РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ, В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

МЕДВУЗЫ - 12

© Комплексная самохарактеристика. Практикум. Часть 1-2

Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон)

 

// Комплексная самохарактеристика: Учебное пособие. – Ярославль, 2005

ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)

Рекомендуется учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и «педиатрия»

Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской психологии

Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и клинической психологии Вячеслав Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

2.

Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон)

 

2.1. Висцеротония.

 

2.2. Соматотония.

 

2.3. Церебротония.

3.

Психологическая характеристика личности  по А.Ф. Лазурскому

 

3.1. Внимание,  чувства, зависящие от контраста

 

3.2. Ощущения, восприятия, движения

 

3.3. Память

 

3.4. Ассоциации, воображение, речь

 

3.5. Мышление, общие характеристики умственной сферы

 

3.6. Настроения и аффекты, общие особенности эмоциональной сферы

 

3.7. Чувства

 

3.8. Принятие решений, процесс выбора,  сознательное волевое усилие

4.

Личность как система отношений

 

4.1. Программа изучения личности в ее отношениях к среде

 

4.2. Отношения к труду и собственности.

 

* Отношение к вещам

* Отношение к труду

* Отношение к материальному обеспечению (доходу)

* Отношение к собственности и ее расходованию.

 

4.3. Отношения к обществу.

 

* Отношение к равным

* Отношение к высшим и низшим

* Общественное сознание

* Корпоративное сознание

* Отношение к государству

* Отношение к праву

* Отношение к правилам вежливости и приличий

 

4.4. Отношения к жизни в целом.

 

* Отношение к природе

* Отношение к животным

* Отношение к нравственности 

* Общее отношение к миру и жизни

* Отношение к религии

* Отношение к науке и знанию

* Отношение к искусству (эстетический интерес)

 

4.5. Отношения к себе самому и семье.

 

* Отношение к своей физической и психической жизни

* Отношение к своей личности

* Чувственная любовь

* Романтическая любовь

* Отношение к семье

 

4.6. Определение «Уровня личности»

5.

Выраженность полоролевого поведения

6.

Социальная зрелость личности

7.

«Линия жизни»

8.

«Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) личности

 

8.1. Общая оценка

 

8.2. Оценка по основным блокам

 

8.3. 140 профессионально-психологических умений врача

 

* Блок «Восприятие и хранение информации»

 

* Блок «Переработка информации»

 

* Блок «Эмоционально-волевая регуляция»

 

* Блок «Речь и культура общения»

 

* Блок «Умение входить в контакт»

 

* Блок «Умение вести диалог»

 

* Блок «Умения воздействовать»

9.

Планы личностного и профессионального роста (2-й курс)

10.

Планы личностного и профессионального роста (4-й курс)

 

Литература для углубленного изучения темы

 

«Обстоятельства не правят нами – это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем. Наша душа не арена слепого случая, и соответственно мере той силы, которой мы располагаем, и которая проявляет себя во внимании, мы можем выйти за пределы, накладываемые наши организмом, и участвовать в построении мира, выдвигая и реализуя идеальные цели. Мы не стоим в сплошном потоке событий как индифферентные проводники механических процессов, а утверждаем нашу независимость и свободу путем рационального испытания и рассмотрения сыплющихся на нас впечатлений, благодаря устойчивой приверженности тем задачам, которые одобряются нашей совестью. Но не следует забывать, что та сила, которая проявляет себя во внимании и делает его отражением данной личности в целом, приобретается не по случаю. Образованием, которое мы получили или выработали в себе сами, определяется то, насколько хороши идеи, брошенные на весы внимательного наблюдения и припоминания, конструктивной деятельности воображения и понимания. Если в душе и ее способностях существует что-либо пластичное, так это, безусловно, внимание, первоначальные изменчивость и неопределенность которого должны быть вышколены в постоянство и твердость, а неограниченная восприимчивость ко всему, что может заинтересовать человека, не должна понести урон, вырождаясь в позорную капитуляцию перед каждым и всяким впечатлением – полезным и вредным, своевременным и несвоевременным, хорошим и плохим. Мы сможем тогда быстро приступить к работе, правильно подготовив апперцепцию. Вооружившись таким образом, мы выйдем победителями из нашей схватки с переменами и случайностями, тяготами и соблазнами жизни»

 О. Кюльпе, психолог, 1902 г.

 

1. Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»

 

Общие требования к выполнению контрольной работы:

* Контрольная работа является итоговым заданием, объединяющим темы второго курса. В ней используются материалы лекций, конспектирования литературы, практических занятий и самостоятельной подготовки студента.

* Контрольная работа является одновременно подготовкой к написанию зачетной работы «Комплексная характеристика личности пациента» – итоговое годовое задание.

* Контрольная работа является документом в известной степени фиксирующим личностное и профессионально-психологическое становление студента и будет востребована для дальнейшего анализа на четвертом курсе при прохождении блока «Медицинская психология».

* В связи с этим, работа не будет обсуждаться среди студентов группы (или будет обсуждаться при изменении всех данных, позволяющих идентифицировать автора). Работа, после проверки, будет храниться на кафедре и будет выдана на IV курсе.

* Работа не засчитывается, если студент будет уличен в фальсификации результатов самооценки.

* Контрольная работа сдается в сопровождении «Рецензии» – написанном на отдельном листе отзыве на «Комплексную самохарактеристику» человека, хорошо знающего студента (по выбору самого студента).

В рецензии должны быть отражены:

общая оценка (полнота и объективность) проделанной работы,

самокритичность в оценке своих успехов и недостатков (отсутствие «перегибов» как в ту, так и в другую сторону),

реалистичность (выполнимость) планов личностного и профессионального роста.

Студент должен быть готовым ответить на замечания рецензента.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ (УНИВЕРСИТЕТ)

Курс медицинской психологии кафедры психиатрии

 

Контрольная работа:

 

КОМПЛЕКСНАЯ САМОХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ

 

 

Работа выполнена

 __________________

 (ФИО студента)

 __________________

 факультета

 II курс группа ______

 

IV курс группа ______

 

 «Зачтено» ____________ 200.... года

 

 _____________________

 (подпись преподавателя)

 

«Зачтено» ____________ 200.... года

 

 _____________________ (подпись преподавателя)

 

 

Рис. 1. Стандартное оформление титульного листа контрольной работы

 

2. Биологические основы индивидуальности.

Оцените особенности своего поведения с позиций конституционально- типологической теории Уильяма Шелдона (ПРИМЕР развернутой характеристики взят из оригинальной работы У. Шелдон, –  цит. по «Психология индивидуальных различий», С. 461-469)

 Обри: Крайняя висцеротония

 Обри – 22-летний круглолицый, полный, породистый мужчина, среднего роста. Хотя его семья принадлежала к кругу богатых промышленников, Обри на них совсем не походил. Он всегда был ленивым, инертным и безответственным, но при этом необычно располагал к себе. У него не было сложностей с людьми, он легок на подъем, очень миролюбив, человек, который не может не нравиться и которому все сходило с рук. Его никогда ни в чем серьезно не обвиняли. IQ, измерявшийся у него у школе трижды, всегда не превышал 100-115. Он отличался завидным здоровьем. Ранее детство его было в целом нормальным, хотя за ним не замечали особенных успехов в учебе. Как правило, отметки его были средними, но он никогда не был последним человеком в классе. Два года назад он поступил в университет, но и здесь успехи в учебе у него были средними. После двух лет ему пришлось оставить университет и пойти в скобяную лавку отца, но отец понял, что неряшливость и бессмысленное «транжирство» сына принесут ему больше долгов, чем выгоды.

Обри был исключительно щедрым, раздавая не только свое личное имущество, но и имущество отца. Он не чувствовал никакой ответственности, много ел и спал, и, казалось, совсем не думал о своем будущем. Отца его всегда больше раздражала привычка сына собирать вокруг себя бездельников, которые постоянно его окружали. Когда он находился в лавке, ленивейший и бесполезнейший сброд городка собирался здесь, как мухи вокруг куска сахара.

Теперь рассмотрим каждую из 60 окончательных оценок, полученных по шкале темперамента. При практическом использовании данного метода в течение периода наблюдения и анализа оценки выделяемых параметров даются много раз, но в данном примере мы рассмотрим окончательные оценки. Кроме того, будут даны дополнительные пояснения в отношении каждой оценки.

 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ (Компоненты темперамента)

ВИСЦЕРОТОНИЯ

1. Расслабленность (7). Уже одно созерцание Обри действует расслабляюще. Тело вялое, с хорошо заметным животом. Дыхание поверхностное, грудная клетка практически неподвижна, и поэтому живот кажется еще более выпуклым. Мимические мышцы лица почти полностью расслаблены. Руки обычно висят, как тюленьи ласты, а ноги всегда расставлены. Когда он сидит, то явно этим наслаждается, напоминая большой мешок с бобами, лежащими на стуле.

2. Любовь к комфорту (7). Он изобретателен только в одном – он гений по части собственного комфорта. Любит сидеть на солнышке, любит низкую мягкую мебель.

3. Замедление реакции (6). Реакции почти всегда одинаково замедленны и неторопливы. Никогда нет резких движений. Лицо кроткое и никогда не меняет своего выражения. Сексуальное вожделение замедленное и слабое. Он обнаруживает некоторый намек на оживленность только при поиске удобного положения в своей любимой мебели.

4. Любовь к пище (7). Пища для него – основная цель жизни, его главное удовольствие. Основные разговоры сосредоточены на ней, а наибольшей энтузиазм связан с пищей. Сам по себе процесс еды – самое приятное событие. Он не набрасывается на пищу, как собака, а относится к ней благоговейно, как верный любовник к своей возлюбленной.

5. Социализация пищевой потребности (7). Еда для него является самым главным событием дня. Он редко опаздывает к обеду и ужину, но может легко проспать завтрак. Он любит застольную компанию и может заговорить мать и гостей, если его вовремя не остановить. Основой дружбы для Обри служат взаимные приглашения к обеду. Гостеприимство для него – святыня.

6. Удовольствие от пищеварения (7). Его пищеварительная система работает, как доменная печь, он может поглощать пищу непрерывно. Нет ничего такого, что он не мог бы переварить. Наибольшее счастье – покой и отдых после хорошей еды в ожидании нового приема очередной порции. Удаление ее из организма – одно из самых приятных занятий.

7. Любовь к вежливому обращению (7). Для него большое значение имеют проявления любезности. Основным предметом его раздумий является то, как его оценивают и как к нему относятся.

8. Социофилия (7). Эта черта выражена в крайней степени. Он не может переносить одиночества. Ему постоянно надо быть среди людей. Поскольку Обри не надо заботиться о пропитании, все его сознательные усилия направлены на поиски людей и удержание их вокруг себя. Он в высшей степени общителен. Общение составляет основу его Я, но контакт с людьми у него поверхностный.

9. Приветливость со всеми (6). Он проявляет товарищеские чувства ко всем без разбору. Это единственное его дело, в котором он преуспел. Хорошее отношение к пестрому кругу своих знакомых – постоянное и ровное. Его искренность никогда не ставилась под сомнение.

10. Жажда похвалы и одобрения (7). Его зависимость от одобрений – унизительная и вызывает жалость. Ему невыносимы даже малейшие проявления недоброжелательности со стороны своих приятелей. Он постоянно раздает товары из отцовской лавки, лишь бы не огорчать друзей. Его основное занятие – быть «хорошим» малым.

11. Ориентация на других людей (6). Он прекрасно ориентирован к определенной группе людей. Люди являются его основной заботой. Он неутомимый болтун. Это живой барометр колебаний социального состояния и престижа в пределах своего узкого круга.

Табл. 2.  Типы темперамента по У. Шелдону (Цит. по Я. Стреляу, 1982)

 ВИСЦЕРОТОНИЯ

 СОМАТОТОНИЯ

 ЦЕРЕБРОТОНИЯ

  1. Расслабленность в осанке и движениях.

  1. Уверенность в осанке и движениях.

  1. Сдержанность манер и движений, скованность в осанке.

  2. Любовь к комфорту.

  2. Любовь к физическим нагруз-кам и приключе­ниям. 

  2. Чрезмерная физиологи­ческая реактивность.

  3. Замедленные реакции.

  3. Энергичность.

  3. Повышенная скорость реакций.

  4. Любовь к пище.

  4. Потребность в движе­ниях и удовольствие от них.

  4. Стремление к довери­тельным контактам.

  5. Социализация пищевой по-требности

  5. Стремление к домини­рованию, власти.

  5. Чрезмерное умственное напря-жение.

  6. Удовольствие от пище­варения.

  6. Склонность к риску.

  6. Скрытность чувств, эмоцио-нальная сдержан­ность.

  7. Любовь к вежливому обхож-дению.

  7. Решительные манеры.

  7. Беспокойные движения глаз и лица.

  8. Социофилия.

  8. Храбрость в конфликтах.

  8. Социофобия.

  9. Приветливость со всеми.

  9. Агрессивность в сорев­новании.

  9. Затруднения в установ­лении социальных контактов

10. Жажда похвалы и одобрения

10. Психологическая нечувстви-тельность, эмоциональная черствость

10. Трудность приобрете­ния новых привычек, сла­бый автоматизм.

11. Ориентация на других людей.

11. Боязнь (нелюбовь) закрытых помещений.

11. Боязнь (нелюбовь) открытых пространств.

12. Стабильность эмоцио­нальных проявлений. 

12. Отсутствие жалости и контакта.

12. Hеумение предвидеть отноше-ние к себе других людей.

13. Терпимость.

13. Громкий голос.

13. Тихий голос, боязнь вызвать шум.

14. Безмятежная удовле­творен-ность.

14. Спартанское безразли­чие к боли

14. Чрезмерная чувстви­тельность к боли.

15. Глубокий сон.

15. Общая шумливость.

15. Hедостаточный сон, хроничес-кая усталость.

16. Бесхарактерность.

16. Внешний вид соответ­ствует более пожилому возрасту.

16. Юношеская живость манер во внешнем облике.

17. Легкость в общении и выраже-нии чувств; лег­кость вазомотор-ных реакций.

17. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоции-ях; легкость двигательных реак-ций.

17. Склонность к размышлению, самоанализу

18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения.

18. Агрессивность и настойчи-вость в состоянии опьянения.

18. Устойчивость к действию ал-коголя и других репрессантов

19. Потребность в людях в тяжелую минуту.

19. Тяга к действию в тяжелую минуту.

19. Тяга к одиночеству в тяжелую минуту.

20. Ориентация к детству и семейным взаимоотношениям.

20. Ориентация на юношеские цели и занятия.

20. Ориентация к поздним периодам жизни.

12. Стабильность эмоциональных проявлений (6). За ним не наблюдается резких смен мнений или явных перемен в чувствах. Он всегда такой, какой он есть. Социофилия является его устоявшимся свойством. Его вкусы не претерпевают никаких изменений.

13. Терпимость (6). У него нет социальных предубеждений, определенных политических мнений, он ровен в отношениях с людьми всех классов. Он олицетворяет абсолютное удовлетворение и принятие жизни такой, какая она есть. Он может быть резким только на словах.

14. Безмятежная удовлетворенность (7). Эта черта предельно выражена в нем и больше всего раздражает его родителей. Он безмятежен, как полная луна, доволен и собой, и семейными обстоятельствами. Для него ничего нет неотложного, и его честолюбивые планы не простираются дальше текущего дня.

15. Глубокий сон (7). Сон в высшей степени глубок. Он засыпает через несколько минут после того, как прикасается к подушке, максимально расслабляется и беспробудно спит, как дитя. Его можно перенести (что однажды и проделано в присутствии автора) с кресла на кровать, не нарушив его сна. Храп раздается тут же, как только он заснет. Храп его громок, ни на минуту не прерывается.

16. Бесхарактерность (7). В нем нет страсти и душевной силы. Он производит впечатление абсолютного отсутствия душевной и эмоциональной работы. Кажется, что все его цели не идут дальше простого существования и комфорта. Обри легко подчиняется волевым людям. При рукопожатии его рука холодна и вяла, как кусок жирной свинины.

17. Легкость в общении и выражении чувств, висцеротоническая экстраверсия (7). В проявлении своих чувств он легок и естествен, и никогда у него нельзя заподозрить задней мысли. Он никого не шокирует, и никто не может понять его неправильно. Он является экстравертом в аффективном (а не в волевом) смысле.

18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения (7). Алкоголь только подчеркивает преобладание у него висцеротонии. При опьянении он еще больше расслабляется и стремится к общению, не кричит и не проявляет агрессии, не обнаруживает никаких проявлений соматотонии. Он любит выпить, но очень умеренно.

19. Потребность в людях в тяжелую минуту (7). В беде он стремится к людям. Не переносит конфликтов, а если они случаются – сразу же ищет кого-нибудь, чтобы излить свою душу, и делает это, не колеблясь. В отличие от соматотоника, он никогда не стремится действовать в таких ситуациях.

20. Ориентация к детству и семейным отношениям (7). Ему присуща тесная эмоциональная связь с семьей и большая привязанность к матери. Лучше всего ему удаются отношения с маленькими детьми. Дети любят его и не бывают с ним скованными. Он уверен, что раннее детство – самое лучшее время жизни.

СОМАТОТОHИЯ

1. Уверенность в осанке и движениях (1). Он выглядит тяжело и неуклюже, первым делом он напоминает студень. Это справедливо как в отношении тела, так и в отношении лица. В его облике и в движениях нет никакой агрессии.

2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям (1). Полностью отсутствует. Он не любит даже водить автомобиль. Он никогда не проявил ни малейшего интереса к спорту. Хотя и держится на воде также хорошо, как поплавок, и любит купаться, как ребенок, редко занимается плаваньем.

3. Энергичность (1). Он необычайно ленив. Взрывы энергии ему абсолютно не свойственны. Если его насильно не разбудить утром, то никогда не встанет. Пульс слабый и медленный. Кровяное давление низкое – 100/70.

4. Потребность в движениях (1). Никогда не испытывает никакой потребности в движении. По словам его отца, она проявляется только тогда, когда ему хочется есть.

5. Стремление к власти (1). Ему не нужно командовать никем, даже кошкой. Обри не жаждет власти. Он стремится быть таким, как все, и не вызывать неодобрения.

6. Любовь к риску (1). Он и гроша не поставит на кон. Не ввязывается в драки. Не любит ездить в автомобиле на большой скорости и часто отказывается летать на самолете.

7. Решительные манеры (1). «Храбрый заяц». Он слаб и беззащитен перед лицом любой опасности. Он никогда не идет к своей цели, а все время рассчитывает на чью-то помощь.

 8. Храбрость в бою (1). Трус от рождения. За всю свою жизнь у него не было никаких стычек, за исключением одной или двух потасовок с девчонками или маленькими мальчишками.

9. Агрессивность в соревновании (1). В этой личности нет и намека на агрессивность. В нем не видно никаких признаков негодования. Он послушен, безмятежен, безвреден. И никогда не делает зла людям.

10. Психологическая нечувствительность, эмоциональная черствость (1). Его зависимость от людей вызывает жалость, он почтителен и в высшей степени безобиден.

11. Клаустрофобия (2). Каких-либо признаков страха у Обри не наблюдается. У него есть едва заметное предпочтение просторной комнаты, но больше всего ему нравятся угловые и небольшие комнаты.

12. Отсутствие жалости и такта (2). Он щепетилен в отношении всех связей с людьми. Он никогда никому не наступает на ногу и не рискнет затеять вражду с кем-либо. Но он абсолютно нечувствителен к животным и растениям. Без всякого сострадания наступает на насекомых.

13. Громкий голос (2). Обычно в его слабом и высоком голосе никогда не присутствуют признаки агрессии. Только очень редко в голосе у него появляются повышенные нотки.

14. Спартанское безразличие к боли (1). Эта черта у него полностью отсутствует. А если и есть что-либо, так это сверхчувствительность к боли. В детстве всегда был плакса.

15. Общая шумливость (2). Обычно очень спокоен. Смех у него – просто хихиканье. Но если его кто-то одобряет, а в особенности если слегка выпьет, то будет так же шуметь и проявлять свои чувства, как и вся группа собеседников.

16. Внешний вид соответствует более пожилому возрасту (1).  У него не никакого намека на эту соматотоническую характеристику. На его лице нет никаких признаков зрелости. Мягкое, расслабленное, детское лицо, в котором полностью отсутствуют всякие живые черты, и юношеская любознательность церебротоника.

17. Соматотоническая экстраверсия. Экстраверсия в поступках, но скрытность в чувствах и эмоциях (1). В истории его нет никаких намеков экстраверсии действия и никаких следов этой тенденции в текущем поведении. Обри не способен к волевым действиям, никоим образом это не динамическая личность. В детстве у него никогда не было вспышек раздражимости. Здесь нет и малейшего признака на какое-либо раздвоение между его внешними и скрытыми отношениями. Везде и всегда он одинаков. Ни какая сногсшибательная новость не изменит его обычного спокойного поведения.

18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения (1).  Влияние алкоголя сказывается только в слабой акцентуации висцеротонических черт.

19. Тяга к действию в тяжелую минуту (1). Когда Обри сталкивается с затруднениями или с ним случается беда, единственной потребностью для него является призыв о помощи.

20. Ориентация на юношеские цели и занятия (1). У него нет особой любви к периоду юношества и никакого интереса к основным стремлениям юности. Какой-либо вид соревнования его совсем не интересует, даже если кто-то что-то сделает за него, у него отсутствует всякое желание быть сильным. Раннее детство – самый лучший период жизни – а старость – самый худший. Юность для него просто неопределенный период.

ЦЕРЕБРОТОHИЯ

1. Сдержанность манер и движений. Скованность в осанке (1).  Нет и следа натянутости или чопорности. Он расхлябан во всех отношениях. Походка, как у слона.

2. Чрезмерная физиологическая реактивность (1). Полное отсутствие этих симптомов. Ни при каких обстоятельствах нет нарушений работы пищеварительного тракта. Нарушения работы сфинктера не известны ему так же, как и запоры. Ничто не нарушает его регулярного дыхания. Простуды переносит очень легко. Нет никаких реакций на укусы комаров. Считает, что эти насекомые вовсе не жалят его. Никогда не вздрагивает и не раздражается.

3. Повышенная скорость реакций (1). Все реакции замедленны. Его никогда ничем нельзя смутить или взволновать. Речь, сокращения зрачка, все рефлексы замедленны. Движения глаз также заметным образом замедленны. Он не бледнеет, не краснеет. Сексуальные реакции замедленны и очень слабы.

 4. Склонность к интимности (1). Обри редко, а может быть вообще никогда, не переживал потребности в интимности. Для него одиночество – пытка. Больше всего на свете он боится одиночества.

5. Чрезмерное умственное напряжение, повышенный уровень внимания, тревожность (1). Реакция у него замедленная, тяжеловесная и резко отличается от сверхбыстрого внимания церебротоника. Он настолько медленно переключает внимание с одного фокуса на другой, что со стороны это легко заметить. Это напоминает переключение скоростей у допотопного автомобиля. Толпа, ничуть не смущая и не подавляя его, стимулирует и привлекает его.

6. Скрытность чувств. Эмоциональная сдержанность (1). Никакого намека на какую-либо скрытность или подавление выражения своего чувства. Как будто нет никакого промежуточного клапана, а есть только открытый канал коммуникации между чувствами Обри и внешним выражением.

7. Беспокойные движения глаз и лица (1). Лицо в высшей степени расслабленно. Оно напоминает круглую луну, а мышцы если и реагируют, то в очень слабой степени.

8. Социофобия (1). Данная черта отсутствует полностью. Ему уютно только в обществе людей. Не держит никаких секретов, у него нет ни тени недоверия к людям. Он в высшей степени прилипчив к людям.

9. Затруднения в установлении социальных контактов (1). Он невозмутим и лишен застенчивости.

10. Трудность приобретения новых привычек. Слабый автоматизм (2). Нет особых трудностей в приобретении новых привычек. Чтобы сломать навык, не делает никаких сознательных усилий. У него вообще очень мало навыков: инициативы начать выработку нового навыка кончаются неудачей. Отсюда мало шаблонов в жизни, хотя все, что способствует хорошему настроению, доводится до конца.

11. Агорафобия (1). Нет никаких признаков какого-либо вида фобии. Ему безразлично, обращают ли на него внимание, или он сам себя выставляет напоказ.

12. Неумение предвидеть отношение к себе других людей (1). Нет никаких видимых изменений отношений к людям. Направленность чувств, по-видимому, никогда не меняется. Его желания непосредственны и биологичны, они не меняются. Легко предсказать поведение Обри.

13. Тихий голос, боязнь вызвать шум (1). Голос не выражает никакой агрессии и отсюда очень редко бывает громким, но в нем нет и следа активной скованности церебротонии. Обри не прилагает никакого усилия, чтобы контролировать или следить за своим голосом. Смеху его не хватает энергичного взрыва соматотоника, это просто несдержанное хихиканье. Он громко не говорит, так как инертен, но специально и не сдерживает свой голос.

14. Чрезмерная чувствительность к боли (2). Он часто жалуется на небольшой дискомфорт, но редко вздрагивает и морщится. Жалобы у него только на словах. Hет никаких настоящих физиологических признаков чрезмерной чувствительности к боли – ни побледнения, ни напряжения, ни обморока. Hикаких особенных реакций на слабые ожоги и укусы насекомых. Когда его проверяли в лабораторных условиях, в ответ на электрическую стимуляцию, вызывающую умеренную боль, пульс и дыхание почти не изменились (хотя протесты его были очень громкими).

15. Недостаточный сон. Хроническая усталость (1). Все наоборот, он непревзойденный соня. Если ему разрешить, он проспит половину своей жизни.

16. Юношеская живость манер и внешнего облика (1). Перед нами висцеротоническое «лицо сосунка», прямая противоположность полного решимости лица церебротоника. У него лицо ребенка, без всякого выражения решительности.

17. Церебротоническая интроверсия (1). В истории Обри не было никаких шизоидных эпизодов, их нет и в настоящий момент. Нет никаких признаков решимости, а есть скорее противоположные качества. Обри не испытывает никаких иллюзий, никакого отмежевания от реальности, никакого намека на возможность жизни в другом мире. Он обеими ногами твердо стоит на земле.

18. Устойчивость к действию алкоголя и других репрессантов (1). Hикакой устойчивости. Он любит выпить, ему приятен как сам процесс выпивки, так и последующее опьянение. Нет никаких фактов сильной напряженности или мрачности в ответ на принятие депрессантов, а также никаких последствий увеличения усталости.

19. Потребность в уединении в тяжелую минуту (1). Все наоборот. Он нуждается в людях, а одиночество для него как раз то, чего он очень хочет. Если его заключить в одиночку – это будет самым жестоким наказанием для Обри.

20. Ориентация к поздним периодам жизни (1). У него ориентация очень ясно выражена назад к младенчеству и детству, к семейной и социальной зависимости.

Итог:  Висцеротония  135;   Соматотония  24;  Церебротония  22;

Индекс темперамента:   7-1-1

Соматотип:     6-2-2

 

См. также на сайте:

 

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Часть 3. Психологическая характеристика личности по А.Ф. Лазурскому (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Часть 4. Личность как система отношений (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Часть 5-7. Выраженность полоролевого поведения. Социальная зрелость личности. «Линия жизни» (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Часть 8. «Каскадная» оценка профессиональных умений (способностей) врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Части 9-10. Планы личностного и профессионального роста (автор-составитель В.А. Урываев)

* Психология личности. Практикум. Тема 1. Психология в медицине: основные задачи профессиональной психолого-педагогической подготовки врача (автор-составитель В.А. Урываев)

* Социальная психология личности. Практикум. Тема 8 (17).  Конфликтное общение (автор-составитель В.А. Урываев)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player