Лазурский А.Ф.

 

Вернуться на главную страницу
О журнале
Редакционный совет
Приглашение к публикациям

Предыдущие
выпуски журнала

2014 РіРѕРґ

2013 РіРѕРґ

2012 РіРѕРґ

2011 РіРѕРґ

2010 РіРѕРґ

2009 РіРѕРґ

Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии и преподавание её в России (к 140-летию со дня рождения)

Журавель В.А. (Санкт-Петербург, Российская Федерация)

 

 

Журавель Вадим Александрович

–  клинический психолог, исследователь истории медицинской психологии в России
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева.

E-mail: zhuravelvadim@yandex.ru

 

 

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

 

 

По словам Владимира Михайловича Бехтерева, «Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага» [1]. Так он охарактеризовал одного из крупнейших психологов начала ХХ века, своего ученика и сотрудника Александра Федоровича Лазурского.

А.Ф. Лазурский — методолог и систематик в психологии личности и индивидуальности, как и Исаак Ньютон, «стоял на плечах гигантов». Его предшественниками были В.М. Бехтерев, П.П. Викторов, И.А. Сикорский, В.Ф. Чиж. Он также опирался на достижения европейской научной психологии, философии и естествознания.

А.Ф. Лазурский родился 12 апреля (по н.ст.) 1874 г. в семье православного священника в Переяславе1 Полтавской губернии (ныне Переяслав-Хмельницкий Киевской области Украины). После окончания с золотой медалью гимназии в уездном городе Лубны Полтавской губернии поступил в Военно-медицинскую академию в Петербурге, которую окончил в 1897 г. со степенью «лекаря с отличием». Был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В.М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А.Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. В то время в клинике во главе с В.М. Бехтеревым, работали такие известные невропатологи и психиатры, как Л.В. Блуменау, А.В. Гервер, М.С. Добротворский, М.Н. Жуковский, А.И. Карпинский, В.П. Осипов, П.А. Останков. Проблемы психологии уже тогда заняли центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А.Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория [34]. По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным врачом клиники, А.Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в Доме призрения душевнобольных в Петербурге [37]. Впоследствии А.Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами «школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» при Психо-Неврологическом институте (ПНИ) [2]. Со времени окончания Академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899 г. был избран его действительным членом [33]. Тогда же А.Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам [36].

На кафедре душевных и нервных болезней Академии все будущие специалисты проходили основательную подготовку в области строения и функций нервной системы. Это соответствовало общему анатомо-физиологическому направлению кафедры, основанной названным при жизни «отцом русской психиатрии» И.М. Балинским, а затем последовательно возглавлявшейся его учениками И.П. Мержеевским и В.М. Бехтеревым.

Разработка А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности, нейроморфологические исследования, первые из которых были опубликованы в 1895 г. в журнале «Неврологический вестник» [9; 10]. В последующие годы он изучил связи так называемого петлевого слоя с корой головного мозга и боковыми столбами. При этом был применён экспериментальный метод перерождения и окраска препаратов по новому тогда методу Ниссля. В результате А.Ф. Лазурским было установлено существование неполного перекрёста волокон, выходящих из ядер нежного и клиновидного пучков, отсутствие нисходящего перерождения волокон петлевого слоя после полного удаления теменной доли и рассеянное перерождение волокон петлевого слоя вслед за удалением задней части задней центральной извилины [10]. Затем А.Ф. Лазурский провёл сравнительное патолого-анатомическое исследование изменений мозговой коры при нормальном старении и при явлениях старческого слабоумия [13].

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» [15]. Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике на 40 собаках, его результаты с большим успехом были защищены 1 декабря 1900 г. в качестве докторской диссертации в диспуте с официальными оппонентами И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым и М.С. Добротворским. И.П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В.М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники [7].

Большой интерес вызвали в свое время работы А.Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне. Было обнаружено, что дыхание и пульс здесь либо ускоряются, либо замедляются, причём у всех исследуемых отмечалась строгая индивидуальность в направлении этих сдвигов [5]. Затем было проведено изучение влияния непосредственно внушённых эмоций радости, горя, страха и гнева на те же физиологические функции [17]. Найденные при этом объективные признаки гипнотических состояний были важны для отличия глубокого гипноза от притворства в судебно-психиатрической практике. Результаты исследования позволили А.Ф. Лазурскому обосновать его критическое отношение к популярной в то время теории эмоций Ланге — Джемса, согласно которой, как известно, в основе всех чувствований лежат вазомоторные влияния, вызывающие при сужении сосудов эмоции страха или горя, а при их расширении — гнев или радость. И.П. Павлов и В.М. Бехтерев дали высокую оценку работам А.Ф. Лазурского по клинической психофизиологии [7].

Ранние исследования способствовали формированию естественнонаучного мировоззрения А.Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времён, А.Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом. Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно: «головной мозг является… седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомии и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» [14].

Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1901 г. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. Первое из них было посвящено изучению влияния мышечных движений на скорость психических процессов, результаты которого были доложены собранию врачей клиники В.М. Бехтерева [27]. В последующие годы А.Ф. Лазурский выполнил ещё ряд экспериментальных лабораторных исследований, обогативших классическую экспериментальную психологию [16; 18; 28; 29]. С момента основания В.М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А.Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. (Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание). Он принимал активное участие в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии» В. Вундта [3]. Поэтому не было случайным избрание А.Ф. Лазурского профессором по кафедре экспериментальной психологии Психо-Неврологического института в 1907 г. В создании этого высшего учебного и исследовательского учреждения он принял активное участие как ученый секретарь Русского общества нормальной и патологической психологии [4]. На основе лекций студентам этого института А.Ф. Лазурский создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время [23]. В ПНИ он организовал и возглавил в 1909 г. психологическую лабораторию, занимавшуюся исследованием волевого процесса экспериментальным методом [25]. Признанием заслуг А.Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его почетным членом Московского общества экспериментальной психологии, созданного в 1910 г. под руководством психиатра и психолога А.Н. Бернштейна при участии видных врачей и психологов Г.И. Россолимо, А.П. Нечаева и др.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А.Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-х годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А.Ф. Лазурского. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» [19]. Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [12]. А.Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии. Вершиной методических изысканий А.Ф. Лазурского является созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия [21]. А.Ф. Лазурским совместно с философом С.Л. Франком была выдвинута концепция отношений личности, развитая видным советским психологом, учеником А.Ф. Лазурского В.Н. Мясищевым, который применил её в теории и практике психотерапии в клинике неврозов и пограничных состояний [30]. Талантливый теоретик, один из создателей психологии индивидуальности — «науки о характерах» [6; 20; 26]2, как он её называл, А.Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений. Его живая мысль проникала в различные области практики.

Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А.Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова» [15]. Реализация этой идеи началась лекциями «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-Медицинской академии в конце 1903 г. [8]. Так было положено начало педагогической работе А.Ф. Лазурского как психолога в медицине. Более десяти лет он читал слушателям Академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов, а также по методике клинического экспериментально-психологического обследования душевнобольных. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А.Ф. Лазурского в клинике были выполнены диссертации на степень доктора медицины будущими профессорами М.И. Аствацатуровым, А.В. Ильиным, К.И. Поварниным и В.В. Срезневским и другими врачами, посвященные различным теоретическим вопросам психологии и обследованию душевнобольных психологическими методами.

 

Формирование основ медицинской психологии и совершенствование ее преподавания в наибольшей мере связано с деятельностью А.Ф. Лазурского в Женском медицинском институте. В конце 1907 г. он был избран приват-доцентом этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А.Ф. Лазурский читал в Психо-Неврологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение её к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере [38]. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А.Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного исследования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А.Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения [Там же].

Еще более убедившись на опыте преподавания в крайней необходимости введения психологии в систему медицинских знаний, А.Ф. Лазурский принял активное участие в Совещании по реформе высшего медицинского образования, проводившемся Пироговским обществом русских врачей в 1908—10 г.г. В одном из заседаний он выступил с предложением о введении штатной доцентуры по тем предметам, преподавание которых было бы желательным [35]. На III съезде Отечественных психиатров в начале 1910 г. А.Ф. Лазурский убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и, в особенности, психолого-педагогическая подготовка [22]. В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А.Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В.М. Бехтерев отметил, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов [24].

Получив поддержку представительного съезда, — А.Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжил совершенствовать курс психологии и его преподавание будущим врачам. В 1912 г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (подчеркнуто А.Ф. Лазурским, см. докладную записку). В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться [38].

 

 

В Совет Санкт-Петербургского
Женского Медицинского Института

Приват-доцента Института
Александра Федоровича Лазурского

 

Докладная записка

 

В дополнение к моему рапорту, содержавшему в себе отчет о лекциях и занятиях текущего полугодия, имею честь сообщить следующее.

В настоящее время исполнилось уже 4 года, как мной было начато, с разрешения Совета, чтение лекций и ведение практических занятий по психологии для слушательниц Института. За это время практика успела показать, с одной стороны, жизненность нового начинания, а с другой — необходимость довольно существенных изменений, которые и были постепенно осуществлены мной как в программах читаемого курса (2 часа в неделю в течение всего года), так и в ведении практических занятий (2 раза в неделю по два часа).

Вначале курс читался мною приблизительно так, как он читается в университетах, на историко-филологических факультетах, с той только разницей, что биологическое освещение психических явлений проводилось, быть может, более последовательно и, кроме того, лекции обычно сопровождались экспериментами, производимыми тут же в аудитории. Очень скоро, однако, выяснилась настоятельная необходимость дополнить чисто теоретический курс психологии практическими элементами, расширив их, главным образом, в двух направлениях: во-первых, в сторону психологии детства и педагогической психологии, поскольку знакомство с этой последней может быть полезно для будущего школьного врача, во-вторых, в сторону патологической психологии, то есть психологического анализа различных болезненных симптомов, — что может служить полезным введением в изучении психиатрии. В результате получился своеобразный курс, который, по моему мнению, наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии.

Практические занятия также вначале носили теоретически-лабораторный характер; кроме того, программа была составлена слишком широко, благодаря чему, с одной стороны, далеко не все желающие могли принять в них участие, а с другой, от начавших заниматься они требовали слишком много времени, что при крайней и без того перегруженности слушательниц Медицинского Института является, вообще говоря, нежелательным. В настоящее время практические занятия ведутся в следующем порядке, представляющемся, повидимому, наиболее целесообразным. Один раз в неделю для слушательниц младших курсов (2-й и 3-й) ведутся по группам занятия в лаборатории, на которых слушательницы знакомятся в сжатом виде (каждая группа в течение 1 месяца, т. е. 4-е раза) с важнейшими методами экспериментально-психологического исследования. Опыты проделываются по возможности коллективно, так чтобы все участвующие в занятиях могли проделывать их на самих себе. Второй раз в неделю занятия ведутся, с разрешения профессора В.М. Бехтерева, в клинике душевных болезней и состоят в демонстрации слушательницам старших курсов (4-й и 5-й) экспериментально-психологического исследования душевно-больных.

В первые годы слушательницами Института было сделано много рефератов по различным темам по теоретической и практической психологии. В последнее время рефераты начинают постепенно заменяться беседами по поводу прочитанного: такие беседы касаются вопроса уже знакомых всем их лекций, дают возможность большому количеству лиц принять активное участие в общей работе и, быть может, являются более целесообразными.

В продолжение последних лет неоднократно предпринимались экскурсии в различные учреждения, имеющие отношения к врачебному воспитанию, с целью ознакомить слушательниц с этой малодоступной им областью.

Хотя чтение лекций и практических занятий не было ограничено какими-либо определенными курсами (за исключением занятий в клинике, на которые допускались лишь студенты 4-го и 5-го курсов), но преимущественными посетительницами оказались слушательницы 2-го и 3-го курсов, что, по моему мнению, следует считать вполне нормальным. Вообще же отношение слушательниц к занятиям, как в смысле интереса к делу, так и в смысле усердия в работе не оставляло желать лучшего. Это обстоятельство также заставляет думать, что потребность в систематическом преподавании психологии на медицинских факультетах действительно существует и что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.

 

Санкт-Петербург

А. Лазурский

26 мая 1912 г.

 

 

В конце 1913 г. А.Ф. Лазурский был избран штатным клиническим ассистентом Женского медицинского института и окончательно перешел из военного в гражданское ведомство. С этого времени наряду с преподаванием психологии он начал вести в больнице Николая Чудотворца клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А.Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психо-Неврологического института, и периодически — участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые организовывались при институте [32].

Таким образом, А.Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях. Однако начавшаяся в 1914 г. война помешала дальнейшему распространению этого важного начинания.

16 (3) марта 1917 г.3 тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому не было еще и 43 лет. По словам Владимира Николаевича Мясищева, улица, где жил А.Ф. Лазурский, в дни Февральской революции простреливалась пулемётом и больному не была оказана своевременная помощь. (Недавно нами было установлено, что это дом № 12-а по Ординарной улице в Санкт-Петербурге, в котором А.Ф. Лазурский с женой снимал квартиру). Детей у А.Ф. Лазурского не было.

А.Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на естественнонаучной основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы психотерапии благодаря концепции отношений личности. В целом творческие достижения блестящего ученого-психолога и клинициста показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

В заключение следует отметить, что ровно через 100 лет после заявления Лазурского о создании курса преподавания психологии студенткам Женского медицинского института в том же вузе (ныне Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова) в 2012 г. был открыто учебное Отделение клинической психологии.

 

_______________________

1 Городок Переяслав вошел в историю как место, где в 1654 г. было принято решение Запорожского  казачества  о  присоединении к Московскому государству. Сейчас в этом 30-тысячном городе действуют 24 музея: Музей казацкой славы, Музей хлеба, музей известного писателя Шолом-Алейхема (Шолом Рабинович) и др. Но музея А.Ф. Лазурского нет.

2 Обзор достижений А.Ф. Лазурского в этой области опубликован нами ранее [31].

3 3 марта — эта дата значится в некрологе, напечатанном В.М. Бехтеревым в журнале «Вестник психологии» [1]. 16 марта — по новому стилю.

 

Литература

1.   Бехтерев В.М. Вестник психологии. – 1919. – Вып. 1. – С. 1–3.

2.   Вестник психологии. – 1914. – Т. ХI, Вып. 1. – С. 175.

3.   Вундт В. Основы физиологической психологии. (Без места и года издания). – 1024 с.

4.   Гервер А.В. Отчет о деятельности Психо-Неврологического института за 1908 учебный год. – СПб., 1910. – С. 4.

5.   Гизе Э.А., Лазурский А.Ф. Дыхание и пульс во время гипноза // Обозрение психиатрии. – 1899. – № 11. – С. 918–920; 1900. – № 5. – С. 356–367.

6.   Естественный эксперимент и его школьное применение / под. ред. А.Ф. Лазурского. – Петроград, 1918. – 192 с.

7.   Известия Императорской Военно-медицинской академии. – 1901. – Т. 2, № 3. – С. 332–234.

8.   Известия Императорской Военно-медицинской академии. – 1904. – Т. 8, № 1. – С. 103.

9.   Лазурский А.Ф. О соотношении лобно-мостовой системы с сетчатым ядром // Неврологический вестник. – 1895. – Вып. 3. – С. 99–100.

10.   Лазурский А.Ф. О центральных продолжениях двигательных черепных нервов // Неврологический вестник. – 1895. – Вып. 3. – С. 101–102.

11.Лазурский А.Ф. О петлевом слое. Исследование по методу перерождения // Неврологический вестник. – 1898. – Вып. 1. – С. 71–91.

12.   Лазурский А.Ф. Метод систематического наблюдения в индивидуальной психологии. Отчеты научных собраний врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней за 1898–99 г.г. – СПб., 1899. – С. 11–15.

13.   Лазурский А.Ф. Об изменениях мозговой коры при старческом слабоумии // Неврологический вестник. – 1900. – Вып. 3. – С. 156–187.

14.   Лазурский А.Ф. О влиянии естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии. – 1900. – № 8. – С. 594–597; № 9. – С. 660–670.

15.   Лазурский А.Ф. О влиянии мышечных движений на черепно-мозговое кровообращение: дис. … док. медицины. – СПб., 1900. – 278 с.

16.   Лазурский А.Ф. О влиянии различного чтения на ход ассоциаций // Неврологический вестник. – 1900. – Т. 8. – Вып. 3. – С. 67–101.

17.   Лазурский А.Ф. О внушенных чувствованиях на пульс и дыхание // Известия Императорской Военно-медицинской академии. – 1900. – Т. 1, № 4. – С. 329–350.

18.   Лазурский А.Ф. Об индивидуальных особенностях при запоминании и воспроизведении // Юбилейный сборник, посвященный В.М. Бехтереву. – СПб. – 1903. – Т. 1. – С. 398–413.

19.   Лазурский А.Ф. Программа исследования личности // Вестник психологии. – 1904. – Вып. 9. – С. 686–709.

20.   Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. – СПб., 1906. – 307 с.

21.   Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Труды Первого Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике. – СПб., 1911. – С. 142–152.

22.   Лазурский А.Ф. О подготовке школьных врачей // Труды III съезда Отечественных психиатров. – СПб., 1911. – С. 763–1914.

23.   Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. – СПб., 1912. – 264 с.

24.   Лазурский А.Ф. О преподавании психологии на медицинских факультетах // Труды XI Пироговского съезда русских врачей. – СПб., 1913. – Т. 3. – С. 196–203.

25.   Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные. – М., 1916. – 53 с.

26.   Лазурский А.Ф. Классификация личностей / под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. – Петроград: Государственное издательство, 1921. – 401 с.

27.   Лазурский А.Ф., Акопенко П.Т. О влиянии мышечных движений (ходьбы) на скорость психических процессов // Обозрение психиатрии. – 1897. – № 2. – С. 138–143.

28.   Лазурский А.Ф., Румянцев Н.Е. Об индивидуальных особенностях восприятия // Вестник психологии. – 1912. – Т. IX, Вып. 1. – С. 50–56.

29.   Лазурский А.Ф., Шипов Н.Н. Память последовательных зрительных впечатлений // Неврологический вестник. – 1900. – Т. 8, Вып. 1. – С. 15–19.

30.   Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Издательство Ленинградского государственного университета, 1960. – 426 с.

31.   Мясищев В.Н., Журавель В.А. На пути создания психологической теории личности. (К столетию со дня рождения А.Ф. Лазурского) // Вопросы психологии. – 1974. – № 2. – С. 32–42.

32.   Отчет о деятельности Психо-Неврологического института за 1911 год. – СПб., 1913. – С. 32.

33.   Протоколы заседаний Общества психиатров в С.-Петербурге за 1899 г. – СПб., 1901. – С. 55.

34.   Труды клиники душевных и нервных болезней в С.-Петербурге. – 1899. – Вып. II; СПб. – 1900. – Ч. 2. – С. 21.

35.   Труды XI Пироговского съезда русских врачей. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 152, 192.

36.   Центральный государственный военно-медицинский архив. – Фонд 3. – № 392.

37.   Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. – Фонд 389, опись 1. – № 230.

38.   Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга. – Фонд 436. – № 14461.

 

 

Ссылка для цитирования

УДК 159.9(092)

Журавель В.А. Создание А.Ф. Лазурским основ медицинской психологии и преподавание её в России (к 140-летию со дня рождения) // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2014. – N 6(29) [Электронный ресурс]. – URL: http://mprj.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

 

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

 

  Р’ начало страницы Р’ начало страницы

ОБОЗРЕНИЕ ПСИХИАТРИИ И МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

им. В.М. Бехтерева


Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы)


Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных)


Григорьева Е.А., Хохлов Л.К. К проблеме психосоматических, соматопсихических отношений


Деларю В.В., Горбунов А.А. Анкетирование населения, специалистов первичного звена здравоохранения и врачей-психотерапевтов: какой вывод можно сделать о перспективах психотерапии в России?

Серия 16

ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИКА


Щелкова О.Ю. Основные направления научных исследований в Санкт-Петербургской школе медицинской (клинической) психологии

Cамые читаемые материалы журнала:


Селезнев С.Б. Особенности общения медицинского персонала с больными различного профиля (по материалам лекций для студентов медицинских и социальных вузов)

Панфилова М.А. Клинический психолог в работе с детьми различных патологий (с задержкой психического развития и с хроническими соматическими заболеваниями)

Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами

Вейц А.Э. Дифференциальная диагностика эмоциональных расстройств у детей с неврозами и неврозоподобным синдромом, обусловленным резидуально-органической патологией ЦНС

Авдеева Л.И., Вахрушева Л.Н., Гризодуб В.В., Садокова А.В. Новая методика оценки эмоционального интеллекта и результаты ее применения

Яндекс цитирования Get Adobe Flash player