|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Монография Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами» является уникальным учебником по формированию и совершенст-вованию практических навыков профессионального общения с больными, предназначенным для студентов медицинских вузов, а также для врачей любых специальностей. Актуальность этой работы сегодня определяется назревшей необходимостью повышения уровня профессионального общения с пациентами медицинских работников России. Эффективность лечеб-ного воздействия возможна только в пространстве эффективной коммуникации. Коммуникативная компе-тентность современных врачей ставится во всем мире на один уровень с такими компетенциями, как базовые знания, практические навыки и клиническое мышление, существенно влияя на результаты лечения, на удовлетворенность лечением как пациентов, так и медицинских работников. Рекомендации авторов учебника опираются на масштабные экспериментальные исследования, на основе которых формулируются методологические принципы и конкретные клинико-психологические техники коммуникации в контексте взаимоотношений «врач — больной». Как отмечают авторы, цель книги заключается прежде всего в том, чтобы представить основанный на современных научных доказательствах подход к формированию навыков общения в медицине и практическом здравоохранении. При этом авторы связывают воедино обучение профессиональным навыкам общения в медицинском вузе, в ординатуре и на курсах повышения квалификации, формируя единую, непрерывную и согласованную программу обучения навыкам общения на всех уровнях медицинского образования. Программа обучения, доказывают авторы, повышает эффективность консультаций, помогает более точно и глубоко собрать анамнез, продуктивно решить профессиональные проблемы и оказать пациентам психологическую поддержку. В работе обосновывается значимость пациент-ориентированного подхода во взаимоотношениях врач—больной, и подхода с позиции взаимоотношений, способствующего формированию между ними отношений партнерства. Показано, что навыки, направленные на достижение сотрудничества, улучшают результаты лечения. Рассматриваются навыки общения, которые могут применяться врачом для вовлечения пациентов в равноправные отношения, что иллюстрирует сдвиг в медицинской практике от врачебного патернализма к отношениям взаимодействия. При этом в экстренных случаях рекомендуется директивный подход, в особенности тогда, когда речь идет о жизни пациента. Навыки процесса общения рассматриваются в рамках модели «Калгари-кембриджского руководства», в которой последовательно описывается содержание основных этапов процесса профессионального взаимодействия «врач—больной» в течение одной встречи:
Модель «Калгари-кембриджского руководства» представляет собой альтернатив-ный метод сбора и записи информации, построения на их основе целостной концепции во время консультации и в истории болезни. В рамках этой модели традиционные способы документирования медицинской информации дополняются полным перечнем вопросов, которые пациент хочет решить; содержанием, отражающим позицию пациента; возможными альтернативами лечения; согласованным планом действий. С этими дополнениями, показывают авторы, модель «Калгари-кембриджского руководства» более точно, чем традиционный подход, соответствует современной медицинской практике. Следует также отметить, что модель «Калгари-кембриджского руководства» не только интегрирует основные практические навыки взаимодействия «врач—боль-ной», но и предоставляет структуру, или концептуальную основу, позволяющую обучающимся понять смысл отдельных навыков и их связь с консультацией как единым целым. В отдельной главе рецензируемой монографии рассматриваются особенности общения врача и пациента в особых, трудных ситуациях, к которым относятся: тема смерти и умирания, общение с людьми разных возрастов и разных культур, столкновение с гневом, агрессией и насилием. Структура и навыки, представленные в модели «Калгари-кембриджского руководства», обеспечивают алгоритм сообщения плохих новостей (смертельного диагноза). В частности, в этом случае предусмат-ривается выстраивание отношений доверия и поддержки, адаптация предоставляемой информации к специфическим потребностям пациента, понимание позиции пациента и совместная работа в духе сотрудничества. Современный врач все чаще сталкивается сегодня с этническими, культураль-ными сложностями, поскольку культуральная принадлежность пациента определяет его установки и ожидания в отношении здоровья и болезни, нормы и патологии. В качестве основных культуральных проблем, с которыми сталкиваются врачи западной цивилизации, рассматриваются: образ жизни и структура семьи, взаимоотношения между поколениями, роль женщины в семье, отношение к детям, а также религия, питание и соблюдение постов, религия, сексуальные отношения. Рассматриваются также особенности профессионального общения врача с пациентами, имеющими те или иные психические отклонения. Особое внимание уделяется задаче выявления признаков скрытой депрессии у больных и оценка их психического состояния с точки зрения суицидальных тенденций. Такие навыки врача, как способность устанавливать психологический контакт, проявлять эмпатию, заботу и поддержку, помогают ему выявлять проявления депрессии: патологическое снижение настроения и чувство вины, потеря интересов и желаний, нарушения аппетита, веса и сна. На частных, конкретных примерах общения с пациентами различной нозоло-гической принадлежности авторы монографии показывают специфические особенности применения всех базовых навыков выстраивания отношений в рамках модели «Калгари-кембриджского руководства»: активного слушания, прояснения высказываний, проявления эмпатии, рациональных разъяснений, сравнения позиций, совместного планирования лечебного процесса. Монография Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами», опирающаяся в своих рекомендациях на современные теоретико-методологические разработки и экспериментальные исследования, отражает мировой опыт построения продуктивного профессионального общения «врач—больной». Она может использоваться как своеобразный протокол ведения больных, обеспечивающий эффективность лечебно-реабилитационных и диагностических процедур. Овладение коммуникативными компетенциями предполагает длительный, согласованный на всех уровнях медицинского образования процесс, интегрированный в профессиональное обучение и на пропедевтических курсах, и на додипломном, и на последипломном этапах, и на курсах повышении квалификации в виде единой, непрерывной, последовательной программы формирования навыков общения «врач — больной».
_______________________ * Сильверман Дж., Кёрц C., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. – М.: Гранат, 2018. – 304 с. ↑
Ссылка для цитирования УДК 159.9:614.253.8(049.32) Соловьева С.Л. Рецензия на монографию Дж. Сильвермана, С. Кёрца, Дж. Дрейпера «Навыки общения с пациентами» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2019. – T. 11, № 6(59) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
В начало страницы
|
|
|