РУБРИКА:  МЕДВУЗЫ \ ПСИХОЛОГИЯ В СОМАТИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Общие вопросы

Общие вопросы. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс харак­теризовал труд как «первое основное условие всей человече­ской жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2-е, т. 20, 1961, стр. 486). Труд является процессом, специфичным для человека, процессом, раз­вивающим и выражающим его личность. К. Маркс писал о том, что труд есть «...вечное естественное условие человеческой жиз­ни» (К. Маркс. Капитал. Т. I, 1949, стр. 191). Труду принадлежит решающая роль в формировании че­ловека, в развитии личности. В. И. Ленин указывал, что труд есть «...потребность здорового организма» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 40, 1963, стр. 315).

Отсутствие труда неизбежно оказывает отрицательное влия­ние на здоровье, на организм и личность человека. Отсюда по­нятно, что и возвращение больного к труду в ряде случаев есть важнейшее условие его выздоровления. Это относится к боль­ным как соматическими, так и нервно-психическими заболева­ниями, включая и так называемые пограничные состояния.

И. П. Павлов говорил: «при всякой путанице высшей нерв­ной деятельности можно помочь, если правильно применять физическую работу» (Павловские среды, т. II, 1955, стр. 225). Прежде всего, нужно иметь в виду раз­личие задач, которые могут и должны ставиться при лечении трудом у разных больных, огромную важность правильного со­отношения формы рекомендуемого труда с характером болез­ненного состояния, с лечебной или реадаптационной целью, с особенностями личности больного, его интересов, его жизнен­ного опыта.

Теория трудовой терапии неразрывно связана с вопросами медицинской психологии, психофизиологии и физиологии тру­довых процессов. Недостаточная еще разработка этих разделов науки задерживает развитие теории и практики трудовой тера­пии, которая, несмотря на большой исторический опыт ее при­менения, еще не достигла достаточно высокого развития. Нельзя не заметить, что трудовая терапия развилась в основном в пси­хиатрических учреждениях, где она постепенно переходила от формы занятости трудом к подлинной трудовой терапии и соци­ально-трудовой реадаптации. Именно в этой, второй форме тру­довая терапия может и должна включаться в план борьбы и с другими заболеваниями. При этом должно иметь в виду, что покой, как охранительное мероприятие, должен в разных фор­мах сочетаться с тренировкой, укрепляющей различные системы организма и психики, человека в целом, чтобы обеспечить пра­вильное и эффективное развитие компенсации пораженных систем.

Важнейшая особенность трудовой терапии заключается в том, что больной при ее применении, в отличие от лекарствен­ных и физических методов лечения, является не только объек­том, но и субъектом лечебного процесса. В этом отношении лечение трудом сближается с правильно построенными психо­терапией, культтерапией, лечебной физической культурой, но не отождествляясь с ними, сохраняя свои особенности. При такой терапии больной является не только психически реагирующим, переживающим и сознающим, но и, сколько возможно, активно, сознательно, осмысленно действующим субъектом.

Лечение трудом рассчитано на то, что больной здесь является не просто действующим, но и переделывающим дей­ствительность. Труд преобразует, действительность, а этим са­мым и самого человека.

Труд становится также источником восстановления здоровья, в частности нормализации психических процессов.

Наряду с этим трудовая терапия открывает ценные возмож­ности изучения больного человека. Подлинно научная и соответ­ствующая природе человека психология и физиология должны изучать человека в основной и характерной для него деятельно­сти – в труде.

Следует напомнить о важных высказываниях И. М. Сеченова и И. П. Павлова о значении труда и движений для нервной дея­тельности человека. Эти положения классиков физиологии не (получили еще необходимого развития. Участие в трудовой дея­тельности всех органов тела, обменных и вегетативных процес­сов требует учета всей динамики организма с ведущей в ней ролью высшей нервной деятельности. Крайне недостаточно раз­вивается также и психология труда. Дальнейшая глубокая раз­работка вопросов физиологии и психологии труда представляет

важнейшую задачу. Изучение больных в процессе труда имеет большое значение как для решения этой общей задачи, так и для клиники.

Исследуя больного лишь в состоянии бездействия, мы невольно допускаем ошибку, в известной мере утрируя болез­ненные явления, сосредоточивая внимание больного на них, вместо того, чтобы изучить, насколько приближается к норме или насколько отклоняется больной от нормы в условиях мо­билизации его позитивных возможностей, в условиях его про­дуктивной деятельности.

Неправильно рассматривать все стороны клинического синд­рома только как результат болезнетворного начала и защит­ной реакции организма. Особенно в условиях пребывания в ста­ционаре, тем больше, чем длительнее здесь пребывание – не­которые расстройства оказываются в той или иной мере также следствием и реакцией на бездействие и стеснение, способ­ствующие функциональному регрессу и гипертрофии проявле­ний болезни.

Известно, что изменение обстановки меняет состояние и поведение больных. Опыт трудовой терапии в психиатрических учреждениях говорит, что картина болезни в ряде случаев существенно меняется под влиянием труда. Состояния воз­буждения успешно предотвращаются и преодолеваются трудом. Можно также указать на кататонический синдром, который у ряда больных устраняется под влиянием трудовой терапии, тогда как другие воздействия не дают результата. То же можно сказать об аутизме и других болезненных прояв­лениях.

Место лечения трудом в общей системе лечения. Прежде всего нужно установить, что именно правомерно называть ле­чением трудом. Это необходимо для того, чтобы ответить пра­вильно на постоянно возникающие вопросы: как отграничить лечение трудом от занятости, от трудоприспособления, от трудо­устройства, от использования трудовых возможностей больного? Всякое лечение представляет систему приемов и средств, на­правленных на ликвидацию болезненных состояний и процес­сов, на возвращение организма к доболезненному состоянию, на частичное улучшение состояния больного, или, по крайней мере, на устранение или смягчение симптомов (так называемая симптоматическая терапия). Такие же задачи стоят и перед ле­чением трудом.

Трудовые процессы оказывают стимулирующее, регулирую­щее действие на все процессы в организме больного и в том числе, в первую очередь, через высшую нервную и психиче­скую деятельность. Терапевтическое влияние труда существенно помогает восстановлению высшего саморегулирующего меха­низма – нервной деятельности.

Под влиянием труда у больных улучшается обмен веществ» сон, аппетит, кровяное давление, управление функциями орга­нов, повышается двигательная, в частности, мимическая и ре­чевая активность, расширяется и активируется сфера интере­сов, упорядочивается поведение. Об этом говорит огромный опыт, особенно психиатрических учреждений, а также ряд спе­циальных исследований.

Было бы ошибкой пытаться понять сущность трудовой терапии на основе одной физиологии, оторвав ее от психологии. В самом деле, труд как творческое преобразование действитель­ности, как форма общественно обусловленной деятельности представляет высшую сознательную и целесообразную деятель­ность. Эти черты труда требуют углубленного психологического исследования. С соответствующими поправками это относится и к лечебному труду.

При психических заболеваниях нарушаются правильное отражение окружающего и жизненные отношения больного, утрачиваются или изменяются свойства его личности, тем более, чем тяжелее болезненное состояние. Труд на соответ­ствующей фазе болезни в той или иной мере возвращает душевнобольному эти утраченные им качества здорового субъекта, способствует регуляции его взаимоотношений с окру­жающими.

Важным в трудовой терапии является развитие интереса больного к выполняемой им работе, нарастающего (у психиче­ски больных) с осознанием полезности и значения ее.

Труд больного, первоначально организуемый, руководимый и направляемый персоналом, в той или иной мере содействует восстановлению способности самостоятельные действий боль­ного, повышению его самостоятельности.

Пока еще остаются недостаточно изученными пути восста­новления трудом личности, сознания, волевой саморегуляции, общественно упорядоченного поведения. Необходимо глубоко изучать все богатство клинико-психологических фактов, отно­сящихся к лечению трудом, с тем, чтобы в дальнейшем их фи­зиологически объяснить.

В самых общих чертах можно отметить следующие обще­значимые лечебные моменты труда:

1) трудовая деятельность стимулирует процессы жизнедея­тельности и повышает сопротивляемость организма и личности болезни, благоприятствует развитию процесса компенсации;

2) трудовая деятельность создает нервно-психическую динамику, отвлекающую от болезненных представлений или тор­мозящую их по механизму отрицательной индукции;

3) труд укрепляет высшие регуляторные (интеллектуально-волевые) процессы у больного в соответствии с условиями и требованиями реальности;

4) труд оказывает психотерапевтическое действие, основан­ное на предыдущих трех моментах, повышает психический то­нус больного, освобождает его от сознания неполноценности и инвалидности;

5) труд имеет социально-терапевтическое значение, восста­навливая связи больного с коллективом и осознание им себя не как иждивенца, а как работоспособного человека, приносящего пользу обществу.

Значение трудовой терапии выходит за рамки клинико-психологического рассмотрения, так как превращение человека из объекта опеки хотя бы до известной степени в самостоятельную личность, деятеля, влечет за собой прямое социально-экономи­ческое следствие. Дефектный шизофреник, тяжелый олигофрен из бремени общества и семьи становится производительным членом общества и даже в какой-то мере кормильцем семьи. Эта реадаптация больного имеет значение не только для его семьи, но и для общества, для государства.

Трудовая терапия близка к патогенетически обоснованному лечению, потому что включая больного в деятельность и моби­лизуя и восстанавливая сохранившиеся у него, но индуктивно заторможенные возможности, она стимулирует нормальное функционирование анатомо-физиологических систем и психики.

Широкое понимание патогенеза, учитывающее роль охрани­тельных мероприятий, на известных фазах, стадиях и при раз­личной степени выраженности болезненного процесса, в то же время не исключает, а требует применения стимулирующего воздействия в соответствии с формой, стадией патологического состояния. Охранительная фаза в форме покоя представляет . лишь начальный и легко осуществимый момент, тогда как ос­новным должен явиться процесс тренировки, стимуляции, ком­пенсации, включения в адекватную продуктивную деятельность. На определенной стадии психической болезни, привлечение к труду является моментом и охранительной терапии, отвлекая, частично уводя больного от тревожных мыслей, тяжелых пере­живаний. В дальнейшем, восстанавливая и тренируя нормаль­ные процессы, трудовая терапия, при образовавшихся органи­ческих дефектах, является важным средством компенсаторного приспособления функций и позволяет врачу более правильно понимать роль и масштабы дефекта и возможности компен­сации.

Из сказанного также ясно, что трудовая терапия является радикальным средством борьбы с психиатрическим госпитализмом, т. е. с отягчением болезненного состояния, нередко созда­ваемым длительным пребыванием в ограничивающих условиях психиатрической больницы.

Научно-исследовательские задачи. Нельзя не признать, что теоретический и организационно-методический уровень трудовой терапии отстает от предъявленных к ней жизнью тре­бований. В связи с этим, важнейшей научно-методической задачей в настоящее время является систематизация опыта и дальнейшие исследования в области трудтерапевтической работы.

Большое внимание при исследовании вопросов трудовой терапии должно быть уделено естественному эксперименту, ос­вещаемому с позиции единства психологии и физиологии.

Естественный эксперимент, предложенный А. Ф. Лазурским (1918), как сказал его создатель, представляет собой «экспери­ментирование жизнью» и дает материал неискаженного лабо­раторными ограничениями поведения и деятельности здорового и больного человека. Первой задачей естественно-эксперимен­тального исследования является функционально-характероло­гический анализ того или иного процесса.

Естественно-экспериментальная  методическая разработка вопросов трудовой деятельности требует исследования здоро­вого и больного человека в различных видах и условиях труда. Начиная это исследование, нужно стремиться под полученные при наблюдении факты подвести, насколько позволяет совре­менное состояние науки, и физиологическое объяснение.

Большое значение в ряде случаев может иметь ведение вра­чом или инструктором подробных дневников работы отдельных больных. Иногда такие дневники могут вести и сами больные, это оказывается полезным для некоторых из них.

 

См. так же материалы сайта:

* Психология личности. Практикум. Тема 5. Личность: основные подходы к пониманию (автор-составитель В.А. Урываев)

* Социальная психология личности. Практикум. Тема 3. Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)

* Личность и болезнь (по И. Харди)

* Психология врачебно-трудовой экспертизы (по Р. Конечному и М. Боухалу)

 

Пишите на адрес:
artem.savin00@gmail.com (временно)
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player