Богданов А.А.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

«Чужой среди своих»:
рецензия на книгу
«А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»*

Мазилов В.А. (Ярославль, Россия)

 

 

Мазилов Владимир Александрович

Мазилов Владимир Александрович

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», Республиканская, 108/1, Ярославль, 150000, Россия.
Тел.: 8 (4852) 32-92-87.

профессор кафедры психологии и педагогики; федеральное государст-венное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Революционная, 5, Ярославль, 150000, Россия.

E-mail: vladimir.mazilov@gmail.com

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского, закл. ст. С.А. Подсадного. СПб: Невский Архетип, 2017. 490 с. (Серия «Классики психотерапии и психологии»)

 

 

Обложка книги «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития»

Петербургская школа психотерапии и психологии отношений приступила к изданию книжной серии «Классики психотерапии и психологии». Начинание замечательное, поскольку более доступными для интересующихся психологией и психотерапией становятся труды классиков петербургской психологии: сколько их не издавай, все равно на прилавках книжных магазинов эти труды не только не залеживаются, но и не задерживаются. Обилие психологических книг парадоксальным образом уживается с дефицитом серьезной литературы для психологов и психотерапевтов. Новое поколение психологов и психотерапевтов должно иметь качественную литературу, поэтому инициатива издателей однозначно заслуживает одобрения.

Выбор книги практически безупречен. Издатели, конечно же, хотели начать серию с представления работ Петербургской школы, с тех, кто был «у истоков». Одна из таких фигур, вызывающих безусловное уважение, Александр Федорович Лазурский (1874—1917). Блестящий ученый и организатор науки, талантливый педагог и популяризатор психологии прожил короткую жизнь, основные вехи которой в данном тексте уместно напомнить. Корней Иванович Чуковский говорил, что в России надо жить долго. У Лазурского так не получилось, поэтому возникло вероятно главное противоречие его жизни: работал и творил он в одних условиях, а его наследию выпало быть актуализированным в другие времена, к каким и пытались его работы адаптировать…

Впрочем, этого мы еще коснемся. Сейчас приведем несколько штрихов из биографии А.Ф. Лазурского. Подробные биографии и анализ творчества А.Ф. приведены в статье в рецензируемой книге [7] и статье В.А. Журавеля, опубликованной в журнале «Медицинская психология в России» [4].

Родился А.Ф. Лазурский 12 апреля 1874 года (по новому стилю) в семье священника в Полтавской губернии. Сегодня, когда я пишу эти строки, за окном День Космонавтики, 12 апреля 2019 года, а значит классику исполнилось бы 145 лет…

Фото 1. Церемония торжественного открытия
памятной доски А.Ф. Лазурскому в стенах
психоневрологического института имени
В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург)
22 марта 2019 года.
На фото — Заслуженный деятель науки РФ,
директор ФГБУ «НМИЦ ПН им. Б.М. Бехтерева»,
Президент Российского общества психиатров,
профессор Н.Г. Незнанов (слева),
кандидат медицинских наук, доцент
научно-клинического и образовательного центра
«Психотерапия и клиническая психология»
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский
государственный университет» В.Ю. Слабинский.

Окончив с золотой медалью гимназию, поступил в Военно-медицинскую академию в Петербурге, которую окончил в 1897 г. со степенью «лекаря с отличием».

После окончания обучения в 1897 году был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым Клинике душевных и нервных болезней. Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе «Петербургского общества психиатров и невропатологов», в 1899 году А.Ф. Лазурский был избран его действительным членом. В 1897 году А.Ф. Лазурскому В.М. Бехтерев поручил руководство Психологической лабораторией в клинике душевных и нервных болезней [4; 7].

В начале века (1901—1902) А.Ф. Лазурский находился в зарубежной командировке, во время которой практи-ковался в Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Эмиля Крепелина в Гейдельберге, а также слушал лекции Карла Штумпфа в Берлине. Как отмечает В.А. Журавель, «Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способст-вовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологи-ческом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1901 г. Однако первые психологические исследования, выполненные экспери-ментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. Первое из них было посвящено изучению влияния мышечных движений на скорость психических процессов, результаты которого были доложены собранию врачей клиники В.М. Бехтерева… В последующие годы А.Ф. Лазурский выполнил ещё ряд экспериментальных лабораторных исследований, обогативших классическую экспериментальную психологию…» [4].

«С момента основания В.М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А.Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. (Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание). Он принимал активное участие в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии» В. Вундта…. Поэтому не было случайным избрание А.Ф. Лазурского профессором по кафедре экспериментальной психологии Психо-Неврологического института в 1907 г. В создании этого высшего учебного и исследовательского учреждения он принял активное участие как ученый секретарь Русского общества нормальной и патологической психологии… На основе лекций студентам этого института А.Ф. Лазурский создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время… В ПНИ он организовал и возглавил в 1909 г. психологическую лабораторию, занимавшуюся исследованием волевого процесса экспериментальным методом… Признанием заслуг А.Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его почетным членом Московского общества экспериментальной психологии, созданного в 1910 г. под руководством психиатра и психолога А.Н. Бернштейна при участии видных врачей и психологов Г.И. Россолимо, А.П. Нечаева и др.» [Там же].

В феврале 1913 года на заседании «Петербургского философского общества» он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве. «Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными» [Там же].

Еще раз процитируем эту информативную статью В.А. Журавеля: «В конце 1913 г. А.Ф. Лазурский был избран штатным клиническим ассистентом Женского медицинского института и окончательно перешел из военного в гражданское ведомство. С этого времени наряду с преподаванием психологии он начал вести в больнице Николая Чудотворца клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А.Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психо-Неврологического института, и периодически — участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые организовывались при институте…

Фото 2. Памятная доска А.Ф. Лазурскому в стенах психоневрологического института им. В.М. Бехтерева (Санкт-Петербург). Открыта в рамках проведения Международного конгресса «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!» 22 марта 2019 года.

 

Таким образом, А.Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях. Однако начавшаяся в 1914 г. война помешала дальнейшему распространению этого важного начинания.

16 (3) марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому не было еще и 43 лет. По словам Владимира Николаевича Мясищева, улица, где жил А.Ф. Лазурский, в дни Февральской революции простреливалась пулемётом и больному не была оказана своевременная помощь. (Недавно нами было установлено, что это дом № 12-а по Ординарной улице в Санкт-Петербурге, в котором А.Ф. Лазурский с женой снимал квартиру). Детей у А.Ф. Лазурского не было.

А.Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на естественнонаучной основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы психотерапии благодаря концепции отношений личности. В целом творческие достижения блестящего ученого-психолога и клинициста показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии» [Там же].

Выбор книги, опять же, по мнению рецензента, совершенно правилен. Конечно, «Классификация личностей» — главная книга зрелого А.Ф. Лазурского, поэтому включение в рецензируемый том ее полностью оправдано. Теория личности А.Ф. Лазурского, по авторитетному свидетельству Д.А. Леонтьева, «является не только первой отечественной теорией личности, но, пожалуй, первой полноценной теорией личности в мировой академической психологии» [6]. У книги непростая судьба. А.Ф. Лазурский начал публиковать результаты своих исследований частями. Безвременный уход из жизни в 1917 году прервал работу над рукописью, поэтому книгу к печати готовили В.Н. Мясищев и М.Я. Басов — ученики Александра Федоровича. Как совершенно справедливо подчеркивает В.Ю. Слабинский, «работа Александра Федоровича над авторской теорией личности прекратилась в 1917 году. Опубликованная после его смерти книга «Классификация личностей» — это структурированный его учениками В.Н. Мясищевым и М.Я. Басовым материал» [9, с. 10].

Совершенно уместно, что кроме статьи В.Я. Басова, помещенной в качестве послесловия к третьему изданию книги в 1924 году, представлены дополнительные материалы.

Сначала о статье М.Я. Басова. Статья называется «Новые идеи в учении о личности» [1] и посвящена характеристике подхода А.Ф. Лазурского в контексте исследований по психологии личности в современной психологии. Это важная для понимания исследования А.Ф. Лазурского работа, так как вписывает его труд в контекст эпохи, сопрягает с исследованиями, проводившимися в то время.

Дополнительные материалы включены в книгу с целью показать и доказать, что в последующие 100 лет со дня завершения А.Ф. Лазурским работы над теорией личности, происходили такие процессы: теорию забывали, но тем не менее она развивалась.

Задумка редакторов очень интересна и заслуживает одобрения: включенные в книгу тексты позволяют не только прочесть труд классика, но вместе с авторами статей проделать анализ концепции А.Ф. Лазурского.

Фото 3. На открытии памятной доски, посвященной А.Ф. Лазурскому. На переднем плане слева-направо: В.А. Журавель — исследователь творчества А.Ф. Лазурского и проблем становления медицинской психологии в России, Н.М. Воищева — кандидат психологических наук, заведующая учебной частью АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», В.Ю. Слабинский — кандидат медицинских наук, директор АНО ДПО «Петербургская школа психотерапии и психологии отношений», инициировавшей издание серии книг «Классики психотерапии и психологии»

 

Необходимо отметить, что совершенно уместно включение в сборник статьи В.Н. Мясищева и В.А. Журавеля [7], подготовленной к 100-летию А.Ф. Лазурского. Как мы помним, В.Н. Мясищев готовил к изданию рукопись книги А.Ф. Лазурского, поэтому его свидетельства очень важны. На взгляд рецензента важна статья. В.А. Журавель — известный историк психологии, знаток архивов, в их статье приводится значительный массив биографических данных о Лазурском.

Представляется, что очень важна статья известного специалиста по психологии личности Д.А. Леонтьева, в которой дается анализ эволюции концепции А.Ф. Лазурского, выделяются различные исследовательские программы в изучении личности [6]. Интересной представляется статья В.А. Урываева, в которой анализируются уровни развития личности в концепции А.Ф. Лазурского [10]. Представляется, что это важные аспекты анализа творчества ученого.

Значимы и другие статьи, включенные в сборник. Они убедительно свидетельствуют, что идеи А.Ф. Лазурского живы и отдельные стороны его учения развиваются и сегодня. Могу предположить, что популярность А.Ф. Лазурского в предстоящие годы будет только возрастать, так как он будет признан автором оригинальной концепции способностей в отечественной психологии…

Однако пора дать ответ на главный вопрос. Эта рецензия озаглавлена «Чужой среди своих». Для этого есть некоторые основания. Собственно говоря, сама рецензируемая книга имеет символическое название — 100 лет забвения и развития. С одной стороны, идеи А.Ф. Лазурского живы и развиваются, что совершенно очевидно.

С другой стороны, они не представлены в современной отечественной науке так, как этого, опять же очевидно, заслуживают.

В статье В.Н. Мясищева и В.А. Журавеля есть фраза, которая все проясняет. Приведем ее. Она является ключевой. Лазурский был талантливым человеком, энергичным, свободным. Наступили времена, когда свободным быть уже не получалось, надо было активно и энергично приспосабливаться к новым обстоятельствам. А Александра Федоровича уже не было, оставались лишь его тексты. Хорошие, умные, добротные, свободные, но не учитывающие изменений атмосферы. Приведем эту фразу наконец: «Работы А.Ф. Лазурского не имели той ясной определенной основы, которую мы ждем и требуем от ученого, особенно современного. Его взгляды определялись широким научным кругозором, разнообразным клиническим опытом и результатами собственных клинических исследований» [7, c. 36–37]. «Прогрессивным для того времени был подход А.Ф. Лазурского к изучению психики с естественнонаучных позиций, то есть рассмотрение психических феноменов как реально существующих и изучение их индуктивными методами в противовес еще господствовавшему в различных психологических системах явному идеалистическому и метафизическому направлению» [7, c. 387].

Его считали своим. Его пытались приспособить к меняющимся обстоятельствам. Известно, что А.Ф. Лазурский в свое время написал очень хороший учебник психологии. В 1920-х годах Л.С. Выготский и его соратники столкнулись с проблемой. Студенты должны учиться, а современных учебников психологии нет. Решили для этого приспособить учебник А.Ф. Лазурского «Общая и экспериментальная психология».

А.Ф. Лазурский как свободно мыслящий человек, естественно, в своем учебнике упоминает о душе. Но это уже не ко двору, хотя на дворе всего лишь 1924 год. Третье издание оказалось уже «бездушным». В 1924 году, переиздавая учебник Лазурского (по второму изданию 1915 года), Л.С. Выготский как редактор выбрасывает упоминания о душе. Он поясняет в своем предисловии, перечисляя купюры и вставки в труд Лазурского: «еще выпущена одна страница из главы I — «Предмет и задачи», где автор вразрез с общей своей точкой зрения защищает право науки на введение гипотез и утверждает, что в этом смысле понятие души как основы наблюдаемых нами психических процессов имеет полное право на существование. Это отбрасывает нас так далеко назад в прошлое даже по сравнению с эмпирической психологией, этой психологией без души, что прозвучало бы несомненным и резким диссонансом в курсе научной психологии» [2, с. 65].

А дальше — больше. Уже не ко двору и указания на эндопсихику. Явственно слышно, что роль среды важнее, социальное побеждает. И теория личности А.Ф. Лазурского теряет свою привлекательность в глазах идущих в ногу со временем. Первая теория личности становится неудобной. К тому же примеры в классификации (Иван Грозный, Петр Первый и др.) не слишком политкорректны, а рассуждения о власти сомнительны в свете новой идеологии… И при всех позитивных моментах, А.Ф. Лазурский вроде бы уже не совсем свой. А раз не совсем свой, значит немного «чужой».

 

Рецензия в обязательном порядке предполагает наличие замечаний и/или пожеланий. Как уже упоминалось,  выбор редакционного совета и автора и книги представляется безупречным. К сказанному стоит добавить, что и полиграфическое исполнение на высшем уровне. Издание отлично оформлено, книга отпечатана на хорошей бумаге. Опечатки редки и они есть по большей части воспроизведение опечаток оригинала. Скажем, при печати в сборнике ИП РАН допущена опечатка, она транслируется в перепечатке статьи в настоящем сборнике [10, с. 418], и тиражируется в статье В.Ю. Слабинского [9, с. 11], где автор ссылается на эту статью В.А. Урываева. Как на грех, замена одной буквы существенно затрудняет понимание глубокой мысли автора…1 Имеются также досадные опечатки в инициалах В.Н. Мясищева [9, с. 10], в написании фамилии самого Лазурского (см. заднюю крышку книги). Это, конечно, мелочи, но на фоне прекрасной печати они бросаются в глаза.

Пожелание касается будущего. Что-то подсказывает автору настоящих строк, что пройдет пора изданий классиков петербургской школы психологии и психотерапии, начнутся и переиздания. Так вот, это грядущее теоретическое переиздание очень бы украсило включение в корпус издаваемых текстов той книги Лазурского, которая вышла в 1912 году на немецком языке [11]. В настоящее время она практически не известна большинству отечественных читателей. Да и, как представляется, не все специалисты с этой книгой знакомы. Текст этой работы чрезвычайно важен и для понимания развития взглядов А.Ф. Лазурского и истории психологии в целом. Представляется, что многие сказали бы за это большое человеческое спасибо.

Другой вариант (хотя возможно и их объединение) состоит в следующем. Интуиция подсказывает рецензенту, что очень скоро А.Ф. Лазурский займет достойное место, в частности, как пионер в области исследования способностей (в двадцатом столетии в отечественной психологии). Поэтому было бы во всех отношениях хорошо и правильно, чтобы его статьи, опубликованные в 1909—1910 гг. в знаменитом в те годы журнале «Вопросы философии и психологии» были перепечатаны под одной обложкой с основными его работами. Речь идет о статьях «Теория способностей в современной психологии», «Душевные способности как основания биологических функций» и «Значение гипотезы способностей для эмпирической психологии».

Впрочем, книгу нужно судить по тому, что в ней есть. Скажем, что однозначно — опыт удался. Книга хорошо издана, полезна, оригинальна по подбору текстов для публикации. Хочется пожелать книжной серии доброго пути, а редакторам и составителям удачи в представлении классиков психологии и психотерапии современному читателю.

 

_______________________

1 На стр. 418, второй абзац сверху, правильно следует читать так: «Следуя логике А.Ф. Лазурского, мы на первом уровне в виде системообразующего фактора видим «конфликтные» (по С. Мадди) отношения «человек–организм», при повышении психического  уровня  можно переходить к модели «согласованности» в диалоге «человек–общество», наконец, на третьем уровне – эффективна модель «самореализации» развития личности в оппозиции «человек и мир».

 

Литература

1.   Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 339–382.

2.   Выготский Л.С. Предисловие к книге А.Ф. Лазурского "Психология общая и экспериментальная" // Выготский Л.С. Собрание сочинений. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – C. 63–77.

3.   Дамте Д.С. А. Ф. Лазурский и его вклад в отечественную психологию религии // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 463–483.

4.   Журавель В.А. Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии и преподавание её в России (к 140-летию со дня рождения) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – № 6(29) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: 12.04.2019).

5.   Кульгавин Л.М., Подсадный С.А., Чехлатый Е.И. О значении концепции А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева для развития методов исследования личности и психотерапии // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 403–410.

6.   Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф.Лазурского: от наклонностей к отношениям // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 423–442.

7.   Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии. – 1974. – № 2. – С. 32–42.

8.   Подсадный С.А. Послесловие // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 484–485.

9.   Слабинский В.Ю. Предисловие // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 10–11.

10.   Урываев В.А. «Классификация личностей» А.Ф. Лазурского. Теория личности, опередившая время // А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития / сост. В.Ю. Слабинский, Н.М. Воищева; под ред. В.Ю. Слабинского; вступ. ст. В.Ю. Слабинского; закл. ст. С.А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – C. 411–422.

11.   Lazurskiy A.F. Ueber das Studium der Individualitat. – Leipzig, 1912.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Мазилов В.А. «Чужой среди своих»: рецензия на книгу «А.Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 3(56) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player