РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Институт психологии РАН

Мы продолжаем публикацию рукописи профессора Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова Леонида Петровича Урванцева, переданной нам студентами-психологами, которым, в свою очередь, Леонид Петрович записывал на электронные носители текст без всяких ограничений. Книга была подготовлена к печати, но не была издана. Публикация монографии в Интернете, по нашему мнению, – дань памяти замечательному ученому, безвременно ушедшему из жизни. (Обширный список цитируемой литературы будет приведен в конце публикации).

 

Институт психологии РАН

Институт «Открытое общество»

Л.П. УРВАНЦЕВ

ПСИХОЛОГИЯ СОМАТИЧЕСКОГО БОЛЬНОГО

Ярославль

2000

© Л.П. Урванцев, 2000

 

3. РЕБЕНОК И БОЛЕЗНЬ

 

Определенный интерес представляет работа Е.В. Ивановой, в которой не только выявлены особенности семейных взаимоотношений для пяти групп детей, страдающих атоническим дерматитом, но и сделана попытка вскрыть психологические механизмы связи между этими взаимоотношениями и успешностью лечения. Для этого используется уже упоминавшееся выше понятие «смысл болезни» [59]. Обследовав 80 детей в возрасте от 5 до 8 лет и их семьи, автору удалось показать, что именно разный смысл болезни, который она приобретает для всей семьи в целом, связан с резистентностью атонического дерматита к процессу лечения. Важно отметить совершенно оправданную (но не свойственную многим другим авторам) осторожность Е.В. Ивановой в предположении о причинно-следственном характере обнаруженной связи. Предлагается и хороший способ проверки данного предположения: оно будет доказано, если с помощью психокоррекционной работы, направленной на изменение неблагоприятных отношений в семье, удастся через коррекцию смысла болезни повысить эффективность лечения заболевания.

Не имея возможности подробно изложить все результаты этого интересного исследования, приведем выборочно лишь некоторые из них. Взаимоотношения в семье анализируются в нескольких направлениях: отношение матери (родителей) к ребенку и ребенка к матери (родителям), ожидаемое ребенком отношение к нему со стороны матери (родителей), отношение ребенка и матери (родителей) к болезни.

Отсутствие положительных сдвигов в процессе лечения (или даже увеличение тяжести симптомов) наблюдается при таких отношениях матери (родителей) к ребенку: 1) эмоциональное неприятие, доминирующая гиперпротекция; 2) эмоциональное принятие, гиперопека, потворствующая гиперпротекция; 3) эмоциональное неприятие, игнорирование. Типичными видами отношения матери (родителей) к болезни в этих случаях оказались:

1) отсутствие веры в выздоровление, преувеличение тяжести заболевания, чувство вины, тревога, слепое выполнение всех медицинских предписаний;

2) превращение лечения ребенка в главную цель жизни; 3) раздражение, негодование. Во всех указанных вариантах отношение ребенка к матери амбивалентно (например, желание получать ласку и внимание и стремление к независимости). Опишем более подробно особенности семейных взаимоотношений для двух групп больных, которые объединяет безуспешность лечения заболевания в течение нескольких лет.

Первый вариант — это такой тип семейного взаимодействия, при котором болезнь является способом заполнения эмоционального дефицита в общении родителей и ребенка. Негативное отношение к ребенку вытесняется, однако в субъективных переживаниях остаются чувство вины и тревога, требующие сознательного оправдания. Тогда болезнь помогает от них избавиться: мать, уделяя время и силы лечению ребенка, неосознанно пытается самооправдаться. У ребенка при этом формируется негативный образ «Я», а поскольку протест в форме агрессии вытесняется, ребенок также «хватается» за болезнь. Она позволяет ему хоть как-то понять холодное, отвергающее отношение со стороны матери и, в то же время, общаться с ней (по поводу болезни), привлекать внимание. Образуется устойчивая триада «мать — болезнь — ребенок». При этом болезнь компенсирует нарушенные взаимоотношения и восполняет дефицит общения, а потому становится условно желательной и для ребенка, и для матери. Болезнь становится хронической и лечение не помогает. Разрушение триады может иметь для семьи в целом тяжелые последствия. Отец отстранен от воспитания, и это его часто устраивает. При выздоровлении ребенка из-за возможных внутрисемейных конфликтов не исключен распад семейной структуры в целом. Концентрация детей и родителей на болезни, фиксация ребенка на связанных с ней переживаниях, ипохондрические мысли и состояния повышают устойчивость заболевания по отношению к лечению.

Во втором варианте болезнь становится способом поддержания симбиотических взаимоотношений между матерью и ребенком. При этом ребенок является источником удовлетворения потребности в любви и эмоциональном тепле, которая не реализуется в отношениях с мужем. Мать стремится сделать ребенка зависимым от себя, боясь потерять его, а потому она неосознанно заинтересована в существовании болезни как повода для внимания, опеки. Ребенку внушается, что он слабый, беспомощный, в результате у него формируется соответствующий образ «Я». Он боится потерять мать, и болезнь помогает ее удерживать, получать больше ласки и внимания. Иначе говоря, болезнь оказывается выгодной обоим, хотя и по иным причинам, чем в первом варианте. Здесь она позволяет сохранять симбиоз между матерью и ребенком, и разрушение таких отношений вызовет у матери претензии к мужу, внутрисемейный конфликт. Итак, в обоих случаях болезнь имеет положительный смысл, триада «мать — болезнь — ребенок» остается устойчивой, а в результате болезнь оказывается неподвластной медикаментозным воздействиям.

Большой вклад в разработку проблемы «ребенок и болезнь» внесли исследования В.В. Николаевой [100, 134]. В них изучены влияние на психические изменения больного ребенка разных факторов (возраста, отношения родителей, характера болезни), а также особенности внутренней картины болезни в детском возрасте, ее структуры. Эти работы выгодно отличает от многих, рассмотренных выше, глубокое теоретическое осмысление полученных результатов.

В одном из исследований В.В. Николаевой показано влияние возраста на внутреннюю картину болезни у больных с косметическим дефектом [100]. В нем участвовали три возрастных группы больных псориазом и атоническим дерматитом (10-13 лет, 14-16 лет, 20-41 год). В младшей возрастной группе в структуре внутренней картины болезни преобладает уровень непосредственно-чувственного отражения (боль, зуд, неприятные процедуры лечения и т.д.), но общее отношение к болезни спокойное при разумной оценке ее тяжести и последствий. Поведение этих детей адекватно, они не стыдятся дефекта, у них обычно много друзей. В возрасте 14-16 лет на первый план выходит уровень эмоциональной оценки болезни и ее последствий (переживание болезни в узком смысле этого термина). Это проявляется и в поведении больных, стремящихся скрыть дефект кожи одеждой, прической, стесняющихся отвечать на уроках. В старшей возрастной группе во внутренней картине болезни начинает отчетливо выступать рациональная переработка фактов, связанных с нею, и это позволяет успешно осуществлять адаптацию к болезни.

В основу объяснения полученных результатов положены концепция ведущих видов деятельности и представление об эмоциях как о психических состояниях, отражающих отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности (А.Н. Леонтьев). Больным младшей возрастной группы болезнь не мешает реализовать ведущую (учебную) деятельность, поэтому эмоциональный компонент внутренней картины болезни отсутствует (кроме отрицательного эмоционального тона болезненных ощущений). В пубертантном возрасте ведущей становится деятельность интимно-личностного общения. Возникают проблемы, связанные с негативным отношением окружающих к «кожным» больным. Болезнь оказывается препятствием в реализации деятельности общения, и поэтому эмоциональный компонент внутренней картины болезни выступает на первый план. Однако еще не выработаны психологические приемы преодоления, компенсации болезни. В старшей возрастной группе осознается необходимость совладания с болезнью, вырабатывается специальная система целей, «уводящая» больных от ситуации болезни. Их достижение предотвращает аномальное развитие личности.

Итак, были рассмотрены результаты многих исследований по проблеме психосоматических взаимоотношений в детском и подростковом возрасте. Они достаточно убедительно доказывают правильность некоторых общих соображений, приведенных в начале данного раздела. В этом возрасте картина взаимосвязей и взаимовлияний сомы и психики является особенно сложной и запутанной. Труднее изучать у детей внутреннюю картину болезни. Болезнь в этом случае, изменяя социальную ситуацию развития, обычно сильнее влияет на личность, затрагивает ее формирование. Особую роль играют «специфически детские» факторы, например, отношение родителей. Наконец, отметим важнейшее значение для успешного преодоления болезни ребенком психокоррекционной и психотерапевтической работы не только с ним, но и с семьей в целом. Одним из главных направлений такой работы должна быть коррекция внутренней картины болезни, а для этого нужно сначала выяснить, какова реакция родителей на болезнь ребенка, отношение к ней.

Наиболее приемлемым типом реакции является принятие реальной ситуации и активность в ее преодолении. При этом родители хорошо понимают физические, психологические, поведенческие особенности своего ребенка, знают его возможности, учитывают связанные с болезнью ограничения. Они наблюдают за ребенком, становятся истинными педагогами, учатся помогать ему в преодолении болезни. Для этого они ищут способы тренировки того, что ослаблено болезнью, выдумывают специальные игры, занятия, используют совместный труд, семейные праздники. Тогда ребенок вместе с семьей учится совершать дополнительные усилия, чтобы достичь того, к чему он стремится, а его радость от маленьких и больших побед повышает самоуважение. Задача родителей — поддерживать мужество и стойкость ребенка в борьбе с болезнью. Это сплачивает семью, превращает ее в важный лечебный фактор [111].

Сознательно упрощая сложную картину разнообразных реакций родителей на болезнь ребенка, выделим три наличных реакция, которые (при всех их различиях) ведут к негативным изменениям в психике больного и не способствуют совладению с болезнью.

Первый тип — «паническое бессилие». Родители испуганы прогнозами врачей, болезнь воспринимают как что-то неумолимое и страшное, с чем бессмысленно бороться. У ребенка в результате возникает чувство обреченности и бессилия, он не делает усилий, направленных на преодоление болезни, которая превращает его в жертву. Родители как бы помогают ребенку лишиться будущего, перспективы.

Второй тип отношения родителей к болезни ребенка — «вытеснение». Они «закрывают глаза» на реальное состояние ребенка, не замечают симптомов. У родителей появляется желание скрывать факт болезни от окружающих, как будто ее признание может подорвать репутацию самих родителей. Ребенок страдает от того, что его жалобы, просьбы, ссылки на усталость и трудности в учебе игнорируются. Нередко при этом и на врачей, и на ребенка выплескиваются агрессия, обвинения, раздражение. За всем этим часто стоит нежелание изменить жизнь семьи, обеспечить больному ребенку дополнительный уход. При таком типе отношения он чувствует себя одиноким, виноватым и формирует нереальные сверхоптимистические ожидания.

Третий тип, который не раз упоминался выше, — это «уход в болезнь», «лелеяние» ее. Болезнь для ребенка может быть защитой от сложностей жизни, особенно когда родители занимаются сверхопекой своего ребенка, защищают от школы, «выбивают» группу инвалидности. Тогда велика вероятность формирования инфантильности. Вся жизнь семьи оказывается посвященной больному ребенку, хотя такой необходимости, возможно, и нет. Все это еще раз подтверждает, что психолог не может работать только с больным ребенком, если он хочет помочь ему.

Следует согласиться с мнением Д.Н. Исаева: «Психология больного ребенка изучена крайне недостаточно. Еще меньше известно об отношении детей к своему здоровью и о понимании ими строения и функций собственного тела [61, c. 313]. Опыт, который ребенок приобретает в результате перенесенных болезней, способствует повышению его внимания к своему здоровью. Автор считает, что без понимания внутренней картины здоровья (ВКЗ) невозможно понять внутреннюю картину болезни (ВКБ), и в этом он тоже прав. Здоровье и субъективно, и объективно, а ВКЗ — это, по существу, составная часть самосознания. Она включает представление о физическом состоянии, сопровождающееся своеобразным эмоциональным тоном, и проявляется также в отношении к своему здоровью. ВКЗ является своеобразным эталоном здорового человека.

На формирование ВКЗ у ребенка влияют многие факторы. Важны удовлетворенность собой, оценки других, сравнение себя с эталоном, знания о строении и функциях внутренних органов, о их значении.

Знания детей о болезнях и их причинах очень неполны и неточны. Причины обычно объясняются через ситуации, а болезнь часто рассматривается ребенком как наказание. К причинам болезни он может относить, например, нарушение правил поведения, неправильное питание. На отношение ребенка к опасным для жизни болезням влияет понимание им умирания и смерти. Опросы детей показали, что для многих из них смерть — нечто невероятное, что они не думали о ней. Часто смерть считается возмездием и относится в далекое, смутное будущее. Лишь приблизительно к 10 годам формируется понимание смерти, которое универсально и постоянно. Маленькие дети нередко говорят, что можно «умереть на время».

Дети плохо представляют, что надо делать для выздоровления и для предупреждения повторного заболевания, часто проявляя необоснованный оптимизм. Плохо изучены представления детей о влиянии лекарств, о процессе лечения, об их отношении к диагностическим и лечебным процедурам.

На формирование ВКБ ребенка значительное влияние оказывает болезнь его близких. Если ее исход благоприятен, нет явных страданий и опасений со стороны окружающих, то фон более оптимистичен, чем в случае недавнего траура по поводу смерти члена семьи. Неоднократно наблюдаемые ребенком обострения тяжелых хронических заболеваний у родственников, живущих вместе с ним, — это еще один важный негативный фактор. Поскольку обычно сведения, получаемые ребенком от родителей, наиболее эмоционально значимы, большое значение для формирования ВКБ имеет общая и медицинская культура семьи. В более старшем возрасте возрастает роль мнения о болезни референтных для ребенка групп сверстников, хотя нередко эти представления совершенно неверны или даже нелепы. Кроме знаний о болезни, усваиваемых ребенком от родителей, очень важны и те чувства, которые они проявляют в отношении его болезни. Д.Н. Исаев отмечает, что если у самих родителей много проблем со здоровьем, они могут переносить тревогу за свое благополучие на ребенка [61].

 

 

См. так же материалы сайта

* Психология личности. Практикум. – Тема 4. Формирование личности в онтогенезе (автор-составитель В.А. Урываев)

* Социальная психология личности. Практикум. – Тема 3. Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)

* Врачебная психология отдельных дисциплин: педиатрия, геронтология, стоматология (по Р. Конечному и М. Боухалу) 

* Личность и болезнь (по И.Харди)

 

Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player