Кассирский И.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Рецензия
на коллективную монографию
«Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика»

под научной редакцией доктора медицинских наук А.И. Копытина,
доктора философии М. Ру,
Нью-Йорк: Routledge/Taylor&Francis, 2017. — 266 с.

Федотова А.В. (Кливленд, шт. Огайо, США)

 

 

Федотова Анна Валерьевна

Федотова Анна Валерьевна

магистрант; Jack, Joseph and Morton Mandel School of Applied Social Sciences, Case Western Reserve University, 11235 Bellflower Road, Cleveland, Ohio 44106-7164, USA.

E-mail: avf11@case.edu

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Обложка книги «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика»

Публикация коллективной монографии «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» ("Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice") под научной редакцией А.И. Копытина и М. Ру крупнейшим международным англоязычным издательством Routledge — знаменательное событие в научном мире, вносящее существенный вклад в развитие новых здоровьесберегающих подходов, видов психологической помощи на основе альянса природы и искусства. В США монография вызывает широкий интерес читателей и находится во многих библиотеках страны, в том числе в библиотеке университета Case Western Reserve University, где я в течение последних двух лет прохожу обучение в магистратуре при факультете прикладных социальных наук. Представление о многообразии форм арт-терапии я получила, изучив и опробовав её методы в России. Прочтение монографии значительно расширило мои представления об использовании средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии при осуществлении программ лечебно-профилактической и реабилитационной направленности.

В англоязычной среде экспрессивными терапиями (expressive therapies) называют целый класс различных направлений психологической помощи, психотерапии, основанных на использовании искусства, творческой и игровой деятельности. К экспрессивным психотерапиям относят арт-терапию (психотерапию на основе занятий изобразительным искусством), музыкальную терапию, драматерапию, танцевально-двигательную терапию, креативную повествовательную терапию, игровую терапию, песочную терапию, полимодальную терапию выразительными искусствами. На их развитие оказали влияние разные направления психотерапии, включая психоанализ, поведенческую, когнитивную, гуманистическую и иные психотерапевтические школы.

Становление средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии тесно связано с общими тенденциями развития современного общества и научного знания, формированием комплекса новых научно-практических дисциплин, в частности психологии среды и экопсихологии. Они занимаются изучением психологии взаимодействия людей с окружающей средой, с новых методологических позиций поддерживают создание прогрессивных методик образования, воспитания и лечебно-профилактической работы, позволяющих повысить эффективность и качество взаимодействия людей со средой обитания как условие сохранения их здоровья и психологического благополучия, устойчивого развития, безопасности природных экосистем и социальных структур.

Одним из существенных факторов формирования средового и экологического подходов в экспрессивной психотерапии, а в более широком контексте — в системе оказания медицинских услуг, в образовании и социальной работе, также является осознание того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественнонаучными и техногенными средствами. Решение этих проблем неизбежно требует изменения позиции человека по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В частности, необходимо формирование экоцентрического общественного экологического сознания, составляющего альтернативу более привычному антропоцентрическому экологическому сознанию, ставящему во главу угла интересы человека в его отношениях с природой и обусловливающему утилитарно-потребительскую, объектно-прагматическую модальность взаимодействия с миром природы. Для этого требуется изменение экологической культуры и экологического сознания современного человека, а также типов и методов субъект-средовых взаимодействий с разными видами окружающей среды (природной, информационной, образовательной, профессиональной и т.д.).

Спектр инновационных методов субъект-средовых взаимодействий, используемых в последние годы в медицине, образовании и социальной сфере на основе применения искусства и доступных видов творческой активности, постепенно расширяется. Однако они остаются плохо известными большинству специалистов, в частности, занимающихся вопросами психического здоровья. Как отмечает S. Conn: «…многие специалисты в сфере психического здоровья озабочены необходимостью изменения отношений человека с миром природы и хотели бы затрагивать эту тему в их работе с клиентами, но не знают, как это можно сделать. Нас никто не учил выходить за пределы терапевтического кабинета, и как работать с проблемами экологического сознания ни в теории, ни на практике…» [4].

Такое новое направление психологической науки, как экопсихология, рассматривает психическую деятельность в неразрывной связи с природной средой. Она признает, что вне природного контекста ни успешное психическое развитие, ни здоровье и нормальное функционирование человека невозможны. Экопсихология составляет общетеоретическую базу для методов экотерапии, используемых с целью лечения и профилактики разных заболеваний, в частности расстройств психической деятельности и нарушений адаптации, а также для повышения качества жизни людей на основе укрепления их позитивных связей с природой. В качестве синонимов слова «экотерапия» в англоязычной литературе иногда используются такие понятия, как «зеленая терапия» и «природоцентрированная терапия», «природосообразная терапия».

Методы экотерапии разнообразны и предполагают активные и пассивные формы взаимодействия с природной средой, характерные для садовой терапии, или гарденотерапии, терапии погружением в природную среду, терапии на основе восстановления природной среды, терапии с участием животных — анималотерапии — и других методов. Особое значение экотерапия придает перестройке поведенческих стереотипов, представлений и ценностей, связанных с отношениями человека с природой. В процессе экотерапии культивируются скромность и умеренность, корректируется распорядок дня, поддерживается экологический активизм, преодоление навязчивых потребительских установок, изменение домашней и рабочей среды [3].

Отдельную группу экотерапевтических методов составляют методы, использующие разные виды искусства и творческой активности на основе взаимодействия с природной средой. Эти методы связаны с арт-терапией и иными направлениями терапии искусством, экспрессивной терапии, использующими характерные для них виды творческой экспрессии. Однако это происходит на новой основе, которая характеризуется иной системой представлений о человеке и его отношениях к природе, механизмах и направленности творческой деятельности, функциях искусства, факторах и условиях оздоровления, а также специфическими средствами и технологиями работы. Для обозначения этих методов в настоящем издании используется термин «средовая экспрессивная психотерапия».

Искусству, наряду с наукой, производственной, прагматической деятельностью, принадлежит особая роль в процессе отражения и преобразования человеком природной среды и объектов. Разные виды художественно-эстетической деятельности, связанные с взаимодействием с природной средой, принимают активное участие в формировании индивидуального и общественного экологического сознания, субъективного отношения людей к природе [2]. Искусству может также принадлежать особая миссия по изменению позиции человека с антропоцентрической на экоцентрическую. Формирующаяся при этом экологическая установка выражает ценностное отношение человека к объектам природы, которое возникает в процессе художественно-эстетической деятельности человека, направленной на эти объекты.

Искусство обладает своими средствами обозначения и решения экологических проблем. Оно в меньшей степени основано на логике и научных доводах, зато мощно влияет на сенсорные, эмоциональные и ценностно-смысловые компоненты опыта, касающиеся отношения человека к природе. Оно также позволяет устанавливать и выражать связь между природной средой и системой потребностей человека, и на этой основе постигать и передавать внутренние процессы человеческой психики через образы природных объектов. Искусство зачастую творит субъектность природных объектов в аспекте ее отражения личностью художника (писателя, музыканта и т.д.), т.е. их «отражаемую субъектность», [1] и тем самым поддерживает субъектный модус восприятия природы, без которого никакие реальные изменения экологического общественного сознания как основное условие преодоления экологического кризиса невозможны. Искусство и связанные с ним специальные методы экосистемного оздоровления и образования позволяют активно использовать перцептивно-эмоциональный канал развития субъективного отношения к природе, дополняющий когнитивный и практический каналы [2].

В монографии «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» представлены различные формы лечебно-профилактической работы, связанной с использованием здоровьесберегающего потенциала природной среды и творческой активности. Она отражает современное состояние средовой экспрессивной психотерапии как активно развивающегося направления деятельности помогающих специалистов (арт-терапевтов, драматерапевтов, танцевально-двигательных терапевтов, музыкальных терапевтов, психологов, психотерапевтов и др.), работающих с разными категориями людей — как относимых к группе условно здоровых, так и имеющих те или иные нарушения адаптации, проблемы психического и физического здоровья. Книга открывает новые перспективы использования факторов природы и искусства в их тесном альянсе друг с другом в интересах человека и природной среды.

Книга состоит из двух частей. Первая часть — «Формирующаяся парадигма и теоретические конструкты средовой и экологической экспрессивной психотерапии» — посвящена вопросам общетеоретического характера, разработке концептуальных основ нового подхода, обозначению целого ряда его существенных отличий от большинства традиционных направлений психологической и психосоциальной помощи, психотерапии. В трех главах этой части книги А.И. Копытин (РФ), М. Ру (США) и Р. Бергер (Израиль) излагают новую систему взглядов на задачи, терапевтические факторы, условия и принципы работы с позиций природосообразной экспрессивной психотерапии.

Во второй части книги — «Поддерживаемая природой практика экспрессивной психотерапии» — представлено разнообразие форм и методов работы с использованием разных форм творческого самовыражения (изобразительного искусства, музыки, повествовательной активности, игровой деятельности, перформанса и психотерапевтических церемоний) на основе методологии и принципов средовой экспрессивной психотерапии. Впечатляет состав авторского коллектива. Он включает представителей разных стран — Российской Федерации (А.И. Копытин), США (М. Ру, Дж. Дейвис, М. Рейнольдс Томпсон, К. Томпсон, Дж. Кортни, С. Брукер, Д. Шапиро), Израиля (Р. Бергер, Л. Наор), Канады (С. Линдер-Кинг), Великобритании (Б. Э’Корт), Германии (Э. Пфейфер). Они объединили свои усилия для решения одной из важнейших задач современности — формирования экологического сознания и ценностей в интересах сохранения здоровья населения и защиты природы, здоровья окружающей среды.

Книга представляет значительный интерес не только для специалистов в области экспрессивной психотерапии, психотерапии искусством, но и специалистов, занимающихся оказанием психологической и психосоциальной помощи, представителей творческих профессий, педагогических работников, организаторов медицинской службы и социальной работы, всех тех, кто стремится на новой прогрессивной основе использовать целебный потенциал взаимодействия человека с природной средой. Книга открывает новые перспективы использования природных факторов в лечении. Отвечает высоким требованиям научного издания, содержит обстоятельный анализ литературных источников, закладывает фундамент природосообразной теории, методологии и инструментария средовой экспрессивной психотерапии.

Монография будет способствовать активизации профессиональных контактов и обмену идеями и опытом для растущего мирового сообщества специалистов, применяющих факторы природы и искусства в лечебно-профилактической, образовательной и социальной работе. Несомненным достоинством книги является то, что она издана на английском языке одним из ведущих международных издательств литературы в сфере медицины, социальной и психологической помощи. Тем самым обращает внимание международного профессионального сообщества на его ответственность перед лицом экологических вызовов современности и необходимости объединения усилия в интересах здоровья не только человека, но и среды его обитания.

 

Литература

1.   Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов: автореф. дис. … док. психол. наук. – М., 2002.

2.   Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.

3.   Buzzell L., Chalquist C. Psyche and nature in a circle of healing // Ecotherapy: healing with nature in mind / ed. by L. Buzzell, C. Chalquist. – Berkeley: Counterfront, 2009. – P. 17–22.

4.   Conn S. When the Earth hurts, who responds? // Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind / ed. by T. Roszak, M.E. Gomes, A.D. Kanner). – San Francisco: Sierra Club Books, 1995. – P. 156–171.

 

 

Ссылка для цитирования

Федотова А.В. Рецензия на коллективную монографию «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная теория и практика» под научной редакцией доктора медицинских наук А.И. Копытина, доктора философии М. Ру, Нью-Йорк: Routledge/ Taylor&Francis, 2017. — 266 с. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 1(54) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player