Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии и преподавание
её в России (к 140-летию со дня рождения)
Журавель В.А. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
|
Журавель Вадим Александрович
– клинический психолог, исследователь истории медицинской
психологии в России Санкт-Петербургский научно-исследовательский
психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.
E-mail: zhuravelvadim@yandex.ru
|
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
По словам Владимира Михайловича Бехтерева, «Трудно
представить себе более самоотверженного и преданного научному делу
человека, забывавшего ради науки все земные блага» [1]. Так
он охарактеризовал одного из крупнейших психологов начала ХХ века,
своего ученика и сотрудника Александра Федоровича Лазурского.
А.Ф. Лазурский — методолог и систематик в психологии
личности и индивидуальности, как и Исаак Ньютон, «стоял на
плечах гигантов». Его предшественниками были В.М. Бехтерев,
П.П. Викторов, И.А. Сикорский, В.Ф. Чиж. Он также
опирался на достижения европейской научной психологии, философии
и естествознания.
А.Ф. Лазурский родился 12 апреля (по н.ст.) 1874 г. в семье
православного священника в Переяславе1
Полтавской губернии (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины).
После окончания с золотой медалью гимназии в уездном городе Лубны
Полтавской губернии поступил в Военно-медицинскую академию в Петербурге,
которую окончил в 1897 г. со степенью «лекаря с отличием».
Был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой
В.М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская
деятельность А.Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии
в лабораториях этой клиники. В то время в клинике во главе с
В.М. Бехтеревым, работали такие известные невропатологи и психиатры,
как Л.В. Блуменау, А.В. Гервер, М.С. Добротворский,
М.Н. Жуковский, А.И. Карпинский, В.П. Осипов,
П.А. Останков. Проблемы психологии уже тогда заняли центральное
место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий
кругозор и глубокая эрудированность А.Ф. Лазурского в области
наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была
открыта психологическая лаборатория [34]. По окончании академии молодой
врач стал заведовать этой лабораторией.
Являясь штатным врачом клиники, А.Ф. Лазурский в течение 16
лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял
различные отделения в Доме призрения душевнобольных в Петербурге [37].
Впоследствии А.Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам
медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами
«школе для детей с пониженной успешностью, нервных и
слаборазвитых» при Психо-Неврологическом институте (ПНИ) [2].
Со времени окончания Академии он принимал активное участие в работе
Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899 г. был
избран его действительным членом [33]. Тогда же А.Ф. Лазурский сдал
экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем
медицинским дисциплинам [36].
На кафедре душевных и нервных болезней Академии все будущие
специалисты проходили основательную подготовку в области строения
и функций нервной системы. Это соответствовало общему
анатомо-физиологическому направлению кафедры, основанной названным
при жизни «отцом русской психиатрии» И.М. Балинским,
а затем последовательно возглавлявшейся его учениками И.П. Мержеевским
и В.М. Бехтеревым.
Разработка А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии
опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в
частности, нейроморфологические исследования, первые из которых были
опубликованы в 1895 г. в журнале «Неврологический
вестник» [9; 10]. В последующие годы он изучил связи так
называемого петлевого слоя с корой головного мозга и боковыми столбами.
При этом был применён экспериментальный метод перерождения и окраска
препаратов по новому тогда методу Ниссля. В результате А.Ф. Лазурским
было установлено существование неполного перекрёста волокон, выходящих
из ядер нежного и клиновидного пучков, отсутствие нисходящего
перерождения волокон петлевого слоя после полного удаления теменной
доли и рассеянное перерождение волокон петлевого слоя вслед за
удалением задней части задней центральной извилины [10]. Затем
А.Ф. Лазурский провёл сравнительное патолого-анатомическое
исследование изменений мозговой коры при нормальном старении и при
явлениях старческого слабоумия [13].
Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он
провел основательное физиологическое исследование «О влиянии
мышечной работы на мозговое кровообращение» [15]. Исследование
проводилось по оригинальной экспериментальной методике на 40 собаках,
его результаты с большим успехом были защищены 1 декабря
1900 г. в качестве докторской диссертации в диспуте с официальными
оппонентами И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым и М.С. Добротворским.
И.П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес
темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В.М. Бехтерев
подчеркнул важность проведенного исследования для клиники [7].
Большой интерес вызвали в свое время работы А.Ф. Лазурского
по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических
соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических
функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне. Было
обнаружено, что дыхание и пульс здесь либо ускоряются, либо замедляются,
причём у всех исследуемых отмечалась строгая индивидуальность в направлении
этих сдвигов [5]. Затем было проведено изучение влияния непосредственно
внушённых эмоций радости, горя, страха и гнева на те же физиологические
функции [17]. Найденные при этом объективные признаки гипнотических
состояний были важны для отличия глубокого гипноза от притворства в
судебно-психиатрической практике. Результаты исследования позволили
А.Ф. Лазурскому обосновать его критическое отношение к популярной
в то время теории эмоций Ланге — Джемса, согласно которой,
как известно, в основе всех чувствований лежат вазомоторные влияния,
вызывающие при сужении сосудов эмоции страха или горя, а при их
расширении — гнев или радость. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев
дали высокую оценку работам А.Ф. Лазурского по клинической
психофизиологии [7].
Ранние исследования способствовали формированию естественнонаучного
мировоззрения А.Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась
его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии
с древнейших времён, А.Ф. Лазурский показал зависимость этапов
ее истории от успехов естествознания в целом. Особое значение он
придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно
благодаря ей стало ясно: «головной мозг является… седалищем
нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо
изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомии и
физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии
как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии,
ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а
во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные
отделы нормальной психологии» [14].
Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способствовала
работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля
Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта
в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был
направлен в 1901 г. Однако первые психологические исследования,
выполненные экспериментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским
еще в 1896 г. Первое из них было посвящено изучению влияния
мышечных движений на скорость психических процессов, результаты
которого были доложены собранию врачей клиники В.М. Бехтерева
[27]. В последующие годы А.Ф. Лазурский выполнил ещё ряд
экспериментальных лабораторных исследований, обогативших классическую
экспериментальную психологию [16; 18; 28; 29]. С момента основания
В.М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии»
А.Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной
психологии. (Впоследствии он фактически возглавил это периодическое
издание). Он принимал активное участие в редактировании русского
перевода многотомных «Основ физиологической психологии»
В. Вундта [3]. Поэтому не было случайным избрание А.Ф. Лазурского
профессором по кафедре экспериментальной психологии Психо-Неврологического
института в 1907 г. В создании этого высшего учебного и
исследовательского учреждения он принял активное участие как ученый
секретарь Русского общества нормальной и патологической психологии [4].
На основе лекций студентам этого института А.Ф. Лазурский создал
интересный учебник «Психология общая и экспериментальная»,
выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время [23]. В ПНИ
он организовал и возглавил в 1909 г. психологическую лабораторию,
занимавшуюся исследованием волевого процесса экспериментальным методом
[25]. Признанием заслуг А.Ф. Лазурского в области экспериментальной
психологии явилось избрание его почетным членом Московского общества
экспериментальной психологии, созданного в 1910 г. под руководством
психиатра и психолога А.Н. Бернштейна при участии видных врачей
и психологов Г.И. Россолимо, А.П. Нечаева и др.
В своих экспериментальных психологических исследованиях
А.Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих
индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция
выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-х
годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности
стало главным делом жизни А.Ф. Лазурского. В этих центральных
разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и
представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим
разработкам посредством специально созданной им «Программы
исследования личности» [19]. Ученый справедливо считал, что
высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как
клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [12].
А.Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических
приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко
использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со
специально подобранными методиками экспериментальной психологии.
Вершиной методических изысканий А.Ф. Лазурского является
созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента»,
благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта
и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку
испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится
в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия [21].
А.Ф. Лазурским совместно с философом С.Л. Франком была
выдвинута концепция отношений личности, развитая видным советским
психологом, учеником А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищевым,
который применил её в теории и практике психотерапии в клинике
неврозов и пограничных состояний [30]. Талантливый теоретик, один из
создателей психологии индивидуальности — «науки о
характерах» [6; 20; 26]2,
как он её называл, А.Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу
абстрактных построений. Его живая мысль проникала в различные области
практики.
Создание основ клинической психологии и преподавание психологии
в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных
направлений его научно-практической и педагогической деятельности.
Опыт первых лет клинической работы привел А.Ф. Лазурского к
следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук
является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения
общемедицинского образования, так и для успешного пользования
психотерапией в самом широком смысле этого слова» [15].
Реализация этой идеи началась лекциями «О значении эксперимента
в психологии» и «О чувственной афазии», которые он
прочитал в Военно-Медицинской академии в конце 1903 г. [8]. Так
было положено начало педагогической работе А.Ф. Лазурского как
психолога в медицине. Более десяти лет он читал слушателям Академии
лекции и вел практические занятия по патологической психологии с
подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов,
а также по методике клинического экспериментально-психологического
обследования душевнобольных. Кроме того, в те же годы при
непосредственном содействии А.Ф. Лазурского в клинике были
выполнены диссертации на степень доктора медицины будущими профессорами
М.И. Аствацатуровым, А.В. Ильиным, К.И. Поварниным и
В.В. Срезневским и другими врачами, посвященные различным теоретическим
вопросам психологии и обследованию душевнобольных психологическими
методами.
Формирование основ медицинской психологии и совершенствование ее
преподавания в наибольшей мере связано с деятельностью А.Ф. Лазурского
в Женском медицинском институте. В конце 1907 г. он был избран
приват-доцентом этого института и вскоре представил программу лекций
для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс,
аналогичный тому, который А.Ф. Лазурский читал в Психо-Неврологическом
институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи
психологии, отношение её к пограничным областям знания, методы
психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей;
процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и,
наконец, раздел о личности, темпераменте и характере [38]. Впоследствии
он значительно дополнил эту программу вопросами патологической
психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по
экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано
стремлением А.Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание
к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления,
исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических
аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым
введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства
было вызвано тем, что значительное число выпускниц института
становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали
опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии,
методики объективного исследования душевнобольных, а также составление
детских характеристик по «Программе» А.Ф. Лазурского.
Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два
часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю,
собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность
посещения [Там же].
Еще более убедившись на опыте преподавания в крайней
необходимости введения психологии в систему медицинских знаний,
А.Ф. Лазурский принял активное участие в Совещании по реформе
высшего медицинского образования, проводившемся Пироговским обществом
русских врачей в 1908—10 г.г. В одном из заседаний он
выступил с предложением о введении штатной доцентуры по тем предметам,
преподавание которых было бы желательным [35]. На III съезде Отечественных
психиатров в начале 1910 г. А.Ф. Лазурский убежденно заявил,
что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и, в
особенности, психолого-педагогическая подготовка [22]. В апреле того
же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI
Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании
психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал
необходимость введения психологии в систему медицинских наук.
А.Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области
могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории».
Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив
необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях
В.М. Бехтерев отметил, что немыслимо вести курс психиатрии без
психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как
терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции
съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем
обязательно на основе объективных методов [24].
Получив поддержку представительного съезда, — А.Ф. Лазурский
с еще большей энергией продолжил совершенствовать курс психологии и
его преподавание будущим врачам. В 1912 г. он с удовлетворением
констатировал завершение формирования такого курса, который
«наиболее соответствует потребностям медицинского факультета
и который с полным правом может быть назван курсом медицинской
психологии» (подчеркнуто А.Ф. Лазурским, см.
докладную записку). В заключение он выразил надежду, что
начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться [38].
В Совет Санкт-Петербургского Женского Медицинского Института
Приват-доцента Института
Александра Федоровича Лазурского
Докладная записка
В дополнение к моему рапорту, содержавшему в себе отчет о лекциях и
занятиях текущего полугодия, имею честь сообщить следующее.
В настоящее время исполнилось уже 4 года, как мной было начато, с
разрешения Совета, чтение лекций и ведение практических занятий по
психологии для слушательниц Института. За это время практика успела
показать, с одной стороны, жизненность нового начинания, а с другой
— необходимость довольно существенных изменений, которые и
были постепенно осуществлены мной как в программах читаемого курса
(2 часа в неделю в течение всего года), так и в ведении практических
занятий (2 раза в неделю по два часа).
Вначале курс читался мною приблизительно так, как он читается в
университетах, на историко-филологических факультетах, с той только
разницей, что биологическое освещение психических явлений проводилось,
быть может, более последовательно и, кроме того, лекции обычно
сопровождались экспериментами, производимыми тут же в аудитории.
Очень скоро, однако, выяснилась настоятельная необходимость дополнить
чисто теоретический курс психологии практическими элементами, расширив
их, главным образом, в двух направлениях: во-первых, в сторону психологии
детства и педагогической психологии, поскольку знакомство с этой
последней может быть полезно для будущего школьного врача, во-вторых,
в сторону патологической психологии, то есть психологического анализа
различных болезненных симптомов, — что может служить полезным
введением в изучении психиатрии. В результате получился своеобразный
курс, который, по моему мнению, наиболее соответствует потребностям
медицинского факультета и который с полным правом может быть назван
курсом медицинской психологии.
Практические занятия также вначале носили теоретически-лабораторный
характер; кроме того, программа была составлена слишком широко,
благодаря чему, с одной стороны, далеко не все желающие могли принять
в них участие, а с другой, от начавших заниматься они требовали слишком
много времени, что при крайней и без того перегруженности слушательниц
Медицинского Института является, вообще говоря, нежелательным. В
настоящее время практические занятия ведутся в следующем порядке,
представляющемся, повидимому, наиболее целесообразным. Один раз в
неделю для слушательниц младших курсов (2-й и 3-й) ведутся по группам
занятия в лаборатории, на которых слушательницы знакомятся в сжатом
виде (каждая группа в течение 1 месяца, т. е. 4-е раза) с
важнейшими методами экспериментально-психологического исследования.
Опыты проделываются по возможности коллективно, так чтобы все
участвующие в занятиях могли проделывать их на самих себе. Второй
раз в неделю занятия ведутся, с разрешения профессора В.М. Бехтерева,
в клинике душевных болезней и состоят в демонстрации слушательницам
старших курсов (4-й и 5-й) экспериментально-психологического
исследования душевно-больных.
В первые годы слушательницами Института было сделано много рефератов
по различным темам по теоретической и практической психологии. В
последнее время рефераты начинают постепенно заменяться беседами
по поводу прочитанного: такие беседы касаются вопроса уже знакомых
всем их лекций, дают возможность большому количеству лиц принять
активное участие в общей работе и, быть может, являются более
целесообразными.
В продолжение последних лет неоднократно предпринимались экскурсии в
различные учреждения, имеющие отношения к врачебному воспитанию, с
целью ознакомить слушательниц с этой малодоступной им областью.
Хотя чтение лекций и практических занятий не было ограничено
какими-либо определенными курсами (за исключением занятий в клинике,
на которые допускались лишь студенты 4-го и 5-го курсов), но
преимущественными посетительницами оказались слушательницы 2-го и 3-го
курсов, что, по моему мнению, следует считать вполне нормальным. Вообще
же отношение слушательниц к занятиям, как в смысле интереса к делу, так
и в смысле усердия в работе не оставляло желать лучшего. Это обстоятельство
также заставляет думать, что потребность в систематическом преподавании
психологии на медицинских факультетах действительно существует и что
начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.
Санкт-Петербург
А. Лазурский
26 мая 1912 г.
В конце 1913 г. А.Ф. Лазурский был избран штатным
клиническим ассистентом Женского медицинского института и окончательно
перешел из военного в гражданское ведомство. С этого времени наряду с
преподаванием психологии он начал вести в больнице Николая Чудотворца
клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса,
а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение
преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого
обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической
психологии, так и в психиатрии. Лекции А.Ф. Лазурского по общей
и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского
факультета Психо-Неврологического института, и периодически —
участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров,
которые организовывались при институте [32].
Таким образом, А.Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои
идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания
психологии в трех высших учебных заведениях. Однако начавшаяся в 1914
г. война помешала дальнейшему распространению этого важного начинания.
16 (3) марта 1917 г.3
тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому
не было еще и 43 лет. По словам Владимира Николаевича Мясищева, улица,
где жил А.Ф. Лазурский, в дни Февральской революции простреливалась
пулемётом и больному не была оказана своевременная помощь. (Недавно нами
было установлено, что это дом № 12-а по Ординарной улице в
Санкт-Петербурге, в котором А.Ф. Лазурский с женой снимал квартиру).
Детей у А.Ф. Лазурского не было.
А.Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития
психологии,
особенно в деле создания на естественнонаучной основе собственно
психологической теории личности и адекватных ей методов исследования.
Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в
клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические
основы психотерапии благодаря концепции отношений личности. В целом
творческие достижения блестящего ученого-психолога и клинициста
показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной
медицинской психологии.
В заключение следует отметить, что ровно через 100
лет после
заявления Лазурского о создании курса преподавания психологии
студенткам Женского медицинского института в том же вузе (ныне Первый
Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени
академика И.П. Павлова) в 2012 г. был открыто учебное Отделение
клинической психологии.
_______________________
1 Городок Переяслав вошел в историю как место, где в
1654 г. было принято решение Запорожского казачества о
присоединении к Московскому государству. Сейчас в этом 30-тысячном
городе действуют 24 музея: Музей казацкой славы, Музей хлеба, музей
известного писателя Шолом-Алейхема (Шолом Рабинович) и др. Но музея
А.Ф. Лазурского нет. ↑
2 Обзор достижений А.Ф. Лазурского в этой области
опубликован нами ранее [31]. ↑
3 3 марта — эта дата значится в некрологе, напечатанном
В.М. Бехтеревым в журнале «Вестник психологии» [1].
16 марта — по новому стилю. ↑
Литература
1. Бехтерев В.М. Вестник психологии. – 1919.
– Вып. 1. – С. 1–3.
2. Вестник психологии. – 1914. –
Т. ХI, Вып. 1. – С. 175.
3. Вундт В. Основы физиологической психологии.
(Без места и года издания). – 1024 с.
4. Гервер А.В. Отчет о деятельности Психо-Неврологического
института за 1908 учебный год. – СПб., 1910. – С. 4.
5. Гизе Э.А., Лазурский А.Ф. Дыхание и пульс
во время гипноза // Обозрение психиатрии. – 1899. –
№ 11. – С. 918–920; 1900. – № 5.
– С. 356–367.
6. Естественный эксперимент и его школьное
применение / под. ред. А.Ф. Лазурского. – Петроград,
1918. – 192 с.
7. Известия Императорской Военно-медицинской
академии. – 1901. – Т. 2, № 3. –
С. 332–234.
8. Известия Императорской Военно-медицинской
академии. – 1904. – Т. 8, № 1. –
С. 103.
9. Лазурский А.Ф. О соотношении лобно-мостовой
системы с сетчатым ядром // Неврологический вестник. – 1895.
– Вып. 3. – С. 99–100.
10. Лазурский А.Ф. О центральных продолжениях
двигательных черепных нервов // Неврологический вестник. –
1895. – Вып. 3. – С. 101–102.
11.Лазурский А.Ф. О петлевом слое. Исследование по методу
перерождения // Неврологический вестник. – 1898. –
Вып. 1. – С. 71–91.
12. Лазурский А.Ф. Метод систематического
наблюдения в индивидуальной психологии. Отчеты научных собраний
врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней
за 1898–99 г.г. – СПб., 1899. –
С. 11–15.
13. Лазурский А.Ф. Об изменениях мозговой
коры при старческом слабоумии // Неврологический вестник. –
1900. – Вып. 3. – С. 156–187.
14. Лазурский А.Ф. О влиянии естествознания
на развитие психологии // Обозрение психиатрии. – 1900.
– № 8. – С. 594–597; № 9. –
С. 660–670.
15. Лазурский А.Ф. О влиянии мышечных движений
на черепно-мозговое кровообращение: дис. … док. медицины.
– СПб., 1900. – 278 с.
16. Лазурский А.Ф. О влиянии различного чтения
на ход ассоциаций // Неврологический вестник. – 1900. –
Т. 8. – Вып. 3. – С. 67–101.
17. Лазурский А.Ф. О внушенных чувствованиях на
пульс и дыхание // Известия Императорской Военно-медицинской академии.
– 1900. – Т. 1, № 4. – С. 329–350.
18. Лазурский А.Ф. Об индивидуальных особенностях
при запоминании и воспроизведении // Юбилейный сборник, посвященный
В.М. Бехтереву. – СПб. – 1903. – Т. 1.
– С. 398–413.
19. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности
// Вестник психологии. – 1904. – Вып. 9. –
С. 686–709.
20. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах.
– СПб., 1906. – 307 с.
21. Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте
// Труды Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике.
– СПб., 1911. – С. 142–152.
22. Лазурский А.Ф. О подготовке школьных врачей
// Труды III съезда Отечественных психиатров. – СПб., 1911.
– С. 763–1914.
23. Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная.
– СПб., 1912. – 264 с.
24. Лазурский А.Ф. О преподавании психологии
на медицинских факультетах // Труды XI Пироговского съезда русских
врачей. – СПб., 1913. – Т. 3. –
С. 196–203.
25. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности.
Новые экспериментальные данные. – М., 1916. – 53 с.
26. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / под ред.
М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. – Петроград: Государственное
издательство, 1921. – 401 с.
27. Лазурский А.Ф., Акопенко П.Т. О влиянии мышечных
движений (ходьбы) на скорость психических процессов // Обозрение психиатрии.
– 1897. – № 2. – С. 138–143.
28. Лазурский А.Ф., Румянцев Н.Е. Об индивидуальных
особенностях восприятия // Вестник психологии. – 1912. –
Т. IX, Вып. 1. – С. 50–56.
29. Лазурский А.Ф., Шипов Н.Н. Память
последовательных зрительных впечатлений // Неврологический вестник.
– 1900. – Т. 8, Вып. 1. – С. 15–19.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.:
Издательство Ленинградского государственного университета, 1960.
– 426 с.
31. Мясищев
В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности.
(К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии.
– 1974. – № 2. – С. 32–42.
32. Отчет о деятельности Психо-Неврологического
института за 1911 год. – СПб., 1913. – С. 32.
33. Протоколы заседаний Общества психиатров в
С.-Петербурге за 1899 г. – СПб., 1901. – С. 55.
34. Труды клиники душевных и нервных болезней
в С.-Петербурге. – 1899. – Вып. II; СПб. – 1900.
– Ч. 2. – С. 21.
35. Труды XI Пироговского съезда русских врачей.
– СПб., 1911. – Т. 1. – С. 152, 192.
36. Центральный государственный военно-медицинский
архив. – Фонд 3. – № 392.
37. Центральный государственный исторический архив
Санкт-Петербурга. – Фонд 389, опись 1. – № 230.
38. Центральный государственный исторический архив
С.-Петербурга. – Фонд 436. – № 14461.
Ссылка для цитирования
УДК 159.9(092)
Журавель В.А. Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии
и преподавание её в России (к 140-летию со дня рождения) // Медицинская
психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 6(29)
[Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008
"Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате
число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
|