Религиозность и социальная поддержка у больных с хроническими
сердечно-сосудистыми заболеваниями
Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. (Чебоксары, Российская Федерация)
|
Николаев Евгений Львович
– член научно-редакционного совета
журнала «Медицинская психология в России»;
– доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного
университета имени И.Н. Ульянова, Чебоксары.
E-mail: nikelvov@gmail.ru
|
|
Лазарева Елена Юрьевна
– старший преподаватель кафедры социальной и
клинической психологии Чувашского государственного университета.
E-mail: elyu88@gmail.com
|
Аннотация.
Целью исследования является определение психологических особенностей
проявления религиозности и социальной поддержки у больных сердечно-сосудистой
патологией различных клинических групп.
Материал и методы исследования. Исследован 181 больной Республиканского
кардиологического диспансера в г. Чебоксары обоего пола возрасте от 18 до 62 лет.
Первая группа — больные гипертонической болезнью (ГБ), вторая группа —
больные ишемической болезнью сердца (ИБС), третья группа — больные пороками
сердца (ПС). Психологическая диагностика проводилась с помощью опросника
Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности», опросника
социальной поддержки F-SOZU-22 в адаптации А.Б. Холмогоровой. При обработке
данных использовались методы математико-статистического анализа (относительные
величины, t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, ранжирование).
Результаты. Значимые различия между клиническими группами определены
по признакам поиска в религии поддержки и утешения (F=3,445; р=0,034),
наличия религиозного самосознания (F=4,398; р=0,014), отношения к религии
как к образцу моральных норм поведения (F=7,721; р=0,0001), самооценке религиозной
убежденности (F=7,160; р=0,001). Восприятие больными социальной поддержки
характеризуется значимыми различиями по проявлениям эмоциональной поддержки
(t=2,27, р=0,024) и удовлетворенности социальной поддержкой (t=-4,99, р=0,0001).
Выводы. Религиозность является одним из значимых ресурсов больных
ПС и дополняется их включенностью в круг позитивных эмоциональных отношений,
сочетающейся с потребностью в большей социальной поддержке. Все клинические
группы объединены дефицитом удовлетворенности от получения социальной поддержки.
Ключевые слова:
религиозность, социальная поддержка, гипертоническая болезнь, ишемическая
болезнь, пороки сердца.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Введение
Вопросы духовности и религии относятся к числу наиболее важных
факторов, которые помогают структурировать опыт, взгляды, ценности,
поведение человека, его отношение к болезни [14]. Не случайно, связь
религиозности с состоянием здоровья или болезни в последние годы
является предметом пристального научного интереса [22; 15; 11; 10].
Учеными ставится вопрос, насколько соотносится связанное с
религиозностью поведение, способствующее здоровью, со снижением
заболеваемости и смертности.
Религиозные практики и вера связаны с полезными пищевыми привычками и
сниженным риском злоупотребления химическими веществами. В то же время,
религиозность может иметь негативные соотношения со здоровьем, в силу
тесной взаимосвязи с невротическими и психотическими расстройствами [23].
Религиозная вера важна для многих пациентов с серьезными заболеваниями,
являясь для них позитивным копинг-ресурсом. Духовное взаимодействие
может благоприятно влиять на пациента за счет чувства успокоения,
больших знаний о болезни, большей приверженности к лечению и более
высокого качества жизни. В то время как результаты влияния молитвы на
самочувствие при сердечно-сосудистых заболеваниях остаются противоречивыми [17].
Касаясь особенностей религиозного совладания, можно отметить, что
религиозное совладение с трудностями включает в себя: внутреннее
совладание (ресурсом которого является интегрированная система
ценностей, убеждений, намерений и действий); горизонтальное совладание
(в основе которого лежит связь между людьми благодаря их общей
идентичности в общине единоверцев); вертикальное совладение
(осуществляемое за счет отношений между человеком и Творцом) [5].
Английские ученые подчеркивают, что для больных с сердечной
недостаточностью наряду с верой крайне важным копинг-ресурсом является
социальная поддержка [16]. Схожие данные получены и в других работах.
Так, показано, что признаки личностной автономии в противовес
социальной направленности личности являются важными предикторами
депрессии у больных ИБС [20]. Социальная поддержка оказывает позитивное
влияние на восстановление гемодинамических показателей у больных с ССЗ
в послеоперационном периоде после имплантации кардиовертера-дефибриллятора [13].
Японская исследовательская группа во главе с A. Ikeda [18] выявила, что
низкий уровень социальной поддержки связан с высоким риском смертности
от инсульта у мужчин и не связан с заболеваемостью.
Социальная поддержка является важным культуральным ресурсом при
сердечно-сосудистой патологии и для представителей латиноамериканской
культуры. К ресурсам здесь относятся вера, физическая активность,
забота о семье, связи с друзьями [15].
Важность позитивного социального окружения и социальной поддержки на
ранних этапах развития, т.е. в детстве, подчеркивается американскими
исследователями [7], которые рассматривают его в качестве важного
условия, снижающего риск ССЗ в зрелом возрасте.
Проведенный анализ показывает, что религиозность и социальная поддержка
являются важными ресурсами личности при болезни, в том числе и при
сердечно-сосудистой патологии. Однако данные об особенностях проявления
религиозности и социальной поддержки при различной сердечно-сосудистой
патологии на настоящий момент отсутствуют, что и стало целью нашего
исследования.
Материал и методы
В исследовании участвовали больные с сердечно-сосудистой патологией,
поступившие на лечение в Республиканский кардиологический диспансер в
г. Чебоксары. Выборку составили 181 человек обоего пола в возрасте
от 18 до 62 лет.
Распределение по клиническим группам с учетом диагноза было следующим:
первая группа — больные гипертонической болезнью (ГБ), вторая группа
— больные различными формами ишемической болезни сердца (ИБС),
третья группа — больные врожденными и приобретенными пороками сердца (ПС).
Диагностика особенностей религиозности личности проводилась с
помощью опросника Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной
религиозности» [6]. В качестве источника нормативных показателей
использовались результаты исследования Е.Ю. Лазаревой и Л.А. Шараповой [2].
Диагностика особенностей воспринимаемой личностью испытуемого
социальной поддержки производилась при помощи опросника социальной
поддержки F-SOZU-22 [19] в адаптации А.Б. Холмогоровой [4]. Полученные
результаты исследования больных ССЗ сравнивались с нормативными данными
[4].
Полученные данные обрабатывались методами математико-статистического
анализа (относительные величины, t-критерий Стьюдента, однофакторный
дисперсионный анализ, ранжирование) с помощью пакета программ
статистической обработки данных «Statistica 7.0».
Результаты
Сравнение больных ССЗ и здоровых показало (табл. 1), что значимым
различием между ними является содержание отношения к магии (t=2,41,
р=0,016), что проявляется повышенным интересом кардиологических больных
к мистическим практиками, проблемам сглаза, порчи, колдовства.
Таблица 1
Показатели шкал опросника «Структура индивидуальной религиозности»
у больных ССЗ в сравнении с нормативной группой (M±σ)
Индивидуальная религиозность кардиологических больных также
характеризуется более выраженной верой в магическую силу религиозных
ритуалов, что может быть связано с их стремлением использовать их для
скорейшего исцеления. Продолжая сравнение больных ССЗ и здоровых по
величине показателей шкал опросника (табл. 2), необходимо заметить, что
наличие религиозного самосознания, рассматриваемого как сопричастность
личности с определёнными религиозными идеями и ценностями, является
более приоритетным для кардиологических пациентов.
Таблица 2
Ранговое распределение показателей шкал опросника «Структура
индивидуальной религиозности» у больных ССЗ в сравнении с
нормативной группой
В то же время, менее значимыми для них, в сравнении со здоровыми,
являются идеи креационизма в форме веры в Творца и признание высшего
разума, и интерес к религии как к «псевдонауке». Иными
словами, загадочные и таинственные явления, не имеющие к ним
непосредственного отношения, в восприятии которых большую роль играет
вера, а не знания, интересны им в меньшей степени, чем здоровым.
С помощью однофакторного дисперсионного анализа значимые различия
у больных ССЗ трех клинических групп определены по шкалам: поиска в
религии поддержки и утешения (F=3,445; р=0,034), наличия религиозного
самосознания (F=4,398; р=0,014), отношения к религии как к образцу
моральных норм поведения (F=7,721; р=0,0001) и дополнительной шкале
самооценки религиозной убежденности (F=7,160; р=0,001) (рисунок 1).
Больные ПС больше, чем другие группы больных, отождествляют религию
с поддержкой и утешением и с помощью внешней религиозной атрибутики
стремятся соответствовать нормам религиозного верования, что
подкрепляется их высоким уровнем религиозного самосознания, проявляющимся
сознательным разделением религиозных идей и принципов, принадлежностью
к конкретной религиозной группе. Уровень веры в соответствии с их самооценкой
самый высокий среди больных ССЗ и значительно превышает аналогичный показатель
у здоровых.
Рисунок 1. Показатели шкал опросника «Структура индивидуальной
религиозности» у больных ССЗ различных клинических групп
Больные ГБ демонстрируют самые низкие показатели уровня веры среди
всех больных ССЗ. Они больше воспринимают религию как философскую
концепцию и верят в магические ритуалы и в меньшей степени, чем другие
группы больных, воспринимают религиозное учение образцом моральных норм
поведения. Они также проявляют наименьший интерес к псевдонаучным знаниям
и непознанным явлениям и имеют самую низкую внутреннюю потребность в вере
среди всех больных.
Для больных ИБС характерен высокий уровень восприятия религии как
образца моральных норм человеческой жизни. Вопросы нравственности в
религии имеют для них большое значение. Они в большей мере готовы
руководствоваться в повседневной жизни евангельскими истинами, а
философские основы вероучения интересуют их в меньшей степени. Они,
как правило, стараются внешне не проявлять своё отношение к вере, и их
самооценка религиозной убежденности соответствует показателям здоровых.
Социальная поддержка, как важный адаптационный ресурс, представляет
собой систему непрофессиональной помощи, получаемой личностью в
результате межличностного взаимодействия в естественной социальной
среде с людьми, в отношении которых присутствует чувство общности. У
больных с расстройствами аффективного спектра отмечено снижение уровня
эмоциональной поддержки, глубины и доверительности контактов, а также
социальной интеграции или общности [3].
Таблица 3
Показатели шкал опросника социальной поддержки F-SOZU-22 у больных ССЗ
в сравнении с нормативной группой (M±σ)
Результаты исследования структуры социальной поддержки доказывают, что
ее восприятие больными ССЗ характеризуется достоверно значимыми различиями
по параметрам эмоциональной поддержки (t=2,27, р=0,024) и удовлетворенности
социальной поддержкой (t=-4,99, р=0,0001). По общему показателю социальной
поддержки достоверные различия не выявлены (табл. 3).
Достоверные различия по параметру эмоциональной поддержки
(F=3,9; р=0,022) также выявляются при дифференцированном анализе
результатов исследования в клинических группах больных ССЗ (табл. 4 ).
Таблица 4
Показатели шкал опросника социальной поддержки F-SOZU-22 у больных ССЗ
различных клинических групп (M±σ)
В соответствии с самооценкой больные ПС в большей мере включены в круг
позитивных эмоциональных отношений. Они не только чаще, чем больные ГБ
и ИБС, но и чаще, чем здоровые испытуемые переживают в интерперсональном
взаимодействии положительные чувства единения с окружающими. Включенность
больных ГБ в эмоционально значимые социальные отношения значительно меньше,
чем при ПС, но не является дефицитарной и соответствует показателям группы
здоровых. Больные ПС более, чем больные ГБ, открыты для социальных контактов
и стремятся к установлению близких отношений, ощущая себя частью своего
социального окружения.
Обсуждение результатов
Что может лежать в основе позитивного влияния религиозности на
личность при болезни? По мнению D.A. Carone, D.F. Barone [9], религиозные
убеждения представляют собой важную часть культуры пациента вне
зависимости от степени их осознания. Еще одним адаптивным религиозным
фактором является непреходящая вера в духовное соединение [9]. По
мнению Р.М. Грановской [1], религия помогает человеку увидеть новые
значимые цели в своем внутреннем мире.
По данным E. Sublette и B. Trappler [21], религиозность больного
и его семьи служит защитным механизмом, способствующим рационализации и
скрытому влиянию, что отражается в клинической картине заболевания,
ходе терапевтической интервенции и реакциях переноса-контрпереноса.
Обобщая опыт психотерапии в контексте различных культур, N. Black [8]
приходит к очевидному заключению о том, что духовные учения могут
позитивно воздействовать на лечение одновременно с психотерапией, а
улучшение функционирования пациента закономерно сопровождается его
духовным ростом.
В литературе отмечена позитивная роль социальной поддержки и
религиозности как копинг-ресурсов при тревоге у больных с ИБС [12].
В нашем исследовании удалось выявить, что при оценке у больных ССЗ
религиозности необходимо обращать внимание на то, что она имеет у них
больше прагматическую, чем мировоззренческую направленность, а наличие
болезни связано с ростом интереса испытуемых к мистическим проявлениям
и магическим практикам, что мало соответствует традиционным понятиям о
духовности личности.
Самый высокий уровень веры имеют больные ПС, которые прибегают
к религии не только в поисках утешения и поддержки, но и сознательно
разделяют многие религиозные ценности.
Больные ГБ проявляют себя наименее религиозными испытуемыми, больше
воспринимая религию в качестве философской концепции. Многие показатели
их религиозности меньше показателей нормативной группы. Уровень их
религиозного самосознания низок, моральная ценность религии в их глазах
незначительна.
Больные ИБС по выраженности веры занимают промежуточное положение
между больными ГБ и больными ПС. Для них важна роль религии как средства
поддержки, им не чуждо религиозное самосознание, в отличие от других
больных они ценят нравственный потенциал религии, в т.ч. для своей
жизни.
В отношении социальной поддержки у больных ССЗ является актуальной
доминирование ее эмоционального компонента, который в максимальной
степени представлен у больных с ПС.
Выводы
1. Религиозность кардиологических больных отличается
выраженной магической направленностью. Она является одним из значимых
внутренних ресурсов у больных ПС. Вера определяется у них выраженностью
религиозного самосознания.
2. Высокая религиозность больных ПС эффективно дополняется
их включенностью в круг позитивных эмоциональных отношений с близкими, по
отношению к которым они испытывают теплые чувства общности и единения,
сочетающуюся с потребностью получения большей поддержки от своего
социального окружения.
3. Все клинические группы объединены общей психологической
характеристикой – дефицитом удовлетворенности от получения социальной
поддержки, что, вероятно, имеет связь с высокой потребностью в эмоционально
значимых теплых отношениях при наличии кардиологического заболевания.
Литература
1. Грановская Р.М. Психология веры. – СПб.:
Речь, 2004. – 576 с.
2. Лазарева Е.Ю., Шарапова Л.А. О некоторых
клинико-психологических характеристиках качества жизни здоровой
популяции // Психология человека в условиях мирового финансового
кризиса: сборник научных трудов. – Чебоксары, 2009. –
С. 117–121.
3. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А.
Социальная поддержка как предмет научного изучения и ее нарушения
у больных с расстройствами аффективного спектр // Социальная и
клиническая психиатрия. – 2003. – № 2. –
C. 15–23.
4. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические
обоснования интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра:
дис. … д-ра психол. наук. – М., 2006. – 465 с.
(прил. 92 с.).
5. Шмелев И.М. Стратегии и ресурсы совладающего
поведения верующих молодых людей // Вестник Университета Российской
академии образования. – 2011. – № 3. – С. 63–65.
6. Щербатых Ю.В. Структура индивидуальной религиозности
// Справочник практического психолога. Психодиагностика / под общ. ред.
С.Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – С. 457–466.
7. A prospective study of positive
early-life psychosocial factors and favorable cardiovascular [
risk in adulthood / A.A. Appleton, S.L. Buka, E.B. Loucks et al. //
Circulation. – 2013. – Vol. 127. – N 8,
Feb 26. – P. 905–912.
8. Black N. Hindu and Buddhist children,
adolescents, and families // Child. Adolesc. – Psychiatr.
Clin. N. Am. – 2004. – N 1. – P. 201–220.
9. Carone D.A., Barone D.F. A social cognitive
perspective on religious beliefs: their functions and impact
on coping and psychotherapy // Clin. Psychol. Rev. – 2001.
– N 7. – Р. 989–1003.
10. Churches as targets for cardiovascular disease
prevention: comparison of genes, nutrition, exercise, wellness and
spiritual growth (GoodNEWS) and Dallas County populations /
T.M. Powell-Wiley, K. Banks-Richard, E. Williams-King et
al. // J. Public. Health (Oxf). – 2013. – Vol. 35.
– N 1, Mar. – Р. 99–106.
11. Faith and use of complementary and
alternative medicine among heart attack patients in a secular society /
S. Bekke-Hansen, C.G. Pedersen, K. Thygesen, et al. // Complement Ther.
Med. – 2012. – Vol. 20. – N 5, Oct.
– P. 306–315.
12. Hughes J.W., Sketch M.H., Watkins L.L.
Social Support and Religiosity as Coping Strategies for Anxiety in
Hospitalized Cardiac Patients // Ann Behav. Med. – 2004.
– Vol. 28(3). – P. 179–185.
13. Lache, B. Social support predicts
hemodynamic recovery from mental stress in patients with implanted
defibrillators / B. Lache, T. Meyer, C. Herrmann-Lingen //
J. Psychosom. Res. – 2007. – Vol. 63. – N 5,
Nov. – Р. 515–523.
14. Lukoff D., Turner R., Lu F.
Transpersonal psychology research review: Psychoreligious dimensions of
healing // J. Transpers. Psychol. – 1992. – P. 41–60.
15. Perez A., Fleury J., Shearer N. Salud
de Corazon: Cultural Resources for Cardiovascular Health among Older
Hispanic Women // Hisp Health Care Int. – 2012. –
Vol. 10. – N 2, Jun 1. – Р. 93–100.
16. Psychological, social and spiritual
distress at the end of life in heart failure patients / L. Selman,
T. Beynon, I.J. Higginson, R. Harding // Curr. Opin. Support. Palliat.
Care. – 2007. – Vol. 1. – N 4, Dec. –
Р. 260–266.
17. Review of clinical medicine and religious
practice / W.C. Stewart, M.P. Adams, J.A. Stewart, L.A.
Nelson // J. Relig. Health. – 2013. – Vol. 52.
– N 1, Mar. – Р. 91–106.
18. Social support and stroke and
coronary heart disease: the JPHC study cohorts II /
A. Ikeda, H. Iso, I. Kawachi et al. // Stroke. –
2008. – Vol. 39. – N 3, Mar. –
Р. 768–775.
19. Sommer G., Fydrich T. Soziale
Unterstuetzung. Materiale, 22 Dt. Ges. fuer Verhaltenstherapy.
– Tuebigen, 1989. – P. 60.
20. Stafford L., Jackson H. J., Berk M.
Cognitive-personality style as vulnerability to
depression in patients with coronary artery disease: roles of
sociotropy and autonomy // Psychosom. Med. – 2009.
– Vol. 71. – N 1, Jan. – Р. 63–69.
21. Sublette E., Trappler B. Cultural
sensitivity training in mental health: treatment of Orthodox
Jewish psychiatric inpatients // Int. J. Soc. Psychiatry. – 2000.
– N 2. – P. 122–134.
22. The Strength to Cope: Spirituality
and Faith in Chronic Disease / N. Unantenne, N. Warren, R. Canaway et
al. // J. Relig. Health. – 2011. – N 16.
23. Zagozdzon, P. Religiosity and health
in epidemiological studies [Article in Polish] // Pol. Merkur.
Lekarski. – 2012. – Vol. 32. – N 191,
May. – Р. 349–353.
Ссылка для цитирования
Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Религиозность и социальная поддержка у больных
с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями // Медицинская психология в России:
электрон. науч. журн. – 2014. – N 3(26)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|