|
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение влияния семейных факторов на уровень эмоциональных проблем и отклонений в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Изучение семейных факторов и индивиду-ально-психологических особенностей близких взрослых проводилось с помощью опросника для изучения взаимодействия родителей с детьми, методики диагностики межличностных отношений Лири. Оценка привя-занности ребенка к матери проводилась с использованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери». Психическое здоровье детей оценивалось с помощью скринингового опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ), опросника Pediatric Quality of Life Inventory и методики «Шкала оценки своей компетентности». В нем приняли участие 123 дошкольника, 177 младших школьников и 50 взрослых. Результаты показывают, что показатели психологического здоровья ребенка связаны с характером взаимодействия матери и бабушки. Выявлено патологизи-рующее влияние авторитарности, подозрительности и доминирования матери на психологическое здоровье детей. Взаимоотношения ребенка с прародителями несут ресурсность для здоровья. Обнаружено, что надежные отношения с родителем влияют на развитие навыков просоциального поведения, снижение тревожности и эмоциональных симптомов. Дистанцированность и холодность в отношениях с матерью располагает к эмоциональным проблемам, гиперактивности и проблемам в поведении. Установлено, что гармоничность взаимодействия с матерью и совместная деятельность с ней вносит вклад в изменение поведенческих проблем у младших школьников, а эмоциональные аспекты привязанности — в интернальные проблемы. Делается вывод о влиянии на психическое здоровье ребенка специфики взаимодействия взрослых с ребенком, эмоциональной связи ребенка с матерью и индивидуально-психологичес-ких особенностей близких взрослых (матери, бабушки). Ключевые слова: психическое здоровье; семейные факторы; взаимодействие со взрослыми; прародители; привязанность; качество жизни; благополучие.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-013-01101 А «Привязанность в детском возрасте и связь с проблемами психического здоровья»).
Введение В настоящее время психическое здоровье у детей и подростков имеет тенденцию к ухудшению, что снижает возможности социальной адаптации и препятствует оптимальному развитию [6]. Специалисты в области охраны психического здоровья детей отмечают важность характеристик ближайшего семейного окружения для сохранения здоровья у детей [5; 13; 16; 21]. В качестве основных факторов, способных влиять на состояние психического здоровья детей, признаны следующие характеристики: эмоциональный климат в семье, детско-родительские отношения, социокультурный статус родителей, наличие в семье трех и более детей, социально-экономический статус семьи, материальное состояние, жилищные условия [2; 10; 15]. Отсутствие гармоничных отношений «родитель—ребенок» выступает фактором риска в отношении психического здоровья детей. Роль обоих родителей важна в сохранении психического здоровья их детей [16]. Неблагоприятная, напряженная семейная обстановка (конфликты, физическое насилие и др.) имеет больший вклад в индивидуальные показатели детей, чем в благоприятно созданных условиях [13]. По мнению психологов, дети из многодетных семей находятся в «группе риска» по психическому здоровью, особенно в отношении хронических патологий и поражения различных систем [7; 21]. Данные ряда исследований указывают, что младшие школьники из многодетных семей отличаются более низкими показателями интеллектуальных способностей, школьной успеваемости и самооценки по сравнению с детьми из семей с одним ребенком [4; 7]. Тенденция к снижению познавательных способностей чаще отмечается у третьего и последующих сиблингов [11]. Социальный возраст старших детей в семье снижается вследствие большого числа младших братьев и сестер, вне зависимости от материального и образовательного статуса родителей. Дети из многодетных семей в группе риска оказываются чаще всего вследствие переживания тревоги и фрустрации потребности во внимании со стороны близких взрослых [4]. Социокультурные факторы в семье неблагоприятно влияют на психическое здоровье детей, возникают вследствие высокого темпа жизни, недостатка времени, эмоционального выгорания [21]. Внутриличностные проблемы, высокая загруженность, хронический стресс у взрослых отражается негативными последствиями на психическом развитии детей [13]. Сочетание неблагоприятных условий делает возможным проявление жестокости в семейных отношениях. Жестокое отношение к детям пред-располагает к возникновению разнообразных отклонений в психическом здоровье [Там же]. На общую атмосферу психического состояния семьи и ее членов оказывают влияние социально-экономические факторы: неудовлетворенность жилищно-бытовыми условиями, чрезмерная занятость родителей, ранний выход матери на работу [3; 19; 20]. Область изучений материального дохода семьи и здоровья подчеркивает прямую связь низкого дохода с необходимой внешней поддержкой, что выступает фактором риска развития нарушений психического здоровья в детском возрасте [18]. Неблагоприятное социальное положение оказывается связанным с низким уровнем развития навыков и умений, низкой академической успеваемостью у детей [1]. Согласно существующим данным, неблагополучной по показателям психического здоровья оказывается группа сирот, воспитывающихся в доме ребенка или потерявших родителей в раннем возрасте [21]. В связи с этим целью нашей работы было изучение характера влияния семейных факторов на уровень эмоциональных проблем и отклонений в поведении детей и подростков. В нашем исследовании семейные факторы были условно разделены на три категории:
Материал и методы исследования Для изучения семейных факторов и индивидуально-психологических особенностей близких взрослых применялись следующие методики: «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [8], «Методика диагностики межличностных отношений Лири» в адаптаци Л.Н. Собчик [12]. Оценка разных сфер привязанности ребенка к матери проводилась с исполь-зованием методики «Опросник оценки типов привязанности к матери» [9]. Оценка психического здоровья детей была проведена при помощи скрининго-вого опросника «Сильные стороны и трудности» (ССТ) [17]. Субъективное качество жизни детей изучалось с использованием опросника Pediatric Quality of Life Inventory (PedsQLтм 4.0). Дифференцированная самооценка у детей изучалась с применением методики «Шкала оценки своей компетентности» С. Хартер в адаптации Н.С. Черны-шевой [14]. Обработка результатов исследования осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS 19.0. В первой серии исследования приняли участие 75 человек (представители трех поколений семьи: 25 бабушек (Mвозр. = 56,7 года), 25 матерей (Mвозр. = 32,4 года) и 25 дошкольников (Mвозр. = 6,2 года). Во второй серии приняли участие 97 дошкольников (55% девочек) 6-7 лет (Mвозр. = 6,6). В третьей — 177 детей (52,5% девочек) младших школьников в возрасте от 10 до 12 лет (Mвозр. = 10,4). Были обнаружены общие и частные эффекты влияния семейных факторов на психическое здоровье детей. Остановимся на наиболее значимых результатах настоящего исследования. Результаты исследования и их обсуждение Получены результаты, свидетельствующие о наличии взаимосвязи между показателями психологического здоровья ребенка, характером взаимодействия с ним взрослых и личностными особенностями матерей и бабушек. Наиболее явно прослеживается сопряженность параметров психологического здоровья ребенка с личностными особенностями матери и преобладающими в их отношениях стратегиями взаимодействия (табл. 1).
Таблица 1 Взаимосвязь между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия с ним материПримечания: * — p<0,05; ** — p<0,01 (критерий Спирмена).
Необходимо обратить внимание на ряд наиболее интересных результатов. Нами была выявлена отрицательная взаимосвязь самопринятия ребенка с авторитарностью (r = -0,52**) и доминированием матери (r = -0,41*), что может свидетельствовать о негативном влиянии данных характеристик личности матери на самооценку ребенка и его уверенность в себе. Подозрительность матери сопряжена с познавательной компетентностью (r = -0,57**) и самопринятием ребенка (r = 0,42*). Положительная взаимосвязь подозрительности матери с самопринятием ребенка отражает его готовность «быть не таким как все», а отрицательная взаимосвязь с познавательной компетентностью — трудности в усвоении знаний, пониженную познавательную активность. Выявленные взаимосвязи компетентности во взаимодействии ребенка со сверстниками с эгоистичностью (r = 0,45*) и доминированием (r = 0,47*) матери, по-видимому, играют компенсаторную роль в ситуации жестких внутрисемейных границ (в диаде мать — ребенок), отсутствия эмоционально близких отношений с матерью, ее авторитарностью. Сопряженность психологического здоровья ребенка с личностными особенностями бабушки и преобладающими в их отношениях стратегиями взаимодействия выражена в меньшей степени, что наблюдается, возможно, в связи с отдаленностью проживания бабушек (табл. 2).
Таблица 2 Взаимосвязь между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия с ним бабушкиПримечания: * — p<0,05 (критерий Спирмена).
Вместе с тем прослеживается взаимосвязь требовательности бабушек во взаимодействии с ребенком с его познавательной компетентностью (r = 0,41*), что отражает ресурсность взаимодействия ребенка с прародителями для поддержания его психологического здоровья. На следующем этапе нашего эмпирического исследования было определено регрессионное влияние с целью выявления того, какие показатели привязанности ребенка к матери наиболее предсказательны в отношении уровня психологического здоровья дошкольников. Первоначально обратимся к рассмотрению регрессионного влияния изучаемых показателей в группе детей с надежным типом привязанности к матери. Так, нами было выявлено, что эмоциональная близость дошкольников с матерью и совместная с ней деятельность оказывают совокупное влияние на тревожность ребенка (R = 0,54; R2 = 0,29 при p = 0,023; F = 11,803). Так, эмоциональная близость оказывает отрицательное влияние на тревожность дошкольника (β = -0,420 при р = 0,000), а совместная деятельность оказывает положительное влияние на показатель тревож-ности (β = 0,263 при р = 0,023). Наши данные показали, что эмоциональная близость с матерью оказывает влияние на просоциальные навыки ребенка (R = 0,31; R2 = 0,09 при p = 0,015; F = 6,215), которое носит положительный характер (β = 0,309 при р = 0,015). Регрессионный анализ показал, что эмоциональная близость с матерью и потребность в ее присутствии оказывают совокупное влияние на проявление гиперактивности у ребенка, причем эмоциональная близость оказывает отрицательное влияние (β = -0,346 при р = 0,004), а потребность в присутствии матери — положительное (β = 0,280 при р = 0,020). Далее в группе детей с ненадежным типом привязанности было выявлено регрессионное влияние привязанности к матери на показатели психологического здоровья дошкольников. Установлено, что эмоциональная близость с матерью оказывает влияние на тревожность ненадежно привязанных детей (R = 0,88; R2 = 0,77 при p = 0,000; F = 116,277). Эмоциональная близость с матерью детей с ненадежным типом привязанности оказывает отрицательное влияние на тревожность дошкольников (β = -0,880 при р = 0,000). Выявлено, что такие показатели привязанности ребенка к матери, как «эмоциональная чуткость матери» и «восприятие матери как источника помощи и поддержки» оказывают совокупное влияние на показатель психологического здоровья детей с ненадежным типом привязанности (R = 0,67; R2 = 0,45 при p = 0,000; F = 13,4). Проявление эмоциональных симптомов у дошкольников зависит от эмоцио-нальной чуткости матери (β = -0,539, при р = 0,000), а также от восприятия близкого взрослого как надежного источника помощи и поддержки (β= -0,296 при р = 0,033). Установлено, что проявление гиперактивности у старших дошкольников с ненадежным типом привязанности зависит от эмоциональной чуткости матери, причем данное влияние носит отрицательный характер (β = -0,713). Далее нами с помощью множественного регрессионного анализа была проведена оценка вклада привязанности в изменение показателей психического здоровья младших школьников (табл. 3). Использовался шаговый метод (Stepwise), что позволило выявить независимые переменные, оказывающие наибольшее влияние на критерий.
Таблица 3 Прогностическая значимость привязанности к матери и психосоциальных показателей в отношении проблем психического здоровья
Рост просоциального поведения прогнозируется совместной деятельностью с матерью и социальным благополучием. Мужской пол выступает фактором снижения просоциальной направленности в поведении. Гармоничность совместной деятельности с матерью вносит наибольший вклад в субъективное благополучие (3,5% разнообразия) детей и школьное благополучие, уменьшение проблем со сверстниками (2,2% разнообразия) и физическое благополучие. Гармоничность взаимодействия с матерью и получаемое от него удовольствие являются важным фактором изменений в психическом здоровье детей. Этот результат соответст-вует закономерностям развития социального поведения. Взаимодействие с матерью в социальном контексте способствует снижению проблем в поведении (3,2%). Надежная стратегия поведения, когда присутствие матери помогает справиться с чем-то плохим и неприятным, выступает фактором защиты. Помощь мамы выступает надежным буфером от нарушений социальных норм или правил, что снижает риск трудностей в поведении. Восприятие матери как источника помощи и поддержки предрасполагает к росту социального благополучия. Восприятие матери как источника помощи и поддержки тесно связано с базовым доверием. Выводы На основе полученных данных можно сделать следующие общие выводы. Во-первых, установленные взаимосвязи между параметрами психологического здоровья ребенка и характером взаимодействия матери и бабушки, с одной стороны, свидетельствуют о патологизирующем влиянии авторитарности, подозрительности и доминирования матери, с другой выявляют и компенсаторные пути поддержания психологического здоровья ребенка через взаимодействие со сверстниками. Ресурс-ными являются взаимоотношения ребенка с прародителями. Во-вторых, при изучении связи привязанности ребенка с показателями психического здоровья установлено, что надежный тип привязанности располагает к проявлению навыков просоциального поведения, снижению тревожности и эмоцио-нальных симптомов. Дистанцированность и холодность в отношениях с матерью располагает к эмоциональным проблемам, гиперактивности и проблемам в поведении. В-третьих, установлено, что гармоничность взаимодействия с матерью и совместная деятельность с ней вносит вклад в изменение поведенческих проблем у младших школьников, а эмоциональные аспекты привязанности — в интернальные проблемы. Таким образом, все изученные стороны психического здоровья детей зависят от специфики взаимодействия взрослых с ребенком, эмоциональной связи ребенка с матерью и индивидуально-психологических особенностей ближайших взрослых (матери, бабушки). Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов в профилактической и коррекционной работе по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников.
Литература 1. Альбицкий В.Ю., Волгина С.Я., Курманаева Е.А. Состояние здоровья детей из бедных семей // Актуальные проблемы социальной педиатрии: избранные очерки. – М.: Союз педиатров России, 2012. – C. 265–281. 2. Жиркова А.М. Психологическое здоровье детей // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 36. – С. 43–45. 3. Землянова Е.В. Потери потенциальных рождений в России из-за проблем, связанных со здоровьем // Социальные аспекты здоровья населения: [электронный научный журнал]. – 2016. – № 2 (48). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/742/30/lang.ru/ (дата обращения: 24.10.2019). 4. Канаева Л.А. Академические достижения детей из многодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (ч. 5). – С. 1217–1221. 5. Куфтяк Е.В. Привязанность ребенка к матери и отношения привязанности близких взрослых // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2015. – № 1(86). – С. 78–83. 6. Куфтяк Е.В. Психологическое здоровье и защитные механизмы (психологи-ческие защиты и совладание) в детском возрасте // Психологические исследования. – 2016. – Т. 9, № 49. – С. 4 [Электронный ресурс]. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 24.10.2019). 7. Лазуренко С.Б., Мазурова Н.В., Намазова-Баранова Л.С. Многодетная семья: медико-психолого-педагогический аспект изучения // Российский педиатрический журнал. – 2012. – № 2. – С. 51–57. 8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005. – 150 с. 9. Пупырева Е.В. Эмоциональная привязанность к матери как фактор становления автономии личности в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2007. 10. Роль отца и матери в сохранении и укреплении здоровья ребенка, воспи-тывающегося в многодетной семье / М.А. Ермашова, С.И. Рожковская, Г.Ю. Алексина [и др.] // Смоленский медицинский альманах. – 2016. – № 3. – С. 66–71. 11. Силина Е.А. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8 (ч. 5). – С. 1243–1246. 12. Собчик Л.Н. Индивидуально-типологический опросник: практическое руко-водство к традиционному и компьютерному вариантам теста. – M.: Боргес, 2010. – 59 с. 13. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подрост-ков / Е.Р. Слободская, О.А. Ахметова, В.Б. Кузнецова [и др.] // Психиатрия. – 2008. – № 1(31). – С. 16–23. 14. Чернышева Н.С. Методика изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 1997. – № 3. – С. 22–32. 15. Cross-national associations between parent and peer communication and psychological complaints / C. Moreno, I. Sánchez-Queija, V. Muñoz Tinoco [et al.] // International Journal of Public Health. – 2009. – Vol. 54, № 2. – P. 235–242. 16. Gariepy G., McKinnon B., Sentenac M. Validity and reliability of a brief symptom checklist to measure psychological health in school-aged children // Child Indicators Research. – 2016. – Vol. 9, № 2. – С. 471–484. 17. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European child and adolescent psychiatry. – 2005. – Vol. 14, № 1. – P. 28–33. 18. Individual socio-demographic factors and perceptions of the environment as determinants of inequalities in adolescent physical and psychological health: the Olympic Regeneration in East London (ORiEL) study / N.R. Smith, J.D. Lewis, A. Fahy [et al.] // BMC Public Health. – 2015. – Vol. 15. – P. 150. 19. Parker A.T., Ivy S.E. Communication development of children with visual impairment and deafblindness: A synthesis of intervention research // International Review of Research in Developmental Disabilities. – 2014. – Vol. 46. – P. 101–143. 20. Peskin H., Jones C. Early-and Late-Adolescent Predictors of Psychological Health in Adulthood: Results from the Intergenerational Studies // Journal of Adult Development. – 2015. – Vol. 22, № 4. – P. 230–238. 21. Social determinants of health and well-being among young people: Health Behaviour in School-Aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey / ed. by C. Currie, C. Zanotti, A. Morgan [et al.] – Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 2012. – 271 p.
Ссылка для цитирования УДК 159.922.7:316.356.2 Куфтяк Е.В., Задорова Ю.А. Психическое здоровье дошкольников и школьников: эффект семейных факторов // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 6(59) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Mental health of preschoolers and schoolchildren: the effect of family factors
Kuftyak E.V.1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|