|
Аннотация. Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную эволюции московской школы экспериментальной патопсихо-логии, развитию теории и практики данной школы. Авторы монографии долгое время плодотворно работают в Московской школе патопсихологии, в МГУ им. М.В. Ломоносова. В монографии изложена структура работы клинического психолога, проводящего патопсихологический эксперимент, рассмотрены ключевые моменты развития эксперимента в патопсихо-логии, особенности Московской школы патопсихологии, ее история и современное состояние, а также возможности применения разработан-ного Б.В. Зейгарник патопсихологического эксперимента в современной теории и практике патопсихологии. Ключевые слова: патопсихологический эксперимент, Московская школа патопсихологии, Б.В. Зейгарник
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
_______________________ * Бурлакова, Н.С. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиции московской школы патопсихологии): монография / Н.С. Бурлакова, В.И. Олеш-кевич. – Москва: Издательство Московского университета, 2020. – 271, [1] с. ↑
В 2020 году отечественные клинические психологи получили подарок — вышла замеча-тельная книга кандидата психологических наук, доцента кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Натальи Семеновны Бурлаковой и кандидата философских наук, старшего научного сотрудни-ка ГБУЗ «Научно-практический центр психичес-кого здоровья детей и подростков им. Г. Е. Суха-ревой» Валерия Ивановича Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы пато-психологии». Безусловно, книга имеет значение и для специалистов других областей психологии, а также для медиков, с которыми патопсихологи сотрудничают с самых первых дней существова-ния данного научного направления. Монография посвящена истории, настоящему состоянию и перспективам развития патопсихологии. Авторы проанализировали зарождение патопсихологии, расширение сферы применения психологического знания в медицине, особенное значения экспе-риментально-психологического исследования. Оба автора являются признанными специалистами в современной московской школе патопсихологии. Читатели найдут великолепно изложенную историю становления патопсихологии, увидят линии развития, идущие и от отечественных классиков (В. М. Бехтерева, Н. Е. Рыбакова, Г. И. Россолимо, А. Н. Бернштейна, А.Ф. Лазурского и других) и от лучших, не всегда часто вспоминаемых зарубежных родоначальников этого направления (В. Шпехт, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, В. Вундт, П. Жане. К. Левин и другие). Выстроенная линия развития оправданна и исторически, и методологически. Данное издание восполняет наши пробелы в знаниях по истории клинической психологии в широком смысле и в узком — применительно к Московской школе патопсихологии, у истоков которой стоит Блюма Вульфовна Зейгарник, именно ей принадлежит главная роль в создании и развитии патопсихологии. Монография состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей: часть 1 «История становления экспериментальное психологии и современные контексты научного знания» (всего 3 главы); часть 2 «Анализ патопсихологического эксперимента: изучение имплицированных в нем исследовательских и прикладных возможностей» (всего 7 глав); часть 3 «Вопросы диагностики и методологии прикладной культурно-исторической патопсихологии» (всего 2 главы). Одно пере-числение частей и глав убеждает читателей в колоссальном объеме работы (более 250 страниц), значимости и достоверности, научной убежденности и верности взглядов авторов монографии. Как отмечают сами авторы, одной из задач написания монографии было системное осмысление Московской школы патопсихологии (история, современное состояние, перспективы развития). С этой задачей они справились блестяще. Необходимо отметить не только стройную философию и методологию изложения, великолепный русский язык, но также высочайшую степень уважения и почтения к учителям, которая прослеживается во всех главах книги, особенно ярко проявляясь в тех из них, что знакомят читателей с мемориальными записями экспериментальных исследований В. В. Лебединского и анализом работы Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой и других. Первая, историческая часть монографии, должна быть рекомендована как обязательная к изучению при подготовке специалистов — клинических психологов. В монографии подробно обсуждается новый взгляд на содержание и перспективы разработанного Блюмой Вульфовной Зейгарник экспериментального метода в патопсихологии. Последовательно освещаются как уже много лет известные и реализуемые в практике работы любого патопсихолога принципы проведения диагностики, так и новые ракурсы рассмотрения патопсихологического эксперимента. Проведен тща-тельный методологический анализ патопсихологического эксперимента, отображены его основополагающие идеи, выделены основные оси (оси прямого и косвенного испытания, а также оси организации экстериоризации и проекции). Под этим углом зрения рассматривается и перспектива применения патопсихологического экспе-римента не только в практике работы клинических психологов, но и в научно-исследовательской работе психологов в целом. Авторы обсуждают значение для практики развития патопсихологического эксперимента как традиции левиновского подхода, так и традиции отечественных авторов (например, П. Я. Гальперина) применительно к организации патопсихологического эксперимента. Рассматриваются и отдельные важные составляющие работы психолога, прежде всего клиническая беседа, и проективный эксперимент, обсуждается научный и практический потенциал выделенных линий проведения патопсихологического исследования. Особый интерес молодых читателей может вызвать глава, посвященная рефлексии профессиональных традиций в контексте развития патопсихологического исследования. Приведенная в этой главе запись исследования ребенка (в рамках практикума по детской клинической психологии, который проводил Виктор Васильевич Лебединский) дает удивительный пример следования логике патопсихологической диагностики, разрабатываемой Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, и развиваемой В. В. Лебединским. Рассуждая о направлениях развития и возможностях применения пато-психологического эксперимента, авторы подводят нас к «диалогической психологии». Это движение рассматривается с учетом сопоставления объективности и «феноменологичности» патопсихологического исследования, обсуждается позиция Л.С. Выготского относительно сути собственно диагностической работы патопсихолога. В этой связи естественным представляется тщательное и всестороннее обсуждение возможностей модифицирования уже известных методик в контексте феномено-логической исследовательской позиции. Дан конкретный подробный анализ модификации методики «Заполнение пробелов в тексте». Авторы подводят читателей к необходимости анализа семиотической природы патопсихологических явлений: «патопсихологические феномены всегда опираются на речевую реальность, на социальные диалоги и формируются внутри определенных социально-диалогических взаимоотношений» (с. 204). В заключительной 7 главе второй части монографии обсуждается объективная и феноменологическая позиция психолога при проведении исследования, а также обозначаются горизонты развития диалогической психологии. В третьей части книги пристальное внимание уделено методологии прикладной культурно-исторической психологии. Рассматриваются перспективы применения патопсихологического эксперимента для классической диагностики в ее современных формах, а также в рамках новых видов практической работы клинических психологов (реабилитация; осмысление психологии развития и культурных цивилизационных изменений динамики нормы и параметров развития в целом). Авторы вводят в широкий научный оборот понятия не только «культурно-исторической патопсихологии» но и «культурно-исторического диагноза». Последнее чрезвычайно актуально для планирования работы по коррекции психических расстройств. Важно, что авторы, рассматривая историю, видят глубокие и серьезные перспективы будущего у применения патопсихологического эксперимента как в практике, так и в развитии теории будущей клинической психологии. Тот факт, что книга посвящена истории Московской школы патопсихологии, подкрепляется и обращением авторов к цитированию большого числа московских психологов, значительная часть которых — сотрудники и выпускники факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Следуя логике культурно-исторического подхода, авторы также рассматривают труды других коллег, работающих в области патопсихологии, но не принадлежащих непосредственно к московской школе. Всего в библиографическом списке монографии имеется более 280 источников. В списке литературы и в самом тексте отдельное место уделено работам выдающихся философов науки, историков, филологов. Обще-культурный контекст монографии, несомненно, является одним из важнейших ее достоинств наряду со свежим взглядом на историю, современное состояние и перспективы патопсихологического эксперимента. Хочется выразить признательность и благодарность авторам за их вклад в современную патопсихологию как область научно-практической деятельности, имеющей широкие практические сферы примене-ния и работающей на развитие теории психологии в целом. К сожалению, книга стала практически последней работой Валерия Ивановича Олешкевича, он ушел из жизни в 2021 году. Наследие остается для освоения молодыми поколениями клинических психологов для развития патопсихологии вообще и ее московской школы в частности. Монография Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы патопсихологии» (издательство МГУ, 2020) может быть рекомендована к изучению при получении высшего профессионального образования по клинической психологии, а также при повышении квалификации специалистов в этой области. В книге отражены все современные тенденции развития клинической психологии в ее научном и практическом звене. Она займет достойное место в библиотеках вузов, готовящих психологов разных направлений, а также в библиотеках научных лабораторий и институтов профиля клинической психологии и смежных областей знания.
Для цитирования УДК 159.9.07:616.8 Зверева Н.В. Сохранение традиций, движение вперед. Рецензия на книгу Н.С. Бурлаковой и В.И. Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы патопсихологии» // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – С. 10. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Keeping traditions, moving forward. Review of the book by N.S. Burlakova and V.I. Oleshkevich "Pathopsychological Experiment: Evolution of Practice and Methodology (Traditions of Moscow Pathopsychological School)"
Zvereva N.V.1, 2
|
||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|