И.П. Лапин

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Планы редакции
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

2009 год

Стресс–менеджмент в деятельности современного фармацевтического работника

Мальцева С.В., Лаврентьева Л.И. (Ярославль)

 

 

Мальцева Светлана Вениаминовна

Мальцева Светлана Вениаминовна

–  старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: apteka00@list.ru

Лаврентьева Лариса Ивановна

Лаврентьева Лариса Ивановна

–  доктор фармацевтических наук, доцент, зав. кафедрой управления и экономики фармации с курсом фармации ИПДО, ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия.

E-mail: lavl2004@mail.ru

 

Аннотация. В настоящее время отмечается дефицит конкретных исследований, посвященных анализу проявлений стресса, специфичных для разных видов профессиональной деятельности. Нами проведено исследование среди фармацевтических работников Ярославской области.

Целью исследования явилось выявление особенностей проявления профессиональных стрессовых ситуаций фармацевтических работников.

Установлено, что большинство работников считают свою работу стрессовой. Профессиональный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на их здоровье, удовлетворенность работой.

Исследование показало низкий уровень компетентности в вопросах стресс–менеджмента со стороны фармацевтических работников и их руководителей. Проблема профессионального стресса фармацевтических работников стоит достаточно остро, требует активного внимания и практических действий со стороны руководителей фармацевтических организаций.

Ключевые слова: стресс, организационный стресс, профессиональный стресс, стресс–фактор, стрессор, стрессовая ситуация, последствия стресса, уровень стресса.

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

«Эффективность организации зависит от того, сумел ли ее руководитель овладеть энергией стресса в себе и подчиненных и превратить ее в энергию успеха» (одно из правил японского менеджмента).

 

Организационный стресс — психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении обязанностей на рабочем месте в конкретной организационной структуре (в организации или в ее подразделении, фирме, корпорации).

Организационный стресс возникает из-за высокой психической напряженности работы, сложных, напряженных отношений в коллективе, неудовлетворенности работой и наличия различных стрессогенных событий [4].

Профессиональный стресс — напряженное состояние работника, возникающее при воздействии эмоционально–отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью [7]. Отличие профессионального стресса от организационного в особенных, специфичных для каждой профессии, стресс–факторах.

Общепризнано, что профессиональный стресс является объективной закономерностью, проявляющейся во многих разновидностях профессиональной деятельности, и способен оказывать существенное влияние на эффективность ее выполнения, на профессиональное становление и личностное развитие субъекта труда, его профессиональное долголетие, соматическое и психическое здоровье [1].

Как показывает статистика, длительное переживание стрессовых состояний или интенсивное воздействие стресс–факторов профессиональной среды могут привести к серьезным эмоциональным и соматическим нарушениям: психосоматическим заболеваниям, десоциализации, разным видам профессиональных и личностных деформаций. В связи с этим остро встает вопрос о своевременной профилактике и коррекции стресса, которая должна основываться на полноценной диагностике ранних проявлений стресса, выявлении индивидуальной предрасположенности конкретного человека к развитию стресса и использованию различных стратегий отреагирования стрессовых ситуаций.

Вышесказанное особенно важно для профессиональной деятельности специалистов, работающих в рамках системы «человек–человек». Одним из наиболее типичных и широко распространенных видов этих профессий является деятельность, связанная с медицинским, фармацевтическим и социальным обслуживанием (врач, фармацевт, провизор, социальный работник) [2].

В настоящее время, несмотря на многолетнюю историю изучения стресса, отмечается явный дефицит конкретных исследований, посвященных анализу целостных синдромов проявлений стресса, специфичных для разных видов профессиональной деятельности. К числу малоизученных с этой точки зрения видов труда относится и профессия провизора (фармацевта).

В связи с этим нами проведено исследование среди фармацевтических работников аптек Ярославской области, целью которого явилось выявление особенностей проявления и способов преодоления профессиональных стрессовых ситуаций фармацевтических работников.

В качестве методов исследования использовали социологический метод (анкетирование), графический, логический, методы сравнительного анализа, математической статистики.

В рамках исследования были разработаны анкеты, включающие в себя блок вопросов–фильтров, предназначенных для выявления формального статуса респондентов (пол, возраст, стаж работы, занимаемая должность) и блок основных вопросов закрытого, полуоткрытого типа с выбором единственного ответа или нескольких вариантов ответов по выявлению особенностей проявления и способов преодоления профессиональных стрессовых ситуаций фармацевтических работников.

В результате исследования было собрано 150 анкет, заполненных работниками аптек и их руководителями. Установлено, что 100% респондентов составили женщины, из них 46,0% занимают руководящие должности. 46,0% опрошенных имеют опыт работы до 5 лет, 32,0% работают в данной отрасли от 5 до 10 лет, 12,0% — от 10 до 20 лет и 10,0% — свыше 20 лет.

При оценке респондентами стрессогенности своей работы выявлено, что большинство работников, как руководящих (83,3%), так и подчинённых (88,7%) считают свою работу стрессовой, а 9,5% руководителей, кроме того, оценивают её как наиболее сильный стрессовый фактор в жизни.

В целях профилактики и нейтрализации негативных последствий стрессов на работе стресс–менеджмент как наука и практика ориентирован на выявление возможных причин стресса, оценку степени выраженности и динамики стресс–реагирования [6].

В результате анализа степени выраженности организационного стресса установлено, что у 10,6% респондентов он является основным в жизни, 43,9% опрашиваемых отметили, что организационный стресс имеет «высокий» и 7,5% «чрезвычайно высокий» уровень, и лишь 1,5% признались, что не испытывают стрессов на работе.

Уровень организационного стресса фармацевтов и провизоров напрямую зависит от правильности выбранной профессии, получения удовлетворения от выполняемой работы. Часть респондентов, как руководителей, так и подчинённых, признали, что разочаровались в выборе профессии, и на вопрос удовлетворены ли вы своей работой ответили 8,5% — «скорее нет» и 3,0% — «нет». Руководители аптек удовлетворены выбором своей профессии «полностью» в большей степени (58,2%), чем их подчинённые (41,8%). 34,5% руководителей и 44,0% их подчинённых сомневаются в своей удовлетворённости, но всё же ответили «скорее да».

Несмотря на удовлетворённость выбранной профессией, 58,8% руководителей не удовлетворены качеством жизни, которое она обеспечивает, что может являться одним из факторов организационного стресса, влияющим на продуктивность работы аптеки. В то же время большинство подчинённых (59,3%) оценивают качество своей жизни как достаточно высокое, что, несмотря на высокий уровень стрессогенности, скорее всего и удерживает их на работе, от которой они не получают удовлетворения.

О смене работы по причине организационных стрессов задумываются 25,5% руководителей и 29,3% подчинённых, из них 11,7% мысль о смене работы посещает «часто».

Имеется множество эмпирических свидетельств того, что профессиональный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье людей, их удовлетворенность своей работой и, в конечном счете, на эффективность их деятельности [3].

В нашем исследовании большинство опрашиваемых фармацевтических работников считает, что стресс на работе не оказал существенного влияния на их физическое и умственное здоровье (67,2%), однако при этом они называют ряд симптомов стресса, которые испытывают. Среди таких симптомов были выявлены: депрессии, бессонница, раздражительность и разочарованность в жизни, нежелание выходить на работу, постоянное чувство тревоги, потеря умственной концентрации, которые свойственны всем фармацевтическим работникам аптек, независимо от возраста, образования и стажа работы.

При изучении тенденций изменения уровня стресса со временем установлено, что у 25,2% он «значительно» и у 8,2% — «незначительно» уменьшился, 17,4% опрошенных отметили, что уровень испытываемого организационного стресса не меняется со временем, 50,2% респондентов отметили увеличение уровня стресса, причем 9,2% из них — значительное.

Одной из наиболее важных причин стрессогенности работы провизора и фармацевта является возникающие в ее процессе конфликты [7; 9]. Проведенное исследование показало, что руководители аптечных организаций в качестве факторов профессионального стресса наиболее часто отмечают конфликты с контролирующими и проверяющими органами (34,5%), с вышестоящими руководителями и организациями (28,4%), с посетителями аптеки (26,9%). Гораздо меньше их волнуют конфликты с поставщиками, подчинёнными и коллегами (5,0% и 5,2%).

Большинство подчинённых наиболее важными факторами профессионального стресса называют конфликты с посетителями аптеки (59,9%). В значительно меньшей степени в качестве факторов стресса подчиненные отмечают конфликты с руководителями (19,0%), с коллегами (10,6%), контролирующими органами (8,5%). Лишь 2,0% респондентов, по данным опроса, стараются не конфликтовать на рабочем месте.

Таким образом, у руководителей аптек и их подчинённых разные мнения об источниках конфликтных ситуаций в аптеке. Руководители не придают должного значения конфликтам с подчинёнными, в то время как подчинённые данный вид конфликтов, как фактор профессионального стресса, оценивают наиболее высоко.

Для исследования причин организационного стресса все проблемы, препятствующие эффективности работы персонала, были разделены на несколько модулей [8].

Материально–технический модуль — проблемы, связанные с материально–техническим обеспечением деятельности. Наиболее значимые из них — плохая организация рабочего места, условия труда, плохое освещение, шум и др.

Кадровый модуль — это проблемы в кадровой политике: низкая заработная плата, текучесть кадров, обучение персонала, отсутствие или недостаток профессиональных тренингов, недостаточная квалификация сотрудников и др.

Управленческий модуль — управленческие проблемы: неумение руководителей правильно ставить перед подчиненными задачи и распределять их, отсутствие помощи в профессиональной адаптации ограничение самостоятельности работников, консервативность работы.

Социально–психологический модуль — неудовлетворенность межличностными отношениями и психологическим климатом в коллективе. В условиях аптеки межличностные отношения расширяются, так как, помимо отношений между коллегами, руководителем и подчинёнными, присутствует общение с посетителями аптеки, и эти отношения, в силу объективных причин, часто носят конфликтный характер.

Исследование показало, что проблемы, вызывающие стрессовые переживания у руководителей аптек и их подчинённых, несколько отличаются. У руководителей они связаны, в наибольшей степени, с кадровыми вопросами — 58,3% опрошенных, значительно выражены социально–психологический (22,5%) и материально–технический модуль (19,2%). Рядовые сотрудники в меньшей степени связывают свои психологические проблемы с вопросами кадровой политики (31,9%). При этом большее значение придают социально–психологическим проблемам в коллективе (40,1%), более отчётливо видят проблемы управленческого характера — 21,1% (против 3,0% у руководителей).

Последствия стресса у разных людей могут быть различны. Длительный организационный стресс может стать причиной текучести кадров, снижения производительности труда, переживания одиночества и неудовлетворенности жизнью, профессионального выгорания и многих других комплексных переживаний, называемых стресс–синдромами [2].

Среди названных респондентами стресс–синдромов мы выявили: снижение степени удовлетворенности работой — 31,0%, снижение производительности труда — 25,0%, нарушение социальных отношений — 19,0%, нанесение прямого вреда здоровью — 25,0%

Для преодоления и профилактики негативных последствий стрессов важно внедрение и использование различных психотехнологий.

Нами проанализированы способы снятия стресса, известные фармацевтическим работникам. Результаты исследования показали, что респонденты используют для нейтрализации стрессовых реакций общение с друзьями (22,0%), сон (18,0%), общение с членами семьи (13,0%), перерыв в работе (19,0%), физическую активность (8,0%). Незначительное число опрошенных назвали приём пищи (6,0 %), а также курение и алкоголь (3,0%). Ни один из опрошенных, как руководителей, так и рядовых сотрудников, не назвали в качестве коррекции эмоциональных состояний выбор фармакотерапевтических средств, или обращение за помощью к специалистам (психологу, психотерапевту).

Компетентность руководителей в вопросах стресс–менеджмента помогает принимать меры для предотвращения воздействия стресс–факторов либо уменьшения напряжения от действующих стрессоров [10]. Исследование показало, что 63,0% руководителей аптечных организаций даже не знакомы с понятием «стрессменеджмент», в то время как 75,0% работников нуждаются в помощи со стороны организации в вопросах профилактики и преодоления профессиональных стрессов.

74,2% специалистов считают, что в настоящее время руководство не предпринимает для этих целей ничего, лишь 16,3% принимали участие в оплаченном корпоративном отдыхе, 5,3% был оплачен отдых в санатории, 4,2% участвовали в тренингах или беседах с психологом.

Таким образом, нами выявлен высокий уровень профессионального стресса фармацевтических работников, низкий уровень компетентности в вопросах стресс–менеджмента со стороны работников аптек, и, что ещё более важно, со стороны руководителей аптечных организаций. Основываясь на проведенном исследовании, мы с уверенностью можем сказать, что проблема профессионального стресса фармацевтических работников стоит достаточно остро, требует активного внимания и практических действий со стороны руководителей фармацевтических организаций.

Знание выявленных закономерностей о факторах напряженности профессиональной деятельности, субъективно воспринимаемых специалистами как стрессогенные, позволяет обосновать рекомендации по созданию обучающих программ, которые могут быть включены в процесс профессиональной подготовки будущего провизора. Это программы обучения базовым приемам психологической саморегуляции состояний эмоционального отреагирования стрессовых ситуаций, приобретения навыков общения и ведения беседы, навыков поведения в конфликте и пр.

В соответствии с полученными данными, главным пунктом при подготовке таких обучающих программ должно быть формирование адекватного образа будущей профессиональной деятельности, включающего представления о наиболее существенных факторах повышенной психологической напряженности в деятельности провизора.

 

Литература

1.   Величковская С.Б. Зависимость возникновения и развития стресса от факторов профессиональной деятельности педагогов: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2005. – 171 с. // disserCathttp [Электронный ресурс]. www.dissercat.com/content/zavisimost-vozniknoveniya-i-razvitiya-stressa-ot-faktorov-professionalnoi-deyatelnosti-pedag#ixzz2WOsPRrBs Научная библиотека диссертаций и авторефератов.

2.   Водопьянова Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. – Психология здоровья. – 2003. – 454 c.

3.   Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум по психологии. – Спб.: ПИТЕР, 2010. – 454 с.

4.   Душков Б.А., Королев А.В., Смрнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир». – 848 с.

5.   Леонова А.Б. Комплексная методология анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал. – 2004. – № 2. – С. 75–85.

6.   Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 2000. – № 3. – С. 421–246.

7.   Мальцева С.В. Социально-психологические аспекты управления конфликтом в аптечных предприятиях: сборник трудов. Четвёртая международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы образования и общества» / С.В. Мальцева., Е.В. Глушевская, Л.И. Лаврентьева. – Ярославль: МСГИ, 2013. – 548 с.

8.   Снетков В.М. Модульно-функциональная база данных управления организацией // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб., 2001. – С. 347–357.

9.   Цой Л.Н. Проблемы формирования конфликтологической компетенции управленческих кадров: от теории к практике // Материалы научно-практической конференции «Экстремальные ситуации, конфликты и социальное согласие». – М.: Академия управления МВД России и Институт социологии РАН. – 2005. – 68 с.

10.   Щербатых Ю.В. Система управления стрессом в организациях // Проблемы управленческого консультирования: материалы 5-й Международной научно-практической конференции 24–26 мая 2006 года. – Воронеж: АОНО ИММиФ, 2006. – С. 215–216.

 

 

Ссылка для цитирования

Мальцева С.В., Лаврентьева Л.И. Стресс–менеджмент в деятельности современного фармацевтического работника [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 4 (21). – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  В начало страницы В начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player