|
Аннотация. В данной статье рассматривается понятие «личностная зрелость». Несмотря на то, что изучением данного понятия занимались как зарубежные, так и отечественные авторы, выделено множество характеристик и составляющих зрелой личности — проблема исследования факторов, способствующих становлению личностной зрелости, до сих пор не достаточно изучена в современной психологии. Мы считаем, что сформированные в раннем детстве позитивные базисные убеждения являются основой для развития самодетерминации, целеустремленности личности, высокого уровня социального интеллекта. Данные характеристики личности являются немаловажными составляющими личностной зрелости. Таким образом, цель данного исследования — поиск ресурсов, способствующих становлению личностной зрелости. В исследовании приняли участие 88 студентов в возрасте от 17 до 18 лет. Все они выполнили методику «Шкала базисных убеждений», разработанную Р. Янов-Бульман (ШБУ, в адаптации О. Кравцовой), тест «Оценка оптимального выбора в конфликтной ситуации», разработанный психологом С.В. Щербаковы, опросник самоорганизации деятельности (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой, методику на определение уровня абстрактно-логического интеллекта «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, и методику «Шкала самодетерминации» (Е.Н. Осин). Полученные в рамках эксперимента данные были обработаны с помощью факторного анализа. Основные расчеты были произведены с помощью программы Statistica 5.0. Совокупность выявленных в ходе исследования факторов позволила нам предположить, что сформированные в детстве позитивные базисные убеждения, на основе которых возникает чувство психологической безопасности, могут способствовать развитию самодетерминации, самоорганизации и социального интеллекта и в целом могут стать основой для развития личностной зрелости. Однако личностная зрелость может быть не связанной с уровнем развития абстрактно-логического интеллекта. Таким образом, если с ранних этапов развития личности уделять внимание формированию позитивной системы базисных убеждений посредством консультативной работы с родителями детей раннего возраста и профилактических мероприятий в дошкольных и школьных учреждениях, можно заложить основу для развития качеств личности, необходимых для становления в будущем личностной зрелости. Ключевые слова: личностная зрелость, позитивные базисные убеждения, самоактуализация, самосознание, самодетерминация, абстрактно-логический интеллект, социальный интеллект.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение Общество на современном этапе развития предъявляет личности особые требования. Для того чтобы быть успешным и самостоятельным, взрослому человеку необходимо обладать целым рядом характеристик, основной из которых является личностная зрелость. Авторами выделяются следующие характеристики личности, взаимосвязанные с личностной зрелостью: самоактуализация (А. Маслоу, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев), личностный рост (К. Роджерс), самореализация (К.А. Абульханова-Славская, Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко), самотрансенденции (В. Франкл), личностное самоосуществление (Б.С. Братусь, Ш. Бюлер), самосознание (В.В. Столин), развитие потенциала (В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев), жизненные отношения и смысложизненные ориентации (Д.А. Леонтьев). В исследованиях выделяются следующие аспекты личностной зрелости: эмоциональная зрелость, способность к активному участию в жизни общества, эффективному использованию знаний и способностей, конструктивному решению проблем, развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях. В современных психологических публикациях понятие личностной зрелости предполагает выделение двух аспектов: зрелость как этап жизни и зрелость как уровень развития личности. В данной работе мы акцентируем внимание на втором аспекте. По нашему представлению, зрелость в качестве одной из важных характеристик включает наличие внутренней самодетерминации, которая «возникает на основе свободы и ответственности в ходе индивидуального развития». Под самодетерминацией понимается способность человека выбирать и делать выборы, ориентироваться на себя, а не на подкрепление, или какие-то иные основания, которые также могут выступать в качестве детерминант его поведения [5]. Важным аспектом самодетерминации является возможность человека, саморегулировать свое поведение в силу внутреннего локуса контроля и воли таким образом, чтобы он был способен выстраивать отношения со своим окружением в благоприятную сторону для достижения поставленных целей [7]. Исследования также показали, что при вовлечении в какую-либо сложную деятельность необходимо учитывать выраженность склонности к самоорганизации у человека, то, насколько он способен с точки зрения развитых навыков действовать стратегически и продуманно. При этом одним из важных критериев самоорганизации является целеустремленность, т.е. способность ставить определенные цели и достигать их [1]. Также мы предполагаем, что личностная зрелость непосредственно связана с социальным интеллектом, то есть умением личности выстраивать эффективные взаимоотношения с окружающими. Куницина В.Н. в своей работе определяет социальный интеллект как глобальную способность личности, возникающую на базе совокупности интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт [3]. По мнению автора, такой комплекс обусловливает готовность человека к социальному взаимодействию, принятию решений, а также обеспечивает понимание себя и своего поведения, прогнозирование развития различных межличностных ситуаций. В конечном счёте, это понимание способствует достижению благополучия личности, гармонии с собой и окружающим миром. В определении социального интеллекта мы опираемся на работы Д.В. Ушакова и А.Е. Ивановского, которые рассматривают его как «способность к реализации значимых целей в соответствующем социальном окружении» [7]. Соответственно, социальный интеллект проявляется в ходе поиска оптимальной стратегии выхода из трудных и порою конфликтных ситуаций. Интересен и вопрос о том, влияет ли уровень абстрактно-логического интеллекта на личностную зрелость человека. Несмотря на то, что изучением понятия «личностная зрелость» занимались как зарубежные, так и отечественные авторы, выделено множество характеристик и составляющих личностной зрелости, проблема исследования факторов, способствующих становлению личностной зрелости, до сих пор недостаточно изучена в современной психологии. Исследование данных факторов позволит наметить направления психологической работы с личностью на ранних этапах ее развития с целью формирования личностной зрелости. Нам представляется, что одним из основных факторов, лежащих в основе становления личностной зрелости, могут быть сформированные позитивные базисные убеждения, которые закладываются на ранних этапах развития ребенка и являются главным условием чувства психологической безопасности человека [2]. В понимании базисных убеждений мы ссылаемся на исследования американского психолога Р. Янов-Бульман. По ее мнению, в современном обществе одним из базовых ощущений нормального человека является здоровое чувство безопасности (Janoff-Bulman, 1989) [10], которое основано на трех категориях базовых убеждений, составляющих ядро нашего субъективного мира: 1. Вера в то, что в мире больше добра, чем зла. В эту категорию входит отношение к окружающему миру вообще и отношение к людям. 2. Убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости. 3. Убеждение в ценности собственного «Я». Здесь основное значение имеют три аспекта: «Я хороший человек», «Я правильно себя веду» (контроль) и оценка собственной удачливости. Базисные убеждения личности формируются в детстве [11], по большей части под влиянием родителей и окружающей ребенка среды, и впоследствии могут трансформироваться только под влиянием очень значимых для личности событий. Значимыми событиями могут быть переходные периоды (например, поступление в вуз) [8], которые оставляют свои отпечатки на личности индивида, являются частью адаптационного периода в жизни студента. Мы считаем, что сформированные в раннем детстве позитивные базисные убеждения являются основой для развития самодетерминации, целеустремленности личности, высокого уровня социального интеллекта. Данные характеристики личности являются немаловажными составляющими личностной зрелости. Таким образом, цель данного исследования — поиск ресурсов, способствующих становлению личностной зрелости. Материалы и методы исследования В исследовании приняли участие 88 студентов в возрасте от 17 до 18 лет. Все они выполнили методику «Шкала базисных убеждений», разработанную Р. Янов-Бульман (ШБУ, в адаптации О. Кравцовой) [10]. Испытуемым также были предложены следующие методики. Тест «Оценка оптимального выбора в конфликтной ситуации», разработанный психологом С.В. Щербаковым [12], позволяющий оценить 7 стратегий выхода из проблемной межличностной ситуации — уход, соперничество, компромисс, уступка, сотрудничество, обращение к посреднику, тактика язвительного ответа. Применялся «Опросник самоорганизации деятельности» (ОСД), разработанный Е.Ю. Мандриковой [6]. Он включает шесть шкал: планомерность, целеустремленность, настойчивость, фиксация, самоорганизация, ориентация на настоящее, а также индекс целеустремленности и рационализации. Кроме того, испытуемые выполнили методику на определение уровня абстрактно-логического интеллекта «Прогрессивные матрицы Дж. Равена [9], и методику «Шкала самодетерминации» (Е.Н. Осин) [13]. Результаты исследования Полученные в рамках эксперимента данные были занесены в электронную базу и обработаны с помощью факторного анализа. Основные расчеты были произведены с помощью программы Statistica 5.0. В ходе проведения факторного анализа были получены важные результаты. В факторный анализ включены 8 показателей, среди которых представлены основные базисные убеждения, индексы целеустремленности, рациональности и самодетерминации, уровень развития абстрактного и социального интеллекта. Последний феномен мы определяем по способности респондента применять в конфликтной ситуации стратегию «сотрудничество». Для выявления факторов использовался метод «principal components» с ротацией факторов «varimax normalized». В процессе факторизации было выделено 3 фактора, которые объясняют 60,2% вариативности исходной корреляционной матрицы. При анализе факторных нагрузок переменных были учтены значения выше 0,4.
Таблица 1
Матрица факторной структуры, полученная на основе анализа показателей
базисных убеждений, абстрактно-логического интеллекта, шкалы
самодетерминации, социального интеллекта и ОСД, вычисленных
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В начало страницы |
|