Психопрофилактика и исцеление спортивных травм
Арпентьева М.Р. (Калуга, Россия)
|
Арпентьева Мариям Равильевна
доктор психологический наук, доцент, член-корреспондент Российской академии
естествознания, профессор кафедры психологии развития и
образования; федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Калужский государственный университет имени
К.Э. Циолковского», ул. Степана Разина, 26, Калуга,
248023, Россия. Тел.: 8 (4842) 57-80-38.
E-mail: mariam_rav@mail.ru
|
Аннотация.
Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психологической
профилактике спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги
неуспеха и агрессии, развитии ответственности и самоуправления,
спортивные психологи могут использовать восточные практики, расширяющие
традиционные когнитивно-бихевиоральные и гуманистические модели,
популярные в конце ХХ века. Особенно интересны morita-терапия и
naikan-терапия, разработанные в Японии и применяемые не только для
обычных случаев и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными
и/или экстремальными ситуациями и опытом. Спортсмены в полной мере
относятся к этой группе людей, поскольку переносимые ими нагрузки
близки к экстремальным или являются экстремальными. Основное внимание
в работе со спортсменом психолог как специалист уделяет прежде всего
трансперсональному и экзистенциальному уровню и очень мало полагается
на физическую и психическую патологию.
Ключевые слова:
спорт; спортсмен; спортивный успех; личностный успех; духовно-нравственное
воспитание; социально-психологическая помощь; пастырская помощь; светская
помощь.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Рассматривая любое действие с уважением, каждый момент как священный,
я открыл новую систему отношений с жизнью — страстную и
целеустремленную.
Д. Миллмэн [2].
Введение
Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психопрофилактике
спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги неуспеха и агрессии,
развитии ответственности и самоуправления, спортивные психологи могут
использовать восточные практики, расширяющие традиционные
когнитивно-бихевиоральные и гуманистические модели,
популярные в конце ХХ века. Особенно интересны morita-терапия и
naikan-терапия, разработанные в Японии и применяемые не только для
обычных случаев и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными
и/или экстремальными ситуациями и опытом. Спортсмены в полной мере
относятся к этой группе людей, поскольку переносимые ими нагрузки
близки к экстремальным или являются экстремальными. Основное внимание в
работе со спортсменом психолог как специалист уделяет прежде всего
трансперсональному и экзистенциальному уровню и очень мало полагается
на физическую и психическую патологию. В экстремальных ситуациях
типичны травмы, срывы, ресоматизации и иные «регрессивные формы
реагирования», которые выступают как возврат к онтогенетически
более ранним типам взаимоотношений и более ранним моделям поведения.
Механизм подавления — сознательная реакция, направленная на
устранение из сознания содержаний, вызывающих негативные состояния и
оценки (страх, стыд, чувство вины, мести и т.д.). Функционирование
механизма подавления, успешное на первых порах, приводит к срывам
спортивной деятельности, травмам и психологической беспомощности перед
ними и неудачами. Кроме того, наиболее сложный и развитый механизм
компенсации (преодоление ощущения неполноценности, недостатка способностей
и т.д., ординарности) благодаря усилиям в областях, где у человека есть
талант, может «способствовать исправлению недостатков, проявлению
латентных задатков, творческому подходу к своей жизни, достижению успехов
в спорте. Однако функционирование данного механизма психологической
защиты в условиях неблагоприятного социального окружения, как правило,
приводит к иным результатам» — к прогрессирующей десоциализации,
деструкции личности. Это говорит о том, что спортсменам нужна помощь в
преодолении и высвобождении подавленной тревоги и агрессии, развитии
ответственности и самоуправления не только телесным, но и душевным и
духовным здоровьем.
Основная часть исследования
Восточные практики расширяют традиционные когнитивно-бихевиоральные
и гуманистические модели с их приматом личностного успеха, пониманием
важности состояний благодарности, разделенного успеха и взаимопомощи
[1; 2; 3; 4]. Основываясь на восточной традиции, найкан (nye-kahn)
представляет собой структурированный метод интенсивной медитации на
нашу жизнь, наши взаимосвязи, наши ошибки и провалы, достижения и
успехи [5; 6; 7]. Найкан-терапия означает «смотреть в себя».
Целью терапии является повышение осведомленности о себе, а также признание
поражений, страхов и иных проблем без осуждения. Как и в морита-терапии
и других восточных подходах и практиках, основное внимание уделяется
прежде всего трансперсональному и экзистенциальному уровню, и очень
мало внимания — физической и психической патологии. Терапия
найкан позволяет человеку осознать, что он несет ответственность за то,
как относится к другим людям и их окружающей среде. Через найкан
спортсмены развивают естественное и глубокое чувство благодарности за
благословения, даруемые им жизнью и другими людьми, благословения,
многие из которых остались незамеченными, обычными. Самое захватывающее
путешествие — открытие собственной личности: каждый аспект
этого мира является частью нас, уникальным и индивидуальным образом, в
котором нет ничего обычного [1]. Чем лучше мы осознаем свой внутренний
мир, тем больше мира мы получаем в нашей жизни. Инструменты
найкан-терапии — это жизненный мир человека и три вопроса:
что сделал человек для меня, что сделал я для этого человека и какие
трудности я причинил этому человеку. Речь идет о поиске собственных
внутренних ответов и «лекарств» вместо того, чтобы
искать их снаружи. Найкан-терапия разработана непрофессиональным
священником И. Йошимото в середине ХХ века на основе буддистского
учения И. Шиншу. Она широко используется в лечении психосоматических
расстройств, отношенческих дисгармоний и в решении различных
психосоциальных проблем, в том числе в контексте поиска личностного
роста и/или духовного развития. Во время интенсивного курса (шучу)
клиент (найканша) сидит в уединенном месте, с раннего утра до вечера
размышляя о прошлом, а консультант (сенсей) навещает клиента в течение
дня. Во время встреч (менсецу) клиент рассказывает психотерапевту о
том, что ему удалось вспомнить: что именно то или иное лицо сделало для
клиента, чем клиент ответил на это и причиной каких проблем и забот
оказался клиент для этого человека. Цель — вызвать в памяти
спортсмена подробности о специфических событиях и способах поведения,
характерных для того или иного времени/пространства жизни [6].
Найкан-терапевт проводит работу следующим образом: «1)
предлагая спортсмену понимание самодеструктивного поведения,
сосредоточившись на его проявлениях и преувеличивая их; 2) путем
отсечения "жесткой хватки мышления" ("tight grip of thinking"),
его оценок поведения путем перенаправления внимания, его тренировки
видеть иное ("retraining attention"); 3) путем создания
интегрированного гипоталамического ответа ("integrated
hypothalamic response"), снижающего симпатическую активность»
[7, p. 109]. Спортсмены, использующие подход «Найкан»,
могут не только избавиться от эгоистических привязанностей и вины,
которые сопровождают жизнь эгоцентричной личности, но и выйти на
новый уровень мастерства. Роль терапевта — тщательно ориентировать
клиента на интроспекцию и воспоминания. Эти воспоминания сосредотачиваются
на том, что было получено от значительных других с точки зрения услуг,
подарков, доброты и других объектов, что было возвращено значительным другим в жизни и
какие проблемы, неудобства, обман, мелочность и другие эгоистичные вещи
произошли с этими значительными другими [Ibid. P.108]. Главная цель
программы «Найкан» заключается в том, чтобы клиенты
осознавали свою ответственность перед людьми в их жизни, а также за
окружающий мир в целом. Найкан состоит из двух частей: погружения
(изоляции и медитации) и консультирования. Клиенты могут исследовать
желания, блокирующие конструктивную жизнь, такие как нечестность,
негативность и обвинение. Чтобы проявить уважение, а также предоставить
клиенту возможность проявить его в отношении других людей, терапевт
демонстрирует смирение и готовность слушать признание клиента. Ответ
клиента — аналог поведения терапевта [8; 9, p. 47]. Наиболее
распространенной темой, которая возникает во время медитации и
консультирования, является отношение между спортсменом и его родителями
и тренером: в процессе развития люди часто формируют искаженное
понимание других людей, персон и/или разрушительные отношения с ними
("distorted personae and/or destructive patterns").
Травмы и прошлые неудачи не могут быть забыты или отменены, но можно
изменить отношение спортсмена к ним. Терапия найкан пытается
реструктурировать модели понимания себя и мира у клиентов, дать клиенту
морально-нравственную опору для жизни, основанную на буддийском
принципе дара (giving). Клиенты работают в направлении от прошлого к
настоящему, делясь своими идеями о событиях. В течение первой недели
терапии клиент делится своим прошлым опытом с терапевтом, в то время
как терапевт слушает без комментирования. Только когда терапевт
получает полное понимание проблем клиента, он или она начинает
интерпретировать и направлять своего клиента. В консультативной части
используется ведение дневников/журналов и практика домашних заданий,
состоящих из «совершения добрых дел» и их осмысления [10].
Таким образом, медитация помогает справиться не только с
психологическими, но и с непсихологическими нарушениями с помощью
ежедневного снятия стресса, духовного очищения и др. Она может быть
рассмотрена и как экзистенциальная, и как когнитивно-поведенческая и,
таким образом, может использоваться в работе западных школ, с западными
клиентами. Она отвлекает внимание от «Я» и передает
его миру, дает возможность сосредоточиться на других. Это позволяет
клиенту избежать повторения и развития деструктивных привычек.
Решая задачи помощи спортсменам в преодолении и психологической
профилактике спортивных травм, высвобождении подавленной тревоги
неуспеха и агрессии, развитии ответственности и самоуправления,
спортивные психологи могут использовать восточные практики, такие
как morita-терапия, применяемая не только для обычных случаев
и граждан, но и для людей, чья жизнь связана с трудными и/или
экстремальными ситуациями и опытом. Морита-терапия —
целецентрированный, ориентированный на ответ психотерапевтический
метод, предложеный С.(Ш.) Моритой и основанный на положениях
дзен-буддизма, — использует психологические эффекты сенсорной
депривации. Методы терапии включают в себя эмпатическую редукцию
(fumon), цель которой — отвлечь внимание пациента от его
диффузных субъективных жалоб и уделить время и место конкретным
фактам, потребностям и деятельности, не игнорируя симптомы, но лишь
подтверждая их наличие, не изучая их; обучение опытом (taitoku);
поведенческие импульсы и прогрессивный потенциал [4; 11; 13]. Цель
— научить клиента принимать проявляемые им симптомы как часть
своей жизни (жизнь ивы с ее гибкими ветвями, "bending willow tree").
Пациент не должен ждать улучшения, но может и должен участвовать в
жизни, несмотря на симптомы. В процессе обучения опытом пациент должен
справляться с повседневными задачами возрастающей сложности и развивать
уверенность в себе, меняя историю своей личности/жизни. Ему помогают
инструкции терапевта, ориентация на дисциплину и совершенство. Успех
и напряжение рождают импульс, побуждающий к развитию. Специалист должен
поддерживать практические успехи и саморефлексию пациента [9]. Обретая
опыт успешного преобразования мира и себя, пациенты могут в итоге
овладеть даже той «ужасной» ситуацией, которая их тревожила,
они могут ставить перед собой реальные цели и достигать их.
Морита-терапия признает неизбежность тревоги, страха и иных негативных
переживаний, дискомфорта в существовании. Поэтому важно не достижение
жизни, свободной от симптомов, а реалистическое принятие актуального
страдания. Клиент учится отвечать на требования реальности просто
потому, что реальность требует той или иной реакции, а не потому, что
это поведение приведет к излечению: задачей является слияние
«Я» (self) с требованиями окружающей действительности.
Переживания неподконтрольны, их можно изучать (концентрация как
интроспекция или внутренняя сосредоточенность (mindfulness) и измененное
состояние сознания в медитациях разного типа) и менять поступками.
Поступки являются правильными или неправильными с точки зрения
нравственных ценностей клиента, они сопряжены с моральной ответственностью
[4]. Морита-терапия — это комплексная психотерапевтическая
система, разработанная в начале ХХ века, предназначенная для осмысления
и лечения shinkeishitsu (нервных) клиентов. Она показала свою
работоспособность и дополняющую помощь в работах иных подходов и систем
на Западе и Востоке: морита-терапия — значимая альтернатива западным
«разговорным» подходам, многие из которых склонны
фокусироваться на самопонимании и взаимопонимании, развитии эмпатии и
проницательности, контроле симптомов и самопринятии. При этом
морита-терапия имеет ряд особенностей, начиная с теории неврозов, или
«нервных черт», — синкеишицу (shinkeishitsu), включая
многомерную модель причин и лечения «невротических» нарушений
("multiple-dimensional model of causes and treatment"), теорию умственной
привязанности ("mental attachment"), понятие о
рефрейминге/переосмыслении беспокойства в конструктивные желания
("reframing anxiety into constructive desires"), акцент на принятии
жизни и страданий как опыта ("action taking and experiencing"),
важности восстановления баланса когнитивной активности и фокусе внимания
("attentional focus"), рефлексию нарушений помощи, того, как консультанты
могут усиливать страдания клиентов, приводящие к ухудшению симптомов.
Она (морита-терапия) предлагает четырехступенчатую модель работы и
исходит из того, что некоторые люди, в том числе спортсмены, зависящие
от своего тела и его состояний, склонны к чрезмерной самофокусировке,
гиперчувствительности, особенно в состоянии травмированности, срыва и
неудачи. Это приводит к чрезмерной склонности к фокусировке на себе,
приводящей к усилению субъективных страданий (shinkeishitsu —
«нервный признак»). Вместо того чтобы поддерживать их
«застревания» (ruminations) в фиктивном, вымышленном мире
псевдопереживаний и псевдопредставлений, клиентам даются альтернативные
инструкции, ориентированные на реальную деятельность, поступки, —
но после того, как клиент переживет совершенно иной опыт —
изоляции, неподвижности, покоя. Конечно, не все нервные люди сталкиваются
с шинкеишицу-неврозами, да и сами страдающие от него могут жить
продуктивно, не меняя своих диспозиций [5; 6; 7; 9]. Самокопание
(когнитивные и аффективные руминации) рассматривается как препятствие
для реального и полного присутствия в жизни, ее понимания здесь и
сейчас (here-and-now).
Страдания, такие как внутренние конфликты и эскалации соматических
реакций, возникающих до или после спортивных травм, возникают
в результате процесса «торава» ("toraware") —
умственной/когнитивной привязанности, блокировки потока внимания и
когнитивной энергии из-за ригидности сознания и озабоченности человека
некоторыми аспектами своего бытия (навязчивые или догматические идеи,
воображаемые критические оценки со стороны других). Несмотря на то,
что люди в целом склонны к когнитивным привязанностям, чрезмерная
«торава» рассматривается как патогенная. Жизнь без нее
означает отсутствие предубеждений, узких и жестких способов понимания
(представления и переживания) себя и мира. Это означает, что человек
открыт для нового опыта в каждый момент, позволяя спонтанному потоку
мыслей и чувств течь, не останавливая и не удерживая их, живя
полноценно и переживая себя и окружающий мир здесь и сейчас.
"Arugamama", или «арюгамама», противоположна «тораве».
«Арюгамама» — состояние, в котором человек полностью
понимает себя и мир, он гибко и разносторонне представляет и переживает
реальность, он «охватывает реальность». «Арюгамама»
— это образ жизни и отношение к жизни с позиций «обнимающей
реальности», без сопротивлений или манипуляций, когда человек
принимает себя в каждый момент и в каждой ситуации ("expetiences
oneself") и полностью живет здесь и сейчас. Это естественная позиция
человека, живущего расслабленно, свободно и спонтанно, без опасений.
Она — лучшее средство от травм и их последствий. Аналогичная
этой концепции концепция «солнца» ("sunao") или понятие
«быть несложным» ("being uncomplicated") предполагают
способность видеть вещи такими, какие они есть, и подчиняться потоку
жизни, человеческой сути, а не только дальним целям, из-за которых
человек теряет способность понимания конкретных жизненных задач,
становится догматичным и/или отказывается от реальности, строя мир в
понятиях «должного» и «недолжного». Такая
фиксация блокирует естественный поток психической энергии и деятельности.
Пробел (зазор) между реальностью (например, как человек ощущает себя)
и идеальностью (например, как он считает должным чувствовать) может
сформировать когнитивную платформу для невротических фиксаций ("neurotic
fixation") и критической установки самопонимания ("critical self-focus").
«Торава» возникает как результат предвзятости и тревоги,
как отказ от негативно воспринимаемых личностных качеств и психических
состояний: клиенты ошибочно полагают, что определенные психологические
качества и состояния (например, беспокойство, неуверенность,
нерешительность, внутренние конфликты, сексуальные и агрессивные
импульсы и фантазии, неприязнь и отсутствие благодарности,
физиологические симптомы) неприемлемы или даже ненормальны, а
неспособность их изменить постыдна и отражает дефекты,
«слабость» личности, которую, конечно, спортсмен не
может себе позволить. Это рождает замкнутый круг самоотвержения
("self-defeating cycle"). Когда клиенты ожидают, что симптомы ухудшатся,
это приводит к тому, что человек вкладывает свою энергию в войну с
тревогой, полагая, что контроль беспокойства является важнейшей
предпосылкой для продуктивного действия и полноценной жизни.
Переосмысление тревоги/рефрейминг тревожных переживаний и представлений
происходит в направлении формирования конструктивных желаний: опыт
беспокойства нормализуется и депатологизируется [6; 14]. Спортсмену
нужно помочь распознать экзистенциальное значение тревоги и лежащие в
ее основе потребности самореализации ("underlying self-actualizing
desires"). Морита-терапевт практикует непредвзятое отношение к
человеческим переживаниям и представлениям: без борьбы или оценок
правильности/ неправильности, критического стыда и вины, вторичных
эскалаций первоначальной боли и т.д. Проблематичным может быть
осмысление переживания или представления. Клиенты осуществляют
эскалацию страданий ("escalate their initial anguish") до внешнего
или внутреннего конфликта, в порыве психологической озабоченности
("psychological preoccupation") безуспешно пытаясь контролировать
нежелательные реакции и далее критикуя себя, когда терпят неудачу.
Чтобы остановить самоотвержение ("self-defeating process"),
морита-терапевт подчеркивает, что беспокойство и другие неудобные
чувства являются нормальными, лежат за пределами наших предпочтений
и идеалов. Тревога — неизбежный спутник человеческого
существования, а также отражение стремлений нормальных и важных
потребностей жить полноценно и в добром здравии, искать счастья
и осмысленности жизни, добиваться успехов и любви. Без этих
человеческих потребностей нет жизни. Когда они становятся
«чрезмерными», превращаясь в желания, и возникает
беспокойство, страх, что они не будут реализованы/достигнуты, травмы
и неудачи. Поэтому страхи должны быть просто приняты такими, какие
они есть. Отказ от беспокойства непродуктивен: он означает отрицание,
«желание нежелания» (аутодеструкцию). Принятие страхов и
желание к жизни ("sei-no-yokubo") рождает спонтанный интерес к
конструктивной деятельности и широкий спектр желаний, освобождение
и реализация которых дают возможность осознать реальные нужды и
практические способы актуализации и достижения личных целей. Терапевт
предлагает «делать терапию» ("doing therapy mode"), а не
говорить ("talking mode"), что очень подходит для спортсмена. Клиенты
начинают наслаждаться выполнением обязанностей и переживаниями,
связанными с достижением практических целей (успеха) ("simple
pleasure of achieving chores and a positive sense of accomplishing
practical goals"), активность укрепляет устойчивость и свободу
выбора/изменений. Характер деятельности и уровень сложности задач
изменяются и увеличиваются от начальных стадий к конечным: от
«абсолютного постельного режима» — к легкой и
более сложной работе и даже к «социальной реинтеграции»
[7, p. 22].
Ф.Дж. Исияма указал, что ценность и цель морита-терапии —
восстановление баланса в жизни ("therapeutic goal of restoration of
balance in living") [6]. А. Уоттс отмечает, сравнивая восточные и
западные модели помощи, что суть западной психотерапии и восточных
путей просветления — в ситуации спонтанности, через разрыв
наложенной на клиента двойной связи и тем самым прекращение такого
же ее наложения им на себя и других. Клиент вовлекается в отношение,
которое он не способен определить или проконтролировать [3]. Клиент
учится жить в неопределенности и безответности, стремясь понимать
непонимаемое, а также делать то, что нужно, не надеясь пожать плоды
своих успехов и/или сохранить результаты своих усилий сколь-нибудь
долго. Это очень важное переживание и представление для того, от кого
ждут постоянных и стабильных успехов [1; 2; 3].
Литература
1. Миллмэн Д. Ничего обычного. Руководство Мирного
Воина в повседневной жизни.– Novato, CA: HJ Kramer, 1992.
– 220 c.
2. Миллмэн Д. Путь мирного воина. Книга, которая
меняет жизнь. – Киев: София, 2009. – 223 с.
3. Уоттс А. Психотерапия: Восток и Запад. –
М.: Весь мир, 1997. – 140 с.
4. Corsini R. Morita therapy // Handbook of Innovative
Therapy / Ed. by R. Corsini. – John Wiley & Sons,
2001. – P. 392–400.
5. Fujita Ch. Morita Therapy: A Psychotherapeutic
System for Neurosis. – Tokyo: Igaku Shoin Medical Pub.,
1986. – 358 p.
6. Ishiyama F.I. A Japanese Perspective on Client
Inaction: Removing Attitudinal Blocks Through Morita Therapy // Journal
of Counseling and Development. – 1990. – Vol. 68, № 5. –
P. 566–570.
7. Ishiyama F.I. A Bending Willow Tree: A Japanese
(Morita Therapy) Model of Human Nature and Client Change // Canadian
Journal of Counselling / Revue canadienne de counseling. –
2003. – Vol. 37, № 3. – P.216–231.
8. Li C., He Y. Morita therapy for schizophrenia //
Schizophrenia bulletin. – 2008. – Vol. 34, № 6. –
P. 1021–1023.
9. Morita Sh. Morita Therapy and the True Nature of
Anxiety-Based Disorders. – Albany, NY: SUNY Press, 1998. –
180 р.
10. Ramaswami S., Sheikh A. Buddhist psychology:
Implications for healing // Eastern and Western Approaches to Healing:
Ancient Wisdom and Modern Knowledge / ed. by A.A. Sheikh, K.S. Sheikh.
– New York: John Wiley & Sons, 1989. – P. 91–123.
11. Reynolds D.K. The Quiet Therapies: Japanese
Pathways to Personal Growth. – Honolulu, HA: University of
Hawai’i Press, 1982. – 144 p.
12. Reynolds D.K. Playing Ball on Running Water:
The Japanese Way to Building a better life. – New York:
William Morrow & Co, 1984. – 180 р.
13. Schuh J. Naikan – The World of Introspection :
Finding Inner Peace and Discovering Yourself. – Tao.De in J. Kamphausen.
– 2016. – 258 p.
14. Suzuki Y., Ueno H. Studies on Sensory Deprivation: III
Part 4. The Effect of Sensory Deprivation upon "Speed Anticipation" and
"Time Estimation" // Tohoku Psychological Folia. – 1965. –
Vol. 23. – Р. 63–66.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9:796.071:616-001-08-084
Арпентьева М.Р. Психопрофилактика и исцеление спортивных травм
// Медицинская психология в
России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11,
№ 1(54) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата
обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|