Эйдемиллер Э.Г.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Нейропсихоанализ как парадигма краткосрочной
аналитико-сетевой психодрамы (КАСП)

 Эйдемиллер Э.Г.   (Санкт-Петербург, Россия),
Тарабанов А.Э. (Вильнюс, Литва)

 

 

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич
(26.11.1943—31.03.2020)

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии;
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения Российской Федерации,
ул. Кирочная, 41, Санкт-Петербург, 191015, Россия.
Тел.: 8 (812) 327-35-93.

Тарабанов Арсений Эдмондович

Тарабанов Арсений Эдмондович

кандидат философских наук, директор;
негосударственное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт нейрокоммуникаций и психотерапии»,
ул. Антакальнио, 66/1, Вильнюс, 10300, Литовская республика.
Тел.: (+370) 68851738.

E-mail: tarabanov@inncp.com

 

Аннотация. В статье рассматриваются парадигматические источники краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы (КАСП). К ним относится краткосрочная аналитическая психодрама по Э.Г. Эйдемиллеру и Н.В. Александровой, правопреемницей которой и выступает краткосрочная аналитико-сетевая психодрама. Другим парадигматическим источником является нейропсихоанализ. Нейропсихоанализ раскрывает нейробио-логические механизмы, лежащие в основе психодраматического психоте-рапевтического процесса. Нейропсихоанализ позволяет пересмотреть научное наследие З. Фрейда и Дж. Морено с позиций современной нейронауки. И еще одной парадигматической составляющей КАСП является акторно-сетевая теория Бруно Латура, а также ее нейромодификация Энди Кларка. В теории Б. Латура повседневная жизнь людей рассматри-вается как гибридная реальность, взаимодействие одушевленных и неодушевленных акторов.

Ключевые слова: краткосрочная аналитико-сетевая психодрама; аналитическая психодрама; нейропсихоанализ; акторно-сетевая теория.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

24.02.2020

10.09.2020

25.11.2020

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Краткосрочная аналитико-сетевая психодрама (КАСП) является интегративным психотерапевтическим методом нового поколения. Она является правоприемницей краткосрочной аналитической психодрамы по Эйдемиллеру Э.Г. и Александровой Н.В. и сочетает богатый эмпирический материал, накопленный в рамках исходной психотерапевтической парадигмы с теоретическими парадигмами нейропсихоанализа и акторно-сетевой теории [6]. Краткосрочная аналитико-сетевая психодрама продолжа-ется 40 часов в отличие от 400—600 часов классической психодрамы Дж. Л. Морено. Мы также можем определить КАСП как психотерапию, основанную на действии.

Теоретической основой КАСП является нейропсихоанализ, пересматривающий наследие Зигмунда Фрейда с помощью современных нейронаук, и акторно-сетевая теория Бруно Латура [2], а также ее нейромодификация Энди Кларка [8]. В теории Б. Латура повседневная жизнь людей рассматривается как гибридная реальность, взаимодействие одушевленных и неодушевленных акторов (актор — лат. «действие»). Люди включены в социально-предметные единства, «ассамбляжи», например, «человека и компьютера», «семьи и телевизора» и др. Сети социальных взаимодей-ствий являются в основе своей нейронными сетями «социально-включенного мозга».

На основе нейропсихоанализа мы можем переосмыслить важную технику групповой аналитической драмы — психоскульптурирование, когда участники группы придают протагонисту то положение тела, которое в конечном итоге фасилитирует выражение и осознавание его личностной проблемы. Эту технику раннее использовала Вирджиния Сатир в своей семейной психотерапии [4].

Поскольку краткосрочная аналитико-сетевая психодрама является парадигмой действия, то и «психологическая скульптура» может быть как динамической, так и статической. Важно, что сам мозг является органом, ориентированным на действие. В КАСП нам важен интегративный потенциал мозга, который реализуется через действие. Там, где слова неадекватны психической или социальной реальности, мозг открыт для других путей выражения. Психологическая динамика эмоций и когниций, исследуемая психодрамой, отражает интегративные операции в мозге и теле, в которых эмоциональная динамика вовлекает значительное количество подкорковых слоев, а когниции вовлекают неокортикальные слои мозга. Реципрокное взаимодейст-вие когниций и эмоций — одно из фундаментальных положений нейропсихоанализа. Протагонист в ходе действия психодрамы входит в состояние регрессии, которое включает два момента: частичное возвращение к более ранней стадии развития и повторное использование базового способа психического функционирования. Эта регрессия включает в себя частичное уменьшение системы торможения префрон-тальной коры, так что информация в кортиколимбической системе может появляться и интегрироваться. Эта информация более доступна для ориентированного на изображе-ние правого полушария мозга, чем для лингвистического левого полушария. Психотерапевтический процесс может быть рассмотрен с точки зрения интеграции между полушариями или интеграции префронтальной и кортиколимбической систем [9]. Доминирующее полушарие головного мозга (обычно левое) имеет тенденцию формировать нарративы, больше связанные с социальной активностью, чем с внутренним миром человека. Образно говоря, здесь функционирует «машина конфабуляций». Происходит фабрикация историй, которые на самом деле не вспоминаются (концепция, часто используемая в связи с «ложными воспоминаниями»). Доминирующее полушарие рационализирует и искажает внутренние реалии, чтобы соответствовать тому, что представляется «реальностью» социальной группы и социальным контекстом, то есть культурным нарративом. Недоминирующее полушарие головного мозга (обычно правое) связано с соматосенсорной системой организма, с отношениями детско-родительской привязанности и травматическими переживаниями, а также влияет на процессы регуляции организма. Основная задача КАСП — способствовать латеральной психологической интеграции. Образно говоря, левое и правое полушария нашего мозга связаны двумя способами: (1) через мозолистое тело (corpus callosum) головного мозга — большую совокупность нервов, соединяющих два полушария нашего мозга; (2) через соматическое тело, то есть через всю остальную часть нашего организма. Опираясь на данные современных нейронаук, можно утверждать, что то, что человек не интегрировал через мозолистое тело внутренним образом (через мозг), будет интегрировано внешним образом, через тело, возможно, в форме психосоматических симптомов или компульсий, обсессий или нерегулируемых импульсов.

Рис. 1. Дом говорливых рук 1*

 

Другим примером альянса акторно-сетевой теории и нейропсихоанализа в КАСП является авторская модификация техники Кьела Рудестама «Семейная фотография» [3]. Участникам группы дается задание представить себе, что у них в руках фотоальбомы. Нужно рассмотреть фотографии и остановиться на той, которая привлечет внимание. Обычно внимание привлекают фото, на которых участники группы сфотографированы детьми либо подростками в окружении близких.

Они могут воспроизводить семейный нарратив, запечатленный на фотографии, воображая и проигрывая его. Этот нарратив может включать в себя предметы пейзажа, интерьера, которые и являются неодушевленными акторами. «Рассматривая фото», участники психодрамы воссоздают ассамбляжи одушевленных и неодушевленных акторов и связанных с ними эмоций.

Котерапевты помогают протагонисту выбрать тех, кто будет играть неодушев-ленных акторов. Они также обеспечивают протаганисту безопасность во взаимодействии с этими акторами. А протагонист коммуницирует не только с одушевленными, но и с неодушевленными акторами. Это позволяет ему осознать тревогу, которая сопро-вождает его на жизненном пути и участвует в создании его автобиографического нарратива.

В практике КАСП участники групп часто выступали в роли домашних животных, а также неодушевленных предметов (акторов), таких как дверцы шкафов и лифтов, рули автомобилей, деревья и др.

Краткосрочная аналитико-сетевая психодрама разворачивается в особом игровом пространстве, где реальность и игра не вступают в противоречие друг с другом. Протагонист по сути действует в «потенциальном пространстве ребенка», по выражению Д. Винникотта [1]. Он использовал этот термин для описания некоторого промежуточного пространства между внутренней и внешней реальностями, которое существует в мире ребенка, в период становления его речевой деятельности, а также когда он посредством игры осваивает нормы и ценности социума. С точки зрения нейронаук «потенциальное пространство» ребенка соответствует стадии развития мозга, на которой левое полушарие мозга начинает участвовать в создании автобио-графических нарративов и создании новых связей правым полушарием мозга. До этой стадии правое полушарие имело приоритет в формировании Селф, сопровождая процессы детско-родительской привязанности [7]. Создатель аффективной нейронауки Я. Панксепп рассматривал «игру» как базовую эмоциональную систему, участвующую в становлении отношений детско-родительской привязанности.

Используя методологию современных нейронаук для понимания самого процесса КАСП, мы можем проследить интерференцию «пространственно-временного сознания» и «нарративного сознания». Правое полушарие — это место формирования образа тела, пространственной ориентации, формирования изображения и «основного сознания» (core consiousness), в то время как левое полушарие мозга (особенно область Брока) является местом сериализации (то есть создания последовательностей) — местом координации действий и языка, что проявляется в феномене «нарративного», или «повествовательного» сознания. КАСП обеспечивает координацию тела и языка через проигрывание автобиографических нарративов и совершение последовательных, имеющих символическое содержание действий [16; 17]. Система левого полушария мозга гораздо менее точна при регистрации опыта, чем правого полушария [13; 14]. Доказательством этого являются результаты исследований пациентов с хирурги-ческими операциями на мозге, у которых было вырезано мозолистое тело, обычно для остановки эпилепсии. Когда таким пациентам предоставляют новую информацию и проводят последующее тестирование, их левое полушарие генерирует много ложных сообщений, в то время как правое полушарие дает гораздо более точный отчет. Правое полушарие обеспечивает недифференцированное, лишенное контекста восприятие, в то время как левое полушарие активно помещает перцепции в более сложное информационное пространство [Там же]. В процессе психодраматизации особое значение имеют процессы консолидации/реконсолидации памяти, как эксплицитной (осознаваемой), так и имплицитной (бессознательной). Дж. Леду, нейробиолог из Нью-Йоркского университета, исследовал значительную гибкость памяти, проявляющуюся в процессе «интеграции» структур гиппокампа и миндалевидного тела, которая приводит к перемещению бессознательных воспоминаний в сознательные и созданию нового контекста для прежних неосознаваемых травматических воспоминаний (реконсолидация) [10]. Эксперименты Газзаниги демонстрируют, что «гибкость» памяти также обеспечивается интерпретативной активностью левого полушария, которая основана на контексте и окружающих событиях и является центральным для саморефлексии Селф и приобретения навыков социального преодоления [13; 14]. Краткосрочная аналитико-сетевая психотерапия, включая неодушевленных/одушевленных акторов из биографического контекста протагониста, апеллирует к гибкости его памяти, которая может быть использована для имплантации модифицированных воспоминаний (реконсолидации памяти). Реконсолидация памяти позволяет всем участникам КАСП справляться с вновь встреченными жизненными трудностями, позволив узнать в них прежние события из «театра памяти» [19], а также идентифицировать свои поведенческие паттерны как имевшие место раннее. Важно отметить, что концепция гибкости памяти была выдвинута Фрейдом более века назад. В письме к Флейсу от 6 декабря 1896 года Фрейд писал о том, что содержание памяти не изоморфно опыту, оно многократно откладывается в течение последовательных периодов развития индивидуальной психики, и для каждого из периодов происходит как бы новая транскрипция (перезапись) воспоминаний. В процессе краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы мы относимся к телу тоже как к актору. Тело протагониста, да и вообще любого участника КАСП, включено в специфический «ассамбляж» одушевленных/неодушевленных акторов. «Ассамбляж» людей и физических объектов, которые в равной степени активны. И именно этот «ассамбляж» позволяет извлечь из имплицитной (неосознаваемой) памяти и переместить в «фотоальбом» «эксплицитной» (осознаваемой) памяти проигрываемое впоследствии содержание, преодолевая возможные конфабуляции. Центральным в процессе КАСП является оказание помощи главному герою в распознавании и интеграции того, что правое полушарие пытается передать, не нарушая социально приемлемые копинг-паттерны, генерируемые левым полушарием.

Однако нейропсихоанализ хотя и ставит единую цель ревизии наследия Фрейда на основе достижений современных нейронаук, не является однородной парадигмой. Соответственно, и краткосрочная аналитико-сетевая психодрама интегрирует в свое теоретическое обоснование различные парадигмы нейронаук. В свою очередь, эти парадигмы предлагают в качестве базисных по отношению к техникам КАСП различные нейронные корреляты и нейронные механизмы. Это и корреляты, и механизмы «церебральной латерализации» (правое/левое полушарие), механизмы ингибирования — префронтальная кора — кортиколимбическая система, корреляты «сетей пассивного режима мозга» и др. Различные теоретические аспекты краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы требуют релевантной методологии. Например, пространственно-временной аспект личности протагониста и его психопато-логические проявления могут быть релевантно исследованы на основе методологии «сетей пассивного режима мозга» Маркуса Райхла и нейро-компьютационной модели Георга Нортхоффа [7; 23]. Аспект игрового взаимодействия участников КАСП — на основе теории базовых эмоциональных систем Я. Панксеппа [24].

Однако аспект «психотерапии действия», которой и является краткосрочная аналитико-сетевая психодрама, наиболее эффективно может быть исследован на основе «нейропсихоанализа развития» Алана Шора и концепции «церебральной латеральности».

Латерализация функций мозга является достаточно поздним эволюционным приобретением (у других млекопитающих, еще не имеющих вербальной коммуни-кации, функциональная латерализация мозга развита чрезвычайно слабо). Вехи эволюции в этом направлении мы можем отследить и на примере человека, у которого более ранние подкорковые структуры латерализованы в меньшей степени, чем более поздние в эволюционном отношении. Латерализация функций мозга в рамках психо-терапевтического процесса рассматривалась и одним из пионеров интерперсональной нейробиологии — Луисом Козолино.

Рис. 2. Дом говорливых рук 2

 

Алан Кингстон [18] предполагает, что левое полушарие мозга, доминирующее в создании автобиографического нарратива, может вторгаться в активность правого полушария, когда воздействие на тело пробуждает опыт ранних эмоциональных состояний и тем самым нарушает процесс интегрированного функционирования полушарий. Это демонстрирует нам один из механизмов функционирования КАСП — когда действия участников процесса психодраматизации вовлекают предшествующий телесный опыт, а сенсомоторные стимулы пробуждают ранние эмоциональные воспоминания, то нарративные процессы левого полушария (поддержание прежнего автонарратива) на некоторое время откладываются. Во время КАСП левое полушарие поддерживает внимание и может способствовать реконсолидации памяти и изменению автобиографического нарратива. Однако ресурс внимания ограничен и предопределяется функционированием доминирующего на этот момент полушария. Когда протагонист в краткосрочной аналитико-сетевой психодраме вовлечен в процесс игры, то мозговые корреляты языка и тела вступают во взаимодействие. В то же время нарративное сознание может получать меньший объем ресурсов внимания, если это внимание отвлечено на активность тела, но режиссер может привлечь ресурсы внимания главного героя для восстановления нарративного функционирования через правополу-шарную активность, а затем снова перенести этот нарратив в действие. Режиссер КАСП обладает возможностью перераспределять ресурсы внимания протагониста, направляя его на аффективные или когнитивные ресурсы, на образы или сенсомоторные доминанты. Особую функцию в КАСП выполняет «разогрев». В процессе разогрева может проявляться тревога и определенный «голод» по действию. Эти психологи-ческие проявления — следствие латерального конфликта. Хотя автонарративное сознание левого полушария во многом определяет наше повседневное «я», оно может вступать в конфликт с бессознательной креативностью правого полушария. Это может переживаться как дефицит творческой активности, чувство неопределенности и тревога. Кроме того, левополушарное сознание стремится поддерживать внутреннюю согласованность автонарратива, активируя защиты вроде рационализации, чтобы избежать аффективного воздействия со стороны правого полушария. Это вызывает стресс и беспокойство. Тревога способствует выделению гормонов стресса надпочеч-ников, которые значительно уменьшают способность гиппокампа интегрировать новую информацию. В конечном итоге инициирование этого физиологического механизма может сказаться на спонтанности игрового процесса. Хотя последовательное проигрывание разогрева приводит к снижению тревоги и формированию чувства безопасности. Незначительный стресс в ходе разогрева также способствует тому, что мозг участников КАСП фокусируется на определенном процессе обучения. А процесс обучения, согласно Голдбергу [15, c. 49], предполагает смещение акцента на правополушарные процессы. Соответственно, возникает вопрос о допустимой силе и интенсивности такого стресса. Гиппокамп для осуществления внутренних интеграционных процессов, необходимых и для пространственной ориентации, и для формирования сознательной памяти, нуждается в сигналах «эмоционального заряда» от миндалины [28, c. 295]. Но слишком слабая стимуляция миндалины вне стресса вызывает слабую интеграцию в гиппокампе, а слишком сильное возбуждение миндалины при стрессе также приводит к незначительной интеграции в гиппокампе. Следовательно, групповой процесс в КАСП должен «уловить» оптимальный уровень стимуляции, обеспечивающий максимальную интеграцию в гиппокампе и предопределяющий взаимодействие нарративного сознания с аффективным сознанием в границах Селф. Это взаимодействие может обеспечить более глубокий уровень интеграции Селф, поскольку оно включает в себя аспекты аффективного сознания, которые до этого могли годами изгоняться из нарративного сознания. Поддержка группой протагониста во время разогрева процесса очень важна для поддержки нового процесса обучения интеграции нарративного и аффективного сознаний. Подобного рода обучение важно и для других участников краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы.

Другим важным для теоретического обоснования КАСП с точки зрения нейронаук открытием является открытие «зеркальных нейронов». «Зеркальные нейроны» позволили осмыслить эмпатию, трансферентные отношения, то, что Морено определял как «теле». В середине 1990-х Витторио Галлезе, Джакомо Риццолатти определили новый класс нейронов [12]. Эти нейроны были активны не только тогда, когда человек выполнял определенную задачу, но также и когда человек наблюдал, как кто-то другой выполнял ту же задачу. Команда назвала этот новый класс нейронов «зеркальными нейронами». Зеркальные нейроны играют ключевую роль в распознавании намерения других людей, они являются жизненно важными социальными способ-ностями. Они также являются основой способности «социально-включенного» мозга (social embedded brain) представлять намерения одушевленного актора, что лежит в основе психодраматизации. Используя зеркальные нейроны, мозг наблюдателя формирует «репрезентативное представление» о поведении одушевленного актора. Наблюдение за активностью «ассамбляжей» — совокупностей одушевленных/ неодушевленных акторов активирует две области левого полушария: «верхнюю височную борозду» и часть области Брока — области, связанной с продукцией речи. Таким образом, зеркальные нейроны обеспечивают «мост» между «деланием» и «общением». Основа речевой деятельности репрезентирована в мозге в структуре премоторной активности, а эмпатия репрезентирована в структуре двигательной активности. Значение одушевленного/неодушевленного актора или его действия или социальной ситуации может быть общим для нескольких участников КАСП, потому что у них активируются аналогичные паттерны нейронной активации. Десети и Соммервиль (2003) предложили нейробиологическое обоснование социальных репрезентаций и их роль в «социально-включенном мозге» [11]. Это направление современных исследований способно обосновать нейронную основу «теле». Морено достаточно близко подошел к пониманию сетевого взаимодействия участников психодрамы. Он определил «теле» (валентность) как процесс, который привлекает людей друг к другу или отталкивает их. Этот процесс — поток ощущений, из которого состоят социальный атом и сети [21; 22]. В группе для каждого человека существует валентность по отношению к каждому члену группы. Согласно Газзаниги [13; 14], пациенты с органическими заболеваниями головного мозга поведенчески реагируют на вызывающие эмоции стимулы (которые достигают правого полушария мозга), даже если они не могут описать, активируя свое левое полушарие, то, что они увидели. Мы узнаем лица в силу активизации определенных областей в правой височной доле. Но оценочный или аффективный аспект распознавания имеет репрезентацию в областях миндалевидного тела и лобной коры головного мозга. Таким образом, симпатия/ антипатия к другому человеку является результатом процессинга информации в миндалевидном теле/орбитофронтальном кортексе, зачастую без непосредственного межличностного контакта. Определенные области мозга служат цели создания эмоциональной валентности даже без непосредственного распознавания лица.

Особое значение в краткосрочной аналитико-сетевой психодраме придается концепту спонтанности. Морено понимал спонтанность как действие в настоящем, активность здесь и сейчас. Такая активность побуждает человека к адекватной реакции на новую ситуацию или новую реакцию на старую ситуацию. Концепции спонтанности в современном нейропсихоанализе также разнообразны. Упомянем в качестве примера концепцию «спонтанного мозга» Георга Нортхоффа, восходящую к концепции «сетей пассивного режима мозга» Маркуса Райхла. Однако в рамках методологии «церебральной латеральности» спонтанность рассматривается в ее корреляции с правой медиальной височной долей. Следует упомянуть эксперимент Алекса Мартина и его коллег из Национального института психического здоровья [20]. В эксперименте уровни нейронной активации измерялись, когда субъекты выполняли новые задачи, и снова, когда задачи больше не были новыми. Когда задача была новой, медиальные височные структуры правого полушария мозга были особенно активны, но эта активация уменьшалась при последующем («рутинном») воздействии на ту же задачу. Напротив, уровень активации был постоянным в медиальных височных структурах левого мозга между новым и обычным воздействием. Ответ на новые задачи, по-видимому, требует взаимодействия правого полушария с медиальными временными структурами левого полушария, в то время как рутинные задачи могут выполняться только левым полушарием мозга. Этот результат был рассмотрен в плоскостях различных измерений: вербального, визуального и кинестетического. Интересно, что правые медиальные височные доли, миндалевидное тело и связанные с ними структуры лимбической системы активируются в так называемых состояниях «пребывания вне тела», о чем свидетельствуют исследования повреждений височной доли, прямая электрическая стимуляция и опыт височной эпилепсии. Эти нейробиологические механизмы позволяют нам связать «спонтанность» с «необычными» переживаниями. Спонтанность в динамике КАСП может быть понята на основе дифференциации активности полушарий головного мозга — когнитивная рутинность — доминанта в левом полушарии и когнитивная новизна — правое полушарие более активно. Морено считал, что психодраматизация необходима для вызывания спонтанности. Спонтанность в контексте нейронаук может быть рассмотрена как пример латерального баланса. Если подход мозга к решению новых задач состоит в том, чтобы поддержать баланс между правым и левым полушариями, все, что способствует этому равновесию, должно улучшить «спонтанность». Фаза действия психодрамы может быть сформулирована в терминах нейронаук как активация эмоциональных структур правого полушария посредством установки сцены, образов и движения в пространстве сцены и связывания этой активации со структурами левого полушария посредством вербализации. Динамика психотерапевти-ческого процесса опирается на баланс правого и левого полушария как ресурса всех участников психодрамы. Краткосрочная аналитико-сетевая психодрама предполагает столкновение между внутренним, синтонным «я» (в правом полушарии) и внешним «я» (социальным «я» левого полушария). Поражения в правой префронтальной области головного мозга имеют тенденцию вызывать у пациента «крайнюю зависимость от контекста», социума [15]. Следуя концепции Голдберга (левое полушарие — рутинизация), связь мозга с миром социальных норм будет происходить в основном через левое полушарие. Человек, у которого левое полушарие доминирует и не уравновешено правым полушарием, — конформист и «раб» социальных норм. Задача КАСП — снять патологизирующее противостояние социума и внутренней реальности пациента через некоторое промежуточное пространство «игры» или «потенциальное пространство» Винникотта. В этом пространстве развивается социально адаптированный, но и уникальный Селф. Современная нейропсихоаналитическая точка зрения, представленная Аланом Шором [26; 27], состоит в том, чтобы признать необходимость фасилитации согласования аффективного правополушарного сознания и левополушарного нарративного сознания. Взаимодействие в рамках КАСП одушевленных и неодушевленных акторов, стремящееся к обеспечению спонтанности, имеет внутреннюю нейробиологическую основу, выраженную через латерализаци-онную синхронизацию — встречу левого и правого полушарий головного мозга участников психодрамы.

Рис. 3. Женские слезы и сияние солнца в акторно-сетевом пространстве женщины

 

Использование в КАСП двух видов коммуникаций, эмоциональной и когнитивной, вербализации и действия (игры) позволяет участникам краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы эффективно осознавать личностные и межличностные проблемы и корректировать их.

В КАСП психотерапевты апеллируют и к протоязыкам человека — просодии, пению, музыке, танцам, мимике, позам, рисунку (от петрографии к живописи). Стимуляция кинестетики человека создает, с помощью статичных и динамичных расположений тел и их частей, одушевленных и неодушевленных акторов в пространстве, основу для формирования катарсиса, «когнитивной сборки» и инсайта [6].

Нейропсихоанализ как парадигма краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы позволяет нам расширить представление о возможностях процесса психодраматизации. Прежде всего, сам мозг является органом, ориентированным на действие, и, метафорически говоря, повседневные психодрамы регулярно происходят в «театре тела» каждого человека. Получение нового опыта содержит в себе моторный компонент. А движение является основой личностного роста участников психодрамы. Полушария мозга имеют разные ориентации: левое полушарие — язык и согласованность автонарратива, левое полушарие — тело и аффективная реальность. Межполушарный баланс в опосредованном виде лежит в основе межличностных отношений. Психическое здоровье основывается на гармонии отношений между полушариями, хотя лингвистическое полушарие является доминирующим в социуме, поскольку реальность социума основана на согласии и первичными являются «навыки совладания». Это совладание реализуется через связь между префронтальной корой («исполнительный мозг») и кортиколимбической системой [25]. В КАСП воображение и реальность не противоречат друг другу и не имеют четкого разграничения. Мир КАСП соединяет мир внешних одушевленных/неодушевленных акторов и мир интериоризированных объектов Селф. Память участников КАСП весьма пластична. Обычная память (левое полушарие мозга, продуцирующее нарративы) открыта для модификации и является конечным продуктом серии повторных интеграций. Это особенно полезно в психодраматических сценах «как это могло бы быть» (излишняя реальность). Для того чтобы в рамках КАСП произошли требуемые нейропсихологические изменения, необходим оптимальный уровень стресса. Если эмоциональный уровень слишком велик, гиппокамп (который координирует кратковременную интеграцию опыта) будет перегружен, и это вызывает недостаточную интеграцию его содержания. Спонтанность подразумевает динамичное, сбалансированное использование левого и правого полушарий. Левое полушарие мозга в основном ориентировано на сопровождение рутинных практик (сохранение социальных норм), в то время как успешное взаимодействие с новыми проблемами включает структуры правого полушария. КАСП обеспечивает баланс полушарий и способствует спонтанности психотерапевтического процесса. Имитационное обучение и эмпатия в КАСП обусловлены функционированием зеркальных нейронов, функция которых — «представление действия» в мозге и репрезентация поведения, наблюдаемого у других людей. В рамках психодрама-тизации особое значение приобретает обмен паттернами нейронной активации, когда индивиды обмениваются (через психодраматизацию) своими представлениями о действиях. Эти совместные представления, а также оценка на основе миндалевидного тела/орбитофронтального кортекса, которая в значительной степени бессознательна, играют функциональную роль в межличностной коммуникации. «Система внимания» мозга разделяется между двумя полушариями, но включает две отдельные поисковые системы: одну для левого и одну для правого полушария. Поисковая система лингвистического левого полушария является доминирующей и может захватить интегрированную систему внимания, мешая таким образом операциям правого полушария вызывать эмоциональные состояния, и таким образом подрывает процесс интеграции [16; 17]. Психотерапевтический процесс в рамках КАСП предполагает задействование телесной/эмоциональной памяти. Режиссер психодрамы может многократно задействовать нарративную систему протагониста посредством монолога и других средств психодраматизации. Однако совместное действие режиссера и других участников психодрамы направлено на окончательную интеграцию эмоций, когниций и сенсомоторных импульсов протагониста.

 

_______________________

* Иллюстрации Э.Г. Эйдемиллера.

Литература

1.   Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследо-ваний, 2002. – 288 с.

2.   Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. – М.: Высшая школа экономики, 2014. – 384 c.

3.   Рудестам К. Групповая психотерапии / пер. с англ. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 384 с.

4.   Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.: Речь, 2000. – 283 с.

5.   Эйдемиллер Э.Г. Психоскульптурирование по Э.Г. Эйдемиллеру и Н.В. Алек-сандровой [Электронный ресурс]. – URL: https://psy.su/feed/7556/ (дата обращения: 20.09.2019).

6.   Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 672 с.

7.   A default mode of brain function / M.E. Raichle, A.M. MacLeod, A.Z. Snyder [et. al.] // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. – 2001. – Vol. 98, № 2. – P.  676–682.

8.   Clark A. Supersizing the mind: embodiment, action, and cognitive extension. – Oxford University Press, 2008. – 318 р.

9.   Cozolino L. The Neuroscience of Psychotherapy: Building and Rebuilding the Human Brain. – New York: W. W. Norton & Company. – 2002. – 400 p.

10.   Debiec J.,  LeDoux J.E., Nader K. Cellular and systems reconsolidation in the hippocampus // Neuron. – 2002. – Vol. 36, № 3. – P. 527–538.

11.   Decety J., Sommerville J.A. Shared representations between self and other: a social cognitive neuroscience view // Trends in Cognitive Sciences. – 2003. – Vol. 7, № 12. – Р. 527–533.

12.   Gallese V. Intentional attunement: from mirror neurons to empathy. Paper presented at the Fourth International Conference on Neuroesthetics: Empathy in the Brain and in Art. – Berkeley: Minerva Foundation, 2005.

13.   Gazzaniga M.S. Mind Matters: how mind and brain interact to create our conscious lives. Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 1988. – 255 p.

14.   Gazzaniga M.S. The Split Brain Revisited // Scientific American. – 1998. – Vol. 279, № 1. – P. 50–55.

15.   Goldberg E. The Executive Brain: Frontal Lobes and the Civilized Mind. – New York: Oxford University Press, 2001. – 251 p.

16.   Hug E. Current trends in psychodrama: Eclectic and analytic dimensions // Arts in Psychotherapy. – 1997. – Vol. 24, № 1. – P. 31–35.

17.   Hug E. A neuroscience perspective on psychodrama // Psychodrama: Advances in theory and practice / edited by C. Baim, J. Burmeister, M. Maciel. – New York: Taylor & Francis, 2007. – P. 226–236.

18.   Kingstone A., Friesen C.K., Gazzaniga M.S. Reflexive joint attention depends on lateral and cortical connections // Psychological Science. – 2000. – Vol. 11, № 2. – P. 159–166.

19.   Mancia M. Feeling the words: neuropsychoanalytic understanding of memory and the unconscious. – London: Routledge, 2007. – 272 p.

20.   Martin A., Wiggs C.L., Weisberg J. Modulation of human medial temporal lobe activity by form, meaning and experience // Hippocampus. – 1997. – Vol. 7, № 6. – P. 587–593.

21.   Moreno J.L. Who Shall Survive? A New Approach to the Problem of Human Interrelations. – 2nd Edition. – Beacon House, 1953 (Originally published 1934).

22.   Moreno J.L. Sociometry in relation to other social sciences // Sociometry. – 1937. – Vol. 1, № 1/2. – P. 206–219.

23.   Northoff G. The spontaneous brain: from the mind-body to the world-brain problem. – Cambridge, MA: MIT Press, 2018. – 536 p.

24.   Panksepp J. Affective Neuroscience: The foundations of human and animal emotions. – New York: Oxford University Press, 1998.

25.   Ramachandran V.S. A Brief Tour of Human Consciousness. – Johnstown, PA: Pi Press, 2004. – 208 p.

26.   Schore A.N. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. – Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. – 700 p.

27.   Schore A.N. Affect Regulation and the Repair of the Self. – New York: W.W. Norton & Company, 2003. – 384 p.

28.   Traumatic Stress: The Effects of Overwhelming Experience on Mind, Body, and Society / edited by B. van der Kolk, A.C. McFarlane, L. Weisaeth. – New York: Guilford Press, 1996. – 628 p.

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9:615.851

Эйдемиллер Э.Г., Тарабанов А.Э. Нейропсихоанализ как парадигма краткосрочной аналитико-сетевой психодрамы (КАСП) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2020. – T. 12, № 6(65) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

Neuropsychoanalysis as a paradigm of short-term analytic-network psychodrama (STANP)

Edmond Eidemiller1

Arseny Tarabanov2
E-mail: tarabanov@inncp.com

1 Mechnikov North-West State Medical University
41 Kirochnaya str., Saint-Petersburg, 191015, Russia
Phone: +7 (812) 327-35-93

2 Institute of Neurocommunications and Psychotherapy
LT 10300, Antakalnio 66/1, Vilnius, Lithuania
Phone: (+370) 68851738

Abstract. The article discusses the paradigmatic sources of short-term analytic-network psychodrama (STANP). These include short-term analytical psychodrama by Edmond Eidemiller and Nina Aleksandrova, whose successor is the short-term analytic-network psychodrama. Another paradigmatic source is neuropsychoanalysis. Neuropsychoanalysis reveals the neurobiological mechanisms underlying the psychodramatic psychotherapeutic process. Neuropsychoanalysis allows to revise the scientific heritage of S. Freud and J. Moreno from the standpoint of modern neuroscience. And another paradigmatic component of the STANP is the actor-network theory of Bruno Latour, as well as its neuromodification by Andy Clark. In B. Latour's theory, the everyday life of people is considered as a hybrid reality, the interaction of animate and inanimate actors.

Key words: short-term analytic-network psychodrama; analytical psychodrama; neuropsychoanalysis; actor-network theory.

For citation

Eidemiller E., Tarabanov A. Neuropsychoanalysis as a paradigm of short-term analytic-network psychodrama (STANP). Med. psihol. Ross., 2020, vol. 12, no. 6 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player