РУБРИКА: \ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ \ ПСИХОЛОГИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

При хроническом заболевании у детей, конечно, очень многое зависит от характе¬ра этого заболевания

 При хроническом заболевании у детей, конечно, очень многое зависит от характе­ра этого заболевания. Совсем не безразлично, идет ли речь о врожденных анома­лиях (например, прогрессирующей мышечной атрофии) или об эндокринных рас­стройствах. Сообщение о тяжелом заболевании у ребенка, само сознание его длительности, хронического характера может вызвать у родителей болезненные реакции. Упорные болезни, не поддающиеся лечению, несмотря на все усилия, могут вызвать у родителей больного ребенка разные эмоциональные срывы: плач, отчаяние, агрессивность. Начинают обвинять врача, ходят с ребенком от одного врача к другому. Может возникнуть у родителей и чувство вины. «Что же я упусти­ла?», «Где не досмотрела?» Можно привести множество примеров того, когда родители в таких случаях заявляют, что недостаточно смотрели за ребенком, не обращали должного внимания на его здоровье, «плохо сделали, что...», – словом, что они сами виноваты. Бывает, что родители начинают обвинять друг друга. При хронических заболеваниях у детей важно, чтобы родители приняли к сведению сам факт заболевания, осознали его. Еще важнее помочь ребенку приспособиться к совсем не легкой жизни, причем облегчить его существование можно усиленным использованием здоровых функций организма, терапией и путем психологическо­го воздействия. Все это помогает сделать терпимыми даже самые тяжелые состоя­ния. Предпосылкой для этого служит хороший контакт, хорошие отношения с ре­бенком и его родителями.

Чрезвычайно трудные проблемы ставит перед врачами и сестрами наличие у детей злокачественных, тяжелых, часто смертельных заболеваний. Семья ребенка, больного саркомой или лейкозом, живет в непрерывном страхе потерять его. Обычно дети не могут осознать, что такое смерть, однако, согласно наблюдениям последних лет, у детей школьного, а в отдельных случаях и более раннего возраста может появляться предчувствие близкой смерти. Воз­раст, развитость и личность ребенка определяют в таких случаях характер воз­можных реакций: проявления депрессии, переживания страха, иногда полное рав­нодушие ко всему или же вообще отрицание болезни.

Естественно, в таких случаях большую проблему представляет работа с семьей, с родителями. Прежде всего, нелегко сообщить им сам диагноз такого заболевания у ребенка. Обычно это вызывает тяжелое потрясение. В первые часы после беседы с врачом родители обычно просто не понимают, о чем идет речь, что, собственно, все это значит. Даже после разъяснений они все еще не раз возвращаются к вопро­сам о болезни, приходится вновь и вновь разъяснять им реальное положение, факты. После повторных объяснений не раз снова звучит вопрос: «Разве у него лейкоз?» Повторенная информация вызывает потрясение, страх, явления депрес­сии, возможно, агрессивность, злобу. В таких случаях отчаявшиеся родители бро­сают в лицо врачу, лечащему персоналу самые страшные обвинения, нередко позже сожалея об этом. Если поставлен точный, окончательный диагноз, необхо­димо осторожно подготовить родных больного ребенка к неизбежности смерти больного. При соответствующей подготовке легче перенести трагедию.

Однако наряду с искренностью одним из основных требований является и под­держание надежды на выздоровление как у самого ребенка, так и у его родителей. Следует особо подчеркнуть все объективные возможности этого, при соответствующих заболеваниях сослаться на их интермиттирующий характер, на все благоприятные обстоятельства. Большое значение имеет и целесообразная деятельность врачей и сестер, тщательный уход за ребенком, всестороннее его лечение, укрепление физических сил организма. Добросовестная работа всегда оказывает на близких больного благоприятное воздействие.

Привилегии в вопросе посещения больных детей, предоставление возможности чаще бывать вместе с ребенком облегчают трагичность положения; как на родите­лей, так и на ребенка успокаивающе действуют посещения ребенком семьи, воз­можность даже совершать вместе с родными экскурсии, поездки.

С прогрессированием болезни, с наступлением серьезного рецидива после благоприятного периода лейкоза родители переживают еще более глубокое потрясе­ние, чем при вести о заболевании ребенка. Однако по мере дальнейшего ухудшения клинической картины, по мере ослабления ребенка они постепенно как-то приспо­сабливаются к новой обстановке. Полное отрицание болезни сменяется приняти­ем, осознанием печальных фактов, поведение родителей отвечает нормам поведе­ния людей в такой тяжелой ситуации: они глубоко страдают, но сознают безвы­ходность положения. В их жизни все отодвигается на задний план, все перестает иметь значение: сама жизнь, работа, семья, родные. Вся их энергия, все время уносится событиями, связанными с болезнью ребенка и страшной, но, быть мо­жет, уже близкой возможностью потерять его.

В момент смерти ребенка самой важной задачей является работа с родителями. Можно наблюдать самые разные реакции на последовавшую трагедию. В любом случае к горю родителей следует проявлять большое внимание. Часто они стре­мятся вновь встретиться с врачом, вновь тщательно разобраться во всем течении заболевания, быть может, просто еще раз поговорить о случившемся. Часто они говорят о своем горе с друзьями. Различные болезненные реакции могут возник­нуть и у братьев или сестер умершего ребенка, например ночные страхи. Следует направить внимание родителей, переживших катастрофу, на положительные сто­роны жизни, на оставшихся детей, нужно приложить все усилия, чтобы помочь им избавиться от напряженности, от возможного сознания вины.

Мы уже говорили о проблемах, которые возникают с психологической стороны в связи с хирургическим лечением в детском возрасте. Наряду с тщательным взвешиванием фактов перед отправкой в больницу детей до пяти лет необходимо быть и особенно осмотрительным в вопросе об операции. Очень полезно соответственно подготовить ребенка, по возможности объяснить ему необходимость операции и ее суть. Не менее важно рассеять и страх детей перед операцией. Как многого он может бояться! Больницы, инъекций, наркоза, врачей, сестер. Предварительные попытки подружиться с ребенком, посещение его на дому, показ ему фотографий больницы и жизни в ней, – все это помогает побе­дить отчужденность и страх у больного ребенка. Ободряюще могут влиять и дру­гие дети, перенесшие операцию, соседи по палате. Согласно статистическим дан­ным, в 20% случаев хирургические вмешательства сопровождаются психическими травмами. По данным одного исследования, послеоперационные психиче­ские осложнения наблюдались у 25 из 143 оперированных детей, причем эти осложнения отмечались дольше двух недель: страхи, расстройства речи, более инфантильное поведение (регрессия), расстройства питания и пр. У этих же 25 детей невротические проявления отмечались еще до операции. У детей, хорошо переносящих операцию, отмечалось следующее:

1) хороший контакт с врачами и сестрами,

2) восприятие предстоящей операции как вмешательства, поправляющего их здоровье, помогающего им потом быстрее расти,

3) готовность к контакту, к коллективной деятельности с другими детьми,

4) внимание этих детей удалось сосредоточить на играх и игрушках, что помог­ло отвлечь их от мыслей об операции и о самих себе,

5) в своих играх эти дети умели даже выразить активное отношение к предстоя­щей опасности, отображая отношение к операции со стороны врача или матери,

6) эти дети непосредственными эмоциональными проявлениями – плачем, кри­ком, гневливостью – облегчали свое состояние,

7) у всех таких детей реалистический подход преобладал над фантазиями, свя­занными с операцией в период ее ожидания (рис. 24).

 

 


Рис. 24. Операция, как ее видит больной 8-ми лет

 

 

При хорошей подготовке к операции с детьми и их родителями следует побесе­довать обо всем, что связано с предстоящим вмешательством, не забывая об анестезии и других подобных вопросах. Существенное значение имеет и устране­ние ошибочного подхода, объяснение того, что операция – вовсе не наказание для плохих детей. Нельзя, чтобы и родители ждали от операции большего, чем это возможно, или того, что вовсе не составляет ее цель. Удаление миндалин, конечно, не может прекратить ночного недержания мочи, ребенок после такой операции не перестанет грызть ногти.

Особую проблему представляют беспокойные, истеричные родители, особенно матери, серьезно мешающие поддержанию спокойной обстановки в хирургиче­ских отделениях.

Хорошо, если имеется возможность при помещении ребенка в больницу подоб­рать ему соседей по палате примерно такого же уровня развития, соответствую­щих друг другу по характеру личности. Дети, конечно, разговаривают об операции и между собой, по-своему «оценивают обстановку». Можно способствовать тому, чтобы вместо полного отрицания болезни, отказа принять во внимание реальные факты, они сумели оценить действительные трудности, осознать опасность забо­левания. В этом помогают и игры. В игре дети могут выразить свои чувства, связать неприятное положение с приятными ощущениями, игрой. Возможно, удастся отвлечь их внимание и тем самым успокоить. Часто дети умеют гораздо лучше успокоить друг друга, чем взрослые. Поразительно, с какой готовно­стью дети 7–8–10 лет помогают друг другу, заменяя сестру, терпеливо ухаживая за соседями по палате.

Уже из всего изложенного до сих пор ясно, какую важную роль играют психиче­ские факторы при соматических заболеваниях. Болезнь поражает ребенка не толь­ко физически, она наносит вред и его духовному миру. Оба эти фактора образуют неделимое целое.

В педиатрической практике 1030 всех физических (соматических) жалоб име­ют психическую природу (некоторые считают эту долю еще более высокой). В грудном и детском возрасте в ходе развития самые простейшие, самые «физические» из всех физических функций переплетаются с психическими фактора­ми, более того, в крайних случаях эти психические факторы даже могут вызвать расстройства в деятельности определенной части организма (в locus minoris resistentiae). Чаще всего это касается органов пищеварения и всей сферы, связанной с питанием. Уже при анализе связи между матерью и ребенком отмечалось, что забота о ребенке, его питание органически связаны с материнской любовью. В свя­зи с этим ошибки, допущенные матерью, ее равнодушие, недостаточный уход за ребенком, его насильственное питание при отсутствии аппетита могут привести к различным расстройствам пищеварения. Частой причиной отсутствия аппетита у ребенка, его похудания служит именно поведение матери, насильно заставляю­щей его есть; могут быть, конечно, и иные психические причины подобных рас­стройств, например различные потрясения, вредности среды, впечатления, вызы­вающие упадок настроения. Наряду с известными органическими, физическими причинами рвоты ее могут вызывать и различные психогенные факторы, например она может возникнуть как реакция на поведение матери, насильно кормящей ребенка.

Патопсихологические воздействия могут оказывать свое влияние на процессы пищеварения. Различные невротические механизмы, переживания страха, беспо­койства могут вызывать понос или недержание кала.

 

Мать очень баловала восьмилетнего ребенка («Предоставляю ему все, что могу»), отец же, стремясь уравновесить эту слабость матери по отношению к ребенку, часто кричал на него, поскольку тот плохо учился. В результате крики и угрозы отца привели к тому, что одно только появление его вызывало у мальчика недержание кала. До того ребенок страдал и ночным недержанием мочи. Постепенное улучшение состояния было достигнуто лишь в результате очень интенсивной психотерапии, продолжавшейся в течение целого года.

 

Ночное недержание мочи (enuresis nocturna) – очень частое и очень сложное заболевание детского возраста, которое может быть вызвано множеством самых различных причин, как правило, психических. Органическими причинами это заболевание вызывается сравнительно редко. Одни исследователи указывают в качестве причин заболевания незрелость детской личности, эмоциональную неразвитость, инфантилизм, другие особо подчеркивают значение конфликтов, конфликтных ситуаций, пережитых ребенком. Известно, что потрясения в жизни ребенка, уже приученного к чистоте, могут вызвать ночное недержание мочи, прежде всего,  посредством действия невротических механизмов. Если есть возмож­ность и время, наиболее полезны методы психотерапии. Лечение, конечно, должно быть строго индивидуальным, выбираемые методы должны зависеть от особенно­стей личности ребенка, а также от обстановки. В любом случае следует избегать жестких методов воздействия, таких, как грубость, наказания, пристыживания, которые могут оказать вредное влияние на психическое здоровье ребенка. Вызы­вая страх и напряженность, таким путем можно способствовать лишь возникнове­нию порочного круга, усугубить то состояние, которое должно быть излечено.

Детская астма также может оказывать самые различные воздействия на психи­ку ребенка.

Почесывание часто в сопровождении других неприятных привычек, как ковыря­ние в носу, грызение ногтей, также может иметь невротическую природу.

Этих нескольких примеров достаточно для того, чтобы понять, что и при орга­нических заболеваниях у детей часто следует думать о роли психических факторов. В выявлении этой роли многое может сделать сестра, которая в ходе болезни ухаживает за ребенком, имеет возможность наблюдать за его играми, поведением. Она же входит в контакт с навещающими ребенка родственниками, и она же прежде всех может отметить расстройства поведения ребенка, характер его связи с окружающей средой. Те проявления болезни, о которых трудно рассказать словами и которые обычно не фигурируют в анамнезе, легко наблюдать в поведе­нии больного ребенка во время его игр, которые предоставляют множество важ­нейших сведений, способствующих успешной психотерапии, ведущей к выздоров­лению, успешному перевоспитанию ребенка. Путем непосредственных углублен­ных наблюдений за ребенком можно получить много ценных сведений о скрытых причинах расстройств поведения.

Нужно научиться создавать хорошие контакты с детьми. О каком бы лечебном учреждении ни шла речь, будь то амбулатория или стационар, одинаково важно, чтобы ребенок, входящий в его двери, как можно скорее подружился с врачом, с сестрой. В таком случае он свободнее чувствует себя и легче, без особых вредных последствий может перенести все превратности, связанные с лечением. Сестра – особенно в отделении для детей раннего возраста – призвана заменять больно­му ребенку мать. Она никогда не должна забывать о том, что ей следует формиро­вать свои отношения с больными детьми по типу отношений между матерью и ребенком. Понять, почувствовать физические и духовные запросы ребенка очень важно в деле борьбы с вредностями госпитализма. Очень важно это и для предотвращения регрессии в развитии ребенка во время пребывания в больнице. Одной из важнейших задач медицинского персонала является задача способство­вать эмоциональному развитию ребенка, его зрелости. Заботливое, внимательное отношение к ребенку, стремление понять его, разделить его чувства во многих случаях не только свидетельствуют о хорошем уходе за больным в период лече­ния, но и заполняют пробелы в жизни тех детей, которые, быть может, не получа­ют всего этого в семье. Ребенок, не получающий должного физического и духовно­го воспитания, попав в хорошую, здоровую атмосферу больницы, в результате соответствующих занятий с ним в период его пребывания там может даже продви­нуться вперед в своем развитии, несмотря на болезнь. Часто развитию личности способствуют даже различные нагрузки.

Однако заниматься с ребенком, играть с ним нужно уметь. Беседы с детьми, внимательное изучение их личности, при необходимости рассказывание сказок, чтение книг, просмотр диафильмов – вот те средства в работе сестры, которые окупаются сторицей. Большую помощь в этой работе может оказать и основательное знание психологии детской игры. Существует множество толкований и теорий детских игр, достоверно же одно: игра – важный элемент детской личности, всей жизни ребенка. Во время игры ребенок творит, строит, находит радость и успокоение. В игре скрыта большая сила, она предоставляет возможно­сти для познания детской личности, для терапевтического воздействия на нее. Куклы, мишки и оловянные солдатики рассказывают нам о всей обстановке жизни ребенка, о его желаниях и потребностях, о том, чего же ему так не хватает. Мишка, которого ребенок любит и ради которого делает все возможное, или «плохая» кукла, которую он наказывает за плохое поведение, за то, что была неаккуратной и т. п., рассказывают нам об отношениях в семье ребенка, о его чувствах, о взаимо­отношениях с родителями, сестрами и братьями.

Сестры, работающие в детских отделениях, должны быть уравновешенными, психически здоровыми людьми со зрелой личностью. Люди с лабильной психикой, хаотичные, с серьезными патологическими чертами личности в детских отделени­ях могут принести непоправимый вред, тем более, если эти патологические черты не могут корректироваться даже психотерапией. Отсутствием такта, грубостью они больше вредят, чем помогают больным, даже если четко выполняют предпи­сания врачей. Следовательно, подбор сестер со здоровой личностью помогает защитить больных детей от вредных влияний среды.

При хорошо поставленной работе детского отделения, основанной на соответ­ствующих психологических знаниях, мы способствуем не только выздоровлению ребенка, но и дальнейшему развитию его личности.

(И. Харди, С. 262-267)

 

См. так же материалы сайта:

Социальная психология личности. Практикум. Тема 3(12). Реакция личности на болезнь (автор-составитель В.А. Урываев)

Ребенок и болезнь (начало) - (по Л.П. Урванцеву)

Врачебная психология отдельных дисциплин: педиатрия, геронтология, стоматология (по Р. Конечному и М. Боухалу)

Проблемы психогении и соматогении (начало) - (по М.С. Лебединскому и В.Н. Мясищеву)

 


Пишите на адрес:
info@medpsy.ru
medpsyru@gmail.com
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика"
ISSN 2309−3943
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г.
Разработка: Г. Урываев, 2008 г.
  При использовании оригинальных материалов сайта — © — ссылка обязательна.  

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player