Корсаков С.С.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Сохранение традиций, движение вперед.
Рецензия на книгу Н.С. Бурлаковой и В.И. Олешкевича
«Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы патопсихологии»
*

Зверева Н.В. (Москва, Россия)

 

 

Зверева Наталья Владимировна

Зверева Наталья Владимировна

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии; Научный центр психического здоровья, Каширское шоссе, 34, Москва, 115522, Россия. Тел.: 8 (495) 109-03-94;

профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии; Московский государственный психолого-педагогический университет, ул. Сретенка, 29, Москва, 127051, Россия. Тел.: 8 (495) 632-91-99.

E-mail: nwzvereva@gmail.com

 

Аннотация. Статья представляет собой рецензию на монографию, посвященную эволюции московской школы экспериментальной патопсихо-логии, развитию теории и практики данной школы. Авторы монографии долгое время плодотворно работают в Московской школе патопсихологии, в МГУ им. М.В. Ломоносова. В монографии изложена структура работы клинического психолога, проводящего патопсихологический эксперимент, рассмотрены ключевые моменты развития эксперимента в патопсихо-логии, особенности Московской школы патопсихологии, ее история и современное состояние, а также возможности применения разработан-ного Б.В. Зейгарник патопсихологического эксперимента в современной теории и практике патопсихологии.

Ключевые слова: патопсихологический эксперимент, Московская школа патопсихологии, Б.В. Зейгарник

 

Поступила в редакцию:

Прошла рецензирование:


Опубликована:

 

30.05.2022

13.06.2022

06.07.2022

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

_______________________

* Бурлакова, Н.С. Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента (традиции московской школы патопсихологии): монография / Н.С. Бурлакова, В.И. Олеш-кевич. – Москва: Издательство Московского университета, 2020. – 271, [1] с.

 

 

Обложка книги «Развитие практики и методологии 
патопсихологического эксперимента»

Рис. 1. Обложка книги
«Развитие практики и методологии
патопсихологического эксперимента.
Традиции московской школы
патопсихологии»

В 2020 году отечественные клинические психологи получили подарок — вышла замеча-тельная книга кандидата психологических наук, доцента кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Натальи Семеновны Бурлаковой и кандидата философских наук, старшего научного сотрудни-ка ГБУЗ «Научно-практический центр психичес-кого здоровья детей и подростков им. Г. Е. Суха-ревой» Валерия Ивановича Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы пато-психологии».

Безусловно, книга имеет значение и для специалистов других областей психологии, а также для медиков, с которыми патопсихологи сотрудничают с самых первых дней существова-ния данного научного направления. Монография посвящена истории, настоящему состоянию и перспективам развития патопсихологии. Авторы проанализировали зарождение патопсихологии, расширение сферы применения психологического знания в медицине, особенное значения экспе-риментально-психологического исследования. Оба автора являются признанными специалистами в современной московской школе патопсихологии.

Читатели найдут великолепно изложенную историю становления патопсихологии, увидят линии развития, идущие и от отечественных классиков (В. М. Бехтерева, Н. Е. Рыбакова, Г. И. Россолимо, А. Н. Бернштейна, А.Ф. Лазурского и других) и от лучших, не всегда часто вспоминаемых зарубежных родоначальников этого направления (В. Шпехт, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, В. Вундт, П. Жане. К. Левин и другие). Выстроенная линия развития оправданна и исторически, и методологически. Данное издание восполняет наши пробелы в знаниях по истории клинической психологии в широком смысле и в узком — применительно к Московской школе патопсихологии, у истоков которой стоит Блюма Вульфовна Зейгарник, именно ей принадлежит главная роль в создании и развитии патопсихологии.

Монография состоит из трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей: часть 1 «История становления экспериментальное психологии и современные контексты научного знания» (всего 3 главы); часть 2 «Анализ патопсихологического эксперимента: изучение имплицированных в нем исследовательских и прикладных возможностей» (всего 7 глав); часть 3 «Вопросы диагностики и методологии прикладной культурно-исторической патопсихологии» (всего 2 главы). Одно пере-числение частей и глав убеждает читателей в колоссальном объеме работы (более 250 страниц), значимости и достоверности, научной убежденности и верности взглядов авторов монографии.

Как отмечают сами авторы, одной из задач написания монографии было системное осмысление Московской школы патопсихологии (история, современное состояние, перспективы развития). С этой задачей они справились блестяще. Необходимо отметить не только стройную философию и методологию изложения, великолепный русский язык, но также высочайшую степень уважения и почтения к учителям, которая прослеживается во всех главах книги, особенно ярко проявляясь в тех из них, что знакомят читателей с мемориальными записями экспериментальных исследований В. В. Лебединского и анализом работы Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Полякова, В. В. Николаевой и других. Первая, историческая часть монографии, должна быть рекомендована как обязательная к изучению при подготовке специалистов — клинических психологов.

В монографии подробно обсуждается новый взгляд на содержание и перспективы разработанного Блюмой Вульфовной Зейгарник экспериментального метода в патопсихологии.

Последовательно освещаются как уже много лет известные и реализуемые в практике работы любого патопсихолога принципы проведения диагностики, так и новые ракурсы рассмотрения патопсихологического эксперимента. Проведен тща-тельный методологический анализ патопсихологического эксперимента, отображены его основополагающие идеи, выделены основные оси (оси прямого и косвенного испытания, а также оси организации экстериоризации и проекции). Под этим углом зрения рассматривается и перспектива применения патопсихологического экспе-римента не только в практике работы клинических психологов, но и в научно-исследовательской работе психологов в целом. Авторы обсуждают значение для практики развития патопсихологического эксперимента как традиции левиновского подхода, так и традиции отечественных авторов (например, П. Я. Гальперина) применительно к организации патопсихологического эксперимента. Рассматриваются и отдельные важные составляющие работы психолога, прежде всего клиническая беседа, и проективный эксперимент, обсуждается научный и практический потенциал выделенных линий проведения патопсихологического исследования.

Особый интерес молодых читателей может вызвать глава, посвященная рефлексии профессиональных традиций в контексте развития патопсихологического исследования. Приведенная в этой главе запись исследования ребенка (в рамках практикума по детской клинической психологии, который проводил Виктор Васильевич Лебединский) дает удивительный пример следования логике патопсихологической диагностики, разрабатываемой Б. В. Зейгарник и С. Я. Рубинштейн, и развиваемой В. В. Лебединским.

Рассуждая о направлениях развития и возможностях применения пато-психологического эксперимента, авторы подводят нас к «диалогической психологии». Это движение рассматривается с учетом сопоставления объективности и «феноменологичности» патопсихологического исследования, обсуждается позиция Л.С. Выготского относительно сути собственно диагностической работы патопсихолога. В этой связи естественным представляется тщательное и всестороннее обсуждение возможностей модифицирования уже известных методик в контексте феномено-логической исследовательской позиции. Дан конкретный подробный анализ модификации методики «Заполнение пробелов в тексте». Авторы подводят читателей к необходимости анализа семиотической природы патопсихологических явлений: «патопсихологические феномены всегда опираются на речевую реальность, на социальные диалоги и формируются внутри определенных социально-диалогических взаимоотношений» (с. 204). В заключительной 7 главе второй части монографии обсуждается объективная и феноменологическая позиция психолога при проведении исследования, а также обозначаются горизонты развития диалогической психологии.

В третьей части книги пристальное внимание уделено методологии прикладной культурно-исторической психологии. Рассматриваются перспективы применения патопсихологического эксперимента для классической диагностики в ее современных формах, а также в рамках новых видов практической работы клинических психологов (реабилитация; осмысление психологии развития и культурных цивилизационных изменений динамики нормы и параметров развития в целом).

Авторы вводят в широкий научный оборот понятия не только «культурно-исторической патопсихологии» но и «культурно-исторического диагноза». Последнее чрезвычайно актуально для планирования работы по коррекции психических расстройств.

Важно, что авторы, рассматривая историю, видят глубокие и серьезные перспективы будущего у применения патопсихологического эксперимента как в практике, так и в развитии теории будущей клинической психологии.

Тот факт, что книга посвящена истории Московской школы патопсихологии, подкрепляется и обращением авторов к цитированию большого числа московских психологов, значительная часть которых — сотрудники и выпускники факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова.

Следуя логике культурно-исторического подхода, авторы также рассматривают труды других коллег, работающих в области патопсихологии, но не принадлежащих непосредственно к московской школе. Всего в библиографическом списке монографии имеется более 280 источников. В списке литературы и в самом тексте отдельное место уделено работам выдающихся философов науки, историков, филологов. Обще-культурный контекст монографии, несомненно, является одним из важнейших ее достоинств наряду со свежим взглядом на историю, современное состояние и перспективы патопсихологического эксперимента. Хочется выразить признательность и благодарность авторам за их вклад в современную патопсихологию как область научно-практической деятельности, имеющей широкие практические сферы примене-ния и работающей на развитие теории психологии в целом.

К сожалению, книга стала практически последней работой Валерия Ивановича Олешкевича, он ушел из жизни в 2021 году. Наследие остается для освоения молодыми поколениями клинических психологов для развития патопсихологии вообще и ее московской школы в частности.

Монография Н. С. Бурлаковой и В. И. Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы патопсихологии» (издательство МГУ, 2020) может быть рекомендована к изучению при получении высшего профессионального образования по клинической психологии, а также при повышении квалификации специалистов в этой области. В книге отражены все современные тенденции развития клинической психологии в ее научном и практическом звене. Она займет достойное место в библиотеках вузов, готовящих психологов разных направлений, а также в библиотеках научных лабораторий и институтов профиля клинической психологии и смежных областей знания.

 

Для цитирования

УДК 159.9.07:616.8

Зверева Н.В. Сохранение традиций, движение вперед. Рецензия на книгу Н.С. Бурлаковой и В.И. Олешкевича «Развитие практики и методологии патопсихологического эксперимента. Традиции московской школы патопсихологии» // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 1. – С. 10. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Keeping traditions, moving forward. Review of the book by N.S. Burlakova and V.I. Oleshkevich "Pathopsychological Experiment: Evolution of Practice and Methodology (Traditions of Moscow Pathopsychological School)"

Zvereva N.V.1, 2
E-mail: nwzvereva@gmail.com

1 Mental Health Research Center
34 Kashirskoe shosse, Moscow, 115522, Russia
Phone: +7 (495) 109-03-94

2 Moscow State University of Psychology and Education
29 Sretenka st., Moscow, 127051, Russia
Phone: +7 (495) 632-91-99

Abstract. The article is a review of a monograph dedicated to the Moscow school of pathopsychology and Evolution of its Practice and Methodology (Traditions of Moscow Pathopsychological School). The authors of the monograph have been fruitfully working for a long time at the Moscow School of Pathopsychology, at the Lomonosov Moscow State University. The review outlines the structure of the work, discusses the key points in the development of the experiment in pathopsychology, the main features of the Moscow school of pathopsychology, its history and current state, possibilities of using the pathopsychological experiment developed B.V. Zeigarnik for usage in modern theory and practice of pathopsychology.

Keywords: pathopsychological experiment, Moscow school of pathopsychology, B.V. Zeigarnik

For citation

Zvereva N.V. Keeping traditions, moving forward. Review of the book by N.S. Burlakova and V.I. Oleshkevich "Pathopsychological Experiment: Evolution of Practice and Methodology (Traditions of Moscow Pathopsychological School)". Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 1, p. 10. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player