Зейгарник Б.В.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

РЕЦЕНЗИЯ
на учебник Елены Ивановны Николаевой «Психофизиология» *

Чермянин С.В., Соловьева С.Л. (Санкт-Петербург, Россия)

 

 

Чермянин Сергей Викторович

Чермянин Сергей Викторович

доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психофизио-логии и клинической психологии; факультет психологии; государст-венное автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина», Петербургское ш., 10, Пушкин, Санкт-Петербург, 196605, Россия. Тел.: 8 (812) 466-65-58.

Соловьева Светлана Леонидовна

Соловьева Светлана Леонидовна

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия. Тел.: 8 (812) 543-39-90.

E-mail: S-Solovieva@ya.ru

 

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

22.02.2020

15.03.2020

24.03.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Николаева Е. Психофизиология: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. –
СПб.: Питер, 2019. – 704 с.: ил.

 

 

Обложка книги «Психофизиология»

Учебник Елены Ивановны Николаевой «Психофи-зиология», полностью включая в себя содержание дисциплины и соответствуя требованиям Государствен-ного образовательного стандарта третьего поколения, содержит также и оригинальные идеи, которые позволяют увидеть новые аспекты традиционных академических знаний. Учебник содержит все темы, в полной мере отражающие содержание дисциплины «Психофизиология», но дополненные представлениями автора, опирающимися на теоретико-методологические и экспериментальные исследования, освещенные по-новому.

Характеризуя психофизиологию как науку (глава 1), автор определяет ее предмет и ставит задачей исследование физиологических механизмов психических процессов на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях. Отмечается, что основной целью науки психофизиологии является решение психофизио-логической проблемы, которая состоит в понимании механизма порождения мозгом — материальным субстратом — внутреннего субъективного мира и в описании того, каким образом эти разные субстанции влияют друг на друга.

Учебник открывается изложением биологических основ психической деятельности человека (глава 2). Рассматривая критерии разграничения психических и физиологи-ческих явлений, автор опирается на работы Л.М. Веккера, выявляющие основные критические признаки, по которым происходит первичное различение психического и собственно психофизиологического. Подобный междисциплинарный подход делает учебник понятным как для психологов, так и для лиц с медицинским образованием, что позволяет им на практике более продуктивно совместно решать системные проблемы.

Представлен краткий исторический анализ концептуализации работы мозга. Приводится структура функциональной системы и механизм опережающего отражения по П.К. Анохину, механизм снижения избыточности информации (Х. Барлоу и Ф. Эттнив), концепция мозговой пластичности. Изложена структурно-функциональная организация нервной системы человека: строение головного и спинного мозга, периферической нервной системы, строение нейрона и его составляющих, передача информации в синапсе, передача информации в ЦНС, функции медиаторов и нейротрофинов. Автором показано, что, в соответствии с современными данными, мозг человека не просто отражает внешний мир, а выстраивает прогноз будущего, опираясь на поступающую информацию и собственные когнитивные возможности и функции управления поведением.

Вопросам функциональной асимметрии мозга посвящена глава 17. Рассматри-вается история исследований и методы исследований функциональной асимметрии мозга, затрагиваются вопросы генетики асимметрии. Психофизиологическая асимметрия реализуется в различии физиологических и психологических параметров, обуслов-ленных своеобразием работы каждого полушария мозга. Она, в свою очередь, подразделяется на моторную, сенсорную, когнитивную, эмоционально-мотивационную. Оценивая доминирование полушарий в сенсорной и моторной сферах, можно, например, выявить у человека ведущую руку, ногу, глаз, ухо, т.е. описать профиль функциональной сенсомоторной асимметрии. Когнитивная и эмоционально-мотивационная асимметрия обусловлены различным способом обработки информации каждым полушарием мозга и ее специфичностью. В норме между полушариями происходит постоянный обмен информацией; каждое из них в той или иной мере включено в текущую деятельность.

В главе 3 учебника автор раскрывает основные методы получения психофизио-логической информации в научных и диагностических целях: ЭЭГ и методы ее регистрации, в частности, метод регистрации медленных и сверхмедленных потен-циалов, регистрации импульсной активности нервных клеток, вызванных потенциалов мозга, оценка локального кровотока мозга, томографические методы, методику магнитоэнцефалографии, реоэнцефалографии, определение кожно-гальванической реакции, электрокардиографию и рефлексометрию.

Показаны психофизиологические механизмы адаптивного поведения человека, поведения в стрессовых ситуациях (глава 4). Раскрывается история формирования и содержание понятий «гомеостаз» и менее привычного термина «аллостаз». Модель аллостаза, как показывает автор учебника, предполагает, что целью регуляции является не постоянство, а приспособление к определенным внешним условиям. В рамках этой модели регуляция предполагает минимизацию цены приспособления и предвидение возможных ошибок, а информация используется для предсказания последствий тех или иных воздействий и приспособления к встрече с этими воздействиями. При аллостазе каждый параметр внутренней среды организма не соответствует идеальному уровню, а является результатом предвидения изменений и подгонки под эти изменения с целью соответствия внутренней среды предполагаемой активности.

Рассматривается также нейроанатомия и физиология стресса, активность полушарий мозга в процессе адаптации, центральная регуляция стресса, специфика когнитивных функций человека на разных этапах стресса, индивидуальные различия в протекании стрессовой реакции. Патогенным следствием стрессовой реакции являются так называемые «болезни адаптации», при формировании которых важная роль принадлежит психологическим факторам, таким как выученная беспомощность или копинг. К болезням адаптации, пишет автор, относятся все серьезные заболевания, которые считаются в цивилизованных странах сегодня основными причинами смерти.

Значительная часть учебника содержит в себе последовательное изложение психофизиологии зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, температурного восприятия (главы 5 и 6), движения (глава 7), сна и бодрствования, внимания (глава 11), эмоций (глава 13), речи (глава 14), памяти и научения (глава 12). При изложении психофизиологического обеспечения психических процессов, в частности, затрагивается проблема межполушарной асимметрии мозга, обсуждается морфологический субстрат, раскрывается структурно-функциональная характеристика анализаторных систем. Показаны психические нарушения при локальных поражениях мозга. Детально рассматриваются процессы получения и обработки информации в нервной системе, ее анализ и значение для адаптивной деятельности человека. Представлена проблема боли, феномен сенсорной депривации. Показано строение и функции мышечного аппарата. Как отмечает автор, усложнение двигательной активности в процессе эволюционного развития животного мира привело к формированию иерархической структуры программирования и коррекции движений, при этом примитивные структуры управления не утрачивались, а включались в более сложные конструкции таким образом, что у человека возникала многоуровневая система управления поведением. Раскрывается кортикальный контроль двигательной активности, показаны нервные пути, участвующие в реализации двигательной активности, роль мозжечка и ретикулярной формации в управлении движением.

Психофизиологии функциональных состояний посвящена глава 8 учебника. Показана феноменология функциональных состояний человека, имеющих, в частности, в своей основе некоторую ритмическую структуру, которая является результатом адаптации организма к внешним циклическим процессам на Земле. Рассматриваются циклические процессы в организме, к которым относятся циркадный ритм, четырех-часовые ритмы дофамина и сон. Показана взаимосвязь уровня активации и эффективности психических процессов. Автор интерпретирует функциональные состояния человека с позиций теории хаоса; хаос определяется как непредсказуемое поведение в системе, контролируемой детерминистическими законами.

Автор уделяет внимание психофизиологическому обеспечению сознания и неосознаваемых процессов (глава 9). Раскрываются основные концепции сознания, рассматривается локализация сознания. Приведены экспериментальные исследования неосознаваемой переработки информации. Вводится научно обоснованное представле-ние о бессознательном, обсуждаются психофизиологические механизмы установки.

В главе 15 представлены психофизиологические и психологические подходы к анализу мышления и интеллекта человека. Показана психометрическая структура интеллекта, его биологические основы и когнитивные корреляты. Затрагивается проблематика генетической обусловленности интеллектуальной деятельности. Проблема креативности и психофизиологии творчества излагается в главе 16. Как показывают проведенные исследования, чем ниже уровень переработки информации (например, первичные перцептивные зоны), тем жестче сформированные в них связи, тогда как в ассоциативных областях нейроны обладают максимальной возможностью к изменениям, лежащей в основе пластичности. Вследствие этого обсуждается предположение, что интеллект или творческие способности могут зависеть от того, насколько нервные цепи эффективно адаптируются к внешней стимуляции в детстве. Этот параметр может лежать в основе индивидуальных различий в интеллектуальных и творческих способностях.

Психофизиология сна как особого состояния сознания человека, стадии сна, психофизиологический смысл сновидений рассматриваются в 10 главе учебника. Уделяется внимание депривации сна как исследовательской тактике, традиционно применяемой для изучения механизмов сна. Обсуждается проблема нарушений сна при различных патологических состояниях человека.

Учебник Елены Ивановны Николаевой «Психофизиология», наряду с традици-онными, содержит также темы, которые сравнительно редко освещаются в научной литературе: психофизиологию пола, развития и старения, аддиктивного поведения человека.

Автор останавливается на изложении крайне актуальной сегодня темы — психофизиологии старения — в главе 18. Показано, что существование организма связано с постоянным процессом обновления, при котором все молекулы, входящие в те или иные структуры нейрона, замещаются новыми. Однако этот процесс с возрастом приводит к накоплению повреждений, которые не успевают элиминироваться вследствие замедления хода обновления. Когнитивные изменения на фоне этих процессов сопровождают процесс старения; в качестве ключевой проблемы рассматриваются нейрокогнитивные изменения пожилых людей.

Излагаются научные данные о возрастных изменениях мозговой ткани и связанных с ними возрастных когнитивных, эмоциональных и поведенческих изменениях. С возрастом ухудшается переработка информации, в частности, скорость переработки, ослабление оперативной памяти, тормозных процессов, процессов долговременного хранения. В отношении вербальных функций снижения не отмечается; напротив, они могут наращиваться. Общий запас знаний, имплицитная память относительно устойчивы в течение всей жизни человека. Рассматриваются компенсаторные механизмы при старении. Различая нормальное и патологическое старение, автор приводит современные данные о болезни Альцгеймера, относящейся к патологической группе пресенильных дегенеративных изменений, о болезни Хантингтона – аутосомном доминантном заболевании среднего возраста, а также касается проблематики умирания и смерти.

В главе 19 изложены представления, касающиеся психофизиологии раннего развития. Рассматриваются основные положения паранатальной психофизиологии — нового направления в психофизиологии, в котором концентрируются гипотезы и факты, описывающие взаимодействие мозговых и психических процессов во внутриутробном периоде, в момент рождения, на протяжении первых месяцев после него, а также включающие данные о влиянии поведения родителей в процессе вынашивания малыша и сразу же после рождения на дальнейшее развитие ребенка. Представлены критические периоды раннего онтогенеза — ограниченные временные отрезки формирования того или иного органа, когда внешнее воздействие могло необратимо нарушить процесс его развития. Излагается теория привязанности, под которой понимается особый, биологически целесообразный тип взаимоотношений между матерью и ребенком. Рассматриваются последствия депривации в раннем детском возрасте.

Глава 20 посвящена психофизиологии аддиктивного поведения, общей чертой которого является стремление уйти от реальности, искусственно изменяя свое психи-ческое состояние, которое ограничивается каким-либо одним видом деятельности. Приводится определение аддикции, классификация аддиктивного поведения, намечаются возможные механизмы формирования различных видов аддикции. Более подробное внимание уделяется наркотической зависимости, алкогольной аддикции, сексуальной аддикции. Рассматриваются также любовная аддикция, алиментарная аддикция, работоголизм, игровая зависимость, кибераддикция, гаджет-аддикция и другие виды аддикции.

В последней, 21-й главе учебника автор рассматривает психофизиологию пола. Дифференцируя понятия «гендер» и «пол», под гендером предлагается понимать совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола, под термином «пол» — различия, которые являются следствием биологических, а не социальных закономер-ностей развития индивида. Выделяют генетический пол, определяемый хромосомным набором клеток организма; акушерский, или паспортный пол, констатируемый акушеркой при рождении и фиксируемый в паспорте на основании внешних половых органов; половую идентичность в виде субъективного ощущения себя мужчиной или женщиной; сексуальную ориентацию в виде предпочтения в качестве партнера индивида определенного пола. Анализируются причины измененного сексуального поведения, в частности, нетрадиционной сексуальной ориентации. В заключение приводятся половые различия познавательных психических процессов и половые различия в приспособлении к среде.

Каждая глава учебника завершается словарем, содержащим основные термины, касающиеся рассматриваемой темы, а также перечнем контрольных вопросов. Завершается книга списком литературы. Подобная структура делает учебник удобным для непосредственной практической работы с обучающимися.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.91(049.32)

Чермянин С.В., Соловьева С.Л. Рецензия на учебник Елены Ивановны Николаевой «Психофизиология» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 2(61) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player