|
Аннотация. Книга посвящена разработке нового подхода к пониманию копинг-интеллекта как особой формы организации психического опыта преодоления сложных жизненных ситуаций. Нет сомнения, что это одно из наиболее перспективных направлений исследований стресса и копинга, объединяющее усилия исследователей разных отраслей науки, работающих в этой проблемной области (медиков, психологов, психофизиологов, биохимиков, культурологов, лингвистов и др.), и позволит критически переосмыслить огромное количество эмпирических данных о стрессе и копинге, включая влияние культуры и контекста, сохранение здоровья, развитие личности, благополучие и, возможно, приведет к созданию единой теории стресса и копинга с позиций системного подхода. Ключевые слова: копинг-интеллект, опыт преодоления стресса, стресс и копинг-система
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
![]() Монография Е. В. Волковой и И. О. Куваевой посвящена проблеме изучения роли интеллекта в реализации совладающего поведения субъекта как одного из факторов продуктивности жизнедеятельности человека в целом. Несмотря на внимание исследо-вателей к данной проблематике и несомненную перспективность, тема остается мало разработанной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Теоретическая актуальность и новизна идей, изложен-ных в данной монографии, связана также с тем, что, во-первых, авторами разрабатывается новый подход к пониманию совладающего интеллекта (термин пред-ложен Либиной А. В. более 10 лет назад, но не получил должного теоретического оформления) как особой формы организации ментального опыта и меры эффективности стресс-совладающей системы субъекта, а во-вторых, совладающий интеллект рассматривается сквозь призму дифференционно-интеграционной теории. Структура монографии позволяет авторам решить поставленные задачи, рассмотреть изучаемые феномены как на теоретико-методологическом, так и на методическом и эмпирическом уровне. Монография состоит из двух частей и девяти глав. Первая часть работы посвящена теоретическому анализу основных понятий исследования и разработке авторской концепции. Опираясь на идеи теории функциональных систем П. К. Анохина, авторы вводят и разрабатывают понятие стресс-совладающей системы как комплекса избирательно вовлеченных в процесс совладания компонентов (подсистемы Стресс, обеспечивающей построение образа ситуации, и подсистемы Совладание, несущей информацию о способах действия в конкретной ситуации), рассматривают ее фундаментальные мерности (причины, приводящие к стрессу, состояние человека, последствия, процесс — длительность, интенсивность и стадии развития ситуации, управление ситуацией). Вызывает интерес попытка авторов рассмотреть сквозь призму данных идей наиболее влиятельные теории стресса Г. Селье, Р. Лазаруса и П. Вонга и теорию темперамента Я. Стреляю, а также проиллюстрировать эмпирическими данными проявление фундаментальных мерностей подсистемы Стресс в профессионально-организационном контексте. Представляются весьма продуктивными идеи о сензитивных периодах формирования стресс-совладающей системы и ее уровневой организации (в терминах Б. Ф. Ломова) от микроуровня до уровня коллективного субъекта. В монографии получает развитие идея М. А. Холодной и С. А. Хазовой о концептуализации опыта проживания стрессовой ситуации, рассматривается вербально-смысловой уровень регуляции стресса. Отдельное внимание авторы уделяют анализу биохимического уровня стресс-совладающей системы — биохимическим и нейрональным изменениям, которые происходят во время стрессовой ситуации. Конечно, концепция была бы неполной, незавершенной без анализа функциональных аспектов стресс-совладающей системы. Опираясь на значительное количество источников, прежде всего зарубежных, авторы выделяют в качестве таковых на биологическом уровне сбалансированность (баланс) взаимодействия различных систем организма, пластичность, ритм, опыт (иммуно-логическую память о стрессоре), переоценку опыта и эмоциональную регуляцию. Здесь же отмечаются и перспективные задачи исследований: эмпирическая проверка нейрохимической динамической модели совладающего интеллекта (в терминах скорости восстановления нейрохимического баланса при преодолении стрессовых ситуаций), в том числе с учетом индивидуальных различий. Главы 2 и 3 посвящены собственно совладающему интеллекту. Он рассмат-ривается как мера организации ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций и как мера продуктивности поведения субъекта в стрессовых ситуациях. С нашей точки зрения, позиции, сформулированные авторами в данных главах чрезвычайно интересны, обладают несомненной новизной и оригинальностью. Достаточно трудно перечислить все интересные идеи. Отметим, например, важность обобщения и выделения критериев продуктивности совладающего поведения, среди которых есть как традиционные — гибкость и вариативность, а также «конгруэнтность» ресурсов и требований ситуации, так и новаторские — ориентировочная основа совладания, перенос удачных моделей поведения в новые ситуации, избирательность и оптимальная скорость совладания в соотношении со сложностью стрессора. Интерес для читателя может представлять и глава 4 о влиянии культуры на восприятие и понимание стресса. Несомненно, это одна из перспективных линий исследований, несмотря на то, что публикации по данной теме, подтверждающие роль социокультурного контекста стресса и копинга уже не новинка в российской психологии (в частности, восемь лет назад вышла монография Т. Л. Крюковой, Т.В. Гущиной «Культура, стресс и копинг: социокультурная констектуализация совладающего поведения». — Кострома, 2015). Тем не менее, эмпирические данные о восприятии стресса и его преодолении в разных культурах, нашедшие отражение в реальной языковой практике, будут интересны и полезны широкому кругу читателей. Во второй части рассматриваются методические аспекты исследования и приводятся результаты эмпирических исследований. Авторами предлагается ориги-нальный инструментарий для изучения концептуализации стрессовых событий, а также подробно анализируются существующие методики исследования совладающего поведения. Авторами представлен обширный пласт эмпирических данных, позволя-ющих верифицировать выдвинутые гипотезы и подтвердить основные положения концепции. В частности, получены убедительные данные о роли меры дифферен-цированности опыта преодоления стрессовых ситуаций в расширении репертуара стратегий совладания и их большей согласованности, а также о влиянии этно-культурной принадлежности человека на особенности концептуализации стрессовых ситуаций и совладания. Важным прикладным «итогом» является дальнейшая разработка методических аспектов исследования стресса и копинга с учетом достижений современной психологической науки, а также подробное описание разработанного авторами метода BARS of Coping Intelligence, который может стать удобным и надежным инструментом для прогноза поведения человека в реальных стрессовых ситуациях, разработки рекомендаций по управлению стрессовыми нагрузками и предотвращению рисков развития стресс-сопряженных заболеваний. Весьма полезным в практическом плане является и материал, представленный в приложениях, в частности, «Атлас визуальных портретов концепта Стресс» (Приложение 3) или описание метода экспертных оценок для исследования концептуализации стрессовых ситуаций (Приложение 2). Необходимо отметить несомненные достоинства монографии и представленной в ней авторской концепции, в которой предпринята попытка интегрировать в рамках единой теории данные различных наук, проанализировать изучаемые феномены интеллекта с позиций не только психологии стресса и совладающего поведения, но и с учетом новейших данных психофизиологии, биохимии, медицины, а также идей культурологии и лингвистики, что, в свою очередь, свидетельствует в пользу междисциплинарности авторского подхода. В монографии представлен разнообразный эмпирический материал, полученный самими авторами, что частично доказывает жизнеспособность и значимость их идей, а также представлен метаанализ исследований по данной проблематике, что является неоценимым «подарком» для начинающих исследователей и всех ученых, работающих в данном проблемном поле. Наконец, авторы щедро делятся с читателем своими идеями, догадками, мнениями, хотя у этого факта есть и оборотная сторона: не все идеи получили достаточное теоретическое обоснование, иногда это выглядит как «эскиз», набросок к дальнейшему развитию теоретических положений. Как и любые новые идеи, идеи, сформулированные в монографии «Совладающий интеллект: дифференционно-интеграционный подход» могут вызывать сомнение и даже несогласие у читателей. Например, представляется, что не совсем строго научным является само понятие «совладающий интеллект», оно звучит, скорее, как удачная, достаточно яркая метафора; а то определение, которое дают авторы (стр. 4), провоцирует новые вопросы: 1) если совладающий интеллект — особая форма организации ментального опыта преодоления трудных ситуаций, то, вероятно, есть другие, «не особые» формы его организации? 2) и может ли быть «несовладающий» интеллект»? Ведь если мы обратимся к исследованиям авторов, занимавшихся данной проблемой (М. А. Холод-ной, Т. В. Корниловой, С. А. Хазовой), то однозначных доказательств, непротиво-речивых данных о связях интеллекта и продуктивности (например, гибкости) копинга не так уж много; 3) если совладающий интеллект — это способность, как следует из текста монографии, то, вероятно, совладает все-таки субъект? Именно субъект воспринимает и перерабатывает информацию, выстраивает образ ситуации и регулирует собственное поведение, соотнося требования ситуации и собственные возможности. Далее, вызывает некоторое недопонимание и перечень атрибутивных свойств совладающего интеллекта, часть из которых в формулировках авторов может быть отнесена к субъекту, например, «качественность — совокупность свойств субъекта» или «субъектность — активность субъекта»; а часть характеризует стресс-совладающую систему, например, субстанциональность — «стресс-совладающая система как основа способности к совладанию» или метричность как «вариативность количественных изменений параметров стресс-совладающей системы». Но если стресс-совладающая система — основа совладающего интеллекта, как пишут авторы, то, на наш взгляд, это еще не означает, что все ее свойства являются одновременно и свойствами совладающего интеллекта. Хочется отметить еще и трудности читателя в понимании того, как связаны между собой основные понятия: ментальный опыт преодоления трудных ситуаций — совладающий интеллект — стресс-совладающая система. С одной стороны, как говорят авторы, совладающий интеллект является мерой организации ментального опыта преодоления стрессовых ситуаций, с другой стороны, он же является мерой продуктивности поведения субъекта в стрессовой ситуации, то есть чем он выше, тем выше продуктивность совладания (?), наконец, с третьей стороны, он управляет стресс-совладающей системой. Вероятно, у авторов есть непротиворечивая «картинка» связи «всего со всем», но, к сожалению, читателю нужна в этом помощь, например, в виде схемы, хотя, конечно, в Заключении авторы предпринимают достаточно удачную попытку изложить системно свои взгляды. Ну и последнее: предлагаемые авторами теоретические положения нуждаются в строгой эмпирической верификации, что, несмотря на представленный богатый эмпирический материал, несомненно является перспективой исследования. Вероятно, при первом прочтении не все идеи нам удалось «ухватить» и оценить по достоинству, в чем-то наши позиции расходятся. Однако в качестве заключения важно отметить, что различие в научных позициях тем более полезно и важно, что дает основания и пищу для вопросов, размышлений и дискуссии. Хочется надеяться, что это в свою очередь позволит объединить усилия авторов, работающих в данном проблемном поле, даст возможность критически переосмыслить огромный массив эмпирических данных о восприятии стресса человеком, в том числе с учетом влияния культуры, его протекании в конкретном контексте, о совладании с ним с позиций сохранения здоровья, развития жизнеспособности человека и продуктивности жизни, и, возможно, приведет к созданию единой концепции стресса — совладания с позиций системного подхода.
Для цитирования УДК 159.9 Хазова С.А. Рецензия на монографию Волковой Е.В., Куваевой И.О. «Совладающий интеллект: дифференционно-интеграционный подход» // Медицинская психология в России: сетевой науч. журн. – 2023. – T. 15, № 1. – С. 5. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Review of the monograph by E.V. Volkova, I.O. Kuvaeva
|
|||||||||||||||
В начало страницы
![]() |
|
|