|
РУБРИКА: МЕДВУЗЫ \ ВВЕДЕНИЕ В МЕДИЦИНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ И МЕДИЦИНСКУЮ ПЕДАГОГИКУ (ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) |
© Социальная
психология личности. Практикум. – Тема 1. Социальная психология в работе
врача.
// Социальная психология личности: Учебное пособие. –
Ярославль, 2006, С. 5-17
ISBN 5-9527-0046-2 (Серия «Практикумы по психологии для студентов-медиков»)
Рекомендуется учебно-методическим объединением по
медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного
пособия для студентов, обучающихся по специальности «лечебное дело» и
«педиатрия»
Автор-составитель: В.А. Урываев – клинический психолог
высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцент по кафедре медицинской
психологии
Рецензенты: Руководитель Федерального научно-методического
центра по психотерапии и медицинской психологии Минздравсоцразвития РФ председатель
Проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН доктор медицинских наук
профессор Заслуженный деятель науки Российской Федерации Борис Дмитриевич Карвасарский (Научно- исследовательский
Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева); Доктор психологических наук
профессор декан факультета клинической психологии зав кафедрой общей и
клинической психологии Вячеслав
Афанасьевич Аверин (Санкт-Петербургская государственная педиатрическая
медицинская академия), Серова Ирина
Анатольевна (Пермская государстственная медицинская академия) – доктор
философских наук, профессор кафедры философии и биоэтики; Приленский Борис Юрьевич (Тюменская государственная медицинская
академия) – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской психологии
и психотерапии с курсом общей психологии и педагогики;
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1 (10). Социальная
психология в работе врача. |
Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение |
Тема 3 (12). Социальные
установки в отношении здоровья и болезни. Качество жизни. |
Тема 4 (13). Психология
невербального общения, невербальное общение в работе врача. |
Тема 5 (14). Психология
вербального общения, особенности вербального общения врача. |
Тема 6 (15). Психология установления контакта, контакт в
работе врача. |
Тема 7 (16). Ролевое поведение врача. |
Тема 8 (17). Конфликтное общение. |
Приложение: Ключи к психологическим тестам по темам 10-17
и литература для углубленного изучения тем |
Тема 1 (10). Социальная психология в работе
врача
Материалы для проведения практического
занятия – дискуссии |
1.1. Социальная психология
личности – взаимодействие «врач-пациент» |
1.2. Социальная психология групп – пациент и
микросреда в ходе лечения |
1.3. Социальная психология
здоровья и культура («аутотренинг по-китайски», начало) |
1.4. Требования к основам
профессионального взаимодействия на приеме у врача (дискуссия) |
1.5. «Шестое чувство» (тренинг
социальной чувствительности)
|
1.6.
«Окно Джо-Гарри» |
1.7. Межличностные отношения (тест
«Опросник самораскрытия») |
Актуальность темы определяется тем, что предстоящая студентам-медикам
лечебная работа должна вобрать в себя проблемы социальных факторов дезадаптации
человека, социальной психологи организации собственно лечебного процесса,
разнообразных реабилитационных программ, направленных, в конечном счете, на
реадаптацию человека к общественной жизни.
Афоризмы и мысли.
«В душевной жизни одного человека другой всегда оценивается как
идеал, как объект, как сообщник или как противник, и поэтому индивидуальная
психология с самого начала является одновременно и социальной психологией…»
Зигмунд Фрейд
«Одиночество – величайшее
зло для человека. заключение в одиночной камере, как полагают многие, является
слишком жестокой и неестественной пыткой, чтобы ее можно было одобрить в
цивилизованных странах. Для человека, оказавшегося выброшенным на необитаемый
остров, самым ярким и волнующим впечатлением будет след человеческой ступни или
маячащая вдали человеческая фигура».
Уильям
Джемс, американский психолог
«Иметь только внушенные идеи и считать их самопроизвольными – вот
иллюзия, свойственная человеку, рассматриваемому как социальная единица»
«Можешь обратиться к одиночке – и узнать в нем человека по
заложенной в нем возможности отношений; можешь обратиться к людской
совокупности – и узнать в ней человека по заложенной полноте отношений»
«Если думать о длинной и мрачной истории человечества, то
обнаруживается, что самые страшные преступления совершались во имя послушания,
а не во имя бунта».
Чарльз Перси Сноу (английский физик, писатель,
публицист)
«Человек оказался неспособен адаптироваться к тем изменениям в созданной
им среде, которые он сам же и вызвал».
«Нельзя эффективно психически готовить
здоровых лиц к пребыванию в больнице и к лечению, но можно и необходимо
готовить медицинских работников к психологическому подходу к больным»
Й. Соучек (врач, профессор)
Цели изучения темы:
студент
должен иметь представление
* о возможной решающей роли социального окружения пациента в
этиопатогенезе заболеваний и социально-психологических факторах непосредственно
влияющих на процесс лечения;
студент
должен знать:
* основные «уровни» социально-психологического анализа
поведения и их характерные особенности;
* вклад социально-психологических факторов в успешность
лечения в целом и в «качество медицинских услуг» в частности.
студент
должен уметь:
* учитывать основные социально-психологические факторы,
определяющие качество контакта в диаде «врач-пациент»
* требования к социально-психологической атмосфере,
сопровождающей процесс лечения пациента в стационаре.
* рефлексивно оценивать свою личную готовность к открытым
доверительным отношениям
1.1. Социальная психология личности – взаимодействие
врач-пациент.
В социальной психологии выделяются следующие основные разделы, во-первых, «социальная психология личности»; во-вторых, «социальная психология малых групп и коллективов»; в-третьих, «социальная психология больших социальных групп и социальных общностей».
В
тоже время, об относительности такого разделения мы можем судить рассматривая
проблему социально-психологической «природы» успешности / неуспешности
взаимодействия «врач-больной».
Табл.
1.1. Применив принцип развития к анализу ситуации встречи и диалога «врач –
пациент», мы можем следующим образом описать этапы этого взаимодействия (на базе
модели Pendlton’а, 1983).
При
анализе структуры таблицы «по вертикали» мы можем выделить:
-
этап «пред-истории» (который можно
условно обозначить как «факторы личности», прежде всего, в широком
социально-психологическом аспекте);
-
этап «актуального взаимодействия» – обозначаемый как «факторы процесса»
-
и, пролонгация ситуации «в будущее» – «варианты результата».
1.2. Социальная психология групп – пациент и микросреда
в ходе лечения
Табл. 1.2. Основные социально-психологические факторы,
окружающие пациента в ходе лечения в стационаре
q квалификация персонала |
q отсутствие информации о ходе заболевания |
q уменьшение жизненного пространства |
q изоляция от привычного окружения |
q готовность помочь со стороны персонала |
q лечение, направленное только на болезнь |
q аторитаризм персонала |
q конфликт врача с мнением узких специалистов |
q усталость и психическое состояние персонала |
q исключительная объективизация |
q непонимание происходящего во время обходов |
q подарки и взятки (их необходимость или отсутствие необходимости) |
пациент |
q дружеское, понимающее отношение персонала |
q социальная дистанция, чужой «язык» |
q близкое соседство и сопереживание болезни и смерти |
q посещение и советы семьи и
друзей |
q «медицинская скотома» – вос-приятие симптома, а не человека |
q психологичес-кая готовность персонала помочь |
q диагностические и терапевтические вмешательства |
q уделяемое персоналом время для пациента |
q сбор анамнеза и предварительные
исследования |
q низшая позиция пациента в клинической иерархии |
q предписания, необходимость строго им следовать |
q готовность персонала все как следует объяснить |
Попытайтесь
систематизировать, классифицировать, обобщить факторы, сопровождающие
непосредственные болезненные переживания пациента (по материалам современных
разработок) и предложить способы их нейтрализации, сведения к минимуму. При
необходимости число факторов можно расширить (в этом случае – аргументируйте).
1.3. Культурные традиции и социальная психология
здоровья.
Рассуждения о ста болезнях и ста лекарствах (аутотренинг по-китайски)
Мы приводим оригинальный китайский текст, охватывающий, с одной стороны, непосредственно проблемы «здоровья» – «болезни», с другой стороны – привлекающий внимание врачей к широкому социально-культурному контексту жизни человека.
Древнекитайский текст в переводе Б. Виноградского здесь и далее адаптирован к задачам аутотренинга: повторяя старинные формулы и вдумываясь в их смысл, вы успокаиваетесь и заряжаете себя на программу выздоровления. Повторять их можно отдельными фразами или в последовательном наборе по три – пять минут – несколько раз в день. Конечно, расслабившись предварительно в удобной позе.
Лао-Цзюнь молвит: Если ты способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталостей. Боль и болезнь пройдут сами. Ты переправишься через море страданий, и, если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше...
1. Не соблюдать постоянство в радости и гневе – это болезнь.
2. Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду – это болезнь.
3. Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу (дэ) – это болезнь.
4. Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви – это болезнь.
5. В безудержной алчности не видеть собственных прегрешений – это болезнь.
6. В гневе желать кому-то смерти – это болезнь.
7. Унижая людей, возвышать себя – это болезнь.
8. В произвольных изменениях попустительствовать себе – это болезнь.
9. В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях – это болезнь.
10. Ради сохранения удобства доходить до совершения плохих поступков – это болезнь.
Лао-Цзюнь молвит: С древних времен человек мудрый, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему от малейшего плохого поступка, движения души, нехорошей мысли. То, посредством чего он способен был действовать, можно назвать вкушением лекарств. Приведем эти сто лекарств.
1. Соблюдение норм ритуала (религии) в движении и покое – это лекарство.
2. Податливость тела и мягкость характера – это лекарство.
3. Милосердие в действиях и гармония в сердце – это лекарство.
4. Соблюдение ритма в движениях и паузах – это лекарство.
5. Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти – это лекарство.
6. Избавление от желаний в сердце – это лекарство.
7. Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное – это лекарство.
8. Не брать того, что достается тебе сверх положенного, – это лекарство.
9. Преодолевая гнев, сохранять любовь – это лекарство.
10. Стремиться к свободному и непринужденному взаимодействию (в контактах общения) – это лекарство.
РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Лао-Цзюнь молвит; Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблему, лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее...
11. Из-за превосходства в знаниях презирать людей – это болезнь.
12. Пользуясь властью, творить произвол – это болезнь.
13. Отрицая других, утверждать себя – это болезнь.
14. Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними – это болезнь.
15. Пользуясь силой, побеждать людей – это болезнь.
16. Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени это болезнь.
17. В речах стремиться к победе над человеком – это болезнь.
18. Брать взаймы и забывать о возвращении долга – это болезнь.
19. Считать людей кривыми, а себя прямым – это болезнь.
20. Прямотой наносить вред людям – это болезнь.
Найти эти черты в самом себе – первый шаг к выздоровлению души и тела.
ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ
Лао-Цзюнь молвит: Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не сознавая их сути и не видя их истинных причин...
11. Желать людям счастья – это лекарство.
12. Спасать в беде, помогать в трудностях – это лекарство.
13. Перевоспитывать глупых и наивных – это лекарство.
14. Призывать к исправлению склоняющихся к смуте – это лекарство.
15. Предостерегать и увещевать молодых и неопытных – это лекарство.
16. Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся – это лекарство.
17. Помогать старым и слабым – это лекарство.
18. Использовать силу, чтобы помогать людям – это лекарство.
19. Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких – это лекарство.
20. Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние – это лекарство.
Напоминаем: древнекитайский текст приспособлен к задачам аутотренинга. Повторяя старинные формулы и вдумываясь в них, вы успокаиваетесь и заряжаете себя на программу выздоровления. Избавляясь от плохих эмоций, вы высвобождаете собственные силы, необходимые вашему организму на преодоление соматических заболеваний и нервных стрессов.
РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Лао-Цзюнь молвит: Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а наоборот, нужно стремиться к счастью...
21. Делая зло людям, радоваться себе – это болезнь.
22. В радости и гневе гордиться собой – это болезнь.
23. Считать людей глупыми, а себя мудрецом – это болезнь.
24. Восхвалять себя за свои заслуги – это болезнь.
25. Осуждать прегрешения людские – это болезнь.
26. Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться, – это болезнь.
27. Пустое принимать за реальное – это болезнь.
28. С радостью говорить о чужих просчетах – это болезнь.
29. Гордиться перед людьми своим богатством – это болезнь.
30. В связи с высотой положения презирать людей – это болезнь.
ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ
Лао-Цзюнь молвит: Как следствие этого (непонимания и
невидения причин) появляются недуги. А непосредственные причины состоят в
воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, энергия-ци которых и вызывает
болезнь...
21. Имея высокое положение, дружить с простыми людьми – это лекарство.
22. Быть скромным и уступчивым в разговоре – это лекарство.
23. С почтением и уважением относиться к младшим по рангу – это лекарство.
24. Не требовать возвращения старых долгов – это лекарство.
25. Искренне и с верой сочувствовать и утешать – это лекарство.
26. Говоря конкретно, быть прямым и искренним – это лекарство.
27. Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением – это лекарство.
28. Не спорить об истинном и ложном – это лекарство.
29. Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо – это лекарство.
30. Претерпев позор, не хранить обиды – это лекарство.
Вы можете, к примеру, внимательно и вдумчиво (возможно – с расстановкой, вслух и не один раз) прочесть изречения мудреца Лао-Цзюнь о ста болезнях, а потом, так же медленно, вдумываясь в смысл каждого слова, прочесть десять из них (дозировку этого дня). Затем так же – прочесть десять из ста лекарств. Но такая доза может быть для вас слишком сильной. Не утомляет ли она вас, не рассеивает ли ваше внимание? Может быть, вам трудно сразу сосредоточиться на самом главном в древнем высказывании? Тогда попробуйте сделать так:
Для каждого дня аутотренинга по-китайски вы берете очередную пару (под одним и тем же номером, допустим 21 и 21, 27 и 27), т.е. одну болезнь и одно лекарство. И, закрыв глаза, медленно, много раз, повторяете сначала формулу болезни, затем формулу излечения, вдумываясь в каждое слово и как бы пропуская древнюю мудрость через себя, сквозь себя, задерживая ее на несколько мгновений в вашем сердце. Получилось? Еще некоторое время вдумчиво повторяйте эти две фразы в любом порядке – сопоставляя их смысл и сравнивая – сравнивая внутри себя. А теперь подумайте хорошенько: что вам дало такое сравнение? что вы ощущали? что почувствовали теперь? сможете ли вы применить эти формулы в своей жизни? безоговорочно можете следовать им или с какими-то оговорками, смягчающими их категоричность?
Назавтра вы возьмете следующую (по порядковому номеру) пару – «болезнь» и «лекарство» ...
РАССУЖДЕНИЯ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
Лао-Цзюнь молвит: Не нужно ждать, пока процесс (болезни) завершится, а следует применять снадобья-лекарства. ..
31. Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных – это болезнь.
32. Будучи бедным, завидовать богатству – это болезнь.
33. Клеветой на людей добиваться (чьего-нибудь) расположения – это болезнь.
34. Выставлять напоказ свою моральную силу – это болезнь.
35. Ставить себе в заслугу победу над другим человеком – это болезнь.
36. Из-за эгоистических интересов нарушать справедливость – это болезнь.
37. Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу – это болезнь.
38. Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя – это болезнь.
39. Ревновать мужчину или женщину – это болезнь.
40. Из-за вспыльчивости идти наперекор – это болезнь.
ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ
Лао-Цзюнь молвит: Так как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-шэнь приходит в состояние, при котором душа-хунь исчерпывается, и душа погибает. (Эти две души соответствуют печени и дереву, легким и металлу).
31. Развивать стремление к добру и уходить от зла – это лекарство.
32. Отказываясь от красивого, брать безобразное – это лекарство.
33. Отказываясь от многого, брать малое – это лекарство.
34. С восхищением относиться к добродетели мудрых – это лекарство.
35. При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя – это лекарство.
36. Не проявлять себя, выставляясь напоказ – это лекарство.
37. Отвергать заслуги и брать на себя труды – это лекарство.
38. Не хвастаться своим устремлением к добру – это лекарство.
39. Не скрывать чужих заслуг – это лекарство.
40. Не досадовать при тяжелой работе – это лекарство.
Как видим, размышляя над древнекитайскими формулами мудрости, мы практически определяем причины своих отрицательных эмоций, а, выявив эти причины, мы можем избавиться от самих нежелательных эмоций. Ведь отрицательное действие их на наш организм является следствием их неосознанного возникновения как реакции на нечто, чего мы сами не знаем и не видим. Тем самым смутное раздражение, зародившись в нас, глубокое и неопознанное, делает свою разрушительную работу (накопление стресса, углубление в депрессию, провокация обострения хронических заболеваний, плохое настроение и неудачи и проч.). Осознавая же причину той или иной эмоции, мы – на уровне сознания – сводим на нет и ее актуальность для нас, и возможные разрушительные последствия ее для нашего организма.
Попробуйте научиться также менять эмоциональный «минус» на «плюс», т.е. эмоции отрицательные на эмоции положительные – по тому же самому поводу или при переключении эмоционального отношения вашего на что-либо иное – нейтральное для вас либо приятное.
Продолжение см. в
материалах к темам 2(11), 3(12)
1.4. Требования к основам профессионального
взаимодействия на приеме у врача
Ознакомьтесь
с требованиями в части общения врача, предъявляемыми студентам медикам одного
из английских вузов. Проверьте, насколько вы готовы получить высшую оценку.
Профессиональные навыки – форма для оценки
медицинского интервью – I год
Врач
…...................…………………………………………………………….
Оценщик
…...............……………………………………………….
Дата …..............
1 . ПРИВЕТСТВИЕ * представление (имя, роль) |
…....................... |
* выяснение имени пациента и
предпочитаемой формы обращение к нему |
…....................... |
* постановка цели взаимодействия |
…....................... |
2. ПОДГОТОВКА «СЦЕНЫ» * оптимизация окружения
(оформление мест для сидения, физические барьеры, факторы, которые могут
отвлекать внимание) |
…....................... |
* предоставление пациенту
возможности чувствовать себя свободно (физический комфорт, эмоциональный
дистресс) |
…....................... |
* вводная фраза для уточнения
настоящего состояния (например, «Как вы себя чувствуете?» или другой
подходящий комментарий) |
…....................... |
* передача внимания и
заинтересованности (контакты взглядом, поза, действия, правильный ответ на
результат вводной справки) |
…....................... |
3. ОТКРЫТИЕ ОБОЗРЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПРОБЛЕМ) * приглашение поставить проблему
(проблемы) |
…....................... |
* правильное использование
молчания |
…....................... |
* баланс открытых и закрытых
вопросов |
…....................... |
* использование облегчения,
прояснения, других добавочных техник |
…....................... |
* баланс между спонтанными
проявлениями пациента и способностью руководить интервью |
…....................... |
4. ОПИСАНИЕ НАСТОЯЩЕЙ БОЛЕЗНИ * организация течения интервью
вокруг нити повествования |
…....................... |
* выявление деталей симптомов
(локализация в теле, качество, количество, хронология, контекст, усиливающие
и ослабляющие факторы, сочетающиеся с новыми проявлениями) |
…....................... |
* изложение жизненного контекста
пациента |
…....................... |
* выдвижение гипотез |
…....................... |
* использование правильных методов
наведения справок (см. п.3 выше) |
…....................... |
5. НАВЫКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ * показ врачом самого себя (внешний
вид, поведение, включая уверенность в себе, доверительность, профессионализм) |
…....................... |
* речь и использование языка
(особенно ясность) |
…....................... |
* качество взаимодействия (теплота,
восприимчивость, внимательность, заботливость, эмпатия, отношение к пациенту,
например, доверительность, «несудебный» тон и т.д. |
…....................... |
* работа с сенситивными и
личностными проблемами |
…....................... |
* способность справиться с
ограничением по времени |
…....................... |
6. ЗАКРЫТИЕ ИНТЕРВЬЮ * сделан ли сбор всего
необходимого |
…....................... |
* спросил ли врач – осталось ли
что-то важное, что пациент забыл упомянуть |
…....................... |
* спросил ли врач – есть ли у
пациента какие-либо вопросы |
…....................... |
* внимание к установлению
последующих шагов и договоренностей, как это необходимо |
…....................... |
* прощание |
…....................... |
ОБЩАЯ ОЦЕНКА: НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО /
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
(«Врач-пациент:
общение и взаимодействие», С. 41-43)
1.5. Тренинг социальной чувствительности «Шестое чувство» («Сборник псхокоррекцион-ных техник».
– Ярославль, 1994, фрагмент)
С помощью этого тренинга студенты могут
оценить свою способность оценивать способ образ мышления группы людей, получить
количественную оценку своих способностей понять других, увидеть нечто их
глазами.
Преподаватель зачитывает один за другим 20
вопросов, через достаточные промежутки времени. Задача студентов заключается в
том, чтобы отгадать наиболее вероятный ответ, который даст в ответ на этот
вопрос БОЛЬШИНСТВО присутствующих.
Инструкция: «Рядом с цифрой 1 (и т.д.)
напишите ответ, который, как Вы полагаете, даст большинство здесь присутствующих».
Когда студенты запишут последний ответ,
преподаватель начинает выяснять ответы и подсчитывать их (студенты поднимаю
руки). выигрывает участник, набравший наиболее крупную сумму баллов. Об таких
можно сказать, что им хорошо удается вчувствование во внутренний мир других.
1.
Орел или решка?
2.
Назовите один из месяцев года.
3.
Назовите один из дней недели.
4.
Назовите праздник.
5. Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100,
258, 555. Обведите кружком одно из них
6. Запишите следующие слова: легкие, сердце,
печень, почки. Обведите кружком одно из них
7. Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник,
волнистую линию и обведите одну из фигур
8.
Назовите денежную сумму
9.
Назовите какой-нибудь продукт питания
10. Назовите музыкальный инструмент
11. Назовите воинское звание
12. Назовите одну из научных дисциплин
13. Напишите букву
14. Напишите число
15. Напишите фамилию кого-либо из
присутствующих
16. Поставьте несколько точек
17. Назовите подарок (не деньги), который
пришелся бы кстати всем присутствующим
18. Назовите болезнь
19. Назовите отрицательную черту характера
20. Назовите положительную черту характера
1.6. Окно Джо-Гарри
Проанализируйте
проблему, отраженную в концепции «Окно Джогари» (имя составлено из начал имен
двух американских исследователей общения (взаимодействия). Объясните, почему
изменяются параметры «Окна» при установлении доверительного общения?
Табл. 1.6. «Окно
Джогарри» (впервые описано Джозефом Лафтом и Гарри Инграмом. см. Josef Laft
and Harry Ingram «Johary Window», 1955) – открытые и закрытые
«пространства» личности, личностные характеристики.
«АРЕНА» |
«СЛЕПОЕ ПЯТНО» |
I. Открытое для меня
и для других людей |
II. Закрытое для меня,
но открытое для других |
«ВИДИМОСТЬ» |
«НЕИЗВЕСТНОЕ» |
III. Открытое для меня, но закрытое для других людей |
IV. Закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям |
I. |
II. |
III. |
IV. |
Размеры
«пространств» в результате установления близких и подлинных взаимоотношений
I. |
II. |
III. |
IV. |
1.7.
Диагностика зрелости межличностных отношений – «Опросник самораскрытия»
Укажите, в каком объеме Вы говорили на
данную тему с каждым из указанных лиц, то есть насколько Вы с ним откровенны.
Женатые и замужние выбирают для ответов образ Супруга / Супруги, остальные Подруга
/ Друг.
Степень самораскрытия определяется по
следующей шкале
«0» – об этом аспекте самого себя я с данным
лицом не говорил
«1» – на эту тему я говорил лишь в общих
чертах (указанное лицо об этом аспекте моей личности имеет лишь общее представление)
«2» – с данным лицом на эту тему я
разговаривал вполне откровенно и подробно (в этом отношении оно меня хорошо
знает и могло бы подробно описать)
«Х» – я лгал или говорил на эту тему неискренне,
так что данное лицо имеет обо мне по данному вопросу ложное впечатление
|
Мать |
Отец |
Подруга/ Супруга |
Друг/ Супруг |
А. Позиции и мнения |
|
|
|
|
1. Что я думаю об употреблении алкоголя |
|
|
|
|
2. Что я думаю о морали половых
отношений. Как люди, включая меня, должны, по моему мнению, вести себя в
вопросах пола |
|
|
|
|
3. Мой личный стандарт красоты и привлекательности
женщин – что в них я считаю привлекательным |
|
|
|
|
4. Что я считаю желательным у мужчин |
|
|
|
|
5. Как должны обращаться родители с
детьми. Что я об этом думаю. |
|
|
|
|
Б. Предпочтения и
интересы |
|
|
|
|
1. Мои любимые и нелюбимые блюда |
|
|
|
|
2. Какую музыку я люблю, а какую нет. |
|
|
|
|
3. Что мне больше всего нравится читать |
|
|
|
|
4. Мои любимые фильмы и телепрограммы |
|
|
|
|
5. Как я больше всего люблю проводить свободное
время |
|
|
|
|
В. Работа или учеба |
|
|
|
|
1. Какие недостатки мешают мне работать
так, как я этого хотел бы. |
|
|
|
|
2. Что я делаю охотнее всего, что дает
мне наибольшее удовлетворение в работе |
|
|
|
|
3. Мои устремления и цели в работе |
|
|
|
|
4. Что я думаю о выбранной мною
профессии – доволен я ею или нет. |
|
|
|
|
5. Что я в действительности думаю о
людях, с которыми я учусь. |
|
|
|
|
Г. Деньги |
|
|
|
|
1. Каковы мои доходы |
|
|
|
|
2. Есть ли у меня сбережения и какие |
|
|
|
|
3. Есть ли у меня денежные долги и
сколько я должен |
|
|
|
|
4. Все мое имущество, включая недвижимое
имущество, сбережения, ценности, обстановку и т.д. |
|
|
|
|
5. Как я обращаюсь с деньгами, какая их
часть предназначена на покупку самого необходимого, на предметы роскоши и
т.д. |
|
|
|
|
Д. Личность |
|
|
|
|
1. Стороны моей личности, которыми я недоволен,
которые приносят мне огорчения и которые я считаю своими недостатками |
|
|
|
|
2. Факты моей теперешней сексуальной
жизни, как она протекает, какие, возможно, порождает проблемы, с кем у меня
любовная связь |
|
|
|
|
3. Что меня волнует |
|
|
|
|
4. Факты прошлого или настоящего, вызывающие
у меня чувство вины или стыда |
|
|
|
|
5. Что у меня вызывает чувство гордости
за себя, за что я оцениваю себя положительно |
|
|
|
|
Е. Тело |
|
|
|
|
1. Что я думаю о своей внешности. Что не нравится в моем лице,
глазах, волосах, зубах и т.д. |
|
|
|
|
2. Как я хотел бы выглядеть |
|
|
|
|
3. Что я думаю о разных частях своего
тела – ноги, живот, грудь, и т.д., о своей массе |
|
|
|
|
4. Проблемы и заботы, которые порождал
мой внешний вид в прошлом |
|
|
|
|
5. Есть ли у меня проблемы, связанные со
здоровьем и какие |
|
|
|
|
Студенты
сообщают преподавателю полученные (при заполнении дома!) результаты
теста (он сокращен вдвое по сравнению с оригиналом С. Журара). высчитываются
средние баллы (суммарные и по областям) и обсуждаются возможные причины
«индивидуального» и «группового» разброса.
Группа может обсудить средние полученные
оценки, а возможно, результаты, полученные отдельными участниками. Можно, например,
обсудить различия между самыми откровенными и самыми «закрытыми» участниками.
Можно обсудить темы, где проявляется наибольшая откровенность и наибольшая
замкнутость, о причинах этого и т.д. Основная польза от этого упражнения
заключается в том, что участники получают представление о собственной
искренности по сравнению с остальными, распознают области внутренних запретов. (Сборник
психокоррекционных техник. – Ярославль, 1994)
См. также на сайте:
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 2 (11). Социальные стрессы и защитное поведение (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 3 (12). Социальные установки в отношении здоровья и болезни. Качество жизни (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 4 (13). Психология невербального общения, невербальное общение в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 5 (14). Психология вербального общения, особенности вербального общения врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 6 (15). Психология установления контакта, контакт в работе врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 7 (16). Ролевое поведение врача (автор-составитель В.А. Урываев)
* Социальная психология личности. Практикум. Тема 8 (17). Конфликтное общение (автор-составитель В.А. Урываев)
* Комплексная самохарактеристика. Практикум. Части 1-2 Цели и задачи написания «Комплексной самохарактеристики»; Биологические основы индивидуальности (У. Шелдон) (автор-составитель В.А. Урываев)
Пишите на адрес:
info@medpsy.ru medpsyru@gmail.com |
"Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика" ISSN 2309−3943 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52954 от 01 марта 2013 г. |
|
При использовании оригинальных материалов сайта © ссылка обязательна. |