|
Аннотация. В статье представлен опыт работы Института медико-биологических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова по организации дистанционного консультирования (ДК) детей и подростков с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных северных территориях. Рассмотрены наиболее используемые форматы ДК, категории и классы, а также меры по защите информации при телеконсультациях. Представлена модель региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, состоящая из двух ресурсных центров и региональных психолого-медико-педагогических комиссий в муниципальных образованиях Архангельской области. Отражён вклад научно-исследовательских и учебно-методических результатов работы института в развитие ДК в регионе на современном мировом уровне. Ключевые слова: дистанционное консультирование; дети; эмоцио-нальные и поведенческие нарушения; северные территории.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Архангельской области в рамках научного проекта № 18-415-292004.
Сохранение психического и физического здоровья детей и подростков является актуальной проблемой; ухудшение показателей здоровья детской популяции приводит к тому, что уже к началу обучения в школе наблюдаются отклонения в поведении и психоэмоциональная нестабильность, требующие своевременной диагностики и коррекции [5]. Институт медико-биологических исследований Северного (Арктического) феде-рального университета имени М.В. Ломоносова имеет значительный опыт в области диагностического и коррекционного сопровождения детей и подростков с эмоциональ-ными и поведенческими нарушениями и внедрения результатов в практическую работу образовательных учреждений (ОУ) региона в городах Архангельске, Северодвинске, Новодвинске. В существенно меньшей степени данная работа проводится в муници-пальных образованиях. Особенностью региона является территориальная удаленность, труднодоступность сельских районов и недостаточная информированность специалистов на местах об эмоциональных и поведенческих нарушениях у детей. Таким образом, дети, проживающие в отдаленных северных территориях, имеют ограниченные возмож-ности в получении специализированной диагностической и лечебно-коррекционной помощи. Общепринятым является положение, согласно которому диагностика эмоцио-нальных и поведенческих нарушений у детей должна учитывать мнение разных специалистов: врачей, психологов и педагогов. Для этого необходимо единство терминологии и содержательной стороны исследуемых процессов и функций в оценке имеющихся нарушений. Кроме того, очень важной составляющей является четкая организация совместной работы различных специалистов по оказанию помощи детям с эмоциональными и поведенческими нарушениями (врачей, психологов, педагогов, логопедов и т.д.), которая позволяет обеспечить детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями эффективной медико-социальной и психолого-педагогической помощью. Современное развитие информационных технологий обеспечивает возможности общения специалистов, проведения профессиональных видеоконференций, семинаров и совещаний по вопросам практической работы с детьми, оказания консультативной помощи родителям и специалистам. Подобная форма работы активно используется во многих странах, и изучение имеющегося опыта дистанционного консультирования было бы также весьма ценным в реализации специализированной помощи [1; 2]. Создание региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных территориях Северо-Арктического региона (САР) актуально как с теоретических, так и с практических позиций и соответствует приоритетному направлению развития САФУ имени М.В. Ломоносова: «Человек в Арктике». Результаты, полученные в ходе внедрения научно-обоснованной модели региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных территориях Северо-Арктического региона, могут быть использованы для распространения в других регионах. Первой страной, внедрившей дистанционное консультирование (ДК) в практику, стала Норвегия. Второй проект был осуществлен во Франции для моряков гражданского и военного флотов. Сегодня во многих странах западной Европы успешно развиваются ДК-проекты [9]. Значительное признание сеансы ДК получили в США [6; 8]. В настоящее время в мире известны более 250 ДК-проектов, которые по своему характеру делятся на клинические (подавляющее большинство), образова-тельные, информационные и аналитические. Географическая распространенность проектов: местные (27%), региональные (40%), общенациональные (16%) и международные (17%) [10]. Многие проекты являются многоцелевыми, в половине случаев (48%) они связаны с телеобразованием и телеобучением [7]. В каждом четвертом проекте новые каналы передачи информации используются для нужд управления и администрации. В 23% ДК используется для медицинского обслуживания жителей сельских и удаленных районов. Наиболее распространенным форматом ДК является видеоконференция (ВК), обеспечивающая двустороннюю передачу, обработку, преобразование и предоставление интерактивной информации на расстоянии в режиме реального времени с помощью аппаратно-программных средств вычислительной техники. Видеоконференция приме-няется как средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации; при чрезвычайных ситуациях; для сокращения командировочных расходов в территори-ально распределенных организациях; повышения эффективности; проведения судебных процессов с дистанционным участием осужденных, а также как один из элементов технологий ДК и дистанционного обучения [4]. Учитывая функции и цели применения, оборудование видео-конференц-связи систематизируется на категории и классы. К категориям видео-конференц-связи относят персональные, групповые, отраслевые и мобильные системы. Персональные системы обеспечивают возможность индивидуального видеообщения пользователя в режиме реального времени, не покидая своего рабочего места. Конструктивно индивидуальные системы обычно выполняются в виде настольных терминалов либо в виде программных решений. Групповые системы предназначены для проведения групповых сеансов видео-конференц-связи в переговорных (совещательных) комнатах. К групповым системам относятся приставки видео-конференц-связи стандартного разрешения и с поддержкой высокой четкости. К этой же категории относятся и системы класса «телеприсутствие». Отраслевые системы — это системы, которые применяются в определенной отрасли. Например, в медицине очень часто применяют системы для проведения операций, в судебной системе — для проведения дистанционных кассационных и надзорных судебных процессов, в нефтегазовой, энергетической, строительной области — для оперативности представления информации. Мобильные системы — это компактные переносные системы видео-конференц-связи для использования в удаленных районах и экстремальных условиях. Мобильные системы позволяют за короткое время организовать сеанс видео-конференц-связи в нестандартных условиях. Данные системы обычно используются государственными органами, принимающими оперативные решения (военные, спасатели, врачи, службы экстренного реагирования). Категории видео-конференц-связи подразделяются на пять различных классов: видеоконференции, использующие программное решение, ВК стандартного качества, ВК высокой четкости, телеприсутствие, ситуационные и диспетчерские центры. Для обеспечения надежности и повышения отказоустойчивости и безопасности сетей видеоконференции используются технологии, получившие название «системы управления сетями». Их основные задачи: обработка и анализ ошибок, управление конфигурацией, измерение использования и доступности сетевых ресурсов, управление производительностью и безопасностью. В обобщенном виде меры по защите информации при телеконсультациях сводятся к трем видам: организационно-методические, технические и правовые [3]. Обеспечение сохранности информации (от подачи заявки до выдачи заключения) предусматривает: санкционированный доступ, аутентификацию и авторизацию пользо-вателей при работе с системами и базами данных (БД) консультированных клиентов (текущими и архивными). Принципиально важно предусматривать ответственность участников телеконсультации за качество передаваемой/принимаемой информации, ее последующее хранение, включая результаты обсуждения. Защита персонифициро-ванных данных закрытого типа в открытых сетях является обязательным требованием законодательства. Наиболее эффективным средством является использование программно-технических средств шифрования. Комплексная защита информации при использовании для ДК открытых каналов связи, включая Интернет, должна предусматривать:
Защита от несанкционированного доступа и шифрование данных определяются системой государственных стандартов. Требования к персоналу, обеспечивающему проведение телеконсультации, в отношении ответственности за сохранность данных и за разглашение сведений, с которыми персонал знакомится в процессе проведения телеконсультации (как при видеоконсультации, так и при получении и передаче данных по электронной почте), должны быть изложены в специальных инструкциях и включены в должностные инструкции. Обязанности сотрудников, имеющих отношение к организации, проведению и поддержке телеконсультаций, должны быть отражены в документах, подтверждающих информированность об ответственности за сохранение тайны телеконсультаций. Основанием для этого может служить закон «Об информации, информатизации и защите информации» № 24-ФЗ. С учетом вышеизложенных подходов и требований, а также имеющегося положительного международного и российского опыта развития дистанционного консультирования, представляется актуальным дальнейшее развитие данной технологии в Архангельской области, где имеется большое количество труднодоступных мест. Разработка и внедрение модели региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями в отдаленных северных территориях позволяет объединить специалистов областного центра и специалистов на местах, оказывающих помощь детям, и существенно повысить качество психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Таким образом, дети с особыми образовательными потребностями, проживающие в отдаленных северных территориях, имеют ограниченные возможности или совсем не имеют возможности получать на местах специализированную диагностическую и лечебно-коррекционную помощь и постоянное психолого-медико-педагогическое сопровождение. Нами разработана модель региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями, состоящая из двух ресурсных центров и региональных ПМПК в муниципальных образованиях. Участники сети дистанционного консультирования:
В процессе взаимодействия всех участников региональной сети дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями разраба-тываются и согласовываются: индивидуальный образовательный маршрут для ребенка; рекомендации специалистам по психолого-медико-педагогическому сопровождению ребенка в ОУ; рекомендации для родителей ребенка. При выполнении данного проекта используются результаты следующих научных исследований коллектива ИМБИ САФУ: «Мозговое обеспечение стратегий адаптивного реагирования детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» (опублико-вано 20 научных трудов по результатам работы); «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: проблемы и решения» (публикация 4 научных трудов по результатам работы); «Исследование мозговых проявлений поведенческого реагирования у школьников с поведенческими нарушениями» (опубликовано 18 научных трудов по результатам работы); база данных МБПС-1 («Медико-биологические проблемы Севера»); программа спецкурса ВПО «Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей» для студентов Северного (Арктического) федерального университета (бакалавров и магистров) по медико-биологическим и психолого-педагогическим специальностям; программа курсов повышения квалификации «Эмоциональные и поведенческие нарушения у детей» для специалистов образовательных учреждений Северо-Арктического региона. Развитие ДК в регионе обеспечивает внедрение на современном мировом уровне результатов научных исследований коллектива ИМБИ САФУ в рамках приоритетного направления развития САФУ «Человек в Арктике» по следующим видам деятельности: разработка и внедрение новых методов и средств ранней диагностики развития патологических состояний, а также коррекции состояния здоровья лиц, проживающих в Заполярье; обеспечение доступности и качества медицинского обслуживания населения, проживающего и работающего в Арктике; разработка здоровьесберегаю-щих технологий и северных стандартов жизнедеятельности.
Литература 1. Дистанционное психологическое консультирование [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psysovet.ru/threads/7318 (дата обращения: 06.03.2019). 2. Донцов Д.А., Сокуренко М.Б. Дистанционное психологическое консультиро-вание по телефону доверия [Электронный ресурс]. – URL: https://novainfo.ru/article/ 1819 (дата обращения: 06.03.2019). 3. Конфиденциальность и защита информации при телемедицинских консуль-тациях. Методические рекомендации / Б.А. Кобринский, В.Н. Бодров, М.Г. Крейнес [и др.] [Электронный ресурс]. – URL: http://www.lawmix.ru/medlaw/25313 (дата обращения: 06.03.2019). 4. Шилова О.Р. Практика в системе подготовки психологов при дистанционной форме обучения // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанци-онное обучение): Материалы межведомственной научно-практической конференции, Москва, 24–25 февраля 2011 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М.: МГППУ, 2011. – С. 150–152. 5. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (причины, диагностика, лечение). – СПб.: Коста, 2012. – 160 с. 6. Allen A. Teleradiology I: Introduction // Telemedicine Today. – 1996. – Vol. 4, № 1. – P. 24. 7. Evans T., Nation D. Theories of teaching and learning in open and distance education // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. – 1996. – Vol. 11, № 3. – P. 50–53. 8. Lamminen H., Voipio V., Ruohonen K. Telemedicine Framework and Applications in Dermatology and Ophthalmology // Annals of Medicine. – 2001. – Vol. 33, № 4. – P. 222–228. 9. Patient Cost-Benefits of Realtime Teledermatology – A Comparison of Data From Northern Ireland and New Zealand / A.M. Oakley, P. Kerr, M. Duffil [et al.] // Journal of Telemedicine and Telecare. – 2000. – Vol. 6, № 2. – P. 97–101. 10. Sherritt C.A. Global Perspectives on Internet Education: Trends and Issues // Journal of Adult Education (Published by National Chung Cheng University). – 1998. – № 2. – Р. 231–245.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:616.89-008.19-053.2 Развитие дистанционного консультирования детей с эмоциональными и поведен-ческими нарушениями в Северо-Арктическом регионе / М.Н. Панков, А.В. Грибанов, И.С. Депутат [и др.] // Медицинская психология в России. – 2020. – T. 12, № 3. – C. 11. doi: 10.24412/2219-8245-2020-3-11
Development of remote consulting children with emotional and behavioral violations in the North Arctic regionPankov M.N.1Gribanov A.V.1
Deputat I.S.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|