплексное нейропсихологическое исследование детей с патологией психической деятельности в рамках шизофрении и описала своеобразие нарушений памяти у обследованных детей [29]. В работах Л.П.Лассан представлена специфика нейрокогнитивного дизонтогенеза у детей и подростков с гидроцефалией, опухолевой и сосудистой патологией головного мозга [24]. В ФГБНУ НЦПЗ в последние годы используется нейропсихологический подход к обследованию детей и подростков с психической патологией с целью дифференциальной диагностики шизофрении и других видов психической патологии [37; 38].

В детской клинической психологии разрабатывается и используется понятие «когнитивный дизонтогенез» как комплексная характеристика своеобразия нарушенного развития ребенка при психической патологии (Н.В. Зверева и др.). В ФГБНУ НЦПЗ в течение ряда лет проводятся клинико-психологические исследования, описывающие изменение когнитивного функционирования детей и подростков с нервно-психической патологией с помощью средств патопсихологической и психометрической диагностики [3; 10; 45]. Выделены 5 типов когнитивного развития (рис. 2). Опережающее и нормативное развитие рассматривается в рамках нормального когнитивного развития. Искаженное, дефицитарное развитие в условиях стабильного или нарастающего дефекта когнитивной деятельности соответствуют различным видам когнитивного дизонтогенеза у детей. Этот подход подробно описывает структуру и динамику нарушенного познавательного развития при эндогенной и других видах психической патологии в детско-подростковом возрасте (Н.В. Зверева, Е.Г. Каримулина, А.А. Коваль-Зайцев, А.И. Хромов, М.П. Кобзова, Е.Е. Румянцева, И.Н. Власенкова, С.Е. Строгова и др. [11; 12; 13; 16]).

 

Рис. 2. Варианты когнитивного развития и виды когнитивного дизонтогенеза (Зверева, 2016).

 

Когнитивный дизонтогенез — это сочетание дефицитов и дефектов познавательного развития (память, мышление, восприятие, внимание, их структурные компоненты), прослеживается его связь с клиническими и возрастными факторами.

Заключение

Не претендуя на полное и скрупулезное освещение заявленной темы, хотелось бы уточнить, что клинико-психологические подходы к когнитивным и нейрокогнитивным расстройствам при нервно-психической патологии разнообразны и недостаточно унифицированы. Следует указать на методологические и методические различия, имеющиеся в отечественных и зарубежных работах. В последние годы в психологических исследованиях намечаются пути для преодоления этих расхождений [4; 5; 18; 21; 26].

Авторы статьи учились у классика отечественной и мировой психологии Блюмы Вульфовны Зейгарник (1900—1988), в работах которой представлена классическая патопсихологическая классификация нарушений мышления и других познавательных процессов при психической патологии.

Блюма Вульфовна уделяла большое внимание методологии исследования в психологии и патопсихологии. Она не раз подчеркивала, что за каждой используемой в психологии методикой исследования стоит своя теоретическая база (!). Таким образом, использование методик и терминов также должно соотноситься с общей методологией исследования, в которой оно выполнено.

В этой логике нельзя утверждать, что любая методика, например, тест Векслера или другие психометрические методики, может быть направлена на анализ нейрокогнитивных нарушений только потому, что это понятие нравится исследователю и относится к терминам из «модной» терминологии.

Перед исследователями и практиками стоит еще много задач, связанных с осмыслением когнитивных и нейрокогнитивных нарушений при нервно-психической патологии в различные возрастные периоды жизни человека. Продолжения требует обсуждение связей когнитивного и социального функционирования, когнитивных дефицитов и успешности адаптации, динамики когнитивных нарушений на фоне лечения и других клинико-психологических проблем в отношении пациентов с нервно-психическими расстройствами.

 

Литература

1.   Аведисова А.С., Вериго Н.Н. Шизофрения и когнитивный дефицит // Психиатрия и психофармакотерапия. – 2001. – Т. 3, № 6. – С. 202–204.

2.   Актуальные проблемы подростково-юношеской психиатрии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора М.Я. Цуцульковской / под ред. д.м.н. В.Г. Каледы, д.м.н. И.В. Олейчика. Москва 22 октября 2015 года. – М.: ФГБНУ «НЦПЗ»; М.: РОП, 2015. – 242 c.

3.   Алейникова С.М., Захарова Н.В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией // Журнал невропатологии  и  психиатрии  им.  С.С. Корсакова.  –  1984. – Т. 84, № 10. – С. 1543–1547.

4.   Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – № 4(12). – С. 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru/0421000116/0036 (дата обращения: 12.08.2017).

5.   Алфимова М.В. Семантическая вербальная беглость: нормативные данные и особенности выполнения задания больными шизофренией // Социальная и клиническая психиатрия. – 2010. –– Т. 20, № 3. – С. 20–25.

6.   Алфимова М.В. Оценка когнитивного дефицита при шизофрении: современные задачи // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. Москва, 23 сентября 2011 г. / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2011. – С. 25–27.

7.   Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. – М.: МГУ, 1982. – 336 с.

8.   Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания: в 2 т. – М.: Академия, 2006.

9.   Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Зайцева Ю.С. Нейрокогнитивный дефицит и его динамика у больных на начальных этапах шизофрении и шизоаффективного расстройства // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте: К 110-летию со дня рождения А.Р. Лурии / cост. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. – М.: Факультет психологии МГУ имени Ломоносова, 2012. – С. 177–183.

10.   Зверева Н.В. Когнитивные нарушения и особенности познавательного развития при эндогенной психической патологии у детей и подростков // Психиатрия. – 2013. – № 3(59). – С. 10–15.

11.   Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте // Мир психологии. – 2010. – № 1(61). – С. 145–156.

12.   Зверева Н.В., Строгова С.Е. Подход к оценке когнитивного дефекта при шизофрении у детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013. – № 2(13). – С. 94–100.

13.   Зверева Н.В., Хромов А.И. Специфика когнитивного дефицита у детей и подростков при шизофрении: клинические и возрастные факторы // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 1(24). – C. 7 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.08.2017).

14.   Зейгарник Б.В. Патология мышления. – Изд-во Московского университета, 1962. – 244 с.

15.   Иванов М.В., Незнанов Н.Г. Негативные и когнитивные расстройства при эндогенных психозах: диагностика, клиника, терапия. – СПб.: НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2008. – 288 с.

16.   Кобзова М.П. Динамика когнитивных функций и социальная адаптация у пациентов с шизотипическим расстройством (ШТР) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 1(30). – С. 9 [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.08.2017).

17.   Когнитивная дисфункция как элемент фармакологически ориентированной модели шизофрении / М.А. Морозова, А.Г. Бениашвили, Т.А. Лепилкина [и др.] // Психиатрия. – 2013. – № 3(59). – С. 5–10.

18.   Корсакова Н.К. Типология нормального старения и факторы риска декомпенсации: нейропсихологический подход // «Нейрореабилитация – 2011». Материалы III-его Международного конгресса. – М., 2011. – С. 77–78.

19.   Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю., Рощина И.Ф. Экспресс-методика оценки когнитивных функций при нормальном старении // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2009. – Т. 109, № 2. – С. 44–50.

20.   Корсакова Н.К., Магомедова М.Н. Метод синдромного анализа в изучении нейрокогнитивных расстройств у больных шизофренией // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2002. – № 4. – С. 61–67.

21.   Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. — М.: «Академия», 2007. – 144 с.

22.   Корсакова Н.К., Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию нормального и патологического старения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2009. – № 3–4. – С. 4–8.

23.   Критская В.П., Мелешко Т.К. Патопсихология шизофрении. – М.: ИП РАН, 2015. – 389 с.

24.   Лассан Л.П. Нейрокогнитивный дизонтогенез при органических поражениях головного мозга // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011. – № 5(10) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.08.2017).

25.   Лебедева Г.Г., Исаева Е.Р. Варианты когнитивного дефицита в зависимости от клинических характеристик заболевания у пациентов с параноидной шизофренией // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. – 2015. – Т. 22, № 1. – С. 51–53.

26.   Лебедева Г.Г., Исаева Е.Р. Профили когнитивного дефицита при параноидной шизофрении и шизотипическом расстройстве // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6. – № 1(21). – С. 79–94.

27.   Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией // Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / под ред. М.Ш. Вроно. – М., 1986. – С. 147–160.

28.   Нейропсихологический подход к изучению когнитивного дефицита при психических расстройствах юношеского возраста / В.Г. Каледа, И.В. Плужников, И.В. Олейчик [и др.] // Психиатрия. – 2013. – № 3(59). – С. 16–23.

29.   Нейропсихологическое исследование памяти в комплексном клинико-психолого-нейрофизиологическом изучении больных шизофренией детей / Э.Г. Симерницкая, А.Е. Жирнова, С.М. Алейникова [и др.] // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1990. – № 1. – С. 101–105.

30.   Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера (WISC). – М., 1973. – 80 с.

31.   Плужников И. В. Синдромный подход в изучении нейрокогнитивного дефицита при психической патологии // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 75–82.

32.   Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. – М.: Медицина, 1974. – 168 с.

33.   Рощина И.Ф. Нейропсихологический подход к исследованию деменций позднего возраста // Психиатрия. – 2013. – № 3(59). – С. 24–29.

34.   Рощина И.Ф., Гаврилова С.И., Федорова Я.Б. Нейропсихологическая структура и прогноз синдрома мягкого когнитивного снижения в позднем возрасте // Психиатрия. – 2007. – № 2(26). – С. 42–49.

35.   Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

36.   Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике (практическое руководство). – М.: Медицина, 1970.

37.   Сергиенко А.А. Нейропсихологический анализ особенностей познавательной сферы у детей с расстройствами шизотипического спектра // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2013. – № 1(13). – С. 32–39.

38.   Сергиенко А.А. Нейропсихологический метод в дифференциальной клинико-психологической диагностике когнитивных нарушений у детей и подростков с психической патологией // Клиническая и специальная психология. – 2017. – Т. 6, № 2(22). – С. 141–157.

39.   Сидорова М.А. Нейрокогнитивные расстройства и их динамика в процессе лечения у больных юношеской приступообразной шизофренией и шизоаффективным психозом: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 30 с.

40.   Современные аспекты изучения когнитивной сферы в развитии ребенка / О.И. Маслова, А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Педиатрическая фармакология. – 2012. – Т. 9. – № 6. – С. 72–78.

41.   Софронов А.Г., Спикина А.А., Савельев А.П. Нейрокогнитивный дефицит и социальное функционирование при шизофрении: комплексная оценка и возможная коррекция  //  Социальная  и клиническая психиатрия. – 2012. – Т. 22. – № 1. – С. 33–37.

42.   Сравнительный анализ когнитивных дисфункций у пациентов с параноидной шизофренией и шизотипическим расстройством / А.В. Степанова, Е.Р. Исаева, А.П. Коцюбинский [и др.] // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2014. – № 4. – С. 62–67.

43.   Ткаченко С.В., Бочаров А.В. Нейропсихологический анализ дефекта при шизофрении и аффективных психозах // Шизофренический дефект (диагностика, патогенез, лечение) / под. ред. Р.Я. Вовина. – СПб: Изд-во психоневрол. ин-та им. В.М. Бехтерева, 1991. – C. 95–124.

44.   Философский словарь / А.В. Адо, В.В. Альтман, Н.П. Аникеев [и др.]; под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – Москва: Политиздат, 1972. – 496 с.

45.   Хромов А.И., Зверева Н.В. Возрастная динамика когнитивного дефицита у детей и подростков при эндогенной психической патологии // Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения. Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – М., 2011. – С. 169–174.

46.   Янушко М.Г., Иванов М.В., Сорокина А.В. Когнитивные нарушения при эндогенных психозах: современные представления в свете дименсионального подхода // Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т. 24. – № 1. – C. 90–95.

47.   American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). – American Psychiatric Pub, 2013.

48.   Cognitive impairment in schizophrenia: characteristics, assessment, and treatment / edit. by P.D. Harvey. – Cambridge University Press, 2013. – 328 p.

49.   Gold J.M., Harvey P.D. Cognitive deficits in schizophrenia // The Psychiatric Clinics of North America, 1993. – Vol. 16, № 2. – P. 295–312.

50.   Gottesman I.I., Gould T.D. The endophenotype concept in psychiatry: etymology and strategic intentions // Am. J. Psychiatry. – 2003. – Vol. 160, № 4. – P. 636–645.

51.   Keefe R.S.E. Should cognitive impairment be included in the diagnostic criteria for schizophrenia? // World Psychiatry. – 2008. – Vol. 7, № 1. – P. 22–28.

52.   Linking the Developmental and Degenerative Theories of Schizophrenia: Association Between Infant Development and Adult Cognitive Decline / H. Kobayashi, M. Isohanni, E. Jääskeläinen [et al.] // Schizophrenia Bulletin. – 2014. – Vol. 40, № 6. – P. 1319–1327.

53.   Spaulding W.D., Silverstein S.M., Menditto A.A. The Schizophrenia Spectrum. – 2nd edition. – Hogrefe Publishing, 2017. – 88 p.

54.   The MATRICS Consensus Cognitive Battery, part 1: Test selection, reliability, and validity / K.H. Nuechterlein, M.F. Green, R.S. Kern [et al.] // Am. J. Psychiatry. – 2008. – Vol. 165, № 2. – P. 203–213.

55.   Zipursky R.B., Reilly T.J., Murray R.M. The Myth of Schizophrenia as a Progressive  Brain  Disease  //  Schizophrenia  Bulletin. – 2013. – Vol. 39, № 6. – P. 1363–1372.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК: 159.9:616.89-008.44

Зверева Н.В., Рощина И.Ф. Клинико-психологические подходы к когнитивным и нейрокогнитивным расстройствам при нервно-психической патологии // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2017. – T. 9, № 5(46) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player