|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ |
Общие вопросы. В
«Диалектике природы» Ф. Энгельс характеризовал труд как «первое основное
условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном
смысле должны сказать: труд создал самого человека» (К. Маркс
и Ф. Энгельс. Соч.,
изд. 2-е, т. 20, 1961, стр. 486). Труд является процессом, специфичным
для человека, процессом, развивающим и выражающим его личность. К. Маркс писал о том, что труд есть «...вечное естественное условие
человеческой жизни» (К. Маркс. Капитал. Т. I, 1949,
стр. 191). Труду принадлежит решающая роль в формировании человека, в
развитии личности. В. И. Ленин указывал, что труд есть «...потребность
здорового организма» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч.,
изд. 5, т. 40, 1963, стр. 315).
Отсутствие труда неизбежно оказывает отрицательное влияние
на здоровье, на организм и личность человека. Отсюда понятно, что и
возвращение больного к труду в ряде случаев есть важнейшее условие его
выздоровления. Это относится к больным как соматическими, так и
нервно-психическими заболеваниями, включая и так называемые пограничные
состояния.
И. П. Павлов говорил: «при всякой путанице высшей нервной
деятельности можно помочь, если правильно применять физическую работу» (Павловские
среды, т. II, 1955, стр. 225). Прежде всего, нужно иметь в виду различие
задач, которые могут и должны ставиться при лечении трудом у разных больных,
огромную важность правильного соотношения формы рекомендуемого труда с
характером болезненного состояния, с лечебной или реадаптационной
целью, с особенностями личности больного, его интересов, его жизненного опыта.
Теория трудовой терапии неразрывно связана с вопросами
медицинской психологии, психофизиологии и физиологии трудовых процессов.
Недостаточная еще разработка этих разделов науки задерживает развитие теории и
практики трудовой терапии, которая, несмотря на большой исторический опыт ее
применения, еще не достигла достаточно высокого развития. Нельзя не заметить,
что трудовая терапия развилась в основном в психиатрических учреждениях, где
она постепенно переходила от формы занятости трудом к подлинной трудовой
терапии и социально-трудовой реадаптации. Именно в
этой, второй форме трудовая терапия может и должна включаться в план борьбы и
с другими заболеваниями. При этом должно иметь в виду, что покой, как
охранительное мероприятие, должен в разных формах сочетаться с тренировкой,
укрепляющей различные системы организма и психики, человека в целом, чтобы
обеспечить правильное и эффективное развитие компенсации пораженных систем.
Важнейшая особенность трудовой терапии заключается в том,
что больной при ее применении, в отличие от лекарственных и физических методов
лечения, является не только объектом, но и субъектом лечебного процесса. В
этом отношении лечение трудом сближается с правильно построенными психотерапией,
культтерапией, лечебной физической культурой, но не отождествляясь с ними, сохраняя свои особенности. При
такой терапии больной является не только психически реагирующим, переживающим и
сознающим, но и, сколько возможно, активно, сознательно, осмысленно действующим
субъектом.
Лечение трудом рассчитано на то, что больной здесь является
не просто действующим, но и переделывающим действительность. Труд преобразует,
действительность, а этим самым и самого человека.
Труд становится также источником восстановления здоровья, в частности нормализации
психических процессов.
Наряду с этим трудовая терапия открывает ценные возможности
изучения больного человека. Подлинно научная и соответствующая природе
человека психология и физиология должны изучать человека в основной и
характерной для него деятельности – в труде.
Следует напомнить о важных высказываниях И. М. Сеченова и И. П. Павлова о значении труда и движений для нервной деятельности
человека. Эти положения классиков физиологии не (получили еще
необходимого развития. Участие в трудовой деятельности всех органов
тела, обменных и вегетативных процессов требует учета всей динамики организма
с ведущей в ней ролью высшей нервной деятельности. Крайне
недостаточно развивается также и психология труда. Дальнейшая глубокая
разработка вопросов физиологии и психологии труда представляет
важнейшую
задачу. Изучение больных в процессе труда имеет большое значение
как для решения этой общей задачи, так и для клиники.
Исследуя больного лишь в состоянии бездействия, мы невольно
допускаем ошибку, в известной мере утрируя болезненные явления, сосредоточивая
внимание больного на них, вместо того, чтобы изучить, насколько приближается к
норме или насколько отклоняется больной от нормы в условиях мобилизации его
позитивных возможностей, в условиях его продуктивной деятельности.
Неправильно рассматривать все стороны клинического синдрома
только как результат болезнетворного начала и защитной реакции организма.
Особенно в условиях пребывания в стационаре, тем больше, чем длительнее здесь пребывание – некоторые расстройства
оказываются в той или иной мере также следствием и реакцией на бездействие и
стеснение, способствующие функциональному регрессу и гипертрофии проявлений
болезни.
Известно, что изменение обстановки меняет состояние и поведение
больных. Опыт трудовой терапии в психиатрических учреждениях говорит, что
картина болезни в ряде случаев существенно меняется под влиянием труда.
Состояния возбуждения успешно предотвращаются и преодолеваются трудом. Можно
также указать на кататонический синдром, который у
ряда больных устраняется под влиянием трудовой терапии, тогда как другие
воздействия не дают результата. То же можно сказать об аутизме и других
болезненных проявлениях.
Место лечения трудом в общей системе лечения. Прежде всего нужно установить, что именно правомерно называть лечением
трудом. Это необходимо для того, чтобы ответить правильно на постоянно возникающие
вопросы: как отграничить лечение трудом от занятости, от трудоприспособления,
от трудоустройства, от использования трудовых возможностей больного? Всякое
лечение представляет систему приемов и средств, направленных на ликвидацию
болезненных состояний и процессов, на возвращение организма к доболезненному состоянию, на частичное улучшение состояния
больного, или, по крайней мере, на
устранение или смягчение симптомов (так называемая симптоматическая терапия).
Такие же задачи стоят и перед лечением трудом.
Трудовые процессы оказывают стимулирующее, регулирующее
действие на все процессы в организме больного и в том числе, в первую очередь,
через высшую нервную и психическую деятельность. Терапевтическое влияние труда
существенно помогает восстановлению высшего саморегулирующего механизма – нервной деятельности.
Под влиянием труда у больных улучшается обмен веществ» сон,
аппетит, кровяное давление, управление функциями органов, повышается
двигательная, в частности, мимическая и речевая активность, расширяется и
активируется сфера интересов, упорядочивается поведение. Об этом говорит
огромный опыт, особенно психиатрических учреждений, а также ряд специальных
исследований.
Было бы ошибкой пытаться понять сущность трудовой терапии
на основе одной физиологии, оторвав ее от психологии. В самом деле, труд как
творческое преобразование действительности, как форма общественно
обусловленной деятельности представляет высшую сознательную и целесообразную
деятельность. Эти черты труда требуют углубленного психологического
исследования. С соответствующими поправками это относится и к лечебному труду.
При психических заболеваниях нарушаются правильное
отражение окружающего и жизненные отношения больного, утрачиваются или
изменяются свойства его личности, тем более, чем
тяжелее болезненное состояние. Труд на соответствующей фазе болезни в той или
иной мере возвращает душевнобольному эти утраченные им качества здорового
субъекта, способствует регуляции его взаимоотношений с окружающими.
Важным в трудовой терапии является развитие интереса
больного к выполняемой им работе, нарастающего (у психически больных) с
осознанием полезности и значения ее.
Труд больного, первоначально организуемый, руководимый и
направляемый персоналом, в той или иной мере содействует восстановлению
способности самостоятельные действий больного, повышению его
самостоятельности.
Пока еще остаются недостаточно изученными пути восстановления
трудом личности, сознания, волевой саморегуляции,
общественно упорядоченного поведения. Необходимо глубоко изучать все богатство клинико-психологических
фактов, относящихся к лечению трудом, с тем, чтобы в дальнейшем их физиологически
объяснить.
В самых общих чертах можно отметить следующие общезначимые
лечебные моменты труда:
1) трудовая деятельность стимулирует процессы жизнедеятельности
и повышает сопротивляемость организма и личности болезни, благоприятствует
развитию процесса компенсации;
2) трудовая деятельность создает нервно-психическую динамику,
отвлекающую от болезненных представлений или тормозящую их по механизму
отрицательной индукции;
3) труд укрепляет высшие регуляторные
(интеллектуально-волевые) процессы у больного в соответствии с условиями и
требованиями реальности;
4) труд оказывает психотерапевтическое действие, основанное
на предыдущих трех моментах, повышает психический тонус больного, освобождает
его от сознания неполноценности и инвалидности;
5) труд имеет социально-терапевтическое значение, восстанавливая
связи больного с коллективом и осознание им себя не как иждивенца, а как
работоспособного человека, приносящего пользу обществу.
Значение трудовой терапии выходит за рамки клинико-психологического
рассмотрения, так как превращение человека из объекта опеки хотя бы до
известной степени в самостоятельную личность, деятеля, влечет за собой прямое
социально-экономическое следствие. Дефектный шизофреник,
тяжелый олигофрен из бремени общества и семьи
становится производительным членом общества и даже в какой-то мере кормильцем
семьи. Эта реадаптация больного имеет значение не
только для его семьи, но и для общества, для государства.
Трудовая терапия близка к патогенетически
обоснованному лечению, потому что включая больного в
деятельность и мобилизуя и восстанавливая сохранившиеся у него, но индуктивно
заторможенные возможности, она стимулирует нормальное функционирование анатомо-физиологических
систем и психики.
Широкое понимание патогенеза, учитывающее роль охранительных
мероприятий, на известных фазах, стадиях и при различной степени выраженности
болезненного процесса, в то же время не исключает, а требует применения
стимулирующего воздействия в соответствии с формой, стадией патологического
состояния. Охранительная фаза в форме покоя представляет .
лишь начальный и легко осуществимый момент, тогда как основным должен явиться
процесс тренировки, стимуляции, компенсации, включения в адекватную
продуктивную деятельность. На определенной стадии психической болезни,
привлечение к труду является моментом и охранительной терапии, отвлекая,
частично уводя больного от тревожных мыслей, тяжелых переживаний. В
дальнейшем, восстанавливая и тренируя нормальные процессы, трудовая терапия,
при образовавшихся органических дефектах, является важным средством компенсаторного
приспособления функций и позволяет врачу более правильно понимать роль и
масштабы дефекта и возможности компенсации.
Из сказанного также ясно, что трудовая терапия является
радикальным средством борьбы с психиатрическим госпитализмом,
т. е. с отягчением болезненного состояния, нередко создаваемым длительным
пребыванием в ограничивающих условиях психиатрической больницы.
Научно-исследовательские задачи. Нельзя не признать, что теоретический и
организационно-методический уровень трудовой терапии отстает от предъявленных к
ней жизнью требований. В связи с этим, важнейшей научно-методической задачей в
настоящее время является систематизация опыта и дальнейшие исследования в
области трудтерапевтической работы.
Большое внимание при исследовании вопросов трудовой терапии
должно быть уделено естественному эксперименту, освещаемому с позиции единства
психологии и физиологии.
Естественный эксперимент, предложенный А. Ф. Лазурским (1918),
как сказал его создатель, представляет собой «экспериментирование жизнью» и
дает материал неискаженного лабораторными ограничениями поведения и
деятельности здорового и больного человека. Первой задачей
естественно-экспериментального исследования является функционально-характерологический
анализ того или иного процесса.
Естественно-экспериментальная методическая разработка вопросов трудовой
деятельности требует исследования здорового и больного человека в различных
видах и условиях труда. Начиная это исследование, нужно стремиться под
полученные при наблюдении факты подвести, насколько позволяет современное
состояние науки, и физиологическое объяснение.
Большое значение в ряде случаев может иметь ведение врачом
или инструктором подробных дневников работы отдельных больных. Иногда такие
дневники могут вести и сами больные, это оказывается полезным для некоторых из
них.
См. так же материалы сайта:
* Психология личности. Практикум. Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 3. Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)
* Личность и болезнь (по И. Харди)
* Психология врачебно-трудовой экспертизы (по Р. Конечному и М. Боухалу)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |