Консторум С.И.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Семен Исидорович Консторум — основоположник отечественной классической клинической психотерапии. Часть 1

Махновская Л.В. (Москва, Россия)

 

 

Махновская Людмила Васильевна

Махновская Людмила Васильевна

кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1, Москва, 125993, Россия. Тел.: 8 (916) 419-12-49.

E-mail: lvmah@yandex.ru

 

Аннотация

Семен Исидорович Консторум (1890—1950) — российский психиатр, психотерапевт, основоположник отечественной клинической (психиатри-ческой) психотерапии. Проникнувшись основами клинической психотерапии стран немецкого языка, он смог, несмотря на жестокое сталинское время, разработать самобытную одухотворенно-реалистическую отечественную классическую клиническую психотерапию с детально разработанными дифференцированными приемами психотерапевтической помощи при шизофренических, истерических, психастенических расстройствах. Свои исследования С.И. Консторум изложил в классической монографии «Опыт практической психотерапии» (1959, 1962, 2010), сохранившей свою актуальность и востребованность на протяжении прошедших десятилетий.

В первой части статьи приводятся основные вехи биографии С.И. Консторума, которые свидетельствуют о широте, энергичности, творческой целеустремленности его сложной сангвинической натуры. Прослеживается профессиональный путь С.И. Консторума. Будучи потомственным врачом, он получает медицинское образование в университетах Германии. По возвращении в Россию Консторум искренне проникается революционными идеалами той эпохи и проявляет свой организаторский талант, возглавляя санитарные дружины, организуя противоэпидемическую работу в Нижнем Новгороде, работая начальником фронтового санитарного поезда, а затем инспектором санитарных поездов Наркомздрава. В 20-е годы участвует в организации подмосковных невропсихиатрических санаториев. В 1931—1950 годы Консторум в качестве старшего научного сотрудника Невропсихиатрического института им. П.Б. Ганнушкина ведет лечебную, консультативную и преподаватель-скую работу и, одновременно, имеет обширную психотерапевтическую практику в Психоневрологических диспансерах города Москвы. По свидетельству сотрудников С.И. Консторума, в нем нашли счастливое сочетание энтузиаст-психотерапевт и клиницист-исследователь. В 1936 году С.И. Консторуму присвоена ученая степень кандидата медицинских наук (по совокупности ценных работ), а в 1944 году присвоено ученое звание старшего научного сотрудника. В последние годы жизни Семен Исидорович страдал злокачественной формой гипертонической болезни и безвременно ушел из жизни в 1950 году.

В первой части статьи приводится также детальное описание личностных и характерологических особенностей С.И. Консторума, состав-ленное по воспоминаниям современников. Подробно рассматривается вопрос о значении музыки в жизни и творчестве Консторума (известно, что С. И. был необыкновенно музыкально одаренным человеком), которую он применял в своей психотерапевтической практике, не описывая этого. Все это, как видится, является «ключом» для понимания самобытного стиля его работы, отношения к пациентам и созданных им методов клинической психотерапии, о которых пойдет речь во второй части статьи.

Ключевые слова: С.И. Консторум; классическая клиническая психотерапия; «Опыт практической психотерапии»; большая психотерапия Консторума; активирующая психотерапия Консторума.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Вступление

Семен Исидорович Консторум (1890—1950) — российский психиатр, психотерапевт, основоположник отечественной клинической (психиатрической) психотерапии. Основная заслуга его состоит в том, что он, благодаря своей личностной и врачебной одаренности, необыкновенной увлеченности и сангвинической энергичности, смог создать, несмотря на жестокое сталинское время, наполненную высокой человеч-ностью, живую и теплую психотерапию с детально разработанными подходами в зависимости от клинической картины и личностной почвы душевного расстройства. С.И. Консторум считал создание российской клинической психотерапии своим «идеалом и жизненной задачей» [11].

Фото 1. С.И. Консторум — студент Йенского университета.
Германия, 1911 год. Из архива М.Е. и А.А. Бурно.

 

Получив медицинское образование в Германии и проникнувшись основами немецкого и швейцарского клиницизма в психиатрии, психотерапии (Э. Кречмера, Ф. Мауца, Я. Клези, М. Мюллера), С.И. Консторум смог практически применить эти основы в подробной разработке методов психотерапии на базе тонкой дифференциальной диагностики душевных расстройств, индивидуально-личностных особенностей пациентов, сообразно одухотворенно-реалистической российской культуре [4; 6, c. 60–65; 8]. С.И. Консторум «разработал клиническую психотерапию гораздо шире (по охвату нозологических расстройств), подробнее, а во многих случаях живее и тоньше, нежели его коллеги из Германии, Австрии, Швейцарии» [5, c. 710], так что «она стала нашим поистине самостоятельным отечественным богатством» [6, c. 65].

Особенно подробно разработана С.И. Консторумом тактика психотерапии шизофрении. В этой области им сделано немало открытий, и, в частности, убедительно доказана возможность психотерапевтического воздействия на патогенетические механизмы шизофрении, а не только на «вторичные наслоения» [13].

Он с практической точки зрения развивает учение об «эмоциональном контакте» между врачом и больным шизофренией (Э. Странский, 1914; Э. Кречмер 1927; М. Мюллер, 1930), выразительно показывая приемы психотерапии, позволяющие «активно разбудить, оживить погасшую эмоциональность» больного [Там же].

Понятие «большая психотерапия», введенное Консторумом, относится во многом именно к психотерапии шизофрении. «Большая психотерапия» вмещает в себя и «активирующую психотерапию Консторума», и психагогику, как «метод одухотворенно-психотерапевтического воспитания» по А. Кронфельду [6, c. 68], направленные на мобилизацию личностных, в том числе и творческих, ресурсов пациента. «Активирующая психотерапия Консторума» далеко выходит за рамки трудотерапии в психиатрии (широко применяемой в 20—30-е годы). Консторум придавал активирующей психотерапии глубокое значение. Она направлена на «эмоциональную реституцию», т.е. полное или частичное восстановление психических функций больного шизофренией. Консторум не только путем «ступенчатого» активирования возвращает тяжелого душевнобольного к трудовой деятельности, к жизни, но и душевно, эмоционально оживляет его личность, своей духовно-сложной реалистически-синтонной личностью, разнообразными лечебными способами побуждает больного к творческой, духовно обогащающей деятельности. Так, например, С.И. Консторум, по воспоминаниям современников, применял в своей практике в качестве одного из способов активирования, эмоционального оживления музыкотерапию, не описывая этого.

«Активирующая психотерапия» включает не только и не столько призыв к деятельности, труду, но также имеет отношение к «большой», личностно возвышающей психотерапии, основанной на принципах «арететерапии» А.И. Яроцкого (терапия доблестью, идеалами добра) [15], труды которого С.И. Консторум так высоко ценил.

Энергичная лечебная деятельность Консторума с вхождением в жизнь тяжело-больного и его семьи, является прообразом современной социальной работы в психиатрии, направленной на повышение «качества жизни» душевнобольного человека.

Также С.И. Консторум детально разработал приемы психотерапии психастении, истерии, агорафобии и других расстройств. Спустя десятилетия, мы используем на практике классические консторумские принципы: «развенчивание» болезненных тревожных сомнений психастеника и выведение его на «простор жизни», требование от психастеника «перманентного аврала», «консторумские атаки» при истерии…

Результаты своей работы С.И. Консторум изложил в своей, ставшей класси-ческой, монографии «Опыт практической психотерапии», подытожившей труд всей его жизни. Эта книга так талантлива, написана таким живым и ясным языком, автор ее так искренне описывает свой опыт, анализируя порой даже, как ему видится, свои промахи в работе, что не может оставить равнодушным заинтересованного в клинической психотерапии читателя. Она остается современной и востребованной, несмотря на прошедшие десятилетия, так как в ней реалистически точно, одухотворенно-тонко подмечены универсальные закономерности классической клинической психотерапии.

Составляя данный очерк, мы опирались на следующие источники: воспоминания сотрудников, близко знавших Семена Исидоровича, известных психиатров, профессоров Николая Владимировича Иванова и Дмитрия Евгеньевича Мелехова [11]; воспоминания родственника и друга Семена Исидоровича, видного ученого-языковеда Александра Александровича Реформатского [16]; воспоминания родственников и пациентов Консторума [3] и, конечно, работы самого Семена Исидоровича — научные и художественные, творческие [12; 13; 14].

Особо хочется отметить, что многое важное мы знаем о С.И. Консторуме благодаря его последователю, известному в нашей стране и за рубежом своими работами по клинической психотерапии, создателю отечественного метода-школы «Терапия творческим самовыражением» профессору Марку Евгеньевичу Бурно.

М.Е. Бурно — потомственный психиатр-психотерапевт, с юности увлекся консторумской клинической психотерапией и подробно исследовал его творчество. М.Е. Бурно по крупицам собрал ценные воспоминания о Семене Исидоровиче, записывая рассказы его родственников, пациентов, побуждая их к написанию очерков. Также М.Е. Бурно собрал некоторые документы, дневники и не изданные при жизни работы С.И. Консторума. Все эти материалы, и основанные на них, собственные исследования были изданы благодаря М.Е. Бурно. Можно сказать, что М.Е. Бурно открыл для нас сложную глубокую личность С.И. Консторума и высветил самое главное в его творчестве.

Биография С.И. Консторума

Приведем вначале основные вехи биографии С.И. Консторума [7; 11], через которые видятся разностороннее личностное, профессиональное, творческое богатство Консторума, свойственные ему широчайший охват жизни, кипучая энергия и разносторонние интересы, сообразно его сложной сангвинической натуре.

С.И. Консторум родился в Риге 15 марта 1890 года. Отец работал инженером-строителем, мать была детским врачом. Свое высшее образование он начал на естественном факультете Петербургского университета, затем перешел на медицинский факультет Лейпцигского университета, старшие курсы проходил в Йенском университете, который окончил в 1913 году.

Вскоре им была представлена диссертация на степень доктора медицины на тему: «О генетических соотношениях кататонических симптомов и галлюцинаций». В ней он исследовал взаимоотношения расстройств моторики и восприятий, в частности зависимость галлюцинаций от патологии моторики.

С.И. Консторум искренне верил в идеалы революции, был увлечен социалисти-ческим строительством, но оставался беспартийным.

Фото 2. С.И. Консторум — начальник санитарного поезда.
1916 год. Из архива М.Е. и А.А. Бурно.

 

В годы Первой мировой войны Консторум работал, как врач-организатор, в должности начальника фронтового санитарного поезда. Весной 1917 года (ему тогда было 27 лет) возглавлял рейс санитарного поезда № 190 в Иркутск за освобожденными после Февральской революции политкаторжанами, среди которых было много ослабленных и заболевших. Об этом, впоследствии, через десять лет, сам Консторум воодушевленно, восторженно рассказывает в своих воспоминаниях, как о «триумфальном шествии по городам и селам Руси великой», в поезде, украшенном плакатами и красными флагами, с митингами, торжественными речами под звуки марсельезы [14].

В 1917 году принимал участие в революционных боях в Москве, возглавляя работу санитарных дружин.

В 1919 году организовывал противоэпидемическую работу в Нижнем Новгороде.

До 1921 года работал инспектором санитарных поездов Наркомздрава.

Женился на сестре милосердия, сопровождавшей рейс в Сибирь — Анастасии Васильевне Нейман-Консторум (1886—1959), с которой прожил всю жизнь. Своих детей не имел. Воспитывал дочь и сына жены от первого брака, как своих родных, а в последующем и внука.

В 20-е годы участвовал в организации подмосковных невропсихиатрических санаториев «Стрешнево», «Санатория имени Воровского» и «Мцыри». Последним руководил в период с 1927 по 1930 год. В эти годы выходят статьи Консторума о трудовом активировании больных, в которых он описывает принципы построения «санаторного метода» лечения, «как системы, направленной к широчайшему исполь-зованию всех внешних и воспитательных факторов, влияющих на психофизическое состояние организма в целом в условиях стационара» [11, c. 11].

Фото 3. 1920—1930 гг. Санаторий «Покровское-Стрешнево». © Retromap Technologies

Фото 4. Панорама санатория «Мцыри». Фото 1920-х годов из музея им. А.В. Щусева

Фото 5. Невропсихиатрический санаторий «Мцыри». 1929 год.
С.И. Консторум беседует с пациентами.
Из архива М.Е. и А.А. Бурно.

Фото 6. Невропсихиатрический санаторий «Мцыри». С.И. Консторум (4-ый слева
во втором ряду) с сотрудниками и пациентами. Из архива М.Е. и А.А. Бурно.

 

В 1931—1950 годы Консторум работает в должности старшего научного сотрудника в Невропсихиатрическом институте имени П.Б. Ганнушкина — в клинике пограничной психиатрии, руководимой Тихоном Александровичем Гейером. Будучи очень энергичным, увлеченным «большой многогранной творческой деятельностью» человеком, вел лечебную (в том числе и с ночными дежурствами), консультативную и преподавательскую работу в клинике института и, одновременно, вел прием в психоневрологическом диспансере Октябрьского района города Москвы.

В 1935 году вышел учебник по психиатрии для фельдшерских школ, выдержавший несколько изданий, а также много оригинальных работ. Основные научные работы — по клинике и психотерапии пограничных расстройств, реферативный перевод на русский язык (выполнен совместно с Э. Берковитцем) IX тома руководства по психиатрии под редакцией Бумке (1933). Печатал в журнале невропатологии и психиатрии обзоры иностранной литературы по шизофрении [9].

Кандидат медицинских наук (ученая степень присвоена по совокупности ценных работ в 1936 году). В 1944 году присвоено ученое звание старшего научного сотрудника.

В Великую Отечественную войну С.И. Консторум отказался от эвакуации из Москвы ради пациентов, которых не мог оставить. Он был евреем и прекрасно знал, что фашисты в первую очередь уничтожают психически больных и евреев. В вороте рубашки у него была зашита ампула с цианистым калием. Поселился на время войны в здании больницы им. П.Б. Ганнушкина, на Потешной улице, оставшись чуть ли не единственным врачом в больнице. Он так похудел, ослабел за это время от недоедания, что не мог поднять корзину с провизией, привезенной падчерицей из деревни [3; 10; 16].

После войны тяжело переживал о родственниках, погибших в рижском гетто, о болезни жены (болезнь Паркинсона), о репрессии близких, антисемитской кампании конца 1940-х годов [16].

Фото 7. «Опыт практической
психотерапии» 1962 года.

К 1948 году (58 лет) уже была написана и сдана в Медгиз его «книга жизни» «Опыт практической психотерапии», но она так и не была издана при жизни Консторума. Были даны четыре рецензии именитыми психиатрами, две из которых, были отрицательными с идеологической критикой книги в духе сталинского времени. Эти отрицательные рецензии «зарубили» книгу. С.И. Консторум «старался, как мог, поправить, спасти свое руководство. Выбрасывал тонкие клинико-психологические места, по-видимому, делал сдержанные идеологические поклоны. <…> Но это были лишь крохи, а переделать книгу «коренным» образом идеологически, как требовали отрицательные рецензии, не смог». Такие «коренные» исправления книги можно было сделать только «отрешившись от нравственных ценностей» [5].

«Сохранился консторумский дневник последних лет жизни. Там ничего нет о рецензиях. Только 12 января 1947 года Семен Исидорович пишет: «Денег нет. Докторская не готова, а 14 июня этого же года: «Книга. Договор». То есть, заключен с Медгизом договор на Руководство по психотерапии, которое Консторум хотел представить как докторскую диссертацию. Нет в дневнике о переживаниях, непосредственно связанных с крахом печатания книги, может быть потому, что писать об этом было тяжело. Но описано последовательное ухудшение здоровья» [Там же. С. 714].

Трагедия Консторума заключалась в том, «что основоположник отечественной клинической психотерапии, сознавая, что уходит из жизни, понимал, что книга его жизни остается в своей рукописной незащищенности» [Там же. С. 715].

Книга вышла только в 1959 году, благодаря усилиям коллег С.И. Консторума — Н.В. Иванова и Д.Е. Мелехова [7], в издательстве Московского института психиатрии МЗ РСФСР, в хрущевскую оттепель, и переиздана в 1962 году, «тоже малым, «институтским» тиражом» [Там же. С. 710]. В настоящее время в 2010 году книга была переиздана в третий раз благодаря усилиям профессора М.Е. Бурно с его предисловием, биографической справкой и списком опубликованных работ С.И. Консторума. К настоящему времени и это последнее издание стало раритетом…

Сохранившиеся в архиве Консторума рецензии 1948 года на его монографию «Опыт практической психотерапии» были обнародованы профессором М.Е Бурно в 1990 году [5].

В последние годы жизни Консторума начала прогрессировать злокачественная форма гипертонической болезни, осложненная повторяющимися инсультами. Умер он 5 августа 1950 года, находясь на лечении и отдыхе после очередного инсульта в психиатрическом санатории «Стрешнево» (в последующие годы — Психиатрическая больница № 12, которая к настоящему времени закрыта). «Умер от последнего инсульта, который ударил внезапно утром, когда Семен Исидорович причесывался у зеркала, отпросившись поехать получить гонорар за лекцию, прочитанную на радио» [Там же. С. 715]. «Шутил, причесываясь у зеркала в гостиной, что сразу же вернется. «Налево не пойду», — обещал медсестре. И упал» [10, с. 374].

Был похоронен на Введенском кладбище в Москве, недалеко от могилы Гааза.

Личностные качества С.И. Консторума

Говоря о профессиональных достижениях, открытиях С.И. Консторума нельзя не коснуться подробного описания его личностных черт. Без этого мы не сможем понять, прочувствовать в полной мере его стиль работы, отношение к пациентам и созданные им методы клинической психотерапии. К тому же, как у всякого, увлеченного своим делом психотерапевта-клинициста, у Консторума не было разделения жизни на профессиональную и личную — обе эти жизненные сферы органично сочетались, творчески обогащая одна другую.

Клинический психотерапевт «профессионально исследует-лечит духовным своим миром. <…> Серьезно психотерапевтически поможешь более или менее сложному душой пациенту, лишь как-то оживив его личностное переживание, его духовно-индивидуальное, а это возможно сделать лишь вмешательством иной достаточно живой индивидуальности». Поэтому «талантливый психотерапевт <…> особенно интересен коллегам своими личностными особенностями» [5, с. 717].

О значении личности врача в психотерапии С.И. Консторум много размышляет: «Присущие каждому врачу те или иные характерологические особенности, проявляю-щиеся, помимо всего прочего, также и в манере говорить, в интонациях и модуляциях голоса, мимике, жестах и т.д., играют, конечно, немалую роль в формировании отношения больного к врачу и неизменно порождают тот или иной — положительный или отрицательный — психотерапевтический эффект. <…> Ведь больной имеет дело не с врачом вообще <…>, а с данным конкретным лицом, со всеми присущими ему особенностями… <…> Осознание этих своих особенностей, уменье объективно оценить то психологическое взаимодействие, которое имеет место между врачом и больным <…> в иных случаях приобретает первостепенное значение» [13, с. 22].

Итак, попытаемся воссоздать душевный портрет С.И. Консторума.

Мы знаем из воспоминаний современников Консторума [3; 16], что он был «небольшого роста, сутулый, некрасивый, подвижный», «со светло-карими, ясными, глубоко сидящими проницательными глазами».

Любил жизнь «во всех ее проявлениях, считал себя эпикурейцем и за Эпикуром повторял: где есть смерть, нет меня, и где я, нет смерти».

«При всей своей занятости Семен Исидорович был всегда душой общества: прекрасный собеседник, великолепный знаток музыки, сам прекрасный пианист, он умел развлечь и музыкой и беседой, а иногда и "дурачеством"». Был легок в общении, остроумен, «заразительно, искренне смеялся». Был «большим хлебосолом, тонким гурманом». У него в доме бывали интересные люди, и не только врачи — психиатр, психотерапевт Ю.В. Каннабих, поэт Б. Пастернак, художник К.Ф. Юон, пациенты-актеры: Е. Берсенева, А. Грибов, И. Москвин, В. Качалов, талантливый пианист (аккомпаниатор М.П. Максаковой) А.М. Беленький (воспоминания которого мы приводим здесь — Л. М.) и др.

А.А. Реформатский вспоминает: Семен Исидорович «был всегда живым в любой беседе и радовал собеседников своим юмором и остроумием. Он хорошо знал и любил русскую и немецкую литературу. <…> Обращало на себя внимание его искреннее пристрастие к Лескову. <…> Чехова перечитывал и зачастую цитировал. <…> Воспитанный на германской культуре, Семен Исидорович чувствовал необыкновенное сродство с русской музыкой, литературой и природой. В его душевном строе было что-то левитановское. Я никогда не забуду, как он проникновенно, почти до слез, читал своему внуку и мне «Степь» Чехова» [16]. (Думается, все это отразилось в его одухотворенной психотерапии; эти чеховские, левитановские «мотивы» так необходимы для многих дефензивных российских пациентов. — Л. М.)

При всей своей общительности Консторум «всегда сохранял незримую дистанцию между собой и собеседником». Был «утонченно вежлив в общении. <…> Здороваясь с женщиной, всегда целовал руку. <…> Терпеть не мог фамильярности, по его выражению, "амикошонства"».

А.А. Реформатский жил продолжительное время в одной квартире с Консторумом. Он вспоминает: «Не слышал, чтобы Семен Исидорович кого-нибудь ругал, с кем-нибудь бранился, был груб или просто невежлив, но при этом был строгим и принципиальным»; «слышал неколебимые реплики (Консторума — Л. М.) по телефону в разговорах с пациентами и сослуживцами — тактичные, но твердые» [Там же].

«Парадности, чувственности, эротизма, всяческого верноподданничества, тирании, диктаторства терпеть не мог. В то же время любил крепкое словцо и "соленый анекдот, если он был вкусен"».

«Свободный от мещанства «даже в микроскопических дозах», не любил говорить о супружеской неверности и т.п., считая, что с этим, как и со смертью, бороться нельзя, а потому следует «выносить за скобки» (любимое выражение). Не любил также говорить о людях плохое, например, о коллегах, при беспощадной, однако, откровенности».

«Обладал большой терпимостью к людям, весьма ценил это в других». «Он был человеком широкой души, очень добрым, но отнюдь не «добреньким», без всякой сентиментальности и сюсюкания. Наоборот, в его прекрасных серых глазах очень часто сверкала ирония, а с языка часто срывались довольно резкие замечания».

Е.А. Рузская, падчерица Консторума, вспоминает: «Не разрешил снять со стены большой портрет, где жена его, наша мать, вместе с первым мужем, нашим отцом, немцем Александром, красавцем-врачом, умершим в Первую мировую войну от пневмонии». (Свидетельство нравственной чистоты, порядочности, высокой человеч-ности! — Л. М.)

Отличительной его чертой «была высочайшая порядочность и чувство чести. Когда выяснилось, что у его пасынка должен быть ребенок, от, в общем-то, случайной женщины, он, мало того, что настоял на том, чтобы принять ее с ребенком в дом, он принял этого ребенка в свое сердце, вырастил и воспитал его, как любимого внука (речь идет о С.Ю. Неймане, сыне Ю.А. Неймана, пасынка С.И. Консторума — Л. М.). Когда же эта женщина отплатила всей семье самой черной неблагодарностью, он ни себе, ни близким не позволил изменить к ней отношение, чтобы не уронить авторитет матери в глазах ребенка» [3].

Был талантлив в дружбе, с теплой, душевной, сердечной привязанностью. С некоторыми, по-видимому, особо созвучными людьми, устанавливалась многолетняя тесная дружеская связь. Так, например, по свидетельству дочери товарища Семена Исидоровича — психотерапевта В.А. Проскурякова (1887—1975), с «отцом у них был заветный день, как помню, среда, в который они всегда встречались и проводили вместе вечер, по очереди то в одном, то в другом доме. Это были их интимные дружеские встречи, хотя наши семьи были тоже близки между собой» [Там же]. Об этом же свидетельствует и А.А. Реформатский (1900—1978) — друг и родственник Семена Исидоровича: «…Не могу не вспомнить один наш дружеский обычай: в воскресенье мы просыпались в 6 часов утра, соединялись в столовой, где сидели часок «за графинчиком» <…> и говорили на самые утонченные темы, а затем расходились по своим комнатам и «досыпали» часика два» [16].

И, конечно, можно понять, как Семену Исидоровичу, с его гуманностью, чуткостью, теплотой, эмоциональной привязанностью к людям, могло быть больно от проявления высокомерия, холодного безразличия по отношению к нему. Об этом свидетельствует случай, рассказанный пациентом Консторума А.М. Беленьким [3].

Известно, что во время первой мировой войны в санитарном поезде № 190 под началом С.И. Консторума служил санитаром молоденький Александр Вертинский. Он подарил в ту пору Консторуму свою фотографию с восторженной актерской позой и надписью на обороте: «Дорогому Докторчику. — Пьеро». Эта фотография сохранилась в дальнейшем. Когда знаменитый Вертинский в конце Второй мировой войны вернулся после эмиграции на Родину и стал давать свои концерты, Семену Исидоровичу очень захотелось с ним увидеться. Он попросил музыканта Беленького поехать вместе с ним, так как очень волновался перед этой встречей. «Вертинский, рассказывал Беленький, — принял нас перед концертом холодно и очень кратко. Пожал нам руки, и я заметил, что у него в руке что-то хищное. Семен Исидорович долго переживал эту надменную холодность, безразличие к нему Вертинского».

Была в характере Консторума и тревожная мнительность: «Он страшно боялся подавиться мелкими костями, по этой же причине он никогда не ел рыбу». Даже в голодные, военные годы, «наотрез отказался есть вкуснейший холодец», узнав, что бульон не процежен. Крайне не любил селедку, особенно ее жабры. «Природу любил, но очень был чистоплотный, брезгливый, не мог босиком в лес ходить, говорил: «Противно, если нога попадет в яму с золотом». В трудные времена мог ходить даже в рваной одежде, но только чтобы была чистой. Не мог почему-то видеть и слышать собак, грызущих кости».

«Последние годы особенно страдал от гипертонической болезни. Ипохондриком не был никогда, разговоры о своей болезни «выносил за скобки». «После второго инсульта, за полгода до смерти, говорил: «Хоть бы сразу умереть, не хочу быть обузой».

В сохранившихся дневниковых записях Семен Исидорович подмечал у себя, констатировал беспощадно точно, как может только врач-клиницист, нарастающие признаки своей злокачественной гипертонической болезни — верные признаки приближающейся смерти!

Считаем необходимым привести здесь дневниковые записи Семена Исидоровича из статьи М.Е. Бурно «Трагедия С.И. Консторума» [5, с. 714–715], которые придают целостность описанию характера С.И. Возможно, этим дневникам доверено то, что никому С.И. Консторум не мог рассказать. Они приоткрывают его внутренний мир.

«Запись в дневнике еще 29 июня 1947 года (уже закончена книга (речь идет о монографии «Опыт практической психотерапии» — Л. М.)): «Какое грустное (не тоскливое!) настроение. Вчера вечером в театре на отборной пошлятине — мокрые глаза! Испугался! Неужели «слабодушие». И еще в тот же день забыл о радиопередаче Бетховенского <…> концерта! Прямо-таки испугался. И это упорное самощажение. Правда, уже очень много здесь привходящих моментов. (…) Тревога за Настю. Очень сложно». (Жена С.И. Консторума — Анастасия Васильевна Нейман заболела в ту пору болезнью Паркинсона.)

Когда стало известно об отрицательных рецензиях на «Опыт практической психотерапии», «6 февраля 1949 года, С.И. отмечает в дневнике: «А вот месяц т. н. (тому назад (?) — М. Б.) «тяжелый язык» и рот набок — инсультик! И как-то стало спокойно — от чувства безответственности! Трогательное внимание к своей особе. А теперь растерялся: не хочу быть ни Заславским, ни Аввакумом. А что-то надо делать. Делячество! — необходимо, все же, делячество».

М.Е. Бурно, анализируя эту дневниковую запись, пишет: «"Делячеством", по всей видимости, Консторум называл разумное делание всяких полезных вещей в духе своей активирующей психотерапии».

«6 сентября этого года (1949 года — Л. М.) он поясняет про «делячество»: «С утра не курю! (…) Поменьше кататимии и побольше трезвого расчета-делячества». 19 октября 1949 года: «После доклада подбодрился, настроение более деляческое. Но на днях… язык заплетался после скотомы. Wie Gott will (Да будет воля Твоя (нем.) — М. Б.), но хочется еще поработать». А 10 марта 1950 года: «Очевидно, после 22.XII.49 г. (инсультик!) поработать еще не придется. Wie Gott will!»» (А 5 августа 1950 года Консторум умер.)

«О смерти, загробной жизни (Консторум — Л. М.) говорил: «Я, к сожалению, материалист и понимаю, что там ничего нет, но я не могу понять одного: неужели это свинство, именуемое жизнью, так кончается». Говорил, что жизнь — «насмешка над человеком» [3]. (И здесь чеховские мотивы! — Л. М.)

О значении музыки в жизни и творчестве С.И. Консторума

В описании сложной личности С.И. Консторума считаем необходимым уделить особое внимание вопросу о значении музыки в его жизни и творчестве — как музыкальном, так и профессиональном творчестве. Как уже говорилось выше, в жизни выдающегося психотерапевта, личностное, художественное и профессиональное — неразделимо.

По воспоминаниям современников, С.И. Консторум применял в своей практике музыкотерапию, не описывая этого.

С детства был страстно увлечен музыкой. В студенческие годы не пропускал ни одного концерта в филармоническом зале Лейпцига Гевандхаусе [12], сам был превосходным исполнителем. Из воспоминаний о Консторуме: «Он играет с таким жаром, глубиной, весь уходит в ноты. И в это время у него делается замечательным лицо»; «поражала его способность игры "с листа"» [16].

Как пишет А.А. Реформатский в своих воспоминаниях, в их дружеском общении с Консторумом «сблизила музыка, и прежде всего — классическая (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман…) и русская (Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Бородин, Скрябин…)». Консторум «отличался безошибочным музыкальным чутьем», был убежденным «брамсианцем» и говорил о Брамсе, что он был «не просто музыкант, но и философ».

Когда играли с А.А. Реформатским в четыре руки, Консторум бранил его «за плохое соблюдение ритма и за слабое уменье играть «с листа». С музыковедом Е.М. Браудо «с бешенным звучанием <…> играли в четыре руки «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина».

Фото 8. Так одевался С.И. Консторум (с галстуком-бабочкой),
когда музицировал перед слушателями.
Из архива М.Е. и А.А. Бурно.

 

Ходили с А.А. Реформатским на концерты классической музыки, слушали «всегда избранное и высокое». Читали, обсуждали статьи о музыке.

«Благодаря своему живому темпераменту и склонности к юмору, Семен Исидорович не гнушался и «легкой музыкой»; он очень любил вальсы Й. Штраусса (особенно «На голубом Дунае»)»; «уморительно играл» фокстроты.

А.А. Реформатский вспоминает: «Во времена НЭПа, когда начал входить в моду джаз, мы тоже устраивали «вечера джазбанда», исполняя на всевозможных дудках, свистульках, бутылках и трещотках невозможные и возможные «музыкальные опусы», причем в качестве ударных использовано было цинковое корыто, обладавшее «недюжинным звуком». Семен Исидорович, будучи значительно старше большинства участников этих «вечеров», также активно участвовал и дирижировал этим «домоджазовым» оркестром» [Там же].

«Свидетельством глубокого понимания музыки и даже техники дирижирования может служить написанный им (Консторумом — Л. М.) очерк "Воспоминания о Никише"» [Там же].

Консторум написал статью о дирижере Никише в 1947 году [12]. В этой статье, важной для понимания личности Консторума и его методов работы, «звучат глубокие музыкально-психотерапевтические мотивы, предвосхищающие сегодняшнюю психоте-рапию духовной культурой (в том числе музыкой)» [1].

Для Консторума «Никиш стал мерилом, эталоном дирижерского искусства». В 17 лет Консторум впервые попал в Петербурге на его концерт и «был совершенно ошеломлен, физически потрясен», от звучания оркестра «дух захватывало». Слышал Никиша «не менее 60 раз», «живя около трех лет в Лейпциге и не пропустив за это время ни одного концерта в Гевандхаусе» (зале филармонии, славившемся своей акустикой — Л. М.).

Консторум знал партитуры многих классических произведений наизусть и был тонким ценителем и музыкального звучания оркестра и дирижерского искусства. Можно предположить, что в манере управления оркестром дирижера Никиша, а, следовательно, и в его душевных качествах, Консторум ощущал грани созвучия со своим личностным складом. Духовно и эмоционально сложной, энергично-синтонной натуре Консторума было, по-видимому, созвучно «музыкальное естество» Никиша: «Музыкальное естество этого человека претворялось в его моторике в управлении оркестром совершенно так же естественно, как музыкальное естество Шуберта в сочинении песен». Каждый раз сложные симфонические произведения у Никиша «звучали по-разному»: «…Никиш дирижировал импровизируя, буквально как бог на душу положит. Он имел на это право, ибо Бог избрал его именно дирижером».

И, как видится, это созвучие с Никишем в естественности и темпераментности, склонности к импровизации порождало в душе Консторума необыкновенный, «захватывающий дух» эффект, он испытывал «физиологически потрясающую силу оркестрового звучания».

Слушая «Пасторальную» симфонию Бетховена (симфония № 6 фа мажор, op. 68 — Л. М.) в исполнении Никиша, Консторум чувствовал «необычайный натурализм, в котором одновременно вскрывалась вся бездонность музыкальной стихии Бетховена». Консторум пишет: «Я был погружен в то бесконечное (что позже уже испытал в полной мере, слушая H-moll-ную мессу Баха) через архиреальное, натуралистическое восприятие природы». И далее: «Я помню, что во время грозы у меня мелькнула мысль — надо бы поднять воротник, чтобы не промочило, что я видел листья, кружащиеся в пыльном воздухе…, я просто почувствовал: «это над самой головой, это ведь ударило в Гевандхауз!» «В этом восприятии наличествовали те вполне реальные моменты, какие присущи восприятию сильной грозы с ливнем, застигшим в поле». Далее читаем у Консторума: «…Я видел капли дождя на листьях кустов и вздыхал запах озона», «…я почувствовал физиологическое потрясение, которое оказывалось неотделимым от высшего художественного восторга».

Как можно предположить из этого самонаблюдения, Консторум испытывал легкое трансовое состояние с яркими «натуралистическими» образами природы, навеянное музыкой (насколько же яркими и живыми были эти образы и какова память Консторума, их сохранившая, ведь очерк написан по воспоминаниям юности через 35 лет!).

Об этом свидетельствует в своей статье «Музыка и гипноз» психиатр-психотерапевт, доцент В.Е. Смирнов [17]. Он, анализируя свои психотерапевтические наблюдения восприятия музыки разными по складу пациентами, отмечает ряд случаев, соотносящихся с самоописанием С.И. Консторума: «В подобных случаях речь идет об эстетическом воздействии, на высоте которого возникают «архиреальные» впечатления эйдетического, думается свойства. Их объяснение несколько выходит за рамки механизма синестезии. В отдельных случаях наблюдалось что-то вроде вызванных реминесценций» [Там же, с. 30]. А как известно из клинико-психотерапевтических научных исследований [2], целебное действие гипноза, транса, обусловлено оживлением личностно-индивидуальных защитно-приспособительных механизмов с выплеском внутренних, организмических «лекарств», сопровождаемое душевным подъемом. Как это соотносится с консторумским «физиологическим потрясением, <…> неотделимым от высшего художественного восторга» вызванным музыкой в исполнении Никиша! Тут проглядывает и другой механизм Терапии духовной культурой — глубоко созвучное творчество порождает в душе другого человека высокое чувство творческого вдохновения!

Конечно, к настоящему времени уже хорошо изучены разнообразные целебные механизмы музыкотерапии. С.И. Консторум же, как можно предположить, интуитивно их использовал в своей психотерапевтической практике исходя из своего знания и тонкого понимания музыки, опираясь на собственный душевный опыт, испытывая на себе целебное действие музыки с возникающим чувством творческого вдохновения, сообразно своему сложному, тонкому духовно-реалистическому, с яркой образностью личностному складу. И, по-видимому, Консторум наблюдал, исследовал, как по-разному его пациенты целебно воспринимают музыку.

По воспоминаниям современников, Консторум «вместе с душевнобольными слушал в отделении по радио музыкальные произведения и потом бывало живое обсуждение» [1]. «Из его кабинета, во время домашнего приема больных, нередко слышались звуки классической музыки, которую он использовал в терапевтических целях» [16]. После большого рабочего дня, по вечерам, Консторум в санатории «Мцыри», на своей докторской казенной квартире репетировал с пациентами «самодеятелями» песни Варяжского и Индийского гостей, романсы, аккомпанируя им, указывая им на музыкальные «оттенки» [Там же]. Пациент А., журналист-литератор, вспоминает о том, как Консторум, после психотерапевтической беседы с ним, играл на пианино новые детские песенки, изданные Музгизом на стихотворения А. (конечно душевно оживляя, приподнимая этим больного — Л. М.) [3].

 

Литература

1.   Бурно М.Е. Консторум и музыка // Независимый психиатрический журнал. – 1994. – № 3. – С. 18.

2.   Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Акад. проект; Деловая книга, 2006. – 800 с.

3.   Бурно М.Е. О душевных особенностях Семена Исидоровича Консторума // Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Акад. проект; Деловая книга, 2006. – С. 717–725.

4.   Бурно М.Е. О Консторумской психотерапии // Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Акад. проект; Деловая книга, 2006. – С. 716–717.

5.   Бурно М.Е. Трагедия С.И. Консторума // Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Акад. проект; Деловая книга, 2006. – С. 709–715.

6.   Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии. – М.: Акад. проект, 2009. – 719 с.

7.   Бурно М.Е. Биографическая справка // Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / под ред. проф. Н.В. Иванова; док. мед. наук Д.Е. Мелехова. – 3-е изд-е, стереотип. – М.: Медицинская книга; Анима Пресс, 2010. – С. 6.

8.   Бурно М.Е. Предисловие // Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / под ред. проф. Н.В. Иванова, док. мед. наук Д.Е. Мелехова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Медицинская книга; Анима Пресс, 2010. – С. 4–5.

9.   Бурно М.Е. Список опубликованных работ С.И. Консторума, известных составителю списка // Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / под ред. проф. Н.В. Иванова, док. мед. наук Д.Е. Мелехова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Медицинская книга; Анима Пресс, 2010. – С. 6–8.

10.   Бурно М.Е. Целебные крохи воспоминаний: к живой истории московской психиатрии и психотерапии и о многом другом: пособие по психотерапии (в авторской редакции). — М.: Институт консультирования и системных решений, 2013. — С. 374–375.

11.   Иванов Н.В., Мелехов Д.Е. Семен Исидорович Консторум. Краткий очерк жизни и творчества // Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / под ред. проф. Н.В. Иванова, док. мед. наук Д.Е. Мелехова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Медицинская книга; Анима Пресс, 2010. – С. 10–20.

12.   Консторум С.И. Из воспоминаний об Артуре Никише // Независимый психиатрический журнал. – 1994. – № 3. – С. 18–24.

13.   Консторум С.И. Опыт практической психотерапии / под ред. проф. Н.В. Иванова, док. мед. наук Д.Е. Мелехова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Медицинская книга; Анима Пресс, 2010. – 172 с.

14.   Консторум С.И. Рейс санитарного поезда В.З.С. № 190 в Сибирь за «политическими» // Наше Наследие. – 2017. – № 121 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/12104.php (дата обращения: 24.08.2019).

15.   Маркова И.П. А.И. Яроцкий — основоположник отечественной клинической психосоматики // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 2(55) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mprj.ru (дата обращения: 24.08.2019).

16.   Реформатский А.А. Из воспоминаний о С.И. Консторуме // Наше Наследие. – 2017. – № 121 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/ 12105.php (дата обращения: 24.08.2019).

17.   Смирнов В.Е. Музыка и гипноз // Психотерапевт России. – 1992. – № 1. – С. 27–30.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Махновская Л.В. Семен Исидорович Консторум — основоположник отечественной классической клинической психотерапии. Часть 1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 5(58) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player