Становление медицинской психологии в контексте сибирской психологической науки
Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. (Томск, Российская Федерация)
|
Мещерякова Эмма Ивановна
– доктор психологических наук, профессор кафедры
организационной психологии Факультета психологии Национального
исследовательского Томского государственного университета (Томск).
E-mail: mei22@mail.ru
|
|
Бохан Татьяна Геннадьевна
– доктор психологических наук, заведующая кафедрой
психотерапии и психологического консультирования факультета психологии
Национального исследовательского Томского государственного университета
(Томск).
E-mail: btg960@sibmail.com
|
Аннотация.
обсуждается проблема необходимости научной рефлексии процесса
становления медицинской психологии в истории психологической
науки в Сибирском регионе; показана роль преемственности ведущих
отечественных научных школ в становлении сибирской психологии;
история становления медицинской психологии показана с учетом
научно-хронологических, персонально-личностных,
организационно-образовательных и социокультурных аспектов.
Ключевые слова:
медицинская психология, «сибирская» психология, становление,
история, персонально-личностный аспект, организационно-образовательный
аспект, междисциплинарность, воспроизводство научного сообщества,
консолидация психологического сообщества, научные направления,
социокультурные эффекты.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
В любой отрасли знания обращение к ее истории помогает понять каждую
научную мысль в том виде, в каком она зародилась у автора, установить,
какие социальные и культурные факторы привели к ее возникновению, каким
потребностям практической жизни она служила, и каковы ее действительный
смысл и значение в настоящее время. Поэтому изучение прошлого науки
— это не самоцель, а лишь средство для понимания настоящего и
предвидения будущего. Многие исследователи отмечают, что без осознания
путей, способов и средств своего развития наука не может функционировать
продуктивно [24]. Обращение к осмыслению исторических предпосылок науки
помогает осознать логику развития психологической науки в целом [4; 25; 12].
(К. Левин, С.Л. Рубинштейн и др.). При изучении истории становления
психологии в регионах Сибири мы исходили из того, что идеи научной и
практической психологической деятельности, развивающиеся в Сибири,
нашли свое отражение в многочисленных научных исследованиях, заложивших
основу появления научных направлений «сибирской» психологии.
Целостное рассмотрение объектов историко-психологического исследования
как чрезвычайно сложно организованных интегрирует логико-научные,
социокультурные, организационно-образовательные и персонально-личностные
аспекты [17].
История свидетельствует, что в середине ХХ века основными региональными
центрами психологического обучения и научных исследований,
сконцентрировавшими немногочисленных в провинции ученых-психологов,
традиционно являлись педагогические вузы и факультеты университетов,
готовящие педагогов школ. За редким исключением, профессиональные
психологи работали на кафедрах педагогики и психологии, внося свой
вклад в подготовку специалистов педагогического профиля и
специализируясь в основном по педагогической, возрастной или общей
психологии, регулярно стажируясь в столичных вузах и
научно-исследовательских институтах [17].
Первыми психологами-практиками были специалисты по клинической
психологии, патопсихологии, они появились в психиатрических стационарах
региона (Томск, Иркутск) в конце 60 — начале 70 гг. при
методической поддержке профессоров МГУ Б.В. Зейгарник и
С.Я. Рубинштейн и тогдашних аспирантов Е.Т. Соколовой и
А.С. Спиваковской. Подготовка патопсихологов осуществлялась
в лаборатории патопсихологии при Московской психиатрической клинике
им. П.Б. Ганнушкина и проходила по четырем теоретическим и
практическим направлениям: экспериментальная патопсихология
(С.Я. Рубинштейн), тестология (Л.Н. Собчик, А.Я. Иванова),
проективная психодиагностика (М.З. Дукаревич) и феноменологическая
психология (Ю.С. Савенко). Мощную психодиагностическую подпитку
клинические психологи регионов получали в Ленинградском
психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (М.М. Кабанов,
И.М. Тонконогий), на базе которого проходили конференции по
медицинской психологии международного уровня.
В то время клинические психологи мыслились только как
патопсихологи-психодиагносты, помощники врачей в постановке
психиатрического диагноза. В этой связи показательна профессиональная
судьба патопсихологов Томской психиатрической организации.
Ни о какой психологической помощи, психокоррекции и психотерапии
(со стороны психологов) в тех условиях не могло быть и речи
(впрочем, и врачи-психиатры тогда в целом преувеличивали медикализацию).
В 1972 г. в Томском научно-практическом объединении психиатров
(Томская областная психиатрическая больница и кафедра психиатрии Томского
медицинского института) стараниями тогдашнего главврача больницы
А.И. Потапова (впоследствии доктора медицинских наук, министра
здравоохранения СССР) и заведующего кафедрой психиатрии Е.Д. Красика
— профессора, доктора медицинских наук, была открыта лаборатория
патопсихологии, ведущая интенсивную научную и практическую работу как
в области патопсихологической диагностики, так и в области реабилитации
психически больных. В результате научного обобщения результатов
деятельности патопсихологической службы в реабилитационной бригаде
в 1984 году была защищена Э.И. Мещеряковой первая в сибирском
регионе кандидатская диссертация по клинической психологии [16].
В декабре 1982 по рекомендации академика А.В. Снежневского и
директора Томского научного центра СО АМН СССР А.И. Потапова
был приглашен в Томск Г.В. Залевский, который возглавил лабораторию
медицинской психологии НИИПЗ СО ТНЦ АМН СССР (с 1991 — РАМН).
Залевским Г.В. была создана оригинальная концепция психической
ригидности в норме и патологии [7], ставшая теоретической основой
его докторской диссертации, а также кандидатских диссертаций первых
сотрудников лаборатории И.Я. Стояновой, Е.А. Рождественской
и В.Г. Морогина. Впоследствии концепция психической ригидности и
многочисленные научные исследования, выполненные на ее методологической
основе, нашли свое развитие в теории фиксированных форм поведения [8].
Профессором Г.В. Залевским подготовлен ряд учебных и методических
пособий по клинической психологии, которые активно востребованы в
подготовке психологов по специальности «клиническая психология»
[9; 10] (и др.).
Состав кафедры генетической и клинической психологии до 2013 г.
Заведующий кафедрой — Залевский Г.В., док. психол. наук, член-корр.
РАО, Заслуженный деятель науки РФ; Козлова Н.В., доктор психол. наук,
профессор; Левицкая Т.Е., канд. психол. наук, доцент; Баскурян А.К.,
канд. биол. наук, доцент; Тлеулина Т.С., cт. лаборант; Языков К.С.,
док. мед. наук, профессор; Пакулов М.С., аспирант.
|
Становление Томской научной школы клинической психологии закрепил
открытый в 2001 году на факультете психологии Томского госуниверситета
при активной поддержке НИИ психического здоровья СО РАМН единственный
в сибирском регионе диссертационный совет, который осуществляет защиты
кандидатских и докторских диссертаций по медицинской психологии
(председатель диссертационного совета — проф. Г.В. Залевский).
Расширились возможности в получении новой научной информации, в обсуждении
результатов исследований, в обмене мнениями и научными позициями в
результате издательской деятельности. Впервые стали издаваться научные
рецензируемые журналы «Сибирский психологический журнал»
(1995 — первый выпуск). Главный редактор — Г.В. Залевский.
|
В 1996 году появился «Сибирский вестник психиатрии и
наркологии» (главный редактор — В.Я. Семке).
В этих изданиях имеется специальный раздел, посвященный вопросам
медицинской психологии. Качество научных публикаций в данных
журналах подтверждается их включением в список журналов,
рекомендованных ВАК России. Учредителями обоих журналов являются
Томский государственный университет и НИИ психического здоровья
СО РАМН. Таким образом, определенную лепту в становление научной
психологической мысли Сибири вносили ученые-психологи —
представители московской, ленинградской, ярославской психологических
школ, медицинской науки в Томске, Новосибирске.
Раскрывая персонально-личностный аспект в истории становления
медицинской психологии в Сибири, мы отмечаем тех ученых, которые,
работая, в том числе, и в смежных науках, внесли заметный вклад
в развитие медицинской психологии. С пониманием важных для
медицинской психологии вопросов связаны результаты междисциплинарных
исследований, проводившихся под руководством академика РАМН Семке В.Я.
в областях экологической, этнокультуральной, пенитенциарной психиатрии.
Семке В.Я. , академик РАМН, зав.
кафедрой психологической консультирования и психотерапии ТГУ до 2013 г.,
директор НИИ психического здоровья СО РАМН.
В его многочисленных публикациях рассматриваются вопросы
практически всех областей исследования медицинской психологии:
истории и методологии, патопсихологии, нейропсихологии,
психосоматики, психологии аномального онтогенеза и инволюции,
психотерапии. Психологическое содержание разработанной академиком
В.Я. Семке концепции клинической персонологии послужило
основой для разработки модели адаптивно-защитных стилей человека,
на основании которой разработаны методические основы психологической
помощи пациентам с психосоматическими и психическими расстройствами
(Стоянова И.Я., Ошаев С.А., Мазурова Л.В.). Среди
его наиболее значимых для медицинских психологов научных монографий
— «Душевные кризисы и их преодоление», «Очерки
этнопсихологии и этнопсихотерапии», «Персонология и
психотерапия», «Транскультуральная аддиктология»,
«Пенитенциарная психология», «Психогении современного
общества», которые расширяют знания о психологических факторах
и механизмах формирования психических расстройств, психологии
человека, страдающего психическими расстройствами, и психологической
помощи [18; 21; 22] (и др.).
Впервые в Томске стал заниматься научной деятельностью А.В. Махнач,
ныне старший научный сотрудник Института психологии РАН, директор
Московского центра психологии и психотерапии. Он закончил Томский
государственный университет, аспирантуру в Институте психологии РАН.
Работал в 1983&mdash 1985 гг. психологом в Томской психиатрической
больнице и ассистентом кафедры психологии Томского государственного
университета. Широко известны его работы о личностных детерминантах
психического состояния человека в особых условиях деятельности, он
является автором научных работ по проблемам психодиагностики,
психологии личности, методологии супервизии, одним из разработчиков
федеральной целевой программы «Возрождения и развития
философского, клинического и прикладного психоанализа».
Проблемам психологии личности в психиатрии посвящены научные
работы новосибирских ученых — Ц.П. Короленко, доктора
медицинских наук, профессора, действительного члена Нью-Йоркской
Академии Наук, члена-корреспондента СО АН ВШ, Н.В. Дмитриевой,
доктора психологических наук, профессора Новосибирского государственного
педагогического университета. Их научные труды «Идентичность:
развитие, перенасыщенность, бегство», «Психосоциальная
аддиктология», «Психологические и психические нарушения
в постмодернистском мире», «Интимность»,
«Сексуальность в постсовременном мире» и многие
другие являются важными источниками современных научных знаний для
медицинских психологов [5]. В рамках научных и практических задач
медицинской психологии выполняются исследовательские проекты под
руководством доктора психологических наук, главного научного сотрудника
ГУ НИИ физиологии СО РАМН (Новосибирск) Е.Р. Слободской
«Социальные и биологические факторы психического и
соматического здоровья школьников», «Социальные и
личностные факторы риска употребления наркотиков среди
студенчества», «Осцилляции мозга и активация
поведения», «Психическое здоровье российских детей
и подростков: социально-экономическое положение и стиль жизни как
факторы риска и защиты». В исследованиях психического
здоровья детей и подростков ценная помощь была оказана Т.М. Ахенбахом
из университета Вермонта, США, а также М. Раттером и
Р. Гудманом из лондонского Института психиатрии. Говоря о
вкладе новосибирских психологов, необходимо отметить научную и
организационную поддержку, которую оказывал доктор психологических
наук, профессор В.Г. Леонтьев в качестве председателя
диссертационного совета исследователям, изучающим общепсихологические,
личностные феномены в контексте проблемного поля медицинской психологии.
Так, например, разработка общепсихологических аспектов ценностно-смысловой
сферы в работах кемеровских ученых доктора психологических наук
М.С. Яницкого и доктора психологических наук А.В. Серого
послужила научной основой для изучения механизмов переживания
травматического события работниками угледобывающего предприятия,
боевого стресса у участников локальных боевых действий,
психологической дезадаптации студентов с последующим определением
методов оказания психологической помощи, профилактики состояний
дезадаптации и аддиктивного поведения в системе общего и высшего
образования. Изучение функциональной асимметрии мозга и формирования
психофизиологического типа человека в докторской диссертации позволило
Богомазу С.А. разработать билатеральную модель структуры
психики [1].
Богомаз С.А., док. психол. наук, профессор, зав. каф. организационной
психологии, рук. лаб. когнитивных исследований и психогенетики.
Наибольшая консолидация исследований в области медицинской
психологии в Сибирском регионе была сосредоточена на кафедре
генетической и клинической психологии Томского государственного
университета (заведующий кафедрой — доктор психологических
наук, профессор Г.В. Залевский) и НИИ психического здоровья СО РАМН.
Научные исследования, выполненные в рамках научных направлений кафедры
и научно-исследовательского института, были успешно защищены в качестве
кандидатских и докторских работ в диссертационном совете при Томском
государственном университете. Результаты диссертационных исследований
по медицинской психологии не только отражали новые научно-практические
возможности, актуальные для решения медицинских, образовательных,
социальных проблем регионов Сибири, Урала и Дальнего Востока, но и
вносили существенный вклад в развитие медицинской психологии как
отрасли научного психологического знания. Так, в докторском
диссертационном исследовании Рогачевой Т.В. (ныне заведующая кафедрой
в Уральской медицинской академии) на материале болезней и нарушений
системы кровообращения осуществлен структурно-функциональный анализ
смысловой реальности личности болеющего человека [20]; Буториным Г.Г.
(в настоящее время — профессор Челябинского государственного
педагогического университета) изучены психические состояния
депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации [3];
И.Я. Стояновой (ныне профессор, ведущий научный сотрудник НИИ
психического здоровья СО РАМН) впервые выделен феномен пралогических
образований как системного проявления пралогической защиты и показаны
его качественные отличия в норме и у пациентов с непсихотическими
психическими расстройствами [23]; Н.А. Кравцовой (на сегодняшний
день — заведующая кафедрой клинической психологии Дальневосточного
государственного медицинского университета) представлено научно
обоснованное психологическое содержание организационных форм и методов
оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами [13];
Жигинас Н.В. (ныне заведующая кафедрой возрастной психологии Томского
государственного педагогического университета) разработана
персонологическая концепция психологии кризиса идентичности студентов,
описана феноменология кризиса идентичности студентов, апробирована
система медико-психологического сопровождения процесса совладания
студентов с кризисом идентичности [6].
В.Е. Клочко
Учитывая тесную межпредметную связь в отраслях психологической
науки, большой объяснительный потенциал для разработки и понимания
научных проблем в медицинской психологии имеет развиваемый на
факультете психологии Томского государственного университета под
научным руководством профессора В.Е. Клочко1
антропо-системный подход [11].
В рамках этого методологического направления в психологии выполнен
ряд докторских исследований по научной специальности «общая
психология…», которые вносят определенный научный
и практический вклад в решение проблем медицинской психологии. Так,
например, разработанный Бохан Т.Г. культурно-исторический подход к
стрессу и стрессоустойчивости позволяет расширить представления о
психологической природе и психологических механизмах формирования
невротических и соматоформных расстройств, обусловленных стрессом,
о технологиях психологической коррекции и профилактики дистрессов [2].
Докторская работа Лукьянова О.В., в которой самоидентичность
рассматривается как условие устойчивости человека в меняющемся мире,
показала возможность использования процессуально-динамической теории
идентичности в практиках психотерапии и социотерапии, способствующих
обеспечению устойчивости развития человека в меняющемся мире [15].
В докторском диссертационном исследовании Ральниковой И.А.,
посвященном изучению перестройки системы жизненных перспектив человека
в контексте переломных событий, не только представлена классификация
переломных событий, негативно влияющих на личность и здоровье человека,
но и разработана дифференцированная система психологической помощи
в ее организационных, психотерапевтических и психокоррекционных
составляющих [19]. В докторской диссертации Логиновой И.О.
показана возможность использования экзистенциальной беседы в расширении
пространства жизненного самоосуществления человека, выступающего
как условие его устойчивости в меняющемся мире, что может выступать
важным психопрофилактическим фактором [14].
Учитывая, что регион Сибири представляет собой поликультурное
пространство, перспективным является развитие в региональной
психологии междисциплинарности, базирующейся на лучших традициях
отечественной научной мысли. В исследованиях Н.А. Бохана (Томск),
А.Д. Карнышева (Иркутск), А.П. Оконешниковой (Якутия),
Р.Д. Санжаевой (Бурятия) показано, что современные подходы к
пониманию социально-психологических аспектов модернизационных
процессов, влияющих на социальное благополучие, состояние психического
и физического здоровья лиц в различных социокультурных и этнических
средах региона Сибири, позволяют выявить тенденции, проблемы, механизмы
самосохранения традиционных народов Сибири в условиях усиления феноменов
массового общества и культурной глобализации.
Сибирская наука как культурный институт выработала механизм
воспроизводства научного сообщества, норм и традиций
научно-исследовательской деятельности. Таким механизмом являются
научные школы, которые под руководством своих лидеров развивают
научные идеи и гуманистические представления своих учителей —
Б.Г. Ананьева, М.М. Роговина, О.К. Тихомирова,
В.П. Битуева, Б.В. Зейгарник и др. Они являют пример
сохранения преемственности в развитии научного знания и высокого
уровня методологической культуры. Многовариативность в развитии,
альтернативные концепции носят закономерный характер и отражают
зрелый период в развитии сибирской научной психологии. Научные
психологические школы Сибири не носят конъюнктурного характера в
связи с особенностями сибирского менталитета, экономических
и социальных условий: ученые-сибиряки органически не могут что-то
копировать, они ищут свой стиль, проявляя инициативность,
самостоятельность, обладают внутренним импульсом развития, ориентируясь
на местные региональные условия, но находясь в контексте передовых
достижений отечественной и зарубежной психологической мысли.
Организационно-образовательная линия анализа развития научного
знания, фиксирующего основное направление развития науки через
становление ее организационных форм, требует обращения к освещению
организации образовательной деятельности в вузах сибирского региона
по подготовке специалистов в области психологического знания и
практики психологической помощи.
Образовательная психология претерпела путь трансформации, поиска и
пересмотра своих организационных форм. Показательной является история
становления и развития Томской психологии. Интенсивное развитие научной
психологии в Томске и Сибири в ее различных организационных формах
пришлось на 1983—90-е годы. Но вначале психология как учебный
предмет пробивала себе дорогу через специализации на других факультетах,
где готовили педагогов. История факультета психологии в Томском
государственном университете начинается с того, что в 1947 году на
историко-филологическом факультете ТГУ была открыта специализация по
психологии (в рамках отделения русского языка, логики и психологии). А
в Томском государственном педагогическом университете дальней предтечей
факультета психологии стал факультет русского языка и литературы, где в
1976 году было открыто отделение начальных классов, ставшее с 1978
года факультетом, на котором с 1986 года велась подготовка по специальности
«Дошкольная педагогика и психология».
Подобный путь прошли психологические образовательные учреждения в
других регионах Сибири. Впоследствии начали создаваться общевузовские
кафедры педагогики и психологии, на которые стали приглашать
профессиональных психологов — выпускников Санкт-Петербургского и
Московского университетов. В 1991 году начинается формирование системы
подготовки практических психологов в системе здравоохранения
совместными усилиями НИИ психического здоровья, Института образования
Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО и Санкт-Петербургского
государственного университета. В 1992 году при Институте образования
Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО была организована лаборатория
психологических проблем в образовании, в центре исследовательского
внимания которой были вопросы психического здоровья участников
педагогического процесса, в 1995 году при Институте открыт
диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по
педагогической психологии. В результате активной организационной
работы Г.В. Залевского и Э.В. Галажинского (в настоящем
— ректора НИ ТГУ) по развитию психологической науки и подготовке
профессиональных психологических кадров в 1996 году в Томском государственном
педагогическом университете был открыт факультет психологии.
Г.В. Залевский — первый декан факультета психологии в Томском
государственном педагогическом институте.
В.И. Кабрин
В Томском государственном университете в 1995 году при активной
организационной работе профессора Кабрина В.И.2
появилась возможность создать Центр практической психологии,
готовивший специалистов второго высшего образования по специальности
«психология» и «связи с общественностью».
Лицензирование этих специальностей, создание оригинальных
экспериментальных площадок «Университетская начальная
школа» и учебно-научно-производственного Центра
«Преображение», открытие аспирантуры по психологическим
и педагогическим специальностям создало условия для открытия
в 1997 г. факультета психологии. Расширение кадровых,
образовательных и научных возможностей факультета психологии
Томского госуниверситета под руководством декана факультета
психологии Э.В. Галажинского3
и усилия заведующего кафедрой генетической и клинической
психологии Г.В. Залевского способствовали открытию
подготовки специалистов по программе «клиническая
психология» и научной специальности «медицинская
психология» в аспирантуре Томского государственного
университета в 2001 году.
Э.В. Галажинский
В настоящее время сибирская психологическая образовательная система
носит достаточно целостный характер, подготовка специалистов-психологов
в сибирском регионе в целом имеется во всех крупных городах отдельных
регионов, выпускающих ежегодно специалистов различного уровня
квалификации. На факультетах и кафедрах психологии обеспечено
современное качество психологического образования и науки, адекватных
обновляющимся стандартам, удовлетворяющих потребностям личности,
региона и общества. Факультеты психологии государственных
университетов, создающиеся в регионе повсеместно, в настоящее время
выступают методологическим, образовательным и организационным ресурсным
центром, поддерживающим продуктивные тенденции развития психологии в
регионе, инициирующим новые проекты. Деятельность факультетов
психологии госуниверситетов как социального субъекта, активно влияющего
на ситуацию в регионе, предполагает подготовку психологических кадров в
логике осуществления основных проектов преобразования социокультурной
среды региона.
Асмолов А.Г., Залевский Г.В., Знаков В.В., Веснина Л.В. на Всероссийской
конференции «Психолог в образовании» — октябрь 2005 г.
Обмен знаниями является фундаментальным принципом развития науки,
и этот принцип веками управляет методологическими исследованиями. С
самого начала взаимодействие и сотрудничество региона и столиц,
содружество регионов под руководством специалистов из Москвы не было
виртуальным, оно образовывалось в процессе стажировок, системы
повышения квалификации. Затем столичные ученые-психологи оказывали
реальную методическую помощь в организации психологического
образовательного пространства. В настоящее время консолидация
психологического сообщества насчитывает много видов межрегионального
взаимодействия психологов. Исторически сложилось тесное содружество
психологов — на уровне участия в диссертационных советах
(Томск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Кемерово), совместного
проведения международных, общероссийских и региональных конференций
и форумов (Чита, Алтай, Тюмень), обменов студентами (Томск, Алтай),
совместных исследований и публикаций в Сибирском психологическом
журнале, экспедиций (Томск, Горный Алтай, Хакасия) и проведения
летних психологических школ (Алтай, Томск), реализации совместных
исследовательских проектов и образовательных программ. По итогам
Национального психологического конкурса в 2006 году факультет
психологии Томского госуниверситета за усилия по формированию
профессионального психологического сообщества Сибири был награжден
«Золотой Психеей».
Студенты и преподаватели факультета психологии на презентации научных
трудов Г.В. Залевского 2012 г.
В связи с запросами времени, общества и логикой развития
психологической науки оформляются научные направления и школы,
организуются лаборатории, осуществляется динамический процесс
переструктурирования факультетов, открытие профессиональной подготовки
по специальности «клиническая психология», а также
магистратуры по специальностям, соответствующим проблематике
медицинской психологии. За период с 2003 по 2013 годы профессиональная
подготовка и переподготовка по специальности «клиническая
психология» были открыты в Алтайском государственном
университет, Новосибирском государственном медицинском университете,
Сибирском государственном медицинском университете, Красноярском
государственном медицинском университете, Новосибирском институте
клинической психологии. В Новосибирском госуниверситете была открыта
кафедра клинической психологии. На факультете психологии ТГУ в 2004 г.
в связи с возросшей криминогенностью в обществе, расширением
психологических служб в пенитенциарных учреждениях, открылась
лаборатория психологической экспертизы; усиливающийся интерес к
вопросам качества жизни людей в особой жизненной ситуации (инвалиды;
лица с соматическими и психическими расстройствами; жители, проживающие
в условиях риска техногенно-экологического неблагополучия, социальные
сироты, комбатанты и др.) актуализировал создание лаборатории
качества жизни и открытие магистратуры по специальности «психология
здоровья и безопасности», «практическая психология».
В качестве критериев успешной образовательной деятельности факультетов
психологии выступили эффекты, сопряженные с профессионально-личностным
развитием психологов, которые проявляются в осознании психологами своей
культуросозидательной миссии, в интерпретации психологических явлений в
широком социокультурном контексте. К эффектам деятельности, связанным с
развитием социально-образовательной ситуации региона, отнесено создание
новых психологических систем и структур, реализующих свою деятельность
в русле отслеживания, профилактики и сохранения здоровья населения
Сибирского региона; увеличение числа психологов, активно включенных в
социокультурные проекты региона и страны; возникновение новых сообществ
и движений специалистов, в которых роль медицинского психолога в
совместных усилиях по решению социально значимых проблем общества,
существенна и незаменима.
_______________________
1 Клочко В.Е., док. психол. наук, профессор каф.
общей и педагогической психологии ТГУ, Заслуженный деятель
культуры РК. ↑
2 Кабрин В.И., док. психол. наук, профессор, первый
декан факультета психологии в ТГУ. ↑
3 Галажинский Э.В., академик РАО, бывший декан
факультета психологии, ныне — ректор ТГУ, рук. лаб.
психологии личности. ↑
Литература
1. Богомаз С.А. Билатеральная модель
структуры психики: дис. … док. психол. наук.
– Томск, 1999. – 297 с.
2. Бохан Т.Г. Культурно-исторический
подход к стрессу и стрессоустойчивости: дис. … док.
психол. наук. – Томск, 2008. – 394 с.
3. Буторин Г.Г. Психические состояния
депривационного генеза в структуре школьной дезадаптации:
дис. … док. психол. наук. – Томск, 2004. –
363 с.
4. Выготский Л.С. Исторический смысл
психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6 т.
– М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – 488 c.
5. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П. Идентичность
в норме и патологии. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 256 с.
6. Жигинас Н.В. Психология кризиса
идентичности студентов: персонологическая концепция,
феноменология, медико-психологическое сопровождение:
дис. … док. психол. наук. – Санкт-Петербург,
2011.– 289 c.
7. Залевский Г.В. Психическая ригидность
в норме и патологии. – Томск: Издательcтво Томского
университета, 1993. – 272 с.
8. Залевский Г.В. Фиксированные формы
поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре,
образовании, науке, норме и патологии): монография. –
М.: Томск: Томский государственный университет, 2004. –
460 с.
9. Залевский Г.В. Исторические и
онтогенетические аспекты клинической психологии. –
Владивосток: Медицина ДВ, 2007. – 271 с.
10. Залевский Г.В. Введение в клиническую
психологию. – Томск: Издательство ТГУ, 2010. –
213 с.
11. Клочко В.Е. Самоорганизация в
психологических системах: проблемы становления ментального
пространства личности (введение в трансспективный анализ).
– Томс: Томский государственный университет, 2005.
– 174 с.
12. Клочко В.Е. Закономерности движения
психологического познания и проблема метода науки // Методология
и история психологии. – 2007. – Т. 2. –
Вып. 1. – С. 5–19.
13. Кравцова Н.А. Психологическое содержание
организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам
с психосоматическими расстройствами: дис. … док. психол.
наук. – Томск, 2009.
14. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление
человека: системно-антропологический контекст: дис. … док.
психол. наук. – Томск, 2010. – 289 c.
15. Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие
устойчивости человека в меняющемся мире: дис. … док. психол.
наук. – Томск, 2009. – 289 c.
16. Мещерякова Э.И. Мотивационные
характеристики больных шизофренией на этапе индустриальной
реабилитации: дис. … канд. психол. наук. – СПб.,
1984. – 120 с.
17. Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. Системный
анализ региональных стратегий сибирской психологии // Гуманитарные
основания развития региона с высоким инновационным потенциалом:
глобализация, идентификация, миграция: сб. науч. тр. / под ред.
О.М. Краснорядцевой. – Томск: Изд-во ТГУ, 2007. –
С. 5–27.
18. Невротические расстройства: проблемы
генеза и превенции / В.Я. Семке, Е.В. Гуткевич,
И.Е. Куприянова и др. – Томск: Изд-во «Иван
Фёдоров», 2011. – 230 с.
19. Ральникова И.А. Перестройка системы
жизненных перспектив человека в контексте переломных событий:
дис. … док. психол. наук. – Томск, 2012. –
289 с.
20. Рогачева Т.В. Смысловая реальность
болеющей личности: структурно-функциональный анализ (На материале
болезней и нарушений системы кровообращения): дис. … док.
психол. наук. – Томск, 2004. – 399 c.
21. Семке В.Я. Круговращение жизни. –
Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 318 с.
22. Семке В.Я., Диденко А.В., Аксенов М.М.
Расстройства личности у осужденных. – Томск: Изд-во
«Иван Фёдоров», 2012. – 350 с.
23. Стоянова И.Я. Пралогические образования
в норме и патологии: дис. … док. психол. наук. –
Томск, 2007. – 319 с.
24. Умрихин В.В. Историко-методологические
проблемы анализа научных школ в психологии // Методология и
история психологии. – 2007. – № 4. –
C. 5–14.
25. Ярошевский М.Г. К истории форм
психологического познания // Вопросы психологии. – 1981.
– № 3. – С. 137–145.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(091)
Мещерякова Э.И., Бохан Т.Г. Становление медицинской психологии в контексте
сибирской психологической науки // Медицинская психология в России: электрон.
науч. журн. – 2014. – N 2 (25)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|