Рецензия на коллективную
монографию «Средовые экспрессивные психотерапии: природосообразная
теория и практика» под научной редакцией доктора медицинских наук А.И. Копытина,
доктора философии М. Ру, Нью-Йорк: Routledge/Taylor & Francis, 2017. — 266 с.
Федотова А.В. (Кливленд, шт. Огайо, США)
|
Федотова Анна Валерьевна
магистрант; Jack, Joseph and Morton Mandel School of Applied Social
Sciences, Case Western Reserve University, 11235 Bellflower Road,
Cleveland, Ohio 44106-7164, USA. Phone: +1 216-368-2290.
E-mail: avf11@case.edu
|
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
08.01.2019
|
20.01.2019
|
28.01.2019
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Публикация коллективной монографии «Средовые экспрессивные
психотерапии: природосообразная теория и практика»
("Environmental expressive therapies: nature-based theory and practice")
под научной редакцией А.И. Копытина и М. Ру крупнейшим международным
англоязычным издательством
Routledge — знаменательное событие
в научном мире, вносящее существенный вклад в развитие новых
здоровьесберегающих подходов, видов психологической помощи на основе
альянса природы и искусства. В США монография вызывает широкий интерес
читателей и находится во многих библиотеках страны, в том числе в
библиотеке университета Case Western Reserve University, где я в
течение последних двух лет прохожу обучение в магистратуре при
факультете прикладных социальных
наук. Представление о многообразии форм арт-терапии я получила,
изучив и опробовав её методы в России. Прочтение монографии значительно
расширило мои представления об использовании средового и экологического
подходов в экспрессивной психотерапии при осуществлении программ
лечебно-профилактической и реабилитационной направленности.
В англоязычной среде экспрессивными терапиями (expressive therapies)
называют целый класс различных направлений психологической помощи,
психотерапии, основанных на использовании искусства, творческой и
игровой деятельности. К экспрессивным психотерапиям относят арт-терапию
(психотерапию на основе занятий изобразительным искусством),
музыкальную терапию, драматерапию, танцевально-двигательную терапию,
креативную повествовательную терапию, игровую терапию, песочную
терапию, полимодальную терапию выразительными искусствами. На их
развитие оказали влияние разные направления психотерапии, включая
психоанализ, поведенческую, когнитивную, гуманистическую и иные
психотерапевтические школы.
Становление средового и экологического подходов в экспрессивной
психотерапии тесно связано с общими тенденциями развития современного
общества и научного знания, формированием комплекса новых
научно-практических дисциплин, в частности психологии среды и
экопсихологии. Они занимаются изучением психологии взаимодействия людей
с окружающей средой, с новых методологических позиций поддерживают
создание прогрессивных методик образования, воспитания и
лечебно-профилактической работы, позволяющих повысить эффективность и
качество взаимодействия людей со средой обитания как условие сохранения
их здоровья и психологического благополучия, устойчивого развития,
безопасности природных экосистем и социальных структур.
Одним из существенных факторов формирования средового и
экологического подходов в экспрессивной психотерапии, а в более широком
контексте — в системе оказания медицинских услуг, в образовании
и социальной работе, также является осознание того, что экологические
проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены
только естественнонаучными и техногенными средствами. Решение этих
проблем неизбежно требует изменения позиции человека по отношению к
природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека.
В частности, необходимо формирование экоцентрического общественного
экологического сознания, составляющего альтернативу более привычному
антропоцентрическому экологическому сознанию, ставящему во главу угла
интересы человека в его отношениях с природой и обусловливающему
утилитарно-потребительскую, объектно-прагматическую модальность
взаимодействия с миром природы. Для этого требуется изменение
экологической культуры и экологического сознания современного человека,
а также типов и методов субъект-средовых взаимодействий с разными
видами окружающей среды (природной, информационной, образовательной,
профессиональной и т.д.).
Спектр инновационных методов субъект-средовых взаимодействий,
используемых в последние годы в медицине, образовании и социальной
сфере на основе применения искусства и доступных видов творческой
активности, постепенно расширяется. Однако они остаются плохо
известными большинству специалистов, в частности, занимающихся
вопросами психического здоровья. Как отмечает S. Conn:
«…многие специалисты в сфере психического здоровья
озабочены необходимостью изменения отношений человека с миром природы и
хотели бы затрагивать эту тему в их работе с клиентами, но не знают,
как это можно сделать. Нас никто не учил выходить за пределы
терапевтического кабинета, и как работать с проблемами экологического
сознания ни в теории, ни на практике…» [4].
Такое новое направление психологической науки, как экопсихология,
рассматривает психическую деятельность в неразрывной связи с природной
средой. Она признает, что вне природного контекста ни успешное
психическое развитие, ни здоровье и нормальное функционирование
человека невозможны. Экопсихология составляет общетеоретическую базу
для методов экотерапии, используемых с целью лечения и профилактики
разных заболеваний, в частности расстройств психической деятельности и
нарушений адаптации, а также для повышения качества жизни людей на
основе укрепления их позитивных связей с природой. В качестве синонимов
слова «экотерапия» в англоязычной литературе иногда
используются такие понятия, как «зеленая терапия» и
«природоцентрированная терапия»,
«природосообразная терапия».
Методы экотерапии разнообразны и предполагают активные и пассивные
формы взаимодействия с природной средой, характерные для садовой
терапии, или гарденотерапии, терапии погружением в природную среду,
терапии на основе восстановления природной среды, терапии с
участием животных — анималотерапии — и других методов.
Особое значение экотерапия придает перестройке поведенческих
стереотипов, представлений и ценностей, связанных с отношениями
человека с природой. В процессе экотерапии культивируются скромность
и умеренность, корректируется распорядок дня, поддерживается
экологический активизм, преодоление навязчивых потребительских
установок, изменение домашней и рабочей среды [3].
Отдельную группу экотерапевтических методов составляют методы,
использующие разные виды искусства и творческой активности на основе
взаимодействия с природной средой. Эти методы связаны с арт-терапией и
иными направлениями терапии искусством, экспрессивной терапии,
использующими характерные для них виды творческой экспрессии. Однако
это происходит на новой основе, которая характеризуется иной системой
представлений о человеке и его отношениях к природе, механизмах и
направленности творческой деятельности, функциях искусства, факторах и
условиях оздоровления, а также специфическими средствами и технологиями
работы. Для обозначения этих методов в настоящем издании используется
термин «средовая экспрессивная психотерапия».
Искусству, наряду с наукой, производственной, прагматической
деятельностью, принадлежит особая роль в процессе отражения и
преобразования человеком природной среды и объектов. Разные виды
художественно-эстетической деятельности, связанные с взаимодействием с
природной средой, принимают активное участие в формировании
индивидуального и общественного экологического сознания, субъективного
отношения людей к природе [2]. Искусству может также принадлежать
особая миссия по изменению позиции человека с антропоцентрической на
экоцентрическую. Формирующаяся при этом экологическая установка
выражает ценностное отношение человека к объектам природы, которое
возникает в процессе художественно-эстетической деятельности человека,
направленной на эти объекты.
Искусство обладает своими средствами обозначения и решения
экологических проблем. Оно в меньшей степени основано на логике и
научных доводах, зато мощно влияет на сенсорные, эмоциональные и
ценностно-смысловые компоненты опыта, касающиеся отношения человека к
природе. Оно также позволяет устанавливать и выражать связь между
природной средой и системой потребностей человека, и на этой основе
постигать и передавать внутренние процессы человеческой психики через
образы природных объектов. Искусство зачастую творит субъектность
природных объектов в аспекте ее отражения личностью художника
(писателя, музыканта и т.д.), т.е. их «отражаемую
субъектность», [1] и тем самым поддерживает субъектный модус
восприятия природы, без которого никакие реальные изменения
экологического общественного сознания как основное условие преодоления
экологического кризиса невозможны. Искусство и связанные с ним
специальные методы экосистемного оздоровления и образования позволяют
активно использовать перцептивно-эмоциональный канал развития
субъективного отношения к природе, дополняющий когнитивный и
практический каналы [2].
В монографии «Средовые экспрессивные психотерапии:
природосообразная теория и практика» представлены различные
формы лечебно-профилактической работы, связанной с использованием
здоровьесберегающего потенциала природной среды и творческой
активности. Она отражает современное состояние средовой экспрессивной
психотерапии как активно развивающегося направления деятельности
помогающих специалистов (арт-терапевтов, драматерапевтов,
танцевально-двигательных терапевтов, музыкальных терапевтов,
психологов, психотерапевтов и др.), работающих с разными категориями
людей — как относимых к группе условно здоровых, так и
имеющих те или иные нарушения адаптации, проблемы психического и
физического здоровья. Книга открывает новые перспективы использования
факторов природы и искусства в их тесном альянсе друг с другом в
интересах человека и природной среды.
Книга состоит из двух частей. Первая часть —
«Формирующаяся парадигма и теоретические конструкты средовой
и экологической экспрессивной психотерапии» — посвящена
вопросам общетеоретического характера, разработке концептуальных
основ нового подхода, обозначению целого ряда его существенных
отличий от большинства традиционных направлений психологической и
психосоциальной помощи, психотерапии. В трех главах этой части книги
А.И. Копытин (РФ), М. Ру (США) и Р. Бергер (Израиль) излагают новую
систему взглядов на задачи, терапевтические факторы, условия и
принципы работы с позиций природосообразной экспрессивной
психотерапии.
Во второй части книги — «Поддерживаемая природой
практика экспрессивной психотерапии»
— представлено разнообразие форм и методов работы с
использованием разных форм творческого самовыражения
(изобразительного искусства, музыки,
повествовательной активности,
игровой деятельности, перформанса и психотерапевтических
церемоний) на основе методологии
и принципов средовой экспрессивной психотерапии. Впечатляет
состав авторского коллектива. Он включает представителей разных стран
— Российской Федерации (А.И. Копытин), США (М. Ру, Дж. Дейвис, М.
Рейнольдс Томпсон, К. Томпсон, Дж. Кортни, С. Брукер, Д. Шапиро),
Израиля (Р. Бергер, Л. Наор), Канады (С. Линдер-Кинг), Великобритании
(Б. Э’Корт), Германии (Э. Пфейфер). Они объединили свои
усилия для решения одной из важнейших задач современности —
формирования экологического сознания и ценностей в интересах сохранения
здоровья населения и защиты природы, здоровья окружающей среды.
Книга представляет значительный интерес не только для специалистов
в области экспрессивной психотерапии, психотерапии искусством, но и
специалистов, занимающихся
оказанием психологической и психосоциальной помощи, представителей
творческих профессий, педагогических работников, организаторов
медицинской службы и социальной работы, всех тех, кто стремится на
новой прогрессивной основе использовать целебный потенциал
взаимодействия человека с природной средой. Книга открывает новые
перспективы использования природных факторов в лечении. Отвечает
высоким требованиям научного издания, содержит обстоятельный анализ
литературных источников, закладывает фундамент природосообразной
теории, методологии и инструментария средовой экспрессивной
психотерапии.
Монография будет способствовать активизации профессиональных
контактов и обмену идеями
и опытом для растущего мирового сообщества специалистов,
применяющих факторы природы и искусства в
лечебно-профилактической, образовательной и социальной работе.
Несомненным достоинством книги является то, что она издана на
английском языке одним из ведущих международных издательств литературы
в сфере медицины, социальной и психологической помощи. Тем самым
обращает внимание международного профессионального сообщества на его
ответственность перед лицом экологических вызовов современности и
необходимости объединения усилия в интересах здоровья не только
человека, но и среды его обитания.
Литература
1. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных
объектов: автореф. дис. … док. психол. наук. – М., 2002.
2. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. –
М.: Смысл, 2000. – 456 с.
3. Buzzell L., Chalquist C. Psyche and nature in a
circle of healing // Ecotherapy: healing with nature in mind / ed. by
L. Buzzell, C. Chalquist. – Berkeley: Counterfront, 2009. –
P. 17–22.
4. Conn S. When the Earth hurts, who responds? //
Ecopsychology: restoring the Earth, healing the mind / ed. by T. Roszak,
M.E. Gomes, A.D. Kanner). – San Francisco: Sierra Club Books, 1995.
– P. 156–171.
Ссылка для цитирования
УДК 615.851(049.32)
Федотова А.В. Рецензия на
коллективную монографию «Средовые экспрессивные психотерапии:
природосообразная теория и практика» под научной редакцией доктора
медицинских наук А.И. Копытина, доктора философии М. Ру, Нью-Йорк:
Routledge/ Taylor & Francis, 2017. — 266 с. // Медицинская психология
в России. – 2019. – T. 11, № 1. – C. 11.
doi: 10.24411/2219-8245-2019-11110
The Review of Collective Monograph "Environmental Expressive
Therapies: Nature-Based Theory and Practice" Edited by A.I. Kopytin,
Doctor of Medicine, and M. Rugh, Ph.D.; New York: Routledge/Taylor & Francis,
2017. — 266 p.
Fedotova A.V.1
E-mail: avf11@case.edu
1 Jack, Joseph and Morton Mandel School of
Applied Social Sciences Case Western Reserve University
11235 Bellflower Road, Cleveland, Ohio 44106-7164, USA
Phone: +1 216-368-2290
For citation
Fedotova A.V. The Review of Collective Monograph "Environmental Expressive
Therapies: Nature-Based Theory and Practice" Edited by A.I. Kopytin,
Doctor of Medicine, and M. Rugh, Ph.D.; New York: Routledge/Taylor & Francis,
2017. — 266 p. Med. psihol. Ross., 2019, vol. 11,
no. 1, p. 11. doi: 10.24411/2219-8245-2019-11110 [in Russian].
|