|
Аннотация. Цель исследования заключается в выявлении специ-фики когнитивных механизмов юмора как копинг-стратегий в Internet в период пандемии covid-19 и самоизоляции. Основным является метод описательного контент-анализа творчества на основе юмора в сети. Анализ юмористических продуктов творчества осуществляется на основе выявления приема остроумия, реализованного при создании комического эффекта. Философско-методологический анализ когнитивных механизмов юмора: коммуникативного, креативного, аксиологического (передача социального опыта в юмористической форме) гелозоического (изменение модально-оценочной направленности, преимущественно аффективной природы) позволяет обосновать возникновение эмоционального отстране-ния; установочную регуляцию поведения, основанную на способности юмора производить подъем эмоций, ослабление напряжения, через придание юмористической формы содержанию. Большое значение имеет форма выражения мысли через приемы остроумия, порождающие положительные эмоции. В результате контент-анализа выявлены такие как: абсурд, парадокс, ирония, метафора, намек, смешенье стилей, сравнение порождающие копинг-стратегии на основе юмора. Тематика проблем, порожденных пандемией и нашедших отражение в копинг-стратегиях пользователей сети: ограничения и штрафы в период само-изоляции, средства индивидуальной защиты, бессимптомность протекания заболевания, разработка вакцины и др. Креативность представлена в различных формах: по количеству участников — индивидуальная и коллективная; по форме художественной реализации замысла — креализованные тексты (на известные художественные фильмы и мультфильмы; прототипические ситуации, музыкальные произведения (классические оркестровые и аллюзии на песни); каламбурные анекдоты. Таким образом, в период пандемии и самоизоляции успешной копинг-стратегией могут считаться юмористические продукты творчества. Ключевые слова: копинг-стратегии; когнитивно-аффективные механизмы юмора; юмор на темы пандемии коронавируса и самоизоляции в сети Internet.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение Актуальность осмысления когнитивных механизмов юмора как копинг-стратегий (на материале Internet) в период пандемии COVID-19 и самоизоляции обусловлена рядом причин: сложившейся ситуацией в обществе, которая находит оценку на уровне властных структур. Так, глава Роспотребнадзора Анна Попова призвала не нагнетать ситуацию с коронавирусом в стране. Она предупредила, что COVID-19, скорее всего, будет возвращаться каждый год [7]. О том, что в обществе нарастает тревога и пессимизм на фоне пандемии коронавируса, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков: «Оптимизма, к сожалению, [ситуация] не добавляет», — сказал он [Там же]. Дискуссии, посвященные проблеме пандемии коронавируса, неоднократно организовывались мировым сообществом. Одна из них прошла за несколько дней до закрытия границ Европы. Так, конференция Ideas Lab под названием «"Черные лебеди": в поисках закономерностей непредвиденных событий» проходила в Брюсселе (там расположена штаб-квартира Евросоюза). Участниками конференции были видные ученые, лидеры мнений, политики, экономисты [1]. Автор метафоры «черный лебедь» Нассим Николас Талеб (1960 г. р.) занимается изучением влияния непрогнозируемых событий на мировую экономику. Ему принадлежат работы, ставшие бестселлерами: «Черный Лебедь», «Антихрупкость», «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Метафора «черный лебедь», созданная Н. Н. Талебом, обозначает редкое непрогнозируемое событие с колоссальными последствиями. На форуме Synergy, переместившемся в онлайн и идущем на постоянной основе, заявил с присущим ему остроумием: «...ковид-19 — самый обычный "лебедь", а любая бабушка разбирается в рисках больше, чем ученые-теоретики» [15]. В этой связи обратим внимание на статью, опубликованную в журнале Nature Medicine (2015) коллективом из 15 авторов под названием A SARS-like cluster of circulating bat coronaviruses shows potential for human emergence [42]. В статье шла речь о том, что атипичная группа циркулирующих коронавирусов летучих мышей демонстрирует потенциал для появления у человека. Так что рассуждения Н. Н. Талеба о коронавирусе COVID-19 как о самом обычном «лебеде» имеют под собой достаточные основания. В продолжение рассмотрения вопроса о подходах к решению проблем в ситуациях неопределенности обратимся к информации о страховке турнира Большого шлема в Уимблдоне [10]. Нас этот факт интересует с двух точек зрения. Первая: турнир с 2003 г. (со вспышки атипичной пневмонии, эпидемии SARS) стали страховать на случай отмены из-за глобальной эпидемии. Вторая — политическая сатира, порожденная фактом этой страховки и пандемией коронавируса. Одна из популярных шуток такая: «Значит, теннисный турнир подготовился к пандемии лучше, чем правительство США?» Актуальность соблюдения правил личной гигиены при коронавирусе в числе прочего предписывает: не пожимать руки; не целоваться, чтобы приветствовать людей. Поскольку традиция целоваться при встрече восходит корнями к Древнему Риму и к этим же традициям восходит этикет многих стран современной Европы, сформировались определенные стереотипы поведения. В ряде европейских стран этот вопрос обсуждался на уровне правительств. Руководитель Службы гражданской обороны страны, спецуполномоченный правительства Италии по коронавирусу Анджело Боррелли высказал свое мнение: «…через поцелуи эта зараза может расползтись по стране еще быстрее, поэтому хорошо бы итальянцам свои чувства попридержать». Министр здравоохранения Франции Оливье Веран также настоятельно рекомендовал землякам не целовать друг друга в обе щеки и не следовать давней традиционной форме проявления уважения, начала разговора, при встрече не пожимать руку и не обниматься. «Психологическое воздействие эпидемии и карантина не выдумка», — подчеркнул министр здравоохранения Оливье Веран, отметив, что тревожность населения значительно возросла с конца августа [34]. Надо заметить, что в Милане на Неделе моды есть давняя традиция при встрече обмениваться поцелуями в обе щеки. В ситуации пандемии коронавируса ритуал трансформировался: двумя пальцами касаются щек, а губы вытягивают в «куриную гузку» — этот новый ритуал получил название «коронапоцелуй». Коронапоцелуй — еще один неологизм, возникший в связи с пандемией коронавируса. Так, «Москва.ру» опубликовала два десятка неологизмов, возникших благодаря COVID-19. В числе таковых, например: ковидарий (больница, которую выделили под прием людей, больных пневмонией); ковидор (место, где лежат больные коронавирусом, которым не хватило палат); коронарка (разговорное сокращение «коронавирусной инфекции»). На рис. 1 изображена мотивационная картинка в период пандемии и самоизоляции. ![]() Рис. 1. Мотивационная картинка в период пандемии и самоизоляции1
Обратимся к тематике проблем, представленных на VII Международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика» (проходившей в начале декабря 2020 под эгидой Ярославского государственного медицинского университета) в связи с пандемией коронавируса. Так, доклад Конти М. (Милан, Италия) сосредоточен на проблемах пандемии и психотерапии как аналитических наблюдениях и комментариях о проявлении новых симптомов у пациентов в частной практике. В докладе Куфтяк Е. В. (Москва, Россия) и Бехтер А. А. (Хабаровск, Россия) анализировали вопросы, связанные со стрессом и проактивным совладающим поведением в период пандемии COVID-19 по данным онлайн-опроса. Детальный анализ клинических и психотера-певтических аспектов пограничных социально-стрессовых расстройств, обусловленных пандемией коронавирусной инфекции, представлен в докладе Селезнева С. Б. (Анапа, Россия). Психологические проблемы клинических психологов — студентов старших курсов в условиях пандемии коронавирусной инфекции представлены в докладе Рождественского В. И. (Санкт-Петербург, Россия). Опыт работы психологической службы психоневрологического диспансера в условиях пандемии освещался в докладе Ларских М. В. (Воронеж, Россия). Отношение медицинских работников и жителей города Иваново к ограничительным мероприятиям в связи с возникновением пандемии COVID-19 анализировали Худяков А. В., Морозова А. С., Шуненков Д. А. (Иваново, Россия). Психологические ресурсы выживания в кризисе представлены в докладе Соловьевой С. Л. (Санкт-Петербург, Россия). Оказание психологической помощи насе-лению в ситуации пандемии COVID-19 проанализировано в докладе Ковшовой О. С. и Светкиной А. А. (Самара, Россия). Позитивная динамическая психотерапия семейных конфликтов при пандемии COVID-19 — тема обстоятельного доклада Воищевой Н. М. (Санкт-Петербург, Россия). Таким образом, пандемия коронавируса выявила значительное количество проблем, и специалисты и ученые предлагают различные пути решения этих проблем. ![]()
Рис. 2. Обсуждение важного вопроса героями фильма
На рис. 2 используется прием остроумия — иронии в форме миловидного притворства (хариентизм (греч.) — приятное, миловидное притворство). Постановка проблемы Проблема копинг-стратегий является востребованной в современной психологии. Анализируются такие вопросы, как: общие вопросы современной психологии (А. А. Будницкий, Е. В. Левкова, 2014); адаптивные копинг-стратегии в связи с эффективным функционированием индивида (Н. А. Аручиди, 2012); копинг-стратегии при разном уровне коммуникативной активности (С. А. Васюра, Я. П. Коробейникова, 2013) [3; 5; 8]. Решая поставленную проблему о специфике когнитивных механизмов юмора как копинг-стратегий в Internet в период пандемии COVID-19 и самоизоляции обратимся к современным исследованиям юмора. Так, например, Мартин Р. отмечает, что юмор способствует уменьшению негативных эмоций и позволяет наслаждаться позитивными эмоциями, способствуя установлению близких, значимых отношений с другими [19]. Мартин Р. выделяет в своем тесте четыре стиля юмора: аффилиативный (поддерживающий, направленный на других); самоподдерживающий (поддержива-ющий, направленный на себя); агрессивный юмор (деструктивный, направленный на других); самоуничижительный стиль (деструктивный, направленный на себя). Для решения проблемы копинг-стратегий наиболее продуктивными стилями реагирования признаются аффилативный и самоподдерживающий. В исследованиях Мартина Р. подчеркивается, что самоподдерживающий юмор подразумевает оптимистичный взгляд на жизнь в целом и перед трудностями и проблемами, являясь регулятором эмоций и механизмом совладания со стрессом. Мартин Р. отмечает, что по сравнению с аффилативным юмором самоподдерживающий выполняет в первую очередь самопод-держивающую функцию. В работе «Юмор как ресурс совладающего поведения» Хазова С. А. отмечает важную для нас мысль, что юмор, вызывающий смех у других, процесс генерации и восприятия смешного стимула, приводит к эмоциональной реакции наслаждения [35]. Обратим внимание на исследование копинг-юмора при наличии социальной тревож-ности, переживании вины и стыда при шизофрении, проведенное Григорьевой И. В., Стефаненко Е. А., Ивановой Е. М., Олейчиком И. В., Ениклоповым С. Н. (2015) [31]. Возможности совладания юмором исследует Артемьева Т. В. (2011). Исследование юмора в профессиональной деятельности медицинских работников представлено в работах Стреленко А. А. и Киселевой М. М. (2019), Мусийчук М. В., Мусийчук С. В. (2013) [25; 32]. В некоторых исследованиях рассматриваются вопросы копинг-стратегий и чувства юмора в зависимости от возраста. Так, копинг-стратегии и чувство юмора у молодежи исследуют Ливинцев А. П. и Зинченко Е. В. (2015) [18]. Рассматривая активные ингредиенты в юморе, Berk R. выделяет психофизиологические преимущества и риски для пожилых людей [43]. Всеобъемлющую философию юмора анализирует Morreall J. (2009) [46]. Порядок когнитивной обработки в оценке юмора описан в исследованиях Shultz T. R. [52]. Полный и подробный анализ семантических механизмов юмора проделал Raskin V. (1984) [50]. Когнитивные механизмы юмора рассматривают Veale T., Feyaerts K., Bron G. (2006) [53]. В процессе философско-методологического анализа когнитивных механизмов юмора Мусийчук М. В. приходит к выводу о гносеологических основаниях четырех механизмов юмора: коммуникативном, креативном [48], аксиологическом (передача социального опыта в юмористической форме), гелозоическом [26]. На основе гелозоического механизма юмора целесообразно выделить группы оснований изменения модально-оценочной направленности. К этим группам, преимущественно аффективной природы, относятся возникновение эмоционального отстранения; установочная регуляция поведения, основанная на способности юмора производить подъем эмоций; ослабление напряжения через придание юмористической формы содержанию [23; 47]. ![]()
Рис. 3. Размышления о состоянии счастья героями мультфильма
На рис. 3 комическое реализовано через прием остроумия — иронию в форме иронии Вольтера (греч. eroneia — притворство; сосредоточена на общественной жизни, бичует пороки, разоблачает нелепость с логической стороны). И прием остроумия — намек на известное всем мнение во время пандемии о том, что заболевание может протекать бессимптомно. Методологические основания и методы исследования Методологическими основаниями исследования выступает культурно-истори-ческая концепция Выготского Л. С. Обратимся к мыслям Леонтьева А. Н., изложенным в предисловии к «Психологии искусства» Выготского Л. С. «Конечно, искусство "работает" с человеческими чувствами, и художественное произведение воплощает в себе эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения искусства, однако в нем они преобразуются. Подобно тому, как художественный прием создает метаморфоз материала произведения, он создает и метаморфоз чувств. Смысл этого метаморфоза чувств состоит, по мысли Выготского, в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными» [9]. Также значимы мысли Хейзинги Й. об игровом компоненте в культуре. Функции и стратегии игр реализуются по-разному: «…в формах высокоразвитой культуры… игровой инстинкт может… проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы» [36]. Юмор в своей основе — игра. Вместе с тем отметим значение идей Додонова Б. И. об эмоциональной направленности личности как специфической для каждого человека потребности в эмоциональных переживаниях, что показывает, что человек проявляется как личность прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности [14]. Когнитивно-аффективные механизмы юмора, такие как коммуникативный, гелозоический (оптимизации психофизиологического состояния), креативный, аксиологический (передачи культурно-исторического опыта) в полной мере соответствуют пониманию Додоновым Б. И. эмоций как ценности. Важным методологическим основанием вместе с тем является провокативная терапия Фаррелли Ф., основанная на глубоком доверии к терапевту и опоре на юмор. Джеффри М. Брандсма напишет 26 августа 1973 года во втором предисловии к книге «Провокационная терапия»: «Мы стремились, чтобы она была в меру провокационной и волнующей, но прежде всего внушающей надежду… Провокационная терапия способствует выявлению социологических, межличностных отношений, каждодневных проблем, а также реалий существующего общества» [33]. Основным методом является метод описательного контент-анализа. Результаты и их обсуждение Надо подчеркнуть, что креативный механизм юмора реализуется во всех творческих продуктах, приведенных в данной статье как примеры юмора на темы пандемии коронавируса и самоизоляции в сети Internet. Анализ юмористических продуктов творчества осуществляется на основе выявления приема остроумия, реализованного при создании комического эффекта, а также преобладания того или иного механизма юмора в содержании шутки. Остроумие и креативность связывает в своих рассуждениях Иванова Т. В. (2002) [16]. Юмор как форма социального бытия, обладающая креативной природой, исследуется Рахманкуловой С. А. (2011) [28]. Автором проведено эмпирическое исследование взаимосвязи юмора с социально-психологической адаптацией личности. В основе юмора — игра. Исследуя природу игрового поведения, В. М. Розин отмечает, что «игра как объект изучения размещена в пространстве, координаты которого задаются психологией, социологией, культуро-логией и семиотикой» [29]. Кроме того, система метафорических моделей в дискурсе СМИ служит своеобразным индикатором состояния общественного сознания, в ней отражается мировидение действительности участниками коммуникации, независимо от их желания и интенций самосознания, по мнению Чудинова А. П. [37]. И как совершенно справедливо полагает автор, анализ метафорических образов — это способ изучения ментальных процессов и постижения индивидуального, группового и национального самосознания. Полагаем, что данная сентенция в полном объеме может быть экстраполирована на дискурс юмористических фрагментов творчества в сети Internet в период пандемии и самоизоляции. Отметим, что в период самоизоляции креативность проявлялась не только в деятельности отдельных личностей. Были и коллективные: отметим проект «Оркестр на карантине». Так, например, Симфонический оркестр Мариинского театра, находясь на самоизоляции, в режиме видеоконференции сыграл шестую часть оркестровой сюиты Георгия Свиридова «Время, вперед!» На записи видно, что некоторым оркестрантам составили компанию дети, близкие и домашние животные. Музыканты опубликовали видеозапись «Оркестр на карантине». Руководитель театра Валерий Гергиев во вступительном слове, записанном для видео, отметил: «Музыканты Мариинского театра давно не собирались вместе. Мы с 18 марта не выступали вместе как коллектив. Но, как и многие их коллеги, они нашли возможность сделать немножко легкую и даже, может быть, забавную сценку, сыграв вместе произведение известнейшего русского композитора Георгия Свиридова «Время, вперед!» — сказал Гергиев. «Я только хочу попросить время идти как можно скорее, чтобы мы все вернулись, как и все наши коллеги в мире, к своей любимой работе», — подчеркнул дирижер» [11]. И музыкантам, и художникам (впрочем, и не только им) свойственно проявление мудрости в остроумной форме [24]. В социальной сети ВК в группе «Я деревенская» представлена песня «Самоизоляция» [41], сопровождаемая призывом: «Поём всей страной». Мелодия Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Приведем куплет и припев этой песни.
Здесь песни не поют, доходы не растут, Припев:
Нас месяц ждет бездельный, прогулка только на балкон. После песни авторская ремарка: «Надеюсь, Вы улыбнулись!» И в песне, и в ремарке реализуются когнитивные механизмы юмора: коммуникативный (призыв: «Поём всей страной!», «Над вирусом нужна победа, Одна на всех — мы за ценой не постоим!»); креативный (создание текста с ироническим содержанием, точнее с самоиронией); гелозоический (текст песни улучшает психофизиологическое состоя-ние); аксиологический («Нам нужна одна победа» (также «Здесь птицы не поют», или «Десятый наш десантный батальон», — песня Булата Шавовича Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусскиий вокзал»» (1970)). «Задача, поставленная создателями картины, была непростой: они предполагали, что песня будет нести в себе основное смысловое наполнение эпилога, а потому в ней должны сочетаться трагический и победный накал» [6]. В ситуации коронавируса и самоизоляции прототип песни явился неслучайным выбором. Выбор определил «трагический и победный накал». «Учим песню для хорового пения в новогоднюю ночь», предлагает Андрей Смирнов [30]. Приводим слова песни полностью, поскольку в данной песне отражены различные аспекты ситуации с COVID-19.
В лесу родилась ёлочка,
Ковидный зайка серенький
Метель ей пела песенку:
Пришёл однажды к ёлочке
Чу, снег по лесу частому
И вот она, нарядная, Песенка вызывает заразительный смех. «Заразительный смех: смех является достаточным стимулом для смеха и улыбки» [49]. В российском Министерстве иностранных дел пошутили в ответ на письмо посла США в Москве Джона Салливана, адресованного Санта-Клаусу. Посол уверяет в письме, что весь год вел себя хорошо. В частности: «Носил маску и соблюдал дистанцию». В качестве подарка просит у Санта-Клауса новую хоккейную клюшку, вакцину от COVID-19 и беговые кроссовки. Сотрудники посольства отмечают, что чувство юмора «как никогда необходимо в этом трудном году». При этом предста-вители дипмиссии опубликовали в Facebook фотографии, на одной из них — ёлка, украшенная масками и дезинфицирующими средствами для рук. МИД России в Twitter прокомментировало обращение Салливана. «Уважаемый посол, Санта осуществил вашу мечту о вакцинации? Если нет, то у нашего Деда Мороза есть для вас подарок: вакцина "Спутник V" одобрена для применения людьми старше 60 лет», — говорится в записи [20]. ![]() Рис. 4. «Все будет хорошо»4
На рис. 4 «Все будет хорошо» комический эффект достигается за счет приема остроумия «намек». В изображении 2020 г. число «0» заменено масками. В 2021 г. также маска вместо числа «0» и «1» стилизована под шприц с вакциной. Буква V в названии российской вакцины против COVID-19 «Спутник V» означает победу над коронавирусной инфекцией. Об этом заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. «V в названии вакцины означает победу (от англ. Victory)». Вакцину «Спутник V» разработал Научный центра им. Н. Ф. Гамалеи [12]. В рассматриваемом ракурсе творчество пользователей Internet в полной мере отражает игровую природу юмора. Всю совокупность проявлений феномена игры в общении Шейгал Е. И., Иванова Ю. М. предлагают рассматривать в качестве особого вида дискурса — игрового дискурса, обладающего набором специфических черт [38]. Авторы отмечают, что игровой дискурс характеризуется такими признаками, как неутилитарный характер общения, двуплановость, гедонистический характер, преоб-ладание положительной эмотивности и др. Роль прототипических ситуаций выражения эмоций в вербализации семантики эмоций исследуется Горбуновой Т. В., Семковой А. В. (2018). Авторы пишут: «…любая эмоция вызывается посредством какого-либо события или какой-то информации, следовательно, одним из параметров будет наличие неожиданной ситуации/новой информации и наличие наблюдателя, на которого воздействует событие/информация, вызывая ту или иную эмоцию» [13]. Яркий пример прототипической ситуации в период пандемии коронавируса и самоизоляции, породившей многочисленные отклики в Internet, — шутка про хозяйку четырех разноцветных котов — Наташу. Смотрящие в камеру домашние питомцы спящей Наташи излагали фразу-призыв: «Наташ, вставай, мы все уронили!» Данная фотоистория стала одним из самых популярных мемов весны 2020 года. В декабре 2019 года это была история, опубликованная в паблике «Котизм». Коты все роняют, чтобы разбудить хозяина и получить еду. В 2020 году у фразы «Мы все уронили» появились новые смыслы. «Наташины коты» стали ронять цены на нефть, обваливать рубль, обнулять время и даже сообщать о печенегах. ![]() Рис. 5. Коты осмысливают ограничения и штрафы в период самоизоляции 5
На рис. 5 изображен прием остроумия, реализованный в данном креализованном тексте, — намек в форме аллюзии (франц. allusion — намек от лат. alludere — подшучивать, намекать, лат. allusio — шутка, намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным). В данном примере — на ограничения, введенные в период самоизоляции. ![]() Рис. 6. Коты сообщают Наташе, о том, что их нет 6
На рис. 6 изображен прием остроумия, на котором построена шутка креализо-ванного текста: доведение до абсурда в форме софизма (греч. sophistes — мудрец; рассуждение, кажущееся формально совершенно безупречным, но содержащее на самом деле ошибку, в результате чего конечный вывод оказывается абсурдным). Комические креализованные тексты в интернет-коммуникациях исследовала Щурина Ю. (2010) [40]. Креализованные тексты на тему самоизоляции и пандемии создавались и получали широкое сопровождение не только на основе мемов про Наташу и котов, а также через сопровождение кадров из популярных художественных фильмов. Рассмотрим пример создания креализованного текста на основе кадра из художественного фильма «Джентльмены удачи» (рис. 9). В анализируемых комических креализованных текстах воплощаются такие механизмы юмора, как креативный, коммуникативный, гелозоический. Особо считаем важным выделить аксиологический механизм юмора, проведем параллель между креализованными текстами и карикатурой через фильмы как культурные символы нации. «Культурно-исторические символы в форме карикатуры актуализируют аксиологическую сферу личности через потребность в защите позитивной социальной идентичности, переживании коллективных эмоций на основе социокультурной детерминации исторической памяти» [27]. Взаимосвязь остроумия и креативности исследуется в работах Ивановой Т. В. (2002) [16]. Одним из ярких воплощений креативности является метафора. Отметим, что метафора также входит в перечень из 12 приемов остроумия [22]. Метафорический перенос в процессе конструирования и реализации в сфере массовой коммуникации речевых жанров, относимых к сфере комического, анализирует Щурина Ю. В. [39]. Автор исследует специфические черты и механизмы возникновения комической метафоры в медийном дискурсе на типах комических речевых жанров малого объема. Рассмотрим прием метафорических переносов в связи с вирусом потенциала возврата к моде Викторианской эпохи (рис. 7). Как совершенно справедливо подмечает Арутюнова Н. Д. (1990), основное назначение метафоры состоит не в том, чтобы сообщить информацию, а в том, чтобы вызвать представление о ней [2]. Прием остроумия в данном примере — разворачивание метафоры. Предполагает опериро-вание метафорическим выражением без учета его фигурального характера, то есть так, как если бы метафора имела прямое значение. ![]()
Рис. 7. Вирус как повод вернуться к моде Викторианской эпохи
Аналогичный прием остроумия «разворачивание метафоры» реализован и в креализованном тексте на рис. 8. ![]()
Рис. 8. Если Вы вышли без маски. И вдруг…
Фильм о приключениях красноармейца Федора Ивановича Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Креализованный текст реализует комический эффект на основе приема остроумия «сравнение в форме оценки по неявному, случайному или несущественному признаку». ![]() Рис. 9. «Джентльмены удачи». Василй Алибабаевич 9
Герой фильма на рис. 9 «Джентльмены удачи» Василий Алибабаевич (актер Р. Муратов) дает рекомендации по маршрутизации. Фильм снят на киностудии «Мосфильм» (1971) режиссером А. Серым. Комический эффект в данном креализованном тексте реализован через прием остроумия «ирония в форме мимезиса» (греч. — mimos — подражатель. Подражание, но подражание насмешливое, посредством телодвижения и голоса). В рассматриваемом примере — подражание манере речи персонажа фильма Василия Алибабаевича. ![]() Рис. 10. Кадр из российского телесериала «Мастер и Маргарита» 10
К беседе на Патриарших прудах (рис. 10). Кадр из российского телесериала «Мастер и Маргарита» по одноименному роману Михаила Булгакова режиссера В. Бортко. Кратко о сцене в кадре. В Москве в 1935 г. появляется Воланд, сам сатана, со свитой. Воланда интересуют новые люди в условиях общества, создаваемого независимо от религиозного сознания. Он встречает на Патриарших прудах литератора, председателя МАССОЛИТа Берлиоза и поэта Бездомного, беседующих о неудачной попытке поэта изобразить Иисуса. «Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться». Эту фразу Воланд относит к Маргарите в главе 24 «Извлечение Мастера». Прием остроумия, создающий комический эффект в данном креализованном тексте, — ирония в форме учтивой насмешки (астеизм — греч. asteismos, букв. «столичность», перен. «остроумие». В широком значении — любая элегантная шутка вообще). Взаимосвязь между аффективными и когнитивными факторами в юморе отмечают в своих исследованиях Wicker F., Thorelli I. M., Barron W. L. (1981) [51]. Использование юмора в систематической десенсибилизации для уменьшения страха описано в исследовании Ventis W. L., Higbee G., Murdock S. A. (2001) [54]. Переходя к осмыслению приема остроумия «парадокс» как наиболее концен-трированного выражения несообразности в юморе, обратимся к мнению Clark M., выраженному в работе «Юмор и несообразность» [44]. Рассуждения автора, которые мы полностью поддерживаем, сводятся к следующему: «В случае нахождения чего-то остроумного любая процедура кажется доступной: это не просто наслаждение, но интеллектуальное наслаждение, наслаждение, требующее некоторого упражнения интеллекта. Опять же, если что-то оказывается остроумным, то оно оказывается слегка несообразным. В своих исследованиях Мусийчук М. В. выявила, что приемы остроумия и механизмы построения парадоксальных задач тождественны» [21]. ![]() Рис. 11. Коронавирус Шрёдингера 11
В списке из 14 парадоксальных сентенций представлены парадоксы (рис. 11). Прием остроумия «парадокс» реализован через соединение несоединяемых по семантике слов (катахрезу (греч. katachresis) — соединение противоречивых или несовместимых понятий). Когнитивные аспекты процесса юмора как понятие несоответствия анализирует Forabosco G. (1992) [45]. ![]() Рис. 12. Дезинфекция Перикла 12
Прием остроумия (рис. 12) в креализованном тексте с Периклом — ирония в форме жестокой насмешки — сарказма (греч. sarkasmos от sarkazo, букв. «рву мясо». Язвительная, очень злая, жестокая насмешка, основанная на усиленном контрасте выражаемого и подразумеваемого. Усиливается немедленным намеренным обнажением подразумеваемого). Исследователи отмечают увеличение роста так называемых «каламбурных» анекдотов, то есть анекдотов, построенных на языковой игре [4]. Архипова А. С. (2007) отмечает, что для русского языка самый частотный тип каламбуров — каламбуры, образованные за счет простой омонимии или полисемии. Пандемия также породила свои анекдоты, иногда в форме загадок. — Как называется варенье без вкуса и запаха? — Ковидло. Продолжаются исследования структуры комического на примере анекдотов, каламбуров, шаржей, пародий, шуток, комических историй [17]. ![]() Рис. 13. Взаимосвязь маски и бессмертия в пандемию 13
Прием остроумия, представленный в данной шутке на рис. 13, — смешение стилей, или «совмещение планов» в форме псевдоглубокомыслия с иронической отсылкой к китайской народной мудрости. В креализованном тексте на рис. 14 комический эффект возникает на основе реализации приема остроумия «ирония в форме сарказма» (жестокой насмешки). ![]() Рис. 14. Нельзя потерять то, чего не имел 14
Кадр из фильма «Джанго освобожденный» (2012, реж. Квентин Тарантино). В кадре актер Леонардо Ди Каприо. Приемы остроумия, создающие комический эффект — намек или точно наведенная цепь ассоциаций и двойное истолкование. Намек реализован в форме улыбки авгуров (знак молчаливого понимания посвященных и насмешки над непосвященными). Двойное истолкование, или каламбур, реализован на игре двух смыслов слова «вкус». Игра смыслов порождается контекстом данного креализованного текста. Выводы Таким образом, отметим, что философско-методологический анализ когнитивных механизмов юмора: коммуникативного, креативного, аксиологического (передача социального опыта в юмористической форме), гелозоического (изменение модально-оценочной направленности, преимущественно аффективной природы) позволяет обосновать возникновение эмоционального отстранения; установочную регуляцию поведения, основанную на способности юмора производить подъем эмоций, ослаб-ление напряжения через придание юмористической формы содержанию. Большое значение для реализации копинг-стратегии юмористического содержания имеет форма выражения мысли через приемы остроумия, порождающие положительные эмоции. В результате контент-анализа выявлены использование таких приемов остроумия, как: абсурд, парадокс, ирония, метафора, намек, смешение стилей, сравнение порожда-ющие копинг-стратегии на основе юмора. Тематика проблем, порожденных пандемией и нашедших отражение в копинг-стратегиях пользователей сети: ограничения и штрафы в период самоизоляции, средства индивидуальной защиты, бессистемность протекания заболевания, разработка вакцины и др. Креативность представлена в различных формах: по количеству участников — индивидуальная и коллективная; по форме художественной реализации замысла — креализованные тексты (на известные художественные фильмы и мультфильмы; прототипические ситуации, музыкальные произведения (классические оркестровые и аллюзии на песни); каламбурные анекдоты.
_______________________
1 http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/366174-gostinaya-432/&page=2
2 https://abzac.news/ru/spory-vokrug-epydemyy-koronavyrusa-vysmeyaly-metkoj-fotozhaboj/
3 https://kolibri.press/85122 (дата обращения 22.12.2020). ↑
4 https://pressa.tv/comics/109324-memy-i-smeshnye-kartinki.html
5 https://esquire.ru/articles/172123-natash-vstavay-my-uronili-voobshche-vse-na-fone-poslednih-sobytiy-v-seti-obrel-populyarnost-novyy-mem-s-kotami/
6 https://esquire.ru/articles/172123-natash-vstavay-my-uronili-voobshche-vse-na-fone-poslednih-sobytiy-v-seti-obrel-populyarnost-novyy-mem-s-kotami/
7 https://hr-portal.ru/blog/moda-viktorianskoy-epohi (дата обращения 15.09.2020). ↑
8 https://idaprikol.ru/picture/esli-vy-sli-bez-maski-i-vdrug-policiya-ivIolD4c7
9 https://calis.delfi.lv/forums/tema/18413399-c-19-vieta-tvaika-nolaisanai-welcometi-visi-visi/52/ (дата обращения: 12.11.2020). ↑ 10 https://idaprikol.ru/picture/kto-to-mectal-vernut-vsex-gastarbaiterov-domoi-kto-to-mectal-T3x6oDMY7 (дата обращения 06.01.2021). ↑ 11 https://73online.ru/r/koronavirus_riteylery_zamorozyat_ceny_na_ris_i_tushenku_a_ medikov_pooshryat_za_peregruzku-76769 (дата обращения: 12.11.2020). ↑
12 https://twitter.com/atheist_blog_vk/status/1247277316545425418/photo/1
13 https://www.rosbalt.ru/like/2020/09/30/1865952.html (дата обращения: 12.12.2020). ↑ 14 https://pikabu.ru/story/delo_govorit_7833345 (дата обращения 06.01.2021). ↑
Литература 1. Арсеньев П. Почему эксперты назвали коронавирус "черным лебедем" [Элек-тронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2020/03/23/pochemu-eksperty-nazvali-koronavirus-chernym-lebedem.html (дата обращения: 25.11.2020). 2. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 5–32. 3. Аручиди Н.А. Адаптивные копинг-стратегии и эффективное функциониро-вание индивида // Академический журнал западной Сибири. – 2012. – № 5. – С. 8–9. 4. Архипова А.С. Штирлиц подвел итоги… Особенности возникновения калам-буров в кинозависимых анекдотах // Логический анализ языка: Языковые механизмы комизма / отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Индрик, 2007. – С. 475–498. 5. Будницкий А.А., Левкова Е.А. Копинг-стратегии как проблема современной психологии // Научные труды Sworld. – 2014. – Т. 18, № 1. – С. 10–17. 6. Быков Д.Л. Булат Окуджава. – М.: Молодая гвардия, 2009. – С. 604–605. 7. В Кремле заявили о тревоге и пессимизме в обществе из-за пандемии [Элек-тронный ресурс] // Лента.ru/ – URL: https://lenta.ru/news/2020/11/25/peskov/?utm_source=yxnews&utm_medium=deskto%20p (дата обращения: 25.11.2020). 8. Васюра С.А., Коробейникова Я.П. Копинг-стратегии с разным уровнем комму-никативной активности // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2013. – № 9. – С. 202–208. 9. Выготский (Выгодский) Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский (Выгод-ский). – «Public Domain», 1922. – С. 6. 10. Гениальность «Уимблдона»: единственные застраховались от пандемии, получат $140 млн. Но к деталям есть вопросы [Электронный ресурс] // Спорт. – URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/nitkina/2766010.html (дата обращения: 21.11.2020). 11. Гергиев В. Оркестр на карантине [Электронный ресурс]. – URL: https://ww w.youtube.com/watch?v=gVzw311m1xI (дата обращения: 25.12.2020). 12. Глава РФПИ объяснил значение буквы V в названии вакцины от COVID-19 [Электронный ресурс] // РБК. – URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5fe4ab5e9a794 781021df6da (дата обращения 06.01.2021). 13. Горбунова Т.В., Семкова А.В. Роль прототипических ситуаций выражения эмоций в вербализации семантики эмоций // Казанская наука. – 2018. – № 5. – С. 52. 14. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с. 15. Долгошева А. «Ковид – не Черный Лебедь». Нассим Талеб о рисках и коронавирусе [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургские ведомости – 2020. – № 111 (6709). – 30.06.2020. – URL: https://spbvedomosti.ru/news/adaptation/kovid-ne-chernyy-lebed-nassim-taleb-o-riskakh-i-koronaviruse/ (дата обращения: 21.11.2020). 16. Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. – 2002. – № 1. – С. 76–87. 17. Кошелев А. О структуре комического (анекдот, каламбур, шарж, пародия, шутка, комическая история) // Логический анализ языка: Языковые механизмы комизма / отв. ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Индрик, 2007. – C. 278. 18. Ливинцев А.П., Зинченко Е.В. Копинг-стратегии и чувство юмора у молодежи // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практической конференции (08 – 10 октября 2015 г.). Ч. II: Симпозиум «Труд и его субъект в изменяющейся России» / под общ. ред. Т.Н. Банщиковой, В.И. Моросановой, Е.А. Фоминой. – Кисловодск; Москва: ТЭСЭРА, 2015. – С. 100–104. 19. Мартин Р. Психология юмора / пер. с англ. – СПб.: Питер, 2009. – 480 с. 20. МИД пошутил в ответ на письмо посла США Санта-Клаусу [Электронный ресурс] // РИА Новости. – URL: https://ria.ru/20201226/santa-1591051794.html (дата обращения 26.12.2020). 21. Мусийчук М.В. О сходстве приемов остроумия и механизмов построения парадоксальных задач // Вопросы психологии. – 2003. – № 6. – С. 99–105. 22. Мусийчук М.В. Приемы остроумия в схемах и таблицах. Методические указания к спецкурсу «Психология креативности». – Магнитогорск: Магнитогор. гос. университет, 2003. 23. Мусийчук М.В. Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора // Тюменский медицинский журнал. – 2013. – Т. 15, № 3. – С. 55–61. 24. Мусийчук М.В. Проявление мудрости в остроумии художников и музыкантов (контент-анализ биографических анекдотов) // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2019. – Т. 10, № 4. – С. 6. 25. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивно-аффективные механизмы юмора как средство оптимизации психического здоровья // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении. Материалы научной конференции, 22-24 октября 2013 г. / отв. ред. О.Ю. Щелкова. – Скифия-принт, 2013. – С. 357–357. 26. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Аффективные основания гелозоического механизма юмора как средство профилактики синдрома эмоционального выгорания [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2014. – № 4(6). – URL: http://medpsy. ru/climp (дата обращения: 22.11.2020). 27. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Визуальная фиксация эпохи. О военно-политических карикатурах Кукрыниксов (1941–1945) // Социологические исследо-вания. – 2020. – № 9. – С. 48–55. DOI: 10.31857/S013216250009468-7 28. Рахманкулова С.А. Юмор – как форма коммуникации и осмысления жизни // Российский научный журнал. – 2011. – № 4(23). – С. 93–99. 29. Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. – 1999. – № 6. – С. 26–36. 30. Смирнов Андрей [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/sam0172 (дата обращения 06.01.2021). 31. Социальная тревожность, переживания вины и стыда и копинг-юмор при шизофрении / И.В. Григорьева, Е.А. Стефаненко, Е.М. Иванова [и др.] // XVI Съезд психиатров России. Всероссийская научно-практическая конференция с между-народным участием «Психиатрия на этапах реформ: проблемы и перспективы». – 2015. – С. 283. 32. Стреленко А.А., Киселёва М.М. Использование юмора в деятельности меди-цинских работников // Право. Экономика. Психология. – 2019. – № 2(14). – С. 91–96. 33. Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия / пер. с англ. Л. Кручи-ниной. – Екатеринбург: Екатеринбург, 1996. – 216 с. 34. France 24: министр здравоохранения Франции заявил о росте депрессии среди населения [Электронный ресурс] // Российская газета. – URL: https://russian. rt.com/inotv/2020-11-20/France-24-ministr-zdravoohraneniya-Francii (дата обращения: 20.11.2020). 35. Хазова С.А. Юмор как ресурс совладающего поведения // Сибирский педа-гогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 177–182. 36. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / пер., сост. и вст. ст. Д.В. Сильвестрова. – М.: Прогресс-Традиция, 1997. – С. 62. 37. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991–2000): монография. – Екатеринбург, 2001. – С. 12. 38. Шейгал Е.И., Иванова Ю.М. Игровой дискурс: игра как коммуникативное событие // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. – 2008. – Т. 67, № 1. – С. 3–20. 39. Щурина Ю.В. Метафора как источник комического в современном россий-ском медиа-дискурсе // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – № 4(021). – С. 116–122. 40. Щурина Ю. Комические креолизованные тексты в Интернет-коммуникации // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2010. – № 57. – С. 83. 41. Я Деревенская "Ах, вы еще и поёте!" Сочинила песню "Самоизоляция". Поём всей страной [Электронный ресурс]. – URL: https://zen.yandex.ru/media/derevenska ya/ah-vy-esce-i-poete-sochinila-pesniu-samoizoliaciia-poem-vsei-stranoi-5e87187093baa a4effff0af0 (дата обращения 06.01.2021). 42. A SARS-like cluster of circulating bat coronaviruses shows potential for human emergence / V. Menachery, B. Yount, K. Debbink [et al.] // Nature Medicine. – 2015. – Vol. 21. – P. 1508–1513. doi: 10.1038/nm.3985 43. Berk R.A. The active ingredients in humor: Psychophysiological benefits and risks for older adults // Educational Gerontology. – 2001. – Vol. 27, № 3-4. – P. 323–339. doi: 10.1080/036012701750195021 44. Clark M. Humour and Incongruity // Philosophy. – 1970. – Vol. 45, № 171. – P. 20–32. doi: 10.1017/S003181910000958X 45. Forabosco G. Cognitive Aspects of the Humor Process: The Concept of Incongruity // Humor Research. – 1992. – Vol. 5, № 1-2. – P. 45–68. doi: 10.1515/humr.1992.5.1-2.45 46. Morreall J. Comic Relief: A comprehensive philosophy of humor. – Chichester, United Kingdom: Wiley-Blackwell, 2009. – 202 p. 47. Musiichuk M.V., Gnevek O.V., Musiichuk S.V. Cognitive-affective aspects of humor influence on development of students' innovative abilities // International Conference of Research Paradigms Transformation in Social Sciences (PRTSS). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2017. – Vol. 35. – P. 972–978. 48. Musiichuk M.V., Gnevek O.V., Musiichuk S.V. Humor as a means for developing student creativity // Espacios. – 2018. – Vol. 39, № 40. – P. 21. 49. Provine R.R. Contagious laughter: Laughter is a sufficient stimulus for laughs and smiles // Bulletin of the Psychonomic Society. – 1992. – Vol. 30, № 1. – P. 1–4. doi: 10.3758/BF03330380 50. Raskin V. Semantic meсhanisms of humor. – Dordrecht, Holland: D. Reidel Publishing Company, 1984. – 284 p. 51. Relationships among affective and cognitive factors in humor / F.W. Wicker, I.M. Thorelli, W.L. Barron [et al.] // Journal of Research in Personality. – 1981. – Vol. 15, № 3. – P. 359–370. doi: 10.1016/0092-6566(81)90033-7 52. Shultz T.R. Order of cognitive processing in humour appreciation // Canadian Journal of Psychology. – 1974. – Vol. 28, № 4. – P. 409–420. doi: 10.1037/h0082006 53. Veale T., Feyaerts K., Brön G. The cognitive mechanisms of adversarial humor // Humor: International Journal of Humor Research. – 2006. – Vol. 19, № 3. – P. 305–339. 54. Ventis W.L., Higbee G., Murdock S.A. Using Humor in systematic desensitization to reduce fear // The Journal of General Psychology. – 2001. – Vol. 128, № 2. – P. 241–253.
Ссылка для цитирования УДК 159.9:[616.98:578.834.11] Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивные механизмы юмора как копинг-стратегии в Internet в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Медицинская психология в России. – 2021. – T. 13, № 3. – C. 1. doi: 10.24412/2219-8245-2021-3-1
Cognitive mechanisms of humor as a coping strategy on the Internet
|
||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|