РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

ОБ ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЕЧАЩИХ

ОБ ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЛЕЧАЩИХ

 

Хотелось бы высказать и некоторые соображения относительно психогигиены врача и сестры. К сожалению, работники здравоохранения не много внимания обращают на свою собственную санитарную культуру. Врачи и сестры настолько заняты своей повседневной деятельностью, что на заботу о здоровье своего орга­низма, о здоровье своей психики уже не остается времени. Можно было бы приве­сти множество трагических примеров, когда врач, жертвуя всем ради больных, доводил себя до очень тяжелого, а нередко и смертельного состояния.

Психогигиена в этой области во многом одинакова с таковой в других областях деятельности. Мы не хотим здесь заниматься такими вопросами, как физические условия существования, здоровье, условия работы, связи с людьми и пр., мы лишь выделим те моменты, которые тесно связаны с тем, что было описано выше. Повторяем, что знания по медицинской психологии и по психологии обращения с больными значительно облегчают работу врачей и сестер, а также способствуют душевной гармонии, сохранению здоровья и лечащих и лечащихся.

Преобладающее большинство сообщений, посвященных вопросам психогигие­ны, подчеркивает перегруженность врачей, усиленный темп их деятельности. Врач постоянно стремится помочь всем, кто к нему обращается, с кем он сталкивается. Это означает не только большую количественную нагрузку в работе. Те проблемы, которыми врачу приходится заниматься, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями: врачебная деятельность – наряду со всеми ее радостями, переживаниями и победами – сопряжена и с множеством постоянных поражений: боль и мучения, которые мы не можем облег­чить, болезни, которые мы долгое время не можем излечить, наконец, смерть, встречи с которой неизбежны. Если же добавить к этому наши ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает нас повседневная жизнь, то станут ясны и перегруженность врачей, и напряженность ритма их жизни, и слу­чаи, когда они такой нагрузки не выдерживают. Прежде всего, все это сказывается на семье, где врач становится раздражительным, вспыльчивым: то, что ему прихо­дится подавлять в себе перед больными, находит выход дома. Но бывает, что напряжение не находит разрядки и дома. В международной специальной литерату­ре не раз подчеркивалось, что злоупотребление лекарствами (как среди врачей, так и сестер) представляет серьезную опасность. Важной задачей психогигиены явля­ется обратить внимание на вред этого, особенно это касается приема болеутоляю­щих, барбитуратов, которыми следует пользоваться только при крайней необхо­димости.

Перегруженность врача отражается, прежде всего, на его жене. Частый невроз, чрезмерное употребление различных лекарств женами врачей связаны с отсутствием внимания к ним, с одиночеством в семье. Врач старается вылечить жену, назначает лекарства, делает уколы, хотя было бы достаточно назначить побольше дозу своего времени, внимания.

Работа с большими массами людей ведет к своеобразному расстройству, кото­рое можно было бы назвать «отравлением людьми»: врач (сестра) становится раздражительным, вспыльчивым, часто безо всякой видимой причины. Может выработаться и защитная форма поведения: холодность, равнодушие. Избежать этого позволяет хорошая организация работы, благодаря которой достигается равномерная нагрузка всех работников здравоохранения. При соответствующем ритме работы, правильном отдыхе, умелом использовании свободного времени (экскурсии, прогулки и пр.) всего этого, конечно, не будет. С другой стороны, врач всегда должен ясно представлять себе, чем вызвано каждое его чувство, настрое­ние, никогда не забывать о необходимости уметь владеть собой.

Приводимый ниже пример показывает, какую психическую нагрузку приходит­ся часто переносить врачу:

 

Опытный участковый врач 40 лет. Импульсивный человек, имеющий прекрасную практи­ку, наметанный глаз, уверенную руку, способный диагност, сознающий свою ответственность и важность призвания врача, в стадии нервного истощения, подавленный, с симптома­ми невроза приходит на прием к невропатологу. Пациент рассказывает, что вот уже почти 20 лет он успешно работал и хорошо чувствовал себя, несмотря на перенапряжение и множе­ство трудностей в работе. Так было до последнего времени, когда на его безупречную активность повлияли три события: прежде всего конфликт, вызванный поведением одной больной. Эта женщина родила мертвого ребенка и после выписки из больницы вместе с мужем пожаловала на квартиру врача и в присутствии пришедших к нему на чай друзей заявила: «Ребенок был от врача... Он меня изнасиловал...» Разъяренный муж, играя ножом, еще добавил: «К этому мы еще вернемся». Позднее больная утверждала и то, что и двое других ее детей от врача и что «мертворождение – тоже дело рук врачей»... На основе всего этого на врача была написана жалоба, он был вынужден защищаться, искать доказательства и оправдания, доказывать свою невиновность. Меж тем выяснилось, в чем дело: больная попала в психиатрическое отделение, где определили, что у нее шизофрения. Едва врач оправился после пережитого, как его постигло новое обвинение: из больницы, куда он напра­вил одного из своих больных, поступила жалоба, что участковый врач назначал ему не то лекарство, что было нужно. Однако вскоре рассеялись и эти обвинения, в ходе расследования были доказаны ошибки врачей больницы, а не участкового врача. В это время врач вынужден был взять к себе в дом тяжело больную раком, находящуюся в предсмертном состоянии мать, за которой он ухаживал до самой смерти. «... И представьте себе, все это время, несмотря ни на что, я должен был работать, заниматься больными, лечить их», – заметил пациент.

 

Врачи, действительно любящие свою профессию, очень часто ищут выхода из самых сложных положений – в своей работе. К счастью, большинство венгерских врачей отличает многосторонность интересов: искусство, спорт, научные занятия разнообразят их жизнь.

В литературе по вопросам психогигиены очень много пишут о стабилизирую­щей роли хороших отношений между людьми, об их положительном воздействии на психическое здоровье. В работе врача, сестры хорошие отношения между кол­легами, тесное сотрудничество – необходимые условия успешной деятельности.

Много писалось о роли групповых собеседований. Было бы очень полезно уделять на таких собеседованиях большее место психологии: на совещаниях в лечебных учреждениях, в отделениях больниц заниматься не только решением административных вопросов, но и, пользуясь присутствием коллег, обсуждать вопросы психологического характера, проблемы, решение которых способствует совершенствованию сотрудничества, отношений между коллегами. Во время таких бесед, проходящих в хорошей атмосфере, полезно остановиться на вопросе о личном стиле работы отдельных коллег, хорошо аргументируя это и с психологической точки зрения. Такие собеседования, обсуждения способствуют разрешению не одной личной проблемы, устранению напряженности отношений, еще большему углублению психологической работы в отделении.

Групповые собеседования, индивидуальные занятия способствуют одной из классических основ развития – самопознанию. О личности врача, о роли самопоз­нания и развития в его деятельности уже говорилось (см. главу III). Такое же значение все это имеет и в отношении сестры. Индивидуальные методы работы, воздействие, оказываемое отдельными личностями, недостатки, ограни­ченность – все это должно обсуждаться, познаваться. Сестра также должна иметь ясное представление о своей личности и ее чертах. В этом ей может помочь психолог или сестра, имеющая соответствующую подготовку. Сокрушительная критика, администрирование, порицания не могут служить формами самопозна­ния. Товарищеская, дружеская беседа, проникнутая стремлением понять, вникнуть в суть проблемы, может сделать очень многое. Чем лучше человек знает себя, тем лучше он может приспосабливаться к другим людям, условиям, лучше может работать с людьми, с самыми разными больными. Только таким путем может развиться способность вживаться в проблемы и чувства других людей. (Еще более помогает этому работа специализированных групп, целью которой является повы­шение восприимчивости к различным проявлениям человеческой личности.) Груп­повые собеседования, метод семинарских занятий путем самопознавания, обсуж­дения впечатлений способствует охране психического здоровья, это надежный путь усвоения психологии обращения с больными: здесь учатся на собственном опыте и ошибках, а также на опыте своих коллег.

Постоянное повышение и совершенствование своих знаний и культуры является жизненной потребностью не только врача, но и сестры. Наряду с постоянным пополнением и совершенствованием специальных профессиональных знаний большую помощь в работе с больными оказывает и литература, искусство, они помогают глубже понять больного человека. Из романа, театрального спектакля, кинофильма можно почерпнуть знание таких деталей человеческой жизни, страда­ний, чувств, которые имеют гораздо большее значение, чем сто отвлеченных истин. Они могут приблизить нас к страдающему человеку – к больному. Литература, искусство спаивают нас с человеческим коллективом, с обществом созидате­лей, помогают нам расширять свой кругозор, не ограничиваться узкими рамками специальности, не дают оторваться от жизни.

В вопросе о соответствующем подборе сестер наряду с физическим здоровьем важнейшее место занимает их психическое здоровье. Сестры с неуравновешенной психикой не могут вынести всех превратностей этой очень трудной профессии, требующей высокоразвитой способности к приспособлению. С другой стороны, нельзя не учитывать и того, что люди с такой психикой оказывают вредное влия­ние на больных. Только та сестра по-настоящему разбирается в больных, может оказывать на них поистине исцеляющее воздействие, которая и сама здорова и умеет следить за своим здоровьем.

Болезнь – большое и трудное «приключение». Следить за ее развитием, основа­тельно разобраться в жалобах больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения – важнейшая цель нашей работы. В ходе лечебной деятельности, выполняемой с радостью, мы всегда немного лечим и самих себя.

 

(Харди И.  Врач, сестра, больной. Психология работы с больными.

 – Будапешт, 1988, С. 313-315)

 

 

И. Харди РОЖДЕНИЕ КНИГИ. Как создавалась «Психология у постели больного» (история создания книги «Врач, сестра, больной. Психология работы с больными»)
– журнал «Медицинская психология в России» № 1(1) – 2009

 

Внимание!

Выбрав услугу ПОИСК на главной странице сайта «Медицинская психология» и введя интересующее Вас понятие, Вы сможете получить дополнительные справки по теме с использованием ВСЕХ собранных на настоящий день информационных ресурсов сайта.

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player