Вернуться на главную страницу
Английская версия
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

85 лет со дня рождения профессора Ю.М. Орлова

Творогова Н.Д. (Москва)

 

 

Творогова Надежда Дмитриевна

–  доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и медицинской психологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

E-mail: n.tvorogova@gmail.com

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

Юрий Михайлович Орлов — доктор психологических наук, кандидат философских наук, практикующий психолог, создатель теории и практики саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ), автор книг по психологии личности, более 100 научных публикаций по педагогической психологии, лидер по разработке психолого–педагогических основ совершенствования отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования.

Разработал:

•   концепцию эффективности учения, ее показателей;

•   вопросники для измерения потребностей в достижениях, в аффилиации и в доминировании, тревожности в экзаменационной ситуации;

•   разработал совместно с Н.Д. Твороговой шкалу измерения потребностно–мотивационного профиля референтности группы (МПРГ) и когнитивно–эмотивный тест (КЭТ);

•   ревалидизировал тест тематической апперцепции для измерения мотива достижения, мотива аффилиации (последний совместно с Н.Д. Твороговой);

•   ввёл новое понятия «потребностный профиль», «мотивационный синдром потребности»;

•   разработал теорию и практику саногенного мышления (СГМ) как метод оздоровления человека.

Родился 16 апреля 1928 г. в семье школьных учителей, умер 11 сентября 2000 г. В 1947–1949 гг. учился в Ленинградской военно–морской медицинской академии им. С.М. Кирова. Из-за слабого здоровья (болезнь органов дыхания, плеврит) перешел в Челябинский педагогический институт (специальность «История»), в котором учился с 1949 по 1952 (за три года экстерном прошел пятилетнюю программу обучения). После окончания вуза преподавал в школе.

С 1953 по 1956 учился в очной аспирантуре Института философии АН СССР. Ученую степень кандидата философских наук получил за диссертацию о диалектике относительной и абсолютной истины в познании. С 1964 по 1971 г. заведовал кафедрой педагогики и психологии Балашовского пединститута имени Н.Г. Чернышевского. С 1969 по 1971 Юрий Михайлович работал в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР (сейчас это Психологический институт им. Л.Г. Щукиной), в качестве профессора читал лекции по теории эксперимента и математической статистике в психологии. Совмещал преподавательскую деятельность с работой в институте социологии АН СССР.

С 1973 по 2000 г. — профессор Московской Медицинской академии им. И.М. Сеченова (сейчас это Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), с 1973 по 1993 г. заведовал здесь кафедрой педагогики и медицинской психологии (с 1993 г. — профессор этой кафедры). Успешно защитил докторскую диссертацию по психологии («Потребностно–мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа»). С 1993 по 2000 г. — действительный член Международной академии информатизации, президент отделения психологии этой академии. Все годы советского периода оставался беспартийным.

Юрий Михайлович Орлов — один из основателей кафедры педагогики и медицинской психологии 1 ММИ им. И.М. Сеченова (кафедра была образована в 1971 году, первый заведующий — д.м.н. К.С. Митин). Возглавил кафедру Ю.М. Орлов в 1973 г. Широта научных интересов позволила ему объединить в единый кафедральный коллектив специалистов с базовым педагогическим, психологическим и медицинским образованием. Он возглавлял кафедру на протяжении 22 лет. При нем она стала признанным научно–методическим центром совершенствования отечественного высшего медицинского и фармацевтического образования. Большим научным и практическим достижением этого периода стала разработка на кафедре и внедрение в учебный процесс медицинских и фармацевтических вузов СССР новой педагогической технологии — Единой методической системы (ЕМС) института, кафедры (проф. И.А. Сычеников, проф. В.И. Каган). Всесоюзная конференция работников высших учебных заведений (Москва, 1980 г.) рекомендовал ЕМС к распространению в учебных заведениях СССР. Концепция ЕМС получила признание научной и образовательной общественности и за рубежом.

Профессор Ю.М. Орлов руководил разработкой всех программ учебных дисциплин, преподаваемых на кафедре, которые стали типовыми для аналогичных кафедр всех медицинских и фармацевтических вузов СССР. Им внесен значительный вклад в развитие теории педагогического мастерства, в разработку критериев и методик исследования эффективности учебной деятельности, построение тестов учебных достижений, в разработку методики создания модели специалиста. Им предложена программа психологической подготовки студентов к экзамену. Под руководством и при непосредственном участии Ю.М. Орлова проведено многолетнее лонгитюдное исследование мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов.

Кафедра педагогики и медицинской психологии в рамках исследовательских проектов (научный руководитель — проф., д.пс.н. Ю.М. Орлов): «Социально–психологические аспекты высшего медицинского образования», «Разработка методики построения модели врача–специалиста заданного профиля и провизора», «Разработка педагогического проекта курса кафедры медвуза», «Совершенствование форм и методов обучения в медицинском вузе», «Разработка дидактических требований к системе учебных занятий в медвузе» — подготовила требования к разработке экзаменационных тестов, сформулировала показатели эффективности внедрения новых форм, методов и средств обучения, предложила модель учебного пособия к практическим занятиям, проводила эмпирические исследования мотивов учебной деятельности студентов (в результате этих исследований была подготовлена брошюра «Моральное стимулирование учения»), подготовила рекомендации по воспитанию и самовоспитанию студентов, др. На материалах кафедральных научных разработок на кафедре были защищены 3 докторские диссертации и 5 кандидатских диссертаций (под руководством проф. Ю.М. Орлова всего защищено более 10 кандидатских диссертаций, он также был научным консультантом 4-х докторских диссертаций). Педагогическая технология, разработанная преподавательским коллективом кафедры под руководством Ю.М. Орлова, вышла за пределы института и стала ведущей для всей отечественной медицинской и фармацевтической высшей школы СССР.

Ю.М. Орлов — был уважаемым членом президиума Московского психологического общества, действительным членом Международной академии информатизации, входил в состав 2-х Советов по присуждению ученых степеней кандидата и доктора психологических наук. Он сотрудничал со многими общественными организациями и институтами (в частности, с Российским земским движением, с институтом Валеологии, др.), был лектором в Институте повышения квалификации психологов АПН СССР.

Талантливый педагог, прекрасный лектор — Ю.М. Орлов неизменно демонстрировал пример педагогической работы как в аудитории со студентами, преподавателями вузов (слушателями ФПКп), аспирантами, так и в аудитории при чтении лекций для населения. Он выступал с лекциями в различных регионах СНГ (раньше — СССР, в качестве признанного лектора Всесоюзного общества «Знание»), выступал в широкой печати и по кабельному телевидению, а с 1993 г. на протяжении более 5 лет вел систематические циклы лекций для населения в Политехническом музее по психологическим и философским аспектам саногенного мышления. 90-е годы отмечены также всплеском его издательской активности: опубликовано более 30 брошюр («Психология ненасилия», «Целительное рисование», «Психология болезни», «Менталитет человека, его здоровье и болезнь», «Психология врачевания», «Зависимость», «Психодинамика здоровой и больной личности» и многие другие). Ю.М. Орлов является автором монографий: «Прогнозирование социальных потребностей молодежи» (1978, совместно с проф. И.В. Бестужевым-Ладой), «Самопознание и самовоспитание характера» (1987), «Восхождение к индивидуальности (1991), «Саногенное мышление» (1991), «Половое развитие и воспитание» (1993). В последние годы жизни им опубликованы: «Обида», «Вина», «Стыд», «Зависть», «Как беречь любовь», «Научение. Становление человека», «Исцеление философией», «Философия гипертонической болезни» и многие другие.

Ю.М. Орлов разработал теорию и практику саногенного (оздоравливающего) мышления (СГМ) с целью управления отрицательными эмоциями (в частности, такими как обида, вина, гнев, зависть, стыд, др.) путем осознания и управления теми умственными операциями, которые автоматически порождают соответственную эмоцию. Первые его публикации в этой сфере появились в 1991 г. в контексте санологии (комплексного направления медицинской науки и практики).

Основные принципы СГМ («здравомыслия»): (а) принцип уместности умственных операций, (б) принцип осознания привычек собственного ума, (в) принцип интроспекции, (г) принцип научности обыденного мышления. Теория СГМ объясняет, как эмоции возникают вследствие автоматизированных, привычных и неосознаваемых умственных операций, порождаются привычной работой ума, осуществляемой по определенной программе, характерной для каждого вида эмоций. Патогенное мышление (ПГМ) — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. Ю.М. Орловым разработана технология обучения СГМ, которая опирается на развитие естественной способности человека к интроспекции, к осознанию с помощью специальных упражнений своих автоматизированных умственных операций. Эффективная интроспекция, связанная с той или иной эмоцией, кроме полноценной жизненной философии требует выработки новых привычек думать, размышлять об обиде, стыде, зависти, чтобы привычный ход мыслей автоматически не приводил к этим эмоциям. Такое осознание не может быть достигнуто без научного знания о психологии мышления и психологии эмоций. Знание об операционных основаниях эмоций порождается научными психологическими исследованиями. СГМ вносит в привычное течение мысли, в обыденную философию человека научные основания. Такое осознание порождает контроль и управление предметом осознания. Клиент ведет дневник самонаблюдения, в результате чего повторяет акты СГМ, которые автоматизируются; уже они становятся для него привычными. Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самостоятельное усвоение СГМ. Практика обучения СГМ — отечественная синтетическая психотехнология, разрабатывалась начиная с 80-х годов прошлого столетия психологом и философом Ю.М. Орловым независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач.

Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, которые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, которые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, которые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за который он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривал как антитезу распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, который ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления эмоциями — подавление их и сдерживание внешнего проявления.

В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в общении и пр. Многое зависит от способов мышления. Противоположно саногенному («здравомыслию») патогенное мышление (ПГМ) — это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне нормальное с медицинской точки зрения мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой.

Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в некоторых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной (в частности, рационально–эмотивной психотерапии). Практика СГМ используется для коррекции негативных эмоционально–насыщенных отношений человека к себе, к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями.

На протяжении нескольких десятилетий с первого дня его появления на кафедре Первого МГМИ им. И.М. Сеченова до последних дней его жизни мне посчастливилось быть рядом с этим выдающимся Человеком, состоявшимся ученым, руководителем новой формации. Свои идеи, технологии работы с людьми он не только публиковал в научных и популярных изданиях, но и практиковал в повседневной жизни. В бюрократически заорганизованном профессиональном сообществе ему удавалось поддерживать с коллегами атмосферу доверительных открытых отношений. Он практиковал «менеджмент с человеческим лицом». Творческий по натуре он поддерживал все начинания, работающие на результат, не считаясь с тем его ли идеи реализуются или кого-либо из коллег — если, дело казалось ему полезным для науки, для высшего медицинского образования, то он в него вкладывался целиком, внося в реализацию проекта свой неповторимый вклад, воодушевляя соратников на движение к истине для достижения блага, невзирая ни на какие имеющиеся бюрократические инструкции и указания. Ю.М. Орлов был и блестящим психотерапевтом–практиком; после лекций к нему обязательно кто-нибудь подходил с просьбой проконсультировать (сотрудники кафедры и их ближайшие родственники также бесплатно пользовались этой возможностью). В начале Перестройки в 80-е годы Ю.М. Орлов создал первый в Москве кооператив «Изида» для обучения желающих (психологов, врачей) практической психологии, который пользовался большой популярностью. Занятия, на которых проводили тренинги лучшие московские психологи и приезжающие зарубежные психотерапевты, посещали и студенты–медики; это были первые для них элективные занятия (они тогда еще не вошли в отечественную практику вузовской жизни).

Дело Ю.М. Орлова живет, кафедра помнит его. Надеюсь, что со временем значение вклада этого многогранного ученого в психологическую науку и практику все больше будет осознаваться профессиональным сообществом.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Творогова Н.Д. 85 лет со дня рождения профессора Ю.М. Орлова [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 3 (20). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р вЂ™ начало страницы Р’ начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player