![]() | ||
Мы начинаем публикацию сборника междисциплинарных исследований, объединенных темой «ИНЫЕ». Сборник был опубликован под эгидой Международного общества психопатологии экспрессии (СИПЭ). Издание приурочено к проведению выставки «Путеводитель» в Центре современного искусства «Арс-Форум», г. Ярославль, 25 ноября - 18 декабря 2005 года. «ИСКУССТВО
АУСАЙДЕРОВ: ПУТЕВОДИТЕЛЬ» / под ред. В.В. Гаврилова ИНЫЕ 2005 Издание
осуществлено при поддержке управления культуры мэрии г. Ярославля © В.В. Гаврилов, 2005 © дизайн Я.В. Подгорнова, 2005 МАРГИНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО.В России интерес к явлениям, выходящим за рамки культуры как нормы, возник параллельно Западу. Московский психиатр П.Карпов начал эти исследования в начале ХХ века. Практически одновременно, по инициативе художника В.Кандинского, в Германии организуется объединение «Голубой всадник», где, возможно, впервые публично выставлены четыре произведения пациентов психиатрической клиники. Я думаю, что этот замысел В.Кандинского, прежде всего, связан с его жизнью и деятельностью в России и обогащением опытом примитивной культуры народов русского Севера (Вологодская губерния). По-своему грандиозным был проект русских исследователей с участием П.Карпова и В.Кандинского, организовавших с 1924 года в ГАХН (Государственной академии художественных наук) целенаправленное изучение маргинальных явлений в области художественной культуры (художественный примитив, творчество детей и душевнобольных). В итоге в 1926 году была издана первая подобного плана монография П.И.Карпова «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники». К сожалению, этот труд малоизвестен для западных исследователей, да и на Родине является раритетом. В последние годы ХХ века в СССР вновь возникает интерес к психопатологической экспрессии, параллельно с официальным становлением арт-терапии, реабилитацией психоанализа и принятием наивного искусства. С 80-х годов из медицинских собраний формируются первые коллекции пациентов-художников, однако публичные выставки «малокультурного» искусства становятся возможными лишь в 90-е годы. Определенным сдерживающим фактором явилась не только невостребованность данного явления и «неподготовленность» публики. Причина, скорее, в другом: маргинальное творчество не получает научного определения специалистов. Естественно, попытки осмысления «художественной продукции больных» продолжались и просматривались преимущественно в работах психиатров. К примеру, в начале 80-х годов в Базеле на русском и английском языках были выпущены 3 красочных альбома «Изобразительный язык больных шизофренией» под редакцией Э.А.Бабаяна, Г.В.Морозова, В.М.Морковкина, А.Б.Смулевича и с привлечением консультантов-искусствоведов. Значимая роль в продолжении исследований, начатых П.Карповым, принадлежит коллективу единомышленников из Ярославля – Арт-проекту ИНЫЕ. Автор и руководитель инициативы – Владимир Гаврилов, лишь после десятилетия подготовительной работы, в 1997 году организовал первую выставку, положившую начало успешной российской и зарубежной биографии ИНЫХ. Не умаляя значения других исследователей (кстати, в Москве с 1996 года плодотворно работает Музей творчества аутсайдеров), отметим, что ярославское начинание имеет, как минимум, следующие отличия. Инициаторы проекта практически первыми стали уважительно разводить художественные и клинические понятия: «Аутсайдер-арт» и «арт-терапия». Отказавшись от покровительства психопатологической экспрессии, проект сразу же заработал в режиме партнёрства: равноправного признания неоднозначного творчества в статусе ИСКУССТВА – аутсайдеров, брютов, маргиналов. Обращает на себя внимание и устойчивая тенденция ИНЫХ не только коллекционировать, но и изучать и вводить в культурный обиход произведения художников с «психиатрическим опытом» с точки зрения эстетической и художественной ценности. С 2000 года для больных при клинике (ЯОКПБ) регулярно заработал арт-клуб «Изотерра», представляющий своеобразную лабораторию, позволяющую прицельно изучать процессы творчества при психических заболеваниях. Кураторы ИНЫХ ссылаются на мнения Ж.Дюбюффе, М.Фуко, Г.Гессе, «восторженно» отмечавших, что «безумие – позитивное, плодотворное и ценное явление» прежде всего в области искусства». Однако подчёркивают, что «как правило, безумие приветствуется в обобщённом плане или преимущественно у людей талантливых. Антипсихиатры не обременены заботой о проблематике «бесталанных» больных, коих большинство» (В.В.Гаврилов, И.И.Реховских, 2004).* И всё же, не менее важен и альтернативный взгляд клинициста на творчество художника. К примеру, Зигмунд Фрейд всегда подчеркивал, что далёк от искусствоведческого анализа художественного творчества. Леонардо да Винчи и Фёдор Достоевский интересовали его как психоаналитика, изучающего поведение «пациента» в том числе и на материале искусства. Феномен сублимации, столь любимый деятелями культуры и вошедший в культурологический оборот, ныне должен быть поставлен рядом с другими вариантами психологической защиты – трансфером (переносом), первоначально не имеющим отношения к искусству. Оба механизма важны в первую очередь для психотерапии, а во вторую – как инструменты культуры и искусства. Слов нет, искусство аутсайдеров обладает набором ярких эстетических признаков, требующих самого внимательного изучения. В противоположность вариациям арт-терапии, эстетические образцы схожего творчества должны занять подобающее ему место в истории искусства и, даже возможно стать предметом арт-бизнеса. Крайне соблазнительно (в данном случае) встать на антипсихиатрическую точку зрения не только искусствоведам, эстетикам, культурологам, но иногда и самим психиатрам, обладающим редкими коллекциями подобного искусства. Ярославцы упоминают Марселя Режа, предложившего, одну из первых клинических типологий творчества душевнобольных (1907). Аналогичную позицию занимал Хайдельбергский университет в Германии. Там же в медицинском, то есть строго научном ключе, была написана книга известного врача-философа Карла Ясперса (1913), посвящённая анализу творчества Ван Гога и Стриндберга. Далее В.В.Гаврилов и И.И.Реховских предлагают для уяснения достаточно широкого трактуемого понятия – аутсайдер арт, свой подход, учитывающий и искусствоведческие и патопсихологические позиции. Они не изобретают типологию, а в общепринятых художественных категориях: брутальное, маргинальное и наивное творчество, усматривают и ментальные особенности их авторов. Соответственно, под «иным» углом сопоставляется данное творчество: как «вследствие», «вопреки» и «вне» психиатрического опыта. Арт-проект «ИНЫЕ» использует междисциплинарный подход, обогащающий и клинику различными философскими, социальными, психологическими, культурологическими и искусствоведческими аспектами, нередко уделяя психопатологии лишь факультативную роль. Сегодняшней культуре крайне необходимы исследователи, аналогичные пионерам психоанализа, которые, во имя высокой науки, смогли бы преодолеть соблазн суженных воззрений либо патопсихологии или эстетизма в подходе к искусству аутсайдеров. А для данного шага уже накоплен значительный материал как научного, так и художественного содержания. * Гаврилов В.В., Реховских И.И Искусство аутсайдеров: некатегоричность категорий // Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы. – М., 2004, С.233–239. The
article “Marginal Art” by Alexander Migunov,
professor, Doctor of Philosophy, head of the chair of aesthetics at the
department of Philosophy of the См. также материалы сайта * Психология личности.
Практикум. - Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессионально-педагогической
подготовки врача * Глава 3. Творчество и долголетие (Норман Казинс) * Психотерапия: сущность, некоторые взгляды, современные концепции (по Р. Конечному и М. Боухалу) * Личность и болезнь (по И.Харди) | ||
![]() | ||
![]() | ||
![]() | ||
|