Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Особенности зрительно-пространственного гнозиса у младших школьников с нарушениями слуха

Молчанова Л.Н., Срывкова А.В. (Курск, Россия)

 

 

Молчанова Людмила Николаевна

Молчанова Людмила Николаевна

доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и коррекционной психологии; Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса 3, Курск, 305041, Россия.
Тел.: 8 (4712) 58-81-32.

E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Срывкова Алина Владимировна

Срывкова Алина Владимировна

студент; Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса 3, Курск, 305041, Россия. Тел.: 8 (4712) 58-81-32.

E-mail: alinkasergeeva09091999@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность изучения особенностей развития зрительно-пространственных представлений у слабослышащих детей, а также показаны результаты исследования по данной проблеме. Сформированность системы пространственного воспри-ятия является одним из важнейших показателей общего развития ребенка. Нарушения развития данных функций в целом нарушает психическое развитие ребенка, что сказывается как на уровне успешного социального взаимодействия, так и на освоении образовательной программы. Нарушения в работе зрительно-пространственного гнозиса обнаруживаются в ошибках стратегий пространственной деятельности, координатных, метрических и структурно-топологических представлениях, а также на восприятии целостного перцептивного поля. Особенности структурной организации зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха были выявлены на всех ее четырех уровнях. Практическая значимость данного исследования заключается в получении новых данных, которые характеризуют особен-ности нейропсихологических параметров и структурной организации зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с сенсоневральной тугоухостью и помогут наметить эффективные пути будущих коррекционно-развивающих мероприятий.

Ключевые слова: зрительно-пространственный гнозис, оптико-пространственные представления, восприятие пространства, нарушение слуха, слабослышащие дети, младший школьный возраст

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

В настоящее время исследование особенностей зрительно-пространственного гнозиса у детей с нарушением слуха является актуальной проблемой, поскольку данная функция напрямую связана, как с процессом социализации детей, так и с уровнем освоения учебных знаний, умений, навыков.

Статистика показывает, что число детей, имеющих нарушения слуха, с каждым годом не снижается. На 2020 год количество детей, имеющих данные нарушения, увеличилось примерно на 30 % по сравнению с предыдущими годами [1; 2]. Достаточно высокие показатели демонстрируют довольно широкий масштаб проблемы, к изучению которой нужно обращаться с медицинской, психологической и социальной сторон.

Нарушение слуха представляет собой вариант дизонтогенеза с преобладающим недоразвитием поздно формирующихся структур головного мозга ребенка, и в первую очередь — височных долей. Основные нарушения проявляются в виде искажения голоса ребенка, нарушения координации движений и действий и т. п. [3].

Развитие пространственных представлений наиболее близко связано с формированием мышления и речи. Первичным дефектом выступает непосредственно нарушение слуха, что тянет вслед за собой нарушение развития речи, а также гностической сферы, мышления, внимания и памяти [4; 5]. Нарушение развития пространственного восприятия негативно отражается на ориентировке ребенка в окружающем пространстве и освоении основных пространственных понятий, что влечет трудности при освоении навыков чтения и письма [6].

К периоду младшего школьного возраста активно развиваются все необходимые функции, которые обеспечивают формирование зрительно-пространственного гнозиса у детей. У детей, имеющих нарушения слуха, процесс формирования зрительно-пространственных функций происходит медленнее и отличается от нормального развития из-за особенностей психического развития.

Нарушение развития зрительно-пространственных представлений оказывает негативное влияние на проявления эмоциональных и адаптационно-поведенческих реакций, коммуникации, познавательных функций, проявляется в снижении мотивации к учебе, отсутствии потребности в самосовершенствовании, отсутствии интереса к окружающему, снижении двигательной активности, наличии трудностей при овладении образовательной программой [7]. Таким образом, зрительно-пространственные функции выступают основным компонентом любой деятельности психики человека.

Также об актуальности данного исследования может говорить проведенный библиометрический и тематические анализы. Общий результат библиометрического анализа публикационной активности по ключевому запросу: «зрительно-пространст-венный гнозис у детей с нарушением слуха» на основе следующих научных баз данных и научных журналов: eLibrary.ru; cyberleninka.ru за период 2000—2021 гг. составил 26 статей. Динамика публикационной активности с 2000 по 2021 гг. представлена на рисунке 1.

Рис. 1.   Гистограмма абсолютных частот отечественных научных публикаций, по ключевым словам, за период с 2000 по 2021 гг.

 

По итогам проведенного анализа литературных источников по выделенным критериям в период с 2000 по 2021 гг. мы можем отметить, что наибольшая частота отечественных публикаций соответствовала 2018 году (5 публикаций) и 2021 году (4 публикации), до 2014 года наблюдается низкая публикационная активность, что может говорить об отсутствии интереса к изучению данной тематики.

Рис. 2.   Гистограмма абсолютных частот зарубежных научных публикаций, по ключевым словам, за период с 2000 по 2021 гг.

 

Результаты проведенного библиометрического анализа по теме зрительно-пространственных функций у младших школьников с нарушениями слуха по данным информационной базы PubMed представлены на рисунке 2. По ключевому запросу «visual-spatial perception in the hearing impaired» в информационной базе PubMed с 2000 по 2021 гг. было опубликовано 59 научных статей. По данным диаграммы наблюдаются периоды подъёма (2014 г.; 2018 г.; 2020—2021 гг.) и спада (2007—2009 гг. и 2011—2013 гг.) публикационной активности.

Библиометрический анализ также осуществлялся с помощью программы VOSviewer по ключевым словам «visual-spatial perception in the hearing impaired» на платформе PubMed. Была построена библиографическая карта, где наглядно выделилось 6 кластеров, в связи с которыми рассматривались данные ключевые слова:

1.

Особенности пространственного восприятия в зависимости от диагноза.

2.

Коррекция и реабилитация.

3.

Сопутствующие нарушения психического развития.

4.

Диагностика.

5.

Возрастные особенности.

6.

Социальная среда и обучение (рисунок 3).

 

 

Рис. 3.   Библиографическая карта по ключевым словам «visual-spatial perception in the hearing impaired» за период с 2000 по 2021 гг.

 

Проблема изучения зрительно-пространственного гнозиса в отечетсвенных публикациях наиболее изучена в области специальной психологии и логопедии, детской и клинической медицине, также имеются исследования в области неврологии.

В зарубежных же исследованиях чаще анализируют нарушения зрительно-пространственного гнозиса после перенесенных травм головного мозга, также рассматриваются различные подходы по восстановлению нарушенной функции [8]. В целом, можно сказать, что в зарубежной и отечественной литературе имеется тенденция к увеличению числа исследований, что может быть спровоцировано повышением актуальности изучения данной проблемы.

В результате проведения тематического анализа было выделено несколько категорий, в рамках которых рассматривалась проблема изучения зрительно-пространственного гнозиса у детей с нарушениями слуха: клиника заболеваний; особенности реабилитации и коррекции; особенности психических функций; феноменология; особенности обучения в образовательном учреждении.

Проведенные анализы демонстрируют выраженный исследовательский интерес в отношении зрительно-пространственных функций у детей с нарушением слуха.

Итак, целью нашего исследования явилось изучение особенностей зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Объект исследования — зрительно-пространственный гнозис у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — особенности зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеются недостатки базисных пространственных ориентировок, которые проявляются в снижении динамических особенностей (темпа, точности, дифференцированности) зрительно-пространственного гнозиса, что в свою очередь препятствует формированию полноценных пространственных представлений и их словесного обозначения.

Эмпирическая база исследования

Эмпирическое исследование проходило с сентября по ноябрь 2022 года на базах ОКОУ «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27 имени А. А. Дейнеки» г. Курска; МБОУ «Гимназия № 44» г. Курска, в соответствии с информированным согласием родителей. Критерием отбора испытуемых для формирования двух групп исследования являлось наличие у детей младшего школьного возраста диагноза H90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя и отсутствие данных нарушений у детей контрольной группы. Объем выборки составил 60 человек — учащиеся учебных учреждений. В экспериментальную группу вошли 30 детей (16 девочек и 14 мальчиков) с нарушением слуха, в контрольную группу вошли 30 детей (17 девочек и 13 мальчиков) условно здоровых.

В качестве экспериментального плана исследования, исходя из сформули-рованных эмпирических задач, применялся план ex-post-facto. Экспериментальный план был выбран исходя из того, что в исследовании мы не производим воздействие на испытуемых, а в качестве воздействия рассматриваем реальное событие жизни ребенка, т. е. ситуация нарушения слухового анализатора, выступившая основанием для формирования двух групп испытуемых: экспериментальной и контрольной.

Методы

В рамках исследования были использованы следующие группы методов:

– 

теоретические (библиометрический анализ, категориально-понятийный анализ, тематический анализ, методический анализ);

– 

метод моделирования;

– 

эмпирические методы (архивный метод, клиническая беседа).

При проведении данного исследования мы использовали следующий методический материал: нейропсихологические пробы на определение индивиду-ального профиля асимметрии: моторной асимметрии и сенсорной асимметрии; пробы, направленные на исследование зрительно-пространственного гнозиса: «Реалистичные предметные изображения», «Перечеркнутые предметы», «Зашумленные предметы», «Наложенные предметы», «Химеры», «Геометрические фигуры», графическая проба «Заборчик». Результаты проб оценивались по шкале Л. И. Вассермана (критерии — точность, темп, дифференцированость).

Для анализа полученных данных в соответствии с системным подходом была выполнена количественная и качественная оценка результатов с использованием методов описательной и сравнительной статистики (методы описательной статистики, статистический непараметрический U-критерий Манна — Уитни), корреляционного анализа (R-Спирмен). Обработка результатов исследования производилась с помощью компьютерного программного пакета STATISTICA 6.

Основная часть

На основе сформулированного методологического анализа нами были выделены теоретико — методологические основания исследования. Таковыми были приняты: общие психологические методологические принципы: детерминизма, взаимодействия и развития, цельности сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский) [9; 10]; культурно-исторический подход формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского [5], теория системной динамической локализации ВПФ А. Р. Лурии [11; 12], теория целостной, интегративной оценки психического развития ребенка Н. Я. Семаго, М. М. Семаго (положения о типологии отклоняющегося развития, принципы и технологии диагностической и коррекционной работы) [13; 14], исследования в области нейропсихологии детского возраста, основы диагностики и восстановительного обучения Л. С. Цветковой [15; 16], представления о структуре зрительно-пространственных функций А. В. Семенович [17].

В нашем исследовании понятие «зрительно-пространственный гнозис» рассматривается согласно взглядам С. Я. Рубинштейн, А. В. Семенович, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, то есть как «…комплексный процесс, который включает разные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятель-ность зрительного анализатора, объем, константность восприятия» [18, с. 82], а также «…пространственно-временные представления лежат в основе не только формиро-вания высших психических функций, но и эмоциональной жизни ребенка» [17, с. 50]. Особенности зрительно-пространственного гнозиса рассматриваются в соответствии с представлениями о структуре зрительно-пространственных функций А. В. Семенович.

Можно выделить следующие основные отличия в работе зрительно-пространственного гнозиса у детей с нарушением слуха и у детей с нормой развития (по А. В. Семенович):

1) Стратегия оптико-пространственной деятельности, то есть способ восприятия и копирования зрительно-пространственной информации — последовательность воспроизведения некоторых частей целого, направление копирования. К 10—12 годам она полностью формируется. Нарушение развития данной функции может в целом нарушить всю деятельность.

2) Координатные представления, то есть наличие устоявшейся системы координат окружающего пространства, отсутствие инверсий и координатного положения как целого объекта, так и его отдельных элементов. Полностью формируется к 6-7 годам. Нарушение данной функции выступает в неправильном верхне — нижнем и право — левом расположении предметов или его элементов в пространстве.

3) Метрические представления — восприятие размеров изображения и отдельных его частей. К ошибкам данного типа относят ошибки при оценке расстояния. Полностью формируются к 8 годам. При нарушении развития указывают на недостаточность работы правого полушария головного мозга.

4) Структурно-топологические представления характеризуются как способность к сохранению принципиальной схемы пространственного строения предмета, положения его элементов относительно друг друга. Структурно-топологические нарушения могут быть следствием нарушения целостной картины пространственного строения предмета, смещения частей предмета относительно друг друга.

5) Восприятие целостного перцептивного поля. У детей проявляется в игнорировании правой или левой половины перцептивного поля. У слабослышащих детей нарушается целостность образов предметов [17].

При исследовании особенностей зрительно-пространственного гнозиса у младших школьников с нарушениями слуха и условно здоровых детей с помощью методов описательной и сравнительной статистики (непараметрического критерия U Манна — Уитни) были получены следующие результаты (см. рис. 4—10).

По результатам проведения методики «Реалистичные предметные изображе-ния», которая направленна на исследование зрительного восприятия, были получены следующие значения. В контрольной и экспериментальной группе оценки по темпу входят в зону средних значений ((1,32 ± 0,71) и (2,3 ± 0,59) соответственно). По параметру точности в экспериментальной группе имеется снижение, хотя оценки входят в зону средних значений (1,89 ± 0,45), а в контрольной группе — в зону высоких значений (0,31 ± 0,56) (рисунок 4).

Рис. 4.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Реалистичные предметные изображения» в экспериментальной и контрольной группах

 

Полученные данные по методике показывают средний уровень темпа в двух группах, а также о снижении показателя точности в экспериментальной группе, что свидетельствует о снижении темпа выполнения методики в данной группе, а также о недостаточной сформированности высших психических функций и об отсутствии целостных образов предметов. Также можно отметить, что результаты по данной методике соотносятся с результатами, полученными О. А. Беловой [19] в ходе исследования зрительно-вербальных функций у глухих детей, а именно: у детей возникали особые трудности при опознавании изображений таких предметов, как шуба, помидор, ремень, дерево, фуражка, чернильница. Некоторые из данных изображений они не могли назвать в силу незнания самого предмета (чернильница, ремень и фуражка). Многие из изображений они заменяли перцептивно-близкими и перцептивно-вербальными понятиями, например, «дерево» — «растение» — «кустарник»; «мяч» — «помидор»; «шуба» — «пальто» — «куртка»; «фуражка» — «тарелка». Данные ошибки могут также указывать не только на нарушения в зрительно-пространственном гнозисе, но и на трудности в развитии речевой сферы таких детей.

При исследовании зрительно-пространственного восприятия использовались сенсибилизированные пробы «Перечеркнутые предметы», «Зашумленные предметы», «Наложенные предметы».

По результатам проведения методики «Перечеркнутые предметы» были выявлены результаты: средние значения по критериям темпа и точности в контрольной группе имеют высокие значения (0,54 ± 0,76; 0,36 ± 0,55 соответственно), в экспериментальной группе — средние показатели (1,42 ± 0,5; 1,35 ± 0,49 соответственно) (рисунок 5).

Рис. 5.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Перечеркнутые предметы» в экспериментальной и контрольной группах

 

Исходя из полученных результатов мы можем отметить, что критерии темпа и точности в контрольной и экспериментальной группах различаются между собой. В контрольной группе они входят в зону высоких значений, в то время как в экспериментальной группе они достигают лишь среднего уровня. Полученные данные демонстрируют недостаточный уровень сформированности и искажение строения и формы предметов у детей в экспериментальной группе.

По результатам проведения пробы «Зашумленные предметы» у детей с нормой развития и у слабослышащих мы получили следующие значения: по параметрам темпа и точности в группе детей с нормой развития средние показатели входят в зону высоких значений (0,48 ± 0,47; 0,2 ± 0,35). В группе детей слабослышащих средние показатели входят в зону средних значений (1,25 ± 0,51; 1,2 ± 0,38) (рисунок 6).

Рис. 6.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Зашумленные предметы» в экспериментальной и контрольной группах

 

Следовательно, мы можем говорить о том, что полученные значения говорят о недостаточной сформированности высших психических функций, об искажении строения и формы объектов, отсутствии целостных образов предметов.

По результатам проведения методики «Наложенные предметы» мы получили следующие выводы: отмечены трудности выполнения пробы в обеих группах. Средние показатели по точности в контрольной группе вошли в зону средних значений (1,52 ± 0,54), в то в ремя как по темпу в контрольной (темп 2,28 ± 0,32), так и в экспериментальной группе, критерии вошли в зону низких значений (темп 2,45 ± 0,56; точность 2,4 ± 0,45) (рисунок 7).

Рис. 7.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Наложенные предметы» в экспериментальной и контрольной группах

 

Полученные данные могут говорить о недостаточной сформированности предметного восприятия, что выражается в искажении строения и формы объектов, отсутствии целостных образов предметов.

Также можно отметить, что при выполнении данных проб у детей были трудности, связанные с повышенной отвлекаемостью и эмоциональной значимостью изображений предметов, на которых слабослышащие акцентировали свое внимание, полностью забывая о других изображениях.

В методике «Химеры» показатели по двум критериям в контрольной группе входят в зону высоких значений (0,8 ± 0,45; 0,35 ± 0,45 — темп и точность соответственно), в экспериментальной группе в зону средних значений (1,3 ± 0,45; 1,35 ± 0,5 — темп и точность соответственно) (рисунок 8).

Рис. 8.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Химеры» в экспериментальной и контрольной группах

 

Выявленные результаты могут свидетельствовать о снижении уровня выраженности функций пространственного гнозиса в экспериментальной группе. При выполнении данной методики дети из экспериментальной группы чаще всего опознавали только одно изображение животного или предмета, а также нередко встречались перцептивно-близкие замены при опознавании таких изображений, как «коза» — «собака»; «веник» — «кисточка»; «улитка» — «змея». Часто полностью не опознавались такие изображения, как «слон» и «бегемот».

При проведении методики «Геометрические фигуры» нами были получены следующие данные: средние значения по темпу и точности в обеих группах (0,46 ± 0,45; 0,02 ± 0,01 КГ), (0,76 ± 0,45; 0,55 ± 1,1 ЭГ) вошли в зону средних значений (рисунок 9).

Рис. 9.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Геометрические фигуры» в экспериментальной и контрольной группах

 

Полученные результаты по данной пробе говорят об отсутствии снижения темпа и точности выполнения методики как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

По методике «Заборчик» средние значения в контрольной группе по темпу входят в зону средних значений (1,55 ± 0,47), по точности и дифференцированности выявлен высокий уровень (0,61 ± 0,65; 0,7 ± 1,00), в экспериментальной группе по всем критериям входят в зону средних значений (2,1 ± 0,65; 1,30 ± 0,82; 1,35±1,01 — темп, точность, дифференцированость соответственно) (рисунок 10).

Рис. 10.   Диаграмма показателей средней тенденции выполнения пробы «Заборчик» в экспериментальной и контрольной группах

 

Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности исследуемой функции, о снижении характеристик точности (искажении пропорций изображений) и темпа, а также истощаемости при выполнении пробы в экспери-ментальной группе.

Значимость различий с различной степенью статистической значимости наблюдается на всех уровнях зрительно-пространственного гнозиса практически по всем нейропсихологическим параметрам:

• 

различия на высоком уровне статистической значимости обнаружены по методикам: «Реалистичные предметные изображения» (точность p = 0,000001); «Перечеркнутые изображения» (темп p = 0,000620, точность p = 0,000007); «Зашумленные предметы» (темп р = 0,000025, точность р = 0,000000); «Наложенные предметы» (точность р = 0,009739); «Химеры» (темп р = 0,000001, точность р = 0,000000); «Геометрические фигуры» (точность р = 0,000000); графическая проба «Заборчик» (точность р = 0,000000, дифференцированность р = 0,000527);

• 

различия на достоверном уровне статистической значимости обнаружены по методикам: «Реалистичные предметные изображения» (p = 0,021795) и графическая проба «Заборчик» (p = 0,030898) по нейропсихологическому параметру «темп»;

• 

в пробах «Наложенные предметы» (p = 0,333876) и «Геометрические фигуры» (p = 0,471506) по темпу статистически значимых различий между двумя группами не обнаружено.

Для проверки гипотезы о наличии особенностей взаимосвязей между нейропсихологическими параметрами зрительно-пространственного гнозиса и его структурной организацией у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха использовался метод корреляционного анализа R-Спирмена. Для анализа связей были выбраны значимые корреляции р<0,05.

В контрольной группе детей наблюдается значительное количество значимых корреляций между результатами выполнения нейропсихологических проб. Обна-ружены следующие интеркорреляционные связи:

✓ 

Показатель темпа пробы «Реалистичные предметные изображения» положи-тельно взаимосвязан с показателем темпа в пробе «Зашумленные предметы» (r = 0,628; р = 0,000). Такой результат свидетельствует о высокозначимой корреляции, которая имеет связь средней силы. Так, при увеличении темпа восприятия изображений также увеличивается темп в опознании предметов в зашумленных условиях.

✓ 

Параметр точности выполнения методики «Перечеркнутые предметы» имеет положительную взаимосвязь с точностью выполнения методики «Зашумленные предметы» (r = 0,600; р = 0,000 — связь средней силы, является высокозначимой). Такой результат может говорить о самой специфике данных методик, так как стимульный материал имеет некоторую схожесть. Поэтому, дети либо медленнее выполняют и то и другое задание, либо, наоборот, справляются быстрее.

✓ 

Параметры точности и темпа выполнения графической пробы «Заборчик» положительно взаимосвязаны между собой (r = 0,626; р = 0,000), параметры точности и темпа выполнения методики «Зашумленные предметы» также имеют положительную взаимосвязь (r = 0,622; р = 0,000). При этом все связи средней силы и являются высокозначимыми. Темп выполнения пробы «Перечеркнутые предметы» положительно взаимосвязан с ее выполнением по параметру точности (r = 0,848; р = 0,000 — связь сильная и высокозначимая). Это показывает, что чем больше времени ребенок тратит на выполнение данных проб, тем точнее его ответы. Данная закономерность может быть связана с желанием ребенка выполнить задание без ошибок.

✓ 

Темп выполнения пробы «Наложенные предметы» отрицательно взаимосвязан с показателем дифференцированности в графической пробе «Заборчик» (r = -0,599, р = 0,000). Так, при увеличении темпа воспроизведения наложенных изображений, уменьшается точность ответов. Это говорит о том, что дети хотели как можно быстрее справиться с заданием, что повлекло за собой большее количество ошибок.

В экспериментальной группе детей наблюдается незначительное количество значимых корреляций между результатами выполнения нейропсихологических проб. Были обнаружены следующие интеркорреляционные связи:

✓ 

Длительность и точность пробы «Реалистичные предметные изображения» положительно коррелирует с точностью выполнения такой пробы как «Перечеркнутые предметы» (r = 0,481; p = 0,007; r = 0,513; p = 0,003 соответственно). Данные связи носят умеренный характер и являются высокозначимыми. Это обусловлено тем, что слабослышащим детям сложнее опознать контуры изображения в сенсибилизированных условиях, что замедляет темп выполнения задачи.

✓ 

Точность выполнения методики «Реалистичные предметные изображения» имеет положительную взаимосвязь с точностью выполнения методики «Наложенные предметы». Связи являются сильными и высокозначимыми (r = 0,738; p = 0,000). Так, несформированность координатных представлений обуславливает несформированность восприятия целостности и наоборот. Это тесно связано с особенностями созревания структур головного мозга у слабослышащих детей.

✓ 

Точность выполнения проб «Реалистичные предметные изображения» и «Наложенные предметы» положительно коррелирует с точностью выполнения графической пробы «Заборчик» (r = 0,487; p = 0,006; r = 0,427; p = 0,008 соответственно). Данные связи носят умеренный характер и являются высокозначимыми. Это может свидетельствовать о том, что у слабослышащих детей (7—11 лет) не сформированы метрические представления, а осознанное восприятие перцептивного поля носит неясный характер, что обусловлено нарушением слуха.

✓ 

Выполнение пробы «Перечеркнутые предметы» положительно взаимосвязано с выполнением пробы «Наложенные предметы» по параметрам точности (r = 0,474; p = 0,008). Такой результат свидетельствует о высокозначимой корреляции, которая имеет связь умеренной силы. Это говорит о недостаточном развитии пространственных синтезов у слабослышащих детей в младшем школьном возрасте.

Анализ корреляционных взаимосвязей между уровнями зрительно-пространственного гнозиса в экспериментальной и контрольной группах представлен на рисунке 11.

 

Условные обозначения:

1-2 проба «Реалистичные предметные изображения»: 1 темп, 2 точность;
3-4 проба «Перечеркнутые предметы»: 3 темп, 4 точность;
5-6 проба «Зашумленные предметы»: 5 темп, 6 точность;
7-8 проба «Наложенные предметы»: 7 темп, 8 точность;
9-10 проба «Химеры»: 9 темп, 10 точность;
11-12 проба «Геометрические фигуры»: 11 темп, 12 точность;
13-15 проба «Заборчик»: 13 темп, 14 точность, 15 дифференцированность;
—————   положительная связь;
– – – – –  отрицательная связь.

 

Рис. 11.   Корреляционные взаимосвязи между структурными компонентами зрительно-пространственного гнозиса в экспериментальной и контрольной группах

 

В контрольной группе больше взаимосвязей как внутри уровней зрительно-пространственного гнозиса, так и между, что свидетельствует о большей интегрированности и сформированности как единого механизма нейропсихологических параметров, так и самой структуры зрительно-пространственного гнозиса в целом. В экспериментальной группе выявлено мало взаимосвязей как между уровнями, так и внутри, что может свидетельствовать только о процессе формирования структур зрительно-пространственных функций и их составляющих.

Таким образом, мы замечаем нарушения развития восприятия, снижение показателей сформированности зрительно-пространственного гнозиса в группе детей с нарушением слуха. Дети испытывают трудности при задаче узнать объекты на контурных или схематических изображениях, в особенности, если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. По результатам проведения данного этапа было установлено, что у детей с диагнозом тугоухость III и IV степени отмечается недостаточный уровень развития зрительно-пространственного гнозиса, а именно дефицит стратегии копирования и координатных представлений, отсутствие целостных образов, бедность деталей, нарушение метрических и структурно-топологических представлений.

Заключение и выводы

Эмпирическое исследование доказало гипотезу о наличии особенностей зрительно-пространственного гнозиса у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха (нейросенсорная тугоухость III и IV степени):

1. Стратегия оптико-пространственной деятельности у детей с нейросенсорной тугоухостью не сформирована. Рабочая гипотеза подтверждена. Экспериментальное исследование позволило сделать вывод о том, что у детей с нейросенсорной тугоухостью обнаруживаются пофрагментарная стратегия восприятия и дефицит стратегии копирования.

2. Координатные представления не сформированы. Рабочая гипотеза подтверждена. У детей с нарушениями слуха наблюдается дефицит координатных представлений об объекте, который проявляется в неправильном верхне — нижнем и право — левом восприятии и расположении предметов или его элементов в пространстве.

3. Восприятие целостного перцептивного поля не сформировано. Рабочая гипотеза подтверждена. Здесь имеются трудности при опознавании предметов и их изображений в полном виде, то есть детям трудно опознать какой-либо один объект среди других, если данные фигуры наложены друг на друга или перечеркнуты. Дети либо попросту не могут воспринять предмет, либо же им требуется значительно больше времени для того, чтобы выполнить задание.

4. Структурно-топологические представления не сформированы. Рабочая гипотеза подтверждена. Отмечаются бедность и диспропорция деталей, искажение строения предметов и их конфигурации, нарушение схемы пространственного строения объекта.

5. Метрические синтезы недостаточно сформированы. У детей с нарушениями слуха выявлено наличие ошибок при оценке расстояний, углов и пропорций как при восприятии объектов, так и при их изображении на листе.

 

Список источников

1. ВОЗ. Глухота и нарушения слуха [Электронный ресурс]. – URL: http://www.who.int/features/factfiles/deafness/01_ru.html (дата обращения 17.05.2022).

2. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Население [Электронный ресурс]. – URL: https://kurskstat.gks.ru/ population (дата обращения 02.09.2022).

3. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 168 с.

4. Бурачевская О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошколь-никами с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. – 2015. – С. 840–846.

5. Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Дефектология. – 1974. – № 3. – С. 71–76.

6. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии: методические рекомендации к нейропсихологической диагностике. – Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1997. – 59 с.

7. Ковязина М.С., Балашова Е.Ю. О пространственных представлениях у детей с разной степенью сформированности межполушарного взаимодействия // Психологи-ческие исследования. – 2009. – Т. 2, № 3. – С. 8. doi: 10.54359/ps.v2i3.1009

8. Pisella L. Visual perception is dependent on visuospatial working memory and thus on the posterior parietal cortex // Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. – 2017. – Vol. 60, no. 3. – P. 141–147. doi: 10.1016/j.rehab.2016.01.002

9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.

11. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражения мозга. – СПб.: Питер, 2018. – 768 с.

12. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 384 с.

13. Семаго Н.Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/psikholo gicheskie-kharakteristiki-osobennostei-formirovaniya-bazovykh-sostavlyayushchikh-poz  (дата обращения 17.10.2022).

14. Семаго Н.Я., Чиркова О.Ю. Типология отклоняющегося развития. Недоста-точное развитие. – М.: Генезис, 2019. – 288 с.

15. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / под ред. Л.С. Цветковой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 318 с.

16. Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследо-вания детей. – М.: РПА, 1997. – 85 с.

17. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002. – 232 с.

18. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

19. Белова О.А. Развитие зрительно-вербальных функций у младших школь-ников // Здоровье и образование в XXI веке. – 2013. – Т. 15, № 1-4. – С. 96–102.

 

References

1. WHO. Glukhota i narusheniya slukha [Deafness and hearing impairment]. Available at: http://www.who.int/features/factfiles/deafness/01_ru.html (accessed 17 May 2022).

2. Territorial'nyi organ Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki po Kurskoi oblasti. Naselenie. (In Russ.). Available at: https://kurskstat.gks.ru/population (accessed 2 September 2022).

3. Lebedinskii V.V. Narusheniya psikhicheskogo razvitiya u detei. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 1985. 168 p. (In Russ.).

4. Burachevskaya O.V. Osobennosti vospriyatiya prostranstva starshimi doshkol'nikami s obshchim nedorazvitiem rechi. Molodoi uchenyi, 2015. Pp. 840–846. (In Russ.).

5. Vygotskii L.S. K psikhologii i pedagogike detskoi defektivnosti. Defektologiya, 1974, no. 3, pp. 71–76. (In Russ.).

6. Semenovich A.V., Umrikhin S.O. Prostranstvennye predstavleniya pri otklonyayushchemsya razvitii. Izhevsk, Izdatel'stvo Udmurtskogo universiteta Publ., 1997. 59 p. (In Russ.).

7. Kovyazina M.S., Balashova E.Yu. O prostranstvennykh predstavleniyakh u detei s raznoi stepen'yu sformirovannosti mezhpolusharnogo vzaimodeistviya. Psikhologicheskie issledovaniya, 2009, vol. 2, no. 3, p. 8. (In Russ.). doi: 10.54359/ps.v2i3.1009

8. Pisella L. Visual perception is dependent on visuospatial working memory and thus on the posterior parietal cortex. Annals of Physical and Rehabilitation Medicine, 2017, vol. 60, no. 3, pp. 141–147. doi: 10.1016/j.rehab.2016.01.002

9. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 304 p. (In Russ.).

10. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 720 p. (In Russ.).

11. Luriya A.R. Vysshie korkovye funktsii cheloveka i ikh narusheniya pri lokal'nykh porazheniya mozga. St. Petersburg, Piter Publ., 2018. 768 p. (In Russ.).

12. Luriya A.R. Osnovy neiropsikhologii. 8th edition. Moscow, Akademiya Publ., 2013. 384 p. (In Russ.).

13. Semago N.Ya. Psikhologicheskie kharakteristiki osobennostei formirovaniya bazovykh sostavlyayushchikh poznavatel'noi deyatel'nosti u detei s otklonyayushchimsya razvitiem. (In Russ.). Available at: https://www.dissercat.com/content/psikhologiches kie-kharakteristiki-osobennostei-formirovaniya-bazovykh-sostavlyayushchikh-poz (accessed 17 October 2022).

14. Semago N.Ya., Chirkova O.Yu. Tipologiya otklonyayushchegosya razvitiya. Nedostatochnoe razvitie. Moscow, Genezis Publ., 2019. 288 p. (In Russ.).

15. Tsvetkova L.S., ed. Aktual'nye problemy neiropsikhologii detskogo vozrasta. 3rd edition. Moscow, MPSI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 2010. 318 p. (In Russ.).

16. Tsvetkova L.S. Metodika diagnosticheskogo neiropsikhologicheskogo obsledo-vaniya detei. Moscow, RPA Publ., 1997. 85 p. (In Russ.).

17. Semenovich A.V. Neiropsikhologicheskaya diagnostika i korrektsiya v detskom vozraste. Moscow, Akademiya Publ., 2002. 232 p. (In Russ.).

18. Rubinshtein S.Ya. Psikhologiya umstvenno otstalogo shkol'nika. 3rd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 192 p. (In Russ.).

19. Belova O.A. Razvitie zritel'no-verbal'nykh funktsii u mladshikh shkol'nikov. Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke, 2013, vol. 15, no. 1-4, pp. 96–102. (In Russ.).

 

Для цитирования

УДК 159.922.7:617.75-053.5

Молчанова Л.Н., Срывкова А.В. Особенности зрительно-пространственного гнозиса у младших школьников с нарушениями слуха // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 4. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Features of visual-spatial gnosis in younger schoolchildren with hearing impairments

Molchanova L.N.1
E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Sryvkova A.V.1
E-mail: alinkasergeeva09091999@mail.ru

1 Kursk State Medical University
3 Karl Marx str., Kursk, 305041, Russia
Phone: +7 (4712) 58-81-32

Abstract. The article discusses the relevance of studying the features of the development of visual-spatial representations in hearing-impaired children, and also presents the results of a study on this problem. The formation of the spatial perception system is one of the most important indicators of the overall development of the child. Violations of the development of these functions generally disrupt the mental development of the child, which affects both the level of successful social interaction and the development of the educational program. Violations in the work of visual-spatial gnosis are found in errors in spatial activity strategies, coordinate, metric and structural-topological representations, as well as in the perception of an integral perceptual field. The features of the structural organization of visual-spatial gnosis in primary school children with hearing impairments were identified at all four levels. The practical significance of this study lies in obtaining new data that characterize the features of neuropsychological parameters and the structural organization of visual-spatial gnosis in primary school children with sensorineural hearing loss and will help to outline effective ways of future correctional and developmental activities.

Keywords: visual-spatial gnosis, optical-spatial representations, perception of space, hearing impairment, hearing-impaired children, primary school age

For citation

Molchanova L.N., Sryvkova A.V. Features of visual-spatial gnosis in younger schoolchildren with hearing impairments. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 4. (In Russ.).

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player