Вернуться на главную страницу
О журнале
Отчет
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Анализ факторов школьной адаптации детей с задержкой психического развития

Шипова Н.С., Богачева Т.А. (Кострома, Россия)

 

 

Шипова Наталья Сергеевна

Шипова Наталья Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной педагогики и психологии; Костромской государственный университет, ул. Дзержинского, 17, Кострома, 156005, Россия.
Тел.: 8 (4942) 49-80-00.

E-mail: ronia_777@mail.ru

 

Богачева Татьяна Алексеевна

учитель логопед-дефектолог; семейный клуб «Язнайка» ул. Черно-горская, д. 6, Кострома, 156016, Россия. Тел.: 8 (4942) 54-23-02.

E-mail: tanya.bogacheva.1999@mail.ru

 

Аннотация. Младший школьный возраст — наиболее ответст-венный этап школьного детства, а учебная деятельность закладывает базу психического развития в дальнейшем, а также создает условия для возможностей самореализации субъекта, особенно в контексте ограни-ченных возможностей здоровья. Во многом ее успешность определяется прохождением этапа первичной адаптации к школе, поэтому вопрос школьной адаптации детей с нарушенным развитием не потерял своей актуальности. Целью исследования являлся анализ проблемы школьной адаптации в контексте связанных с ней показателей (мотивация учения, тревожность, актуальное эмоциональное состояние) у младших школь-ников с задержкой психического развития. У детей с ЗПР есть сложности с прохождением этапа первичной школьной адаптации. Они проявляют низкий уровень сформированности положительного отношения к школь-ному обучению, мотивации к учебной деятельности, повышенный уровень школьной тревожности, неудовлетворительное эмоциональное состояние в связанных со школой ситуациях, снижение работоспособности. Эти показатели связаны со сниженным уровнем школьной адаптации.

Ключевые слова: младший школьный возраст, школьная адаптация, задержка психического развития, детский возраст, мотивация, тревожность

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Введение

Младший школьный возраст — наиболее ответственный этап школьного детства. В данный возрастной период происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового познавательного отношения к действительности; ориентация на группу сверстников.

Подробным изучением физиологических, интеллектуальных и поведенческих изменений в развитии детей младшего школьного возраста занимались Г. С. Абрамова [1], И. Ю. Кулагина [2], Л. Ф. Обухова [3].

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть и уметь учиться. Полноценное проживание этого периода, его позитивные приобретения — необходимые основания для дальнейшего развития ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

В работах М. Р. Битяновой, М. М. Врубелевской, Л. Г. Дикой, В. Н. Ефименко с соавт. и других [4; 5; 6; 7] указывается на важность успешного прохождения этапа школьной адаптации для первоклассников как фактора успешного обучения детей в начальной школе.

Говоря о процессе школьной адаптации, В. П. Казначеев утверждал, что структурными компонентами школьной адаптации являются:

организационные умения (принятие правил, требований, дисциплинирован-ность, аккуратность, умение слушать учителя, выполнять учебные задачи, сформированность позиции школьника);

учебная мотивация (доминирование учебных мотивов, познавательный интерес, целеполагание, умение ставить учебные задачи и последовательно решать их, оценивать процесс и результат учебных действий);

психологическая готовность проявляется в эмоциональном самочувствии ребенка, умеренной тревожности;

социальные навыки определяют особенности поведения ребенка в школе (на уроках и на перемене, во внеурочной деятельности), уровень развития его коммуникативных навыков, культуры общения и взаимодействия.

Основными показателями успешной адаптации к школе являются: положи-тельное отношение ребенка к школе, принятие школьных норм и правил, хорошее эмоциональное самочувствие ребенка, формирование адекватного поведения (В. Казначеев, 2012).

При этом дети с ЗПР имеют ряд психологических особенностей, которые нужно учитывать в процессе обучения и воспитания такого ребенка. Многие дети с ЗПР испытывают трудности, у одних детей с ЗПР снижены показатели учебной мотивации, выявляются показатели высокой тревожности, у других снижена работоспособность, у третьих плохо развиты навыки самообслуживания.

В исследованиях Л. И. Акатова, Б. С. Братуся, О. В. Защиринской, М. В. Злока-зовой, Н. В. Игнашова, Е. Л. Инденбаум, М. И. Марченко, Е. Ю. Одинцовой, П. О. Ома-ровой, Н. В. Романцевой, Е. А. Стреблевой, К. В. Сухарниковой, Т. А. Ташиной и других ученых отмечается, что имеющиеся нарушения развития интеллектуальной сферы у детей с задержкой психического развития часто сопровождаются нарушением процессов социальной и школьной адаптации, что ведет к затруднениям формиро-вания основ учебной деятельности, универсальных учебных действий, снижают эффективность коррекционной работы с ними [8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17].

Как отмечают Е. Ю. Одинцова, Е. В. Скира, К. В. Сухарникова, О. В. Фролов и другие исследователи, задержка психического развития (ЗПР) сопровождается низким уровнем восприятия, внимания, памяти, что затрудняет процесс обучения младших школьников с ЗПР, создает трудности адаптации, взаимодействия со всем участниками образовательного процесса.

Поэтому вопрос школьной адаптации детей с нарушенным развитием не потерял своей актуальности. Значимость проблемы изучения особенностей школьной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связана с важностью периода первичной адаптации к школе. Сложностью этого периода является необходимость переключения детей с ЗПР с детских видов деятельности на овладения ими основами учебной деятельности, преодоления отставания в интеллектуальном развитии, раскрытия физических, познавательных, творческих, коммуникативных способностей, содействия их социализации и личностному развитию. Социальная актуальность заявленной проблематики состоит в увеличении численности детей, имеющих задержку психического развития: по данным Минздрава России, более 1 миллиона детей в 2020 году имели задержанное психическое развитие. Специалисты прогнозируют продолжение данной тенденции. Однако улучшение качества жизни детей с нарушенным развитием, предоставление им доступа к медицинской, психологической и социальной поддержке является первостепенной задачей сообщества специалистов помогающих профессий.

Целью нашего исследования являлся анализ проблемы школьной адаптации в контексте связанных с ней показателей (мотивация учения, тревожность, актуальное эмоциональное состояние) у младших школьников с задержкой психического развития.

Материалы и методы

Методический инструментарий исследования был представлен следующими методиками: «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, 2002); исследование мотивации учения (М. Р. Гинзбург, 1998); Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. Прихожан, 2000); Цветовой тест Люшера (модификация Л. А. Ясюковой, 2004); Общий уровень адаптации к школе (Р. В. Овчарова, 1988).

Использовались такие методы статистического анализа, как критерий Р. Фише-ра; коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Выборка состояла из двух групп: дети с задержкой психического развития (12 обучающихся первых классов с ЗПР; 8 мальчиков и 4 девочки) и дети с типичным развитием (76 обучающихся первых классов с типичным развитием; 32 девочки и 44 мальчика). Общее количество испытуемых 88 человек, средний возраст составляет 7,6 года.

Результаты исследования и их обсуждление

Все данные были получены в результате индивидуального опроса обучающихся, дети и их родители выражали согласие на проведение диагностики. Обобщенные процентные показатели результатов проведенных методик представлены нами в таблице 1.

Таблица 1.   Результаты диагностических процедур группы детей с задержкой психического развития

 

На основании результатов методики «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова, 2002) было выявлено преобладание в группе испытуемых детей с ЗПР низкого уровня сформированности положительного отношения к школе (50 % испытуемых). Средний уровень был выявлен у 33 % испытуемых. Эти дети проявляли положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Высокий уровень был определен у 17 % детей. По результатам интервью с учителем можем дополнить, что у них была сформирована ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.

Таким образом, у большинства испытуемых детей с ЗПР преобладал низкий уровень сформированности положительного отношения к школе. Этот результат показывает, что большинство детей испытывают проблемы включения в учебную деятельность: им не всегда понятны цели учебной задачи, выбор действий, их очередности для получения результата, его оценки. Это связано, с одной стороны, с неразвитостью внимания, восприятия, памяти, мышления детей, с другой стороны, с недостатком использования игровых развивающих методик обучения, приемов мнемотехники (включения условных обозначений, цветовых символов), индивидуального подхода к детям, создания у них мотивации к выполнению учебных заданий.

По результатам методики оценки мотивации учебной деятельности (М. Р. Гинз-бург) в группе испытуемых детей с ЗПР было выявлено преобладание низкого уровня сформированности учебной деятельности (59 %), у которых выбор был в пользу игровых, внешних или оценочных мотивов. Средний уровень был выявлен у 33 %, у которых преобладал среди выборов позиционный мотив, а также социальный и оценочный. Высокий уровень учебной мотивации, преобладание социальных мотивов, присутствие учебного и позиционного мотивов было выявлено у 8 % опрошенных.

Таким образом, у большинства испытуемых детей с ЗПР преобладал низкий уровень учебной мотивации. Этот результат связан с нежеланием детей длительное время работать в общем темпе, с высокой отвлекаемостью, что может быть связано с непониманием детьми учебной цели и выполнением определенных операций по ее достижению.

На основании результатов изучения тревожности было выявлено преобладание в группе испытуемых высокого и повышенного уровня школьной тревожности (по 50%). Низкий и средний уровни тревожности не были выявлены в данной группе выборки.

Результаты проведения Цветового теста Люшера (модификация Л. А. Ясюковой, 2004) показали, что 17 % испытуемых в школе испытывает положительные эмоции, хорошее настроение, имеет оптимистичный настрой. 33 % испытуемых показали средний уровень проявления эмоционального состояния. Больше всего (50 %) у испытуемых проявлялся низкий уровень изучаемого показателя. У детей преобладало плохое настроение, по данным, предоставленным педагогом, такие дети были склонны к конфликтам или проявляли замкнутость, изолированность.

Нами проведена оценка уровня работоспособности ребенка исходя из данных цветового теста. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2.   Результаты оценки работоспособности (цветовой тест Люшера (модификация Л. А. Ясюковой) (n=12)

 

Так, по результатам оценки показателей работоспособности в группе испытуемых было выявлено преобладание у детей состояний компенсированной усталости и перевозбуждения (по 33 %). Таким образом, мы можем декларировать неудовлетворительное состояние большинства детей с задержкой психического развития в школе.

Полученные показатели соотносятся с результатами диагностики уровня школьной тревожности, которая может быть связана с усталостью утомляемостью, раздражимостью. Уставший ребенок тревожится по поводу окончания урока, беспокойно себя ведет, отвлекается, получает замечания, что усугубляет его напряженное психическое состояние.

В результате определения уровня школьной адаптации (Р. В. Овчарова, 1988) мы выявили, что у 17 % уровень адаптации был высоким. Этим детям нравилось учиться, они чувствовали себя в школе удобно, выполняли все задания, которые давал учитель, ответственно относились к выполнению домашних заданий. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе было положительное. У 33 % был выявлен средний уровень адаптации. Эти дети имели некоторые проблемы в приспособленности к школе, усвоении школьных правил и норм поведения, в формировании позиции школьника, т. е. школа привлекала детей не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. У большинства испытуемых (50 %) был выявлен низкий уровень адаптации. Эти дети не проявляли интереса и желания учиться, на уроках заняты посторонними делами, могли отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность им не интересна, зачастую дети отказывались идти в школу. Кроме этого, у них наблюдались проблемы в поведении: в не соблюдении школьных норм и в нарушении школьных правил. У этих обучающихся часто встречались проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно, преобладание отрицательного отношения к учителю.

Для анализа результатов школьной адаптации детей с ЗПР в контексте связанных с ней параметров был использован коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена. С его помощью была установлена положительная связь показателей школьной адаптации и мотивации детей к школьному обучению (R = 0,776; р≤0,05), а также их отношению к школе (R = 0,9; р≤0,05). Таким образом, дети с ЗПР, имеющие низкую мотивацию к школьному обучению, будут испытывать сложности с адаптацией к условиям обучения в школе. Также, дети, имеющие негативное отношение к школе, будут менее заинтересованы в приспособлении к ней.

Нами была установлена обратная корреляция уровня школьной адаптации и школьной тревожности (R = 0,586; р≤0,05). Таким образом, высокая тревожность связана со сложностями школьной адаптации, что является подтверждением уже имеющихся в распоряжении науки результатов (добавить фамилии).

Корреляционный анализ результатов теста школьной адаптации (Р. С. Овчаро-вой, 1988) и результатов теста эмоционального состояния и работоспособности (Цветовой тест Люшера в модификации Л. А. Ясюковой, 2004) показал положительную корреляцию (R = 0,9; р≤0,05). Получается, что снижение уровня школьной адаптации связано со снижением эмоционального состояния и работоспособности. И, напротив, дети, успешно адаптировавшиеся к школьному обучению, имеют более позитивное эмоциональное состояние и работоспособность.

Следующим шагом исследования было сравнение результатов, полученных на группе детей с задержанном психическим развитием и группе детей с типичным развитием. Опрошенные, составившие вторую группу, показали следующий уровень школьной адаптации: высокий — 31 %; средний — 33 %; низкий — 16 %. Таким образом, успешно адаптировавшимися мы можем считать 64 ребенка (84 % выборки).

Для сравнения показателей в двух группах мы применили критерий Р. Фишера, показавший значимость исследуемого параметра (φ*эмп = 2,424; р≤0,01).

Таким образом, результаты проведенного исследования выявили, что у детей с ЗПР первичная школьная адаптация проходит с определенными проблемами:

у половины испытуемых детей с ЗПР (50 %) был выявлен низкий уровень сформированности положительного отношения к школьному обучению;

мотивация к учебной деятельности у большинства испытуемых детей проявлялась на низком уровне сформированности (59 %);

у большинства испытуемых детей с ЗПР был выявлен повышенный (33 %) и средний (59 %) уровень школьной тревожности;

эмоциональное состояние у большинства испытуемых детей с ЗПР было неудовлетворительным (50 %), что сопровождалось: компенсированным состоя-нием усталости (33 %), перевозбуждением (33 %), хроническим переутомлением (17 %);

по результатам исследования у половины испытуемых детей с ЗПР наблюдался низкий уровень школьной адаптации (50 %). Эти дети не проявляли интереса и желания учиться, на уроках заняты посторонними делами, могли отвлекать соседей по парте. Учебная деятельность им не интересна. Часто дети отказывались идти в школу. Сравнение результатов школьной адаптации детей с ЗПР с результатами адаптации первоклассников с типичным развитием, показало вполне ожидаемый результат, то есть более низкий уровень школьной адаптации лиц с нарушенным развитием, что может служить доказательством необходимости оказания психолого-педагогической помощи детям в ЗПР в поиске путей преодоления проблем школьной адаптации.

Полученные нами данные соотносятся с данными К. В. Сухарниковой, которая, исследуя особенности школьной адаптации младших школьников с ЗПР, выявила, что по результатам теста тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), в группе испытуемых детей с ЗПР преобладали дети с высоким уровнем тревожности (50 %), что проявлялось в капризности, агрессивности в отношении других учащихся и учителя, вспыльчивости, демонстративном отказе от выполнения задания, изоляции от сверстников, а также и в обидчивости, замкнутости.

М. М. Врублевской, которая выявила влияние школьной адаптации на статус ученика в классе. У ребенка с низким уровнем школьной адаптации нежелание учиться приводит к снижению успеваемости, замечаниям учителя, что отражается и на самооценке ученика, и на отношение к нему одноклассников, что непосредственно отражается на ребенке с ЗПР.

По результатам исследований М. В. Злоказовой к наиболее частым признакам школьной дезадаптации детей с ЗПР относятся: недостаточная произвольность психических функций, нарушений интеллектуальной деятельности, инертность нервной системы, неготовность к школе, расторможенность.

Выводы

Результаты проведенного исследования выявили, что у детей с ЗПР наблюдаются сложности с прохождением периода первичной школьной адаптации. Они проявляют низкий уровень сформированности положительного отношения к школьному обучению, мотивации к учебной деятельности, повышенный уровень школьной тревожности, низкий уровень эмоционального состояния, работоспособ-ности, что определяет низкий уровень школьной адаптации.

Также было установлено значимое различие успешности школьной адаптации детей с задержанным и типичным развитием.

Мы можем рассматривать исследуемые нами показатели (мотивация к школь-ному обучению, тревожность, эмоциональное состояние ребенка) как факторы школьной адаптации, поскольку доказаны корреляционные связи указанных параметров. Можем предполагать, что основными проблемами, снижающими показа-тели школьной адаптации детей с ЗПР является преобладающий низкий уровень мотивации к школьному обучению, связанный, в свою очередь, с повышенным уровнем школьной тревожности. Неудовлетворительное для ребенка эмоциональное состояние на уроках приводит к снижению работоспособности детей: переутомлению или перевозбуждению. Можем прогнозировать негативное влияние указанных трудностей на овладение учебной деятельностью, на затруднения школьной адаптации.

Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу исследования: дети младшего школьного возраста с задержкой психического развития испытывают проблемы школьной адаптации, что выражается в низких показателях школьной готовности, работоспособности, учебной мотивации и требует оказания психологи-ческой помощи. Результаты представленного исследования могут быть использованы психологами системы образования для планирования коррекционной работы в плане стимулирования мотивации учебной деятельности, а также личностной сферы учащихся (в частности, в контексте тревожности). Возможно применение обозначен-ных результатов учителями начальной школы для выстраивания индивидуального режима работы и отдыха ребенка с ЗПР, предупреждающего наступление утомления и повышающего работоспособности.

 

Список источников

1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник. – М.: Прометей. – 2017. – 708 с.

2. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 291 с.

3. Обухова Л.Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2019. – 275 с.

4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 112 с.

5. Врублевская М.М. Управление школьной адаптацией школьников. – М.: Новая школа, 2012. – 112 с.

6. Дикая Л.Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. – М.: ИП РАН, 2007. – С. 17–42.

7. Ефименко В.Н., Стафеева Ю.В., Кулик А.А. Социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей к условиям общеобразовательной школы: монография. – Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2014. – 144 с.

8. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож-ностями здоровья: Психологические основы: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Владос, 2004. – 363 с.

9. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.

10. Злоказова М.В. Задержка психического развития (клинико-психологические, сравнительно-возрастные и реабилитационные аспекты): дис. д-ра психол. наук [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/zaderzhka-psikhiches kogo-razvitiya-kliniko-psikhologicheskie-sravnitelno-vozrastnye-i-reabil (дата обращения: 12.03.2020)

11. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. К проблеме компенсации задержки психи-ческого развития в период начального образования // Дефектология. – 2019. – № 3. – С. 3–12.

12. Марченко М.И. Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2018. – С. 228–230.

13. Одинцова Е.Ю. Характеристика условий обучения детей с ЗПР на современном этапе [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ harakteristika-usloviy-obucheniya-detey-s-zpr-na-sovremennom-etape (дата обращения: 12.02.2020).

14. Омарова П.О. Социализация детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 12.02.2020).

15. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Поиск педагогических оснований для индивидуализации обучения первоклассников с выраженными интеллектуальными нарушениями (умеренная и тяжелая умственная отсталость) // Дефектология. – 2018. – № 2. – С. 65–75.

16. Сухарникова К.В. Особенности школьной адаптации детей с ЗПР [Электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/19/ osobennosti-shkolnoy-adaptatsii-detey-s-zpr (дата обращения: 10.04.2020).

17. Ташина Т.А. Адаптация первоклассников с задержкой психического разви-тия к школьному обучению [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vashpsixo log.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/2067-adaptacziya-pervoklassnikov-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu (дата обращения: 15.12.2019).

 

References

1. Abramova G.S. Psikhologiya razvitiya i vozrastnaya psikhologiya [Developmental psychology and age-related psychology]. Moscow, Prometei Publ., 2017. 708 p. (In Russ).

2. Kulagina I.Yu. Psikhologiya detei mladshego shkol'nogo vozrasta [Psychology of children of primary school age]. Moscow, Yurait Publ., 2016. 291 p. (In Russ).

3. Obukhova L.F. Psikhologiya razvitiya. Issledovanie rebenka ot rozhdeniya do shkoly [Psychology of development. Study of the child from birth to school]. Moscow, Yurait Publ., 2019. 275 p. (In Russ).

4. Bityanova M.R. Adaptatsiya rebenka v shkole: diagnostika, korrektsiya, pedagogicheskaya podderzhka [Child’s adaptation at school: diagnosis, correction, pedagogical support]. Moscow, Pedagogicheskii poisk Publ., 1997. 112 p. (In Russ).

5. Vrublevskaya M.M. Upravlenie shkol'noi adaptatsiei shkol'nikov [Management of school adaptation of schoolchildren]. Moscw, Novaya shkola Publ., 2012. 112 p. (In Russ).

6. Dikaya L.G. Adaptatsiya: metodologicheskie problemy i osnovnye napravleniya issledovanii [Adaptation: methodological problems and main directions of research]. In: Dikaya L.G., Zhuravlev A.L., eds. Psikhologiya adaptatsii i sotsial'naya sreda: sovremennye podkhody, problemy, perspektivy [Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, prospects]. Moscow, IP RAN Publ., 2007, pp. 17–42. (In Russ).

7. Efimenko V.N., Stafeeva Yu.V., Kulik A.A. Sotsial'no-pedagogicheskoe i psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptatsii detei k usloviyam obshcheobrazovatel'noi shkoly [Social-pedagogical and psychological-pedagogical support for the adaptation of children to the conditions of a comprehensive school]. Petropavlovsk-Kamchatsky, KamGU im. Vitusa Beringa Publ., 2014. 144 p. (In Russ).

8. Akatov L.I. Sotsial'naya reabilitatsiya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: Psikhologicheskie osnovy [Social rehabilitation of children with disabilities: Psychological foundations]. Moscow, Vlados Publ., 2004. 363 p. (In Russ).

9. Zashchirinskaya O.V. Psikhologiya detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Psychology of children with mental retardation ]. St. Petersburg, Rech' Publ., 2007. 168 p. (In Russ).

10. Zlokazova M.V. Zaderzhka psikhicheskogo razvitiya (kliniko-psikhologicheskie, sravnitel'no-vozrastnye i reabilitatsionnye aspekty). Dis. d-ra psikhol. nauk [Mental retardation (clinical, psychological, comparative age and rehabilitation aspects. Dr. psychol.  sci.  diss.].  (In  Russ.).  Available  at:  https://www.dissercat.com/content/ zaderzhka-psikhicheskogo-razvitiya-kliniko-psikhologicheskie-sravnitelno-vozrastnye-i-reabil (accessed 12 March 2020).

11. Indenbaum E.L., Gostar A.A. K probleme kompensatsii zaderzhki psikhicheskogo razvitiya v period nachal'nogo obrazovaniya [On the problem of compensation for mental retardation during primary education]. Defektologiya, 2019, no. 3, pp. 3–12. (In Russ).

12.  Marchenko M.I. Osobennosti izobrazitel'noi deyatel'nosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta [Features of the graphic activity the children of senior preschool age with mental retardation]. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii. Sbornik statei VIII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Innovative technologies in science and education, collection of articles of the VIII International Scientific and Practical Conference]. Penza, 2018, pp. 228–230. (In Russ).

13. Odintsova E.Yu. Kharakteristika uslovii obucheniya detei s ZPR na sovremennom etape [Characteristics of educational conditions for children with mental retardation at the present stage]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/harak teristika-usloviy-obucheniya-detey-s-zpr-na-sovremennom-etape (accessed 12 February 2020).

14.  Omarova P.O. Sotsializatsiya detei s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya [Socialization of children with mental retardation]. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (accessed 12 February 2020).

15.  Strebeleva E.A., Zakrepina A.V. Poisk pedagogicheskikh osnovanii dlya indivi-dualizatsii obucheniya pervoklassnikov s vyrazhennymi intellektual'nymi narusheniyami (umerennaya i tyazhelaya umstvennaya otstalost') [Search for pedagogical grounds for individualizing the education of first-graders with severe intellectual disabilities (moderate and severe mental retardation)]. Defektologiya, 2018, no. 2, pp. 65–75. (In Russ).

16. Sukharnikova K.V. Osobennosti shkol'noi adaptatsii detei s ZPR [Features of school adaptation of children with mental retardation]. (In Russ.). Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/19/osobennosti-shkolnoy-adaptatsii-detey-s-zpr (accessed 10 April 2020).

17. Tashina T.A. Adaptatsiya pervoklassnikov s zaderzhkoi psikhicheskogo razvitiya k shkol'nomu obucheniyu [Adaptation of first-graders with mental retardation to school education]. (In Russ.). Available at: http://www.vashpsixo log.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/2067-adaptacziya-pervoklassnikov-s-zaderzhkoj-psixicheskogo-razvitiya-k-shkolnomu-obucheniyu (accessed 15 December 2019).

 

Для цитирования

УДК 159.9

Шипова Н.С., Богачева Т.А. Анализ факторов школьной адаптации детей с задержкой психического развития // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2022. – T. 14, № 6. – С. 5. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Analysis of factors of school adaptation of children with mentally related development

Shipova N.S.1
E-mail: ronia_777@mail.ru

Bogacheva T.A.2
E-mail: tanya.bogacheva.1999@mail.ru

1 Kostroma State University
Dzerzhinsky str. 17, Kostroma, 156005, Russia
Phone: +7 (4942) 49-80-00

2 "Yaznaika" Family Club
Chernogorskaya str. 6, Kostroma, 156016, Russia
Phone: +7 (4942) 54-23-02

Abstract. Primary school age is the most crucial stage of school childhood, and educational activity lays the foundation for mental development in the future, and also creates conditions for the self-realization of the subject, especially in the context of limited health opportunities. In many ways, its success is determined by the passage of the stage of primary adaptation to school, so the issue of school adaptation of children with impaired development has not lost its relevance. The aim of the study was to analyze the problem of school adaptation in the context of the indicators associated with it (learning motivation, anxiety, current emotional state) in younger schoolchildren with mental retardation. Children with mental retardation have difficulties with the passage of the stage of primary school adaptation. They show a low level of formation of a positive attitude towards schooling, motivation for learning activities, an increased level of school anxiety, an unsatisfactory emotional state in school-related situations, and a decrease in working capacity. These indicators are associated with a reduced level of school adaptation.

Keywords: primary school age, school adaptation, mental retardation, childhood, motivation, anxiety

For citation

Shipova N.S., Bogacheva T.A. Analysis of factors of school adaptation of children with mentally related development. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 6, p. 5. (In Russ.). Available at: http://mprj.ru

 

  В начало страницы В начало страницы

 

Портал medpsy.ru

Предыдущие
выпуски журнала

2022 год

2021 год

2020 год

2019 год

2018 год

2017 год

2016 год

2015 год

2014 год

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год
Яндекс цитирования Get Adobe Flash player