|
Аннотация Монография Е. И. Первичко «Регуляция эмоций: клинико-психологи-ческий аспект», представляет развернутый анализ как теоретических разработок, так и практических предложений в области регулирования эмоций. Монография посвящена проблеме, которой человечество озабочено еще с древности. Эмоциональная сфера человека как одна из самых загадочных, с одной стороны, и как хорошо наблюдаемая, с другой, занимала умы философов, медиков и других исследователей человеческой души с Античности, однако до сих пор требует научных изысканий. Это проявляется на многих уровнях — от массовой культуры, предлагающей как в книгах, так и в различных тренингах, посвященных «эмоциональному интеллекту», способы и варианты регулирования эмоциональной сферы человека до специализированных гуманитарных дискуссий об истории, социологии и психологии эмоций, о роли эмоций в педагогическом процессе, в юриспруденции и в политическом принятии решений и т. д. Работа Е. И. Первичко, несомненно, актуальна и представляет интерес не только для профессиональных психологов, но также для медиков, специалистов в области реабилитации и абилитации, педагогов, социальных работников и других специалистов, взаимодействующих с человеком. Ключевые слова: Е.И. Первичко; медицинская психология; кардиоклиника; эмоции; регуляция эмоций; реабилитация; профилактика стрессов.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Монография Елены Ивановны Первичко «Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект» посвящена проблеме, которой человечество озабочено еще с древности. Эмоциональная сфера человека как одна из самых загадочных, с одной стороны, и как хорошо наблюдаемая, с другой, занимала умы философов, медиков и других исследователей человеческой души с античности, однако до сих пор требует научных изысканий. Это проявляется на многих уровнях — от массовой культуры, предлагающей как в книгах, так и в различных тренингах, посвященных «эмоциональному интеллекту», способы и варианты регулирования эмоциональной сферы человека до специализированных гуманитарных дискуссий об истории, социологии и психологии эмоций, о роли эмоций в педагогическом процессе, в юриспруденции и в политическом принятии решений и т. д. Проблема управления эмоциональной сферой также актуальна еще с древности. Например, К. Лукреций писал, что эмоции служат орудием мысли. Другими словами, любое проявление жизнедеятельности человека сопровождается переживаниями, которые отражают как значение, так и смысл явлений и ситуаций, выступая при этом основным механизмом регуляции психики. В современном обществе, отличающемся нестабильностью и динамичностью, вопрос о регуляции эмоций стоит как никогда остро. Например, по данным японских психологов, пятьдесят из ста детей, увлекающихся компьютерными играми, страдают эмоциональными расстройствами. У одних это проявляется в повышенной агрессивности, а у других — в глубокой апатии, утрате способности эмоционально реагировать на реальные события. Подобные явления, когда эмоциональные состояния человека начинают приближаться к полюсам, когда утрачивается контроль над эмоциями и умеренные их проявления все чаще сменяются крайностями, — свидетельство явного неблагополучия в эмоциональной сфере современного человека. Проблема эмоционального реагирования на быстро меняющиеся социальные и природные процессы затронула практически все население Земли. Отчетливо данная тенденция проявилась в период пандемии COVID-19, когда все специалисты наблюдают повышение тревожности, симптомы клинической депрессии, симптомы клинического тревожного расстройства, различные фобии у переболевших данной инфекцией. Исследования в разных странах показывают, что уровень стресса, тревоги и депрессии вырос в 3-4 раза по сравнению с доковидным временем, а многие исследователи говорят даже о пост-травматическом синдроме у пациентов, перенесших COVID. Появление данной монографии в такое неспокойное время — один из ответов отечественной психологии на запрос социума по исследованию человека как «целостности в его психосоматическом единстве с обсуждением вопросов регуляции и саморегуляции в сложных и неопределенных жизненных ситуациях» [с. 264 данной монографии]. Монография состоит из 8 глав, списка литературы и Приложений. В Первой главе «Эмоции и их регуляция: теоретические модели и эмпирические исследования» автор представил историю становления исследуемой проблемы. Глава заставляет читателя задуматься о реконструкции основных идей мыслителей от античной философии до классической психологии, связанных с описанием и регулированием эмоций. Именно античные философы впервые составили тщательные определения и подробные описания базовых эмоций. Аристотель, например, как предтеча различных дискуссий, которые переживают в наши дни пик нового интереса, свое исследование эмоций размещает не в учении о душе (психологии в античном смысле слова), а в работе, посвященной риторике, поскольку ораторы должны были знать, как вызывать и контролировать эмоции у слушателей. Автор проводит логические связи от позиции Аристотеля, рассматривавшего эмоции в тесной связке с деятельностью через каузально-дуалистическую концепцию Декарта, который связал эмоции с физиологическими особенностями организма к Спинозе, для которого важным было отношение мышления и аффекта. При описании классических теорий эмоций (У. Джемса, К. Ланге, Дж. Уотсона) Елена Ивановна подчеркивает, что практически все теоретические разработки классиков бихевиоризма легли в основу методов психологической помощи в рамках данного подхода. Понятно и логически оправдано обращение автора к решению проблемы регуляции эмоций психоанализом, несмотря на кажущееся противоречие. Ведь бихевиоризм ориентирован на принцип «минимального вторжения» в психику, тогда как психоанализ углубляется в бессознательное, пытаясь «добыть» самые сокровенные и вытесненные переживания, однако З. Фрейд эмоции рассматривал как природный натуральный процесс, оставаясь в этом вопросе скорее натуралистом, физиологом, чем психологом. Поэтому, помимо теоретических описаний основных подходов к регуляции эмоций, в данной главе содержатся, что особенно значимо для практико-ориентиро-ванных специалистов, различные эмпирические исследования, в том числе в когнитивной психологии и психотерапии, а также в психоанализе. Так, в данной главе описаны основные методы управления эмоциями, применяемые в поведенческом консультировании и психотерапии: процедура прогрессирующей нервно-мышечной регуляции, систематическая десенсибилизация, метод погружения. Психоанализ представлен развернутым описанием механизмов невротической тревоги и ее регуляции, базирующихся на теории психологических защит. Считаю, что для практиков будет интересен раздел «Модель Дж. Гросса и описания Н. Гарнефски», в котором представлены стратегии регуляции эмоций: выбор ситуации, модификация ситуации, распределение внимания, когнитивные изменения, модуляция ответа, а также анализ психодиагностического инструментария, адаптиро-ванного для русскоязычной выборки (CERQ — Опросник когнитивной регуляции эмоций). Выбрав в качестве методологической основы своего исследования бихевио-ральный подход, Елена Ивановна дополняет его когнитивными методами, позволяю-щими отследить типичные для человека схемы переработки информации. Известно, что в базовых положениях психотерапевтических концепций А. Эллиса и А. Бека эмоции и дисфункциональные поведенческие реакции опосредованы неверными когнитивными установками. Именно А. Бек предложил понятие «когнитивная схема», которое позволяет рассматривать и регулировать систему убеждений человека, связанных с его травматическим опытом. Таким образом, становится логически оправданным опора на культурно-историческую теорию Л. С. Выготского, который, по замечанию автора, не оставив завершенного учения об эмоциях, сформулировал механизм их регуляции. Во второй главе «Регуляция эмоций в норме и патологии: культурно-деятель-ностный подход» детально описана позиция Л. С. Выготского по вопросу регуляции эмоций. Известно, что Л. С. Выготский предложил свою схему эмоционального реагирования: любой стимул для человека всегда опосредован знаком как искусственно созданным человеком стимулом-средством, что кардинально меняет структуру и характер психического функционирования. Л. С. Выготский настаивал, что аффект и интеллект едины. Для подтверждения своей позиции Лев Семенович ввел понятие «переживание» как единицы сознания и единицы личности и среды, представленных в единстве эмоциональных и интеллектуальных процессов. На основе вышеописанных положений культурно-деятельностного подхода Елена Ивановна Первичко предлагает свой взгляд, смысл которого в целенаправленной ориентированности на изучение системы регулирования эмоций в норме и патрологии. Автор предлагает собственную психологически обоснованную концептуальную модель регулирования эмоций в норме и патологии. Описание процесса регулирования как системы требует выделения уровней и/или компонентов этой системы, а также механизма ее функционирования. В качестве эмпирической базы для проверки функционирования предлагаемой модели выбраны пациенты с различными формами сердечно-сосудистой патологии (пролапс митрального клапана и эссенциальная артериальная гипертензия), которые могут быть отнесены к заболеваниям психосоматического круга при оценке их клинической симптоматики и факторов патогенеза. Здесь же автор выдвигает две основные гипотезы исследования. В первой автор предполагает, что регуляция эмоций представляет собой структуру, имеющую два уровня: психологический и физиологический. Психологический уровень, в свою очередь, состоит из мотивационно-смыслового и операционально-технического уровней, слаженная работа которых обеспечивается такими психологическими механизмами, как рефлексия и знаково-символическое опосредствование. Вторая гипотеза позволяет проверить, выступают ли психологическими механизмами регуляции эмоций рефлексия и знаково-символическое опосредствование эмоций. На основании этих гипотез сформулированы частные гипотезы, требующие проверки утверждений, что система регуляции эмоций у пациентов с вышеназванными нозологическими формами харак-теризуется наличием мотивационного конфликта, недостаточностью использования имеющихся у личности ресурсов для регулирования эмоций, что негативно влияет на результаты регуляции эмоционального состояния и клиническую картину заболевания. В этой же главе представлены выборка исследования и психодиагностический инструментарий (Модифицированный вариант методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга и авторская методика выявления уровня притязаний в эксперименте). Третья глава описывает регуляцию эмоций при решении задач выбора эмоционально значимых ситуаций и эмоциональных дескрипторов. В результате проведенного исследования автором делаются выводы о достоверно более высокой чувствительности пациентов с заболеваниями системы кровообращения к эмоцио-генным ситуациям и выбора ими определенных эмоциональных дескрипторов (гнев, презрение, страх) для описания переживаний в этих ситуациях. Автор выделяет группу пациентов с «гипертонией на рабочем месте» (пациенты, у которых артериаль-ное давление в выходные дни отличалось от АД в рабочие дни в сторону нормализации), которым, по результатам проведенного исследования, свойственно максимально интенсивное переживание эмоций модальностей «печаль», «гнев», «презрение», «страх», а также феномен «парадоксального сужения» объема эмоцио-нально значимых событий. Выделение такой группы пациентов, с нашей точки зрения, позволяет автору значительно расширить и углубить зону своих исследований в дальнейшем. В результате проведенного исследования установлено, что пациенты при решении задач, связанных с эмоционально значимыми ситуациями, отличаются от людей без патологии системы кровообращения достоверно более высокой чувстви-тельностью к таким ситуациям и, следовательно, большей глубиной возникающих при этом переживаний. Автор делает вывод, что уже на стадии восприятия эмоциогенных событий у испытуемых были выявлены две специфические стратегии перцептивного выбора: расширение объема эмоционально значимых событий и дескрипторов и ограничение в объеме эмоционально значимых событий и дескрипторов, что предполагает искажение ситуации. Четвертая глава «Регуляция эмоций в динамике содержания первичных и вторичных ответов в эмоционально значимых ситуациях» доказывает, что пациенты с разными нозологиями сердечно-сосудистой системы различаются между собой по параметрам смыслового содержания и направленности реакций в первичных и вторичных ответах при эмоционально значимых ситуациях. Модификация Методики С. Розенцвейга позволила автору внести коррективы в процедуру проведения психодиагностики и поменять инструкцию для вторичного ответа на те же ситуации. Если в первичных ответах у данных пациентов чаще содержатся упреки, порицания или открытая враждебность при отрицании либо минимизации собственной вины, то при повторных ответах у пациентов с «гипертонией на рабочем месте» происходит резкое увеличение негативных переживаний как внешнеобвиняемого, так и самооб-виняющего характера, тогда как пациенты с артериальной гипертензией достоверно не отличаются от здоровых испытуемых. Автор также установила, что пациенты с данными нозологическими формами стараются не выражать негативные эмоции в открытом вербальном поведении, что может быть компонентом психосоматического механизма данных клинических нарушений и расстройств. Пятая глава «Стратегии регуляции эмоций» предлагает читателю различные варианты реагирования на эмоционально значимые ситуации. На основании проведенного контент-анализа ответов испытуемых автор выделяет два класса стратегий: интернальные (направленные на изменение когнитивной структуры переживания) и экстернальные (направленные на изменение экспрессивных характеристик эмоций и решение коммуникативных задач в ситуациях социального взаимодействия). К интернальным когнитивно-неопосредованным стратегиям были отнесены следующие способы реагирования: отказ от ответа и ответы с не дифференцируемым когнитивным содержанием, т. е. без обращения к средствам знаково-символического опосредствования в необходимом объеме. Среди интеральных когнитивно-транс-формирующихся стратегий выделены: руминации и катастрофизация, сравнение и обесценивание, позитивный пересмотр, последовательная актуализация новых лично-стных смыслов, трансформация переживаний с помощью юмора и метафоры. Экстернальная когнитивно-неопосредованная стратегия выражается в непосред-ственном выражении эмоций, тогда как к экстернальным когнитивно-трансформи-рующимся стратегиям отнесены: подавление экспрессии эмоций, конфликтно-коммуникативное реагирование и субъект-субъектные интерактивные трансформации. На страницах 161—167 предложено структурированное описание стратегий и механизмов регуляции эмоций в эмоционально значимых ситуациях, оформленных в Таблицу 13. Данная таблица представляет интерес для практических психологов, т. к. в ней обобщаются выделенные автором стратегии, что позволяет понять механизмы реагирования клиентов на эмоционально значимые ситуации и применить их в профессиональной практической деятельности. Представленные в Таблице 13 сведения значительно облегчат как психологическое консультирование, так и психологическую коррекцию таких клиентов. В выводах к этой главе Елена Ивановна обращает внимание читателя на интересный результат своего исследования, называя его парадоксальным. Установлено, что наряду с вышеперечисленными особенностями эмоционального реагирования на эмоциогенные ситуации у достаточно большого количества пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями ведущей стратегией регуляции эмоций выступает конфликтно-коммуникативное отреагирование. Именно такая стратегия предполагает осознанное введение в пространство коммуникации специальных стимулов-средств, которые позволяют пациенту в социально приемлемой форме вызывать у оппонента определенные эмоции, что маркируется автором как манипулятивная стратегия. Здесь же на основании статистически значимых результатов описана принципи-альная разница в выборе стратегий регуляции эмоций в разных группах испытуемых. Так, если пациенты с «гипертонией на рабочем месте» чаще подавляют эмоцио-нальные проявления, то пациенты с пролапсом митрального клапана имеют более сложную структуру регуляции эмоций и чаще используют стратегию последовательной актуализации новых смыслов. Пациенты с эссенциальной артериальной гипертензией, в противоположность двум предыдущим группам, чаще используют стратегию непосредственного выражения эмоций при спонтанном отреагировании. Интерес для всех практикующих психологов представляет и Глава 6 «Представления о регуляции эмоций пациентов с сердечно-сосудистыми заболева-ниями в объяснительных моделях психосоматического синдромогенеза». Автор детально описывает историю формирования психосоматической медицины, представ-ленную как психоанализом, так и разработками отечественных клинических психологов и физиологов. Подчеркивая, что последние десятилетия отличаются в основном феноменологическим описанием исследуемых явлений, автор справедливо указывает на недостаточную разработанность именно вопросов эмоциональной регуляции у пациентов с различными патологиями, что открывает методологические и эмпирические просторы как для автора, так и для ее последователей. В Главе 7 «Регуляция эмоций в состояниях психической напряженности» описаны физиологические, субъективно-оценочные и поведенческие параметры психических состояний, возникшие у пациентов с сердечно-сосудистой патологией в условиях психического напряжения (процедура проведенного эксперимента описана на стр. 109 монографии). Автор доказала, что при моделировании эмоциональной нагрузки у большинства испытуемых возникло состояние психической напряженности, что подтверждено биохимическими (уровень катехоламинов в моче, ретина, агиотензина I в плазме крови), физиологическими (значение АД) и поведенческими критериями. Показана установленная в эксперименте связь между уровнем притязаний и стратегией эмоционального реагирования, предпочтительной для пациента и физиологическим состоянием, что еще раз подтверждает психосоматическую природу как эссенциальной гипертензии, так и «гипертонии на рабочем месте». Результаты проведенного эксперимента позволяют задуматься о физиологической природе пролапса митрального клапана (ПМК), особенно в ситуации вторичного прогиба одной или обеих створок клапана, ведь по данным статистики, у новорождённых ПМК диагностируется редко, однако с возрастом встречаемость патологии увеличивается: в раннем возрасте (5-6 лет) она составляет 6 %, в подростковом возрасте (11—15 лет) — 31 %, в 30 лет — 40 %, а в 60 лет — уже 77 %. Восьмая глава «Регуляция эмоций у пациентов с пролапсом митрального клапана и больных артериальной гипертензией с разной степенью выраженности клинической симптоматики» вносит серьезный вклад в развитие отечественной медицинской психологии как науки. Детальное описание клинико-психологических характеристик разных групп пациентов (с ПМК, с эссенциальной гипертензией, с «гипертонией на рабочем месте») позволяет специалистам, в первую очередь клиническим психологам кардиологических отделений, сориентироваться в определении «мишеней» для своей профессиональной деятельности, ведь зачастую клиенты не очень способны к формулированию четкого запроса на психологическую помощь, в которой они, как установлено в данной монографии, несомненно нуждаются. Особо стоит отметить исчерпывающий список литературы, который содержит как русскоязычные, так и иностранные источники. Такой список позволяет сориентиро-ваться в проблеме регуляции эмоций начинающему исследователю, а специалисту, углубившемуся в данную проблему, найти для себя интересные свежие публикации. Поэтому с уверенностью могу заявить, что монография Елены Ивановны Первичко «Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект», представля-ющая развернутый анализ как теоретических разработок, так и практических предложений в области регулирования эмоций, несомненно, актуальна и представляет интерес не только для профессиональных психологов, но также для медиков, специа-листов в области реабилитации и абилитации, педагогов, социальных работников и других специалистов, взаимодействующих с человеком.
Ссылка для цитирования УДК 159.942(049.32) Рогачева Т.В. Рецензия на монографию Е.И. Первичко «Регуляция эмоций: клинико-психологический аспект» (М.: Когито-Центр, 2020. 363 с.) // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 3. – C. 9. doi: 10.24412/2219-8245-2021-3-9
Review of the monograph by E.I. Pervichko
|
||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|