Ушаков Г.К.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Ученый, врач, психолог, учитель
(к 100-летию со дня рождения Г. К. Ушакова)

Панкова О.Ф. (Москва, Россия)

 

 

Панкова Ольга Фёдоровна

Панкова Ольга Фёдоровна

кандидат медицинских наук, профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ул. Островитянова, д. 1, Москва, 117997, Россия.
Тел.: 8 (495) 434-14-22.

E-mail: o.f.pankova@mail.ru

 

Аннотация. В статье к 100-летию известного российского (советского) психиатра Геннадия Константиновича Ушакова приводятся основные биографические данные, сведения о научных интересах, анализируется вклад, внесенный в развитие теории и преподавания психиатрии и медицинской психологии. Информация дополнена перечнем избранных трудов (со ссылками), анализом основных направлений научных исследований, воспоминаниями учеников, а также фотографиями из личных архивов семьи Г.К. Ушакова.

Ключевые слова: Ушаков Г.К.; профессор; заведующий кафедрой; психиатрия; медицинская психология; теория и практика; преподавание; научная школа; сравнительно-возрастной подход; онтогенез психики; личные качества.

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

13.03.2021

21.04.2021

01.05.2021

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

В сентябре 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения Геннадия Константиновича Ушакова — известного российского (советского) психиатра, оставившего яркий след в отечественной психиатрии и медицинской психологии и внесшего значительный вклад в развитие теории и практики, а также в преподавание данных дисциплин в медицинских вузах. Научные и административные регалии Г.К. Ушакова занимают несколько строк: доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова. Талант и способность реализовать свои идеи позволили ему занять свое значимое место в истории отечественной психиатрии и медицинской психологии.

Основные вехи биографии Г. К. Ушакова

Рис. 1. Г. К. Ушаков после Великой
отечественной войны
1941—1945 гг.

Геннадий Константинович Ушаков родился 12 сентября 1921 г. в г. Подольске Московской области. В 1939 г. с отличием окончил среднюю школу в Ленинграде. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. застала его слушателем Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова. С 1943 г. Г. К. Ушаков — лейтенант медицинской службы. В качестве фельдшера 77-й Гвардейской ордена Суворова стрелковой дивизии в составе Центрального и 1-го Белорусского фронтов он прошел боевой путь до Берлина, был награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и боевыми медалями.

В 1950 г. Г. К. Ушаков окончил с отличием Ленинградский педиатрический институт, а затем аспирантуру на кафедре психиатрии. В 1952 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал ассистентом этой кафедры.

В 1954 г. Г. К. Ушаков был избран заведующим кафедрой психиатрии Ярославского медицинского института, которую возглавлял до 1959 г. Будучи педиатром по образованию, Г. К. Ушаков всегда интересовался психической патологией у детей и подростков, вопросами организации психиатрической помощи данному контингенту больных. Он дважды избирался депутатом Ярославского городского совета народных депутатов. Благодаря его усилиям в Ярославле было открыто детское отделение психиатрической больницы [Цит. по: 12, с. 5].

Рис. 2. Г. К. Ушаков c супругой Элеонорой Ивановной

 

Рис. 3. Г. К. Ушаков cтудент
Ленинградского
педиатрического института

В 1959—1961 гг. Г. К. Ушаков был командирован в Монголию, где занимался организацией психиатрической помощи.

На основе проведенных в Ярославле исследований Г. К. Ушаков в 1961 г. защитил докторскую диссертацию «Материалы к исследованию этиологии и патогенеза эндогенных психозов» и в этом же году возглавил отдел детских психозов Института психиатрии АМН СССР. Отдел детской психиатрии (отделение детской психиатрии) был одним из первых отделов, созданных в Институте психиатрии АМН СССР. Сначала руководителем клиники являлась проф. Т. П. Симсон (с 1945 по 1960 г.), одна из основоположниц детской психиатрии в нашей стране. Ею были организованы исследования психической патологии детско-подросткового, а также раннего детского возраста. Под ее руководством подробно была описана шизофрения в раннем детском возрасте, изучался эпидемический энцефалит у маленьких детей, а также гриппозный вирусный энцефалит и психотические состояния при гриппе, тифе, кори, ревматизме. За время руководства отделением детской психиатрии проф. Г. К. Ушаков занимался исследованиями эндогенных психозов детского возраста, изучал закономерности течения шизофрении, проблемы дисгармонии психического развития, онтогенеза сознания и личности, разрабатывал вопросы клиники и систематики галлюцинаций, а также пограничных нервно-психических расстройств. Итогом проведенных под его руководством исследований стал цикл публикаций по проблемам шизофрении у детей, влияния возрастных факторов на клинику заболевания. В 1964 г. Г. К. Ушаков был утвержден в звании профессора.

Рис. 4. Портреты Г.К. Ушакова разных лет

 

В 1965 г., после безвременной кончины О. В. Кербикова профессор Г. К. Ушаков был избран заведующим кафедрой психиатрии 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова, которой руководил на протяжении 16 лет до своего ухода из жизни в 1981 году в возрасте 60 лет. В период с 1967 по 1979 гг. Геннадий Константинович на общественных началах возглавлял отдел изучения закономерностей формирования личности при Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. С 1965 г., являясь заместителем председателя Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР, он занимался вопросами координации научных исследований в области медицины, научной информации и печати. С 1977 г. он был также председателем Совета научных медицинских обществ Министерства здраво-охранения СССР. Долгие годы Геннадий Константинович являлся членом редколлегии «Журнала невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова», членом правления и заместителем председателя Всесоюзного научного общества невропатологов и психиатров, почетным членом Общества невропатологов и психиатров ГДР; за многолетнюю плодотворную деятельность в области медицинского научного сотрудничества между СССР и ГДР удостоен Большой и Малой золотых медалей К. Гуфеланда.

Рис. 5. Г. К. Ушаков выступает на заседании ученого совета 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова

 

Область научных интересов Г. К. Ушакова и его вклад в развитие отечественной психиатрии

Энциклопедическая образованность Геннадия Константиновича, широкая эрудиция проявлялись в его научных изысканиях. В круг его многогранных интересов входили вопросы клиники эпилепсии, прогрессивного паралича, инфекционных и соматогенных психозов, алкоголизма, эндогенных психозов, пограничных расстройств. Его научные исследования включали клиническую психиатрию, генетику, нейрофизиологию, эпидемиологию психических расстройств, психогигиену и психопрофилактику. Он был одним из немногих, если не единственным в свое время, кто занимался вопросами нормы и разработкой критериев психического здоровья. О разносторонности научных интересов Г. К. Ушакова и его вкладе в теорию психиатрии свидетельствуют названия приведенных в конце данной работы избранных статей и монографий.

Г. К. Ушаков интересовался методологическими вопросами психиатрии: проблемой сознания и мышления, рефлекторной теорией Сеченова—Павлова. В 1950-х гг., работая над кандидатской диссертацией, Г. К. Ушаков предложил оригинальную методику исследования мозга — межполушарную адаптометрию, которая привлекла внимание российского и советского физиолога, одного из создателей эволюционной физиологии, академика Л. А. Орбели, а также Н. И. Озерецкого. Одним из последних оригинальных исследований, проводимых под руководством Г. К. Ушакова, была кандидатская диссертация А. А. Кешокова, защищенная в 1981 г.: «Пупиллография как метод объективного (физиологического) изучения невротических состояний».

Рис. 6. Г. К. Ушаков c министром здравоохранения СССР академиком Б.В. Петровским

 

Г. К. Ушаков (вместе с сотрудниками) одним из первых в СССР опубликовал работы по эффективности аминазина (1956), глютатиона (1957), фосфорорганических соединений (1955) при лечении психических расстройств и по изучению холинэстеразной активности сыворотки крови при наиболее распространенных психических и соматических болезнях (1958). Он описал психические расстройства у больных Ку-лихорадкой (1959) и болезнью Верльгофа (1958). Представляют интерес исследования Г. К. Ушакова, в ходе которых им выделены синдромы гипо- и гиперрефлективности системы крови при шизофрении (1957); исследования, направленные на уточнение клиники полярных состояний самосознания больных в фазах МДП (1959) и роли преморбидных особенностей тонуса вегетативной нервной системы в возникновении психических расстройств (1958, 1963).

Рис. 7. Г. К. Ушаков в своем рабочем кабинете

 

По итогам исследований, выполненных в клинике детских психозов Института психиатрии АМН СССР, им описано течение шизофрении у детей; изучены отклонения, обусловленные возрастным фактором, закономерностями патогенеза. Новыми и весьма существенными в этих работах являются положения о дискретном характере формирования инициальных расстройств при шизофрении и о прогностическом значении перехода дискретных расстройств в непрерывные по мере течения болезни.

Рис. 8. Конференция во Франкфурте-на-Майне, 1963

 

Рис. 9. Г. К. Ушаков на международной конференции в Будапеште, 1969

 

Существенным вкладом в научную и практическую психиатрию явилась оригинальная концепция этапного постнатального онтогенеза психики, раскрытие сравнительно-возрастных аспектов клиники нервно-психических расстройств. Г.К. Ушаков выделил два основных типа психического дизонтогенеза (1973): ретардированный и искаженный, основой которого являются асинхрония и неравномерность (диссоциация) развития. Совместные исследования с О. П. Юрьевой (Партс) были посвящены изучению клинических проявлений дизонтогенеза при шизофрении. Было показано, что с доманифестным шизофреническим дизонтогенезом связаны также вычурные стереотипии и эхолалии, навязчивости и патологическое фантазирование, односторонние интересы и увлечения. Выделены следующие основные глобальные признаки дизонтогенеза: 1) нарушение коммуникативной функции, 2) дисгармония (неравномерность) развития, 3) падение психической активности (энергетического потенциала). Под руководством Г. К. Ушакова были начаты исследования в недостаточно разработанной области психиатрии раннего возраста (микропсихиатрии), которые нашли дальнейшее продолжение в работах сотрудников Института психиатрии АМН СССР А. В. Горюновой и Г. В. Козловской, начинавших обучение на кафедре психиатрии, руководимой Г. К. Ушаковым. Выпускниками кафедры, проходившими обучение в ординатуре, являются Н.В. Римашевская и О. В. Баженова, также посвятившие свою научную деятельность вопросам дизонтогенеза и шизотипического диатеза. Были изучены многие аспекты микропсихиатрии и, в первую очередь, уточнение дифференциально-диагностических критериев отдельных симптомов и синдромов психических нарушений, феноменология и квалификация психических расстройств в младенчестве и первые годы жизни ребенка, а также создание специальных методик для определения степени и качества психического развития младенца и малыша.

Г. К. Ушаковым было организовано многолетнее сотрудничество с кафедрой психиатрии и детской нейропсихиатрии Университета г. Росток (ГДР). О научной продуктивности этого сотрудничества свидетельствуют 4 книги по проблемам психофизиологического развития детей: две изданы в СССР и еще две — в ГДР.

Рис. 10. Встреча с профессором Г. Гёльнитцем, Росток, 1976

 

Рис. 11. Ушаков Г.К. Пограничные
нервно-психические расстройства.
М.: Медицина, 1978

В последние годы своей научной деятельности Г. К. Ушаков много внимания уделял изучению пограничных расстройств психики. Продолжением работ своего предшественника О. В. Кербикова, руко-водившего кафедрой II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова, явилась разработанная Г. К. Ушаковым систематика форм аномальных развитий личности. Принципиально новые аспекты и оригинальная концепция клиники, механизмов и условий формирования пограничных расстройств наиболее полно раскрыты в монографии «Пограничные нервно-психические расстройства» (1978 [11]), переведенной на немецкий язык (1982). Подробный анализ научных достижений Г. К. Ушакова в изучении пограничных расстройств, остающихся актуальными до настоящего времени, дан в статье Л. К. Хохлова и В. А. Урываева [14].

Полученные научные результаты нашли отражение в более чем 150 работах, в числе которых 8 монографий и 2 учебника, 30 работ переведены на иностранные языки. Под руководством Г. К. Ушакова было защищено 10 докторских и 43 кандидатских диссертации. Его ученики и ныне работают как на кафедре психиатрии Российского государственного медицинского университета (РНИМУ им. Н. И. Пирогова), так и на других кафедрах и в клиниках Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья.

Рис. 12. Ушаков Г.К. Детская
психиатрия. М.: Медицина, 1973

Поистине уникальным является созданный Г.К. Ушаковым для преподавания психиатрии студентам учебник «Детская психиатрия» (1973 [7]), в котором впервые курс клинической психиатрии изложен в сравнительно-возрастном аспекте. Клиника психических расстройств в учебнике описана в ее наиболее типичных вариантах (применительно к зрелому возрасту) и с указанием особенностей, свойственных детско-подростковому возрасту. В каждом разделе систематически прослеживается формирование особенностей психики у детей в онтогенезе и возрастные особенности семиологии и клиники психических болезней. Это позволяет показать клинику психических расстройств у детей в их динамике применительно к уровню созревания центральной нервной системы и взаимодействия формирующихся функциональных систем мозга. Несмотря на то, что в настоящее время учебник «Детская психиатрия» является библиографической редкостью, его признание специалистами в области психиатрии с годами только возрастает.

Вклад Г. К. Ушакова в развитие теории медицинской психологии в нашей стране и ее преподавание

Много усилий Г. К. Ушаков приложил для становления преподавания в медицинском институте предмета «Медицинская психология». Как известно, преподавание медицинской психологии в медицинских вузах СССР было введено в 1965 году. Содержание медицинской психологии, ее место, объем до настоящего времени по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. Первыми учебниками по психологии для студентов медицинских вузов стали учебники, написанные врачами-психиатрами [1; 4].

Рис. 13. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К.
Учебное пособие по медицинской
психологии. М.: Медицина, 1976

Вначале медицинская психология была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадаптивных и делинквентных форм поведения. Написанный Г. К. Ушаковым в соавторстве с профессором Н. Д. Лако-синой первый учебник «Учебное пособие по медицинской психологии» (1976 [2]) до настоящего времени является самым тиражируемым и одним из наиболее часто цитируемых учебников в данной области.

Второе издание учебника, переработанное и дополненное, под названием «Медицинская психо-логия» вышло в свет уже после смерти Геннадия Константиновича в 1984 г. [3]. В учебнике «Клини-ческая психология» (2003), созданном сотрудниками кафедры психиатрии и медицинской психологии РГМУ (Лакосиной Н. Д., Сергеевым И. И., Панковой О. Ф.) в качестве мемориальной оставлена блестяще написан-ная Г. К. Ушаковым глава об истории медицинской психологии, а весь учебник посвящен его памяти.

Сетевой научный журнал «Медицинская психо-логия в России» присудил проф. Н. Д. Лакосиной звание Лауреата премии «За выдающиеся достижения в области отечественной медицинской (клинической) психологии» (2019). Награда была вручена главным редактором журнала.

Рис. 14. Профессор Надежда Дмитриевна Лакосина (2019)

 

В предисловии авторы первого учебного пособия под-черкивали, что встретились с большими трудностями, обус-ловленными тем, что общая медицинская психология в со-ответствии с учебным планом преподается студентам второго курса, которые еще не подго-товлены к изучению клини-ческих дисциплин. Кроме того, в учебный план подготовки врача в медицинских вузах в тот период не входило препо-давание общей психологии, без знания основ которой невозможно обучить будущего врача пониманию психологии больного  человека  на  разных

Рис. 15. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. М., 1984

Рис. 16. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология.
М., 2003

этапах лечебно-профилакти-ческого процесса. Поэтому в главах по общей медицинской психологии   рассматривались

основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), было представлено учение об индивидуальности (темперамент, характер, личность), об эволюции и этапах постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), учение о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях. Также были описаны психология врача (медицинского работника), особенности повседнев-ного общения больного и врача, показана роль психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений. Обращалось внимание на воспитание моральных, этических и человеческих качеств людей, избравших профессию врача. Особое место отводилось принципам деонтологии, взаимоотношениям врача с больным и его родственниками на разных этапах лечения.

Медико-психологические аспекты индивидуальности достаточно полно раскры-ваются при системном рассмотрении особенностей основных психических функций, состояния сфер психики, типичных для тех или иных лиц, и особенностей собственно личности. Г. К. Ушаковым была предложена и детально разработана систематика развития психики ребенка с выделением основных стадий онтогенеза на первом, наиболее бурном этапе развития от рождения до периода зрелости организма (примерно до 20—22 лет). Наиболее общие особенности этапов развития психики и схематическое распределение их в зависимости от возраста, соотношение с формированием уровней сознания и личности приведены на рис. 17.

Рис. 17. Систематика развития психики в онтогенезе
(из учебника «Детская психиатрия» [7])

 

Считаем необходимым привести основные описания Г. К. Ушаковым этапов развития психики и онтогенеза сознания.

Первый этап развития психики — моторный (0—1 года)

Реакции ребенка в первые дни и месяцы жизни являются, по сути, рудиментами последующих психических реакций. На внешние раздражители (голод, холод, измене-ние положения тела) ребенок отвечает диффузными двигательными реакциями: крик, плач, двигательное беспокойство. Даже так называемая реакция страха новорожден-ного представляет собой 2 типа движений: с преобладанием реакции флексоров (мышц-сгибателей) или экстензоров (мышц-разгибателей).

Второй этап развития психики — сенсомоторный (6 мес. — 5-6 лет)

Значение формирующихся моторных реакций продолжает оставаться ведущим, однако они утрачивают свой чисто двигательный характер и становятся более сложными «сенсомоторными актами». Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленностью движений, что в будущем приводит к волевым действиям. Развиваются: органы чувств, внимание, формируется мышление, представления о настоящем и прошлом, первичное сознание «Я» (элемент самосознания, 3-3,5 года). Наиболее отчетливый признак окончательного завершения сенсомоторного периода развития — формирование у ребенка представления «схемы тела». Сложная сенсомоторная дифференциация является основой для образования уже в дошкольном возрасте первых понятий, умозаключений, категорий абстрактного и причинного мышления.

Третий этап развития психики — аффективный (с 3 до 12 лет)

Если простейшие (органические) чувства — чувство голода, холода (сырости пеленок), резкого нарушения положения тела — обнаруживаются у ребенка уже в первые сутки после рождения, то аффекты, которые имеют общее с ними происхождение, не тождественны таким органическим чувствам. Высшие аффекты, в отличие от простых, никогда не возникают без образа, представления, а позднее и без понятия, т. е. вовлечения в переживание идеаторной сферы. Аффективный этап начинает оформление в виде эпикритической эмоциональности с 3-х лет. Осваиваются эмоциональные реакции: протеста, негативизма, демонстративного поведения, излишней аффектации или молчаливости. К 6-7 годам детская непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает выражение в аффективной окраске тех или иных форм деятельности ребенка. В 10-11 лет возникает лабильность аффекта, а добродушие и детская увлеченность становятся менее выраженными. Аффективность приобретает постоянно-индивидуальный характер, и можно четко выявить 2 типа поведенческих реакций. У одних детей преобладают черты экстравертированности (они более общительны). У других превалирует интровертированность, и такие дети более молчаливы.

Четвертый этап развития — идеаторный (11—12+) лет.

Он начинается еще в глубине сенсомоторного этапа развития и находит свое выражение в описанных сложных формах пересочетания представления, в появлении и развитии речи, формировании простых и усложняющихся понятий, суждений, умозаключений. Однако истинное начало его должно быть датировано возрастом 11-12 лет. У ребенка появляется возможность строить сложные умозаключения, возникает навык оперирования объектами внешней реальности и реальностью субъективной. В подростковом возрасте (12—16 лет) доступна возможность рассуждать, последо-вательно обсуждать факты. Подросток утверждает себя, противопоставляя остальным. Это часто приобретает характер своего мнения. Он осознает себя как личность, что дает основу для рефлексии. Сознание индивидуальное приобретает характер коллективного, общественного. В эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и интеллектуальные чувства.

В работе «Очерк онтогенеза уровней сознания» (1973) и ряде последующих работ Г. К. Ушаков показал, что сознание от момента рождения ребенка до зрелого возраста проходит несколько периодов своего становления. Им выделялись:

1.

Бодрствующее сознание (8—10 мес). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Полагают, что в этом возрастном периоде в мозге происходят процессы формирования «схемы» тела — импульсы, приходящие из различных частей тела, фиксируются в прогрессивно созревающих мозговых структурах. Формирование в мозге структур в виде «схемы тела» закладывает основу будущего самосознания.

2.

Предметное сознание (от 10—12 мес. до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления от действительности. Формиро-вание сознания более связано с развитием первых образных представлений, образного мышления и речи. Однако ребенок еще не выделяет себя из окружающего, и в его речи отсутствует местоимение «Я». Элементы самосознания в виде употребления личного местоимения «Я» и соотнесения с собой собственных действий и действий окружающих (высказывания типа «я упал», «дай мне») появляются уже на 2-3-м году жизни. В зеркале он начинает узнавать других людей в 8 мес., а себя — лишь в 26 мес. На фотографиях других людей он узнает в 1,5 года, а себя — значительно позднее.

3.

Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7—9 лет) знаменуется появлением у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. Возможность выделения себя из окружающей среды становится возможной в связи с уже достаточным развитием первых представлений ребенка о пространстве и времени. Сознание собственного «Я», сугубо индивидуальное в начале, в последующем претерпевает изменения по мере расширения общения ребенка со сверстниками и близкими.

4.

Коллективное сознание (от 7—9 до 14—16 лет) характеризуется появлением в сознании ребенка к 7—9 годам новых качеств. Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. Обучение в старших классах школы сопровождается участием подростков в общественных событиях и появлением у них коллективного, социального сознания. Новые качества сознания обеспечиваются началом постепенного перехода после 3-4 лет от представлений об объектах пространства воспринимаемого (реального) к формированию представлений об объектах своего внутреннего мира, т. е. пространства интрапсихического, субъективного (представляемого и воображаемого).

5.

Рефлексивное сознание (от 14—16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления. Постепенно сознание приобретает возможность не только создания некой внутренней модели (фотографии) мира, но и как бы «рассматривания» изнутри полученной картины («отражение отражения»). Таким образом, при рефлексии сознание обращается само на себя, и индивид начинает размышлять над своими психическими состояниями. Рефлексия знаменует окончательное становление самосознания.

Важное значение Г. К. Ушаков придавал концепции асинхроний развития, которая, по его мнению, может оказаться весьма важной для анализа закономерностей как нормального, так и патологического развития психики. Им подчеркивалось, что синхронии развития наиболее полно раскрываются в периоды возрастных кризов, со времени которых часто начинается формирование новых качеств психики индивидуума.

Дальнейшее изучение патологии психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций, обозначаемой как психический дизонтогенез, было продолжено в работах известных отечественных исследователей (Ковалев В. В., 1981, Вроно М. Ш., 1983, Личко А. Е., 1983, Лебединский В. В., 1985, Козловская Г. В., Горюнова А. В., Римашевская Н. В., 1986 и др.).

 

Г. К. Ушаков — руководитель, наставник, учитель
(личные воспоминания О. Ф. Панковой о Г. К. Ушакове)

Большая работоспособность, трудолюбие, самоотверженная отдача любимому делу, оперативность в решении сложных вопросов — вот стиль работы Г. К. Ушакова. Высокая требовательность сочеталась у Геннадия Константиновича с умением руководить людьми, увлекая их работой. Его отличали чувство высокой ответст-венности за порученное дело, скромность, деликатность, чуткость и доброжела-тельность.

Так распорядилась судьба, что мне было суждено стать одной из последней плеяды учеников профессора Г. К. Ушакова. После окончания в 1977 г. 2-го МОЛГМИ имени Н. И. Пирогова я поступила в клиническую ординатуру на кафедру психиатрии. Наши встречи с Геннадием Константиновичем за время обучения в ординатуре были не столь частыми, как бы этого хотелось, так как свою работу заведующего кафедрой он совмещал с работой заместителя руководителя отдела высших учебных заведений Минздрава СССР. Но уже во время первого знакомства на меня произвело впечатление удивительное сочетание достоинства и сдержанности с демократичностью и проникновенностью в манере поведения Геннадия Константиновича. Было видно, что он искренне интересуется биографией каждого из десяти новых ординаторов. Он знал всех нас по именам. Давая нам наставления перед началом обучения в ординатуре, он обещал всестороннюю помощь и поддержку. Причем это касалось не только собственно постижения теоретических и практических основ дисциплины, но и всех других сторон жизни.

Школой профессионального мастерства для нас были лекции профессора Ушакова, проводимые им клинические разборы и консультации больных. Геннадия Константиновича нельзя было назвать блестящим оратором-декламатором. Его речь не пестрела красивыми фразами и наукообразными оборотами. Напротив, в достаточно простой и доверительной манере он излагал основные разделы психиатрии, используя при этом системный подход и давая глубокий анализ психических расстройств. Эта манера заставляла присутствующих на лекции студентов и других слушателей пытаться также проникнуть в сущность психической патологии.

В клинических демонстрациях больных на лекциях Геннадий Константинович обнаруживал блестящие умения ведения беседы с больным, раскрывая тонкие нюансы имеющейся у пациента психической патологии. Используя элементы неформальной беседы, тонкий юмор, он умел добиваться расположения больного, получая, таким образом, необходимые сведения. Задачей ординаторов была подготовка больных для клинических демонстраций, и лучшей наградой за успешно проделанную работу становилось явное удовольствие Геннадия Константиновича от беседы с больным, глубокий анализ представленных анамнестических сведений и настоящего статуса больного. Консультации больных, которые проводил профессор Ушаков, отличали нестандартность и глубина подхода, стремление учитывать все стороны заболевания и факторы, способные оказывать влияние на клинику и течение психического расстройства. Именно нешаблонность и системность подходов в изучении истории болезни каждого пациента и всей психической патологии в целом для меня явились основными положениями школы профессора Г. К. Ушакова.

Помимо основ клинической практики, Геннадий Константинович заботился о нашей теоретической подготовке, рекомендуя знакомиться с трудами классиков отечественной и зарубежной психиатрии, актуальными исследованиями, результаты которых публикуются в сборниках и журналах. Он с большим удовольствием предоставлял нам классические труды великих психиатров, учебники, включая редкие издания, которые имелись в его личной библиотеке. Просил позвонить ему накануне вечером, чтобы он не забыл положить в свой портфель нужную книгу. У меня остались ксерокопии учебников Э. Крепелина, О. Блёйлера и др., которые не издавались в то время, и Геннадий Константинович любезно разрешал нам их ксерокопировать.

Следующим этапом сотрудничества с профессором Ушаковым была аспирантура, руководителем которой он являлся. Предложенная им тема кандидатской диссертации относилась к проблеме пограничных нервно-психических расстройств, которой он уделял много внимания в последние годы своей деятельности. В клинике невротических расстройств с вегетативными кризами его интересовал именно системный многосторонний подход. Он считал также необходимым изучить некоторые возможные патогенетические механизмы данного типа расстройств, используя для этого помимо клинико-психопатологического и экспериментально-психологического методов, целый ряд параклинических методов (экскрецию адреналина и норадреналина, состояние электролитного обмена). К сожалению, безвременный скоропостижный уход из жизни Геннадия Константиновича не дал возможности довести совместно с ним намеченную работу. Тему я не меняла, исследование завершила, диссертацию защитила, но мудрого руководства профессора Ушакова очень не хватало.

Прошло уже сорок лет со дня смерти Геннадия Константиновича, но неожиданность и драматизм его ухода из жизни до сих пор остаются в переживаниях при воспоминании о нем. Он умер ночью с пятницы на субботу в рабочем кресле. Накануне мы обсуждали с ним фрагменты диссертационной работы. Остались листы с его записями. Геннадий Константинович выразил желание присутствовать на следующий день на моем занятии с группой студентов. Мы все очень волновались и ответственно готовились к занятию. Утром в субботу, придя на кафедру пораньше перед занятием, я спросила у старшего лаборанта Зинаиды Ивановны, нет ли еще шефа на кафедре, и услышала, что его больше никогда не будет, он умер. Потрясение от этой фразы остается до сих пор.

Герману Нотнагелю (K. W. H. Nothnagel) — одному из самых выдающихся немецких терапевтов своего времени — принадлежат слова: «Хорошим врачом может быть только хороший человек». Геннадий Константинович был хорошим человеком, одаренным душевной щедростью и чистотой помыслов. Я благодарна судьбе, что моим первым учителем в психиатрии был светлый, мудрый человек и выдающийся психиатр профессор Г. К. Ушаков.

 

Литература

1.  Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: учебник для студентов мед. институтов. – М.: Медицина, 1967. – 240 с.

2.  Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. – М.: Медицина, 1976. – 320 с.

3.  Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1984. – 272 с.

4.  Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. – Л.: Медицина, 1966. – 430 с.

5.  Ушаков Г.К. Очерк онтогенеза уровней сознания // Проблемы сознания. Материалы симпозиума / под ред. В.М. Банщикова. – М., 1966. – С. 51–63.

6.  Ушаков Г.К. Эволюционный аспект формирования личности // Проблемы личности. Материалы симпозиума: в 2 т. – М., 1970. – Т. 2. – С. 71–84.

7.  Ушаков Г.К. Детская психиатрия. – М.: Медицина, 1973. – 391 с.

8.  Ушаков Г.К. Особенности процесса развития при психотических состояниях // Проблемы постнатального сомато-психического развития: сборник / под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гёльнитца, Г. Эггерса. – М.: Медицина, 1974. – С. 288–310.

9.  Ушаков Г.К. Принципы сомато-психического развития // Проблемы постна-тального сомато-психического развития: сборник / под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гёльнитца, Г. Эггерса. – М.: Медицина, 1974. – С. 8–49.

10. Ушаков Г.К. Клинический метод исследования в психиатрии и норма реакции // Психосоматическое развитие и норма реакции. Труды института / под ред. Г.К. Ушакова. – М., 1975. – С. 3–16.

11. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – М.: Медицина, 1978. – 400 с.

12. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987. – 304 с.

13. Ушаков Г.К., Жуковский М.А. Эндокринные влияния на сомато-психическое развитие // Проблемы постнатального сомато-психического развития: сборник / под ред. Г.К. Ушакова, Г. Гёльнитца, Г. Эггерса. – М.: Медицина, 1974. – С. 221–235.

14. Хохлов Л.К., Урываев В.А. Вопросы медицинской психологии в работах академика РАМН О.В. Кербикова и профессора Г.К. Ушакова // Медицинская психология в России. – 2013. – T. 5, № 5. – С. 3. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15030

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Панкова О.Ф. Ученый, врач, психолог, учитель (к 100-летию со дня рождения Г.К. Ушакова) // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 3. – C. 2. doi: 10.24412/2219-8245-2021-3-2

 

Scientist, doctor and psychologist, teacher
(to the 100th anniversary of the birth of G. K. Ushakov)

Pankova O.F.1
E-mail: o.f.pankova@mail.ru

1 Pirogov Russian National Research Medical University
Ostrovitianov str. 1, Moscow, 117997, Russia
Phone: +7 (495) 434-14-22

Abstract The article dedicated to the 100th anniversary of the famous Russian (Soviet) psychiatrist Gennady Konstantinovich Ushakov provides basic biographical data, information about scientific interests, analyzes the contribution made to the development of the theory and teaching of psychiatry and medical psychology. The information is supplemented with a list of selected works (with links), an analysis of the main directions of scientific research, memoirs of students, as well as photographs from the personal archives of the family of G. K. Ushakov.

Key words: Ushakov G.K.; Professor; head of the department; psychiatry; medical psychology; theory and practice; teaching; scientific school; comparative age approach; ontogeny of the psyche; personal qualities.

For citation

Pankova O.F. Scientist, doctor and psychologist, teacher (to the 100th anniversary of the birth of G. K. Ushakov). Med. psihol. Ross., 2021, vol. 13, no. 3, p. 2. doi: 10.24412/2219-8245-2021-3-2 [in Russian, abstract in English].

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2021 РіРѕРґ

2020 РіРѕРґ

2019 РіРѕРґ

2018 РіРѕРґ

2017 РіРѕРґ

2016 РіРѕРґ

2015 РіРѕРґ

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player