Вклад И.А. Сикорского в становление психологии здоровья
в России*.
Часть II**
Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. (Санкт-Петербург, Россия)
|
Никифоров Герман Сергеевич
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки
Российской Федерации, заведующий кафедрой психологического обеспечения
профессиональной деятельности; Санкт-Петербургский государственный
университет, Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург,
199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.
E-mail: professional.psychology@spbu.ru
|
|
Дудченко Зоя Фадеевна
(1959—2019)
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения
профессиональной деятельности; Санкт-Петербургский государственный
университет, Университетская наб., д. 7–9, Санкт-Петербург,
199034, Россия. Тел: +7 (812) 328–20–00.
|
Аннотация
Научное наследие Ивана Алексеевича Сикорского (1842—1919) имеет
огромное значение для современной психологии, в том числе психологии
здоровья с учетом рассмотренного им целого ряда вопросов: сохранение
общественного здоровья; изложение основополагающих задач гигиены и
профилактики; психологических факторов формирования здоровой личности;
повышения работоспособности и организации режимов труда и отдыха;
влияния здорового образа жизни на состояние психического здоровья.
В его трудах особое внимание уделяется тому факту, что сохранение
здоровья нации возможно при использовании научных достижений в медицине
и психологии, при решении ряда государственных задач, направленных на
охрану индивидуального и общественного здоровья.
Ключевые слова:
медицинская психология, психическое здоровье, психическая гигиена,
раннее детство, гармоничное развитие личности
|
Поступила в редакцию:
|
Прошла рецензирование:
|
Опубликована:
|
|
26.06.2021
|
18.07.2021
|
06.07.2022
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________
* Глава
из книги Г.С. Никифоров, З.Ф. Дудченко «Психология здоровья в
России: у истоков». СПб.: Скифия, 2019
(http://skifiabook.ru/store/psihologiya-medicina/item_682.html).
Публикуется с разрешения авторов и издательства.
↑
** Окончание. Начало (часть I)
читайте в номере 4(69) 2021 г. ↑
Параллельно с умственным развитием идет развитие личности ребенка,
определяемое развитием воли и чувств. В естественном кормлении ребенка
имеются все условия для формирования основных ассоциаций —
вкусовых, обонятельных, мышечно осязательных, слуховых и зрительных,
т. к. при кормлении взор ребенка устремлен на лицо матери. Усилия
воли при сосании ассоциируются с получением удовлетворения голода, жажды.
Чувство приятного, которое ребенок получает от насыщения, ассоциируется
с человеческим лицом. Телесные ощущения и впечатления от внешнего мира
соединяются, закрепляются физиологические связи, способству-ющие
сближению субъективного и объективного как основы будущей личности.
У здоровых детей речь развивается в начале второго года жизни. Мысль
ребенка становится ясной и отчетливой, накапливаются общие представления,
окрепла память, слово становится для ребенка потребностью. Здоровый
ребенок, лишенный возможности слышать звуки, тем самым лишается и речи.
При нарушении умственного развития речь формируется только к концу
второго или началу третьего года жизни, при идиотии ребенок не только
лишен возможности речи, но и не испытывает в ней потребности.
Сикорский вводит в рассмотрение здоровьесберегающие рекомендации,
которым необходимо следовать в этом возрасте. Для нормального развития
ребенку необходимо слышать звуки живой речи, чтобы звуки стали
незыблемым достоянием памяти. Чтобы помочь ребенку облегчить задачу
усвоения речи, важно, чтобы ребенок всегда слышал медленную,
отчетливую, внятную речь. В этом случае у здорового ребенка развивается
изысканная речь и отчетливое мышление в раннем возрасте [1,
c. 88–89].
Период от двух до шести лет характеризуется равномерным развитием
всех сторон психики. Дети этого возраста, благодаря развитию ходьбы и
речи, способны к самостоятельному препровождению времени без
непосредственного присутствия взрослых. В этот период продолжает
анатомически развиваться головной мозг. Психическая деятельность не
представлена полной как в качественном, так и в количественном
аспектах, ребенок готов к душевным проявлениям, но далеко не в полном
объеме. Для этого периода развития характерны: наивность и невинность.
До семи лет активно развиваются умственные способности, формируются
волевые качества, развивается эмоциональная сфера. Характерным является
взаимосвязь эмоциональной, волевой и умственной сфер, формируется
единая личность [2].
И. А. Сикорский отмечает, что в этот период ребенок начинает
понимать, разграничивать и отделять внешний мир от себя. Умственное
развитие дает ребенку понимание, что он есть нечто, совершенно отдельное
от внешнего мира. С момента наступления самосознания устанавливается
личность. Детское Я становится ядром сознания, имеет свое прошлое,
счастливое настоящее и готовится к будущему. Можно говорить о
характерологических особенностях личности, ее способностях. Ценность
личности, по мнению Сикорского, зависит не столько от силы отдельных
сторон души, сколько от их гармоничного сочетания. Правильный ход
процессов психического развития в этом периоде имеет важное значение
для всей дальнейшей эволюции психики здоровой личности [1, c. 131–133].
Индивидуальность ребенка не так ясно выражена, как у взрослого.
Индивидуальные различия у ребенка в большей степени связаны с
преимущественным развитием умственной, чувственной или волевой сферы.
Важно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка и
соответственно развивать слабо выраженные стороны для придания
гармоничной целостности душе ребенка. Сикорский приводит данные
наблюдений за собственной дочерью, у которой на девятом-десятом году
обнаружились художественные способности, о которых никто из близких
раньше не догадывался. Он обратил внимание на раннее развитие мышечно
осязательных ощущений ребенка, аккуратность и точность движений, точное
определение глазомером величины предметов. Зрительные образы, зрительные
представления и зрительно осязательные, пространственные созерцания
лучше и быстрее изучались, чем другие области познания. К звуковым
представлениям девочка не относилась с той любовью, как к зрительным.
С пяти-шести лет девочка стала рисовать, к восьми-десяти годам она уже
проявляла очевидную способность к рисованию [Там же. С. 133–138].
Сикорский выделяет признаки психического развития здорового ребенка
в период от двух до шести лет: веселость и жизнерадостность ребенка,
спокойный и достаточный сон, хороший аппетит, нечастые и непродолжительные
слезы, увлечение ребенка игрой, ежедневные заметные умственные успехи
(новые слова в речи, новые предметы для игр, новые объекты внимания),
живая подвижность ребенка, вытекающая из интеллектуальных требований,
рано проявляющаяся самостоятель-ность ребенка в играх и времяпрепровождении
[Там же. С. 139–140].
Вступая в возраст второго детства, от семи до двенадцати лет, ребенок
имеет вполне развитую нервную систему, к этому времени сформированы
основные психические процессы: произвольное внимание, память, основные
чувства, воля. Сикорский отмечает, что некоторые психические процессы
развиты в большей степени, некоторые слабее, но по качественным
характеристикам их можно сравнивать со взрослым человеком, хотя в
количественном отношении существует большая разница. Для нормального
умственного развития здоровых детей в этот период большую роль играют
ассоциативные упражнения, использование приемов мнемотехники. Этот возраст
является особенно чувствительным к нравственному воспитанию, т. к.
чувственный аспект психической жизни в большей степени развит, нежели
ум и воля.
В переходном периоде, в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет,
происходят физические и нравственные перемены, предвосхищающие развитие
юности. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью. Умственные
способности продолжают развиваться, однако вследствие неустойчивой
эмоциональной системы, умственная деятельность может быть не всегда
успешна. Умственная работа не сопровождается глубокими мыслительными
процессами, не сформированы в достаточной степени сравнение и
обобщение; оценка и критика. Нормально развивающийся подросток в этом
возрасте в большей степени склонен к выполнению отдельных умственных
этюдов. Отмечается развитие волевых качеств, которые пока не позволяют
полностью сформировать характер, так как отмечаются колебания
эмоциональной сферы, не сформированы оценочные критерии [3].
Иван Алексеевич Сикорский
(26 мая 1842 — 1 февраля 1919)
И. А. Сикорский о гармоничном развитии личности
Сикорский говорит о значимом влиянии наследственного фактора на
развитие личности, выделяя этот фактор как самый главный. Личность
человека начинается за многие годы до его рождения, эти годы приходятся
на жизненный срок его родителей. Можно говорить о концепции жизненного
пути личности. Немаловажное влияние на склад и состав личности
оказывает окружающая среда, по силе воздействия на развитие личности
она стоит на втором месте. Развитие личности идет, колеблясь между
раскрытием прирожденных качеств и влиянием окружающей среды. Окружение
ребенка: мать, семья, общество, природа — играют важную роль
в раскрытии сущностных характеристик личности. В период детства и
юности, когда складывается личность, внешние впечатления, обстановка,
окружающая среда оказывают более существенное влияние на процесс
развития личности, нежели в последующие периоды развития. Третьим по
силе и степени воздействия, обеспечивающим человеку неизменное
сохранение и незыблемое удержание личности и характера, является
отсутствие всяких изнурительных и длительных болезней, т. е.
полная охрана здоровья и «жизнерадости». Здесь прослеживается
связь биологического и психологического начал, которую можно выразить
афоризмом «в здоровом теле — здоровый ДУХ».
В юные годы, когда человек идет по «жизненному руслу»,
здоровая и болезненная наследственность острее намечена, все здоровое
и болезненное ярче обозначено и отчетливо выступает. «Шаги
жизни» и все ее движения выравниваются в здоровую сторону и
исправляются ошибки личности, сделаны ли они природою или человеком,
индивидуальностью или обществом, действующим на человека. В этом и
заключается великая мудрость природы.
В нормальной здоровой душе живут не две личности, а одна. Все
душевное состояние беспрерывно приводится в порядок, в систему и
ясность. Первостепенной задачей является распознавание даже мельчайших
изменений личности, что возможно при наличии четких критериев психического
здоровья.
Становление здоровой личности возможно только при ее нравственном
развитии. Сикорский подчеркивает, что жизнь прожить — это значит
исполнить великий нравственный долг; человеческая жизнь в ее высших
формах проявления есть постоянное психическое преобразование,
постоянное совершенствование. В психологическом очерке «Три
возраста» (1901 г.) он рассматривает нравственное развитие
личности, начиная с юности и заканчивая старостью [4].
Переходный период предвосхищает юность, в котором отмечаются незрелость
эмоционально волевой сферы, неустойчивость характера, что обусловливает
подростковый героизм, стремление к совершению подвигов, исполнению
легендарных замыслов. В формировании нравственности в этот период
особую роль играют родители, учителя (имеет значение содержание
школьных дисциплин). Если учебные программы гуманитарных дисциплин
(литература, история) сокращены, то возможны нежелательные последствия:
узость, односторонность умственного и нравственного развития, наступает
«нравственное охлаждение», поведение подчиняется
рутине и грубому практицизму.
Наиболее благоприятными для нравственного воспитания Сикорский считал
годы юности. Это период выбора жизненного пути. Именно в эту пору важно
целесообразно совершенствовать духовно нравственные силы. Юность
характери-зуется глубокими процессами как физического, так и психического
развития. Чувства получают печать необыкновенной искренности и идеальной
чистоты, воля придает характер решимости, смелости и независимости духа.
Основную черту умственного развития характеризует стремление к формированию
целостного мировоззрения, разрешению противоречий. В юности решаются
ключевые вопросы для личности — призвание, жизненные цели.
Нравственная чуткость достигает высоких границ. Нравственная
«узость» и нравственное «старчество» затрудняют
формирование здоровой личности. Среди их причин Сикорский выделяет физические
(болезни, физическое истощение); психические (умственное утомление);
нравственные (потеря старшим поколением нравственных идеалов и, как
следствие, снижение воспита-тельного воздействия на молодое поколение).
Сдерживание чувств имеет и чисто гигиеническое значение для
нервно-психологического здоровья, говоря современным научным языком,
речь идет о важности самоконтроля эмоциональной сферы.
Зрелый возраст — период деятельности личности в реализации
поставленных целей и задач. Психическая зрелость может наступать раньше
физической. Сикорский указывает, что стремление к осуществлению
жизненных целей и задач — это не только естественный долг человека
в зрелом возрасте, но и долг нравственный, согласно принципу, по которому
всякое дерево, не приносящее плоды, должно быть срублено. При правильном
ходе психической эволюции юность и зрелый возраст можно представить как
проект и его исполнение. Достижению целей в зрелом возрасте способствует
порыв творчества, который овеян идеалами юности. Для того чтобы
действительная жизнь не омрачила свет идеалов, существуют нравственные
коррективы: религия, наука, семья, общественная жизнь. Развитая
эмоционально волевая сфера в зрелом возрасте способствует формированию
здоровой личности.
В старческом периоде отмечаются заметные изменения в организме со
стороны физического и психического развития. Однако постоянная
умственная деятельность совершенствует работоспособность головного
мозга, что даже при физической слабости нервной системы позволяет
психической деятельности оставаться результативной. Сикорский отмечает,
что даже при разрушении тела может оставаться ясность ума, сила воли и
огонь сердца. Путь к этому — постоянное совершенствование
нравственной силы. Ни один возраст не сравнится со старостью по
жизненному опыту и нравственной высоте, которой достигает человек в
конце своей жизни. Любовь бескорыстная ко всему человечеству
поднимается выше любви супружеской, сыновней, родительской. Душа
человека в старости очищается от всего, что называется личным чувством,
личным интересом, расчетом. Ученый поясняет, что испытания долгой
жизни: утраты, разочарования, несчастья — касаются лишь
поверхности души, но не затрагивают ядра личности, оно остается
цельным, чистым, неизменным. Для здоровой личности в этом возрасте
характерны спокойная совесть и чувство исполненного долга.
Воспитание нравственных чувств ученый считал барометром нравственного
развития индивида. В совершенствовании нравственных чувств видел залог
нравственного здоровья общества.
Сикорский определяет личность здоровой, нравственно зрелой, если
составляющие ее части согласованы, слиты воедино, т. е. гармонично
сочетаются, для того чтобы личность могла выступать в своей
целостности. Центральными составляющими личностной гармонии выступают
воля и самосознание. Сознание и личность должны быть едины, когда
человек раздваивается, то ему трудно устоять в жизни. Если составные
части личности не объединены, или объединение нарушается, человек
чувствует это и страдает.
По его мнению, примером гармоничной личности могут служить успешные
талантливые люди. Несмотря на ярко выраженную индивидуальность, им всем
присущи определенные свойства. Одним из них является продуктивность.
Успешные талантливые люди всегда совершают свое дело, добиваются своей
цели в жизни. Факт успешной деятельности может свидетельствовать о
гармонии и силе душевных сторон личности. Глубина и сила чувств
свойственны не только поэтам, художникам, но и ученым. Ум талантливых
людей отличается силой воображения, им свойственны в высшей степени
ассоциации по сходству и смежности. Талантливые люди, будучи тонкими
наблюдателями, способны проникать в замысел природы и прорисовывать
пути, по которым пойдет эволюция жизни. Гармоничная личность способна
силой своего таланта охватить высшие пределы жизни. Он представил
психологическое описание таких творческих личностей, как Н. В. Гоголь,
А. С. Пушкин, Н. И. Пирогов.
Сикорским была предложена типология личности. Он выделяет три типа
личности в зависимости от уровня развития эмоциональной, волевой и
умственной сфер: первый тип — чувствительный, сердечный, теплый,
живой человек; второй тип — вдумчивый, глубокомыслящий, умный
человек; человек ума; третий тип — деятельный, энергичный,
решительный характер; человек воли. Индивидуальные характеристики
личности зависят от особенностей душевных качеств, нравственного развития,
типа темперамента, от возраста, пола, профессии и жизненной судьбы. Он
считал, что психолог по внешности человека, его мимике, чертам лица и
наружности в целом может увидеть преобладание чувств, ума или воли. В
соответствии с тремя основными компонентами психики он выделял типы
личности и для иллюстрации привел психологический анализ выдающихся
художников — Рафаэля, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Первого
он относил к чувственному типу, второго — к умственному, третьего
— к волевому, показав, что их личностные особенности ярко
объективизируются в их художественных произведениях.
Согласно Сикорскому, личность остается здоровой, пока выполняется
основное условие ее гармоничного существования: единство, примирение и
соглашение всех присущих ей психических актов. Человека воспитывают:
наследственность, внешняя природа, общество, семья, мать, собственная
внутренняя правда. Однако важнейшим воспитательным началом для человека
является его собственная личность. У сильных личностей инициатива и
главное влияние принадлежит самой личности, которая руководствуется
собственной внутренней правдой.
И. А. Сикорский как общественный деятель
Придавая большое значение распространению знания о нервно-психических
болезнях, в 1896 году Сикорский стал издавать журнал «Вопросы
нервно-психической медицины», в течение 10 лет был главным
редактором журнала, в котором опубликовал более 125 собственных
оригинальных работ.
Выступая на 1-ом съезде отечественных психиатров, Сикорский в своей
речи «Задачи нервно-психической гигиены и профилактики»
обращает внимание на то, что изучение состояния общественного здоровья
является вопросом великой важности в ряду других задач нервно-психической
гигиены [5]. Отечественным психиатрам необходимо разрабатывать рекомендации
относительно повышения уровня состояния психического здоровья, так как
его ослабление влечет за собой не только увеличение числа нервных и
психических заболеваний, но и способствует росту самоубийств и увеличению
числа преступлений. Сикорский подчеркивал, что именно психиатры должны
быть чуткими к интересам здорового организма как хранителя человеческой
мысли и идеалов. Среди оздоровительных мер, в первую очередь, он выделял
профилактику алкоголизма и охрану здоровья женщин [6]. Тяжелый труд и
отсутствие должной организации отдыха; непомерные требования жизни,
превышающие психо-логические и физические возможности человека; нравственная
незрелость личности побуждают искать средства, повышающие нервно-психическую
активность. В первую очередь речь идет об алкоголе, который принадлежит
к числу сильнодействующих веществ и быстро вызывает формирование зависимости.
Алкоголизм он сравнивал с голодом, эпидемиями, преступлениями, пожарами
и войнами. Считал, что при всестороннем изучении этой проблемы, алкоголизм
превосходит по своему негативному влиянию в десятки раз указанные выше
социальные беды. Алкоголизм глубже расстраивает здоровье населения и
уносит больше человеческих жертв, чем самые тяжелые эпидемии: последние
появляются периодически, тогда как алкоголизм стал непрекращающейся
эпидемической болезнью.
Ученый обращает внимание на тот факт, что обсуждение алкоголизма
вышло за пределы психиатрии, т. к. его негативное влияние обусловило
увеличение количества психически больных, возрастание числа
преступлений, появление нарушений характеров, расстройство народного
здоровья, понижение нравственности. Алкоголизм также сопровождается
ростом заболеваемости населения, увеличением общей смертности,
сокращением общей продолжительности жизни [7].
Сикорский отмечает, что последствия алкоголизма уже сказались на
индивиду-альном и общественном здоровье, нашему отечеству предстоит
сделать определенные усилия по сохранению «народного
здравия» и благополучия. Особое беспокойство вызывает
хронический алкоголизм у женщин и связанный с этим рост женской
преступности. Алкоголизация населения угрожает экономической
безопасности, сни-жению нормальной трудоспособности населения, росту
прогульных дней вследствие пьянства работающих.
Алкоголь маскирует чувство утомления и лишает работающего самоконтроля.
Особую опасность вредные вещества представляют для юношеского возраста,
будущих матерей, т. к. зачатие ребенка в состоянии опьянения губительно
для его здоровья [8].
Сикорский наравне с социальным неравенством выделяет и психологическое
неравенство пьющих и трезвых. Среди мер борьбы с алкоголизмом говорит о
необходимости создания обществ трезвости; введения высоких пошлин на
спиртные напитки; обеспечение высокого качества водки и вина;
организации отдыха человека, наполненного разнообразными впечатлениями
высшего порядка. При этом вопрос о воспитании и сохранении
нравственности имеет определяющее значение для общества, семьи и
каждого человека отдельно взятого [9].
Выражая озабоченность о сохранении общественного и индивидуального
здоровья, Сикорский целый ряд работ посвятил проблеме влияния спиртных
напитков на состояние здоровья населения России: «Алкоголизм
и питейное дело», 1897 г.; «О влиянии спиртных напитков на
здоровье и нравственность населения России», 1899 г.; «Яды
нервной системы», 1902 г.; «Основы алкогольной политики в
России», 1912 г.; «Надвигающийся опасный кризис от вина»,
1912 г.; «Спиртные напитки и их гибельное влияние на человека»,
1912 г. Он основал и руководил Юго-Западным обществом трезвости Российской
империи.
Сикорский говорит о том, что в высококультурных обществах есть
понимание высоких психических качеств женщины. Женщине принадлежит
важнейшая роль в сохранении умственного, физического и нравственного
здоровья как отдельной личности, так и общества в целом. Мужчина
отличается практическим и деятельным характером и тонкостью
мыслительного анализа, но когда дело касается добра, высоты и тонкости
чувств, то в этом отношении женщина стоит на высоте, доступной только
более талантливым мужчинам. Это психическое превосходство женщины
является метрономом для детей обоего пола и мужчин всех возрастов.
Вместе с тем преимущества нервно-психической организации женщины делают
ее более уязвимой для всех вредных веществ и ранимой. Поэтому
нравственное падение женщины гораздо глубже, нежели мужчины.
Обращает внимание на тот факт, что сохранение здоровья нации возможно
при использовании научных достижений в медицине и психологии [10], при
решении ряда государственных задач, направленных на охрану индивидуального
и общественного здоровья [11].
Сикорский был активным общественным деятелем, остро реагировал на
социальные проблемы. Состоял директором Киевского попечительского
совета по тюрьмам; председателем Общества вспомоществования студентам
при Университете Св. Владимира; членом правления Общества скорой
медицинской помощи в Киеве; членом правления Киевского общества борьбы
с детской смертностью; председателем Киевского общества покровителей
лицам, отбывшим наказание, и детям бесприютным; являлся членом Общества
психиатров и Общества русских врачей.
Научное наследие Сикорского имеет огромное значение для современной
психологии, в том числе психологии здоровья с учетом рассмотренного им
целого ряда вопросов: сохранение общественного здоровья; изложение
основополагающих задач гигиены и профилактики; психологических факторов
формирования здоровой личности; повышения работоспособности и
организации режимов труда и отдыха; влияния здорового образа жизни на
состояние психического здоровья.
Научные труды
1. |
Сикорский И. А. Алкоголизм и питейное дело. Киев,
1897. 56 с.
|
2. |
Сикорский И. А. Воспитание в возрасте первого детства.
СПб., 1884. 204 с.
|
3. |
Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой
в иллюстрированном изложении. Киев, Тип. С. В. Кульженко. 1904. 575 с.
|
4. |
Сикорский И. А. Душа ребенка: С кратким описанием
души животных и души взрослого человека. Изд. 2-е, доп. Киев, 1909. 159 с.
|
5. |
Сикорский И. А. Задачи нервно-психической гигиены и
профилактики. Речь, сказанная в торжественном заключительном заседании
Первого съезда отечественных психиатров в Москве 11 янв. 1887 г. Киев,
1887. 16 с.
|
6. |
Сикорский И. А. Книга жизни. Психологическая хрестоматия
для школы и жизни. Киев, 1898. 685 с.
|
7. |
Сикорский И. А. О влиянии спиртных напитков на
здоровье и нравственность населения России. Статистическое исследование
по официальным источникам. Киев, 1899. 96 с.
|
8. |
Сикорский И. А. Об успехах медицины в деле охранения
высших сторон здоровья. Речь, произнесенная на торжественном годичном
акте Ун-та Св. Владимира 16 янв. 1889 г. Киев, 1898. 22 с.
|
9. |
Сикорский И. А. Об успехах медицины в изучении
явлений психического мира. Речь, сказанная в торжественном заседании
III Съезда врачей 3 янв. 1889 г. СПб., 1889. 21 с.
|
10. |
Сикорский И. А. Основные вопросы нервно-психической
гигиены и профилак-тики // Вопросы нервно-психической медицины. Киев,
1889. Т. 3. Вып. 3–4. С. 377–397.
|
11. |
Сикорский И. А. Основы алкогольной политики в России.
Киев, 1912. 24 с.
|
12. |
Сикорский И. А. Основы теоретической и клинической
психиатрии с кратким очерком судебной психологии. Киев, 1910. 702 с.
|
13. |
Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и
обучения. Киев, 1909. 112 с.
|
14. |
Сикорский И. А. Сборник научно-литературных статей
по вопросам общест-венной психологии, воспитания и нервно-психической
гигиены. Киев, 1900. 234 с.
|
15. |
Сикорский И. А. Три возраста. Психологический очерк,
посвященный юношам и старцам. Киев, 1901. 19 с.
|
Список источников
1. Сикорский И.А. Душа ребенка: с кратким описанием души
животных и души взрослого человека. – 2-е изд., доп. – Киев,
1909. – С. 88–89.
2. Сикорский И.А. Воспитание в возрасте первого детства.
– СПб., 1884. – 204 с.
3. Сикорский И.А. Сборник научно-литературных статей по
вопросам общест-венной психологии, воспитания и нервно-психической
гигиены. – Киев, 1900. – 234 с.
4. Сикорский И.А. Три возраста. Психологический очерк,
посвященный юношам и старцам. – Киев, 1901. – 19 с.
5. Сикорский И.А. Задачи нервно-психической гигиены и
профилактики. Речь, сказанная в торжественном заключительном заседании
Первого съезда отечест-венных психиатров в Москве 11 янв. 1887 г. –
Киев, 1887. – 16 с.
6. Сикорский И.А. Основные вопросы нервно-психической
гигиены и профи-лактики // Вопросы нервно-психической медицины. –
Киев, 1889. – Т. 3. – Вып. 3–4. –
С. 377–397.
7. Сикорский И.А. О влиянии спиртных напитков на здоровье
и нравственность населения России. Статистическое исследование по
официальным источникам. – Киев, 1899. – 96 с.
8. Сикорский И.А. Алкоголизм и питейное дело. –
Киев, 1897. – 56 с.
9. Сикорский И.А. Основы алкогольной политики в России.
– Киев, 1912. – 24 с.
10. Сикорский И.А. Об успехах медицины в изучении явлений
психического мира. Речь, сказанная в торжественном заседании III Съезда
врачей 3 янв. 1889 г. – СПб., 1889. – 21 с.
11. Сикорский И.А. Об успехах медицины в деле охранения
высших сторон здоровья. Речь, произнесенная на торжественном годичном
акте Ун-та Св. Владимира 16 янв. 1889 г. – Киев, 1898. –
22 с.
References
1. Sikorsky I.A. Dusha rebenka: s kratkim opisaniem
dushi zhivotnykh i dushi vzroslogo cheloveka (2nd edit.). Kiev,
1909, pp. 88–89. (In Russ.).
2. Sikorsky I.A. Vospitanie v vozraste pervogo detstva.
St. Petersburg, 1884. 204 p. (In Russ.).
3. Sikorsky I.A. Sbornik nauchno-literaturnykh statei
po voprosam obshchest-vennoi psikhologii, vospitaniya i nervno-psikhicheskoi
gigieny. Kiev, 1900. 234 p. (In Russ.).
4. Sikorsky I.A. Tri vozrasta. Psikhologicheskii ocherk,
posvyashchennyi yunosham i startsam. Kiev, 1901. 19 p. (In Russ.).
5. Sikorsky I.A. Zadachi nervno-psikhicheskoi gigieny
i profilaktiki. Rech', skazannaya v torzhestvennom zaklyuchitel'nom
zasedanii Pervogo s"ezda otechest-vennykh psikhiatrov v Moskve 11 yanv.
1887 g. Kiev, 1887. 16 p. (In Russ.).
6. Sikorsky I.A. Osnovnye voprosy nervno-psikhicheskoi
gigieny i profilaktiki. Voprosy nervno-psikhicheskoi meditsiny,
Kiev, 1889, vol. 3, no. 3–4, pp. 377–397. (In Russ.).
7. Sikorsky I.A. O vliyanii spirtnykh napitkov na
zdorov'e i nravstvennost' naseleniya Rossii. Statisticheskoe
issledovanie po ofitsial'nym istochnikam. Kiev, 1899. 96 p.
(In Russ.).
8. Sikorsky I.A. Alkogolizm i piteinoe delo. Kiev,
1897. 56 p. (In Russ.).
9. Sikorsky I.A. Osnovy alkogol'noi politiki v Rossii.
Kiev, 1912. 24 p. (In Russ.).
10. Sikorsky I.A. Ob uspekhakh meditsiny v izuchenii
yavlenii psikhicheskogo mira. Rech', skazannaya v torzhestvennom
zasedanii III S"ezda vrachei 3 yanv. 1889 g. St. Petersburg,
1889. 21 p. (In Russ.).
11. Sikorsky I.A. Ob uspekhakh meditsiny v dele
okhraneniya vysshikh storon zdorov'ya. Rech', proiznesennaya na
torzhestvennom godichnom akte Un-ta Sv. Vladimira 16 yanv.
1889 g. Kiev, 1898. 22 p. (In Russ.).
Для цитирования
УДК 159.9
Никифоров Г.С., Дудченко З.Ф. Вклад И.А. Сикорского в становление
психологии здоровья в России. Часть II // Медицинская психология в России:
сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. –
URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Contribution by I.A. Sikorsky in the development of health
psychology in Russia. Part II
Nikiforov G.S.1
E-mail: professional.psychology@spbu.ru
Dudchenko Z.F.1
1 Saint Petersburg State University
7/9 Universitetskaya Emb., St Petersburg 199034, Russia
Phone: +7 (812) 328–20–00
Abstract
The scientific heritage of Ivan Alekseevich Sikorsky (1842—1919)
is of great importance for modern psychology, including health psychology,
taking into account a number of issues he considered: the preservation of
public health; presentation of the fundamental tasks of hygiene and
prevention; psychological factors in the formation of a healthy
personality; increase of working capacity and organization of modes of
work and rest; the impact of a healthy lifestyle on mental health.
In his writings, special attention is paid to the fact that the preservation
of the health of the nation is possible with the use of scientific
achievements in medicine and psychology, in solving a number of state
tasks aimed at protecting individual and public health.
Keywords:
medical psychology, mental health, mental hygiene, early childhood,
harmonious development of personality
For citation
Nikiforov G.S., Dudchenko Z.F. Contribution by I.A. Sikorsky in
the development of health psychology in Russia. Part II. Med. psihol.
Ross., 2022, vol. 14, no. 1. (In Russ.). Available at:
http://mprj.ru
|