|
Аннотация. Цель данного исследования заключается в выявлении личностных особенностей студентов, которые являются значимыми психологическими предпосылками академической успешности обучения в ВУЗе. В качестве критерия академической успешности студентов был взят факт окончания ВУЗа через 6 лет после начала обучения. Для оценки роли психологических показателей в прогнозе академической успешности были использованы данные психологического тестирования этой выборки студентов на первом курсе: шкала тревожности Ч. Спилбергера — Ю. Л. Ханина, методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», опросник «Модуль», методики блока «Общеинтеллектуальное развитие», методика МЛО «Адаптивность». В исследовании приняли участие 580 студентов одного из медицинских ВУЗов Санкт-Петербурга, обучавшиеся в период с 2013 г. по 2019 г. Результаты статистического анализа с помощью t-критерия Стьюдента показали, что предпосылками академической успешности являются: низкий уровень ситуативной тревожности, способность к программированию своих действий, общая осознанность саморегуляции произвольной деятельности, высокий уровень нервно-психической устойчивости, высокие интеллектуальные способности, высокий личностный адаптационный потенциал. Ключевые слова: личностные особенности, психологические предпосылки успешности, студенты, медицинский ВУЗ, Россия
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение Успешность обучения студентов в университете зависит от многих факторов, к которым относятся индивидуальные особенности, способность к планированию и распределению своих ресурсов, эмоциональная и материальная поддержка родст-венников, мотивация поступления в ВУЗ, способность к построению и поддержанию социальных связей, наличие или отсутствие вредных привычек, вид обучения, способ организации учебного процесса. Поступление в любой университет, а особенно в медицинский, связано с огромным количеством волнения и стресса. Длительный и сложный путь, который должны пройти студенты-медики, подходит не всем. Для того, чтобы получить образование в медицинском ВУЗе и пройти весь процесс обучения от начала до конца, студенты должны иметь высокий потенциал для полноценного личностного и профессионального развития и усвоения всего учебного материала. Этот потенциал определяется индивидуально-психологическими особенностями и типами личности каждого студента, а также высокими баллами за ЕГЭ или удачной сдачей вступительного экзамена в университете [1]. Для того, чтобы определить психологические предпосылки успешности обучения в медицинском ВУЗе, необходимо понять, что же подразумевается под термином «успешность» и в чем отличие этого понятия от термина «успеваемость». Успеваемость обучения отражается в получаемых оценках и зависит от качества образования, врожденных способностей студента быстро усваивать новые знания и интегрировать их в свою работу, склонностей молодых людей и их интересов, отношения обучающихся к предмету, а самое главное — от их места в балльно-рейтинговой системе [2; 3]. Успешность же обучения понимается более глобально — это и скорость понимания материала обучения, и развитие студента как будущего специалиста и личности, и его успехи во внешних начинаниях, таких как трудоустройство и взаимодействие с другими студентами и коллегами при условии сохранения психологического благополучия [4; 5; 6; 7]. При анализе контекста учебной деятельности и влияющих на нее факторов необходимо принимать в расчет возможность проявления личностной специфики студента (перфекционизм и излишняя педантичность, личностная тревожность и неуверенность в себе и т. д.), реализующейся в таких поведенческих феноменах, как неудовлетворенность учебными результатами, развитие негативного отношения к себе, различные виды асоциального (в том числе аутоагрессивного) поведения, эмоциональные нарушения, страхи и др. [8; 9]. Особое место при рассмотрении понятия «успешность» отводится адаптационным ресурсам личности (стрессо-устойчивость, мотивационная сфера) и психологической адаптации, т. е. способности быстро адаптироваться в новых условиях [7; 8]. Интерес представляет также изучение понятия «активность» в контексте учебной деятельности. В некоторых вариантах излишняя активность может быть опасна и разрушительна для человека. Проблема соотношения акцентуированности характера и активности в учебной деятельности студентов представляет собой интересную, но практически не изученную проблему [5; 9]. Таким образом, можно разграничить понятия «успеваемость» и «успешность» образовательной деятельности, где успеваемость больше связана с баллами и оценками, а успешность — с адаптацией к новой учебной среде с сохранением своего психологического благополучия и становлением будущего профессионала как личности. Данное исследование является продолжением многолетнего сотрудничества ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова и научно-исследовательского центра Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова [10]. Цель данного исследования заключается в выявлении личностных особен-ностей студентов, которые являются значимыми психологическими предпосылками академической успешности обучения в ВУЗе. Материалы и методы исследования В исследовании приняли участие 580 студентов лечебного факультета одного из медицинских ВУЗов г. Санкт-Петербурга в возрасте от 18 до 27 лет, обучавшиеся в период с 2013 г. по 2019 г. Большая часть выборки — девушки (72 % исследованных); большая часть выборки поступила в ВУЗ из других городов (73 %). Для изучения особенностей саморегуляции поведения и личностных свойств студентов были использованы следующие психодиагностические тесты: методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения», шкала тревожности Ч. Спилбер-гера — Ю. Л. Ханина, опросник «Модуль», методики блока «Общеинтеллектуальное развитие», методика МЛО «Адаптивность». Факт окончания ВУЗа через 6 лет после начала обучения, подразумевающий способность справиться с обучением, был выбран в качестве критерия академической успешности студентов. Статистическое описание данных приводилось с помощью средних значений и стандартного отклонения: M (SD). Различия между двумя выборками с измеряемыми параметрами определялись при помощи t-критерия Стьюдента. Результаты исследования Анализ отчисляемости студентов Данные по отчислениям студентов-медиков за 2013—2019 года показывают, что из 580 студентов, проходивших психологическое тестирование на 1 курсе, завершили 6-летнее обучение 294 человека — 51 %, остальные отчислились на разных этапах обучения. В группе отчислившихся — 133 студента (47 %) были отчислены за академическую задолженность, 153 студента (53 %) — по иным причинам. Психологические предикторы успешности обучения Факт окончания ВУЗа через 6 лет после начала обучения был взят в качестве показателя академической успешности студентов. 294 студента (51 %) успешно завершили обучение. У данной группы студентов по сравнению с теми, кто был отчислен, выявлены следующие значимые различия по психологическим показателям (табл. 1): более высокий уровень программирования (6,45 ± 1,70 / 6,09 ± 1,84), более высокий уровень саморегуляции поведения (31,87 ± 5,47 / 30,42 ± 6,09), более низкая ситуативная тревожность (25,84 ± 10,95 / 29,27 ± 12,60), более низкий уровень нервно-психической неустойчивости (86,89 ± 48,11 / 98,98 ± 56,27), более высокий уровень интеллектуального потенциала (201,88 ± 29,27 / 191,35 ± 32,97), более высокий уровень личностного адаптационного потенциала (5,75 ± 1,94 / 5,34 ± 2,06), более низкие показатели по шкале «Невротические расстройства и поведенческие синдромы» (24,44 ± 16,23 / 27,45 ± 17,42), более низкие показатели по шкале «Расстройства личности и поведения» (27,13 ± 18,11 / 31,81 ± 20,91). Влияние ранее перенесенных заболеваний и критических событий в жизни на данную группу студентов не привело к психологическим или психическим нарушениям (4,67 ± 2,66 / 5,49 ± 3,35). Таблица 1. Различия между средними значениями показателей студентов, закончивших университет, и отчисленных в процессе обучения (t-критерий Стьюдента)
Средние значения параметров программирования и общего уровня саморегуля-ции, средние баллы по шкале «общеинтеллектуальное развитие» у отчисленных студентов статистически значимо ниже (р<0,05), чем у доучившихся студентов. Можно предположить, что студенты, прошедшие обучение от начала до конца, лучше планируют и регулируют свою деятельность, у них лучше развиты интеллектуальные способности, чем у студентов, отчисленных за академическую задолженность или иным причинам. Средние значения параметров ситуативной тревожности, анамнестического блока, нервно-психической неустойчивости и других шкал опросника «Модуль» у доучившихся студентов статистически значимо ниже (р<0,05), чем у отчисленных студентов. Можно предположить, что у доучившихся студентов нервная система более устойчива, они лучше справляются с тревожащими их обстоятельствами, им не свойственны физиологические нарушения в ответ на стрессовые события, различные психогении, акцентуации или асоциальное поведение. Обсуждение результатов Исходя из статистического анализа, проведенного по t-критерию Стьюдента, удалось выявить различия психологических параметров между отчисленными и доучившимися студентами, что позволяет сделать вывод о наличии статистически значимых параметров успешности обучения в медицинском ВУЗе. Окончившие обучение студенты, как правило, хорошо справляются со своими симптомами тревоги. Это помогает процессу обучения: беспокойство перед экзаменами может повлиять на оценки и общее благополучие. Кроме того, студенты, окончившие обучение, могут планировать и регулировать свое поведение и придерживаться своих планов, в отличие от отчислившихся. Эта черта помогает им добиваться успехов как в личных, так и в образовательных начинаниях. Правильное планирование выполнения домашних заданий и поддержание баланса между учебой и отдыхом может снизить эмоциональный и физический стресс в течение всего процесса обучения. На основании данных исследования можно сделать вывод, что эффективность личностной адаптации, высокий уровень саморегуляции и высокая нервно-психическая устойчивость являются важными психологическими предпосылками успешного обучения в медицинском ВУЗе. Это особенно важно, так как большинство студентов (73 %) приехали обучаться в Санкт-Петербург из других городов. Иными словами, студенты, чьи психологические черты личности соответствуют общепринятым нормам, которые могут быстрее и с меньшими затратами самостоятельно преодолевать новые трудности, легче адаптируются и взаимодействуют с внешней средой, имеют больше шансов окончить ВУЗ. Исследование подтвердило имеющиеся в литературе данные [4; 5], что в медицинских ВУЗах так же, как в других высших учебных заведениях, одним из главных факторов успешности обучения является интеллектуальный потенциал, который подразумевает не только имеющийся уровень знаний, но и готовность к приобретению новых знаний, умений и навыков. Выводы Предпосылками академической успешности в медицинском ВУЗе могут быть:
Заключение Вопрос успешности обучения студентов медицинского ВУЗа является актуальной проблемой, особенно в эпидемиологической ситуации последних лет. Данная выборка студентов обучалась исключительно очно до начала противо-эпидемических мероприятий и внедрения дистанционных методов обучения. Поэтому дальнейшие исследования будут направлены на сравнение последующих групп студентов с представленной выборкой. Полученные результаты согласуются с нашими исследованиями прошлых лет [8; 10] и подтверждают, что обучение в медицинском ВУЗе подходит не всем, большое количество студентов отчисляется в связи с академической неуспеваемостью. На успешность обучения влияют такие показатели, как личностный адаптационный потенциал, нервно-психическая устойчивость и интеллектуальные способности. Поэтому было бы целесообразно введение профессионального отбора при поступлении в медицинский ВУЗ. Но в ситуации отсутствия профессионального отбора существенную помощь в подготовке будущих специалистов может оказать психологическая помощь студентам, направленная на решение актуальных психологических проблем, а именно, совладание со стрессом, тревогой и развитие адаптационных возможностей. На основании полученных результатов можно предложить следующие рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению студентов:
Благодарности Отдельную благодарность хочется выразить сотрудникам научно-исследова-тельского центра Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Лаборатории по прогнозу академической успешности и дальнейшей профессиональной деятельности ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И. П. Павлова.
Список источников 1. Психологические особенности и типология личности студента медицинского вуза / А.Н. Калягин, Е.В. Жукова, И.Г. Погорелова [и др.] // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). – 2015. – Т. 136, № 5. – С. 132–135. 2. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов. университета, 1968. – 277 с. 3. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успеш-ности студентов // Вестник Вятского государственного университета. – 2009. – № 2-3. – С. 59–63. 4. Боровик О.Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического колледжа с разной специализацией: дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 194 с. 5. Колесова A.M. О факторах, влияющих на учебную успешность студентов младших курсов // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. – Ленинград: ЛГУ, 1973. – С. 29–30. 6. Шабалина М.Р. Педагогические условия повышения академической успеш-ности студентов: дис. … канд. пед. наук. – М., 2009. – 235 с. 7. Deyneka O.S., Isaeva E.R. Adaptation resources in subjects with social and psychosomatic disadaptation: A comparative analysis // Psychology in Russia: State of the Art. – 2017. – Vol. 10, no. 1. – P. 130–144. doi: 10.11621/pir.2017.0110 8. Динамика психоэмоционального состояния студентов в период обучения в ВУЗе в зависимости от уровня их психологической готовности к обучению / О.В. Тюсова, Е.Р. Исаева, В.В. Юсупов [и др.] // Ученые записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. – 2020. – Т. 27, № 3. – С. 50–58. doi: 10.24884/1607-4181-2020-27-3-50-58 9. Чермянин C.В., Корзунин В.А., Юcупов В.В. Диагноcтика нервно-пcихичеcкой неуcтойчивоcти в клиничеcкой пcихологии: метод. поcобие. – CПб.: Речь, 2010. – 190 c. 10. Психологические показатели как прогностические критерии академической успеваемости студентов в медицинском ВУЗе / О.В. Тюсова, Е.Р. Исаева, А.В. Тишков [и др.] // Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. – 2017. – Т. 24, № 2. – С. 66–72.
References 1. Kalyagin A.N., Zhukova E.V., Pogorelova I.G., Varavko Yu.O. Psikhologicheskie osobennosti i tipologiya lichnosti studenta meditsinskogo vuza. Sibirskii meditsinskii zhurnal (Irkutsk), 2015, vol. 136, no. 5, pp. 132–135. (In Russ.). 2. Rubin B.G., Kolesnikov Yu.S. Student glazami sotsiologa. Rostov-na-Donu, Izd-vo Rostov. universiteta Publ., 1968. 277 p. (In Russ.). 3. Shabalina M.R. Pedagogicheskie usloviya povysheniya akademicheskoi uspeshnosti studentov. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009, no. 2-3, pp. 59–63. (In Russ.). 4. Borovik O.N. Kognitivnoe i lichnostnoe razvitie studentov pedagogicheskogo kolledzha s raznoi spetsializatsiei. Dis. kand. psikhol. nauk. Moscow, 2002. 194 p. (In Russ.). 5. Kolesova A.M. O faktorakh, vliyayushchikh na uchebnuyu uspeshnost' studentov mladshikh kursov. In: Formirovanie osnov professional'nogo masterstva v vysshei shkole. Leningrad: LGU Publ., 1973, pp. 29–30. (In Russ.). 6. Shabalina M.R. Pedagogicheskie usloviya povysheniya akademicheskoi uspeshnosti studentov. Dis. kand. ped. nauk. Moscow, 2009. 235 p. (In Russ.). 7. Deyneka O.S., Isaeva E.R. Adaptation resources in subjects with social and psychosomatic disadaptation: A comparative analysis. Psychology in Russia: State of the Art, 2017, vol. 10, no. 1, pp. 130–144. (In Russ.). doi: 10.11621/pir.2017.0110 8. Toussova O.V., Isaeva E.R., Yusupov V.V., Mordvinkina S.A., Efimov D.A., Vlasov T.D. Dinamika psikhoemotsional'nogo sostoyaniya studentov v period obucheniya v VUZe v zavisimosti ot urovnya ikh psikhologicheskoi gotovnosti k obucheniyu. Uchenye zapiski Pervogo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta imeni akademika I. P. Pavlova, 2020, vol. 27, no. 3, pp. 50–58. (In Russ.). doi: 10.24884/1607-4181-2020-27-3-50-58 9. Chermyanin C.V., Korzunin V.A., Yucupov V.V. Diagnoctika nervno-pcikhicheckoi neuctoichivocti v klinicheckoi pcikhologii. St. Petersburg, Rech' Publ., 2010. 190 p. (In Russ.). 10. Toussova O.V., Isaeva E.R., Tishkov A.V., Shaporov A.M., Pavlova O.V., Efimov D.A., Vlasov T.D. Psikhologicheskie pokazateli kak prognosticheskie kriterii akademicheskoi uspevaemosti studentov v meditsinskom VUZe. Uchenye zapiski Pervogo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta imeni akademika I. P. Pavlova, 2017, vol. 24, no. 2, pp. 66–72. (In Russ.).
Для цитирования УДК 159.9.072.422 Психологические предпосылки успешности обучения в медицинском ВУЗе / О.В. Тюсова, С.Л. Артюхина, Е.Р. Исаева [и др.] // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 6. – С. 6. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Psychological predictors of academic success in medical universityToussova O.V.1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|