Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 20
Каковы должны быть оптимальные отношения между врачом и психологом
в коррекции зависимого инет-поведения?
Вопрос № 19
Есть ли специально (именно) компьютерные методики психологической
диагностики зависимого инет-поведения?
Кирилл Стогов (Новосибирск)
№ 20
Как в любом процессе психотерапии отношения клиент-психотерапевт
основаны в первую очередь на доверии. Часто за помощью к
психотерапевту обращаются родители интернет-зависимого подростка.
При этом отношения в семье нередко дисфункциональны, и подросток,
испытывая давление родителей, сбегает от них в интернет-пространство.
Поэтому психотерапевт должен быть априори на стороне подростка,
помогая ему справляться с теми или иными эмоциональными (поведенческими)
нарушениями и одновременно обучая родителей более эффективным
стилям семейных отношений. Другая важная часть психотерапевтического
процесса – та выгода, которую может получить клиент (подросток)
от работы с психотерапевтом: научиться управлять агрессией, общаться
со сверстниками, преодолевать страх и т.д. Абсолютно неэффективно
читать мораль, т.к. подросток и сам знает, насколько он несовершенен.
Помочь ему научиться справляться со своими проблемами – вот
задача психотерапевта (психолога).
№ 19
Уважаемый Кирилл! Если речь идет о каких-либо компьютеризированных
диагностических тестах на интернет-зависимость, то на сегодня я
таковых не знаю (хотя проблем в их компьютеризации нет). Наиболее
эффективным диагностическим инструментом интернет-зависимости
является на сегодня русскоязычная версия теста Чен (в адаптации
Малыгина-Феклисова), Вы можете найти ее на данном сайте в разделе
Библиотека – Психодиагностические методики.
Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 18
Полностью согласен с Вами в том, что психологические защиты и
копинг-стратегии представляют собой сложную единую систему с
потенцирующими или блокирующими связями и диалектическим взаимодействием.
В этой связи возникает вопрос о системообразующем факторе. Чем, на Ваш
взгляд, определяется тот или иной характер связи защит и копинг-стратегий?
Вопрос № 17
Вопрос с химическими и «облигатно патологическими» (азартные игры)
формами зависимого поведения хотя бы на первый взгляд кажется достаточно
понятным. Но если говорить об интернет-зависимости и «работоголизме»,
то характеристика зависимости необходима сразу. В противном случае почти
все человеческое поведение становится «зависимостью». Например,
на занятиях психолога девяти-одиннадцатиклассники часто конструируют
зависимость от родителей, дыхательную и пищевую зависимости, зависимость
от учебы и от денег.
Вопрос № 16
Целесообразно ли, на Ваш взгляд, различать патологическое и
непатологическое зависимое поведение? Вопрос возникает постольку,
поскольку, например, эпизодическое употребление алкоголя является
негласной культурной нормой. Аналогично, работа в Internet и
пользование мобильной связью в нашей стране уже достаточно давно
превратились в некоторую социальную обязанность, подобно наличию
кредитной истории у взрослых жителей США.
Владимир Солондаев (Ярославль)
№ 18
Проведенные нами исследования лиц, зависимых от азартных игр
(Цыганков Б.Д., Малыгин В.Л., Хвостиков Г.С.
«Нехимические аддикции: патологическая игровая зависимость,
интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр» //
Вопросы наркологии. – 2007. № 4. – С. 18–38.,
Хвостков Г.С. «Особенности личностно-характерологических
свойств и клинико-психопатологических нарушений у лиц, зависимых
от азартной игры»: дис. … канд. мед. наук) выявили,
что для характерологических типов с преобладанием возбудимых черт
наиболее свойственными на высоте зависимости от игры являлись
конфронтационные копинг-стратегии преодоления стресса, которые
проявлялись определенной степенью враждебности, агрессии и склонности
к немотивированному риску, применявшихся для изменения ситуации.
Наиболее часто используемыми защитными механизмами являлись отрицание
и вытеснение, что, по-видимому, обусловлено высоким уровнем аффективной
напряженности, характерным для данного характерологического типа и,
соответственно, необходимостью использования наиболее мощных пассивных
защитных механизмов, ограждавших уровень сознательного от разрушительных
конфликтов. МПЗ в сочетании с копинг-стратегией конфронтации облегчали
принятие угрожающих внешних обстоятельств, как неизбежных, уменьшали
потребность в сознательных усилиях не замечать трудности, позволяли
индивиду переработать фрустрирующую ситуацию малыми дробными дозами,
одновременно агрессивно пресекая поступление объективной информации
извне и блокируя эффективные взаимодействия с социальным окружением.
Для тревожного типа характерным являлось использование копинг-стратегии
дистанцирования и психологических защитных механизмов в виде регрессии,
что отражало высокий уровень напряжения и автоматический переход на
более простые (примитивные) формы функционирования. Детерминируемое
данной защитой состояние практически исключало возможность использования
стратегий, подразумевающих контроль над ситуацией, и увеличивало
вероятность проявления эмоций, являющихся для окружающих сигналом
о помощи и направленных на поиск поддержки со стороны референтной
группы. Таким образом, взаимосвязи психологических защит и
копинг-стратегий представляют собой сложную единую систему с
потенцирующими или блокирующими связями и диалектическим
взаимодействием. Таким образом, наиболее значимыми системообразующими
факторами выбора копинг-стратегий и МПЗ являются особенности
характерологических свойств и степень выраженности для индивида
той или иной травмирующей ситуации.
№ 17
Вы совершенно правы, настаивая о необходимости диагностических
критериев для поведенческих зависимостей и, в частности,
интернет-зависимости. Долгое время наиболее распространенным
инструментом для диагностики интернет-зависимости был тест
К. Янг, который опирается на количественные признаки
зависимости и, кроме этого, недостаточно валиден (Gray & Gray, 2006).
Недостаточная надежность диагностических инструментов способствовала
расширению трактовки интернет-зависимости (по данным различных
исследователей интернет-зависимость диагностировалась у 80%
пользователей). По нашему глубокому убеждению диагностика
интернет-зависимого поведения должна опираться четкие диагностические
критерии, в частности, на известные шесть компонентов, универсальных
для всех аддикций: сверхценность, изменения настроения, рост
толерантности, симптомы отмены, конфликт с окружающими и самим
собой, рецидив (R. Brown, 1993; M. Griffiths, 1996).
Наиболее приемлемым инструментом, опирающимся на вышеуказанные
критерии, является тест Чен (CIAS), в адаптация В. Малыгина,
К. Феклисова. Тест включает в себя 5 оценочных шкал (шкала
компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности,
внутриличностных проблем и проблем, связанных со здоровьем, шкалу
управления временем) и позволяет дифференцировать интернет-зависимых
и злоупотребляющих Интернетом. Обследование московских школьников
данным тестом (В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики) позволило
нам уточнить распространенность интернет-зависимости у подростков,
которая составила 3,69%, злоупотребляющих интернет-ресурсами –
29,7%. Таким образом, проблема интернет-зависимости у подростков
существует, однако она имеет определенные границы.
№ 16
Да, Владимир, при всех формах зависимостей следует различать
злоупотребление (в частности, Э. Бехтелем в свое время
были описаны донозологические формы злоупотребления алкоголем)
и сформированную зависимость. Критерии зависимости при этом
должны быть четко прописаны и, в идеале, согласованы с медицинским
сообществом, т.е. включены в международную классификацию болезней.
Процесс включения тех или иных патологий в МКБ объективно долог.
Поэтому отсутствие интернет-зависимости в МКБ не означает отсутствие
такой зависимости и в реальной жизни. Диагностические подходы к
различным формам зависимостей, на наш взгляд, универсальны и могут
быть основаны на известных критериях, применимых для всех аддикций:
сверхценность, изменения настроения, рост толерантности, симптомы
отмены, конфликт с окружающими и самим собой, рецидив (R. Brown,
1993; M. Griffiths, 1996). Наиболее значимые из них, определяющие
само понимание зависимости – это сверхценность (данная форма
деятельности вытесняет другие стороны жизни) и дезадаптация в макро-
и микросоциуме (конфликт с окружающими и самим собой). Кроме этого
следует отметить такую важную характеристику зависимого поведения,
как его контрпродуктивность. Поэтому работник Яндекса или Гугла,
студент или ученый, много времени проводящие в Интернете, никак
не могут считаться интернет-зависимыми, т.к. Интернет в данном случае
– инструмент их продуктивной деятельности, в отличие от
сверхувлеченности юноши компьютерными играми, которые полностью
вытеснили реальную социальную жизнь.
Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 15
Каковы, на Ваш взгляд, лучшие работы последних лет по теме
интернет-зависимости (не только в медицинской психологии,
но и в смежных областях научного знания)?
Вопрос № 14
Насколько, по Вашему мнению, можно использовать рекомендации
зарубежных ученых в профилактике и реабилитации интернет-зависимых?
Вопрос № 13
Есть ли исследования по интернет-зависимым в пожилом и старческом возрасте?
Ольга Новосельская (Ставрополь)
№ 15
С момента описания данного расстройства К. Янг и И. Гольдбергом
в 1995 г. появилось значительное количество работ по данной проблеме.
Наиболее широко они представлены в сборнике конференции «Интернет-зависимость:
психологическая природа и динамика развития» под редакцией
А.Е. Войскунского (Москва, 2009), а также в его статье «Актуальные
проблемы зависимости от интернета» (http://psyfactor.org/lib/addict.htm).
Опубликован обзор по данной теме в журнале Неврологии и психиатрии им.
С.С. Корсакова «Интернет-зависимое поведение» (В.Л. Малыгин,
Н.С. Хомерики, Е.А. Смирнова) http://www.mediasphera.ru/uppic/
Zhurnal%20nevrologii%20i%20psikhiatrii%20imeni%20S.S.%20Korsakova/2011/8/19/NEV_2011_08_086.pdf/
Издана монография (В.Л. Малыгин, А.С. Искандирова, Н.С. Хомерики и др.)
«Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика,
профилактика» http://www.livelib.ru/book/1000531148
Вы можете найти также авторефераты диссертаций Хомерики Н.С.
«Индивидуально-психологические особенности подростков с
интернет-зависимым поведением» и Антоненко А.А.
«Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и
онлайн-общения: клинико-психологические особенности и профилактика».
Последние публикации в зарубежных журналах:
Journal of Behavioral Addictions
(http://akkrt.hu/74/journals/products/ psychology/journal_of_behavioral_addictions_en)
№ 14
Подход к профилактике и реабилитации интернет-зависимых и у нас,
и в большинстве зарубежных стран основан на этиопатогенетических
механизмах формирования данного расстройства и включает в себя
психологическую коррекцию таких дезадаптивных личностных свойств,
препятствующих социальной адаптации, как повышенная тревожность,
импульсивность, враждебность, недостаточная развитость коммуникативных
навыков и эмоционального интеллекта. Важно знать о частой сочетанности
интернет-зависимости с другими расстройствами, в частности, депрессией,
что вызывает необходимость в ее своевременной диагностике и терапии.
Особое значение имеют дезадаптивные семейные отношения, что определяет
включение всех членов семьи в психотерапевтические процессы. Иной
подход к реабилитации интернет-зависимых в Китае, который основан на
«перевоспитании» интернет-зависимых юношей и подростков
в специальных трудовых лагерях или использовании без достаточных
оснований электросудорожной терапии.
№ 13
Уважаемая Ольга! Мне незнакомы работы по интернет-зависимости лиц
пожилого возраста. Очевидно, формирование интернет-зависимости у
пожилых людей имеет низкую вероятность, так как к этому времени
обычно уже произошла социализация, развиты коммуникативные навыки,
имеется достаточное количество социальных связей. Другой вопрос,
что современные технологии, в частности, интернет, расширяют (или
сохраняют) круг общения при ограничении физиологических возможностей
у пожилых. Так что пользование Интернета пожилыми людьми скорее благо,
чем зависимость.
Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 12
Скажите, пожалуйста, насколько представлена и выражена социальная тревога
в выборке интернет-зависимых? Можно ли предположить, что уход в виртуальную
реальность является специфическим механизмом компенсации или способом
совладания с социальной тревогой?
Вопрос № 11
Можно ли выделить какие-либо предпосылки или личностные особенности,
позволяющие говорить о склонности к интернет-зависимости. Как вы
считаете, стоит ли школьному психологу обратить особое внимание на
разработку профилактических мероприятий среди подростков в русле
данной проблематики?
Киселёва Мария (Барнаул)
№ 12
Среди интернет-зависимых подростков уровень личностной тревоги очень
высок. Не обладая навыками межличностных коммуникаций, такие подростки
испытывают значительные трудности адаптации в социуме, что, соответственно,
способствует развитию различных социофобий и бегству в виртуальное
пространство, где есть возможность снизить уровень тревоги, например,
через многопользовательскую ролевую игру. Другая часть подростков,
будучи эмоционально неустойчивыми, импульсивными часто испытывают
непроработанные чувства агрессивности и враждебности. Конфликты в
реальном мире подталкивают такого подростка к бегству в
интернет-пространство, где в безопасности можно реализовать свои
агрессивные тенденции и попробовать свои силы в различных межличностных
конфликтах. В этих случаях он-лайн коммуникации в чатах могут являться
своеобразной «пробой пера» для последующей адаптации в социуме.
№ 11
Уважаемая Мария! Индивидуально-психологическими факторами риска
формирования интернет-зависимости у подростка являются: высокий
уровень тревожности, неуверенность, повышенная возбудимость,
расторможенность, сниженный самоконтроль, эмоциональная неустойчивость.
То есть те характерологические свойства, которые препятствуют
адекватной социализации. Особое значение имеет недостаточная
развитость социального интеллекта у интернет-зависимого подростка,
что вызывает затруднения в понимании и прогнозировании поведения
других людей и, соответственно, снижает уровень социального
взаимодействия. Хотел бы обратить внимание на особую роль семейных
отношений в формировании интернет-зависимости. Подростки нередко
бегут в Интернет именно от своих родителей. Кроме этого отмечается
крайне низкая компетентность родителей по поводу факторов риска
формирования интернет-зависимости у подростков. Поэтому роль
школьного психолога крайне важна в профилактике интернет-зависимого
поведения, формирование которого тесно связанно с личностной
дезадаптацией и дисфункциональными семейными отношениями.
Вопрос № 10
Глубокоуважаемый Владимир Леонидович!
Скажите, пожалуйста, используется ли в методологическом анализе зависимого
поведения ставшие эффективными и наиболее разработанными в психологии,
клинической психологии – когнитивно-бихевиоральный подход и
культурно-исторический, деятельностный? Аргументируйте ответ.
Ольга Сагалакова (Барнаул}
Уважаемая Ольга! Как известно, в клинико-психологическом исследовании
болезней зависимости используются все школы и все направления:
когнитивно-бихевиоральный подход, психоаналитический, трансактный
анализ и, безусловно, культурно-исторический, позволяющий проследить
особенности развития и способы адаптации пациента к социуму. Так,
в частности, структурно-динамический подход, основанный на теории
деятельности А.Н. Леонтьева, использован нами (В.Л. Малыгин,
И.В. Ежов) при оценке факторов риска формирования аддиктивного
поведения, где структура личности представлена как целостная структура
с взаимовлияющим сочетанием базовых факторов личности. В процессе
исследования нами было выявлено, что наиболее важными факторами риска
обращения к психоактивным веществам является фрустрированность базовых
социально-биологических потребностей. В соответствии с теорией
деятельности удовлетворение потребностей осуществляется с помощью
системных психических механизмов – мотивации, целеполагания,
действий и операций, обеспечивающих динамическое взаимодействие
организма и личности с окружающей средой. При этом препятствием к
удовлетворению основных потребностей является недостаточность ряда
личностных свойств. В настоящее время в медицине и клинической
психологии наиболее используемой является био-психо-социальная
модель зависимости, которая может объединить в себе все известные
теории и направления. Важным современным направлением сейчас является
психогенетика, в рамках которой исследуется взаимосвязь генетических
факторов, влияющих на синтез нейрометаболитов и особенностей
характерологических свойств, адаптивных и дезадаптивных форм поведения.
Вопрос № 9
Уважаемый Владимир Леонидович!
Среди новых форм нелекарственных аддикций выделяют зависимость
от киберсекса и виртуального секса. По данным зарубежных ученых
компьютерной порнофилией заражено около 12 млн. чел. В связи с
этим, прокомментируйте, пожалуйста, мнение английского эксперта
Trudy Barber (2008), что именно киберсекс является источником
инновационных технологий и изобретений, и что новые технологии
меняются в основном благодаря людям с отклонениями в сексуальном
поведении.
С глубоким уважением, Николай Узлов (г. Березники, Пермский край)
Уважаемый Николай! Думаю, что следует быть осторожным в оценке
распространенности зависимости от виртуального секса, т.к. в
настоящее время отсутствуют как четкие диагностические критерии
указанных расстройств, так и надежные диагностические инструменты.
Что касается высказываний Trudy Barber, то они носят скорее
провокационный характер. Имеющиеся исследования свидетельствуют о
сравнительно большей неординарности мышления среди больных,
страдающих теми или иными душевными расстройствами, в частности,
шизофренией. Психические нарушения нередко сочетаются с различными
сексуальными девиациями. Так что первичными являются особенности
мышления и неординарность умозаключений больных с различными
психическими расстройствами, а не их возможные сексуальные особенности.
Вопрос № 8
Уважаемый Владимир Леонидович!
Какие основные мотивы, с Вашей точки зрения, побуждают интернет-зависимых
обращаться за помощью и начинать лечение?
Владимир Белоколодов (Санкт-Петербург)
Уважаемый Владимир! К сожалению, у интернет-зависимых подростков,
как и у большинства больных, зависимых от ПАВ, практически отсутствует
мотивация к обращению за помощью. Собственно, именно интернет-пространство
позволяет хоть и патологически, через бегство, но все же адаптироваться
в этой жизни. Поэтому зачем же от него оказываться, тем более, что, в
отличие от ПАВ, Интернет не вызывает тяжелых соматических нарушений,
от него не умирают. За помощью обращаются, как правило, родители, с
которыми и начинается психотерапевтическая работа, направленная на
положительные изменения имеющихся дисфункциональных семейных отношений.
Семейная психотерапия позволяет изменить стереотип неадаптивных семейных
коммуникаций и сформировать мотив на обращение за помощью у самого
интернет-зависимого.
Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 7
Какое влияние, на Ваш взгляд, оказывает ведение личной страницы
в социальных сетях на формирование образа Я у подростков?
Вопрос № 6
Какие особенности системы отношений и самоотношения, с Вашей точки зрения,
повышают риск развития компьютерной и интернет-зависимости?
Вопрос № 5
Какие факторы, с Вашей точки зрения, являются общими для формирования
различных зависимостей (химических и нехимических)? Какие специфические
факторы определяют выбор Интернета в качестве средства аддиктивной
реализации?
Вопрос № 4
Какова эффективность психотерапии интернет-зависимости на современном этапе?
С уважением и добрыми пожеланиями,
Михаил Будников (Санкт-Петербург)
№ 7
Очень большое. Социальные сети являются важной экспериментальной площадкой
для юношества. Здесь можно в безопасности попробовать свои силы, провести
различные эксперименты. В исследованиях Н.Ю. Федуниной выявлено, что
социальные сети привлекают своей свободой от физических и социальных
ограничений и правил: свобода от норм и правил, свобода от собственного
социального образа. «Сеть – это не социум. Там нет контакта,
который есть при взаимодействии людей друг с другом. На нас есть
ответственность, обязанности, а в Сети нет». «Общество начинается
с «нельзя». Оно не начинается с «можно». А здесь
– сплошное можно и никаких нельзя, все запреты сняты, все возможно,
все доступно». В сетевом взаимодействии становится возможной реализация
асоциальных желаний, которые невозможно осуществить в реальной жизни в связи
с ограничениями собственного «Я». «Свобода для»
описывается как возможность создать желаемый образ в социальных сетях,
поддерживать его, получить обратную связь. Интернет-пространство здесь
предстает как среда безопасного эксперимента при конструировании
идентичности, поиска ответа на вопрос, каким я хочу стать. Для тревожного,
неуверенного в себе подростка социальные сети могут являться одной из
ступенек для вступления в реальную социальную жизнь.
№ 6
Самоотношение (самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия и ожидаемое
отношение других) оказывают непосредственное влияние на систему
самооценок и субъективной значимости отношений с другими, что в
конечном итоге определяет успешность социальной адаптации. Непринятие
себя, часто обуславливаемое повышенной личностной тревожностью,
определяет и недоверие к другим, что способствует бегству в виртуальное
пространство.
№ 5
Можно выделить следующие общие факторы для химических и поведенческих
зависимостей: атарактический мотив (снятия напряжения), мотив
гиперактивации (активизация ЦНС через компьютерные игры). Следует
обратить внимание на меньшую роль субмиссивных мотивов, столь
характерных для формирования химических зависимостей у подростков.
Высокий уровень тревожности, низкая стрессоустойчивость определяют
бегство в безопасный виртуальный мир. В свою очередь, врожденная
недостаточность ЦНС, определяющая повышенную истощаемость, способствует
обращению подростка к относительно безопасному стимулирующему
агенту – компьютерным играм. При этом возникает своеобразный
порочный круг: сниженная активность ЦНС – стимулирующий эффект
компьютерных игр – истощение ЦНС – повышение «дозы»
игр – выраженное истощение ЦНС.
№ 4
Уважаемый Михаил! Эффективность психотерапии интернет-зависимости может
быть очень высокой при определенных условиях. Во-первых, точная диагностика
причин возникновения зависимости: биологических, личностно-характерологических,
микро- и макросоциальных. Важным является выявление возможных коморбидных
расстройств, в частности депрессии. Во-вторых, участие членов семьи в
психотерапевтическом процессе. И в-третьих длительность психотерапии и
последующего психологического сопровождения на различных этапах социальной
адаптации (до одного года и более).
Уважаемый Владимир Леонидович!
Вопрос № 3
Какими вы видите причины возникновения именно компьютерной и интернет
зависимости? Эта проблема наиболее распространена среди подростков.
Специалисты отмечают (Лисецкий К.С., Березин С.В.) личную
незрелость, несформированную идентичность в качестве причины при
возникновении зависимости от психоактивных веществ (ПАВ): «Нерешенные
задачи взросления, т.е. отсутствие у подростка его субъективного, проясненного
для него самого, его собственного отношения к онтологически значимым сторонам
его жизни порождает особое фоновое состояние, которое называется «тематическая
тревожность»».
В этом контексте подростковую девиацию, употребление ПАВ, и т.п. авторы
рассматривают, как стремление подростка, во что бы то ни стало, решать
свои задачи взросления.
Вопрос № 2
Как Вы считаете, компьютерная зависимость поддается тем же законам
возникновения зависимостей, как и другие? В чем состоят причины
возникновения именно компьютерной зависимости?
Вопрос № 1
Интересуюсь проблемами зависимости с момента написания диплома на эту тему.
Есть желание отдаться более глубоко изучению проблем компьютерной зависимости,
поскольку наблюдается резкое обострение этой проблемы среди молодых людей и
их родителей. Сообщите, пожалуйста, имеются ли в настоящее время образовательные
учреждения, курсы в С-Петербурге (может быть намечается их проведение), для
подготовки специалистов по этому направлению?
С уважением, Надежда Андрюшина (Санкт-Петербург)
№ 2-3
Мотивы злоупотребления подростком в интернет-пространством различны. На основе
наших исследований (В.Л. Малыгин, А.А. Антоненко) можно выделить
следующие: бегство в виртуальную реальность, в связи с трудностями социализации
и необходимостью снятия напряжения (атарактический мотив), мотив гиперактивации,
обусловленный повышенной истощаемостью ЦНС (зависимость от компьютерных игр),
мотив, направленный на попытку социализации (попробовать себя через общение
в чатах). Проведенные нами исследования в рамках био-психо-социальной модели
зависимости позволили выделить следующие факторы риска формирования
интернет-зависимого поведения: врожденная недостаточность ЦНС, которая
способствует формированию синдрома СДВГ и повышенной психической истощаемости
(увлечение компьютерными играми повышает синтез стриарного дофамина, что
оказывает необходимый стимулирующий эффект), аффективные расстройства, в
частности, эндогенная депрессия (интернет-ресурсы снижают субъективный
уровень переживания симптомов тревоги и депрессии), наличие таких дезадаптивных
личностных свойств, как повышенный уровень тревожности, импульсивности,
агрессивности в сочетании с недостаточной развитостью социального интеллекта,
а также нарушенные семейные отношения, обусловленные неадаптивными стилями
воспитания. Таким образом, интернет-пространство можно рассматривать, как
своеобразный психоактивный агент, обладающий специфическими свойствами
(анонимность, безопасность, феномен избегания и опыта потока), который может
сформировать зависимость у подростка в сложном периоде пубертата (феномен
патологической адаптации).
№ 1
Уважаемая Надежда! Проблема компьютерной зависимости достаточно новая
и специалистов в этом направлении пока явно недостаточно. Поэтому для
Вас имеется широкое поле для исследований. В Санкт-Петербурге данное
направление успешно развивается в научно-исследовательском
психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, а также
профессорами А.Ю. Егоровым, С.Л. Соловьевой. Успехов Вам!
|